УДК 378.046-021.68 И.А. Тишкова
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МАГИСТРАТУРЕ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Современный этап в отечественном инженерном образовании характеризуется реализацией гуманистическиориентированной культурной парадигмы, предлагающей обучающимся различные возможности для обеспечения саморазвития, самообразования и самореализации в рамках учебного заведения. Замена привычной «знаниевой» парадигмы вызвана высокими требованиями рынка труда к профессиональной подготовке выпускников, которые на сегодняшний день включают в себя способность быстро адаптироваться к новым условиям, мыслить разносторонне и нестандартно, а также творчески подходить к решению различных задач, что служит системообразующим фактором конкурентоспособной личности.
Образование представляет собой модель реальной жизни и профессиональной деятельности по своему содержанию и формам обучения, а также по той деятельности, которую выполняет студент, чтобы усвоить это содержание [1]. Важно помнить, что деятельности нельзя научить, но можно научиться, а, следовательно, на систему высшего образования возложена сложная задача создания и реализации педагогических условий для организации самостоятельной деятельности обучающихся. Настоящее представляется особо актуальным для подготовки в магистратуре технических вузов в силу специфики данного образовательного уровня.
В частности, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО-3) обучающиеся в магистратуре технического вуза прежде всего готовятся к научно-исследовательской, педагогической и проектной деятельности. Выпускнику предстоит решать различные профессиональные задачи, связанные с организацией и проведением научных исследований, включающих разработку программ проведения научных исследований; подготовку заданий для групп и отдельных исполнителей; сбор, обработку и систематизацию информации по теме исследования, выбор методов и средств решения задач, а также анализ результатов.
Одним из средств организации деятельности обучающихся в процессе решения является метод проектов, способствующий подготовке сту-
дентов магистратуры к основным видам профессиональной деятельности. Различные аспекты применения метода проектов, а также педагогические условия реализации проектной деятельности в высшей школе нашли отражение в работах следующих исследователей: Е.П. Осьминин (Использование метода проектов для подготовки будущих учителей к работе в условиях информатизации образования), А.А. Кулешов (Теория и практика реализации метода проектов в формировании специальной компетенции студентов профессионально-педагогических колледжей), В.Н. Стерн-берг (Теория и практика «метода проектов» в педагогике XX в.), Е.А. Пеньковских (Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике), Л.А. Дорджиева (Метод проектов как средство формирования познавательной самостоятельности студентов колледжа), С.Р. Ха-лилов (Педагогические условия реализации метода проектов в профессиональной подготовке будущего педагога), А.В. Самохвалов (Метод проектов в системе профессиональной подготовки специа-листа-информатика в условиях вуза), С.И. Морозова (Формирование у студентов функциональной самостоятельности средствами метода проектов), Ю.С. Кострова (Формирование интеллектуальной компетентности студентов посредством использования метода проектов в процессе изучения математики в негуманитарном вузе), Ю.В. Киримова (Метод проектов как средство профессиональной подготовки студентов туристского вуза), В.В. Черных (Метод проектов в обучении иностранному языку студентов вузов юридических специальностей), Р.К. Симбулетова (Реализация личностно-образующей функции метода проектов в развитии самостоятельности студентов), М.У. Гаппоева (Применение метода проектов в обучении современным информационным технологиям студентов факультета технологии и предпринимательства педагогических вузов) и др.
Анализ перечисленных работ свидетельствует о недостаточной разработанности теоретических и практических аспектов реализации проектной деятельности в системе профессиональной подготовки. Это объясняется существующей практикой применения проектного обучения в рамках специальных дисциплин, направленной на решение огра-
Новые педагогические технологии
ниченного числа учебных задач в образовательной деятельности. Настоящие задачи связаны с подготовкой рефератов, курсовых и дипломных работ. При этом значительный потенциал проектного обучения, реализуемый в процессе работы обучающихся над более крупными учебными проектами, зачастую не используется в традиционном образовательном пространстве высшей школы, что ведет к недооценке данной технологии как эффективного инструмента профессиональноориентированной деятельности студентов [3].
