ликует несколько историко-философских эссе по этой теме. Вывод Щербина оптимистичен, несмотря на все сложности и трудности технического и экономического порядка. Он уверен, что для будущих поколений задача восстановления Казанского собора будет становиться все более актуальной. Валерий Трофимович пишет: «Уверен, что обращение к ней (задаче восстановления) будет по-прежнему идти двумя линиями: поиском исторической событийности и онтологическим (сущностным) осмыслением предопределенности замысла собора, его строительства и порушения и ...неуничтожимости его возрастающей памяти [4, с. 44-56]. В вопросе о воссоздании конкретных архитектурных памятников Щербин опирается не на мечтания и пожелания, а на точное понимание закономерностей общественного развития и тенденции в динамике эстетических ориентиров. Время подтверждает правоту прогнозов и выводов ученого. Перед глазами его был свершившийся замысел 1983 года одного из самых успешных учеников Валерия Трофимовича - Бронислава Михайлова. В 1983 году студент 5-го курса архитектурного факультета Михайлов выполнял свой дипломный проект по реконструкции Нижней Набережной в Иркутске, и проект этот предусматривал вос-
становление на прежнем месте Московских ворот. Воссоздавать утраченный исторический памятник в те годы для большинства работающих архитекторов было необычно и противоречило официальной градостроительной политике. Валерий Трофимович тогда поддержал замысел своего ученика. А в 2011 году, во время празднования юбилея Иркутска, он мог наблюдать восстановленные на историческом месте Московские ворота. И здесь неважно, что проект реконструкции Московских ворот в 2011 году реально был выполнен другими архитекторами, важна направленность замысла и интуиция Валерия Трофимовича, поддержавшего молодого архитектора.
Валерий Трофимович Щербин ушел из жизни, не успев завершить многих начатых и задуманных дел, не успев реализовать начинания по сохранению архитектурных памятников и соединению культурного наследия и духовных традиций с современной жизнью людей дня сегодняшнего. Зато в Иркутске осталась научная школа, школа истории архитектуры, созданная им, и я уверен, что большинство задумок и планов нашего друга и учителя найдут свое дальнейшее воплощение.
Статья поступила 22.09.2014 г.
Библиографический список
1. В памяти нашей.О Валерии Трофимовиче Щербине: Опыт сопряжения времен // Иркутский Кремль. 2014. № 1 (11). С. 103-120.
2. Щербин В.Т. Метод интегрированной реконструкции памятников деревянной архитектуры Иркутска // Проблемы формирования архитектуры Сибири. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 1988. С. 48-52.
3. Щербин В.Т. Ступени собственного возвышения. Диалоги о Сибири. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1988. С. 187-206.
4. Щербин В.Т. Забвению не подлежит. О судьбе Казанского кафедрального собора в Иркутске // Известия АЭМ «Тальцы». Иркутск, 2005. Вып. 4. С. 44-56.
УДК 378.14
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ИНТЕРНЕТ-ОБУЧЕНИЯ ГЕКАДЕМ
© М.Л. Палеева1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Анализируется проблема организации учебной деятельности студентов в системе дистанционного обучения. Рассматривается вопрос о применении групповых проектов, действенность которых обусловлена целесообразной формой передачи знаний, активной познавательной деятельностью и идентификацией обучающихся. Раскрываются основные особенности совместной междисциплинарной работы студентов на примере дисциплин математического и естественнонаучного цикла. Библиогр. 9 назв.
Ключевые слова: дистанционное обучение математике; междисциплинарные связи; проектная деятельность.
METHODICAL FEATURES OF STUDENTS' JOINT WORK ORGANIZATION IN HECADEM INTERNET-BASED LEARNING SYSTEM M.L. Paleeva
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article focuses on the problem of organizing students' educational activity in the system of distance learning. It deals
1 Палеева Марина Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин, тел.: 89501157541, e-mail: [email protected]
Paleeva Marina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of General Studies, tel.: 89501157541, e-mail: [email protected]
with the problem of using group projects, whose effectiveness is due to the expedient form of knowledge transmission, active cognitive activity and authentication of students. The article describes the basic features of joint interdisciplinary work of students by example of the disciplines of mathematical and natural cycles. 9 sources.
Key words: distance math education; interdisciplinary links; project activity.
