Научная статья на тему 'Проектная деятельность как средство достижения поликомпетентности в процессе обучения магистрантов технических направлений'

Проектная деятельность как средство достижения поликомпетентности в процессе обучения магистрантов технических направлений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY / ПОЛИКОМПЕТЕНТНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCY APPROACH / ФГОС / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИНТЕГРАТИВНЫЕ СВОЙСТВА / INTEGRATIVE PROPERTIES / POLYCOMPETENCY / FEDERAL STATE STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитенко Ольга Александровна

Статья посвящена проектной деятельности как средству достижения поликомпетентности в процессе обучения магистрантов технических направлений подготовки. В статье анализируется проектная деятельность и ее интегративные свойства. Рассматривается термин «поликомпетентность» и его структура применительно к теории и методике профессионального образования. В статье представлен детальный анализ проектной деятельности магистрантов на основе ФГОС третьего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITY AS A MEANS OF REACHING POLYCOMPETENCY IN MASTERS OF TECHNOLOGY TRAINING

The article is devoted to the project activity as a means of reaching polycompete^y in masters of technology training. The project activity and its integrative properties are analyzed. The term “polycompetenсy” is reviewed and defined within the framework of theory and methods in professional education. The article presents a detailed analysis of the project activity based on Federal State Standards of the third generation.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность как средство достижения поликомпетентности в процессе обучения магистрантов технических направлений»

магистрантов к самостоятельному общению с носителями изучаемого языка, к поиску средств представления своей точки зрения как позиции, ее аргументации, способов убеждения собеседников в своей правоте.

Использование средств, предлагаемых современными информационными технологиями, при подготовке домашних заданий, докладов, презентаций, творческих минипроектов по иностранному языку не только усиливает интерес студентов к изучаемому предмету, и закономерно приводит к более эффективному формированию компетенции иноязычного делового общения, составной частью которой выступает и персуазивная компетенция.

Таким образом, формирование персуазивной компетенции в магистратуре неязыковых направлений должно осуществляться на базе междисциплинарного подхода, имеющего практическую направленность. Это позволит сформировать умения и навыки эффективной персуазивной коммуникации, столь необходимые в современном деловом мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алмазова Н.И. и др. Английский язык: практический курс для магистрантов технического профиля // СПб.: Изд-во Политехи. ун-та, 2011. - 272 с.

2. Безменова Н.А. Риторическая модель речевой деятельности // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. - М.: Наука, 1990. - С. 25-40.

3. Голоднов А.В. Лингвопрагматические особенности персуазивной коммуникации (на примере современой немецкоязычной рекламы): Автореф. дис... канд. филол. наук: 10.02.04 - СПб.: СПбГУ. - 2003. - 23 с.

4. Чернявская В.Е. Дискурс власти и власть дискурса: Проблемы речевого воздействия // - М.: Флинта, 2006. - 132 с.

5. Шелестюк Е.В. Текстовые категории аргументативности, суггестивности и императивности как отражение способов речевого воздействия // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «Филология. Искусствоведение». Выпуск 26. -2008. -№ 30 (131). - С. 170-175.

УДК 811.11:37

Никитенко О.А.

Колледж «Императорский Александровский лицей»

Санкт-Петербург

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПОЛИКОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАГИСТРАНТОВ

ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

Статья посвящена проектной деятельности как средству достижения поликомпетентности в процессе обучения магистрантов технических направлений подготовки. В статье анализируется проектная деятельность и ее интегративные свойства. Рассматривается термин «поликомпетентность» и его структура применительно к теории и методике профессионального образования. В статье представлен детальный анализ проектной деятельности магистрантов на основе ФГОС третьего поколения.

Ключевые слова: проектная деятельность; поликомпетентность компетентностный подход; ФГОС; самостоятельная работа; интегративные свойства.

Важной составной частью и средством реализации реформы образования сегодня является введение компетентностного подхода к обучению. Обучение на основе компетентностного подхода находит отражение в нормативных документах. Так, в Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 2 февраля 2011 указано, что «профессиональное обучение направлено на освоение лицами различного возраста профессиональных компетенций» [4]. Данные требования об обучении с использованием компетентностного подхода и формированием компетенций как результата обучения легли в основу новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов третьего поколения высшего профессионального образования.

В соответствии с этим, в 2010 были введены новые ФГОС ВПО, учитывающие последние изменения в сфере образования. Новые стандарты, нацеленные на практическую реализацию компетентностного подхода в процессе обучения - это свидетельство соответствия системы российского высшего профессионального образования мировым образовательным тенденциям и стандартам, в частности, Болонской конвенции.

