ОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
А. А. Кондратьев, Р. И. Юнацкевич
(Санкт-Петербург)
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ В ФОРМЕ БЕЗОТРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ КАДРОВ
Анализируя современные особенности подготовки кадров реального сектора экономики и ситуацию в сфере высшего профессионального образования, авторы статьи обосновывают необходимость введения и законодательного обоснования новой формы образовательного учреждения - университет (институт, академия) безотрывного обучения. Предложены соответствующие изменения в законодательных актах, рассмотрены основные функции университета безотрывного обучения и его регионального ресурсного центра
Объективная потребность разработки и реализации целого ряда антикризисных мер в сложившейся обстановке обусловила актуальность системного упорядочения и повышения эффективности единой антикризисной политики как одной из составляющих стратегии развития национальной экономики. Одной из важнейших задач антикризисной политики, несомненно, является повышение практической результативности действующих механизмов формирования и использования кадрового потенциала.
С позиций государственного регулирования экономики кадровый потенциал рассматривается как особый вид стратегического ресурса, качество которого определяется тремя основными факторами:
- демографической обстановкой, отраслевой сбалансированностью и качественными квалификационными характеристиками трудоспособного населения;
- качеством государственного управления процессом профессиональной подготовки молодых людей, еще не имеющих
квалификации (функция восполнения кадрового потенциала);
- качеством государственного управления процессом наращивания уровня квалификации работников для обеспечения соответствия их профессиональных навыков и умений текущим и перспективным требованиям экономики (функция развития кадрового потенциала).
Потребности экономики в повышении практической результативности этого регулирования послужили объективной причиной развертывания национального проекта «Образование». Но инертность в применении традиционных образовательных технологий послужила причиной недостаточно детализированного подхода к разработке мер по улучшению кадрового потенциала. Это нашло свое подтверждение в «Концепции развития образования взрослых в государствах-участниках СНГ» и плане мероприятий по ее реализации.
В настоящее время законом установлено, что на территории Российской Федерации вправе функционировать только: феде-
ральный университет, университет, академия, институт.
Кроме того, в отношении университетов, находящихся в ведении Российской Федерации, в равной степени эффективно реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выполняющих фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, может устанавливаться категория «национальный исследовательский университет». Категория «национальный исследовательский университет» устанавливается правительством Российской Федерации на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития университетов, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий.
На вышеуказанные высшие учебные заведения законом возложены функции, определенные Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в том числе следующие:
- образование взрослых в безотрывных формах, направленное на совершенствование и повышение качества кадрового потенциала предприятий реального сектора экономики, содействие адаптации работающих людей к меняющимся социальноэкономическим условиям и развитие качеств нравственного субъекта деятельности;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов с высшим профессиональным образованием непосредственно на предприятии (совместно с предприятием).
Вместе с тем опыт развитых стран свидетельствует, что результативное для экономики страны выполнение этих функций должно базироваться на системном применении образовательным учреждением современных специализированных образовательных технологий, используемых в рам-
ках единого образовательного пространства безотрывного обучения, создаваемого ориентированными только на решение этой задачи образовательными учреждениями.
Практика реализации образовательных программ однозначно показывает, что в сфере высшего профессионального образования возникла потребность в создании новых видов высших учебных заведений, которые на основе широкого применения специализированных современных инновационных образовательных технологий были бы способны осуществлять системную подготовку специалистов непосредственно на предприятии без отрыва работника от производственной деятельности.
Такая мера позволит принципиально улучшить условия решения основной задачи образования взрослых как одной из основных составляющих формирования и развития кадрового потенциала реального сектора экономики: непрерывной и безотрывной от производства подготовки и переподготовки, повышения квалификации, содействия социальной адаптации, поддержания трудоспособности и стимулирования социально-экономической активности работающих людей.
С каждым годом граждане все больше и больше стремятся поступать в высшие учебные заведения не по очной форме обучения, а по очно-заочной и заочной формам. Так, если в 1990 году по очной форме обучения в вузах обучалось 62% от поступивших, то уже в 2008 году на очную форму обучения поступило только 46% граждан.
Другой особенностью подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием является то, что все больше специалистов готовится по экономикогуманитарному профилю и, наоборот, все меньше по инженерно-техническому профилю. Такая тенденция вызвана прежде всего тем, что при подготовке специалистов по экономико-гуманитарному профилю не требуется обязательное наличие дорогостоящей и нуждающейся в постоянном обновлении учебно-лабораторной базы. Граждане часто осваивают такие специальности самостоятельно.
Подготовка же специалистов по инженерно-техническому профилю невозможна без прохождения практики непосредственно на производстве. Как правило, специальность по инженерно-техническому профилю стремятся получить люди уже работающие на производстве либо непосредственно с ним связанные. При этом работающие граждане стремятся к тому, чтобы их отрыв от работы был как можно меньше, а прикладные вопросы обучения в максимальной степени соответствовали основной работе.