В период изменения национального рынка труда, сопровождающегося демографическими тенденциями, усилением трудовой мобильности, устареванием, модернизацией и возникновением ряда профессий, востребованы специалисты, готовые к постоянному профессиональному росту. Обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, провозглашенное в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html), требует разработки модульных образовательных программ, реализуемых на основе сетевого взаимодействия, формирования индивидуальных образовательных и карьерных траекторий подготовки. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года сказано, что за стратегическую цель государственной политики в области образования выбрано повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Своевременное создание вузами условий для саморазвития личности, индивидуализация образования (учет личных, служебных пожеланий и ситуаций обучающегося), конкретизация обучения (связь материалов и методов обучения с профессиональной деятельностью обучающегося) -важные направления в решении проблемы воспроизводства и развития интеллектуального потенциала страны. «Дистанционное образование выступает в качестве одного из социальных механизмов, способствующих адаптации общества к новым рыночным условиям» [9, с. 58].
В поиске решения проблемы формирования профессиональной компетентности в обучении математике студентов технических направлений ранее проанализированы методологические аспекты интеграции дисциплин математического, естественнонаучного и профессионального циклов и обогащения математического образования контекстом профессиональной деятельности [1, 2]. В подготовке специалистов наиболее значимы их умения комплексного применения знаний, проецирования действий, приемов и методов из одной предметной области в другую. Непрерывность применения и ориентированность курса математики в техническом университете на практику определяют прикладной характер заданий с междисциплинарным содержанием [3, 5] - содержание задания должно предполагать применение автоматизированных расчетов и/или визуализацию изучаемых математических объектов и процессов с целью представить, пояснить и применить математические факты. Теоретическое осмысление исследований педагогов и методистов о готовности выпускников технических направлений к инновационной деятельности и само-
развитию позволило рассмотреть проектную деятельность как условие формирования профессиональной компетентности студентов. Установлен потенциал учебного проекта в предметном поле математики, не содержащем курсовое проектирование, - это средство междисциплинарной интеграции и метод формирования осознанного применения математического аппарата, освоения математического моделирования технологических процессов [6].
Разрешая теоретические и методические вопросы содержания математического образования в техническом университете, предполагающего приобретение студентами опыта целесообразного, исследовательского обращения с математическими знаниями, актуальны поиск и отбор методов, средств и форм обучения, которые обеспечивают мотивацию изучения дисциплины будущими инженерами. В развитии исследования сконструирован курс математики в системе Интернет-обучения для бакалавров первого года заочного обучения. В статье выясняется целесообразность и перспективность учебного проекта в предметном поле математики в системе дистанционного обучения (СДО).
На сегодняшний день накоплен определенный объем научных и практических знаний междисциплинарного взаимодействия в области технического образования - учебными планами предусмотрено освоение контекста профессиональной деятельности через курсовое проектирование. Взаимопроникновение, обогащение содержания дисциплин математического и естественнонаучного цикла стимулирует познавательный интерес студентов [7]. Предполагаем, что возможности сетевого взаимодействия: организации коллективной познавательной деятельности, межличностного общения и взаимопомощи - обеспечивают индивидуализацию учебного процесса, реализацию личностно-ориентированного и дифференцированного обучения математике. Отметим, что групповой проект по математике в системе Интернет-обучения Гекадем не только вид контроля знаний, но и необходимая форма совместной учебной работы обучающихся [4]. Что касается использования диалога, эмоционально-психологического контакта, то это необходимые составляющие дидактических принципов образования, более полно реализуемые в дистанционном обучении.
Интеграция методического обеспечения учебного процесса с компьютерными телекоммуникационными сетями делают образовательное пространство доступным широким слоям населения. Обучающиеся оказываются в нестандартных условиях: быть занятыми производственными или личными делами и иметь удобный график, темп обучения, вариативный перечень учебных курсов. Профессиональное обучение в дистанционной форме подразумевает сознательную, активную и систематическую познава-
тельную деятельность людьми, закончившими начальный этап профессионального становления, имеющими цель реализовать собственный потенциал, продлить срок функциональной пригодности или опередить технологические и социальные изменения и подготовить себя к выполнению профессиональных задач. Профессиональная мобильность и готовность обучающихся к освоению новых и перспективных технологий и профессий обусловливают особенности организации их познавательной деятельности.
Наличие социального и профессионального опыта, жизненных ценностей, конкурирующих интересов у обучающихся, осознание ими ответственности за поступки требует иных моделей организации обучения, подходов к организации взаимодействия и методов коммуникации. В отличие от традиционного учебного процесса, формирующего потребность в присутствии других учащихся, дистанционное обучение предполагает самоорганизацию обучающегося, его склонность к индивидуальной работе, ответственное осуществление самостоятельного приобретения и пополнения знаний. В стремлении к самостоятельности и самореализации обучающиеся проявляют инициативу и активно включаются в познавательный процесс.
