Научная статья на тему 'Проектирование в системе повышения квалификации специалистов'

Проектирование в системе повышения квалификации специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТНЫЙ ПРОДУКТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / PEDAGOGICAL DESIGNING / DESIGN PRODUCT / DESIGNING IN SYSTEM OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марихин С. В.

Показано, что в системе повышения квалификации специалистов проектирование используется как способ нормирования профессиональной деятельности специалиста МЧС России, а также как одна из форм трансляции инноваций. Обязательной составляющей педагогического проектирования в системе повышения квалификации специалистов МЧС России является глубинная работа со специальной терминологией, касающейся как непосредственно предметной области проектирования, так и описания проектных процедур

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING IN SYSTEM OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL OF EXPERTS

In article it is shown that in system of improvement of professional skill designing is used as a way of rationing of professional work of the expert of the Ministry of Emergency Measures of Russia, and also as one of forms of translation of innovations. An obligatory component of pedagogical designing in system of improvement of professional skill of experts of the Ministry of Emergency Measures of Russia is deep work with the special terminology concerning as directly subject domain of designing, and the description of design procedures

Текст научной работы на тему «Проектирование в системе повышения квалификации специалистов»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

С.В. Марихин, кандидат психологических наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Показано, что в системе повышения квалификации специалистов проектирование используется как способ нормирования профессиональной деятельности специалиста МЧС России, а также как одна из форм трансляции инноваций. Обязательной составляющей педагогического проектирования в системе повышения квалификации специалистов МЧС России является глубинная работа со специальной терминологией, касающейся как непосредственно предметной области проектирования, так и описания проектных процедур.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, проектный продукт, проектирование в системе повышения квалификации

DESIGNING IN SYSTEM OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL OF EXPERTS

S.V. Marihin.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

In article it is shown that in system of improvement of professional skill designing is used as a way of rationing of professional work of the expert of the Ministry of Emergency Measures of Russia, and also as one of forms of translation of innovations. An obligatory component of pedagogical designing in system of improvement of professional skill of experts of the Ministry of Emergency Measures of Russia is deep work with the special terminology concerning as directly subject domain of designing, and the description of design procedures.

Key words: pedagogical designing, design product, designing in system of improvement of professional skill

Педагогическое проектирование проявляется на разных уровнях жизнедеятельности общества как стремление активно вмешаться в несовершенство окружающего мира на основании исследовательских знаний о нем.

Содержанием проектирования в педагогической профессии становится изменение педагогической действительности на основе осознанного объединения усилий заинтересованных людей, а также увеличение степени профессиональной компетентности специалистов МЧС России.

В системе дополнительного образования в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России наблюдается соединение этих двух начал. Проектная деятельность широко используется в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации для решения реально встающих перед специалистами МЧС России задач. В этом случае, по нашему мнению, непосредственной работе «внутри» проекта предшествует этап пред-проектного исследования, предполагающий целенаправленный или свободный поиск проблемных точек в социальном пространстве, где работают специалисты МЧС России.

Фактически это разновидность диагностики ситуации, основанная на анализе критических точек и противоречий, выявлении перспективных направлений изменения,

которые впоследствии будут реализованы в рамках педагогического проекта. Одной из простейших форм такой диагностики может стать серия вопросов, на которые участники проекта последовательно отвечают, тем самым, проясняя для себя направления, условия и ситуации в которых им предстоит действовать.

По определению Н.А. Бернштейна, проектирование как особый вид активности основано на природном умении человека (в отличие от животных) мысленно создавать модели «потребного будущего» и воплощать их в жизнь [2; с. 3].

По мнению Г.П. Щедровицкого, конкретный проект, выражающий цели образования, нужно четко сформулировать, для того чтобы потом можно было построить программу обучения и воспитания. Такая программа нужна для того, чтобы определить число, вид и связь учебных предметов, которые должны быть включены в систему образования. В зависимости от характера учебных средств будут построены приемы и способы обучения, которые обеспечат передачу предметного содержания студентам [2; с. 112].

