5. Костюшкина Г.М. Прагматика и дискурс // Г.М. Костюшки-на и др. Дискурсивный аспект языковых единиц. Иркутск: Изд-во ИГЛУ. С.4-49.
6. Маслова Л.Н. Выражение согласия/несогласия в устной научной коммуникации (гендерный аспект): автореф. дис. ...канд. филол. наук: 10.02.19. М.: МГЛУ, 2007. 24 с.
7. Ожегов C.K, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80. 000 слов и фразеологич. выражений. Изд. 4-е, дополн. / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
8. Саенко О.А. Коммуникативный ход возражения в современном французском языке: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Иркутск, 2005. 165 с.
9. Толковый словарь русского языка. В 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. Т. 3. М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940.
10. Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход. М.: Рус. яз., 2002. 216 с.
11. Чапаева Е.О. Коммуникативная ситуация возмущения: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Иркутск, 2010. 173 с.
12. Журнал «Интервью: Люди и события»: [сайт]. URL: http://interviewmg.ru/1234/ (дата обращения: 14.04.2013).
13. Журнал «Интервью: Люди и события»: [сайт]. URL: http://interviewmg.ru/2534 (дата обращения: 25.10.2013).
14. Журнал «Интервью: Люди и события»: [сайт]. URL: http://interviewmg.ru/703/ (дата обращения: 25.10.2013).
15. Интервью с интересными людьми: [сайт]. URL: http://interviewme.ru/2008/06/29/uilyam-berns/ (дата обращения: 19.01.2012).
16. Интервью с интересными людьми: [сайт]. URL: http://interviewme.ru/2008/06/30/golamreza-ansari/ (дата обращения: 21.02.2012).
17. Интервью с интересными людьми: [сайт]. URL: http://interviewme.ru/2008/06/29/nikolay-kudryavtsev-rektor-mfti-chlen-korrespondent-ran/ (дата обращения: 06.04.2012).
18. Интервью с интересными людьми: [сайт]. URL: http://interviewme.ru/2008/06/30/protoierey-mihail-ardov/ (дата обращения: 09.10.2013).
19. Коммунисты столицы: [сайт]. URL: http://com-stol.ru/?p=4920 (дата обращения: 15.02.2012).
УДК 378.147
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
© М.Л. Палеева1, Т.А. Соколова2, Л.С. Цубикова3
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Обосновывается необходимость вовлечения бакалавров технических направлений в активную познавательную деятельность. С позиций формирования требуемых компетенций метод проектов становится механизмом междисциплинарного взаимодействия. Раскрываются основные особенности дифференцированного подхода в применении метода проектов на примере дисциплин гуманитарного, математического и естественнонаучного циклов.
Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: междисциплинарные связи; проектная деятельность; проблемная ситуация.
PROJECT ACTIVITY AS A FORMATION FACTOR OF TECHNICAL BACHELORS' PROFESSIONAL COMPETENCE M.L. Paleeva, T.A. Sokolova, L.S. Tsubikova
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article substantiates the need for technical bachelor involvement in active cognitive activity. Within the formation of the required competences, the project method is becoming a mechanism for interdisciplinary interaction. The article reveals the main features of the differentiated approach in the application of the project method on the example of Humanities, Mathematics and Sciences. 5 sources.
Key words: interdisciplinary links; project activity; problem situation.
1Палеева Марина Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, тел.: 89501157541, e-mail: [email protected]
Paleeva Marina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of General Education, tel.: 89501157541, e-mail: [email protected]
Соколова Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеинженерной подготовки, тел.: 89025677940, e-mail: [email protected]
Sokolova Tatyana, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of General Engineering Training, tel.: 89025677940, e-mail: [email protected]
3Цубикова Любовь Сергеевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры общеинженерной подготовки, тел.: 89149335767, e-mail: [email protected]
Tsubikova Lyubov, Candidate of History, Associate Professor of the Department of General Engineering Training, tel.: 89149335767, e-mail: lkor11 @rambler.ru
Новаторская деятельность инженеров в переоснащении производства обязывает выпускников технических направлений владеть не только требуемым уровнем знаний и опытом их осознанного применения, но и умениями добиваться поставленных целей, согласовывать разные точки зрения, мыслить абстрактно, способностями осуществлять селективный поиск информации и пополнять свои профессиональные знания. Поэтому для профессионального становления бакалавров актуальны развитие личностных качеств и социальная адаптация: инициативность, целеустремленность, ответственность, толерантность, способность к сотрудничеству, осмыслению чужого опыта и выработке собственного мнения, умение соотносить планы и результаты своей деятельности с потребностями коллектива. Попадая на рынок труда, выпускники технических вузов ощущают его изменчивость, гибкость и высокую инновационную динамику. Удовлетворение потребностей рынка труда требует разработки компетентностных моделей специалистов технического профиля.
