Научная статья на тему 'Проектирование системы заданий учебно-практической литературы с учетом особенностей развития обучающихся'

Проектирование системы заданий учебно-практической литературы с учетом особенностей развития обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗНОУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / СИСТЕМА ЗАДАНИЙ / УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ / DIFFERENT LEVEL IN TRAINING / PERSONAL ORIENTATION / EDUCATIONAL AND PRACTICAL LITERATURE / PRACTICAL SKILLS / SYSTEM OF TASKS / EXERCISES AND TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филимонова Ольга Сергеевна

В статье раскрываются результаты исследования, посвященного проектированию и разработке учебно-практической литературы, ориентированной на реализацию разноуровневого подхода в обучении. Цель исследования научное обоснование педагогического проектирования литературы практического характера, создание ее обобщенной модели с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Для решения поставленных в исследовании задач проанализирована психологическая и педагогическая литература, посвященная изучению различных подходов в обучении; проблемам проектирования учебных изданий; исследованиям о взаимосвязи умственного развития учащихся и методов и форм обучения и развития. В ходе исследования разработана и теоретически обоснована структура содержания учебно-практической литературы, ориентированная на учащихся различных уровней знаний и степени развития. Выявлены и объединены в единую систему упражнения и задачи, направленные на формирование умений и навыков практической деятельности, развитие мышления, исследовательской активности, самостоятельности, интереса к процессу познания, творческому потенциалу обучающихся с учетом индивидуальных особенностей каждого. Результаты исследования могут быть использованы учителями, преподавателями, методистами для создания разноуровневой системы заданий для занятий, включения ее в учебную литературу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING THE SYSTEM OF TASKS FOR EDUCATIONAL LITERATURE WITH REGARD TO THE DEVELOPMENT OF STUDENTS

This article represents the result of the research devoted to design and development of the educational and practical literature that focused on realization of different levels in training reveal. A research objective scientific justification of pedagogical design of literature of practical character, creation of its generalized model taking into account specific features of students. The psychological and pedagogical literature was analyzed for solving research tasks. The literature covers topics like: studying various approaches in training; research problems of design of educational editions; researches about interrelation of intellectual development of students and methods and forms of education and development. During research the structure of the maintenance of educational and practical literature focused on students of various levels of knowledge and extent of development is developed and theoretically proved. Exercises and tasks are revealed and united in the uniform system that directed on formation of skills of practical activities, development of thinking, research activity, independence, interest in process of knowledge, to creative potential trained taking into account specific features of everyone. Results of the research can be used by teachers and methodologists for creation a system of tasks for occupations and its inclusion in educational literature.

Текст научной работы на тему «Проектирование системы заданий учебно-практической литературы с учетом особенностей развития обучающихся»

DOI: 10.12731/2218-7405-2014-10-16 УДК 372.8

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАДАНИЙ УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Филимонова О.С.

В статье раскрываются результаты исследования, посвященного проектированию и разработке учебно-практической литературы, ориентированной на реализацию разноуровневого подхода в обучении. Цель исследования - научное обоснование педагогического проектирования литературы практического характера, создание ее обобщенной модели с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Для решения поставленных в исследовании задач проанализирована психологическая и педагогическая литература, посвященная изучению различных подходов в обучении; проблемам проектирования учебных изданий; исследованиям о взаимосвязи умственного развития учащихся и методов и форм обучения и развития.

В ходе исследования разработана и теоретически обоснована структура содержания учебно-практической литературы, ориентированная на учащихся различных уровней знаний и степени развития. Выявлены и объединены в единую систему упражнения и задачи, направленные на формирование умений и навыков практической деятельности, развитие мышления, исследовательской активности, самостоятельности, интереса к процессу познания, творческому потенциалу обучающихся с учетом индивидуальных особенностей каждого.

Результаты исследования могут быть использованы учителями, преподавателями, методистами для создания разноуровневой системы заданий для занятий, включения ее в учебную литературу.

