Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность / проектирование / образовательный процесс / профессиональное образование / профессиональные компетенции / дипломный проект / индивидуальный уровень / project activity / design process / educational process / professional education / professional competencies / diploma project / individual level

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романченко Михаил Константинович, Филиппов Борис Викторович

В статье рассматриваются возможности формирования профессиональных компетенций при выполнении дипломного проекта в образовательных учреждениях системы среднего профессионального образования посредством вовлечения обучающихся в проектную деятельность. Предлагается обоснование подхода к проектировочной деятельности педагогического работника, предложена процессуальная схема проектирования образовательного процесса при выполнении дипломного проекта. Показана роль проектной деятельности в достижении образовательных целей, а также влияние на профессиональное становление обучающегося. Проведенные исследования позволяют сделать вывод о необходимости деления процесса проектирования на стадии, отличающиеся приоритетными детерминирующими целями. Приводится структура профессионального модуля, выполненная на основе федерального государственного стандарта в системе среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романченко Михаил Константинович, Филиппов Борис Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITY AS A WAY OF FORMING PROFESSIONAL COMPETENCIES IN THE IMPLEMENTATION OF A DIPLOMA PROJECT

The article discusses the possibilities of forming professional competencies when performing a diploma project in educational institutions of secondary vocational education through the involvement of students in project activities. The substantiation of the approach to the design activity of the pedagogical worker is proposed. The procedural scheme of the design of the educational process in the implementation of the diploma project is proposed. The role of project activity in achieving educational goals, as well as the impact on the professional development of the student is shown. The conducted studies allow us to conclude that it is necessary to divide the design process into stages that differ in priority deterministic goals. The structure of the professional module, made on the basis of the federal state standard in the system of secondary vocational education, is given.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА»

УДК/UDC 377.5 EDN HHOGMO

Романченко Михаил Константинович

кандидат технических наук, директор

ГАПОУ НСО «Новосибирский колледж пищевой

промышленности и переработки», г. Новосибирск

Филиппов Борис Викторович

преподаватель, ГБПОУ НСО «Новосибирский автотранспортный колледж», г. Новосибирск

ffl||

Romanchenko Mikhail K.

Ph. D., Director, Novosibirsk College of Food Industry and Processing, Novosibirsk

Filippov Boris V.

Lecturer, Novosibirsk Motor Transport College, Novosibirsk

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

PROJECT ACTIVITY AS A WAY OF FORMING PROFESSIONAL COMPETENCIES IN THE IMPLEMENTATION OF A DIPLOMA PROJECT

Аннотация. В статье рассматриваются возможности формирования профессиональных компетенций при выполнении дипломного проекта в образовательных учреждениях системы среднего профессионального образования посредством вовлечения обучающихся в проектную деятельность. Предлагается обоснование подхода к проектировочной деятельности педагогического работника, предложена процессуальная схема проектирования образовательного процесса при выполнении дипломного проекта. Показана роль проектной деятельности в достижении образовательных целей, а также влияние на профессиональное становление обучающегося. Проведенные исследования позволяют сделать вывод о необходимости деления процесса проектирования на стадии, отличающиеся приоритетными детерминирующими целями. Приводится структура профессионального модуля, выполненная на основе федерального государственного стандарта в системе среднего профессионального образования.

Ключевые слова: проектная деятельность, проектирование, образовательный процесс, профессиональное образование, профессиональные компетенции, дипломный проект, индивидуальный уровень.

Abstract. The article discusses the possibilities of forming professional competencies when performing a diploma project in educational institutions of secondary vocational education through the involvement of students in project activities. The substantiation of the approach to the design activity of the pedagogical worker is proposed. The procedural scheme

of the design of the educational process in the implementation of the diploma project is proposed. The role of project activity in achieving educational goals, as well as the impact on the professional development of the student is shown. The conducted studies allow us to conclude that it is necessary to divide the design process into stages that differ in priority deterministic goals. The structure of the professional module, made on the basis of the federal state standard in the system of secondary vocational education, is given.

Keywords: project activity, design process, educational process, professional education, professional competencies, diploma project, individual level.