В.П. Бедерханова, отмечая многообразие практических вариантов проектирования, также выделяет два основных направления. Первое включает проектирование и создание проектов в интенсивных формах. Сюда относятся организационно-деятельностные, инновационные, продуктивные игры и проектировочные сборы. Второе соотносится с совместным пошаговым проектированием образовательного процесса всеми его участниками, где сам процесс проектирования рассматривается как один из факторов становления образовательного учреждения гуманистической ориентации [1; с. 168].

Например, гипотетически можно предположить, что успешное построение образовательно-информационного портала может быть достигнуто, если исходить при его проектировании из методологии педагогического проектирования создаваемых информационно-образовательных ресурсов и построения связей между ними.

По нашему мнению, в системе повышения квалификации проектирование используется как способ нормирования профессиональной деятельности специалиста МЧС России, а также как одна из форм трансляции инноваций.

В первом случае основная роль преподавателей университета заключается в управлении различными видами профессиональной деятельности и установлении между ними связей. В итоге происходит перевод профессиональной деятельности педагога на более высокую ступень, то есть, действительно, идет повышение квалификации специалистов МЧС России, увеличение уровня их компетентности, формирование индивидуальной или корпоративной культуры, становление педагогического мастерства.

Педагогическое проектирование приобретает организационно-деятельностный характер, а его продуктом становятся методические предписания к профессиональной деятельности и качество самой деятельности специалистов МЧС России.

Понимание проекта как представления о составляющих будущей профессиональной деятельности без их привязки к ситуации и времени приводит к возможности создавать предельно обобщенные, модельные (проектные) образы различных видов педагогической деятельности, выполняющие методологическую функцию [3].

Во втором случае проектная деятельность специалистов МЧС России носит поисково-порождающий характер. В ходе совместной проектной деятельности рождается инновационный образовательный продукт различной степени детализации и проработки в виде программы развития факультетов, университета ГПС МЧС России, учебной программы, нормативного документа, или концепции, модели таких программ или документов.

Распространенным видом проектного продукта в системе повышения квалификации специалистов МЧС России могут также стать инновации (авторские методики, оригинальные формы работы специалистов МЧС России), а также принципиально новый опыт

деятельности участников, который позволяет им улучшить качество своей профессиональной деятельности.

В самом общем виде объектом педагогического проектирования в системе повышения квалификации сотрудников МЧС России можно считать образовательную практику Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, целью - проект учебного процесса развития этой практики. Продуктами, с одной стороны, становятся многообразные проекты развития практики, с другой - слушатели, способные стать разработчиками и инициаторами внедрения проектного продукта в практику.

Предполагается, что в режиме педагогического проектирования можно создать положение о деятельности научной лаборатории, работе учебного или студенческого научного общества; инструкцию по проведению тестирования, структурную модель образовательного стандарта; концепцию образовательного учреждения.

Очевидно, что участие в проекте - хороший повод для рефлексии над ситуацией своей профессиональной деятельности. Анализ этой ситуации целесообразно проводить со слушателями в ходе проектирования под разным углом зрения.

На наш взгляд, первоначально это - своего рода предварительный диагноз, выявление «на глазок» болевых точек, точек разрыва, белых пятен, барьеров, тупиков, противоречий в существующей ситуации или присущих объекту в том состоянии, в каком его видят слушатели, только что вступившие в проект, находящиеся на уровне своего актуального опыта.

Кроме того, необходимо также отдельно и более тщательно проанализировать ценностно-смысловые и целе-ценностные основания, в контексте которых развивается объект проектирования. Это позволит провести их сопоставление с индивидуальными и групповыми ценностями и целями специалистов МЧС России, что позволит более объективно судить об актуальности и реальности (достижимости) намеченных целей, о потенциальной востребованности будущего проектного продукта.

Например, полезно на основании анализа массива нормативных документов всех уровней составить комплексное представление о том, что именно ценится, поддерживается, культивируется обществом на данный момент в деятельности образовательных учреждений (или в структуре компетентности педагогов). Мы увидим, что в один период это будут инновационные преобразования, в другой - наличие результатов модернизации. Соответственно выбор объекта педагогического проектирования может находиться в русле социального запроса или быть вне его контекста.

