Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА М.А. ШОЛОХОВА КАК СПОСОБ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПИСАТЕЛЯ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА М.А. ШОЛОХОВА КАК СПОСОБ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПИСАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ СИСТЕМА / МУЗЕЙНЫЙ ПРОЕКТ / МУЗЕЙНОЕ ПРОСТРАНСТВО / САМОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАЧЕСТВА / МАСТЕР-КЛАССЫ / ИНКЛЮЗИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргина О. И.

Проектная деятельность на современном этапе стала одним из основных направлений музейной работы. Музейные проекты в Государственном Музее-заповеднике М.А. Шолохова отражают комплексный подход к организации совместного с образовательными учреждениями просветительского процесса, базирующегося на музейных материалах. Данная статья знакомит с системой проектной деятельности Музея-заповедника за последние двадцать лет. Проведен анализ опыта работы с разновозрастной детской аудиторией в рамках восьми проектов по культурно-просветительскому, инклюзивному, экологическому и другим направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT WORKING OF NATIONAL SHOLOKHOV MUSEUM-RESERVE AS A WAY OF POPULARIZATION OF THE WRITER'S LITERARY HERITAGE

Project working nowadays has become one of the main trends of museum work. Museum projects in the National Sholokhov Museum-Reserve works reflect an integrated approach to organizing a joint educational process with educational institutions, which is based on museum materials. This article introduces the system of project working of the Museum-Reserve during the last twenty years. The analysis of experience being conducted on eight projects in cultural and educational, inclusive, environmental and other areas and survey of working with children of different ages was made.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА М.А. ШОЛОХОВА КАК СПОСОБ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПИСАТЕЛЯ»

НИР «РОЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М.А. ШОЛОХОВА В СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО КАЗАЧЬЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ»

Каргина О.И.

научный сотрудник отдела молодёжных программ ФГБУК «Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова»

[email protected]

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА М.А. ШОЛОХОВА КАК СПОСОБ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПИСАТЕЛЯ

Аннотация: проектная деятельность на современном этапе стала одним из основных направлений музейной работы. Музейные проекты в Государственном Музее-заповеднике М.А. Шолохова отражают комплексный подход к организации совместного с образовательными учреждениями просветительского процесса, базирующегося на музейных материалах. Данная статья знакомит с системой проектной деятельности Музея-заповедника за последние двадцать лет. Проведен анализ опыта работы с разновозрастной детской аудиторией в рамках восьми проектов по культурно-просветительскому, инклюзивному, экологическому и другим направлениям.

Ключевые слова: проектная деятельность, культурно-просветительская система, музейный проект, музейное пространство, самобытная культура казачества, мастер-классы, инклюзия

Проектная деятельность на современном этапе стала одним из основных направлений музейной работы. Проект является эффективной формой реализации музейной деятельности, поиска и экспериментов, которая помогает решать исследовательские, образовательные и воспитательные задачи.

В Государственном музее-заповеднике М.А. Шолохова создана целая система проектной деятельности по научно-издательскому, инклюзивному, экологическому и другим направлениям. Отдел молодёжных программ стал частью этой системы, осуществляя культурно-просветительскую деятельность.

Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова на протяжении многих лет занимается культурно-просветительской деятельностью. Предыдущая музейная практика по данному направлению показала, что в работе с детьми и подростками на современном этапе нельзя ограничиваться эпизодическими посещениями музея или только внеурочной музейной работой. Нужна система постоянных контактов и взаимодействия. Возникла необходимость в подготовке музейных проектов, которые бы отражали комплексный подход к организации совместного с образовательными учреждениями просветительского процесса, базирующегося на музейных материалах.

Проект «Шолоховский родник» реализуется в Государственном музее-заповеднике М.А. Шолохова с 1999 г. Сегодня детско-юношеское региональное общественное движение «Шолоховский родник» объединяет детей и взрослых из России и ближнего зарубежья для изучения и популяризации творческого наследия М.А. Шолохова, природы донского края, традиций донского казачества. Слёты участников движения «Шолоховский родник» проводятся ежегодно.

Своеобразным итогом образовательной и исследовательской деятельности юных экологов является ежегодная детско-юношеская научная конференция «Шолоховская география: от истоков до Нобелевского триумфа», главная цель которой - привлечь внимание школьников к изучению жизни и творчества М.А. Шолохова, мест, связанных с его именем. Материалы конференции издаются отдельным сборником.

Двадцатилетний опыт взаимодействия с участниками движения «Шолоховский родник» помогает объединять ребят разных регионов, чтобы всем вместе беречь и охранять природу Донского края.

Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова и образовательные учреждения Шолоховского района и Ростовской области выступают равноправными партнёрами в культурно-просветительской деятельности. Примером служит проект «Музей Шолохова - детям».

