Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Новоселова Галина Александровна, Федорова Марина Юрьевна, Бочкарникова Наталья Валентиновна

В данной статье авторы отмечают взаимосвязь ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения с экологической обстановкой в Забайкальском крае. Одним из важных компонентов здоровья школьника является психологическое здоровье, уровень которого определяется исследователями посредством изучения психологического статуса учеников при помощи рисуночных тестов А.Л. Венгера. Авторы предполагают, что для оптимизации психологического статуса ученика современной школы необходимо создавать благоприятные условия здоровьесозидающего образовательного пространства современной школы. Это предполагает обновление образовательных стандартов, развитие учительского потенциала, реализацию профилактических программ, содействующих улучшению их здоровья, организацию спортивных мероприятий, применение инновационных форматов обучения экологической направленности. Материал. В статье определяются следующие педагогические условия расширения здоровьесозидающего образовательного пространства современной школы: расширение сети социальных партнеров, увеличение здоровьесозидающего потенциала всех субъектов образовательного процесса, применение инновационных форматов работы с учениками. Методы исследования: теоретические - анализ, сравнение, систематизация, обобщение научных изысканий в области психологии и педагогики; эмпирические - наблюдение, беседа, анализ продуктов образовательной деятельности. Научная новизна нашего исследования заключается в рассмотрении наиболее важного определяющего фактора, содействующего повышению экологической культуры ученика - потенциальных возможностей учителя, организующего образовательный процесс (уровень экологической образованности, умение применять здоровьесозидающие технологии, умение применять инновационные форматы работы с современными школьниками (разработка и реализация проектов, решение квестов, митапов, хакатонов и т.д.). Результат. По результатам проведенного исследования нами выявлено, что педагогическими условиями здоровьесозидающего образовательного пространства современной школы, содействующими формированию у современных школьников осмысленного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких в условиях экологического неблагополучия будут являться следующие: расширение сети социальных партнеров; увеличение здоровьесозидающего потенциала всех субъектов образовательного процесса; применение инновационных форматов работы с учащимися образовательной организации. Практическая значимость состоит в том, что в здоровьесозидающем образовательном пространстве современной школы необходимо применение инновационных форматов экологической направленности. Совместно со школьниками, учителями, социальными партнерами можно разрабатывать социально значимые проекты, решать квесты, проводить флешмобы, содействовать формированию их социально-экологического мышления. Заключение. Здоровьесозидающее образовательное пространство современной школы является фактором улучшения психологического здоровья младших школьников посредством оказания им психологической поддержки, а также психокоррекционной работы, направленной на снижение тревожности, повышение самооценки и уверенности в себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Новоселова Галина Александровна, Федорова Марина Юрьевна, Бочкарникова Наталья Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING A HEALTH-CREATING EDUCATIONAL SPACE OF A MODERN SCHOOL IN CONDITIONS OF ENVIRONMENTAL DISTRESS

In this article, the authors note the relationship between the deterioration of the health of the younger generation and the environmental situation in the Trans-Baikal Territory. One of the important components of a student's health is psychological health, the level of which is determined by researchers by studying the psychological status of students using drawing tests by A.L. Wenger. The authors suggest that in order to optimize the psychological status of a modern school student , it is necessary to create favorable conditions for the health-creating educational space of a modern school. This involves updating educational standards, developing teachers' potential, implementing preventive programs that help improve their health, organizing sports events, and applying innovative formats of environmental education. Material. The article defines the following pedagogical conditions for expanding the health-creating educational space of a modern school: expanding the network of social partners, increasing the health-creating potential of all subjects of the educational process, the use of innovative formats for working with students. Research methods: theoretical - analysis, comparison, systematization, generalization of scientific research in the field of psychology and pedagogy; empirical - observation, conversation, analysis of educational products. The scientific novelty of our research consists in considering the following most important determining factors contributing to the improvement of the ecological culture of a student: the potential of a teacher organizing the educational process (the level of environmental education, the ability to apply health-creating technologies, the ability to apply innovative formats of work with modern schoolchildren (development and implementation of projects, solving quests, meetups, hackathons, etc.). The result. According to the results of our research, we have revealed that the pedagogical conditions of the health-creating educational space of a modern school, contributing to the formation of a meaningful attitude among modern schoolchildren to their health and the health of their loved ones in conditions of environmental distress, will be the following: expanding the network of social partners; increasing the health-creating potential of all subjects of the educational process; the use of innovative formats of work with students of an educational organization. The practical significance lies in the fact that in the health-creating educational space of a modern school, it is necessary to use innovative formats of environmental orientation. Together with schoolchildren, teachers, and social partners, it is possible to develop socially significant projects, solve quests, conduct flash mobs, and contribute to the formation of their socio-ecological thinking. Conclusion. The health-creating educational space of a modern school is a factor in improving the psychological health of younger schoolchildren by providing them with psychological support, psychocorrective work aimed at reducing anxiety, increasing self-esteem and self-confidence.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ»