Наиболее очевидным выражением компетентностного подхода в сфере высшего образования является включение в ФГОС перечней компетенций, которыми должны владеть современные выпускники. По каждому из направлений подготовки ФГОС результаты обучения формулируются в виде компетенций, которыми должны овладеть студенты по окончании обучения. В связи с тем, что ФГОС ВПО по всем направлениям подготовки утверждаются в Министерстве образования РФ, компетентностный подход, на основе которого формулируются результаты обучения, приобретает законодательный статус [8]. Таким образом, формирование компетенций, заявленных в ФГОС, является целью обучения.

По мнению исследователей, цель обучения в формате компетентностного подхода заключается в получении «интегрированного результата образования» [1], т.е. достижении интеграции в образовании, а компетенция рассматривается как «интегральная характеристика личности» [10]. Интегративный характер компетенций выделяют многие авторы, занимающиеся проблемами реализации компетентностного подхода. В соответствии с этим, акцентирование интегративного характера приобретаемых в процессе обучения знаний, умений и навыков представляется нам важным условием для реализации дидактического синтеза дисциплинарных компонентов. Компетентностный подход, как отмечается, является также «интегральной характеристикой образовательного процесса и его результатов» [2: 29]

В соответствии с этим, нам представляется, что результатом обучения является специалист, владеющий перечнем компетенций в выбранной сфере профессиональной деятельности.

Рассмотрим результаты обучения на примере ФГОС технического направления 150500 «Металлургия» (магистры) [11]. В данном ФГОС результаты обучения сформулированы в виде 11 общекультурных и 29 профессиональных компетенций, однако количество рекомендуемых для изучения дисциплин по формированию общекультурных и профессиональных компетенций составляет всего 11. По результатам полученных статистических данных становится очевидным, что 40 компетенций должны быть сформулированы 11 дисциплинами рабочего учебного плана, т.е. каждая дисциплина должна формировать в среднем 3,6 компетенций. В соответствии с приведенными данными становится очевидным, что количество заданных дисциплин значительно меньше, чем необходимое количество формируемых компетенций. Таким образом, каждая компетенция может формироваться несколькими дисциплинами.

Данное обстоятельство с одной стороны предоставляет большую свободу выбора дисциплин для формирования указанных в ФГОС компетенций, однако, с другой стороны, не всегда понятно какими средствами обучения и дисциплинами нужно формировать данные компетенции. Нам представляется, что одним из возможных вариантов решения данной проблемы может являться использование в процессе обучения таких видов деятельности, которые способствуют формированию как общекультурных, так и профессиональных компетенций. Подобную способность видов учебной деятельности к формированию одновременно нескольких компетенций в процессе выполнения данной деятельности мы условно будем называть поликомпетентностью. Термин «поликомпетентность» (греч. poly - много, множество, лат. competentia -согласованность, соразмерность частей целого) наиболее часто употребляется применительно к сфере управления персоналом, представляя собой «способность сотрудников выполнять различные обязанности на рабочих местах и заменять друг друга в рамках команды [9]». Его основное значение -способность к многогранности, многосторонности, выполнению разных действий (видов работ) одним средством (сотрудником), по нашему мнению, может экстраполироваться также на методику профессионального образования, проявляясь в такой организации и использовании учебной деятельности, которая способствовала бы развитию нескольких компетенций. Рассматривая структуру свойств поликомпетентности, нам представляется, что в их основе лежит интеграция, проявляющаяся в объединении и сочетании дидактических компонентов одного конкретного вида учебной деятельности таким образом, чтобы они могли формировать нескольких компетенций.

Наше представление о поликопетентности не противоречит общим идеям интеграции, а взаимодействует в совокупности с последними. Рассмотрим в качестве примера интегративную проектную деятельность. Под «проектом» (от лат. projection - бросание вперед) понимается «прототип,

идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния» [5:353]. Проект - это способ проявления творческих способностей личности, заключающийся в самостоятельном или групповом планировании и разработке определенного продукта, в качестве которого может выступать изделие, разработка и пр.

В результате проведенного анализа ФГОС технических направлений подготовки СПбГПУ было выявлено, что проектная деятельность не только заявлена при формировании общекультурных и профессиональных компетенций, но также представлена в базовой части общенаучного и профессионального циклов подготовки магистрантов. Анализ литературы по теме проектного обучения показал, что многие авторы [3, 5, 6] сходятся во мнениях, определяя проектное обучение как подход к обучению, носящий комплексный характер и способствующий формированию знаний, умений и навыков из различных областей деятельности человека.

В результате осуществления проектной деятельности и выполнения всех этапов создания проекта происходит формирование проектной компетенции. Под проектной компетенцией понимается «интегративная характеристика субъекта деятельности, выражающаяся в способности и готовности человека к самостоятельной теоретической и практической деятельности по разработке и реализации проектов в различных сферах социальной практики» [3].