Введение

Основным направлением деятельности образовательного учреждения среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, обладающего востребованными профессиональными компетенциями. Изучение концепции, выдвинутой экспериментальной школой-лабораторией, возглавляемой Дж. Дьюи, и приведшей к возникновению современной образовательной технологии, позволило нам рассмотреть проектную деятельность обучающихся с новых позиций [1].

Знакомство с материалами исследования позволяет проследить происходящие изменения. Появление термина «проект» связано с производной от латинского слова «projectus», трактующегося как «выбрасываемый вперед, спроектированный,развитый,представляемый в качестве идеального образа полагаемого

или вероятностного предмета исследования или его состояния» [2].

Данный метод возник в первые годы XX века и применялся педагогическими работниками североамериканских аграрных школ при решении задач, обеспечивающих взаимодействие школ с предприятиями, относящимися к сельскохозяйственному производству. Широкую известность данная технология, названная «Методом проблем» и основанная на теоретической концепции прагматизма в педагогической деятельности, получила в качестве «обучения в процессе делания» [3]. В течение трех лет после первичного употребления, в 1908 году, заведующим воспитательным отделом Д. Снезденом, термин «home projert» был утвержден в официальном порядке [4]. Основа, заложенная в «Методе проектов», была построена на педагогических концепциях таких североамериканских исследователей, как У. Килпатрик [5], Э. Коллингс [6], продолжающих в своих работах развивать школу Дж. Дьюи.

Так, например, работы У. Килпатрика особенное значение в образовательном процессе отводили внимательному отношению педагогических работников реальным индивидуальным увлечениям и заинтере-сованностям обучающегося и выстраиванию обучающего процесса на основе принципов «сопутствующего обучения», позволяющего ему найти решение возникшей проблемной задачи.

Данному методу У. Килпатриком была дана следующая характеристика: «Этот метод разрешает выполнять планирование рациональной деятельности, необходимой для решения какой-либо учебной задачи в действительной реальной ситуации» [5, с. 10].

Американским педагогом Э. Коллингсом, описавшим работу американских школ, основанную на применении метода проектов, приведены типы его осуществления в виде экскурсионных проектов, проектов докладов, трудовых проектов и проектов, использующих игровые формы [6].

Метод проектов был всегда объектом интереса и изучения возможности его применения в педагогике, например, в работах П. Ф. Каптерева [7], П. П. Блон-ского [8] и С. Шацкого [9].

Советская школа проектной деятельности обучающихся широко применялась в практической деятельности советского педагога и писателя А. С. Макаренко [10]. Данный метод поддерживался педагогами В. Н. Шульгиным [11], М. Крупениной, В. Игнатьевым [12] и целым рядом других. В 1931 году советская педагогическая школа официально отказалась от применения метода проектной деятельности в связи с имевшей место подмены данным методом полнокровной учебной деятель-

ности. Реформы, происходящие в профессиональном образовании Европы в конце XX столетия, изменили отношение общества к методу. Российское педагогическое сообщество вернулось к применению метода проектов в 90-е годы прошлого века, при формировании нового отношения к профессиональному образованию и внедрению в общеобразовательной деятельности такого направления, как образовательная область «Технология».

Методология

Исследование качества выполнения обучающимися образовательных учреждений среднего профессионального образования дипломных работ, проведенное в ряде образовательных учреждений Новосибирской области, таких как Новосибирский колледж пищевой промышленности и переработки, Новосибирский технический колледж имени А. И. Покрышкина, Новосибирский автотранспортный колледж, показывает, что процессу проектирования, применяемому в образовательных учреждениях, характерны: стабильность, постоянность, реалистичность и инновационность. Анализ проектной деятельности обучающихся показывает повышение ее эффективности в приобретении навыков формирования модифицированных решений реальных производственных проблем. Дипломные проекты эффективно сочетают результаты принятия стратегических решений с базовым набором фундаментальных положений за счет вариативного, гибкого и оперативного подхода по отношению к требованиям современного производства. Анализ проектной деятельности обучающихся, выполняемой в процессе дипломного проектирования, подтверждается ее осуществлением в процессе сбора, изучения и анализа полного объема информационных материалов о технологиях, применяемых современным производством. Это позволяет сделать вывод о результативном формировании у обучающихся компетенций выполнения дипломного проектирования.