УДК 371.78 DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-151-156

Проектирование здоровьесозидающего образовательного пространства современной школы в условиях экологического неблагополучия

Новосёлова ГА.*, ФедороваМ.Ю., Бочкарникова Н.В.

Забайкальский государственный университет г. Чита, Россия novoselovaga@yandex.ru* Fmarin888@gmail.com Bo4kanat@yandex.ru

Аннотация: В данной статье авторы отмечают взаимосвязь ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения с экологической обстановкой в Забайкальском крае. Одним из важных компонентов здоровья школьника является психологическое здоровье, уровень которого определяется исследователями посредством изучения психологического статуса учеников при помощи рисуночных тестов А.Л. Венгера. Авторы предполагают, что для оптимизации психологического статуса ученика современной школы необходимо создавать благоприятные условия здоровьесозидающего образовательного пространства современной школы. Это предполагает обновление образовательных стандартов, развитие учительского потенциала, реализацию профилактических программ, содействующих улучшению их здоровья, организацию спортивных мероприятий, применение инновационных форматов обучения экологической направленности. Материал. В статье определяются следующие педагогические условия расширения здоровьесозидающего образовательного пространства современной школы: расширение сети социальных партнеров, увеличение здоровьесозидающего потенциала всех субъектов образовательного процесса, применение инновационных форматов работы с учениками. Методы исследования: теоретические - анализ, сравнение, систематизация, обобщение научных изысканий в области психологии и педагогики; эмпирические - наблюдение, беседа, анализ продуктов образовательной деятельности. Научная новизна нашего исследования заключается в рассмотрении наиболее важного определяющего фактора, содействующего повышению экологической культуры ученика - потенциальных возможностей учителя, организующего образовательный процесс (уровень экологической образованности, умение применять здоровьесозидающие технологии, умение применять инновационные форматы работы с современными школьниками (разработка и реализация проектов, решение квестов, митапов, хакатонов и т.д.). Результат. По результатам проведенного исследования нами выявлено, что педагогическими условиями здоровьесозидающего образовательного пространства современной школы, содействующими формированию у современных школьников осмысленного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких в условиях экологического неблагополучия будут являться следующие: расширение сети социальных партнеров; увеличение здоровьесозидающего потенциала всех субъектов образовательного процесса; применение инновационных форматов работы с учащимися образовательной организации. Практическая значимость состоит в том, что в здоровьесозидающем образовательном пространстве современной школы необходимо применение инновационных форматов экологической направленности. Совместно со школьниками, учителями, социальными партнерами можно разрабатывать социально значимые проекты, решать квесты, проводить флешмобы, содействовать формированию их социально-экологического мышления. Заключение. Здоровьесозидающее образовательное пространство современной школы является фактором улучшения психологического здоровья младших школьников посредством оказания им психологической поддержки, а также психокоррекционной работы, направленной на снижение тревожности, повышение самооценки и уверенности в себе. Ключевые слова: современная школа, младший школьник, здоровьесозидающее образовательное пространство, экологическое неблагополучие, психологический статус.

Для цитирования: Новосёлова ГА.*, Федорова М.Ю., Бочкарникова Н.В.* Проектирование здоровьесозидающего образовательного пространства современной школы в условиях экологического неблагополучия. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы

физической культуры и спорта. 2023; 18(2): 151-156. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-151-156.

