Научная статья на тему 'Проектирование учебной программы «Основы социального образования» в контексте реализации ФГОС ВПО'

Проектирование учебной программы «Основы социального образования» в контексте реализации ФГОС ВПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ / ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CURRICULUM / SOCIAL EDUCATION / CONTENTS / AIMS OF STUDYING / TEACHING METHODS / ASPECTS OF WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авчинникова С. О.

Предлагается один из подходов к разработке учебной программы по дисциплине «основы социального образования», введенной в базовую часть профессионального цикла программы подготовки бакалавров социальной работы на основании ФГОС ВПО по направлению «социальная работа», который отражает авторское видение проблематики и методики преподавания дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Planning of the curriculum “Principles of social education” in the context of realization of the federal state educational standard of higher professional education

It is offered one of the approaches to the working out of the curriculum on the discipline “Principles of social education”, introduced into the basis part of the professional programme for the training of social work bachelors on the basis of federal state educational standard of higher professional education in the direction “social work”. The approach reflects the author’ s vision of the problem and teaching methodic of this discipline.

Текст научной работы на тему «Проектирование учебной программы «Основы социального образования» в контексте реализации ФГОС ВПО»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 368.4:378

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВПО

С О. Авчинникова

Предлагается один из подходов к разработке учебной программы по дисциплине «основы социального образования», введенной в базовую часть профессионального цикла программы подготовки бакалавров социальной работы на основании ФГОС ВПО по направлению «социальная работа», который отражает авторское видение проблематики и методики преподавания дисциплины.

Ключевые слова: программа дисциплины, социальное образование, содержание, цели изучения, методы обучения, виды деятельности.

Учебный модуль «основы социального образования» является новым содержательным компонентом базовой части профессионального цикла программы профессиональной подготовки бакалавров в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 040400 - «социальная работа». Отсутствие типовой образовательной программы и каких-либо изданных и апробированных в российских университетах учебников и учебных пособий по названному курсу, а также значение дисциплины в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста социальной сферы располагают к необходимости широкого обсуждения теоретических и методических основ ее преподавания.

Место дисциплины в учебном плане, ее связь с другими дисциплинами. Появление в содержании подготовки названной дисциплины является проекцией общемировых глобализационных процессов, изменившихся антропологических оснований образования с человека знающего на человека компетентного и нового философско-социологического видения феномена социального образования в обществе.

Преподавание дисциплины призвано содействовать полноценному пониманию логики процесса институционализации социальной работы, включающего в себя, наряду с институционализаци-ей практики и области познания, оформление школ социальной работы, в которых формируется специфическое образовательное пространство, и уже на этой основе происходит становление социальной работы как международной профессии, аккумулирующей мультикультурную идеологию, базовые профессиональные гуманистические ценности.

Особая роль этого курса состоит в том, что он способствует методологическому самоопределению, развитию способности к ретроспективному анализу и футуристическому мышлению будущего профессионала, выступает связующим звеном с другими дисциплинами, изучаемыми бакалаврами («теория социальной работы», «культурология», «технология социальной работы», «социальная педагогика»). Дисциплина может рассматриваться также в качестве мостика между общим социальным образованием (допрофессиональная подготовка, включающая освоение практических основ социального функционирования и представление о профессиональной социальной сфере) и собственно профессиональным социальным образованием; выполняет одновременно мотивационную и когнитивную функцию при освоении образовательной программы по социальной работе.

Специфика целей преподавания курса бакалаврам социальной работы. По мнению автора, цель преподавания дисциплины состоит в том, чтобы сформировать представление о системе социального образования с учетом современного философско-социологического видения его сущности, миссии и функций в социокультурном развитии общества и человека; общемировых и общеевропейских тенденцией реформирования образовательной сферы и реализации национальной стратегии социальной защиты населения. Задачи изучения дисциплины включают следующее:

-проследить эволюцию системы социального образования и выявить особенности ее функционирования в различных социально-исторических и социокультурных условиях;

-охарактеризовать структуру отечественной системы социального образования, уровень развития и функционирования ее компонентов;

-проанализировать ведущие тенденции реформирования образования в области социальной работы на международном и национальном уровне;

-раскрыть подходы к определению эффективности социального образования и обеспечению его качества;

-показать возможности непрерывного личностно-профессионального совершенствования специалиста социальной работы на различных ступенях социального образования.

