Научная статья на тему 'Внедрение интеграционных методов в образовательном процессе (на примере использования системы Компас на уроке черчения)'

Внедрение интеграционных методов в образовательном процессе (на примере использования системы Компас на уроке черчения) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕРТЕЖИ / СИСТЕМА КОМПАС / ЧЕРЧЕНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / DRAWING / THE COMPAS / DRAWING LESSON / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артюхов А. И.

Нами была рассмотрена возможность интеграции виртуальных и материальных дидактических средств. Предложено чередование выполнения чертежей на бумаге и работой в системе Компас. Компьютер рассматривается как инструмент для выполнения чертежей и 3D-моделей, дающий большой положительный эффект

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF INTEGRATION METHODS IN EDUCATIONAL PROCESS (ON THE EXAMPLE OF USE OF SYSTEM THE COMPASS AT THE PLOTTING LESSON)

We had researched the potentiality of integration of virtual and material didactic tools. We had proposed the alternation of drawing on paper and work in the Compas. The computer is considered as a tool for creating drawings and 3d-models, which is giving a large positive effect

Текст научной работы на тему «Внедрение интеграционных методов в образовательном процессе (на примере использования системы Компас на уроке черчения)»

ния, востребованного в условиях подготовки современных специалистов.

It is offered one of the approaches to the working out of the curriculum on the discipline "Principles of social education", introduced into the basis part of the professional programme for the training of social work bachelors on the basis of federal state educational standard of higher professional education in the direction "social work". The approach reflects the author' s vision of the problem and teaching methodic of this discipline.

The key words: curriculum, social education, contents, aims of studying, teaching methods, aspects of work.

Список литературы

1. Жуков В.И.Философия, социология и практика современного социального образования: контекст глобализации и постреформенной модернизации в России XXI века / Социальное образование России XXI века: традиции и вызовы времени, достижения и проблемы. Социальная работа и подготовка социальных работников новое время (Сборник научных статей и учебно-методических материалов ученых, преподавателей и практиков стран европейской социокультурной традиции). М, 2006. С.11-34.

2. Никитин В.А. Проблемы теории и образования в области социальной работы. М., 1999. 98с.

3. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Концептуальные основы социального образования в современном российском обществе. Барнаул, 2002. 57с.

4. Старовойтова Л.И. Современная модель непрерывного профессионального социального образования: монография. М.: РГСУ, 2009. 142с.

5. Беспарточный Б.Д. Институализация социального образования в России: региональные особенности: монография. М.: РГСУ «Союз», 2007. 302с.

6. Котова Л.Б. Социальное образование как значимый фактор общественного развития [электронный ресурс]. Режим доступа: visnyk-psp.kpi.ua>uk/2010-4-1/10 4(8) 11.pdf (дата обращения 10.02.2012)

7. Концепция развития современного социального образования в Российской Федерации до 2020 года (Под редакцией ректора РГСУ, члена-корреспондента РАН, д-ра исторических наук, профессора Жукова В.И.) // Модернизация российского общества и социальное образование (Материалы Y Всероссийского социально-педагогического конгресса, г. Москва, 6-7июня 2005 г.) Под общей ред. чл.-кор. РАН В.И. Жукова. М.: РИЦ «Эрика», 2005. 25С.

8. Черникова Т.В. Психолого-педагогические основания профессионального развития специалистов образования и социальной работы: дис. ... д-ра психол. наук. М, 2005. 388 с.

9. Ярская-Смирнова В.Н. Миссия социального образования // Ученые записки РГСУ. 2007. №4. С. 28-36

Об авторе

Авчинникова С. О.- профессор кафедры педагогики и физического воспитания Смоленского гуманитарного университета, доктор педагогических наук, доцент, avsh73@mail.ru

УДК 372.862

ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ КОМПАС НА УРОКЕ ЧЕРЧЕНИЯ)

А.И. Артюхов

Нами была рассмотрена возможность интеграции виртуальных и материальных дидактических средств. Предложено чередование выполнения чертежей на бумаге и работой в системе Компас. Компьютер рассматривается как инструмент для выполнения чертежей и 3D-моделей, дающий большой положительный эффект.

Ключевые слова: Чертежи, система Компас, черчение, интеграция

Обилие различной информации, необходимость ее быстрой и безошибочной обработки, требует постоянного развития информационных технологий и применения компьютеров. Не составляет исключения и учебный процесс в образовательных учреждениях. Новые технологии обладают широчайшим спектром возможностей, которые позволяют сделать учебный процесс более совершенным и вывести его на качественно новый уровень.

