Научная статья на тему 'Проектирование содержания историко-педагогического образования в контексте традиционных российских духовных ценностей'

Проектирование содержания историко-педагогического образования в контексте традиционных российских духовных ценностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костюкова Т. А.

В статье рассматривается проблема преодоления существующих недостатков отечественного историко-педагогического образования. Предлагается усилить его аксиологическую функцию за счет привнесения традиционных российских духовных ценностей. Это обеспечивает возможность ценностно-смыслового самоопределения будущего учителя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with the problem of overcoming the existing lacks of home historical and pedagogical education. It is proposed to increase its axiological function at the expense of inserting traditional Russian religious values. It ensures the possibility of value-sense self-determination of a future teacher.

Текст научной работы на тему «Проектирование содержания историко-педагогического образования в контексте традиционных российских духовных ценностей»

ВОПРОСЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ

Т.А. Костюкова

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННЫХ РОССИЙСКИХ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Томский государственный педагогический университет

История педагогики располагает множеством источников и данных, которые могли бы оказать существенную помощь для развития педагогической теории и практики.

Однако на сегодня приходится констатировать, что современное историко-педагогическое образование будущих педагогов не вполне справляется со своими функциями. Основными недостатками историко-педагогического образования будущего педагога, как правило, являются: недостаточное изучение традиционных духовных ценностей, лежащих в основе педагогических концепций; обширное, но беглое и поверхностное знание основных фактов и педагогических идей; слабая рефлексия собственного отношения к изучаемым фактам в определении собственной позиции по отношению к ним; отстраненность содержания курса от насущных актуальных проблем индивидуально-личностной ориентации процесса духовно-нравственного образования.

Необходимость устранения этих и других недостатков в профессиональной подготовке современного учителя актуализирует вопросы, связанные с совершенствованием содержания педагогического образования.

В нашем исследовании мы придерживаемся утверждения, согласно которому одной из ведущих функций историко-педагогического знания в сфере методологии является аксиологическая. Под аксиологической функцией подразумевается потенциальная возможность, заложенная в научно отрефлекси-рованном историко-педагогическом опыте, служить ценностно-смысловым ориентиром, методологической основой для выработки критериев оценки, отбора, целенаправленного формирования в педагогической реальности тех процессов, систем, технологий, моделей, которые являются наиболее перспективными в контексте развития отечественной и мировой педагогической культуры [1, с. 11].

Мы солидарны с И.А. Колесниковой в том, что обращение к неизвестным ранее историко-педаго-

гическим источникам и фактам на новом уровне осмысления, доступ к идеям и опыту, до сих пор не включавшимся в круг научно-педагогического изучения, в том числе исследование роли традиционных духовных ценностей в воспитании поколений, дают сегодня возможность раскрытия смысловых пластов, ранее не «прочитываемых», скрытых от исследователей в силу объективных причин (узость и ограниченность методологических рамок, социальная детерминированность оценочных суждений, неполнота, намеренное искажение подлинных текстов, одномерность и однозначность толкования историко-педагогических фактов и событий и др.) [2].

В нашем исследовании предпринята попытка модернизации содержания историко-педагогического курса, проведенной на проектной основе.

Понятие проектирования в образовании стало активно разрабатываться в конце 80-х гг. и первоначально было связано с разработкой и проведением организационно-деятельностных игр в сфере образования (Н.Г. Алексеев, Г.П. Щедровицкий, Ю.В. Громыко, С.И. Краснов и др.). В нашей работе мы опираемся на современные разработки понятия «проектирование», проведенные в Институте педагогических инноваций под руководством профессора В.И. Сло-бодчикова. «Проектирование - деятельность, синтезирующая промысливание того, что должно быть, и одновременное с этим развертывание процессов реализации. Первый момент подчеркивает идеальный характер действия и его нацеленность на появление (образование) чего-либо в будущем. Второй - развертывание взаимосвязанных процессов идеального промысливания и реализации - показывает, что эта деятельность основывается на имеющих место реальных процессах и связана с переходом от наличной ситуации к ситуации желаемого будущего (Н.Г. Алексеев, В.И. Слободчиков).