Результаты

Исследование проблемы позволило отразить уровень сформированности профессиональных компетенций при выполнении дипломного проекта (ДП). По данным социологов и экономистов выпускник получает в колледже не весь объем знаний, который потребуется в профессиональной деятельности, и остальной объем придется осваивать после окончания в процессе самообразования. Объективно это обусловлено более медленным развитием образовательных программ и технологий обучения, чем обновление профессиональных знаний.

Используемый в педагогической терминологии период полураспада компетентности социалиста (еди-

ница устаревания знаний) сокращается в каждом десятилетии. Именно поэтому реализация принципа самообучения - «образование через всю жизнь» принято на вооружение в различных технологиях опережающего обучения, проектной деятельности и т.д. [13].

Одним из показателей сформированности у студентов компетенций ФГОС является выполнение и защита дипломной работы (проекта), главным образом через организацию самостоятельной работы, когда оцениваются:

- цели работы (конечный результат за отведенное время, приобретенный опыт);

- формы и способы контроля (степень достижения цели).

Так, например, наиболее распространенной специальностью СПО для автотранспортной отрасли является 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей и систем автомобиля». ФГОС 23.02.07 [14] конкретизирует и расширяет профессиональные компетенции (что наиболее соответствует производственному принципу и аналогичен по структуре к описаниям автотранспортных компетенций WS Russia), когда каждому виду профессиональной деятельности соответствует самостоятельный профессиональной модуль (ПМ, или МДК), внутри которого учебный материал структурируется по принципу специализации и усложнения в соответствии с возрастным развитием студентов и становлением профессиональной направленности (рис. 1).

Сформированность компетенций оценивается по результатам производственных практик и защиты дипломного проекта. В данном контексте качественная проработка разделов дипломного проекта имеет основополагающее значение (с учетом возрастающих требований к подготовке специалиста, к меняющемуся рынку

услуг автосервиса, технологий технического обслуживания и ремонта). Выпускники испытывают серьезные затруднения при выполнении своего проекта, так как, с одной стороны, студенты имеют различный индивидуальный уровень обученности, а с другой стороны, впервые сталкиваются с проблемой проектирования, например, решения комплекса задач и их интеграции в дипломной работе.

В отличие от предыдущего ФГОС, в 23.02.03 «Техническое обслуживание, в специальности 23.02.07 заявлена компетенция ПК6 «Организация модернизации транспортных средств» (тюнинг), традиционно изучаемая в высшей школе [15].

В развернутом виде компетенция представлена следующими ПК:

- ПК 6.1 Определять необходимость тюнинга;

- ПК 6.2 Планировать взаимозаменяемость узлов;

- ПК 6.3 Владеть методикой тюнинга;

- ПК 6.4 Определять остаточный ресурс оборудования.

Таким образом, имеют место следующие противоречия:

- между требованием качественной проработки разделов ДП в сжатых сроках проектирования и индивидуальными способностями выпускника;

- необходимостью реализации ПК6 «Организация модернизации транспортных средств» в ДП и методологией решения технологических задач по ПК 6.1-6.4.

Применение в проектной деятельности в качестве подготовки к дипломному проектированию показывает закономерный результат.

Так, если задачи формирования ПК [16] имеют междисциплинарный характер, то решение указанных противоречий, на наш взгляд, возможно посредством

Рис. 1. Логическая структура профессионального модуля ФГОС 23.02.07

организации индивидуальных проектов студентов на 2-3-м курсе обучения.

Указанная технология обладает следующими преимуществами:

- развитие личностных качеств специалиста;

- оптимизация процесса обучения (подготовка специалиста с минимальными затратами сил);

- обновление содержания обучения (исключение материала, имеющего описательный характер, интеграция знаний по смежным дисциплинам и т.д.);

- перемещение акцента на внеаудиторную работу.

В целом метод проектов может быть реализован

при изучении и общепрофессиональных, и экономических дисциплин, а также при организации самостоятельной работы студентов.