Таким образом, анализ целесообразно провести еще раз после получения дополнительных теоретических, предметных, рефлексивных знаний о природе объекта, закономерностях его развития, способах взаимодействия с ним и др.

Центральная задача преподавателя на этом этапе - помочь психологически «удержать» полученную негативную информацию и использовать «знание о своем неумении» как стимул к профессиональному движению за пределы наличного уровня компетентности.

По мнению авторитетных специалистов, одной из форм закрепления полученного впечатления является составление памятки, или профессионального табу, выставляющего рамки самоограничений и фиксирующего отказ от непродуктивных способов действий. Текст такого нормирующего документа может начинаться со стандартизированных формул. Например, таких:

- «Если я хочу, чтобы у студента не развивался страх по отношению к моему предмету, я никогда не буду...»;

- «Если я хочу, чтобы сослуживцы действительно услышали и поняли мою точку зрения, я не стану...»;

- «Если мы хотим, чтобы наш факультет, университет стал передовым, мы категорически отказываемся от...»;

- «Если мы хотим, чтобы наш проект был успешным, мы поступим так...».

Наконец анализу подлежит ситуация, которая складывается как следствие проектного

вмешательства и под влиянием его результатов. Такой анализ проводится для того, чтобы откорректировать ход педагогического проектирования, действия его участников, их отношения.

Обязательной составляющей педагогического проектирования в системе повышения квалификации специалистов МЧС России является глубинная работа со специальной терминологией, касающейся как непосредственно предметной области проектирования, так и описания проектных процедур, которые будут использоваться в совместной работе.

По нашему мнению, помимо развития индивидуальной проектной культуры это способствует освоению нового пласта теоретико-методологических знаний, а значит, повышению осмысленности своей профессиональной деятельности. Так, специалисты МЧС России должны четко представлять, что такое проект, концепция, модель, рефлексия, коммуникация, презентация и др. Это позволит нормировать не только совместную деятельность, но и систему делового общения.

Кроме этого, специалистам МЧС России целесообразно уделить отдельное время разработке и освоению словаря (тезауруса) проекта. Одним из приемов, помогающих более глубоко проникнуть в содержание и смысл необходимой для работы профессиональной лексики, является составление разного рода структурно-логических схем категорий и понятий.

В опыте организации повышения квалификации специалистов МЧС России существует такая форма, как работа с научными текстами (авторефераты, статьи, учебные пособия, монографии) и иллюстрирующими их структурно-логическими схемами, раскрывающими ключевые понятия, которые в них используются. На основании проработки частных структурно-логических схем впоследствии выстраивается итоговая обобщенная содержательно-смысловая модель отдельных научных категорий.

Хотя проектная деятельность в системе повышения квалификации специалистов МЧС России не утрачивает черт учебной, поскольку подчинена образовательным целям, ее продукт отличается объективной новизной и может непосредственно использоваться в профессиональной практике. Важно правильно определить форму, в которой будет существовать итоговый продукт. В данном случае речь идет о создании непосредственного текста-описания программы, технологии, стандарта или об их концептуальном, модельном, проектном представлении.

Хочется отметить, что первый вариант больше соответствует ситуации, когда в педагогическое проектирование вовлечен корпоративный (коллективный) субъект, который и будет пользователем продукта. Здесь возможна значительная степень детализации с учетом конкретной специфики и актуальных потребностей факультетов Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, для которых проектируется документ.

А второй вариант ориентирован на ситуацию, когда на курсах повышения квалификации собраны специалисты МЧС России разных категорий из разных регионов с аналогичными запросами, но значительно различающихся по условиям использования проектного продукта. Допустим, это начальники отрядов МЧС России и их заместители или методисты разных предметов. Для них важнее разработка общих подходов, стратегических

направлений, принципов, структуры и логики построения документа, который затем «доводится» до нужного качества на месте.