Одним из перспективных путей инноватики в образовательном пространстве современной российской школы является использование компьютерной графики. Работая с подобным программным обеспечением, обучающийся усваивает необходимые для работы в области графической деятельности знания и навыки. Выпускники школ хорошо разбираются в способах, методах, правилах отображения и преобразования информации, знают о возможностях применения полученных знаний на практике. Таким образом, с помощью интеграции в учебном процессе компьютерного черчения и

48

Вестник Брянского госуниверситета. №1 (2)(2012)

черчения на бумаге современное общество получит выпускника, не просто владеющего какими-либо знаниями в области графики, а способного успешно применять их не только для адаптации в обществе, но и для активного участия в творческой и репродуктивной деятельности. Активное применение компьютеров привело к появлению специальных программ, которые максимально автоматизируют проектно-конструкторские работы. Системы автоматизированного проектирования (САПР) наряду с компьютерами стали неотъемлемой частью любого предприятия, занимающегося проектированием. Во многом это связано с тем, что использование компьютерных технологий вместо ручных позволяет на порядок сократить материальные, временные и человеческие ресурсы.

На данный момент в образовании существует тенденция к стиранию границ между отдельными дисциплинами. Междисциплинарный подход всё шире внедряется в образовательный процесс. Каждая школа встаёт перед проблемой поиска таких методов и технических средств обучения, которые бы позволили осуществить необходимые трансформации в кратчайшие сроки. Использование компьютерных технологий является основным и наиболее эффективным способом достижения этой цели [1, с.23].

По нашему мнению, основной формой обучения основным навыкам компьютерной графики должны стать уроки черчения. Сама структура урока является наиболее удобной для организации познавательной деятельности, обучающиеся получают чёткую структурированную систему знаний. Особое место на уроках следует уделить различным видам наглядных материалов (деталей, моделей, рисунков, чертежей, учебных таблиц, компьютер, разные графические программы для выполнения чертежей и др.).

Важной задачей на современном уроке черчения является такая организация занятия, при которой каждый ученик смог бы активно участвовать в решении задач, сформулированных учителем. Уроки черчения не должны быть стандартными, учитель должен выявить наиболее гибкие методы и приёмы обучения навыкам графической деятельности [4, с.58].

Сегодня в сфере создания компьютерной графики можно заметить очень широкий набор программных продуктов различных фирм и производителей: простейщий Paint, 3D Studio MAX, PhotoShop, Corel Draw, ArchiCAD, КОМПАС Аскон.

В учебном процессе для выполнения чертежей нами применяется система Компас. Система автоматизированного проектирования Компас сейчас широко распространена, она применяется в архитектуре, машиностроении, строительстве и множестве других областей, связанных с проектированием. Данное программное обеспечение - не просто очередной графический редактор, это целый комплекс автоматизированных систем для решения широкого круга задач проектировании и конструирования, которая позволяет создавать, редактировать и выдавать на принтер как обычные чертежи и графики, так и 3D-модели деталей и прочие подобные изображения.

КОМПАС был разработан специалистами российской компании АО «АСКОН». Разработчики программы много лет работали на различных оборонных предприятиях. С 1989 г. все программные продукты АО «АСКОН» стали выпускаться под названием КОМПАС. В 1991 г. компанией был разработан чертёжно-графический редактор КОМПАС 4.0. Ядром системы является интерактивная графическая система КОМПАС-ГРАФИК [2, с.36].

На уроках черчения выполнение чертежей на бумаге должно чередоваться с созданием чертежей в системе КОМПАС. Базовые сведения по правилам выполнения чертежей даются в форме семинаров и лекций. После изучения теоретического материала ученики выполняют чертежи в системе Компас. Перед этим проводится краткий инструктаж по работе в данной системе. Использование обычной формы урока с интеграцией в неё компьютерной технологии позволяет сделать урок более содержательным и живым, что является основой для более эффективного усвоения материала. Нами были подготовлены рекомендации и дидактические комплексы для подготовки и ведения уроков черчения. Все наглядные изображения и чертежи были выполнены в программе КОМПАС. Каждое задание сопровождается примером выполнения, поэтому любой учитель или ученик, следуя нашим указаниям, смогут самостоятельно выполнить эти задания. Система КОМПАС позволяет учителю сделать процесс создания чертежей менее утомительным для ученика, при этом качество самих графических работ по качеству будут выигрывать у обычных чертежей.