Предприятия также заинтересованы в том, чтобы их работники повышали свою квалификацию прежде всего в интересах производства, обеспечивая тем самым возможность его инновационного развития.
Анализ профессионального роста специалистов, продолжающих работу по профилю полученного высшего образования, показал также, что наибольшего карьерного роста достигли граждане, которые начали работать до окончания высшего учебного заведения (46%) и, наоборот, меньших успехов достигают лица, которые начали работать в год окончания вуза (32%). Еще меньших успехов достигают лица, приступившие к работе по полученной в вузе специальности через несколько лет после окончания высшего учебного заведения (18%).
Опрос молодых специалистов в сфере реальной экономики показал, что наиболее значимую для деловой карьеры профессиональную подготовку они получили, совмещая учебу в высшем учебном заведении с работой на производстве или в организации (59%).
Решению вышеуказанных проблем может способствовать внесение изменений в Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», что даст возможность эффективно осуществлять свою деятельность новому виду высших учебных заведений - университетам (академиям, институтам) безотрывного обучения, разновидностью которых в настоящее время являются, так называемые, заочные высшие учебные заведения.
Необходимость введения университетов (академий, институтов) безотрывного обучения вызвана следующими причинами:
- специализированные современные инновационные образовательные технологии безотрывного обучения используются в системе образования преимущественно на поле вторичных функций образовательных учреждений дневной формы обучения;
- учебно-производственная база образовательных учреждений в рыночных условиях сокращается, использование учебнопроизводственных площадей перенацеливается под коммерческое применение, учебный процесс активно переводится на дистанционное обучение, содержание которого все более отрывается от нужд и запросов реального сектора экономики;
- действующие законодательные и нормативные правовые акты не позволяют высшим учебным заведениям осуществлять обучение работников непосредственно на производстве;
- единые для всех образовательных учреждений высшего профессионального образования аккредитационные показатели не позволяют результативно для реального сектора экономики стимулировать повышение качества безотрывного обучения взрослых.
Законодательство определило, что образовательные учреждения вправе осуществлять обучение граждан исключительно либо непосредственно по месту нахождения вуза, либо в филиалах, т.е. в классах, аудиториях, оторванных от предприятий реального сектора.
При этом часто высшие учебные заведения, в которых заинтересован гражданин, находятся вдали от предприятий и ведут подготовку кадров по морально устаревшим программам силами педагогических кадров, не связанных с практикой деятельности реальных производств.
В условиях рынка образовательных услуг высшему учебному заведению не выгодно создавать филиалы на тех или иных предприятиях, так как там, как правило, обучается небольшое число студентов.
Нормы статьи 6 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ и пункта 33
Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 № 71, установившие, что образовательные программы разных уровней осваиваются в высшем учебном заведении в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий педагогического работника с обучающимся (очной, очнозаочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната), не позволяют решить проблему безотрывной подготовки инженерно-технических и инженерно-управленческих кадров для национальной экономики.
Вопреки вышеуказанным положениям, этот же закон и Типовое положение одновременно ограничивают возможность в полной мере использовать очно-заочную (вечернюю), заочную формы обучения, а также обучение в форме экстерната, поскольку перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение образования соответствующего уровня в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливает Правительство Российской Федерации.
Этот же перечень включает в себя значительное количество специальностей, в которых заинтересованы ведущие предприятия России.
Таким образом, нормы Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) в настоящее время противоречат друг другу.
Поэтому предлагается внести изменения в федеральный закон и разрешить университетам (академиям, институтам) безотрывного обучения осуществлять образование взрослых в форме безотрывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, занятых работой на предприятиях реального сектора экономики с учетом внесения предлагаемых дополнений в Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования.
Например, предлагается разрешить университетам (академиям, институтам) безотрывного обучения осуществлять образовательный процесс через региональные ресурсные центры образования взрослых, создаваемые непосредственно на предприятиях (как это было до начала 90-х годов прошлого века).
После принятия предлагаемых изменений федерального закона необходимо разработать и принять Типовое положение об университете (академии, институте) безотрывного обучения, в котором детально оговорить особенности организации образовательного процесса в данном виде высшего учебного заведения в такой редакции:
Университет безотрывного обучения, как высшее учебное заведение:
- предоставляет образовательные услуги преимущественно в очно-заочной и заочной формах (безотрывных) на основе использования специализированных образовательных технологий;
- осуществляет совершенствование и непрерывное по содержанию и дискретное по времени (модульное) наращивание квалификации рабочих, служащих, специалистов предприятий, организаций, содействует их адаптации к меняющимся социальноэкономическим условиям;
- организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов с высшим профессиональным образованием непосредственно на предприятии, в организации (совместно с предприятием, организацией);
- реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру специальностей, востребованных в реальном секторе экономики страны;
- осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников из числа высококвалифицированных работников предприятий и организаций реального сектора экономики;
- выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования, направленные на научно-методическое обеспечение развития реального сектора экономи-
ки страны, решение широкого спектра социально-экономических проблем;
- является ведущим межрегиональным многоотраслевым центром образования взрослых.