Основными направлениями проектной деятельности, имеющими непосредственный выход на ДП, можно определить:

- анализ вредных и опасных факторов на объекте проектирования [17] (дисциплина Охрана труда);

- кинематический расчет КШМ [7] (дисциплина Теория автомобилей и двигателей, техническая механика);

- исследование тяговой динамичности автомобиля [18] (дисциплина Теория автомобилей и двигателей);

- управление автосервисом, мониторинг рынка услуг автосервиса [19] (дисциплина Маркетинг);

- силовой расчет элементов конструкции автомобиля [20] (дисциплина Техническая механика).

Тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые ориентируются при этом на собственные интересы, будущую профессиональную деятельность.

Для учета индивидуальных способностей учеников используется комплекс различных по уровню сложности проектных заданий:

- репродуктивных заданий, требующих навыков воспроизведения по эталону;

- поисковых заданий, построенных на отыскании необходимого объема информации (сведения, факты, объекты);

- логических поисковых заданий, связанных с необходимостью усовершенствования имеющегося объекта;

- творческих заданий, требующих создания нового объекта.

Анализ имеющихся в образовательных учреждениях трудностей при использовании метода проектов позволяет утверждать, что ограничения применения метода проектов объясняются:

- психологическими причинами, то есть отторжением нового, когда любое нововведение воспринима-

ется с определенной долей недоверия и скептицизма (консерватизм в применении традиционных технологий и методов);

- возникновением такого важного фактора, как искусственное усложнение проблемы, связанной с недостаточным педагогическим опытом (мастерством) преподавателей профильных дисциплин.

Для реализации этого метода необходим соответствующий уровень приобретенных знаний и навыков, полученных в процессе обучения, способность к усвоению более глубоких знаний и способов действий и готовность к переходу на новые уровни «обученности (развития)» [21]. Обучаемость (развитость) студента определяется уровнем сформированных компетенций и обученности (базовые знания и умственные возможности студентов) на предыдущих курсах колледжа, которая является важным фактором достижения эффективности процесса обучения.

Заключение

Проведенное нами исследование, экспериментальной базой которого был ряд образовательных учреждений СПО Новосибирской области, показало результативность примененных подходов к формированию профессиональных компетенций обучающихся в процессе выполнения дипломного проектирования.

Полученные результаты позволили обосновать метод проектов (проектную деятельность) как эффективный способ организации самостоятельной, творческой деятельности в течение учебного времени, отводимого на формирование компетенций специалиста. Безусловно, это подразумевает более эффективную подготовку педагогических кадров по данной специализации, формирования у студента более целостной картины по работе с автомобилями. Важным с позиций нашего исследования является утверждение, что формирование рассматриваемых профессиональных компетенций по видам деятельности обеспечивается в рамках профессиональных специализаций уже на младших курсах, с учетом желаний и индивидуальных особенностей студента.

Практическая значимость исследования заключается в распространении опыта навыков внедрения проектной деятельности при выполнении дипломного проектирования, разъяснении принципа деления процесса проектирования на стадии, отличающиеся приоритетными детерминирующими целями. Предлагаемые подходы могут быть методической опорой моделирования проектной деятельности, основываясь на теории проектирования образовательной деятельности в системе среднего профессионального образования, что,

по мнению авторов, обеспечит повышение эффективности образовательного процесса.

Выполненное исследование не исчерпывает в полном объеме существующие задачи формирования профессиональных компетенций обучающихся. Тем не менее, результаты представленной работы позволяют установить ряд перспективных направлений по формированию, развитию и эффективному внедрению идей проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Планируется дальнейшее исследование, направленное на совершенствование условий организации педагогами совместной со студентами творческой деятельности по созданию проектов, на разработку и актуализацию методического обеспечения учебного процесса в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Перспективность совершенствования проектной деятельности в процессе выполнения обучающимися дипломных проектов обоснована необходимостью изменения подхода к вопросу формирования профессиональных компетенций обучающегося при подготовке квалифицированного специалиста, а также требованиями инновационного рынка труда.

Литература

1. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. педвузов и системы повыш. квалиф. пед. Кадров. М.: 2002. 272 с.

2. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. 208 с.

3. Ушинский К. Д. Собрание сочинений М., 1950. Т 10. С. 511.

4. Зайцев В. С. Метод проектов как современная технология обучения: историко-педагогический анализ // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 6. С. 52-62.

5. Килпатрик У. Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Л., 1925. 164 с.