Компетентностный подход, понятия компетенции и компетентности как готовности выпускника к профессиональной деятельности являются центральными в теории и практике высшей школы (Н. Хомский, Дж. Равен, В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской). Под компе-тентностным подходом понимается метод моделирования результатов обучения и их представления как норм качества высшего образования [1]. В научных исследованиях компетентность определяется как устойчивая способность человека к деятельности. Для успешного осуществления такой деятельности необходимы глубокое понимание существа выполняемых задач и разрешаемых проблем, умение и опыт выбирать средства и способы действий для решения задач. Развитию у студентов компетенций, определяющих успешность их адаптации в обществе, необходима опережающая реакция высшей технической школы по восприятию и реализации достижений технологической революции в педагогических технологиях. Не менее важна психологическая составляющая образовательного процесса - мотивация обучающихся и обучаемых в понимании объектов качественного образования.
Обращение к работам педагогов и методистов, исследование обеспечения готовности выпускников технических направлений к инновационной деятельности и саморазвитию позволило рассмотреть проектную деятельность как условие формирования профессиональной компетентности бакалавров технических направлений и как средство междисциплинарной интеграции, необходимость которой в профессиональном образовании не вызывает сомнений. Известно, что интересное и передовое в научном знании происходит при взаимодействии разных наук. Поэтому междисциплинарная интеграция согласуется с интеграционными процессами, имеющими место в современном обществе, и расширяет образовательное пространство, повышая профессиональную компетентность студента. Одним из путей формирования профессио-
нала в вузе является разработка и внедрение в учебный процесс интегрированных курсов, применение которых позволяет избежать дублирования и оптимально структурировать содержание образования, а также более широко реализовать связь между теорией и практикой в профессиональной подготовке будущих специалистов. В проведенном исследовании принципы междисциплинарной интеграции применяются в проектной деятельности студентов - практическое применение способностей, личностных качеств, динамичной совокупности знаний и умений содержания разных учебных дисциплин.
Известно, что компетенции приобретаются и проявляются в процессе деятельности. Педагогическое сообщество технических университетов осовременивает, перестраивает содержание учебных циклов с целью форматирования обучения в эффективное средство умственного развития, проектирует образовательные программы с учетом установленных стандартом требований к результатам освоения в форме общекультурных и профессиональных компетенций. Определяемые выпускающими кафедрами и пожеланиями работодателей компетенции достаточно вариативны в формулировках, что закономерно вызывает научные дискуссии по вопросам отбора содержания образования и технологий обучения. Изучение ФГОС ВПО по направлению подготовки «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» позволило выделить одно из условий успешной профессиональной деятельности инженеров - участие в составе коллектива исполнителей в решении профессиональных задач. Сегодня с учетом сложности применяемых технических устройств очевидна невозможность их проектирования и создания в одиночку. Соответствующее требование к результатам освоения образовательных программ сформулировано общекультурной компетенцией - выпускник должен быть готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе. Для формирования способности к сотрудничеству в учебно-методическом сопровождении дисциплины предполагается обсуждение учебного материала, групповая работа, организация взаимопомощи, которые стимулируют обучающихся к самоанализу деятельности, поступков, отношений. В результате явно или подсознательно студенты начинают стремиться к тому, чтобы совершенствовать опыт коллективного взаимодействия.
Очевидна методическая значимость системного формирования общекультурных и профессиональных компетенций как совокупности взаимосвязанных качеств личности. Разработчикам образовательных программ необходимо понимать, что освоение программы бакалавриата прогнозирует уровень сформированно-сти компетенции, сама компетенция проявится через годы активной трудовой деятельности выпускника. Ресурсом системного формирования готовности бакалавров технических направлений к инновационной деятельности остаются методы, которые позволяют студенту самому искать и осознавать подходящие именно для него способы разрешения учебных ситуаций. Адекватная оценка обеспечивает осознание свое-
го уровня компетентности, приводит к пониманию «некомпетентности», создавая тем самым предпосылки для дальнейшего самосовершенствования, осмысленного формулирования собственных целей, планирования хода, выполнения задания и объяснения полученного результата.