Региональный ресурсный центр обучения взрослых Университета (академии, института) безотрывного обучения, как подразделение высшего учебного заведения:
- организует переподготовку и повышение квалификации специалистов непосредственно на предприятии, в организации (совместно с предприятием, организацией);
- реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по определенному спектру специальностей, востребованных в реальном секторе экономики региона;
- осуществляет научно-методическое обеспечение учебного процесса в интересах предприятий и организаций отрасли региона;
- организует образовательную поддержку совершенствованию структуры квалификации рабочей силы региональных отраслевых предприятий и организаций;
- осуществляет отраслевую просветительскую деятельность;
- участвует в формировании кадрового резерва для региональных отраслевых предприятий и организаций;
- содействует обеспечению занятости местных жителей трудоспособного возраста в реальном секторе экономики.
Министерство образования и науки Российской Федерации, с учетом вышеизложенного, может внести изменения в федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в части уточнения особенностей его реализации в университете (академии, институте) безотрывного обучения в следующей редакции:
«Реализация государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в университете (академии, институте) безотрывного обучения осуществляется в виде безотрывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих, служащих и специали-
стов, занятых на предприятиях и в организациях реального сектора экономики, на основе использования специализированных образовательных технологий и региональных ресурсных центров обучения взрослых, входящих в состав университета (академии, института) безотрывного обучения в качестве структурных подразделений».
Министерство образования и науки Российской Федерации получит возможность разработать специальные или дополнительные требования к содержанию и качеству подготовки выпускников университета (академии, института) безотрывного обучения, к реализуемым им образовательным программам, а также к показателям деятельности образовательного учреждения, необходимым для определения его вида или категории (используемые при государственной аккредитации). Например:
Дополнительные требования к содержанию образовательных программ подготовки, реализуемых университетами (академиями, институтами) безотрывного обучения, заключаются в формировании содержания подготовки кадров отрасли, адекватного потребностям развития конкретных предприятий реального сектора экономики и вместе с тем соответствующего требованиям отраслевой инновационной политики.
Качество подготовки выпускников университета (академии, института) безотрывного обучения определяется результативностью решения ими задач инновационного развития производства по месту работы и оценивается по отзывам руководства в ходе обучения и в течение последующих трех лет работы.
Показателями деятельности образовательного учреждения, необходимыми для определения его вида или категории (используемыми при государственной аккредитации), являются относительные показатели численности студентов, обучающихся по безотрывным формам, и непосредственное участие на договорной основе в деятельности образовательного учреждения предприятий реального сектора экономики, выступающих равноправными партне-
рами регионального ресурсного центра образования взрослых и предоставляющих своих рабочих, служащих и специалистов для безотрывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Эти же требования могут быть применены для филиалов и региональных ресурсных центров образования взрослых университета (академии, института) безотрывного обучения.
Необходимость решения проблемы улучшения законодательного регулирования безотрывного обучения взрослых людей, работающих на предприятиях реального сектора экономики, посредством создания системы университетов (академий, институтов) безотрывного обучения диктуется стихийной деятельностью так называемых открытых университетов (институтов). При широком использовании дистанционных и кейсовых технологий многие открытые университеты (институты) осуществляют «весьма ускоренную» подготовку студентов, организуя свою работу без должного учета реальных интересов предприятий реального сектора экономики. Явно не соответствуют потребностям практики в качественных образовательных услугах «открытые» университеты, специализирующиеся на профессиональной подготовке инженерно-технических кадров,
крайне необходимых развивающейся российской экономике.
Образовательные учреждения открытого типа решают важную задачу. Но их влияние на повышение качества трудовых ресурсов предприятий реального сектора экономики не является системообразующим. Предприятия испытывают дефицит, прежде всего, в высококвалифицированных и социально адаптированных кадрах инженерного профиля. Недостаточные возможности образовательного обеспечения инженерно-технической карьеры в безотрывной форме являются одной из причин того, что перспективные кадры стремятся перейти из реального сектора экономики в нереальный - в сферу финансовых спекуляций, рынок недвижимости и посреднической деятельности.
Законодательное обеспечение становления безотрывной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих, служащих и специалистов предприятий реального сектора экономики на базе специализированных образовательных учреждений выступает важным условием кадрового обеспечения инновационного сценария развития Российской Федерации, а также преодоления негативных последствий для России от мирового финансового кризиса.