6. Коллингс Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. М.: Новая Москва, 1926. 288 с.

7. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. Изд. 2-е, пересмотр. и доп. Пг.: Земля, 1915. XXII, 746 с.

8. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. / [Сост. и авт. вступ. статьи М. Г Данильченко, А. А. Никольская]; Под ред. А. В. Петровского; АПН СССР. Москва: Педагогика, 1979. Т. 1. 304 с.

9. Шацкий С. Т. Наше педагогическое течение. Педагогические сочинения. В 4 т. М.: Просвещение, 1964. Т. 2. С. 134-141.

10. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми томах. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. 368 с.

11. Шульгин В. Н. Очередные задачи школы. 1925. 19 с.

12. На путях к методу проектов / под ред. Б. В. Игнатьева и М. В. Крупениной. М. Л.: Гос. изд-во, 1930. 224 с.

13. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования; под ред. В. В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. 286 с.

14. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г № 1568 «Об утверждении федерального государ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ственного образовательного стандарта по специальности 23.03.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей».

15. Федотов А. И., Зарщиков А. М., Конструкция и расчет потребительских свойств автомобилей: Уч. пособие / Иркутск, 2007. 334 с.

16. Романченко М. К., Филиппов Б. В. Интеграция федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и профессионального стандарта при подготовке специалистов / Профессиональное образование в России и за рубежом. № 4(28) 2017. С. 6-14.

17. ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация (с изменением № 1).

18. Гоц А. Н. Кинематика и динамика кривошипно-шатунного механизма поршневых двигателей: учеб. пособие. ВлГУ 2005. 124 с.

19. Управление автосервисом, Учебное пособие для вузов, под ред. проф. Л. Б. Миротина. М, изд. ЭКЗАМЕН 2004, 320 с.

20. Чмиль В. П., Чмиль Ю. П., Автотранспортные средства: учебное пособие-СПб, Издательство Лань, 2011. 336 с.

21. Найниш Л. А., Лосев В. Н., Инженерная педагогика / Научно-учебное пособие. Москва, ИНФА-М, 2021. 88 с.

References

1. Polat E. S. Novie pedagogicheskie i informacionnie tehnologii v sisteme obrazovaniya, Ucheb. posobie dlya stud. ped. vuzov i sis-temi povish. kvalif. ped. kadrov / E. S. Polat, M. Yu. Buharkina, M. V. Moiseeva, A. E. Petrov; pod red. E. S. Polat. M. 2002. 272 p.

2. Dyui Dj. Psihologiya i pedagogika mishleniya / Per. s angl. N. M. Nikolskoi. M.: Sovershenstvo, 1997. 208 p.

3. Ushinskii K. D. Sobranie sochinenii. M., 1950. T. 10. P. 511.

4. Zaicev V. S. Metod proektov kak sovremennaya tehnologiya obucheniya istoriko-pedagogicheskii analiz // Vestnik Chelya-binskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017. No. 6. P. 52-62.

5. Kilpatrik U. H. Metod proektov. Primenenie celevoi ustanovki v pedagogicheskom processe, L., 1925. 164 p.

6. Kollings E. Opyt raboti amerikanskoi shkoli po metodu proektov / E. Kollings. M. Novaya Moskva 1926. 288 p.

7. Kapterev P. F. Istoriya russkoi pedagogii. Izd. 2-e, peresmotr. i dop. Pg. Zemlya, 1915. XXII. 746 p.

8. Blonskii P. P. Izbrannie pedagogicheskie i psihologicheskie sochineniya, V 2 t. / [Sost. i avt. vstup. stati M. G. Danilchenko, A. A. Nikolskaya]; Pod red. A. V. Petrovskogo; APN SSSR. Moskva, Pedagogika, 1979. T. 1. 304 p.

9. Shackii S. T. Nashe pedagogicheskoe techenie. Pedagogicheskie sochineniya. V 4 t. M., Prosveschenie, 1964. T. 2. P. 134-141.