Осознанное отношение к процессу своего обучения гарантирует активность в познавательной деятельности. Поскольку интерпретатором знаний в СДО является обучающийся, то учебный материал должен предъявляться не только как источник информации, а более как инструмент управления обучением. Основной обучающий эффект в данной технологии обеспечивается за счет серьезной подготовительной работы преподавателей-разработчиков курсов. В [8] рассматриваются педагогические приемы использования возможностей мультимедиа с учетом специфики поведения обучающегося в СДО. По мнению авторов, применение графики, звукового сопровождения и анимации должно дополнительно к связи с содержанием иметь образовательную цель - сигнальную, мотивационную, вспомогательную. Динамичная гипертекстовая информация, информационные управляющие воздействия поддерживают внутреннюю мотивацию обучающегося, инициируют у него состояние активности, интеллектуальной пытливости, сознательности и уверенности в овладении и правильном использовании знаний.
Анализируя многочисленные аргументы сторонников и противников дистанционной формы обучения, обращаем внимание на следующее. Специально организованная учебная деятельность делает необходимым самостоятельный исследовательский подход к обучению и возможным формирование у обучающегося знаний нового качества. Особенности предъявления учебной информации (различные способы представления; многократное повторение фрагмента; визуализация представлений и понятий различными формами: графика, цвет, динамика и др.), специфическая познавательная деятельность с интерактивными учебными модулями, однозначно направляющими действия обучающегося, обеспечивают ему построе-
ние осознанного знания.
Концентрируясь на профессиональных проблемах, обучающиеся ожидают актуальные темы дисциплины. Потребность в осмысленности обучения гарантирует мотивацию к обогащению математическими знаниями. Если обучающийся может соотнести учебную ситуацию со своими целями и задачами, осознать возможность применения знания в действии, тогда он будет активен в обучении. Глубокое понимание существа выполняемых математических задач, знания и опыт выбирать средства и способы действий с применением компьютерных средств для выполнения задания - суть практико-ориентированной системы формирования у студентов профессионального инженерного мышления. Поэтому важно разработать и включить в содержание математики поисковые и исследовательские учебные проекты с опорой на фундаментальные знания, применение математических методов, освоение математического моделирования явлений и процессов. Методически целесообразно организовать познавательную деятельность, в которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно выполняют задания практической направленности, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Процесс приобщения к взаимодействию, направленный на разрешение познавательных проблем, формирует ценностные ориентации на профессиональное самоопределение.
Отмеченные выше (курсивом) потребности позиционируют обучающегося в СДО как ответственного участника процесса и инициатора собственного обучения. Однако, имея не дистанционный опыт обучения, многие обучающиеся оказываются в стрессовой ситуации, в частности, неготовности к изменениям, испытывают психологические трудности (страх неудачи, сложности в установлении и поддержании межличностных отношений, беспокойство о своей самооценке, компетентности, статусе и «взрослости»). Наибольший педагогический интерес представляется случаем, когда обучающемуся для преодоления познавательных затруднений недостает имеющихся знаний. Не единственное, но эффективное условие разрешения конфликта между знаниями прошлого опыта и незнанием нового факта - участие в коллективном решении познавательной задачи. В профессиональном становлении бакалавров важны развитие личностных качеств и социальная адаптация: инициативность, целеустремленность, ответственность, толерантность, способности к сотрудничеству, осмыслению чужого опыта и выработке собственного мнения, умение соотносить планы и результаты своей деятельности с потребностями коллектива.
На основании изложенного следует сделать вывод о том, что использование групповых учебных проектов в дистанционном обучении математике будущих инженеров позволяет мобилизовать их личностный потенциал в процессе самостоятельной учебной деятельности, повышает уровень взаимодействия обуча-
ющихся между собой, стимулирует их к самоанализу деятельности и результатов, поступков и отношений. В системе Интернет-обучения Гекадем уделено внимание возможности кооперации обучающихся для работы над групповым учебным проектом, а именно: согласование в формировании библиотеки проекта, обработка и структурирование учебного материала; координация работы и организация взаимопомощи посредством общения в Интернет-семинаре проекта.