Применительно к нашему исследованию схематически это выглядит следующим образом (рис 1).

Отсутствие условий

Рис. 1. Ситуация перехода

Рис. 2. Пространство проектирования

Схема показывает, что для изменения профессионального самоопределения в таком сложном материале, как традиционные духовные ценности, должен быть осуществлен шаг развития. Данный переход не может совершиться сам по себе, эволюцион-но. Для этого нет ни времени, ни готовых условий, в которых он может осуществиться.

В ситуации 1 этих условий нет, иначе был бы возможен прямой переход в желаемую ситуацию 2. В ситуации 2 этих условий также нет, так как она только желаема, но не определена. Согласно концепции В.И. Слободчикова, выход за пределы этой аномалии как раз и осуществляется в проектировании. Предметом проектирования является создание условий (средств, механизмов) развития системы образования в целом, перехода из одного состояния в другое [3].

Таким образом, так понимаемое проектирование рассматривается нами как средство для ценностного самоопределения будущего педагога в полипарадигмальном смысловом пространстве традиционных духовных ценностей, включенных в содержание современного историко-педагогического образования. Его основной результат мы полагаем не столько как научение, сколько как самоопределение. При этом важная роль в сопровождении профессионального самоопределения студента отводится преподавателю, призванному «выращивать» новые формы общности с обучаемыми в организуемом пространстве профессионального самоопределения, строящемся на диалоге, рефлексии, познавательном интересе, совместном анализе полученных результатов.

Проективное изучение курса истории образования и педагогической мысли открывает большие возможности в познании аксиологических аспектов истории мирового и отечественного образования и педагогической науки, что позволяет будущему учителю понять смысл и значение общечеловеческих и национальных ценностей образования и воспитания, выраженных, например, в таких философских категориях, как «истинные знания», «свобода личности», «гуманистическое воспитание» и др.

Включение в содержание традиционных российских духовных ценностей обеспечивает не только их познание, не только обретение определенной критериальной шкалы для более объективной оценки действенности воспитания и образования, но и обретение научных историко-педагогических основ для более адекватной познанным критериям самооценки своих профессиональных и личностных качеств, а следовательно, дает стимул для творческого саморазвития.

Начиная работу над проектированием нового содержания курса истории образования и педагогической мысли, мы исходили из предположения о том, что изменить статус дисциплины и качество историко-педагогической подготовки будущих педагогов в вузе возможно при организации работы в следующих основных направлениях:

- анализ традиционной практики историко-педагогического образования будущего педагога;

- конструирование содержания предмета «История образования и педагогической мысли» с учетом богатейшего наследия, накопленного конфессиональными традиционными педагогическими системами;

- организация учебно-воспитательной и самостоятельной исследовательской деятельности как целевой детерминанты разработки историко-педагогического образования будущего педагога.

Анализ традиционной практики историко-педагогической подготовки педагогов показал, что на рубеже ХХ-ХХ1 вв. проблемы историко-педагогического образования будущих педагогов в контексте традиционного преподавания в педагогических вузах приобрели для отечественной педагогической теории и практики особую остроту. Наши исследования показывают, что одним из наиболее проблемных вопросов педагогического образования является несформированность мировоззрения молодых учителей. Опросы, проведенные среди учителей образовательных учреждений г. Томска -выпускников ТГПУ 1999-2000 гг. (опрошено около 100 человек), выявили эклектичность, неустойчивость самоопределения в целях и ценностях педагогической деятельности. Молодые специалисты главную задачу видели в изложении материала, не думая о духовно-нравственном воспитательном эффекте обучения, т.е. в сознании многих из них обучение и воспитание были жестко разделены и не находились в единстве. Отмечалось, что молодые учителя в первые месяцы своей деятельности столкнулись с новыми для них явлениями педагогической практики, связанными с ангажированностью детей в классе теми или иными традиционными духовными учениями или неорелигиозными практиками, и испытали серьезные затруднения, так как не имели своей позиции в данном вопросе.

