Научная статья на тему 'Проектирование взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях заочного образования взрослых'

Проектирование взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях заочного образования взрослых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ЗАОЧНОЕ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / PEDAGOGIC MODELING / STRUCTURAL-FUNCTIONAL APPROACH / DISTANCE ENGINEERING EDUCATION OF ADULTS / EXTRAMURAL ENGINEERING EDUCATION / COMPANY AS A SUBJECT OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеенко Ирина Альбертовна

В статье рассматривается проблема создания модели инженерно-технического образования взрослых без отрыва от производства в техническом университете. Показано, что взаимодействие учебных подразделений университета и предприятия в процессе реализации модели создаст возможности для повышения качества подготовки кадров для предприятий реального сектора экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеенко Ирина Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Planning the interaction of participants of the process of extramural education of adults

The article examines the problem of creating the model of engineering education of adults at a technical university without discontinuing their production work. It was shown that interaction between educational departments of the university and an enterprise will make it possible to upgrade the quality of personnel training within the real sector of the economy

Текст научной работы на тему «Проектирование взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях заочного образования взрослых»

И. А. Алексеенко

(Санкт-Петербург)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

В статье рассматривается проблема создания модели инженерно-технического образования взрослых без отрыва от производства в техническом университете. Показано, что взаимодействие учебных подразделений университета и предприятия в процессе реализации модели создаст возможности для повышения качества подготовки кадров для предприятий реального сектора экономики

Модель, педагогическое моделирование, структурно-функциональный подход, заочное инженерно-техническое образование взрослых, предприятие как субъект образовательного процесса.

В современной образовательной системе функционирует целый ряд моделей профессионального образования. Вместе с тем существующие модели образования взрослых без отрыва от производства нуждаются в корректировке. В связи с модернизацией системы российского профессионального образования и новыми вызовами, которые связаны с развитием инновационной экономики, возникает острая необходимость в проектировании подобных моделей [1, 2, 3, 6, 7].

В Северо-Западном государственном заочном техническом университете, специализирующемся на обучении взрослых людей без отрыва от производства, предпринята попытка моделирования такого рода системы.

Моделирование является одной из важнейших задач современной педагогики и психологии, так как возрастает значимость проектирования и внедрения новых инновационных технологий, соответствующих передовым теоретическим идеям отечественной науки. Моделирование - это процесс создания иерархии моделей, в которых образовательный процесс моделируется в различных аспектах и различными средствами [5].

Основным понятием метода моделирования является понятие модели. Под моделью (от лат. modulus - мера, образец, норма) в широком смысле принято понимать аналог, «заместитель» оригинала (фрагмента действительности), который при определенных условиях воспроизводит интересующие исследователя свойства оригинала. Согласно общему определению

модель - это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта

[5].

В определении Н. Н. Моисеева подчеркивается особая значимость моделирования для прогнозирования важнейших свойств моделируемого объекта: «Под моделью мы будем понимать упрощенное, если угодно, упакованное знание, несущее вполне определенную, ограниченную информацию о предмете (явлении), отражающее те или иные его отдельные свойства. Модель можно рассматривать как специальную форму кодирования информации. В отличие от обычного кодирования, когда известна вся исходная информация и мы лишь переводим ее на другой язык, модель, какой бы язык она не использовала, кодирует и ту информацию, которую люди раньше не знали. Можно сказать, что модель содержит в себе потенциальное знание, которое человек, исследуя ее, может приобрести, сделать наглядным и использовать в своих практических жизненных нуждах. Для этих целей в рамках самих наук развиты специальные методы анализа. Именно этим и обусловлена предсказательная способность модельного описания» [5].

Структурно-функциональная модель является наиболее распространённым в педагогике типом моделей. В основе ее лежат сущностные связи и отношения между компонентами системы. Структурные представления разного рода позволяют разделить сложную проблему с большой неопределенностью на более мелкие, лучше поддающиеся анализу, что само по себе

можно рассматривать как некоторый метод моделирования, именуемый иногда системноструктурным [3, 9].

Анализ процесса создания образовательной педагогической модели позволил выделить ряд этапов ее построения [4, 8, 10].

Первый этап заключается в выборе методологической основы для моделирования системы. В современных условиях высшего инженерно-технического профессионального образования такими основаниями являются:

- непрерывность образования;

- открытость образовательных систем;

- личностно-ориентированная парадигма образования;

- компетентностный подход к разработке профессионального портрета будущего специалиста;

- деятельностный и практико-ориентиро-ванный подход в организации процесса обучения и др.

Вторым этапом моделирования является четкое определение основной дидактической цели и постановка задач моделирования. Цель модели непрерывного инженерно-технического образования взрослых в форме заочной подготовки специалистов в техническом университете задана общими целями системы непрерывного образования взрослых, конкретизированными с учетом подцелей системы высшего инженерно-технического образования.

Задачи моделирования заключаются в разработке организационной структуры модели, определении функционального назначения ее элементов, выстраивании внутренних и внешних связей между элементами внутренней организационной структуры и объектами внешней среды, формировании критериально-оценочной базы модели.

