Научная статья на тему 'Педагогическое проектирование в системе профессиональной подготовки специалистов МЧС России'

Педагогическое проектирование в системе профессиональной подготовки специалистов МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТНЫЙ ПРОДУКТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / PEDAGOGICAL DESIGNING / DESIGN PRODUCT / DESIGNING IN SYSTEM OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марихин С. В.

Показано, что одной из важных задач профессиональной подготовки становится обучение специалистов МЧС России проектированию своей деятельности и тех образовательных процессов, которые они в перспективе призваны организовывать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL DESIGNING IN SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING OF EXPERTS OF THE MINISTRY OF EMERGENCY MEASURES OF RUSSIA

It is shown that training of experts of the Ministry of Emergency Measures of Russia to designing of the activity and those educational processes which they in the long term urged to organize becomes one of the important problems of vocational training.

Текст научной работы на тему «Педагогическое проектирование в системе профессиональной подготовки специалистов МЧС России»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МЧС РОССИИ

С.В. Марихин, кандидат психологических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Показано, что одной из важных задач профессиональной подготовки становится обучение специалистов МЧС России проектированию своей деятельности и тех образовательных процессов, которые они в перспективе призваны организовывать.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, проектный продукт, проектирование в системе повышения квалификации

PEDAGOGICAL DESIGNING IN SYSTEM OF VOCATIONAL TRAINING OF EXPERTS OF THE MINISTRY OF EMERGENCY MEASURES OF RUSSIA

S.V. Marihin. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

It is shown that training of experts of the Ministry of Emergency Measures of Russia to designing of the activity and those educational processes which they in the long term urged to organize becomes one of the important problems of vocational training.

Key words: pedagogical designing, design product, designing in system of improvement of professional skill

Педагогическое проектирование профессиональной подготовки специалистов МЧС России продиктовано не только повседневными нуждами общества в повышении его качества, но и более глобальной социальной проблемой - привести состояние всех компонентов образовательных систем в соответствие с целями гуманизации и демократизации нашего общества.

Кардинальная перестройка целей, содержания, методов и технологий образования означает, что по масштабам своего влияния на личность процесс профессиональной подготовки специалистов МЧС России должен стать более действенным и конструктивным именно потому, что он затрагивает всех участников - и педагогов, и студентов. Решение задачи этого нового класса сложности динамизируется и требованием времени, которое как никогда чревато ускорением перемен.

Отсюда необходимость в утверждении нового подхода к развитию личности специалиста МЧС России в процессе обучения и воспитания.

Взаимодействие, сотрудничество, диалог - необходимость не только становления личности студента, но и развития преподавателя: без помощи нового поколения, без соразвития с ним он не реализуется как профессионал, как личность.

Общеизвестно, что личность формируется в деятельности. «Любая человеческая деятельность может быть рассмотрена как процесс решения проблем. Человек выступает как субъект деятельности в той мере, в какой он выступает и как субъект целеполагания, способный определять цели собственной деятельности, и как субъект целереализации, способный выбирать и эффективно использовать средства реализации целей» [1].

Чтобы лучше понять природу проектной деятельности, необходимо рассмотреть идеи, лежащие в основе педагогического проектирования как особого способа познания и преобразования действительности. Среди них основными являются:

- идея опережения (перспективы), заложенная в самом слове «проект»;

- идея пошаговости (постепенного, поэтапного приближения «потребного будущего»;

- идея совместимости (кооперации), объединения ресурсов и усилений в ходе проектирования;

- идея «разветвляющейся активности» участников по мере следования намеченному плану выполнения совместных действий [2].

Проектная деятельность носит ярко выраженный общественный характер. Это связано с социальной обусловленностью выбора проблематики проектов, использованием при проектировании сложных видов коммуникации, необходимостью самоопределится в общем с другими людьми предметном или профессиональном поле, получение социально значимого результата.

На наш взгляд, проектирование - обязательная часть профессионального обучения специалиста МЧС России. В качестве его продуктов хорошо известны учебные и технические проекты. В опыте вузовского обучения проектная деятельность используется в разных направлениях.

С одной стороны, традиционно (особенно в технических вузах) дипломное проектирование является обучающей и одновременно контролирующей формой организации подготовки специалиста. Создание курсового или дипломного проекта выступает в качестве результирующего акта, свидетельствующего о способности студента к самостоятельному созданию и публичному предъявлению профессионального продукта.

С другой стороны - проектирование все шире начинает применяться как особый вид педагогической деятельности, в том числе для решения задач гуманитаризации образования.

Целью технического проектирования на этапе профессионального обучения может быть не только создание нового объекта (инновационного продукта), но и придание ему нового, более высокого качества. Процесс проектирования в строительстве и архитектуре, как правило, требует:

- предварительных изысканий в данной области деятельности, науки или практики;

- создания эскизного (ориентировочного, на уровне общего представления) проекта;

- создания проектно-сметной и технической документации;

- организации и обеспечения самого процесса проектирования.

Очевидно, что для успешного выполнения этих операций необходима как профессиональная подготовка студента, так и решение целого ряда сугубо педагогических задач, связанных с развитием проектного типа мышления, формированием комплекса профессиональных умений и навыков, а также соответствующего профессионального отношения и волевых качеств личности.

Вузовское проектирование в системе технического образования глубоко проработано и подробно описано в специальной литературе. На наш взгляд, наибольший интерес представляет применение педагогического проектирования в системе профессиональной подготовки специалистов МЧС России.