Ключевые слова: разноуровневый подход в обучении; личностная ориентация; учебно-практическая литература; практические умения и навыки; система заданий; упражнения и задачи.

DESIGNING THE SYSTEM OF TASKS FOR EDUCATIONAL LITERATURE WITH REGARD TO THE DEVELOPMENT OF STUDENTS

Filimonova O.S.

This article represents the result of the research devoted to design and development of the educational and practical literature thatfocused on realization of different levels in training reveal. A research objective - scientific justification ofpedagogical design of literature ofpractical character, creation of its generalized model taking into account specific features of students.

The psychological and pedagogical literature was analyzedfor solving research tasks. The literature covers topics like: studying various approaches in training; research problems of design of educational editions; researches about interrelation of intellectual development of students and methods and forms of education and development.

During research the structure of the maintenance of educational and practical literature focused on students of various levels of knowledge and extent of development is developed and theoretically proved. Exercises and tasks are revealed and united in the uniform system that directed on formation of skills of practical activities, development of thinking, research activity, independence, interest in process of knowledge, to creative potential trained taking into account specific features of everyone.

Results of the research can be used by teachers and methodologists for creation a system of tasks for occupations and its inclusion in educational literature.

Keywords: different level in training; personal orientation; educational and practical literature; practical skills; system of tasks; exercises and tasks.

Одним из основных направлений совершенствования системы образования в настоящее время является возрастание требований к уровню подготовки будущих специалистов. Лич-ностно ориентированное обучение, обеспечивающее развитие личности обучающегося, формирование его активной жизненной позиции, стремление к саморазвитию и самовоспитанию в условиях изменяющихся ожиданий общества и государства на сегодняшний день является ведущим аспектом развития образовательной системы. В связи с этим в педагогике разрабатываются и применяются методы, средства и приёмы, направленные на выполнение личностного образовательного запроса учащихся в изменяющихся условиях действительности.

Разработка учебной литературы, отвечающей как традиционным требованиям и положениям дидактики, так и требованиям современных государственных стандартов приобретает особое значение. Многообразие учебных предметов в общеобразовательных заведениях обусловливает необходимость различных видов учебной литературы, как теоретического, так и практического характера.

Для дисциплин, в основе которых лежат «способы деятельности» (физико-математического, химико-биологического, чертежно-графического циклов), появляется необходимость в разработке учебно-практической литературы, способствующей приобретению и теоретических и практических знаний, отвечающей, запросам общества к степени подготовки будущих специалистов, современным нормативным документам образования.

Учебно-практическую литературу определим как учебную литературу, состоящую из систематизированных по разделам программы упражнений и задач, способствующую обеспечению усвоения теоретического материала и формированию умений и навыков практической деятельности, развитию умственных способностей учащихся.

Одним из традиционным, но в то же время эффективным становится дифференцированный разноуровневый подход к обучающимся. При такой организации учебного процесса появляется возможность реализовывать основные положения личностно ориентированного обучения (индивидуальный подход к каждому) и дидактические принципы (сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, прочности, воспитания, развития).

Исходя из этого, актуальным направлением в системе современного образования является разработка основных положений, касающихся педагогического проектирования учебно-практической литературы и создания общей модели для различных учебных дисциплин, построенной в соответствии с основными принципами обучении личностно ориентированной развивающей направленности.

Итоги проведенного научного исследования позволяют сделать выводы о том, что использование в образовательном процессе учебно-практической литературы, включающей систему заданий, дифференцированную по степени сложности, позволяющей учитывать уровень знаний и развития учащихся, способствует возрастанию познавательного интереса, активизации мыслительной деятельности и желания работать с заданиями повышенной сложности, улучшению качества выполнения работ, повышению качества теоретических знаний, необходимых для овладения практическими умениями и навыками. В результате этого возрастает уровень успеваемости, происходит активное формирование умений и навыков деятельности, развитие пространственных представлений и творческого мышления.