Освоение дисциплины сопряжено с формированием пяти общекультурных и четырех профессиональных компетенций.

Современные подходы к проблематике дисциплины. Мы полагаем, что преподавание дисциплины должно выстраиваться на фундаменте методологических, теоретических и методических изысканий по проблемам социального образования, осуществленных представителями ведущих научных школ: В.И. Жуковым [1], В.А. Никитиным [2], С.И. Григорьевым, Л.Г. Гусляковой [3], Л.И. Старовойтовой [4], Б.Д. Бес-парточным [5] и др., благодаря усилиям которых социальное образование репрезентируется как система, включающая подготовку и переподготовку специалистов в области социальных наук; обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание; подготовку и переподготовку специалистов для учреждений социальной сферы и управления; социальное просвещение, воспитание широких масс населения, формирование у них умения взаимодействовать в социуме в рамках определенного социально-исторического пространства и времени; формирование, воспроизводство определенного менталитета, систем социокультурных принципов, смысложизненных ориентаций, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни народа того или иного государства, нации, человеческой общности.

Существенное внимание в процессе преподавания мы уделяем сопоставлению различных подходов к определению сущности, значения, функций, целей, задач, принципов видов и уровней социального образования; в качестве базового структурообразующего компонента рассматриваем профессиональное социальное образование. С учетом динамичных изменений в обществе и социальной сфере в проблематике курса актуализируются вопросы определения стратегий и тенденций развития социального образования. Анализ научных публикаций, материалов конференций, фундаментальных исследований в обозначенной области позволяет выделить и охарактеризовать в качестве стратегических направлений развития социального образования: универсализацию, свободу выбора, инновационное изменение среды и региональной инфраструктуры, участие в становлении гражданского общества [6]. Осмысление студентами основных тенденций развития социального образования: влияние зарубежного опыта теоретической и практической профессиональной подготовки специалистов социальной работы, преемственность и инновационность образовательных стандартов в области социальной работы, обеспечивающих единство образовательного пространства; многоступенчасть и непрерывность профессиональной подготовки, углубление и расширение специализаций, регионализация и др., - позволит им увереннее ориентироваться в сложных процессах становления и реформирования института социальной работы, а также непосредственно участвовать в поиске путей оптимизации социального образования, посредством выбора наилучшего варианта плана деятельности, содержания, методов, средств обучения и воспитания для себя.

К ведущим идеям содержания дисциплины можно отнести: системность феномена «социальное образование»; культуроцентричность основ обеспечения его качества; аксиологическая и антропологическая детерминированность социального образования; праксеологический характер социального образования.

Особенности реализуемых видов деятельности. Освоение дисциплины, в соответствии с ФГОС, осуществляется через непосредственное включение студентов в основные виды будущей профессиональной деятельности: социально-технологическую, организационно-управленческую, исследовательскую, социально-проектную. Педагогическая инструментировка указанных видов деятельности должна обеспечить решение студентами учебных задач разного типа, а именно: направленных на познание и овладение теоретическими основами технологических процессов обучения и воспитания в образовательных учреждениях, в коллективах социальной защиты населения; связанных со стимулированием мотивации профессионального развития; ориентированных на перевод информации в знания и умения посредством самостоятельного управления этим процессом; увязанных с анализом специфики социокультурного пространства, инфраструктуры социального образования как факторов обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп и др.

Особенности педагогического взаимодействия и отбора методов обучения. В преподавании дисциплины, согласно требованиям ФГОС ВПО, занятия с использованием интерактивных методов должны составлять не менее 50 % от объема аудиторного времени. Вместе с тем лекционная форма организации учебной деятельности, обеспечивающая систематизацию научных знаний, ориентацию студентов в генезисе научных идей и понятий, разъяснение трудно осмысливаемых абстракций, сохраняет свою актуальность. Представляется целесообразным проведение лекций по таким проблемам курса, как «Социальное образование в контексте глобализации и постреформенной модернизации в России XXI века»; «Социальное образование за рубежом: достижения и проблемы»; Социальное образование в России: исторические этапы становления и развития; «Теоретические и методические аспекты качества социального образования»; «Проблемы и перспективы развития современного социального образования». Вариативность лекций (аналитические, повествовательные, проблемные, лекции-презентации) позволит учесть специфику тем, дидактические задачи отдельных этапов обу-

чения, профессиональный контекст деятельности.