Использование возможностей компьютерных сетей и мобильных устройств в дистанционном обучении порождает проблему идентификации обучающегося и его знаний. У сопровождающего курс тьютора могут возникнуть сомнения в том, что индивидуальные, контрольные и тестовые задания выполняются заявленным на обучение человеком. На наш взгляд, намерение и приобретение опыта в создании коллективного учебного продукта представляет обучающемуся возможность самореализации, идентификации и уверенного транслирования знания в итоговом очном контроле.
Авторы веб-ориентированной образовательной среды Гекадем предлагают преподавателю-разработчику учебного курса инструменты для задания тем проектов в виде краткого описания; по каждой теме автоматически формируется библиотека проекта, куда его участники могут складывать материалы для общего пользования, и Интернет-семинар для обмена мнениями участников проекта. В обучении студент выбирает любую из предложенных тем и становится членом команды этого проекта. Тьютору предусмотрена возможность наблюдать и контролировать ход работы над всеми учебными проектами.
Для реализации данной формы учебных занятий преподавателю-разработчику необходимо:
1. Определить темы проектов; сформулировать задания, предложить: план (инструкции) и образец совместной познавательной деятельности; структуру группы; порядок обсуждения и дальнейшего взаимодействия членов группы (организационно-подготовительный этап).
2. Уделить внимание проведению аналитической работы, консультированию для разрешения познавательных трудностей, сетевому представлению промежуточных результатов совместной работы (технологический этап).
3. Предположить оформление и публичное представление совместных результатов для обсуждения и оценки (заключительный этап).
Наиболее интересной и трудоемкой частью организационно-подготовительного этапа является: разработать темы проектов, поставить задачу и проследить возможные ее решения. Остановимся на особенностях организации взаимодействия с образовательной целью на базе телекоммуникации. Реализация базовой идеи образования - интеллектуальной активности личности в значимой для него сфере деятельности предполагает проявление личностных качеств обучающихся и развитие у них способности к самообучению. Если исходить из того, что приоритетны содержание (чему учить?) и активные методы (как
учить?) обучения, то для выполнения своей части учебного группового проекта обучающийся самостоятельно добывает новые знания, приобретает новый опыт. Дидактически обосновано, чтобы сопутствующий групповому проекту учебный материал имел связь с практическими вопросами, выходящими за предметное поле изучаемой в данный момент дисциплины.
При формулировании набора заданий учебных проектов по математике мы полагаем целесообразным использовать активные темы, например: «Как найти силу давления воды на вертикальную треугольную пластинку с основанием a и высотой h, погруженную в воду вершиной вниз так, что основание находится на поверхности воды?». Не вызывает сомнений, что цепочка проблемных задач и их последующая консолидация в учебный проект согласуется с дидактическими принципами целенаправленности, непрерывности, преемственности и мотивации и, по нашему мнению, понуждает обучающихся к активным действиям:
1. Как параметрически задать функцию, чтобы рассчитать траекторию движения снаряда, брошенного со скоростью у0 под углом а к горизонту?
2. Если тело брошено вертикально вверх с начальной скоростью 40 м/с, то через сколько секунд тело окажется на высоте 60 м?
3. Если тело брошено вертикально вверх с начальной скоростью 40 м/с, то на какую максимальную высоту оно может подняться? В какой момент времени тело упадет обратно на землю?
Преподаватель-разработчик групповых проектов заинтересован ориентировать обучающихся на конкретные цели обучения: аргументировать потребность приобретения знаний, формирования умений, полезных для выполнения общего задания. При этом необходимо избежать требования изучить материал; демонстрация ожидаемых практических возможностей удовлетворит желание обучающегося осознанно применить новое для него знание.
По результатам тестирования (входного к разделу или выходного по предыдущему разделу) или желанию участников группового проекта тьютор назначает руководителя, принимающего решения от лица группы на заключительном этапе работы. В проведенном исследовании не уделено внимание необходимому психолого-педагогическому сопровождению совместной деятельности обучающихся. Для осмысления происходящих с ними изменений преподавателю-разработчику и сопровождающему курс тьютору требуются процедуры комплектования групп и целенаправленной помощи для работы над учебным проектом. Представляется оправданным формирование равноценных по уровню знаний и совместимых по психологическим типам групп по 5-6 участников. В этом направлении следует предусмотреть психологическое и входное тестирования, обработку результатов, определение психологических типов обучающихся и уровня их знаний по данному модулю. Преподавателю-разработчику курса необходимо предусмотреть возможные сценарии работы над проектом с уче-
том распределения исполнителей на выполнение частей задания. Не менее важно подготовить шкалу оценки деятельности обучающегося в группе с учетом информации о собственном вкладе в общее решение и возможности его личного влияния на решения других участников проекта.