Профессиональная ориентация обучения предусматривает интегрированный подход, обеспечивающий взаимодействие дисциплин различных циклов. Одним из преимуществ метода проектов как педагогической технологии в процессе профессиональноориентированной подготовки магистрантов является возможность интеграции знания из многих дисциплин. Предметное содержание представляет собой образовательную среду, в которой моделируется будущая профессиональная деятельность обучающихся в магистратуре технических вузов.
Кроме того, в рамках гуманитаризации профессионального образования, концепция которой предполагает проникновение гуманитарных знаний в естественно-научные и технические дисциплины [4], особую актуальность приобретает вопрос осуществления координированного, взаимосвязанного преподавания дисциплин профессионального и гуманитарного циклов. Основу гуманитарного образования составляют гуманитарные знания, которые применительно к профессиональному образованию могут быть рассмотрены как знания, способствующие формированию личности и профессиональных качеств будущего конкурентоспособного магистра-инженера, востребованного на рынке труда. В данном контексте роль дисциплины «Иностранный язык» для профессио-нальноориентированной подготовки магистрантов сложно переоценить.
До недавнего времени возможности дисциплины «Иностранный язык» рассматривались системой профессиональной подготовки исключительно с точки зрения формирования коммуникативных навыков обучающихся. При этом многие педагоги-методисты (Г.Ю. Вишневская, Т.Ю. Полякова, О.П. Миханова, Н.В. Попова, О.А. Ни-китенко, И.И. Короткова и д.р.) особо подчеркивают образовательный потенциал иностранных языков и их значение для преподавания других дисциплин.
Иностранный язык, выступая языком международного общения, обеспечивает успешное осуществление профессиональной иноязычной коммуникации, под которой понимают осуществляемый на иностранном языке обмен профессио-
нальной информацией при взаимодействии субъектов инженерной, образовательной или переводческой деятельности [4], необходимый для решения специфических профессиональных задач, что является наиболее актуальным фактором в деятельности современного магистра-инженера. Так, по мнению Т.Ю. Поляковой, успешность осуществления профессиональной иноязычной коммуникации оказывает непосредственное влияние на результаты инженерного труда [4]. Настоящее объясняется существующим многообразием условий применения иностранного языка инженером, что обусловлено совокупностью факторов, среди которых влияние специфики отраслей экономики на профессиональную коммуникацию занятых в ней специалистов; влияние целей и задач инженерной деятельности на специфику профессиональной деятельности и т. п. [4].
Вместе с тем, взаимодействие двух когнитивных составляющих — профессиональной и иноязычной, по мнению авторов, отражает дидактические возможности всего образовательного процесса, при котором изучение иностранного языка становится не самоцелью, а средством достижения образовательных целей. В контексте профес-сиональноориентированной подготовки указанный междисциплинарный синтез, проходя через различные стадии развития обобщенных представлений студентов о будущей профессиональной деятельности, помогает им более осознанно выбирать направление своей деятельности [2]. Создание такой интегративной основы является ключевым фактором профессиональноориентирован-ной подготовки.
В частности, примером реализации проектной деятельности в процессе профессиональноориен-тированной подготовки обучающихся в магистратуре технических вузов служит разработка серии учебных англо-русских и русско-английских терминологических комплексов по приоритетным направлениям развития вуза для подготовки студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников к международному профессиональному общению. Настоящий проект реализуется по инициативе кафедры иностранных языков под руководством завкафедрой Т.Ю. Поляковой в рамках Программы стратегического развития МАДИ на 2012-2018 гг.
Целью первого этапа выполнения проекта являлось научное обоснование и разработка четырех учебных англо-русских и русско-английских терминологических словарей-минимумов, а именно: «Автомобильный сервис», «Автомобильные дороги», «Автодорожные мосты» и «Транспортные тоннели» [5].
