Научная статья на тему 'Модель безотрывной подготовки специалистов в системе непрерывного образования'

Модель безотрывной подготовки специалистов в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / БЕЗОТРЫВНАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ / БЕЗОТРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / MANAGING ADULT EDUCATION SYSTEM / INNOVATIONS IN EDUCATION / IN-SERVICE TRAINING / IN-SERVICE EDUCATION / DISTANT TUITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратьев Александр Андреевич, Подобед Владимир Иванович

Обосновываются актуальность и исходные позиции взаимодействия фундаментальной педагогической науки и вузовской практики по разработке и практическому внедрению инновационной модели подготовки кадров в интересах предприятий реального сектора экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондратьев Александр Андреевич, Подобед Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IN-SERVICE VOCATIONAL TRAINING AS A PART OF CONTINUING EDUCATION

The paper considers urgency and the initial positions of interaction between education science and university practice in the area of development and implementation of innovative models of vocational training in productive business

Текст научной работы на тему «Модель безотрывной подготовки специалистов в системе непрерывного образования»

А. А. Кондратьев, В. И. Подобед

(Санкт-Петербург)

МОДЕЛЬ БЕЗОТРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обосновываются актуальность и исходные позиции взаимодействия фундаментальной педагогической науки и вузовской практики по разработке и практическому внедрению инновационной модели подготовки кадров в интересах предприятий реального сектора экономики

Современное образование необходимо рассматривать как сложную, динамически саморазвивающуюся систему. Оно постоянно имеет дело с новыми целями и ценностями, с новым социальным окружением, с новыми достижениями науки и техники. Поэтому образовательный процесс всегда должен быть тесно связан с нововведениями, должен развиваться и совершенствоваться, учитывая объективные взаимосвязи с социально-экономическими процессами в государстве, иметь направленность на производство и рост общественного благосостояния.

Актуальность модернизации системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров обусловлена следующими важнейшими факторами и условиями:

- качественно новыми требованиями общества, предъявляемыми к специалистам, в том числе к кадрам в системе образования взрослых;

- демократическими и рыночными отношениями в обществе и экономике;

- задачами построения гражданского общества;

- инновационным развитием экономики в предстоящий период развития государства.

Возросшее влияние человеческого потенциала на развитие общества, связанное с интеллектуально-емкими технологиями производства и организации жизни, приводит к необходимости проведения фундаментальных исследований в области образования взрослых, ориентированных на формирование качественно нового уровня сознания и мировоззрения человека и общества.

В основу теоретической модели развития системы подготовки специалистов должна быть положена система фундаментальных законов и нравственных принципов организации жизни в современном социуме.

В настоящее время инновационная деятельность вузов развивается в направлениях, обеспечивающих конкурентоспособность и качество подготовки специалистов на рынке труда. Стратегическое управление инновациями в высшем образовании является новым научным направлением и важной прикладной проблемой в системе национального образования.

Сегодня наблюдается определенный разрыв между потребностями реальной экономики, сложившейся структурой специальностей высшего профессионального образования и уровнем подготовки специалистов. В этой связи система образования России требует прогрессивной модернизации, для чего нужны совместные усилия государства, педагогической науки, общества и бизнеса.

Очевидно, ставка только на увеличение ресурсных компонентов вряд ли может быть рассмотрена как единственно достойное условие модернизации. Модернизация неизбежно затрагивает все стороны высшего профессионального образования: информационную базу, технологии, человеческий капитал, институциональные основы и организационную структуру. В первую очередь, на наш взгляд, необходимо выработать и обосновать инновационные подходы к развитию и совершенствованию управления системой образования взрослых.

Кроме того, возникновение и развитие рыночного пространства и его территориальная локализация поставили перед системой образования ряд задач теоретического и методического характера, обусловленных необходимостью адаптации образовательных учреждений высшего профессионального образования к роли территориальных интеграторов социально-преоб-разующего характера.

Изучение рынков труда и образовательных услуг Северо-Западного региона РФ показывает, что в условиях демографического провала и рыночной нестабильности безотрывная от производства подготовка специалистов инженерно-технического и управленческого профиля, основанная на применении новейших достижений в области педагогических и инфокоммуни-кационных технологий, становится одним из важных средств решения проблемы кадрового обеспечения отечественных предприятий в интересах их инновационного развития.

Становится актуальным взаимодействие фундаментальной педагогической науки и вузовской практики по теоретическому обоснованию, разработке и практическому внедрению инновационной подготовки кадров в системе непрерывного образования взрослых в интересах предприятий реального сектора экономики страны.

В этой связи в 2008 году на базе Северо-Западного заочного технического университета совместно с Институтом образования взрослых РАО была создана научнопрактическая структура «Лаборатория исследований и разработки технологий безотрывной подготовки кадров для реального сектора экономики в системе непрерывного образования взрослых». Данная лаборатория предметно и на постоянной основе занимается вопросами изучения и обобщения передового опыта безотрывного обучения, разработкой и внедрением безотрывных образовательных технологий применительно к подготовке и переподготовке востребованных промышленностью специалистов, управленцев и квалифицированных рабочих.

В программу совместных научно-прикладных исследований включены следующие вопросы:

1) разработка концепции безотрывной подготовки кадров;

2) разработка теоретико-методологических основ безотрывной профессиональной подготовки в системе непрерывного образования взрослых;

3) организация безотрывной профессиональной подготовки специалиста в системе непрерывного образования;

4) обеспечение качества подготовки специалистов при безотрывном обучении.

Разработанные к настоящему времени инновационные концепции развивающихся систем образования взрослых ориентированы на:

- государственно-общественный характер образования взрослых;

- тесные связи с другими подсистемами системы непрерывного образования;

- теорию обучения взрослых как научный базис;

- развитие рынка образовательных услуг;

- развитие и сочетание различных форм управления (законодательной, административной, экономической);

- наличие специально подготовленных кадров (преподавателей, консультантов, администраторов, тьюторов, создателей программ обучения и т.д.).

Анализ содержания различных концепций непрерывного образования позволяет сделать вывод о том, что при определенных различиях все они имеют ряд общих черт и каждой из них присущи стремление к гуманизации и демократизации образования; ориентация на опережающий характер содержания образования по отношению к нуждам общественной практики; стремление обеспечить гибкость и многообразие используемых средств, способов и организационных форм; открытость образовательной системы по отношению к дальнейшему совершенствованию и развитию.

Проведение совместных исследований ИОВ РАО и СЗТУ, тесно связанных с практикой профессиональной деятельности взрослых, позволит придать импульс развитию региона за счет кадровых ресурсов нового качества - новой производственной и созидательной силы.

194

Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования

При этом на основе экспериментов по формированию инновационной образовательной среды для распределенной аудитории необходимо соединить классику выездной модели заочного и дистанционного

обучения с современными возможностями инфокоммуникационных и компьютерных технологий с целью выявления перспектив безотрывной подготовки и разработки новых образовательных регламентов.

Литература

1. Арутюнов В., Стрекова Л., Цыганов С. Инновация и система корпоративного образования: вклад университета // Высшее образование в России. - 2005. - №1. - С. 29-39.

2. Бозиев Р. С., Харисова Л. А. Инновационные процессы в национальном образовании // Педагогика. - 2006. - №3. - С.29-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.