В основе проекта лежит изучение биографии и творческого наследия М.А. Шолохова, бытовой и духовной культуры казачества с учётом современного уровня шолоховедения, музееведения, этнокультурного материала, представленного в экспозициях и иных музейных пространствах. Музейные сотрудники используют современные формы и методы работы, опираясь на многообразие музейных предметов и экспозиций, создающих неординарную культурно-воспитательную среду, которая эмоционально, эстетически и этически воздействует на молодёжь.

Данный проект даёт возможность подростку открыть для себя духовное богатство той земли, на которой он живёт, познакомиться с художественным миром М.А. Шолохова. Музейный проект опирается, прежде всего, на примеры из жизни и творчества писателя, на яркие, запоминающиеся литературные шолоховские образы, которые формируют патриотическое отношение подрастающего поколения к историческому прошлому страны, родного Донского края, к лучшим традициям казачества.

Проект «Музей Шолохова - детям» остаётся актуальным на сегодняшний момент. Его реализация позволила создать в музее культурно-просветительскую систему для большого количества групп детей, способствующую гражданскому воспитанию подрастающего поколения в неформальной сфере. За время существования Детского музейного центра его сотрудниками было создано и реализовано большое количество проектов в рамках долгосрочного проекта «Музей Шолохова - детям». Так, в рамках проекта был создан клуб по патриотическому воспитанию «Возрождение». Участники клуба оказывали посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны, овладевали навыками проектного исследования, собирали материалы по теме «Вёшенцы в Великой Отечественной войне», работали с каталогами краеведческой литературы, оформляли альбомы памяти.

Для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями был создан проект сотрудничества с детской студией духовной живописи и иконописи («Инва-Студия», г. Краснодар). В рамках культурно-просветительской работы осуществлялось приобщение участников «Инва-Студии» к историческому наследию и культурным традициям казачьего края, знакомство с жизнью и творчеством писателя М.А. Шолохова, проводились конкурсы, совместные выставки, встречи с шолоховедами.

Были налажены культурные связи между Государственным музеем-заповедником М.А. Шолохова и школой искусств им. М.А. Балакирева. Музей оказывал информационную поддержку открытого фестиваля «Шолоховская весна» г. Москвы, выявлял талантливых молодых участников фестиваля и привлекал их к участию в мероприятиях Музея-заповедника, организовывал активный обмен информацией между учреждениями культуры по гражданско-патриотической тематике, по творчеству М.А. Шолохова, творческие встречи, фестивали, фото- и кинопоказы, праздники, концерты.

Проект «Содружество» был призван прививать молодому поколению из разных стран интерес к самобытной культуре казачества и способствовать развитию межнациональных отношений, укреплению согласия, мира и дружбы между народами. В течение нескольких лет молодёжь из городов Киева и Донецка (Украина) и поселка Дарьинское (Казахстан) участвовали в детском литературно-фольклорном празднике «Вёшенские веснушки», давали концерты в Шолоховском районе, участвовали в мероприятиях, посвящённых Дню рождения и Дню памяти М.А. Шолохова.

Проект «Я познаю мир» был создан для учащихся коррекционной школы VIII вида (школа-интернат № 41 г. Ростова-на-Дону). Этот совместный проект был призван решать

79

задачу по подготовке подростков с ограниченными умственными способностями к жизни и труду в тех конкретных условиях, которые ожидают их после обучения. Работа строилась по принципу: «Я слышу и забываю, я вижу и вспоминаю, я делаю и постигаю». Особенностью данного проекта было то, что большую часть его занятий с подростками проводили сами преподаватели школы, но на музейном материале. Учащиеся школы № 41 посещали ст. Вёшенскую для ознакомления с местами, где жил и работал М.А. Шолохов.

Культурно-просветительский проект «Цвет лазоревый» отразил комплексный подход к организации совместного с образовательными учреждениями познавательного процесса, базирующегося на музейных материалах. Программы проекта не являлись только факультативными, а могли входить в вариативную часть учебного плана в качестве регионального компонента. Особенностью данного проекта является то, что он не заменял программы, а являлся равноправным союзником в области образования и патриотического воспитания молодёжи. Его реализация показала, что сотрудничество между музеем и образовательными учреждениями может быть плодотворным, разносторонним, многоуровневым, многофункциональным, долгосрочным, приводящим к позитивным изменениям в социальном самоопределении подрастающего поколения, живущего в казачьем краю. Проект получил Гран-При на ежегодном фестивале «Интер-музей» в 2005 г.

Открытие в 2007 г. экскурсионно-выставочного центра «Народный дом» в ст. Вёшенской расширило возможности музея как уникального носителя историко-культурной памяти человечества и дало новый импульс для формирования особой культурной среды. Жители Донского края и близлежащих регионов получили возможность увидеть у себя на родине коллекции российских и зарубежных музеев.