Designing a health-creating educational space of a modern school in

conditions of environmental distress

Galina A. Novoselova*, Natalya V. Bochkarnikova, Marina Yu. Fedorova

Zabaikalsky State University

Chita Russia novoselovaga@yandex.ru* Fmarin888@gmail.com Bo4kanat@yandex.ru

Abstract: In this article, the authors note the relationship between the deterioration of the health of the younger generation and the environmental situation in the Trans-Baikal Territory. One of the important components of a student's health is psychological health, the level of which is determined by researchers by studying the psychological status of students using drawing tests by A.L. Wenger. The authors suggest that in order to optimize the psychological status of a modern school student , it is necessary to create favorable conditions for the health-creating educational space of a modern school. This involves updating educational standards, developing teachers' potential, implementing preventive programs that help improve their health, organizing sports events, and applying innovative formats of environmental education. Material. The article defines the following pedagogical conditions for expanding the health-creating educational space of a modern school: expanding the network of social partners, increasing the health-creating potential of all subjects of the educational process, the use of innovative formats for working with students. Research methods: theoretical - analysis, comparison, systematization, generalization of scientific research in the field of psychology and pedagogy; empirical - observation, conversation, analysis of educational products. The scientific novelty of our research consists in considering the following most important determining factors contributing to the improvement of the ecological culture of a student: the potential of a teacher organizing the educational process (the level of environmental education, the ability to apply health-creating technologies, the ability to apply innovative formats of work with modern schoolchildren (development and implementation of projects, solving quests, meetups, hackathons, etc.). The result. According to the results of our research, we have revealed that the pedagogical conditions of the health-creating educational space of a modern school, contributing to the formation of a meaningful attitude among modern schoolchildren to their health and the health of their loved ones in conditions of environmental distress, will be the following: expanding the network of social partners; increasing the health-creating potential of all subjects of the educational process; the use of innovative formats of work with students of an educational organization. The practical significance lies in the fact that in the health-creating educational space of a modern school, it is necessary to use innovative formats of environmental orientation. Together with schoolchildren, teachers, and social partners, it is possible to develop socially significant projects, solve quests, conduct flash mobs, and contribute to the formation of their socio-ecological thinking. Conclusion. The health-creating educational space of a modern school is a factor in improving the psychological health of younger schoolchildren by providing them with psychological support, psychocorrective work aimed at reducing anxiety, increasing self-esteem and self-confidence.

Keywords: modern school, junior high school student, health-creating educational space, environmental disadvantage, psychological status. For citation: Galina A. Novoselova*, Marina Yu. Fedorova, Natalya V. Bochkarnikova. Designing a health-creating educational space of a modern school in conditions of ecological distress. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(2): 151-156. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-151-156.

Актуальность

Сегодня в условиях глобального экологического кризиса актуализируется проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. К сожалению, более 60% населения России проживает в регионах экологического

неблагополучия, детское население оказывается в условиях повышенного риска, особенно подвержена влиянию экологически неблагополучной среды психика детей, что негативно сказывается на их здоровье в целом.

Угроза экологического кризиса, разрыв меж-

ду человеком и природой, между цивилизацией и культурой приводят к постановке целого ряда актуальных вопросов, требующих поиска их решений. Особенно актуальна эта проблема для территорий с неоднозначной экологической обстановкой, в том числе Забайкальского края. По данным Национального экологического рейтинга регионов, Забайкальский край входит в десятку наиболее неблагополучных регионов России [6]. Экологическая ситуация в нашем крае на сегодняшний день крайне напряженная. Продолжается снижение численности населения края, рост числа заболеваний, в том числе среди детей, вызванных неблагоприятными экологическими условиями. Исследователями отмечается большое число экологозависимых состояний и экологообусловленных патологий, что перерастает в крупную психолого-педагогическую проблему - выяснение характера влияния экологически неблагополучной жизненной среды (совокупность природных и социальных условий) на психику, экологическую культуру, здоровье и интеллектуальные способности детей, постоянно проживающих на этих территориях [2; 5; 7;9].

Знания в области экологии с каждым годом становятся все более актуальными и закладываются чаще всего на уроках в школе. Установлено, что у детей с меньшим уровнем знаний и эрудиции отмечается меньшее количество сформулированных проблем и способов их решения, в том числе и в аспекте влияния окружающей среды на здоровье человека [1, с. 780]. Следовательно, у современных учеников необходимо видоизменять отношение к окружающей среде как фактору содействия сохранению и укреплению их здоровья, что актуализирует проблему проектирования здоровьесозидающего образовательного пространства современной школы.