Третий этап моделирования представляет собой создание организационной структуры модели: уточнение основных ее компонентов, определение их функций, выявление связей между ними.

Структурно-функциональный подход к созданию модели непрерывного инженерно-технического образования взрослых в форме заочной подготовки специалистов в техническом университете предполагает, что части модели должны описывать логику взаимодействия объекта моделирования (технический университет), предмета моделирования (образовательный процесс безотрывной подготовки инженерно-технических кадров) и образовательной среды (определенная совокупность и взаимосвязь условий, обеспечивающих формирова-

ние специалиста), в которой взаимодействуют субъекты образовательного процесса.

В общем виде эти структурно-функциональные части могут быть представлены в виде следующих блоков: целевого, функционального, организационного и оценочно-критериального.

Целевой блок представляет собой декомпозицию дидактической цели применительно к задачам структурно-функциональной модели непрерывного инженерно-технического образования взрослых в форме заочной подготовки специалистов в техническом университете.

Основное целевое предназначение модели можно определить как формирование специалиста инженерно-технического профиля, адаптированного к потребностям предприятий реального сектора экономики, мотивированного строить свою профессиональную карьеру по избранной специальности и обладающего уровнем профессиональных компетенций, позволяющим решать актуальные и перспективные технические и управленческие задачи современного производства.

Функциональный блок включает в себя основные направления деятельности по реализации задач заочной подготовки специалистов: анализ социального заказа на заочную подготовку инженерно-технических кадров на основе комплексного профессионально-педагогического мониторинга факторов внешней среды; формирование многоуровневых образовательных программ подготовки специалистов без отрыва от производства; разработку нормативно-правового, организационно-педагогического, научно-методического, кадрового обеспечения инженерно-технического образования взрослых без отрыва от производства; реализацию образовательных программ; оценку эффективности реализации образовательных программ на основе комплексного профессионально-педагогического мониторинга.

Элементы организационной структуры университета - подразделения, реализующие определенные функции, - и обратная связь между ними составляют организационный блок модели.

Оценочно-критериальный блок составляют критерии и показатели оценки эффективности модели заочной подготовки специалистов в техническом университете.

Четвертым и пятым этапами моделирования являются, соответственно, апробация разработанной модели в педагогическом эксперименте и анализ полученных результатов. Указанная модель была реализована на практике в Северо-Западном государственном заочном техническом университете в 2006-2009 гг.

согласование

ОП

->

организация лабораторных и практических работ

V

->

Учебные

подразделения

(кафедры)

оценка качества подготовки специалистов

участие специалистов-практ и ков

создание условий \ V согласно ТК РФ )

<-

ооучение

, требования к профессиональной компетенции \специалиста/

\/

Г 1 > ( 1

Предприятие ' / Студент-заочник Предприятие . \

\

реализация практической части ОП

запрос на ОПУ

создание

ОПУ

трудоустройство

--------г-----------

планирование УП

->

а на. ни потреоностеи ра ¡вития кадрового потенциша

>

Подразделения

управления

<-

------------!----------

предоставление МТБ

<~

Сокращения:

ОПУ - организационно-педагогические оп _ обра1овательная программа

условия

корректировка социа.1ьного заказа на подготовку специа. шстов

УП - учебный процесс

МТБ - материально-техническая база

Рис. 1. Структурно-функциональная модель непрерывного инженерно-технического образования взрослых в форме заочной подготовки специалистов в техническом университете.

Структурно-функциональная модель показывает взаимодействие субъектов образовательного процесса - студента-заочника, учебных и управленческих подразделений университета, предприятий-партнеров по реализации функций непрерывного инженерно-технического образования взрослых в форме безотрывной подготовки специалистов для реального сектора экономики (рис. 1).

Поскольку модель базируется на принципах личностно-ориентированного подхода, центральным субъектом образовательного процесса является обучающийся - студент-заочник.

Учебные подразделения (кафедры) реализуют образовательные программы, которые построены с учетом требований государственных образовательных стандартов, а также запросов работодателей на определенный уровень компетенции специалиста в соответствии с реалиями современного производства. Компетентно-стный подход и участие предприятия в формировании образовательной программы позволяют гибко реагировать на изменения социально-

го заказа системе высшего инженерно-технического образования.

Взаимодействие кафедры и предприятия в процессе реализации образовательной программы создает возможности для использования ресурсов предприятия (материально-технических, кадровых, финансовых) в целях повышения качества образовательного процесса. Так, при организации лабораторных и практических работ студентов используется современное оборудование предприятий, которое еще не поступило на вооружение лабораторной базы вуза.

Привлечение к реализации образовательных программ ведущих специалистов предприятий усиливает практическую ориентированность образовательного процесса, повышает мотивацию заочников к получению качественного образования.