Рассмотрим особенности построения такой системы упражнений и задач более подробно.

Под системой заданий будем понимать совокупность определенных видов практических упражнений и задач, составленных на основе общих дидактических требований, имеющих единую целевую направленность и развивающий характер.

Анализ литературы показал наличие множества различных видов упражнений и задач, которые могут входить в систему заданий для учебной литературы практического характера. Разрабатывать ее необходимо с учетом особенностей учебного предмета и задач, которые решаются в ходе его усвоения, конечных результатов обучения, характера методики преподавания и т.п.

Например, задания, представленные в сборниках дисциплин гуманитарной направленности, в большинстве случаев выражены в виде текстовых упражнений (например, по русскому языку: «Вставить в слова пропущенные буквы», «Составить из предложенных словосочетаний вопросительные, восклицательные и повествовательные предложения»; по истории: «Дополнить перечисленные события датами», «Расположить исторические этапы в хронологическом порядке» и т.п.). Для дисциплин технического характера задания представлены как в текстовом, так и в иллюстративном виде (например, по химии - «Достроить схему кристаллической решетки», по черчению - «Построить наглядное изображение предмета по чертежу», по алгебре - «В предложенной системе по заданным координатам построить график гиперболы» и т.п.).

На основании исследований В.П. Беспалько, Л.В. Занкова, Н.Г. Преображенской и др. мы предположили, что система заданий должна представлять собой совокупность разновидовых упражнений и задач, разделенных на уровни - легкие задания, средней степени сложности, сложные.

Предположение основывалось на исследованиях психологов и педагогов о том, что уровень умственного развития, наличие и качество имеющихся у обучающихся знаний различные, поэтому решение одинаковых для всех заданий приводит к «усреднению» обучения. Перегрузка неуспевающих учащихся сложными заданиями не способствует их развитию, а напротив, увеличивает их отставание. И наоборот, - у сильных учащихся в результате решения несложных заданий может пропасть познавательная мотивация обучения, им будет легко и в результате неинтересно учиться.

Принимая во внимание, что каждый обучающийся имеет определенный тип нервной системы, характер, темперамент, уровень умственного развития, уровень имеющихся у него знаний и умений, важно ориентироваться на эти особенности и в процессе обучения не усреднять, не уравнивать, а давать возможность каждому проявлять свои способности. Для очень сильных учащихся возможно создание еще одного дополнительного уровня - так называемого «со звездочкой». Эта точка зрения согласуется с положениями многих исследований (Ш.А. Амонаш-вили, В.П. Беспалько, Е.Н. Кабанова-Меллер и др.), и на их основании сделаны выводы о том,

что учебно-практическая литература с такой организацией (дифференцированием) заданий будет в наибольшей степени иметь личностно ориентированный развивающий характер.

Исследования показали, что применение заданий различных уровней сложности в соответствии с возможностями учащихся приводит к большим сдвигам в их развитии, а следовательно, и к лучшим результатам в приобретении знаний и навыков. При этом уровень сложности решаемых заданий необходимо постепенно повышать (перевод каждого обучающегося с более низкой ступени на более высокую) для активизации умственной деятельности и мотивации в приобретении знаний и умений.

В ходе научного исследования была разработана и апробирована система заданий для учебно-практической литературы, основанная на классификации упражнений и задач, предложенных Н.Г. Преображенской, так как они в наибольшей степени направлены на приобретение умений и формирование навыков в ходе освоения практических учебных дисциплин.

Упражнения представлены тремя видами: подготовительные, полусамостоятельные и самостоятельные. Подготовительные упражнения необходимо проводить после объяснения нового материала, они направлены на ознакомление учащихся с последовательностью решения задачи - этапами алгоритма решения типовой задачи, формирование практических умений, а также на проверку понимания нового материала.

