УДК 373.3 ББК 74.204 К-43
Кирсанова Наталья Сергеевна, соискатель НОУ ВПО «Университет Российской академии образования», т.: (8772)525151.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (рецензирована)
В статье раскрываются особенности конструирования содержания начального образования, реализующего системно-деятельностный подход. Описывается система универсальных учебных действий как основной результат освоения образовательной программы начальной школы. Предлагается технология формирования универсальных учебных действий, основанная на использовании проектного метода.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, начальная школа, проектная деятельность.
Kirsanova Natalya Sergeevna, seeker of NEIHPE LEU "University of the Russian Academy of Education, " tel.: (8772) 525 151.
PROJECT ACTIVITY AS MEANS OF FORMATION OF UNIVERSAL CURRICULAR ACTIVITIES IN
ELEMENTARY SCHOOL CHILDREN
(reviewed)
The article describes the design features of the contents of primary education, implementing a system-activity approach. A system of universal learning activities as the main result of development of the educational program of primary school has been described. The technology of the formation of universal educational activities based on the use of the project method has been proposed.
Keywords: universal curricular activities, elementary school, the project activity.
В настоящее время в начальной школе осуществляется реализация нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов, основанных на системно-деятельностном подходе. Целевой ориентацией стандарта является система универсальных учебных качеств и способностей ученика в различных учебно-воспитательных областях, а также стремление и готовность осмысленно и эффективно применять их на практике.
Общепризнано, что содержание образования представляет собой педагогически адаптированный социальный опыт человечества, состоящий из четырех структурных элементов: опыта познавательной деятельности (знаний), опыта осуществления известных способов деятельности (умений действовать по образцу), опыта творческой деятельности (умений принимать эффективные решения в проблемных ситуациях), опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений (личностных ориентаций). Эти огромные пласты человеческого опыта можно кратко выразить четырьмя глаголами: «знать», «уметь», «создавать», «стремиться». Усвоение перечисленных элементов социального опыта, по мнению В.В. Краевского и А.В. Хуторского [1], позволяет сформировать у учащихся способности осуществлять сложные культуросообразные виды деятельности.
Системно-деятельностный подход предполагает усвоение учеником не отдельных знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер. С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников начальной школы образовательная компетентность представляет собой интегральные характеристики качества подготовки ученика, связанных с его способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов. Построение содержания начального образования проходит несколько уровней:
1) уровень теоретического представления (формирование обобщенных определений: о целях, составе социального опыта и системе ключевых компетентностей, для усвоения которых составляется данная программа;
2) уровень учебной программы (развертывание представлений: о составе содержания образования, т.е. предметах, на материале которых реализуется программа, о составе ключевых компетентностей);
3) уровень учебного плана (выделение конкретных, фиксированных, подлежащих усвоению 4-х элементов содержания образования, определение на их основе результатов усвоения содержания (ключевых компетентностей); выделение видов познавательной и практической деятельности учащихся, форм работы на занятии);
4) уровень процесса обучения (реализация содержания обучения, формирование компетентностей учащихся непосредственно через их деятельность, направленную на решение познавательных, практических и творческих задач);
5) уровень субъективного опыта младшего школьника (переход социального опыта в субъективный посредством учебной деятельности, осознание учеником определенного уровня сформированных у него универсальных учебных действий).
Система универсальных учебных действий включает четыре блока: личностные, регулятивные,
познавательные и коммуникативные.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реаль-ными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Основной формой организации учебной деятельности младших школьников, которая позволяют эффективно развивать универсальные учебные действия, является проектный метод. Проектный метод можно определить, как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у школьников специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска. Иными словами, проектный метод представляет собой такой способ обучения, который, по словам Дж. Дьюи [2], можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Центральным принципом проектной работы является совместная работа учителя и учащихся, т.е. ученики вместе с учителем формулируют тему работы, определяют задачи, разрабатывают план работы, контролируют этапы выполнения работы и оценивают полученный результат.
В русле системно-деятельностного подхода образовательный проект может быть представлен как совокупность учебных задач межпредметного характера, объединенных на основе общей сюжетной линии. Работа с образовательными проектами проводится в тот период, когда учащиеся уже прошли несколько тем по различным дисциплинам и в этом случае может быть проведен комплексный обобщающий урок.