Практика показывает, что проектирование становится одним из действенных способов формирования исходных профессиональных установок. Одним из примеров учебного проекта, выполненного студентами-психологами пятого курса (специализация «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»), являлось создание ряда фильмов, презентаций, фотопрезентаций по предметам обучения. Общий проектный замысел заключался в том, чтобы крупным планом представить людей разных возрастов, показав специфику и значимость каждого периода жизни.

В ходе проекта многие студенты приобрели новые для себя практические навыки: фотографирования, оформления фотографий, работы по монтажу звукозаписи. Но более важным педагогическим результатом реализации проекта можно считать появление и закрепление ценностной установки на «лицо человека», на личность; деятельностное проявление каждым студентом интереса к человеку в контексте его будущей профессии.

Одной из важных задач профессиональной подготовки специалистов МЧС России становится обучение их проектированию своей деятельности и тех образовательных процессов, которые они в перспективе призваны организовывать. Для этого предварительно необходимо сформировать целостные теоретические представления о сущности и структуре процессов и видов профессиональной деятельности, о механизмах их формирования и критериях оценки, «правильности», продуктивности.

В этом случае, по нашему мнению, у студентов появляется возможность для рефлексивного отношения к своим действиям, их нормирования, коррекции. Это позволяет впоследствии быстро адаптироваться к реальным условиям профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях, а также включаться в инновационную деятельность.

Так, например, в рамках профессиональной подготовки психологов к первому выходу на практику студентам было предложено в проектном режиме самостоятельно составить программу предстоящей работы с учетом своих индивидуальных особенностей и актуальной готовности к встрече с незнакомыми людьми и педагогическим коллективом.

Логика проектной деятельности предполагала первоначальную самодиагностику с использованием методик, освоенных ранее на практических занятиях и направленную на выявление своих сильных и слабых профессионально-личностных сторон, анализ обратной связи по оценке своей готовности со стороны товарищей по группе и преподавателей.

Далее, на основании полученных данных, был осуществлен индивидуальный прогноз наиболее вероятных трудностей, которые у каждого оказались своими. Вместе с тем у некоторых студентов-психологов обнаружились схожие проблемы, в связи, с чем целесообразным оказалось формирование проблемно-целевых групп, получивших задание составить программу прохождения практики, которая отвечала бы следующим требованиям:

- максимально способствовала бы созданию текущих ситуаций, где студент мог научиться преодолевать возможные для него профессиональные трудности;

- обеспечивала бы опыт успешной деятельности, опирающейся на имеющиеся у него сильные стороны;

- содержала бы рекомендации по выбору возраста, категорий, характерологических особенностей людей, с которыми более продуктивно было бы взаимодействовать в ходе учебной практики, а также предпочтений в индивидуальной или групповой форме прохождения практики.

Параллельно силами преподавателей для студентов была организована серия занятий, тренингов, консультаций, помогающих снять некоторые из зафиксированных ими проблем до начала выхода на практику.

На наш взгляд, непосредственное участие обучаемых в педагогическом проектировании становится формой приобретения соответствующих знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений. Причем, чем разнообразнее в содержательном, функционально-ролевом плане опыт проектной деятельности, тем интенсивнее идет формирование проектных способностей.

Обучение специалистов МЧС России педагогическому проектированию может осуществляться в нескольких основных направлениях. Оно включает:

- развитие соответствующих личностных и групповых свойств субъекта проектирования в различных ситуациях, не обязательно связанных с проектированием;

- обучение взаимодействию с различными информационными потоками и носителями информации;

- освоение способов нормирования профессиональной деятельности в проекте;

- непосредственное формирование опыта осуществления проектной деятельности, включая все необходимые процедуры;

- обучение приемам рефлексии по поводу этого опыта;

- обучение культурной коммуникации.

Кроме всего, обязательной составляющей педагогического проектирования в системе профессиональной подготовки специалистов МЧС России является глубинная работа со

специальной терминологией, касающейся как непосредственно предметной области проектирования, так и описания проектных процедур, которые будут использоваться в совместной работе. Помимо развития индивидуальной проектной культуры это способствует освоению нового пласта теоретико-методологических знаний, а значит, повышению осмысленности своей деятельности. Так, обучаемые должны четко представлять, что такое проект, концепция, модель, рефлексия, коммуникация, презентация и др. Это позволит нормировать не только совместную деятельность, но и систему делового общения. Разработке и освоению словаря (тезауруса) проекта целесообразно уделить отдельное время. Одним из приемов, помогающих более глубоко проникнуть в содержание и смысл необходимой для работы профессиональной лексики, является составление разного рода структурно-логических схем категорий и понятий.

Таким образом, с психолого-педагогической точки зрения уже на начальном этапе педагогического проектирования профессиональной подготовки для каждого ее участника очень важно обнаружить и пережить перспективу подлинной возможности и способности своими усилиями улучшить окружающий мир. Поэтому трудно переоценить значение педагогической помощи в процессе создания и удержания образа будущего в системе профессиональной подготовки специалистов МЧС России.

Этот образ функционально многообразен и впоследствии оказывается в рамках проекта тесно связанным с прогнозом, целью, стимулом, ориентирами, критериями, нормативами, многими другими действиями и процедурами.

Литература

1. Лебедев О.Е. Цели школьного образования // Российская школа: время перемен. СПб., 2000. С. 23.

2. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособ. для учеб. заведений. М.: Центр «Академия», 2008. С. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.