Научная статья на тему 'Проектирование современного урока в контексте федеральных стандартов второго поколения'

Проектирование современного урока в контексте федеральных стандартов второго поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ / РАБОТА ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ УРОКА / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА / PHILOLOGY EDUCATION AT SCHOOL / THE WORK ON NEW STANDARDS / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT / DESIGNING EDUCATIONAL CONTENT / MODELING LESSON / UNIVERSAL TRAINING ACTIONS / TECHNOLOGY MAP OF THE LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левитская Надежда Андреевна

Уже в сентябре нового учебного года учителя средней школы начнут осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с новыми стандартами. Это потребует от них перестройки привычной системы преподавания. Кафедрой филологии Академии социального управления ДПО разработаны некоторые рекомендации в решении проблемы проектирования урока в условиях реализации ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левитская Надежда Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern lesson designing in the context of Federal second generation standards

By September of new academic year the teachers of secondary school will begin to realize educational activity in accordance with new standards. It will demand to reconstruct the ordinary system of teaching. Some recommendations of projecting lesson, in the terms of Federal State Educational Standard, were developed by Philology Department, Academy of Social Management.

Текст научной работы на тему «Проектирование современного урока в контексте федеральных стандартов второго поколения»

#

Проектирование современного урока в контексте федеральных стандартов второго поколения

Надежда Андреевна Левитская,

заведующая кафедрой филологии Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Академия социального управления», кандидат педагогических наук

• филологическое образование в школе • работа по новым стандартам • духовно-нравственное развитие • проектирование содержания образования • моделирование урока • универсальные учебные действия • технологическая карта урока •

Потребность в новых, более эффективных формах школьного образования продиктована новой техногенной цивилизационной моделью общества. Деятельность современной образовательной системы направлена на создание условий для самоопределения и социализации учащихся на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей. Для реализации этой цели следует использовать образовательный и воспитательный ресурсы учебных дисциплин, в особенности филологии, которая изучает культуру человечества через анализ письменных текстов. Глубоко национальная, филология вместе с тем, по словам академика Д.С. Лихачёва, «опирается на любовь к словесной культуре всех языков, на полную терпимость, уважение и интерес ко всем словесным культурам».

В контексте общего среднего образования в духовно-нравственном развитии личности роль учебных дисциплин «Русский язык» и «Литература» осуществляется в русле трёх направлений: воспитательного потенциала учебного предмета, введения вариативного образования, проведения внеклассной работы.

Положения современной концепции образования, изложенные в основополагающих документах Правительства Российской Фе-

дерации, диктуют модернизацию образования, основанную на педагогическом проектировании.

Проектирование предполагает предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности учащихся и учителя. В процесссе педагогического моделирования разрабатываются обобщённые образцы, которые в дальнейшем детализируются в процессе педагогического конструирования.

Педагогическое проектирование отталкивается от педагогической теории и реализуется в педагогической практике. Основой современной парадигмы образования в соответствии со стандартами является сис-темно-деятельностный подход, позволяющий использовать на практике новые педагогические методы, приёмы, средства обучения.

Системно-деятельностный подход диктует ориентацию на системность, т.е. совокупность и взаимосвязь всех элементов. Деятельность включает мотивацию, цель, действия, операции и результат. Этот поход даёт возможность создать основные психологические условия и механизмы усвоения знаний, структурирует учебную деятельность. Целью школьного образования ста-

28

новится умение учиться (научить учиться), поэтому задачей учителя является формирование учебной мотивации, разработка алгоритма обучения. Цель творческой деятельности учителя — организация деятельности учащихся вместе с осуществлением рефлексии и последующей коррекции.

В результате учебного сотрудничества учителя и ученика, главной формы в достижении целей обучения обучение становится процессом порождения широкого спектра личностных смыслов. Результатом или продуктом учебной деятельности становятся универсальные учебные действия (УУД). Им «свойствен широкий перенос», т.е. обобщённое действие, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета, использованное при изучении других предметов.

А ключом к процессу моделирования современного урока может быть технологическая карта урока, которая представляет собой перечень основных требований, включая ряд необходимых параметров:

1) требование при составлении урока — учёт возрастных особенностей;

2) требование — целесообразно выбранный учебник (линия учебников), так как он задает алгоритм реализации познавательного процесса (Примечание. По учебной дисциплине «Русский язык» рейтинг учебников, обеспечивающих высокие баллы при сдаче выпускниками ЕГЭ, может быть

выстроен следующим образом: 1. «Русское слово» — М.В. Панов, С.М. Кузьмина, Л.Н. Булатова; 2. Учебник под ред. С.И. Львовой, В.В. Львова; 3. Учебник авторов Р.Н. Бу-неев, Е.С. Баранова и др. под ред. А.А. Леонтьева);

3) требование, которое необходимо учитывать при планировании желаемого результата, — выбранная технология, которая характеризуется выходом на конкретный результат (Примечание. Наиболее востребованными являются технологии «Критического мышления», технология «Портфолио», технология Ильина1, технология «Мастерские», технология Лысенковой (и др.). Эффективными могут быть уроки, проведённые в форме групповых занятий).