С целью формирования у посетителей ценностного отношения к историко-культурному наследию музей Шолохова разработал и реализовал масштабный культурно-просветительский проект «Музей в музее». Данный проект не только дал возможность посетителям экскурсионно-выставочного центра знакомиться с историческими, культурными и природными памятниками России и зарубежья, но и открыл новые перспективы для сотрудничества музеев в сфере выставочной и культурно-просветительской деятельности. На базе привозных выставок стали проводиться музейные занятия, вызывающие большой интерес у школьников. Возникло новое направление работы с молодёжью. Для того, чтобы такие музейные занятия были познавательными, интересными, побуждали к творчеству, составители проекта работали в тесном контакте с коллегами-музейщиками.

Работа сотрудников отдела молодёжных программ проходила в постоянном взаимодействии с образовательными учреждениями. Материалы выставок стали хорошим подспорьем для расширения и углубления знаний, получаемых в рамках школьной программы. На музейных уроках широко использовались игровые приёмы: воображаемое путешествие во времени, игры-имитации, разработка эскизов вещевых источников для последующего творческого воссоздания предмета; проводились театрализованные представления, кинопросмотры, викторины, конкурсы и т.п.

Один из увлекательных способов знакомства с музейной коллекцией - работа с путеводителем. После рассказа экскурсовода ребята продолжали осмотр экспозиции самостоятельно, выполняя задания, которые были предложены в путеводителе. Каждое задание требовало знаний исторического материала и экспонатов, представленных на выставке, умения самостоятельно мыслить, отстаивать свою точку зрения и вести дискуссию.

В практическую часть музейных уроков включались мастер-классы. Участники занятий изучали технологию изготовления копий музейных предметов, при этом работали с глиной, бумагой, красками, природными материалами. Во время практических занятий они использовали знания, полученные во время экскурсии по выставке.

Проект «Музей в музее» стал одним из значимых направлений культурно-просветительской деятельности музея. Он усилил роль Музея-заповедника как центра знания, просвещения, творческого общения, дал юным посетителям возможность расширить

80

кругозор, открыл новые перспективы для взаимодействия с образовательными учреждениями и для сотрудничества с музеями России и зарубежья.

Проект «Лазорики. Навстречу солнышку» был создан в Музее-заповеднике М.А. Шолохова с целью организации доступной среды и культурного досуга для детей с особенностями развития. В настоящее время программы пребывания в музее адаптированы для категории детей с РАС (расстройством аутистического спектра) и другими ментальными нарушениями. В них входят интерактивные занятия, экскурсии и мастер-классы, способствующие социальной адаптации ребёнка, повышению интереса к культурной среде, улучшению качества жизни семей с особенными детьми за счёт их включения в музейное пространство.

Начиная с октября 2018 г., занятия еженедельно проходят на одном из объектов Музея-заповедника М.А. Шолохова. Сотрудничество и сотворчество - так можно обозначить совместную деятельность музейных педагогов с детьми. Вызвать у ребенка одобрение, улыбку, заинтересованность, желание совершать маленькие и большие открытия -важнейшие цели каждого занятия.

Музейные педагоги прошли обучающие курсы по взаимодействию с детьми с ОВЗ, имеют сертификаты, постоянно работают над совершенствованием методики взаимодействия с посетителями с особыми потребностями, улучшением качества работы музейных сотрудников с посетителями с инвалидностью, расширением сферы деятельности и использованием опыта коллег из других музеев.

Итак, как показывает время и практика, каждый из перечисленных проектов востребован, получает широкую аудиторию. Для нас постоянно открываются новые направления деятельности, в которых совмещаются полученный опыт и внедрение актуального компонента.

Базовым принципом работы сотрудников Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова является обеспечение среды для общения, а не трансляция готовых знаний. Необходимую свободную атмосферу творчества и развития и призваны создать чётко разработанные музейные проекты. Поэтому мы надеемся, что проектная деятельность поможет нам более эффективно строить свою работу с детьми и молодёжью.

PROJECT WORKING OF NATIONAL SHOLOKHOV MUSEUM-RESERVE AS A WAY OF POPULARIZATION OF THE WRITER'S LITERARY HERITAGE

Kargina O.I.

Science Researcher, Department of Programs for Youth and Children, National Sholokhov

Museum-Reserve

[email protected]

Abstract: Project working nowadays has become one of the main trends of museum work. Museum projects in the National Sholokhov Museum-Reserve works reflect an integrated approach to organizing a joint educational process with educational institutions, which is based on museum materials. This article introduces the system of project working of the Museum-Reserve during the last twenty years. The analysis of experience being conducted on eight projects in cultural and educational, inclusive, environmental and other areas and survey of working with children of different ages was made.

Key words: project working, cultural and educational system, museum project, museum space, Cossacks' original culture, master classes, inclusion

Для цитирования: Каргина О.И. Проектная деятельность музея-заповедника М.А. Шолохова как способ популяризации литературного наследия писателя// Архонт, 2021. № 2 (23). С. 7881.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.