Например, обобщенные модели управления организации пожаротушения и специальной пожарной охраны, модель развития региональных центров могут быть конкретизированы и детализированы в разных регионах с учетом местных условий.

В силу этого возникает требование координации тематики курсов с реальными проблемами, имеющимися в профессиональной деятельности тех специалистов, которые проходят обучение в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России. Совместный выбор тематики осуществляется на основании анализа проблем, присутствующих в совокупном профессионально-личностном опыте аудитории, в сопоставлении с диагностическими данными об уровне квалификации специалистов МЧС России и их позиции по отношению к решению профессиональных проблем.

Так, например, нами была задана логика построения задания по педагогическому проектированию профессиональной подготовки специалистов МЧС России.

Задание было введено с помощью текстовой инструкции следующего содержания.

Сегодня вам предстоит создать групповой проект, цель которого - сформулировать и защитить идею профессиональной подготовки специалистов МЧС России.

Используйте информацию, полученную на лекциях и практических занятиях, и имеющийся собственный опыт организации профессиональной деятельности.

Определите:

- чему следует учить?;

- Что должен непреложно знать педагог XXI века и для чего?;

- Что нужно сделать нам вместе, чтобы улучшить качество образования?;

- Что следует изменить в управлении образованием XXI века? Что это даст?;

- Откуда брать для этого интеллектуальный ресурс? Как это сделать?

На публичную защиту вашего проекта в конце работы необходимо представить:

- план-презентацию, а также любые другие материалы, поясняющие вашу идею;

- тезисы пятиминутного комментария к нему (для этого можно использовать ответы на перечисленные вопросы, слайды и другие вспомогательные материалы).

В ходе обсуждения результатов представления концепции проекта предлагалось оценить по десятибалльной шкале реальность его воплощения, а также рассмотреть причины, которые могут помешать воплощению в жизнь проекта.

Таким образом, освоение общего подхода к педагогическому проектированию замысла (концепции) сочеталось с возможностью учета специфики каждого из подразделений МЧС России, представители которого занимались на курсах повышения квалификации.

Встреча с принципиально новой проблемой может по-разному отразиться на характере деятельности специалиста МЧС России.

Одни предпочитают уклониться от ее решения, предоставив это сделать другим. Другие на время прекращают деятельность, ожидая инструкций, методических указаний (готовых рецептов) извне. Третьи делают попытку начать решение проблемы самостоятельно, опираясь на имеющийся профессиональный опыт. Четвертые, понимая, что их внутренних ресурсов недостаточно, кооперируются с коллегами. Пятые пытаются приобрести новые знания и опыт, которые позволят им справиться с проблемой, то есть обращают преобразовательные усилия, прежде всего, на себя самих.

Для первых двух названных категорий необходимо предусматривать дополнительную психологическую и методическую инструментовку вступления в педагогический проект,

позволяющую снять барьер нерешительности, неверия в свои силы, отсутствия опыта действий в ситуации неопределенности и риска.

Например, это может быть знакомство с продуктами проектной деятельности их коллег или непосредственная встреча с авторами таких проектов, уже преодолевшими подобные трудности и демонстрирующими реальность использования проектного подхода в деятельности обычного педагога.

Таким образом, в условиях социально-экономических перемен прямое наследование и копирование социального опыта предшествующих поколений, ставка на пассивное усвоение профессиональных знаний и навыков, во многом оторванных от реальной действительности и подлинных, жизненных интересов и проблем специалистов МЧС России становится, во многом, бесполезной.

Сегодня необходимо повышать уровень «технологичности» профессиональной деятельности, услуг, жизни вообще как общемировой тенденции. Актуальной для каждого специалиста МЧС России становится задача повышения уровня «технологичности» жизнедеятельности и безопасности, обучения методам проектирования и реализации самых разнообразных программ, создания проектов, вплоть до создания и реализации индивидуальных программ жизнедеятельности безопасности. Именно в этот момент снова стали актуальными идеи об «обучении с помощью проектов».

Литература

1. Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. Краснодар, 2001.

2. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 288 с.

3. Масюкова Н.А. Проектирование в образовании. Минск, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.