Целью исследования является выявление педагогических условий здоровьесозидающего образовательного пространства современной школы, содействующих формированию у современных школьников осмысленного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких в условиях экологического неблагополучия

Материал и методы

С целью исследования объекта данной работы нами использовались следующие методы: теоретические - анализ, сравнение, систематизация, обобщение научных изысканий в области психологии и педагогики; эмпирические - наблюдение, беседа, анализ продуктов образовательной деятельности.

Результаты и обсуждение

Ученые-педагоги РГПУ им. А.И. Герцена под

педагогическим проектированием понимают деятельность по определению условий реализации определенной педагогической системы, которая рассматривается как совокупность знаний, описывающая конкретный педагогический объект, явление, процесс; как способ трактовки педагогической действительности, выявляющей ее качественное своеобразие. Таким образом, проектирование здоровьесозидающего образовательного пространства современной школы может быть теоретической или целенаправленной деятельностью, предполагающей воплощение проекта в педагогической действительности (практике) с целью увеличения здоровьесозида-ющего потенциала личности. Здоровьесозидаю-щий потенциал рассматривается А.Г. Маджуга как совокупность условий для поддержания и укрепления личностью собственного целостного здоровья. К внутренним условиям здоро-вьесозидающего потенциала личности автор относит психологические компоненты (знания, мотивация и стремления, установки субъекта в области здоровья) [4, с. 129]. Потенциал здоро-вьесозидания образовательной среды определяется психолого-педагогическими и материально-техническими факторами среды, активно взаимодействующими в развитии потенциала здоровья ученика в процессе его взаимодействия с внешней средой. Здоровье человека рассматривается нами как многокомпонентное, одним из значимых компонентов которого является психологическое здоровье. По нашему мнению, в проектировании здоровьесозидающего образовательного пространства современной школы важным является выявление состояния психологического здоровья каждого школьника.

Проблема психологического здоровья является актуальной для современной науки и разрабатывается рядом исследователей (В.А. Ананьев, Б. С. Братусь, И.Н. Гурвич, Н.Г. Гаранян, А. Н. Леонтьев, В.Э. Пахальян, А.М. Степанов, А.Б. Холмогорова и др.). Раскрывая сущность психологического здоровья детей, ученые отмечают, что выявить изменения психики в результате влияния экологического неблагополучия возможно лишь по состоянию психической активности ребенка. Психическая активность - состояние психики во взаимодействии со средой. У детей, проживающих в условиях экологического неблагополучия, наблюдается истощаемость психической активности [7, с.240], выявление причин которой позволит осуществить поиск путей решения данной проблемы.

Н.М. Сараева считает, что в результате влияния экологически неблагополучной среды возникает тенденция к общему снижению психической активности детей [8, с.59]. По её мнению, показатель психической активности в кон-

кретных условиях жизненной среды составляет «психологический статус» ребенка. «Психологический статус» - характеристика системы «ребенок - жизненная среда». В своем исследовании Н.М. Сараева выделяет следующие уровни психологического статуса человека:

1) психофизиологический уровень, показателем которого является умственная работоспособность, выступающая как интегральная характеристика общей активации психической деятельности;

2) психический уровень, показателем которого является актуальное развитие интеллекта, обеспечивающего внутрипсихическую интеграцию и связи со средой;

3) эмоционально-личностный уровень, показателем которого являются эмоционально-личностные свойства.

Определяя показатели психологического статуса детей современной школы, мы использовали методику «Я и природа». Анализ результатов рисунков школьников проводился по методике оценки психологических рисуночных тестов А.Л. Венгера. Автором отмечается, что общее психологическое состояние ребенка отражается прежде всего в формальных показателях рисунка. К ним относятся: сила нажима на карандаш, своеобразие линий, размер рисунков, наличие штриховки и т.п. Сила нажима на карандаш -это важный показатель уровня психической активности.