Профессиональное самоопределение 1

Профессиональное самоопределение 2

Согласно результатам нашего опроса и данным других исследований [4-7], удовлетворены своими знаниями по истории педагогики менее половины выпускников педвузов. Основную причину этой неудовлетворенности они видят в низкой практической направленности, абстрактности и описательности курса. Учебная деятельность в традиционном историко-педагогическом образовании оказывается «нейтральной» по отношению к предмету будущей профессиональной деятельности.

Ознакомившись с современными учебниками, в которых представлено нормативное, устоявшееся историко-педагогическое знание, можно увидеть, что они мало чем отличаются от учебников прошлых лет, если отбросить идеологическую направленность старых учебных пособий. В то же время общество и государство изменились так значительно, что не учитывать ситуацию - значит заведомо делать педагогическую подготовку будущего учителя малопродуктивной.

Данные исследования позволяют утверждать, что, во-первых, требуется особая теоретико-методологическая работа по обоснованию профессионально ориентированного курса истории педагогики, опирающегося на целостную систему знаний о субъективной реальности человека, включающего осмысление традиционных российских духовных ценностей, во-вторых, необходима трансформация научных историко-педагогических знаний в способы профессионального действия.

В нашем исследовании мы придерживаемся подхода, утверждающего, что учебный предмет состоит не только из научных знаний; в нем должны быть представлены части, ориентированные на обучение студентов построению деятельности, и именно они являются главными в учебном предмете.

Методологически важным для нашего исследования является положение о том, что образование (образовательный процесс) и педагогика (педагогическая деятельность) в педагогическом образовании выступают основой двух различных процессов -образования и подготовки (Г.М. Бреслав, С.И. Гессен, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, Г.П. Щедровиц-кий). Процесс образования строится на основе самоопределения личности в ценностях, целях, содержании культуры. Образование педагога нацелено на его общекультурное и профессиональное развитие, на освоение им средств построения и организации практики образования человека. Процесс историкопедагогической подготовки - это прежде всего процесс освоения субъектом норм, образцов и правил деятельности, выработки индивидуального стиля деятельности [8, с. 61].

Готового знания конфессиональных педагогических систем, адекватного целям педагогической

деятельности, в историко-педагогической науке нет. В связи с этим нами была предпринята попытка их самостоятельного изучения и конструирования целого из отдельных фрагментов. При этом ведущим методом был избран метод исторического (ретроспективного) моделирования, позволяющий глубже заглянуть в структуру и логику развития историкопедагогических явлений, процессов различного масштаба, вычленить те закономерности их становления, которые действуют вне рамок конкретного социокультурного контекста. Использование метода дает возможность убедиться в том, что чем глубже и точнее проанализирован фактический материал, тем явственнее проступают из глубины веков технологии, позволяющие посредством педагогической деятельности комплексно влиять на раскрытие подлинной сущности Человека [2, с. 13].

Продуктом изучения традиционных духовных ценностей в процессе проектируемого нами историко-педагогического образования является не просто присвоение новых знаний, целей, ценностей и личностных смыслов, но профессиональное самоопределение в них, раскрытие сущностных сил будущего педагога, его интеллектуального и нравственного потенциала, его способности свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах. Именно профессиональное самоопределение в традиционных российских духовных ценностях позволит педагогу осознать, что путь ребенка к овладению универсальными (общечеловеческими) ценностями лежит через конкретные формы их осуществления в национальной культуре. Нельзя понимать и уважать многообразие и богатство мировой культуры, не зная своей. Поэтому содержание гуманитарных знаний, подлежащих освоению студентами, необходимо ориентировать на изучение отечественной духовной и материальной культуры. Процесс «трансплантации» культурного опыта родного народа и человечества в духовный мир личности с необходимостью требует присвоения этого опыта самим педагогом [10, с. 5].