Для решения поставленных задач на начальном этапе выполнения проекта преподавателями
кафедры иностранных языков была разработана лексикографическая концепция словаря-минимума [4]. Для составления словарей на основе данной концепции были созданы рабочие группы, состоящие из преподавателей кафедры иностранных языков, магистрантов и аспирантов профильных кафедр. В каждую рабочую группу был также включен научный редактор из числа ведущих ученых МАДИ. Осуществление данного проекта предполагало реализацию метода проектов в виде решения стратегических учебных задач.
По мнению исследователей, эффективность реализации метода проектов обусловлена созданием следующих условий в процессе выполнения проекта: общественно полезная значимость проекта; высокий уровень трудности при высоком качестве получаемого продукта; наличие самых общих формулировок проекта, что требует от обучающихся активного применения теоретических знаний, дополнительного привлечения научной, справочной и другой литературы; самостоятельная разработка проекта продукта, технологии его получения, плана действий по его реализации; возможность коллективной производственной деятельности студентов, включения их в производственные или научные коллективы [3].
В соответствии с перечисленными условиями реализуемый проект обладает следующими характеристиками:
1. Наличие высокого уровня сложности проекта, обусловленного необходимостью решения ряда теоретических и практических задач.
2. Активное участие магистрантов в обсуждении групповых задач, самостоятельная постановка и решение индивидуальных задач в условиях достаточной свободы участников проекта.
3. Самостоятельное выполнение поставленных групповых и индивидуальных задач проекта, получение при необходимости консультаций со стороны руководителя проекта, выполняющего роль координатора, эксперта.
4. Совместное выполнение групповых задач с преподавателями кафедры иностранных языков в условиях равноправного сотрудничества.
5. Коррекция полученных результатов на основе рекомендаций руководителя проекта и научного редактора. Коллективное обсуждение промежуточных результатов, задач следующих этапов, а также координация действий разных групп в ходе регулярных промежуточных совещаний, включающих выступления участников проекта.
Группами разработчиков был успешно завершен первый этап проекта по созданию серии учеб-
ных англо-русских и русско-английских терминологических словарей-минимумов, что позволило сделать следующие выводы:
1. Проектная деятельность в рамках специальных дисциплин и дисциплины «Иностранный язык» способствует интеграции знаний дисциплин профессионального и гуманитарного циклов, чем обеспечивается целостность педагогического процесса в соответствии с идеями гуманитаризации профессиональной подготовки в магистратуре технического вуза.
2. Приобретенный в процессе выполнения проекта опыт коллективной и индивидуальной деятельности магистрантов, включающий значительную долю самостоятельной работы по разработке проекта словаря-минимума, технологии его создания, выработке плана действий по его реализации, а также необходимости активного применения теоретических знаний не только способствует формированию и развитию профессиональных способностей обучающихся в магистратуре технического вуза, но и создает условия для профессио-нальноориентированной подготовки в рамках гу-манистическиориентированной образовательной парадигмы.
3. Выполнение данного проекта создает условия для формирования и дальнейшего совершенствования личностных умений и навыков, необходимых для реализации индивидуальной и коллективной проектной деятельности, что, в свою очередь закреплено в требованиях ФГОС ВПО-3 к подготовке выпускников магистратуры технических вузов и служит системообразующим фактором конкурентоспособной личности.
Список литературы
1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: методология, теория, практика: монография / Под ред. Э.Ф. Зеера. — Екатеринбург: РГППУ, 2011. С. 26.
2. Никитенко О.А. Формирование интегративной основы обучения иностранному языку в магистратуре неязыкового вуза посредством информационно-коммуникационных технологий: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. — СПб., 2013.
3. Новиков А.М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей. — М.: Эгвес, 2010. — 208 с.
4. Полякова Т.Ю. Диверсификация непрерывной профессиональной подготовки по иностранному языку в инженерном образовании: монография. — М.: МАДИ, 2010. — 384 с.
5. Полякова Т.Ю., Тишкова И.А. Использование учебного двуязычного терминологического словаря-минимума в процессе формирования профессиональной компетенции инженера // Казанская наука. — 2012. — № 12. — С. 262-263.