Программа имеет простой интерфейс, что позволяет с первых же занятий освоить систему и перейти к практике. Любое действие или запрос выдаются в понятном виде, непонятные действия всегда сопровождаются подробными комментариями.

Чертежи, выполняемые на компьютере, обладают рядом преимуществ. Так, такие чертежи являются более точными, их быстрее создать, они более аккуратны, а также их возможно многократно воспроизводить. В системе Компас некоторые повторяющиеся операции выполняются в полуавтоматическом режиме в соответствии с требованиями ЕСКД: нанесение размеров, сопряжения, штриховка, изображение резьбы и т.д. [3, с.76].

Правильное планирование уроков является основной задачей учителя, так как знания и умения учащихся и эффективное их усвоение напрямую зависят от совершенства методики проведения уроков.

Так или иначе, традиционные методы построения чертежей никогда полностью не исчезнут. Однако преподавание только «бумажными» методами продолжать нельзя - это прошлый век, как говорят многие. Мы предлагаем интеграцию виртуальных и материальных дидактических средств. С развитием системы САПР потребность в профессиональных чертёжниках и конструкторах никогда не исчезнет или сократится. Работа с компьютером предполагает, что конструктор владеет техникой чертёжных работ, знает основные правила их оформления, а также обладает комбинационным мышлением и чувством пространственных форм.

Компьютер рассматривается как совершенный инструмент чертёжника и конструктора, который обеспечивает современный уровень подготовки производственной графической документации, ее хранение, передачу и размножение.

Важной задачей современного образования является интеграция компьютерных технологий и формирование умений и навыков работы с наиболее распространёнными программами. Компьютерные технологии способны сделать преподавание традиционных хорошо обеспеченных методически школьных дисциплин более эффективным. Важной задачей для учителя становится выбор наиболее продуктивных компьютерных программ, которые можно интегрировать в образовательный процесс. Компьютерные технологии позволяют по-новому реализовать межпредметные и интеграционные связи в преподавании. При использовании компьютера на уроках черчения, у учащихся повышается интерес к предмету и познавательная активность.

We had researched the potentiality of integration of virtual and material didactic tools. We had proposed the alternation of drawing on paper and work in the Compas. The computer is considered as a tool for creating drawings and 3d-models, which is giving a large positive effect.

The key words: drawing, the Compas, drawing lesson, integration

Список литературы

1. Богуславский, А.А. Программно-методический комплекс №6. Школьная система автоматизированного проектирования. Пособие для учителя. [Текст] / А.А. Богуславский. М.: КУДИЦ, 1995. 68 с.

2. Богуславский, А. А. КОМПАС-SD v. 5.11-8.0: практикум для начинающих [Текст] / А.А.Богуславский, Т.М. Третьяк, А.А. Фарафонов. М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2006. 272 с.

3. Герасимов, А. А. Самоучитель КОМПАС-SD V12 [Текст] / А. Герасимов. Санкт-Петербург : БХВ-Петербург, 2011. 464 с.

4. Павлова, А.А. Технология. Черчение и графика. 8-9 классы : учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / А. А. Павлова, Е. И. Корзинова. 2-е изд. / стер. Москва: Мнемозина, 2009. 263 с.

Об авторе

Артюхов А.И.- аспирант Московского педагогического государственного университета, 2317275@mail.ru

УДК- 372.862

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ССУЗА

Н.А. Асташова, Л.А. Хроленок

В статье рассматриваются особенности инновационной деятельности преподавателей в контексте использования интерактивных образовательных технологий. Выявлены причины внедрения преподавателями ссузов современных образовательных технологий и условия их эффективного применения.

Ключевые слова: инновационная деятельность, интерактивные технологии, интерактивное обучение.

Инновационная деятельность преподавателя ссуза - это процесс, который предполагает использование прогрессивных новшеств, оригинальных дидактических и воспитательных технологий, являющихся новыми для организации педагогического процесса и, тем самым, выступающими важнейшим фактором в развитии всей образовательной системы.

Проводимое нами исследование позволило выявить различные подходы к рассмотрению сущности инновационной деятельности. Например, Н.И.Лапин предлагает определить понятие «нововве-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.