10. Makarenko A. S. Pedagogicheskie sochineniya, V 8_mi tomah. T. 1. M., Pedagogika, 1983. 368 p.

11. Shulgin V. N. Ocherednie zadachi shkoli. 1925. 19 p.

12. Na putyah k metodu proektov /pod red. B. V. Ignateva i M. V. Kru-peninoi. Gos. Izd-vo, 1930. 224 p.

13. Matyash N. V. Psihologiya proektnoj deyatel'nosti shkol'nikov v usloviyah tekhnologicheskogo obrazovaniya; pod red. V. V. Rub-cova. Mozyr': RIF "Belyj veter", 2000. 286 p.

14. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 9 dekabrya 2016 g No. 1568 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta po special'nosti 23.03.07 Tekh-nicheskoe obsluzhivanie i remont dvigatelej, sistem i agregatov avtomobilej".

15. Fedotov A. I., Zarshchikov A. M. Konstrukciya i raschet potrebitel'skih svojstv avtomobilej: Uchebnoe posobie / Irkutsk, 2007. 334 p.

16. Romanchenko M. K., Filippov B. V. Integraciya federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov srednego

professional'nogo obrazovaniya i professional'nogo standarta pri podgotovke specialistov / Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom No. 4(28). 2017. P. 6-14.

17. GOST 12.0.003-74 SSBT. Opasnye i vrednye proizvodstvennye faktory. Klassifikaciya (s izmeneniem No. 1).

18. Goc A. N. Kinematika i dinamika krivoshipno-shatunnogo mekha-nizma porshnevyh dvigatelej: ucheb. posobie. VlGU, 2005. 124 p.

19. Upravlenie avtoservisom, Uchebnoe posobie dlya vuzov, pod red. prof. L. B. Mirotina. M., izd. EKZAMEN. 2004. 320 p.

20. Chmil' V. P., Chmil' YU. P. Avtotransportnye sredstva: uchebnoe posobie. SPb, Izdatel'stvo Lan', 2011. 336 p.

21. Najnish L. A., Losev V. N. Inzhenernaya pedagogika / Nauchno-uchebnoe posobie, Moskva, INFA-M, 2021. 88 p.

УДК/UDC 378.14 EDN HJLIPA

Антонова Надежда Анатольевна

преподаватель кафедры физики и методики обучения физике, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск

Antonova Nadezhda A.

Lecturer, the Department of Physics and Methods of Teaching Physics, South-Ural State Humanities Pedagogical University, Chelyabinsk

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕХНОПАРКА1

PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS BY MEANS OF THE TECHNOPARK

Аннотация. В статье обоснована актуальность выбранной темы, подтвержденная созданием на базе педагогических вузов технопарков универсальных педагогических компетенций. Определены знания и умения, которыми должны владеть учителя физики при работе в условиях технопарка. Описана организация профессиональной подготовки средствами технопарка универсальных педагогических компетенций на примере дисциплин «Электрорадиотехника», «Школьный физический кабинет» и охарактеризованы затруднения, которые испытывают будущие учителя физики по проектированию и организации учебных занятий в условиях технопарка по работе с современным оборудованием.

Ключевые слова: технопарк универсальных педагогических компетенций, педагогический вуз, подготовка учителей физики, проектирование и организация учебных занятий.

Abstract. The article substantiates the relevance of the chosen topic, confirmed by the creation of technoparks of

universal pedagogical competencies on the basis of pedagogical universities. The knowledge and skills that physics teachers should possess when working in a technopark are determined. The organization of professional training by means of a technopark of universal pedagogical competencies is described on the example of the disciplines "Electrical and Radio Engineering", "School Physics Room". The difficulties experienced by future physics teachers in designing and organizing the training sessions in a technopark for working with the modern equipment are characterized.

Keywords: technopark of universal pedagogical competencies, pedagogical university, physics teachers training, planning and organization of training.

Введение

В условиях цифровизации требуется пересмотр подходов к организации обучения в школе, а, следовательно, и при подготовке будущего учителя для его дальнейшей профессиональной деятельности. Учитель должен уметь пользоваться современным

1 Работа выполнена при поддержке ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» по договору на выполнение научно-исследовательских работ от 14.06.2023 г. № 16-441 по теме «Адаптивная направленность методики обучения дисциплине «Элементарная физика» студентов педагогического вуза» / № ШК-04-2023/1 от 20.04.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.