Полусамостоятельные упражнения формируют у учащихся понимание алгоритма решения типовой задачи и умения осознанно пользоваться им на практике. Самостоятельные упражнения контролируют прочность знаний, умений и навыков решения типовых задач.

При систематичном использовании рассмотренных видов упражнений у обучающихся происходит формирование умений и навыков решения типовых задач.

Задачи также представлены тремя видами: типовые, развивающие, творческие.

Типовые задачи обладают общими признаками, решаются по известному алгоритму после освоения упражнений. Развивающие задачи похожи на типовые, но не решаются по известному алгоритму, требуют более самостоятельного подхода к решению, изменению знакомого алгоритма, и в результате совершенствуют умения и развивают навыки, приобретенные при решении типовых задач. Творческие задачи предполагают создание нового образа объекта или его вариантов по заданным условиям.

Такой комплекс задач позволяет целенаправленно формировать умения и навыки практической деятельности, развивать мыслительную деятельность, стимулировать творческую, учитываю при этом индивидуальные особенности каждого.

Таким образом, система заданий, входящих в учебно-практическую литературу, должна обеспечить: разнообразие упражнений и задач, способствующих усвоению теоретических знаний и приобретению практических умений, формированию познавательного интереса учащихся, стремлению к саморазвитию; активизацию мышления учащихся в ходе усвоения каждой темы курса; индивидуальное и дифференцированное обучение на высоком, но оптимальном для каждого учащегося уровне сложности.

Результаты научной работы позволили подтвердить, что реализация разноуровневого подхода при разработке системы заданий учебно-практической литературы способствует наиболее интенсивному формированию умений и навыков практической деятельности, развитию мышления, положительного отношения к предмету, исследовательской активности, самостоятельности, интересу к процессу познания, «хорошему» чувству соперничества, творческому потенциалу обучающихся.

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к деятельности. - М.: Институт практической психологии, 1998. 544 с.

2. Бабаева Э.С. Подходы и принципы проектирования программ неформального образования // Современные исследования социальных проблем. 2011. № 4. С. 299-305.

3. Беспалько, В. П. Теория учебника : Дидактический аспект. - М.: Просвещение, 1988. 62 с.

4. Буга П.Г. Создание учебных книг для вузов: Справочное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1993. 224 с.

5. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. - М.: Просвещение, 1991. 132 с.

6. Голубева Э.А. Дифференцированный подход к способностям и склонностям // Психологический журнал. Т. 10. № 4, 1989. С. 75-87.

7. Зверев В.А. Уровни образования и уровни способностей учащихся // Инновационные аспекты обучения физике в школе и ВУЗе. - С.-Пб., 1998. 49 с.

8. Кабанова-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М: Знание, 1981. 96 с.

9. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2000. 176 с.

10. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года. URL: www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/ (дата обращения 07.11.2014).

11. Кучукова Т.В. Развитие социально значимых качеств личности в образовательном процессе // Современные исследования социальных проблем. 2009. Вып. 5. С. 63-65.

12. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Бим-Бад. - М: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.

13. Преображенская Н.Г. Система обучению черчению и развитие учащихся общеобразовательной школы: Монография. - Смоленск: СГПУ, 2004. 352 с.

14. Ситаров В.А. Дидактика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. 368 с.

15. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» URL: Ы1р://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения 07.11.2014).

16. Филимонова О.С. К вопросам построения концептуальной модели сборника задач по учебным дисциплинам // В мире научных открытий. 2009. №3. С. 143-146.

17. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. 228 с.

18. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. - М.: Педагогика, 2000. 138 с.

References

1. Amonashvili Sh.A. Gumanno-lichnostnyj podhod k dejatel'nosti [Personal humane approach to activities]. - M.: Institut prakticheskoj psihologii, 1998. 544 p.

2. Babaeva Je.S. Podhody i principy proektirovanija programm neformal'nogo obrazovanija [Approaches and principles of design of programs of informal education] // Sovremennye issledo-vanija social'nyh problem. 2011. № 4. Рр. 299-305.