Результаты проведенного исследования, выборку которого составили 30 учеников начальных классов, показали, что в рисунках 42% детей наблюдается усиленный нажим на карандаш. Это свидетельствует о повышенном психомоторном тонусе, эмоциональной напряженности, в результате чего может наблюдаться снижение активации психической деятельности. Кроме устойчивого повышения или снижения психомоторного тонуса, существует неустойчивый психомоторный тонус, который отражается в сильно варьирующем нажиме на карандаш. Он выражается в рисунках 15% респондентов и служит показателем повышенной эмоциональной лабильности, т.е. частой смене настроения.

Эмоциональная напряженность возникает при необходимости приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации или в результате высокой тревожности ребенка, т.е. неуверенности в себе, склонности к сомнениям, опасениям, страхам, к легкому возникновению состояния тревоги. В 12% рисунков детей присутствует штриховка изображения - признак повышенной тревожности. Повышение тревоги часто наблюдается в состоянии стресса. Отсутствие автора на рисунках у 25% детей говорит о том, что у них присутствует чувство неполноценности,

отчужденности, неуверенности, потребности в защите и заботе. Определяя показатели на эмоционально-личностном уровне психологического статуса детей, проживающих в экологически неблагополучном регионе, нами выявлено, что у них наблюдается повышенная тревожность, чувство страха, неуверенность в себе и своих силах. Школьников волнует наличие большого количества загрязняющих веществ в воздухе, отсутствие парковых зон, недостаточное озеленение города, поэтому они редко выходят погулять на улицу в свободное время. Следовательно, здоро-вьесозидающее образовательное пространство современной школы должно включать психо-коррекционную работу (создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха), направленную на улучшение их психологического здоровья.

Здоровьесозидающее образовательное пространство современной школы рассматривается нами как многоуровневое пространство и представляется на федеральном, региональном и школьном уровнях:

- на федеральном уровне реализуются стратегические документы развития образования (Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» до 2030г., «Национальная стратегия действий в интересах детей до 2025 г.» и др.), реализуется программа развития образования, основой которой является Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

- на региональном уровне осуществляется реализация программ, содействующих формированию здорового образа жизни школьника;

- на школьном уровне осуществляется реализация образовательных программ, направленных на внедрение здоровьесберегающих технологий, профилактических программ, внеурочных спортивных мероприятий, что оказывает позитивное влияние на здоровье школьников, в том числе и психическое.

В проекте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечается, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для успешной социализации детей». К внутренним условиям мы относим психологический статус детей, проживающих на территории экологического неблагополучия. Выявляя внутренние условия детей, пришли к выводу, что у большинства учеников преобладают показатели психической активности на эмоционально-личностном уровне психологического статуса, что может быть следствием ухудшения не только их психологического, но и физического здоровья. Поэтому психологическая поддержка детей современной школы может осуществляться в психокоррекционной

работе, направленной на снижение тревожности, повышение самооценки и уверенности в себе. К внешним условиям можно отнести: педагогический коллектив; программное обеспечение, инфраструктуру школы; инновационные технологии; здоровьесберегающие технологии; ценностное отношение к своему здоровью и здоровью своих близких. По нашему мнению, в здоровьесозидающем образовательном пространстве современной школы необходимо применение инновационных форматов экологической направленности. Совместно со школьниками, учителями, социальными партнерами можно разрабатывать социально-значимые проекты, решать квесты, проводить флешмобы, содействовать формированию их социально-экологического мышления. П.Н. Виноградовым установлено, что уровень понимания причин возникновения экологических проблем, видения этих проблем и способов их решения связан с определенным уровнем показателей умственного развития [1].

Заключение

Таким образом, предполагаем, что педагогическими условиями здоровьесозидающего образовательного пространства современной школы, содействующими формированию у современных школьников осмысленного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких в условиях экологического неблагополучия будут являться: расширение сети социальных партнеров, увеличение здоровьесозидающего потенциала всех субъектов образовательного процесса, применение инновационных форматов работы с учащимися образовательной организации.

Соответствующее научное исследование проведено при финансовой поддержке ЗабГУ, № 367-ГР

Список литературы

1. Виноградов П.Н. Социально-экологическое мышление как условие осуществления выбора способа решения экологических проблем. Гер-ценовские чтения: психологические исследования в образовании.2019; 2:780-788.

2. Говорин Н.В. Экологически обусловленные нарушения интеллекта у детей Забайкалья: клиника, патогенез, реабилитация. Забайкальский медицинский вестник. 2008; 2: 30-35.