Так применительно интегративные свойства проектной деятельности могут проявляться во взаимосвязи следующих видов учебно-познавательной деятельности:

• организационная, заключающаяся в общем знакомстве с системой и структурой будущего проекта;

• ознакомительно-поисковая, представляющая собой поиск, чтение и подбор материалов по теме проекта;

• аналитическая, заключающейся в отборе необходимого материала и его адаптации для конкретных профессиональных нужд;

• коммуникативной, предполагающей обсуждение найденного материала и способов его изменения с участниками проектной группы;

• презентационной, которая будет востребована при создании презентации по теме проекта;

• дискуссионно-коммуникативной, заключающейся в создании и проведении презентации и ее обсуждении на аудиторном занятии.

Важно отметить, что приведенные выше виды учебно-познавательной деятельности являются универсальными, которые свойственны практически любой проектной деятельности. В зависимости от конкретного вида проекта и особенностей его выполнения, данные виды учебно-познавательной деятельности могут варьироваться. Тем не менее, отмечаемая многими исследователями в своих работах уникальная особенность проектной компетенции заключается в том, что она является основой формирования большинства других компетенций.

В соответствии с этим, рассмотрим более подробно ведущие к достижению поликомпетентности компетенции, овладение которыми происходит в процессе выполнения интегративной проектной деятельности, на примере программы подготовки магистрантов по направлению 010400 «Прикладные математика и информатика» [11]. В процессе обучения магистранты данного направления должны овладеть 9 общекультурными и 14 профессиональными компетенциями, изучая при этом 6 дисциплин базовой части ФГОС. Нам представляется, что использование проектной деятельности, как на русском, так и на иностранном языке может способствовать формированию таких ОК и ПК, как ОК-2, 3, 4, 5, 7, 8 и ПК-1, 3, 5, 11, 12. Рассмотрим данные компетенции более подробно. Так, ОК-2 и ОК-3 заключаются в «способности иметь представление о современном состоянии и проблемах прикладной математики и информатики, истории и методологии их развития, способности использовать углубленные теоретические и практические знания в области прикладной математики и информатики» [11]. Использование проектной деятельности в процессе обучения, на наш взгляд, способствует приобретению не только новых теоретических знаний, но и расширению кругозора студентов в области современного состояния сферы профессиональной деятельности. Это связано с тем, что разработка любого проекта первоначально основывается на изучении теоретических и практических аспектов рассматриваемого в процессе создания проекта вопроса. Кроме того, создание проекта позволяет применить имеющиеся у студентов углубленные теоретические знания на практике.

Особую значимость, на наш взгляд, имеет ОК-4, заключающаяся в «способности самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение» [1 1]. В связи с тем, что современное развитие любой научной области не возможно без использования информационных технологий, мы считаем, что данная компетенция также может быть сформирована при участии проектной деятельности. При этом особую ценность может представлять создание проекта на иностранном языке, поскольку это обстоятельство обеспечивает с одной стороны самостоятельное использование информационных технологий для поиска необходимой для создания проекта информации, а с другой стороны, позволяет расширить и углубить научное мировоззрение студентов с использованием иностранного языка. Кроме того, создание проекта на иностранном языке является средством формирования ОК-8, представляющей собой «способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения...». Способность пользоваться иностранным языком будет особенно востребована при формировании ПК-11, заключающейся в «способности работать в международных проектах по тематике специализации» [там же].

В процессе выполнения проектной деятельности студенты овладевают «навыками самостоятельной научно-исследовательской работы и работы в научном коллективе» (ОК-5). Это объясняется тем, что данный вид учебной деятельности способствует одновременно как формированию навыков самостоятельной работы, так и групповой. Создавая проект, студенты работают в небольших группах, однако, при этом, они выполняют индивидуально свою часть проектного задания. Взаимодействие в группах в рамках подготовки проекта способствует приобретению важных психологических качеств, таких как ответственность, навыки работы в команде, распределение обязанностей между всеми участниками проектной группы, осознание важности индивидуального вклада в общее дело, а также стремление не только к индивидуальному успеху, но и общему. В соответствии с этим, на наш взгляд, проектная деятельность способствует формированию «способности к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности» (ОК-7) [11].

Переходя к рассмотрению профессиональных компетенций, в формировании которых участвует проектная деятельность, стоит остановиться на способности «проводить научные исследования и получать новые научные и прикладные результаты» (ПК-1), а также способности «углубленного анализа проблем, постановки и обоснования задач научной и проектно-технологической деятельности» (ПК-3) [11]. Нам представляется, что в зависимости от вида проекта, данный вид деятельности может рассматриваться как небольшое научное исследование в сфере профессиональной деятельности, которое содержит актуальность, проблему, а возможные результаты зависят от навыков детального анализа и постановки задач ее решения.