Проблемному обучению в профессиональном образовании посвящены труды В.В. Краевского, И.Я. Лернера, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина и др. Ученые трактуют проблемную ситуацию как начало и источник творческого мышления, как ситуацию конфликта между знаниями прошлого опыта и незнанием нового факта или явления. Это затруднение и является условием возникновения познавательной потребности. В структуре проблемной ситуации выделяют внешние факторы и внутренние условия. Внутренним условием, стимулирующим мыслительную деятельность, является познавательная потребность. В педагогической практике используются термины «познавательная задача» (М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин), «проблемное задание» (Г.И. Железовская). Проблемное задание как элемент учебного процесса создает у студентов состояние интеллектуального напряжения. Формулируются вопросы, задачи, в процессе выполнения которых и выявляются затруднения (противоречия, знания о незнании), у студентов возникает познавательный интерес и потребность в решении встретившейся проблемной задачи. Познавательная задача может являться проблемной ситуацией для одного студента и не вызовет затруднений у другого. Проблемная познавательная ситуация содержит новые для обучаемого понятия, факты, способы действия. Наибольший обучающий интерес представляет случай, когда для разрешения проблемы студентам недостает имеющихся знаний. В разрешении противоречия между искомым и известным актуально осознание затруднения, индивидуальной необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания. Таким образом, при столкновении с проблемной ситуацией студенту требуется последовательно выполнить:
1) анализ ситуации имеющимися средствами (осознание знания как средства разрешения ситуации; определение возможных способов применения знаний и их осуществление);
2) рефлексия затруднения (осознание «незнания» как необходимости приобретения нового «знания»; определение содержания «незнания» - уточнение недостающей информации);
3) получение новой информации с целью перевода «незнания» в «знание»;
4) использование нового знания для решения ситуации;
5) рефлексия вновь полученного знания, приобретение «знания» о «знании».
Алгоритм действий в разрешении проблемной ситуации, являясь общим для всех студентов, существенно зависит от субъектного опыта каждого из них. Это объясняется тем, что наиболее значимые элементы этой последовательности «знание», «незнание», способы деятельности являются индивидуальными. Ориентация на проблемный подход (нестан-
дартная, неизвестная ситуация) стимулирует мышление обучаемых, понуждает их к активным действиям (формулирование проблемы, выдвижение гипотезы по ее решению, планирование деятельности, реализация плана, проверка гипотезы, исследование полученных результатов). Тем самым формируется профессиональная компетентность будущего инженера.
Для создания проблемных заданий в педагогической практике успешно применяются ситуации: решение задачи, включающей неизвестные теоретические сведения; приведение учащихся к противоречию в теоретическом объяснении явлений, фактов; задачи с избыточными или недостаточными условиями; поиск путей практического применения объектов, явлений; сравнение, сопоставление, противопоставление и обобщение фактов, явлений, правил, действий; обоснование принципов действия различных приборов и устройств и др. В развитии исследования [5] потребовалось изучить принципиальные вопросы применения методик проблемного обучения, применения профессионально направленных, прикладных и ситуативных задач (задачный подход) в ракурсе междисциплинарных связей. В результате установлена необходимость конструирования цепочки проблемных задач и их последующая консолидация в учебный проект. В техническом образовании накоплен значительный опыт вовлечения студентов в проектную деятельность -учебным планом предусмотрено освоение контекста профессиональной деятельности через курсовое проектирование. Цель нашего исследования заключалась в том, чтобы, следуя дидактическим принципам целенаправленности, непрерывности, преемственности и мотивации, выяснить потенциал учебного проекта в предметном поле дисциплин, не содержащих курсовое проектирование.