Предпочтение диалогических методов обусловливает проведение семинаров как дискуссий в различных вариациях: на основе микрогрупповых сценариев по теме «Социальное образование как научный феномен и его роль в современном обществе; «преподаватель против студентов», «студенты против преподавателя» по теме «Преемственность и новации в содержании подготовки социальных работников», и др., семинары-исследования по теме «Эффективность и оценка качества социального образования». Как связующее звено между лекционным материалом и семинаром, для глубокого, критического осмысления студентами существующих в практике подходов и методологического самоопределения в них используются кейсы-изложения, кейсы-иллюстрации, кейсы со структурированными вопросами.

Организация самостоятельной работы студентов должна предусматривать не только подготовку к семинарским занятиям, к итоговой аттестации по дисциплине, но и самостоятельное изучение отдельных тем, не включенных в аудиторное обсуждение, например «Социальное мышление как критерий качества социального образования»; «Универсализация и регионализация в социальном образовании»; «Глобальные образовательные стандарты в области подготовки социальных работников: проблема принятия и реализации» и др.

Самостоятельная работа призвана активизировать воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В этой связи разработку заданий для самостоятельной работы следует осуществлять с учетом трех уровней сложности. Задания тренировочного уровня выполняются по образцу, предполагают закрепление знаний, формирование умений и навыков и представляют собой решение задач, заполнение таблиц, схем и т.д. Например, предлагается заполнить таблицу «Инструментарий оценки качества социального образования», имеющую три колонки: критерии качества социального образования, показатели критерия, подходы к измерению и методики оценки. Аналогичным является задание нарисовать схему, отражающую многоуровневый характер системы социального образования и его виды. Задания для самостоятельной работы реконструктивного уровня предполагают составление библиографий, тезисов, аннотирование, поиск решений, написание рефератов. Третий уровень сложности - творческий, где самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации, выбора средств и методов решения учебно-исследовательского задания. Здесь, например, студентам предлагается принять участие в обсуждении Концепции развития социального образования до 2020 года и высказать свои замечания и рекомендации [7].

Существенным моментом подготовки специалистов социальной сферы является формирование позитивной интерпретации мира и себя в мире как субъекта познания и деятельности. Механизмом развития личности специалиста при этом становится синтезирующая рефлексия, а основным процессом личностного развития - трансляция смысловых образований личности [8, с. 204]. Отсюда ключевая роль в методическом обеспечении дисциплины отводится приемам развития личностной и профессиональной рефлексии: «Плюс-Минус-Интересно», «Знаю-Хочу узнать-Узнал». В завершении семинарских занятий студентам предлагаются вопросы и задания на развитие рефлексии процесса, результата, прогноза, типа: «Опишите свои затруднения при изучении данной темы», «Какие изменения произошли в понимании учебного материала после изучения темы, раздела», «Какие пробелы (дефицит) в знаниях Вам удалось выявить при выполнении задания».

Ввиду значительного обучающего и личностно-развивающего потенциала игровых методов при изучении дисциплины могут использоваться дидактические игры: домино, переводчик, интеллектуальный футбол, а также ролевые интерактивные игры.

В процессе преподавания дисциплины необходимо обращаться к методам, позволяющим выразить собственное отношение студентов к изучаемым проблемам, показать не только знание материала, но и проявить собственные чувства, переживания, личную позицию. Такие возможности содержат проблемные диалоги, индивидуальные и групповые эссе, сочинения. В частности, студентам предлагается написать эссе «Диалог с автором статьи «Миссия социального образования» В.Н. Ярской-Смирновой [9].

Внедрение элементов коллективно распределенной учебной деятельности студентов в преподавание дисциплины способствует росту социальной активности, ответственной позиции в обучении, позволяет добиться высокого уровня присвоения профессионального знания и значительно расширить репертуар коммуникативных умений. В ходе изучения дисциплины реализуются следующие приемы организации коллективной деятельности студентов: взаимообучение студентов в статической паре; микропроектирование, работа в микрогруппе, групповые презентации.