При построении урока следует помнить о динамике развития УУД, об их изменении от урока к уроку. Динамика развития планируемых результатов обусловлена многими факторами, среди которых не последнее место занимает психологический портрет класса, индивидуальная траектория развития ребёнка, личностные особенности педагога.

Далее предлагается разработанная на кафедре филологии Академии социального управления технологическая карта урока преподавания русского языка и литературы, которая разработана с учётом формирования УУД (в её основу легла технологическая карта урока, разработанная Е.Н. Чернобай) (табл. 1).

Таблица 1

Технологическая карта проектирования урока в современной информационной образовательной среде

ОБЩАЯ ЧАСТЬ (школа, класс, учитель)

ПРЕДМЕТ

УЧЕБНИК

ТЕМА УРОКА

ТЕХНОЛОГИИ Личностно ориентированная, развивающая; поисковая, частично поисковая, репродуктивная, групповая, работа в малых группах, индивидуальная; технология развития критического мышления, технология Ильина, поэтапного формирования умственных действий, технология Лысенковой, французских мастерских, проблемного обучения, портфолио, технология Шаталова, игровая технология и т.д.

1 Мы предложили технологии, которые рекомендуем использовать на уроках литературы и русского языка. Например, технология Е.И. Ильина ориентирована на преподавание литературы. Для дальнейшего ознакомления с технологиями отсылаем к «Энциклопедии образовательных технологий» в 2-х т. К.Г. Селевко. М., 2006. В энциклопедии дана классификация почти 500 технологий.

29

$

Таблица 1 (продолжение)

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (УУД)

познавательные личностные регулятивные коммуникативные

Познавательные результаты

Решаемые проблемы Переработка информации, выполнение операции анализа (выделение составляющих элементов), операции синтеза (объединение в целое частей), осуществление операции сравнения, обобщения, абстрагирования, сериации2, классификации, установление аналогий, причинно-следственных связей, выстраивание логической цепи рассуждений, соотношение объектов с известными понятиями, выстраивание модели или представление в пространственно-графической или знаково-символической форме, написание текстов различных стилей, разработка и защита проектов

Метапредметные результаты

Общеучебные универсальные действия Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных технологий; структурирование знаний; осознанное произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Ключевые понятия Язык, языковая личность3, языковая картина мира, текст, стиль, ключевые слова, средства выразительности и изобразительности, идея, проблематика, микротема и т.д.

Применяемая (ые) педагогическая технология (ии) на каждом этапе урока Технология критического мышления, технология портфолио, технология Ильина, Шаталова и т.д.

Методы обучения Рассказ, беседа, лекция, семинар. Практическое занятие, дискуссия, показ, демонстрация, деловая игра и т.д.

Форма организации деятельности учащихся Индивидуальная работа, работа в малых группах, групповая работа

Роль учителя Лектор, организатор, мастер, тьютор, наставник

Средства ИКТ Компьютер, мультимедийная доска и т.д.

Личностные УУД

Мотивация к обучению Высокая — низкая, широкая социальная и внутренняя

Самосознание (Образ — я) Осознание себя как успешной личности, в частности успешного ученика (в той или иной сфере деятельности: «золотая» голова, «золотые руки», «золотое сердце»)

2 Сериация — это одна из операций мышления. Её можно охарактеризовать как упорядочение по степени интенсивности признака. Самым простым видом сериации является нанизывание ребёнком колец при составлении пирамиды. В дальнейшем при развитии логического мышления сериация предполагает составление серий из предметов по выделенным у них свойствам. Например, при изучении литературы используют понятие, введённое В.Г. Белинским, «лишний человек». Задание по выявлению героев, которых можно отнести к категории «лишний человек», можно считать логической операцией сериации.

3 Понятие «языковая личность» является одной из базовых категорий в лингвистике. Ю.Н. Караулов даёт понятию языковая личность следующее определение: это «человек, обладающий способностью создавать и воспроизводить тексты, различающиеся: 1) степенью структурно-языковой сложности; 2) глубиной и точностью отражения действительности; 3) определением целевой направленности. Г.И. Богин под языковой личностью подразумевал «человека с точки зрения его готовности производить речевые поступки, создавать и воспроизводить произведения речи».