3. Лосев В.Р., Гун Г.Е. Системный подход к сохранению и укреплению здоровья детей и подростков. Человек и образование. 2021;з(68): 8386.

4. Маджуга А.Г. Научное обоснование процесса проектирования векторно-контекстуаль-ной модели здоровьесозидающего потенциа-

ла личности. Научно-теоретический журнал «Ученые записки». 2011; 10(80): 129-134.

5. Можаева М.В. Некоторые показатели эмоциональной регуляции детей, проживающих на территориях экологического неблагополучия. URL: Наукова перюдика Украши>..._20_2/ Sb20_Ch2_06.pd.

6. Национальный экологический рейтинг регионов. Зеленый патруль (сайт). 2022. URL: https://www.greenpatrol.ru/ru/novosti/ nacionalnyy-ekologicheskiy-reyting-regionov-po-it0gam-0seni-2020-g0da.

7. Сараева Н.М. Психофизиологические показатели состояния психики детей, проживающих на экологически неблагополучных территориях. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Научный журнал. 2009; 113: 239-245.

8. Сараева Н.М. Снижение психической активности детей на экологически неблагополучных территориях Забайкальского края. Вестник ЧитГУ. 2008; 4(49): 57-62.

9. Титова Е.Ю. Отношение к природе в экологическом сознании подростков разных этносов. URL: Наукова перюдика Украши»..._20_2/ Sb20_Ch2_46.pdf.

References

1. Vinogradov P.N. Socio-ecological thinking as a condition for choosing a way to solve environmental problems. Gercenovskie chteniya: psihologicheskie issledovaniya v obrazovanii. 2019; 2: 780-788 [In Russ.].

2. Govorin N.V. Ecologically conditioned intellectual disorders in children of Transbaikalia: clinic, pathogenesis, rehabilitation. Zabajkal'skij medicinskij vestnik. 2008; 2: 30-35 [In Russ.].

3. Losev V.R., Gun G.E. A systematic approach to preserving and strengthening the health of children and adolescents. Chelovek I obrazovanie. 2021; 3(68): 83-86 [In Russ.].

4. Majuga A.G. Scientific substantiation of the process of designing a vector-contextual model of a person's health-creating potential. Nauchno-teoreticheskij zhurnal "Uchenye zapiski". 2011; 10(80): 129-134 [In Russ.].

5. Mozhaeva M.V. Nekotorye indicatory emocionalnogo regulirovaniya zhizni detej, prozhivayuchih na territorii ekologicheskogo neblagopoluchiya [Some indicators of emotional regulation of children living in the territories of ecological distress]. URL: Naukova periodika Ukrainy"..._20_2/Sb20_Ch2_06.pd [In Russ.].

6. Nacional'nyj ekologicheskij rejting regionov [National ecological rating of regions]. 2022. URL: https://www.greenpatrol.ru/ru/novosti/ nacionalnyy-ekologicheskiy-reyting-regionov-po-itogam-oseni-2020-goda [In Russ.].

7. Saraeva N.M. Psychophysiological indicators of the state of the psyche of children living in ecologically disadvantaged territories. Izvestia Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeniA.I. Gercena. Nauchnyjzhurnal. 2009; 113: 239-245 [In Russ.].

8. Saraeva N.M. Reduction of mental activity of children in ecologically disadvantaged territories of the Trans-Baikal Territory. Vestnik ChitGU. 2008;

4(49): 57- 62.

9. Titova E.Yu. Otnoshenie k prirode v ekologicheskomsoznaniipodrostkovraznyhetnosov [Attitude to nature in the ecological consciousness of adolescents of different ethnic groups]. URL: Naukova periodica of Ukraine"..._20_2/Sb20_ Ch2_46.pdf [In Russ.].

Статья поступила в редакцию: 22.03.2023

Новосёлова Галина Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания факультета физической культуры и спорта; ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», Забайкальский край, 672039 г. Чита, ул. Александро-Заводская, д. 30, e-mail: novoselovaga@yandex.ru

Федорова Марина Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет, 672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, дом 30, e-mail: Fmarin888@gmail.com

Бочкарникова Наталья Валентиновна - кандидат медицинских наук, доцент, Забайкальский государственный университет, 672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, дом 30, e-mail: Bo4kanat@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.