Кафедрой совместно с предприятием проводится оценка результатов реализации образовательной программы безотрывной подготовки (проведение промежуточной и итоговой атте-

СтШнт П. $

Г-.-

ПД Раё&пник',

0\ ОД

1 3) ПД

ОПД

- устойчивые связи между вузом и

предприятием

- образовательная деятельность

■ производственная деятельность

• образовательно-производственная

деятельность

• зона включения предприятий б ОД

Рис. 2. Схема взаимодействия вуза и предприятия в рамках модели безотрывного инженерно-технического образования взрослых в Северо-Западном государственном заочном техническом университете.

стации, защита курсовых и дипломных работ по темам, учитывающим специфику деятельности предприятия).

Планирование учебного процесса, создание организационно-педагогических условий проводятся на основе анализа потребностей работающих людей.

Поскольку студент-заочник в период обучения продолжает трудиться на предприятии, применяя полученные им знания в процессе трудовой деятельности и обеспечивая развитие предприятия, процесс адаптации такого специалиста существенно облегчается.

Таким образом, создается обратная связь между субъектами образовательного процесса. С ее появлением обеспечивается объединение субъектов образовательного процесса в единое функциональное поле деятельности.

Созданная в СЗТУ образовательная модель предусматривает модернизацию традиционной системы заочного обучения на основе включения предприятия в образовательную деятельность в качестве полноценного субъекта образовательного процесса (рис. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На новый субъект образовательного процесса возлагаются следующие функции: корректировка модели специалиста с учетом требований предприятия; согласование образовательных программ; участие в планировании учебного процесса; проведение лабораторных и практических работ на оборудовании предприятия (как правило, более современного, чем лабораторная база вузов); организация производственной и преддипломной практики непосредственно по месту работы, промежуточной и итоговой аттестации; согласование тематики курсовых и дипломных работ непосредственно с проблематикой предприятия (утверждение тем на совместных заседаниях Ученого совета вуза и Научно-технического совета предприятия).

В данной модели появляется поле образова-

тельно-производственной деятельности «Ра-ботник»-«Студент», где органично объединена производственная и образовательная деятельность студента-заочника.

В образовательную модель СЗТУ включены крупнейшие предприятия Северо-Запада России: «Киришинефтеоргсинтез» (г. Кириши, Ленинградская область), «Фосфорит» (г. Кингисепп, Ленинградская область), ЗАО «Электросила» (Санкт-Петербург). Поскольку в действующем законодательстве не оформлена определенная организационно-правовая форма подобного взаимодействия, включение предприятий в образовательную деятельность СЗТУ происходит на основе договоров о стратегическом партнерстве, совместной подготовке специалистов, творческом сотрудничестве.

Использование такой модели взаимодействия вуза и предприятия позволило повысить качество подготовки, существенно сократить период адаптации молодых специалистов, обеспечить закрепление кадров на предприятии, содействовать динамичному развитию деловой карьеры специалиста внутри предприятия. В частности, на крупнейших предприятиях Северо-Запада России, являющихся также градообразующими, - ОАО «Завод Сланцы», ООО «Промышленная группа «Фосфорит», ЗАО «Производственное объединение «Киришинефтеорг-синтез» - доля выпускников СЗТУ составляет 95-80%.

Таким образом, приведенные данные убедительно свидетельствуют о высокой эффективности созданной в СЗТУ образовательной модели непрерывного инженерно-технического образования взрослых, позволяющей интегрировать образовательные и производственные ресурсы субъектов образовательной системы в целях повышения качества подготовки инженерно-технических кадров для реального сектора экономики России.

Литература

1. Алексеенко И. А. Актуальные проблемы развития непрерывного инженерно-технического образования взрослых // Тенденции и перспективы развития современного общества: экономика, социология, философия, право : материалы международ. науч.-практич. кон-ф. - Саратов: Научная книга, 2009. - С.60-65.

2. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М., 1982, - С.22-58.

3. Беспалько В. П. и др. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста: Учебно-методическое пособие. - М.: Высшая школа, 1989. - 450 с.

4. Лебедев О. Е. Управление образовательными системами : учеб.-методич. пособие для вузов. - М.: Литературное агентство «Университетская книга», 2004. - 256 с.

5. Моисеев Н. Н. Избранные труды. В 2-х томах. Т. 2. Междисциплинарные исследования глобальных проблем. Публицистика и общественные проблемы. - М.: ТайдексКо, 2003. - 264 с.

6. Образование взрослых: перспективы развития в XXI веке: материалы международ. науч.-практич. конф. / Рос. акад. образования, Ин-т образования взрослых ; науч. ред. В. И. Подобед, отв. ред.-сост. Е. Н. Елизарова. - СПб. : ИОВ РАО, 200з. - 172 с.

7. Огарев Е. И. Некоторые социально-экономические аспекты непрерывного образования взрослых // Проблемы непрерывного образования взрослых. - Л., 1979. - 251 с.

8. Онушкин В. Г. О создании единой системы непрерывного образования в СССР // Соврем. высш. школа: Междунар. журнал соцстран.

- 1987. - №3. - С 7-12.

9. Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. -М.: Высшая школа, 1989. - 367 с.

10. Шамсутдинова И. Г. Теоретические основы высшего заочного образования : дис. ... д-ра пед. наук. - 1993. - 267 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.