Метод проектов предполагает обработку теоретической информации по той или иной проблеме, что может оказаться проблематичным в случае дисциплин профессионального цикла, с которыми студенты сталкиваются впервые. Контекст большинства дисциплин гуманитарного, социального и экономического, математического и естественнонаучного циклов закладывается в общеобразовательной школе и является фундаментом для информационных и исследовательских учебных проектов в вузе. Поскольку одной из сущностей проекта, как было установлено, является создание условий, при которых студенты самостоятельно приобретают недостающие знания, то применение данного метода частично решает проблему разноуровневой школьной подготовки. Наиболее наглядно это проявляется в обучении иностранному языку. Студенты технических (неязыковых) специальностей являются филологически «слабо подготовленными». «К тому же их лингвистический (из школьного курса родного и иностранного языков) кругозор крайне узок, а времени на его восполнение в наличии не имеется. Существуют и принципиальные различия - гетерогенность групп, состав которых в техническом вузе далеко не однороден: в одной и той же группе можно встретить и хорошо подготовленного (в языковом отношении) студента, и слабого, с трудом владеющего
алфавитом и правилами чтения» [4]. Это приходится учитывать при выборе форм деятельности, которые, в свою очередь, должны подчеркнуть не индивидуальный, а коллективный характер обучения. «Психологами получены данные о том, что на характер учебной мотивации влияет групповая сплоченность учебной группы, в частности, при работе малыми группами сплоченность способствует повышению интереса к учебному предмету, а ее отсутствие, наоборот, отрицательно влияет на познавательный интерес» [2].
Таким образом, проектный метод может успешно применяться в гуманитарных дисциплинах, таких как история, философия, социология, культурология, политология и др. С точки зрения реализации общекультурных компетенций через гуманитарные дисциплины учебный проект является универсальным, т.к. дает студенту шанс реализовать себя и в профессии, и в жизни. В настоящий момент имеет место отсутствие самооценки склонностей, способностей к выбранной профессии у студентов технических направлений. Усиление гуманитарной составляющей в подготовке инженера оправдано, т.к. позволит выпускнику осуществить планирование своей карьеры, сформировать готовность к изменениям в профессии. Отдавая должное имеющимся трудам, отметим, что социокультурный аспект парадигмы социального развития недостаточно освещен в научных исследованиях. Вопросы гуманитаризации образования вызвали интерес к социальной составляющей современного информационного общества. Если работник - основной капитал и источник развития организации, то у него должны быть сформированы умения не только использовать информационные технологии в социальной и профессиональной деятельности, но и управлять информацией, критически относиться к ней, иначе время, потраченное на поиск, уменьшает ее полезность.
Собирая материал для решения учебной проблемы, студенты должны сравнивать, обобщать, анализировать, систематизировать информацию, выделять главное - все эти действия носят творческий, исследовательский характер. Публичная защита проектов дает возможность студентам оценить достоинства и недостатки собственные и товарищей, обогатить личный опыт. Как показала практика, систематическое использование метода проектов помогает повысить уверенность студентов в своих силах, развить коммуникабельность и умение сотрудничать, исследовательские умения, критическое мышление, совершенствовать навыки работы с разнообразными источниками информации.
Стили и методы мышления (эвристический, интуитивный, ассоциативный), используемые в разных сферах научного знания, обосновывают современные тенденции гуманизации образования. Взаимопроникновение содержания дисциплин требует постоянного обновления дидактических материалов и открывает возможности для применения разнообразных форм и методов учебной работы. Принципиально важны в применении знаний гуманитарных дисциплин согласованность по времени введения базовых понятий, единство в интерпретации общенаучных понятий и
единообразие в организации учебного процесса. Разработка и применение проектов интегрального типа согласуются с принципами преемственности и непрерывности, предоставляют новые возможности в реализации компетентностного подхода, но и выявляют степень профессионализма преподавателя и ориентиры его профессионального роста.
На сегодняшний день имеется определенный объем научных и практических знаний междисциплинарного взаимодействия в области технического образования. Взаимопроникновение, обогащение содержания разных дисциплин в системе учебного материала стимулирует познавательный интерес студентов [3]. По нашему мнению, наиболее значимо комплексное применение знаний, универсальных действий, приемов и методов, связанных с личностным развитием студента и с оценкой соответствия реального уровня знаний, полученного им на общенаучных кафедрах, требуемому уровню их сформированности для изучения технических дисциплин. Учебный проект с междисциплинарным заданием, по сути, является виртуальной учебной лабораторией, в которой студент, целесообразно используя знания по дисциплине за рамками самой дисциплины, в новых условиях, развивает умения применять знания в профессиональной деятельности.
Можно утверждать, что выявлена необходимость объединить усилия научно-педагогических работников технических вузов в создании логико-дидактической структуры содержания обучения, подготовке задач с содержанием из нескольких дисциплин. Автономность дисциплин или слабая связь друг с другом, скорее всего, порождают серьезные трудности в формировании у студентов целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию знаний. Выполнение проекта с междисциплинарным содержанием напротив создает условия для разностороннего рассмотрения изучаемой информации, показывает связь между разными идеями, развивает творческие, интеллектуальные, коммуникативные способности у студентов, порождает инициативу, энтузиазм и мотивацию для дальнейшего обучения.