В общем случае групповой проект предполагает:
1. Обсуждение задания и назначение исполнителей среди участников группы в Интернет-семинаре проекта (групповая работа).
2. Выполнение части задания каждым участником проекта и наполнение библиотеки проекта (индивидуальная работа).
3. Консультирование с тьютором и руководителем в режиме on-line или off-line (индивидуальная работа).
4. Обсуждение окончательных результатов индивидуальных заданий и выработка согласованного решения (групповая работа).
5. Оформление совместных результатов для публичного представления (индивидуальная работа).
6. Представление и оценка совместных результатов (групповая работа).
Для самовоспитания и самоопределения обучающегося, самоконтроля степени достижения поставленных целей необходимы подсказки или оперативная оценка выполненной части задания другими членами группы и тьютором. Стоит обратить внимание на возможности самооценки, уточнение предмета оценки в осуществлении образовательных целей (что оценивается?) и формы оценки (как оценивается?).
Реализация выделенных требований (активные методы и конкретные цели обучения, оперативная оценка) создает специфическое преимущество дистанционного обучения - партнерское основание, которое мы формулируем как «преподаватель и обучающийся - соучастники образовательного процесса». Планируя учебные проекты, мы склоняемся к приме-
нению математических методов и моделей теории дифференциальных уравнений, что объясняется сложностью описания реальных процессов по дисциплинам профессионального цикла (тепломассообмен, гидрогазодинамика, термодинамика и др.). Для системного формирования опыта применения математических знаний за пределами предметного поля математики предполагается разработать и внедрить в учебный процесс прикладные задачи междисциплинарного характера к разделам «Дифференциальное исчисление функций одной и нескольких переменных», «Интегральное исчисление функций одной переменной», «Обыкновенные дифференциальные уравнения», «Кратные и криволинейные интегралы». Предпочтения обучающихся позволят нам определить актуальные (обоснованные, «полезные») темы и задания групповых проектов и прогнозировать их ожидания и потребности в самообучении и взаимообучении для дальнейшей реализации при обновлении содержания курса. Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что при таком подходе формирования содержания математики в системе дистанционного обучения обеспечиваются:
- индивидуализация процесса обучения (педагогическое воздействие и общение стимулирует личностное саморазвитие обучающегося);
- реализация практико-ориентированного обучения математике (адекватная самооценка и активная позиция обучающихся в разрешении проблемных познавательных ситуаций изменяет их отношение к математическим знаниям);
- погружение в сферу развивающего обучения (учебная деятельность в измененных условиях тренирует обучающегося в самостоятельном поиске информации, ее осмыслении и преодолении при этом интеллектуальных трудностей).
Статья поступила 07.08.2014 г.
1. Кузьмин О.В., Палеева М.Л. Обучение математическому моделированию бакалавров технических направлений: из опыта работы // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 1. С. 14-17.
2. Кузьмин О.В., Палеева М.Л. О профессионально направленных заданиях по математике для подготовки бакалавров технических направлений // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 9 (68). С. 368-372.
3. Кузьмин О.В., Палеева М.Л. Потенциал прикладных заданий в обучении математике бакалавров технических направлений // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 10 (69). С. 362-366.
4. Курганская Г.С., Юдалевич Н.В. Интегрированная среда формирования и передачи знаний в системе Интернет-обучения ГЕКАДЕМ 4.0 // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. Вып 15. С. 70-73.
5. Палеева М.Л. Геометро-графические задания как компонент междисциплинарных связей в обучении математике бакалавров технических направлений // Вестник Иркутского
ский список
государственного университета. 2013. № 12 (83). С. 405409.
6. Палеева М.Л., Соколова Т.А., Цубикова Л.С. Проектная деятельность как фактор формирования профессиональной компетентности бакалавров технических направлений // Вестник Иркутского государственного университета. 2014. № 2 (85). С. 297-301.
7. Перехожева Е.В., Шершнева В.А. Дидактические аспекты междисциплинарной интеграции в техническом вузе // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2012. № 2. С. 124-127.
8. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2004. 416 с.
9. Трайнев В.А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие (Обобщение методологии и практики использования). 2-е изд. М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К0», 2008. 294 с.