Особую значимость сегодня приобретает способность не только создания определенного проекта как продукта учебной деятельности, но и организационно-управленческая работа по организации проектной деятельности, которая сформулирована в ФГОС как «способность управлять проектами, планировать научно-исследовательскую деятельность, анализировать риски, управлять командой проекта» (ПК-5) [11]

Для магистранта, как начинающего ученого, большое значение представляет умение осуществлять аналитическую работу, которая в рассматриваемом ФГОС проявляется как «способность участвовать в деятельности профессиональных сетевых сообществ по конкретным направлениям» (ПК-12) [там же]. На наш взгляд, создание любого проекта невозможно без проведения аналитической работы, которая проявляется в изучении проблемы, возможно, ее истории, рассмотрение имеющихся методов и средств ее решения, и представление непосредственно результатов проекта, их краткий анализ и прогнозирование степени эффективности.

Более наглядно соотношение ОК и ПК, формируемых в процессе выполнения проекта и ведущих к достижению поликомпетентности в процессе обучения в анализируемом ФГОС, можно представить в виде следующей схемы на Рис.1 .

Рис. 1. Структура достижения поликомпетентности в образовании

Таким образом, из приведенной выше схемы становится очевидным, что проектная деятельность способствует формированию в целом 11 общекультурных и профессиональных, завяленных в ФГОС третьего поколения. Уникальная особенность проектной деятельности состоит в том, что обладая интегративными свойствами, данного вида учебной деятельности также является средством достижения поликомпететности в процессе обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Компетентностный подход: пути реализации : моногр. / Г.П. Гагаринская, В.П. Гарькин, Е.Н. Живицкая, О.Ю. Калмыкова, Н.В. Соловова ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Самарский гос. ун-т» [и др.]. - Самара : Универс групп, 2008. - 257 с.

2. Крепкая Т.Н. Компетентностный подход к проектированию целей и результатов профессионального образования // Реализация компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования : сб. докл. Всерос. науч.-практ. конф., 27-28 апр. 2012 г. / С.-Пб. гос. политехн. ун-т ; [под ред. М.А. Акоповой, Н.И. Алмазовой]. -СПб., 2012. - С. 114-118.

3. Матяш Н.В. Методика оценки проектной компетентности студентов [Электронный ресурс] / Н.В. Матяш, Ю.А. Володина // Психологические исследования : электрон. науч. журн. - 2011. - № 3 (17). - URL: http://psystudy.ru/mdex.php/num/2011n3-17/488-matyash-volodina17.html (дата обращения: 08.6.2013).

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования): федерал. закон РФ от 24 окт. 2007 г. № 232-Ф3 // Российская газета : интернет-портал. - 2007. - 27 окт. - URL: http://www.rg.ru/2007/10/27/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 20.01.2011).

5. Общая и профессиональная педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. В.Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2006. - 366 с.

6. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностр. яз. в шк. - 2000. -№ 2. - С. 3-10 .

7. Попова Н.В. Междисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза : (на примере дисциплины Иностранный язык). автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Попова Нина Васильевна ; [С.-Петерб. гос. политехн. ун-т]. - СПб., 2011. - 50 с.

8. Попова Н.В. Профессионально-ориентированный учебник по иностранному языку нового поколения : междисциплинарный подход / Н.В. Попова. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2011. - 246 с.

9Профессиональный сертификат

http://www.kadrovik.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=artide&sid=8606 [Электронный ресурс] (дата обращения: 17.11.2013)

10. Русина Н.А. Компетентностный подход в системе высшего медицинского образования // Высш. образование в России. - 2010. - № 2. - С. 100-107.

11. Федеральные ГОС ВПО третьего поколения [Электронный ресурс] // СПбГПУ. Департамент методического обеспечения : сайт. - СПб., 2012. - URL: http://uap.spbstu.ru/fgos (дата обращения: 2.04.2013).

УДК 811.111:378.146.277.2

Иванова П.О.

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВХОДНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ И ИХ ШКОЛЬНОЙ

АТТЕСТАЦИИ

&атья посвящена статистическому анализу успеваемости студентов по английскому языку, в результате которого выявлены условия, способствующие улучшению уровня знаний английского языка у студентов. Материалом для сравнения послужило входное тестирование, проведенное на 1 курсе Института информационных технологий (ИИТУ) и управления и Института физики, нанотехнологий и телекоммуникаций (ИФНиТ), а также аттестация школьников в выпускном классе средней образовательной школы.

Ключевые слова: аттестация; тестирование; Институт прикладной лингвистики (ИПЛ); ЕГЭ; компетенции; анализ; сравнение; знания; умения.

Английский язык - обязательный предмет в средней образовательной школе (далее - СОШ), на него отводится 2-3 часа в неделю в зависимости от программы данной СОШ [3]. По окончании среднего учебного заведения ученик обязан продемонстрировать уровень владения языком, в том числе:

• общаться в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.