Таким образом, при проектировании учебной программы по дисциплине «основы социального образования» мы видим задачу преподавателя в том, чтобы посредством тщательного отбора содержания и методического обеспечения в максимальной степени реализовать методологический, мировоззренческий, инстументально-технологический потенциал нового компонента социального зна-

ния, востребованного в условиях подготовки современных специалистов.

It is offered one of the approaches to the working out of the curriculum on the discipline "Principles of social education", introduced into the basis part of the professional programme for the training of social work bachelors on the basis of federal state educational standard of higher professional education in the direction "social work". The approach reflects the author' s vision of the problem and teaching methodic of this discipline.

The key words: curriculum, social education, contents, aims of studying, teaching methods, aspects of work.

Список литературы

1. Жуков В.И.Философия, социология и практика современного социального образования: контекст глобализации и постреформенной модернизации в России XXI века / Социальное образование России XXI века: традиции и вызовы времени, достижения и проблемы. Социальная работа и подготовка социальных работников новое время (Сборник научных статей и учебно-методических материалов ученых, преподавателей и практиков стран европейской социокультурной традиции). М, 2006. С.11-34.

2. Никитин В.А. Проблемы теории и образования в области социальной работы. М., 1999. 98с.

3. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Концептуальные основы социального образования в современном российском обществе. Барнаул, 2002. 57с.

4. Старовойтова Л.И. Современная модель непрерывного профессионального социального образования: монография. М.: РГСУ, 2009. 142с.

5. Беспарточный Б.Д. Институализация социального образования в России: региональные особенности: монография. М.: РГСУ «Союз», 2007. 302с.

6. Котова Л.Б. Социальное образование как значимый фактор общественного развития [электронный ресурс]. Режим доступа: visnyk-psp.kpi.ua>uk/2010-4-1/10 4(8) 11.pdf (дата обращения 10.02.2012)

7. Концепция развития современного социального образования в Российской Федерации до 2020 года (Под редакцией ректора РГСУ, члена-корреспондента РАН, д-ра исторических наук, профессора Жукова В.И.) // Модернизация российского общества и социальное образование (Материалы Y Всероссийского социально-педагогического конгресса, г. Москва, 6-7июня 2005 г.) Под общей ред. чл.-кор. РАН В.И. Жукова. М.: РИЦ «Эрика», 2005. 25С.

8. Черникова Т.В. Психолого-педагогические основания профессионального развития специалистов образования и социальной работы: дис. ... д-ра психол. наук. М, 2005. 388 с.

9. Ярская-Смирнова В.Н. Миссия социального образования // Ученые записки РГСУ. 2007. №4. С. 28-36

Об авторе

Авчинникова С. О.- профессор кафедры педагогики и физического воспитания Смоленского гуманитарного университета, доктор педагогических наук, доцент, avsh73@mail.ru

УДК 372.862

ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ КОМПАС НА УРОКЕ ЧЕРЧЕНИЯ)

А.И. Артюхов

Нами была рассмотрена возможность интеграции виртуальных и материальных дидактических средств. Предложено чередование выполнения чертежей на бумаге и работой в системе Компас. Компьютер рассматривается как инструмент для выполнения чертежей и 3D-моделей, дающий большой положительный эффект.

Ключевые слова: Чертежи, система Компас, черчение, интеграция

Обилие различной информации, необходимость ее быстрой и безошибочной обработки, требует постоянного развития информационных технологий и применения компьютеров. Не составляет исключения и учебный процесс в образовательных учреждениях. Новые технологии обладают широчайшим спектром возможностей, которые позволяют сделать учебный процесс более совершенным и вывести его на качественно новый уровень.

Одним из перспективных путей инноватики в образовательном пространстве современной российской школы является использование компьютерной графики. Работая с подобным программным обеспечением, обучающийся усваивает необходимые для работы в области графической деятельности знания и навыки. Выпускники школ хорошо разбираются в способах, методах, правилах отображения и преобразования информации, знают о возможностях применения полученных знаний на практике. Таким образом, с помощью интеграции в учебном процессе компьютерного черчения и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.