ее го
О.С. Филимонова | &
§ £
X О
5 ^
Особенности I |
педагогического проектирования | |
разноуровневых заданий |§
по инженерной графике
Целью статьи является научное обоснование педагогического проектирования разноуровневых заданий по инженерной графике. Для решения поставленных в исследовании задач выявлены и объединены в единую структуру особенности построения учебной литературы практической направленности; проанализированы существующие классификации заданий и задач по различным учебным дисциплинам; обоснованы наиболее оптимальные для использования на дисциплине «Инженерная графика».
Ключевые слова: педагогическое проектирование, система заданий, инженерная графика.
В эпоху динамического развития науки и техники возрастает необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов, настоящих профессионалов в той или иной сфере деятельности. Изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности приводят к необходимости дальнейшей модернизации системы образования.
В паспорте государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. обозначена ее цель: «Обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики» [6].
Совершенствование системы обучения предполагает оптимизацию используемых учебных средств, одним из способов которой является новый подход к проектированию учебной литературы.
Проектирование принадлежит к одному из видов человеческой деятельности, связанной с предвидением будущего, созданием его образа, осуществлением и оценкой последствий реализации тех или иных замыслов [10]. Педагогическое проектирование является практико-ориентированной деятельностью, цель которой - разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности (например, предметом проектирования могут стать
го о к
. о I образцы будущих программ, учебников, учебной литературы и т.д.) [8]. Кроме того, педагогическое проектирование можно рассматривать как прикладное научное направление педагогики и организуемой практиче-
4 I го О ^ т
к ^ о
Ф го т
5 л го ы О ^
^ о ской деятельности, нацеленное на решение задач, направленных на раз-
о-е- витие, преобразование, совершенствование, разрешение противоречий
ф о н- о.
в современных образовательных системах [1].
Многообразие учебных дисциплин обусловливает необходимость различных видов учебной литературы. При освоении дисциплин практической направленности, в основе которых лежат «способы деятельности», помимо теоретических знаний необходимо приобретение практических умений и навыков. Следовательно, для этих дисциплин особое значение приобретает учебно-практическая литература (сборники упражнений, задач, рабочие тетради), выступающая средством приобретения и закрепления полученных знаний, овладения способами деятельности, развития мышления и творческих способностей обучающихся [9].
Исходя из этого, дадим следующее определение педагогического проектирования учебной литературы практической направленности - это процесс разработки и создания ее модели, основанной на теоретических и методических положениях и направленной на обучение, развитие и воспитание учащихся в их практической деятельности.
Анализируя используемую в настоящее время учебную литературу, а также методические разработки проектирования учебных изданий в общем, были выявлены два структурных блока, используемых при ее построении:
1) общее построение (прослеживается в оглавлении) - представляет собой совокупность изучаемых тем, выстроенных в логической последовательности в соответствии с образовательным стандартом, учебной программой и учебником по предмету;
2) построение каждой главы (по темам) - структура каждой изучаемой темы, представляющая собой определенное сочетание компонентов: теоретические сведения, алгоритмы, различные виды заданий.
Одним из главных элементов в содержании литературы практической направленности является система заданий.
Система - упорядоченный набор элементов, а также связей и зависимостей между ними, представляющих собой определенное единство и служащих поставленным целям, для чего эта система создана [5]. Под системой заданий будем рассматривать совокупность определенных видов практических заданий, составленных на основе общих научных требований, имеющих единую целевую направленность и развивающий характер.
ее го
Существует множество различных классификаций типологии задач Е (Д.Д. Зуев, И.Я. Лернер, В.А. Онищук, В.Ф. Паламарчук, Е.И. Перов- § ^ ский, П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, А.Ф. Эсаулов, И.С. Якиман- 5 ° ская и др.). Например, Л.М. Фридман предлагает разделение задач | | в зависимости от языка, на котором оно выражено (словесные, наглядно- | 2 графические, текстово-символические) [2]. ой
И.С. Якиманская рассматривает задачи по содержанию изучаемого материала (задачи на сравнительный анализ, мысленную перегруп- с пировку и т.п.), однако место их в учебном процессе остается нераскрытым [Там же]. А.Ф. Эсаулов, напротив, подробно разделяет задачи по месту их в процессе обучения (для закрепления учебного материала, для самостоятельной работы, для контроля и т.п.) [Там же], но вопросы характера выполняемой деятельности, содержания не трогает. Данные классификации выделяют задачи по одному признаку, что не дает полного представления обо всех их возможностях.
В классификации Н.Г. Преображенской задачи разделяются несколькими признаками: глубиной знаний, степенью усвоения материала, характером выполняемой деятельности, языком. Это типовые, развивающие и творческие задачи [7].
Инженерная графика - учебная дисциплина практического характера, включающая в себя формирование способов чертежно-графиче-ской деятельности путем приобретения теоретических знаний, умений и навыков, развивающая воображение, пространственные представления, мышление и творческий потенциал учащихся [10].
Исследования психологов и педагогов свидетельствуют о том, что такого рода деятельность способствует интенсивному развитию пространственных представлений, воображения, мышления и творческого потенциала, которые только в процессе изучения чертежных дисциплин развиваются наиболее результативно [2; 3; 6; 7 и др.].
Приобретение знаний и умений по инженерной графике является основой для понимания и усвоения различных видов «технического языка», продолжения работы с графическими изображениями в компьютерном проектировании, изучения других учебных дисциплин и базой для дальнейшего профессионального образования.
Результаты экспериментальной проверки показали, что для учебной литературы по дисциплинам, где ведущими компонентами являются как теоретические знания, так и способы деятельности, наиболее рационально использовать классификацию, предложенную Н.Г. Преображенской.