В процессе организации учебно-воспитательной деятельности в курсе истории образования и педагогической мысли использование проектного метода обучения позволило нам обеспечить более избирательное и адекватное влияние образовательного процесса на личность в целом, создать благоприятные предпосылки для профессионального самоопределения студентов. В его основу взят диалогический подход, предполагающий качественно иные, в отличие от традиционных, структуры взаимодействия преподавателей и студентов. Взаимодействие строится на основе самостоятельности и добровольного признания студентами стимулирующей роли преподавателя в организации самосто-

ятельной исследовательской работы по изучению традиционных духовных ценностей, ориентированной не столько на освоение конкретных знаний, сколько на проектирование способов их употребления.

При таком подходе понимание феномена самоопределения с точки зрения онтологии сознания существенно меняется: ценностно-смысловое самоопределение не просто трансформирует отношение человека к действительности; наделяя действи-

тельность смыслами и ценностями деятельности, человек превращает ее в содержание своей субъективности, по сути «втягивая» в себя объективную реальность, субъективируя ее (Е.И. Исаев, С.Г. Ко-сорецкий, В.И. Слободчиков).

Данный подход обеспечивает возможность будущему педагогу выступать субъектом своего профессионального действия, активно конструирующего средства реализации ценностей образования в профессиональном самоопределении.

Литература

1. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб., 1999.

2. Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. 1995. № 6.

3. Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего образования // Модель гимназии как инновационного образовательного учреждения. Петрозаводск, 1996.

4. Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя. Самара; СПб., 1997.

5. Беляева В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогике: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1999.

6. Богданова И.И. Формирование профессионального самоопределения студентов педагогических училищ. М.,1998.

7. Колесникова И.А. Аксиологическая функция историко-педагогического знания и ее значение для обоснования стратегии развития современного образования // Аксиологические аспекты историко-педагогического образования. М., 1994.

8. Исаев Е.И. Основы проектирования психологического образования педагога: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1998.

9. Сластёнин В.А. Антропологический подход в педагогическом образовании // Народное образование. 1994. № 9-10.

10. Громыко Ю.В. Проектное сознание // Проектирование в образовании. М., 1997.

Е.М. Морозов

МЕСТО ДУХОВНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ТОМСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЕ ВРЕМЯ

Томская духовная семинария

В широком смысле педагогика направлена на целостное развитие интеллектуального, физического, эстетического и нравственного начал в человеке. Но главная задача педагогики состоит в том, чтобы в человеке пробудить и развить главные свойства личности как способность к самоопределению, самовоспитанию и саморазвитию. Известно, что в основе педагогики лежит философское учение о человеке как существе природном, социальном и духовном. При этом обычно светская педагогика рассматривает духовное как рядоположенное с социокультурным развитием человека, понимая под духовностью открытость человека ко всем культурным ценностям: истине, добру, красоте, правде, социальному миру, свободе, святому, любви и др. Здесь приоритет отдается идее человеколюбия, гуманизма. В народной культуре ведущей духовной ценностью является идея правды и справедливости. Иначе понимает духовность религиозная педагогика: она в качестве

первостепенной принимает святое как приобщенность человека к абсолютному духовному совершенству Бога. Духовная педагогика не только не отрицает всестороннего развития человека, но через связь со святым эту всесторонность преобразует в целостность как единство полноты и гармонического сочетания духовных ценностей.

До 1917 г. светское образование не только не противопоставлялось религиозному, но находилось с ним в органической связи и дополняло его в области естественных и гуманитарных наук. Светскими школами в XIX в. назывались те, которые не имели строго церковной направленности, т.е. не готовили кандидатов священства и церковнослужителей, но все же давали необходимые для верующих знания Закона Божьего, понятий истин веры, Церкви, духовной жизни. Именно духовное образование пробуждало интерес учащихся к экзистенциальным вопросам мировоззрения и смысла жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.