3. Bespal'ko, V.P. Teorija uchebnika : Didakticheskij aspect [Textbook theory: Didactic aspect]. -M.: Pro-sveshhenie, 1988. 62 p.

4. Buga P.G. Sozdanie uchebnyh knig dlja vuzov: Spravochnoe posobie [Creation of educational books for schools: a reference guide]. - M.: Izd-vo MGU, 1993. 224 p.

5. Gerver V.A. Tvorcheskie zadachi po chercheniju [Creative tasks of plotting]. - M.: Prosveshhe-nie, 1991. 132 p.

6. Golubeva Je.A. Differencirovannyj podhod k sposobnostjam i sklonnostjam [A differentiated approach to the abilities and aptitudes] // Psihologicheskij zhurnal. Vol. 10. №4, 1989. Pр. 75-87.

7. Zverev V.A. Urovni obrazovanija i urovni sposobnostej uchashhihsja [The levels of education and levels of ability of students] // Innovacionnye aspekty obuchenija fizike v shkole i VUZe. - S.-Pb., 1998. 49 p.

8. Kabanova-Meller, E.N. Uchebnaja dejatel'nost' i razvivajushhee obuchenie [Training activities and developing training]. - M.: Znanie, 1981. 96 p.

9. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Ju. Pedagogicheskij slovar [Pedagogical dictionary]. - M.: Akademija, 2000. 176 p.

10. Koncepcija modernizacii rossijskogo obrazovanija na period do 2020 goda [The concept of modernization of Russian education for the period till 2020]. URL: www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/55070647/ (accessed November, 07 2014).

11. Kuchukova T.V. Razvitie social'no znachimyh kachestv lichnosti v obrazovatel'nom processe [Development of socially significant qualities of the personality in educational process] // Sovre-mennye issledovanija social'nyh problem. 2009. Vyp. 5. Рр. 63-65.

12. Pedagogicheskij jenciklopedicheskij slovar [Pedagogical encyclopedia]/ pod red. Bim-Bad. M: Bol'shaja Rossijskaja jenciklopedija, 2003. 528 p.

13. Preobrazhenskaja N.G. Sistema obucheniju chercheniju i razvitie uchashhihsja obshheobrazo-vatel'noj shkoly [System to training in plotting and development of pupils of comprehensive school]: Monografija. - Smolensk: SGPU, 2004. 352 p.

14. Sitarov V. A. Didaktika: uchebnoe posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. Zavedenij Didactics]. -M.: Akademija, 2002. 368 p.

15. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrja 2012 g. N 273-FZ «Ob obrazovanii v Ros-sijskoj Federacii»» [The federal law of the Russian Federation of December 29, 2012]. URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/2974 (accessed November 07, 2014).

16. Filimonova O.S. K voprosam postroenija konceptual'noj modeli sbornika zadach po uchebnym disciplinam [To questions of creation of conceptual model of the collection of tasks of subject matters] // V mire nauchnyh otkrytij. 2009. №3. Pр. 143-146.

17. Unt I.Je. Individualizacija i differenciacija obuchenija [Individualization and differentiation of teaching]. - M.: Pedagogika, 1990. 228 p.

18. Jakimanskaja, I.S. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie [Student-centered learning]. - M.: Pedagogika, 2000. 138 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Филимонова Ольга Сергеевна, доцент кафедры дизайна, кандидат педагогических наук Смоленский гуманитарный университет ул. Герцена, 2, г. Смоленск, 214014, Россия [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR

Filimonova Olga Sergeevna, associate Professor of the Department of design, candidate of pedagogical sciences

Smolensk humanities university

2, Herzen St., Smolensk, 214014, Russia

[email protected]

Рецензент:

Преображенская Наталья Георгиевна, профессор кафедры дизайна архитектурной среды; доктор педагогических наук; профессор; ФГОУ ВПО Смоленский государственный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.