Вначале обучающимся предлагаются типовые задачи, обладающие общими признаками и решаемые по известному алгоритму, например,
го о к
о =| построить по двум вида третий [7]. Освоив их решение, студенты достаточно быстро и правильно начинают выполнять подобные задания, в результате через какой-то промежуток времени теряют к ним интерес ^ у о и перестают работать, следовательно, и развиваться.
С целью повышения интереса к обучению, дальнейшему развитию
ш о _
_ ^ и совершенствования умений, необходимо переходить к решению задач следующего вида - развивающих - похожих на типовые, но не решаемых по известному алгоритму (рис. 1).
4 I го
О т
к ^ о
Ф го т
5 л го ^ О £Р
Рис. 1. Вариант задачи развивающего типа и ее выполнения
Как правило, развивающие задачи вызывают трудности. После неудачных попыток их решения с применением известного алгоритма обучающиеся убеждаются в необходимости нового, необходимого для решения этой задачи.
Решение развивающих задач приводит студентов к следующему этапу - переходу к творческим задачам - задачам на создание нового, отвечающего заданным условиям [2].
Например, задания, когда по виду сверху необходимо придумать два других вида группы геометрических тел (рис. 2, а, б). Задание
предполагает значительное количество различных вариантов решения, т.к. могут варьироваться и геометрические тела, и место их расположения.
о ^
X О
5 ^
пя
д
е
Рис. 2а. Вариант творческой задачи
л
Рис. 2б. Вариант выполнения творческой задачи
ся отличаются друг от друга своим развитием и имеющимися знаниями, поэтому необходимо уровневое их разделение - распределение задач с последовательным и систематическим нарастанием сложности. То есть дидактически правильное построение задач предполагает учет
90
■ I
го о ^
I о 1 Также при разработке задач следует учитывать то, что обучающиеся -О т
к ^ о
Ф го т 5 I го ы О ^
сс 5'о задач с последовательным и систематическим нарастанием сложности.
О. СУ
^ а. степени трудности решения каждой из них. Только в этом случае система заданий успешно сформирует требуемые умения и навыки и положительное отношение учащихся к предмету.
Практика показывает, что при подборе задач с учетом умственных способностей, развития и уровня знаний обучающихся, последовательный перевод каждого достигшего определенного уровня на более высокий способствует оптимальному дифференцированному, личностно ориентированному обучению и развитию.
Таким образом, при проектировании учебной литературы практической направленности, разработке заданий для нее, следует опираться на следующие требования:
- четкость и однозначность формулировки заданий;
- применение принципа нарастания трудности материала;
- дополнение образцами решения, алгоритмами типовых задач, схемами, иллюстрациями, чертежами (перед новыми темами);
- включение, помимо различных типов задач (типовых, развивающих, творческих), нестандартных задач, направленных на формирование интереса и развитие обучающихся;
- дифференциация заданий для обучающихся сильных, среднего уровня и слабых (простые, средние, сложные);
- использование разнообразных задач с различными формами деятельности (выполнение чертежей и эскизов, моделирование и конструирование и т.п.).
Также при проектировании заданий, помимо общих требований, следует учитывать специфические, характерные для каждого предмета. Например, на занятиях по инженерной графике необходимо включать задачи на формирование навыков работы с чертежными инструментами и принадлежностями, графических навыков, на анализ формы геометрических тел, умений и навыков в чтении и выполнении чертежей и развития пространственных представлений и т.п.
Таким образом, определив особенности построения учебно-практической литературы, была разработана и опробована система заданий по дисциплине «Инженерная графика», ориентированная на личностно ориентированное обучение, включающая различные типы задач, дифференцированные по уровням сложности.
Наблюдения за работой обучающихся показали, что экспериментальные группы испытывали меньше затруднений при выполнении заданий,
делали их более аккуратно, с большим количеством вариантов, большей сложностью и с большим интересом, чем контрольные группы.
В итоге анализ результатов выполнения графических работ позволяет констатировать хорошие результаты обучающихся экспериментальных групп. Таким образом, исследование подтвердило, что включение в учебное пособие по инженерной графике системы разноуровневых задач способствует:
1) активизации мыслительной деятельности обучающихся, стимулирует желание работы с заданиями повышенной сложности;
2) улучшению качества выполнения работ;
3) повышению качества теоретических знаний, необходимых для овладения практическими умениями и навыками и, как следствие, возрастанию уровня успеваемости;
4) формированию умений и навыков деятельности;
5) развитию пространственных представлений и творческого мышления.
Полученные данные позволяют сделать вывод о необходимости проектирования учебной литературы по различным учебным дисциплинам, включающей в себя систему дифференцированных по уровням сложности и видам упражнений и задач.
о ^
X О
б ^
С IX
д
ф
Библиографический список
1. Бабаева Э.С. Подходы и принципы проектирования программ неформального образования // Современные исследования социальных проблем. 2011. № 4. С. 299-305.
2. Васильченко А.И., Чернет О.П. Учебно-педагогическая литература. Картографические издания. М., 1976.
3. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. М., 1991.
4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295).
5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2000.
6. Кучукова Т.В. Развитие социально значимых качеств личности в образовательном процессе // Современные исследования социальных проблем. 2009. Вып. 5. С. 63-65.
7. Преображенская Н.Г. Система обучению черчению и развитие учащихся общеобразовательной школы: Монография. Смоленск, 2004.
8. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. СПб., 2004.
9. Филимонова О.С. К вопросам построения концептуальной модели сборника задач по учебным дисциплинам // В мире научных открытий. 2009. № 3. С. 143-146.
10. Юсупов В.З. Проектирование адаптивной образовательной среды. Киров, 2001.