30

Таблица 1 (продолжение)

Формирование адекватной самооценки Адекватная — неадекватная, высокая — низкая, завышенная, заниженная

Формирование миро-воззрения4 Формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; гуманистическая позиция, осознание своей ответственности за всё происходящее, созидательное отношение к миру, гражданская идентичность5

Формирование ценностных ориентаций Формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, гуманистическая позиция, осознание своей ответственности за всё происходящее, созидательное отношение к миру

Формирование национального самосознания Любовь к Родине, знание родного языка и литературы, гордость за историю своего Отечества, забота о целостности государственных границ, знание национальной культуры

Формирование гражданского самосознания Формирование гражданской позиции личности; соблюдение принципов функционирования гражданского общества — гуманизма, свободы самовыражения человека, равенства возможностей, коллективизм, уважение к личности учителя и ученика.

Воспитание лучших черт характера Доброта, отзывчивость, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность

Перевоспитание Какие качества харарктера следует изменить

Регулятивные УУД

Выполнение видов деятельности учеником Освоение учебной деятельности в умственной форме, материализованной, гипермедийной, громкоречевой

Определять и формулировать цель деятельности Постановка цели обучения, постановка конкретной учебной задачи

Формулировать учебную проблему На конкретном материале находить и ставить учебную проблему

Выявлять средства осуществления цели Умение выбирать действия и способы решения учебной задачи

Прогнозирование Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик

Составлять план выполнения задач Составлять последовательность учебных действий

Оценивать результаты деятельности Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату и способу действий

Коррекция. Определить пути исправления ошибок Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей по исправлению ошибок

4 О формировании мировоззрения. Название перечисленных качеств скорее являются идеалом, к которому следует стремиться. Воспитание осознания единства и разнообразия народов (это почти цитата из «Концепции духовно-нравственного развития» — Кфндаков, Тишков) предполагает проявление чувства толерантности по отношению к народам, населяющим территорию нашей страны. |

5 Об измерении сформированности мировоззрения и ценностных ориентаций. Для диагностики ценностных ориентаций, которые могут быть рассмотрены как разновидность убеждений, можно использовать тестовую методику М. Рокича, основанную на процедуре ранжирования. Предлагается попарно противоположные свойства: эгоизм — альтруизм, а далее осуществляется процедура ранжирования, т.е. выделения наиболее значимых для обследуемого качеств.

31

$

Таблица 1 (окончание)

Выстраивать алгоритм дальнейшей работы Предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик

Коммуникативные УУД

1-я линия. Коммуникация со взрослым. Соотносить свои учебные цели и задачи с учителем Развитие навыков коммуникации со взрослыми, сотрудничество со взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Уметь строить совместную учебную деятельность ученика с учителем Уметь адекватно воспринимать замечания учителя, учитывать критику в свой адрес со стороны взрослых

Уметь доказвать правильность своего выбора и принятого решения Уметь строить доказательства, подтверждающие вашу точку зрения

2-я линия. Коммуникация со сверстниками Развитие навыков совместной деятельности со сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Уметь преодолевать барьеры в общении со сверстниками Преодоление застенчивости, неуверенности

Уметь строить совместную учебную деятельность с одноклассниками Развитие навыков совместной деятельности со сверстниками в разных учебных ситуациях

Уметь отстаивать свою позицию Развивать навыки аргументации. Умение аргументировать свою точку зрения

Строить стратегию взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности Умение строить стратегию взаимопонимания на основе нахождения компромиссов

Находить решения в конфликтной ситуации Знание природы конфликтов и поиск выхода в конфликтной ситуации

В процессе проектирования урока следует перестроить деятельность учителя и ученика исходя из поставленных педагогических задач (табл. 2).

Этапы урока (традиционный урок)

Таблица 2

Деятельность учителя Деятельность ученика

1. Формирование установки на восприятие учебного материала

2. Проверка заданий. Определение образовательного результата группы

Функция и виды деятельности учителя

32

Таблица 2 (окончание)

Форма организации деятельности учащихся

Длительность этапа

Средства ИКТ

Результаты

3. Организация и самоорганизация деятельности учащихся при изучении нового материала

Методы обучения

Формы контроля

Длительность этапа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты

4. Формирование образовательного результата

Рефлексия

6. Форма проверки

7. Подведение итогов

8. Домашнее задание

Замечания по уроку

Итак, современная парадигма филологического образования (включающая цели образования, способы организации, подходы, принципы, содержание, методы, приёмы), определяемая коммуникативно-прагматической доктриной, диктующей формирование языковой личности нового типа, предполагает сверку педагогической деятельности с камертоном, звучание которого задано речью русской классики в её высоких образцах.

Преподавание филологических дисциплин в контексте новой образовательной парадигмы предполагает разработку новых основ филологического мировоззрения, в которой соединились бы научные знания и духовно-нравственные ценности. В настоящее время преподавание филологических дисциплин становится средством духовно-нравственного развития молодёжи, а значит, является консолидирующей силой в гражданском обществе. □

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.