Элементами учебного проекта с междисциплинарным содержанием являются проблемные задания, которые имеют поисковый характер. Каждое задание -вопрос, задача, требующая оригинального решения, упражнение - предполагает в процессе выполнения выявление затруднений. При этом создаются психологически благоприятные условия для возникновения у студентов познавательного интереса.
Проектный подход в профессиональной подготовке бакалавров технического университета стимулирует мышление обучаемых, понуждает их к активным действиям и характеризуется следующими позициями:
а) ориентацией на современный социальный заказ общества к системе высшего профессионального образования;
б) осознанием того, что образовательная деятельность в вузе должна быть ориентирована на подготовку инженеров с учетом системного и деятель-ностного подходов к обучению;
в) соблюдением условий совершенствования профессиональной подготовки будущих инженеров, повышением учебной мотивации студентов, а также развитием необходимого инварианта личностных профессионально важных качеств и субъектной позиции инженеров.
В ходе проведенного исследования установлено, что интеграционные процессы в социуме изменяют статус учебных дисциплин - их цели, содержание, методы и подходы к обучению. В подготовке специалистов важны их умения комплексного применения знаний, переноса действий, приемов и методов из одной предметной области в другую. Для успешного
овладения студентами заявленным уровнем сформи-рованности общекультурных и профессиональных компетенций требуется развитие личностных качеств. Практическое развитие способностей к анализу и синтезу, организации и планированию, решению проблем, критике и самокритике, применению знаний на практике, генерации новых идей, сотрудничеству обеспечивает проектная деятельность. Учебный проект с междисциплинарным содержанием развивает творческий потенциал, познавательный интерес, активное отношение бакалавров технического профиля к учению, формируя их профессиональную компетентность.
Библиографический список
Статья поступила 13.11.2013 г.
1. Байденко В.И., Селезнева Н.А. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения в свете Болонского процесса: метод. пособие. М., 2005.
2. Ковалевская Е.А. Мотивация студентов при обучении иностранному языку в неязыковых вузах и особенности его преподавания // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2011. №2. С.94.
3. Кузьмин О.В., Палеева М.Л. О профессионально направленных заданиях по математике для подготовки бакалавров
технических направлений // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. №9. С.368-372.
4. Соколова Т.А. Методика формирования словообразовательных стратегий при обучении чтению на французском языке студентов неязыкового вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Иркутск, 2009. С.38.
5. Соколова Т.А., Палеева М.Л., Цубикова Л.С. К вопросу о применении педагогических технологий в системе высшего профессионального образования // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2013. №6. С.157-159.
УДК 81.282.3
К ВОПРОСУ О ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
© С.Ю. Позднякова1, Н.И. Мокрова2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
В статье изложена технология определения уровня сформированности профессиональной компетентности преподавателя, которая позволяет задать «тон» не только последующему ходу его профессионального развития, но и определить основополагающий параметр качественной характеристики конкурентоспособности современного преподавателя вуза. Табл. 2. Библиогр. 12 назв.
Ключевые слова: компетентностный подход; профессиональная компетентность, оценка качества; профессиональная деятельность; технология оценивания; критерии и параметры оценивания.
TO VALUATION TECHNOLOGY OF HIGH SCHOOL LECTURER PROFESSIONAL COMPETENCE LEVEL S.Yu. Pozdnyakova, N.I. Mokrova
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article describes the technology of determining the formation level of teacher's professional competence, which allows to set the pace to his/her subsequent professional development as well as to identify the fundamental parameter of quality characteristics of competitiveness of modern university lecturers. 2 tables. 12 sources.
Key words: competence-based approach; professional competence; quality assessment; professional activity; assessment technology; evaluation criteria and parameters.
1Позднякова Светлана Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков № 2, тел.: 89148864539, e-mail: [email protected]
Pozdnyakova Svetlana, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Foreign Languages no.2, tel.: 89148864539, e-mail: [email protected]
2Мокрова Наталья Игоревна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков № 2, тел.: 89148703947, e-mail: [email protected]
Mokrova Natalya, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Foreign Languages no. 2, tel.: 89148703947, email: [email protected]