Для разработки образовательного проекта необходимо провести тщательный ана-лиз отбора учебной информации из различных дисциплин и сформулировать задачи при изучении отдельных предметных тем. С этой целью составляется следующая таблица:
Область знаний Задачи Учебная информация Способы деятельности
Далее придумывается сюжет, вокруг которого выстраивается образовательный процесс. Рассмотрим в качестве примера один из проектов.
Путешествие по Африке
Интегрируемые области: математика, окружающий мир.
Сюжет. Учитель: «Мы совершим путешествие по Африке. Одна из крупнейших рек Африки, река Нил, несет свои воды с севера в восточную часть. Нил - самая длинная река мира (6671 км) при ширине 10 км.
Растительный мир вдоль реки беден, встречаются заросли тростников, баобаб, несколько видов акаций, пальмы. Во многих местах река окаймлена обширными болотами, образовавшимися в результате разлива. На этих болотах растут знаменитый папирус, тростник, камыш.
Животный мир: крокодилы, змеи, ящерицы, летучие мыши, грызуны, мангусты.
По всей долине зимуют перелетные птицы из Европы - аисты, белые, пурпурные и серые цапли, дикие гуси, пеликаны, розовые фламинго.
Экватор делит Африку почти пополам, к северу и югу от экватора среднемесячная температура летом 25.. ,30°С, зимой 10... 15оС, но в горах бывают температуры ниже 0 С. Г лавные типы растительности - саваны и пустыни, занимающие 80% площади Африки. Для экваториальной зоны характерны вечнозеленые леса, переходящие в саванны, а затем - в опустыненные саванны. В тропической Африке живут слоны, носороги, бегемоты, зебры, антилопы, львы, гепарды, леопарды, обезьяны, мелкие грызуны, пресмыкающиеся.
Растительный мир в увлажненных местах: сосны, кедр, кипарис, мирт, пальмы, гранат, миндаль, финиковые пальмы. В засушливых районах растительность совсем скудная - колючие кустарнички».
Проектное задание
1. Опишите дома аборигенов, живущих вдоль Нила, учитывая климатические условия, используя в качестве строительного материала тростник и камыш.
2. Рассчитайте необходимое количество тростника и камыша для постройки жилища, если средняя длина тростника составляет 2 м, а 10 кг камыша можно покрыть 1 м2 крыши.
Проектное задание может выполняться как индивидуально, так и в группе. Учитель организует публичное представление выполненных проектов. Лучшие работы учащихся выставляются на школьном стенде.
Работая над проектом, младшие школьники приобретают следующий опыт:
1. Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
2. Выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности.
3. Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.
В ходе выполнения проекта, учащиеся расширяют свой кругозор, знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, узнают о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно находить необходимую информацию, систематизировать и обобщать ее. В процессе публичной защиты формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.
Такой вид деятельности способствует более глубокому изучению основ наук и эффективному формированию системы универсальных учебных действий, что является залогом будущей продуктивной успешной учебной.
Литература:
1. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. №2.
2. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. М.: Лабиринт, 1999.
3. Долгополова Л.М., Сергеева Т.Ф. Межпредметная интеграция в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста. Майкоп, 2001. 36 с.
4. Луканкин Г.Л., Сергеева Т.Ф. Информационно-категориальный подход к обучению математике младших школьников // Информатика и образование. 2000. №1. С. 81-84.
5. Сухаревская Е.Ю. Интегрированное обучение в начальной школе. Ростов на/Д., 2003.
References:
1. Krajevski V.V., Khutorskoy A. V. Subject and general subject in educational standards // Pedagogy. 2003. №2.
2. Dewey J. Psychology and pedagogy of thinking. M.: Labyrinth, 1999.
3. Dolgopolova L.M. Interdisciplinary integration in the education of pre-school and primary school children. Maikop, 2001. 36p.
4. Lukankin G.L., Sergeeva T.F. Information-categorical approach to teaching mathematics in primary school // Computer Science and Education. 2000. № 1. P.81-84.
5. Sukharevskaya E.Y. Integrated education in primary school. Rostov/D, 2003.