Научная статья на тему 'Педагогические принципы проектирования сборника задач по дисциплине «Черчение»'

Педагогические принципы проектирования сборника задач по дисциплине «Черчение» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
613
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБОРНИК ЗАДАЧ / СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ / СИСТЕМА ЗАДАНИЙ / TASK BOOKS' STRUCTURE / TASK BOOK / TASKS SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филимонова О. С.

В настоящей статье раскрывается значение сборников задач для чертежно-графических дисциплин, проводится краткий анализ педагогических требований к построению задачников. Рассматривается разработанная автором модель сборника задач по черчению: задачи, функции, требования к содержанию, структура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article analyzes such type of teaching means as task books of drawing and clarifies their meaning depending on contemporary demands. On account of absence regulations concerning task books' structure, the author of the article describes requirements for the content, task books' functions and structure, designed by her.

Текст научной работы на тему «Педагогические принципы проектирования сборника задач по дисциплине «Черчение»»

вания меняются подходы к подготовке будущих инженеров, а также совершенствуются дидактические процессы и внедряются новые технические средства обучения. Реализация технологий интегративного обучения и использование электронных средств обучения позволяет наиболее эффективно организовать процесс обучения студентов-заочников, самостоятельная работа которых должна составлять в среднем 75% учебного времени.

Литература:

1. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников / Зайнутдинова Л.Х. - Астрахань: Изд-во «ЦНТЭП», 1999. - 364 с.

2. Курвина А.В. Проектно-исследова-тельская деятельность в профильном обучении (естественнонаучный профиль): методические рекомендации / А.В. Курвина; Гос. образовательное учрежд. высш. проф. образования Карел. гос. пед. ун-т. - Петрозаводск: КГПУ, 2006. - 72 с.

3. Чапаев Н.К. Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции: Дис. д-ра. пед. наук: 13.00.01 / Н.К. Чапаев. -Екатеринбург, 1998. -308 с.

4. Медведев Д.А. Встреча с ректорами российских, испанских и латиноамериканских университетов: [Электронный ресурс] / Д.А.Медведев. - Электрон.ст. -Режим доступа к ст.: http://www.kremlin. ru/news/3332

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СБОРНИКА ЗАДАЧ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЧЕРЧЕНИЕ»

Филимонова О.С.

В настоящей статье раскрывается значение сборников задач для чер-тежно-графических дисциплин, проводится краткий анализ педагогических требований к построению задачников. Рассматривается разработанная автором модель сборника задач по черчению: задачи, функции, требования к содержанию, структура.

Ключевые слова: сборник задач; структура построения; система заданий.

Didactic approaches for planning task book of drawing. This article analyzes such type of teaching means as task books of drawing and clarifies their meaning depending on contemporary demands. On account of absence regulations concerning task books' structure, the author of the article describes requirements for the content, task books' functions and structure, designed by her.

Key words: task book, task books' structure, tasks system

Современный этап развития общества требует подготовки специалистов, способных реализовать свой потенциал в постоянно меняющихся

условиях современной действительности. В связи с ростом строительства, производства, дизайн-проектирования возрастает потребность в подготов-

41

ке профессиональных кадров, основной базой знаний которых являются дисциплины чертежно -графического цикла: архитектурно-строительное черчение, машиностроительное черчение, начертательная геометрия, ландшафтное проектирование и т.п.

«Черчение» - учебная дисциплина практического характера, включающая в себя формирование способов деятельности путем приобретения теоретических знаний, умений и навыков чертежно-графической деятельности, являющаяся основой для понимания и усвоения различных видов технической и компьютерной графики и базой для дальнейшего профессионального образования.

Несмотря на запрос государства о качественной подготовке технически образованных специалистов, в последние годы в школьной программе идет сокращение продолжительности обучения черчению, что отрицательно сказывается на чертежно-графической грамотности выпускников. Такая тенденция снижает уровень графической подготовки учащихся, возможности для развития умственных, волевых и социальных качеств личности, осложняет процесс последующего обучения студентов художественно-графических, дизайнерских, инженерных и др. факультетов. Пространственные представления и пространственное мышление опускаются на средний и низкий уровень, что влияет на интеллектуальный уровень учащихся и успешность всей учебной деятельности.

Возникшее положение необходимо исправлять за счет правильной организации учебного процесса, насыщения его различными формами, видами и методами работы. Один из путей - разработка и создание но-

вых учебно-дидактических пособий, способных повысить интенсивность и эффективность процесса обучения. Так как черчение - дисциплина практической направленности, в основе которой лежит приобретение умений и навыков способов графической деятельности, то основной учебной литературой для нее являются учебник и сборник задач.

Наше исследование посвящено разработке педагогических требований к сборникам задач, на основе которых была разработана и апробирована модель задачника по черчению.

В результате анализа литературы [1,2,3 и др.] мы пришли к выводу о том, что при проектировании сборников задач, как важного компонента комплекса учебной литературы, необходимо, опираясь на общие педагогические принципы (основные исходные положения науки), определить его функциональное назначение, выделить требования к содержанию, разработать структуру, сформулировать основные этапы построения.

Раскроем определения основных понятий, необходимых для построения сборников задач.

Сборники задач - учебная литература, состоящая из систематизированных по разделам программы условий задач, способствующая обеспечению усвоения теоретического материала, формированию практических умений и навыков и развитию учащихся [2].

Структура - это строение, внутренняя упорядоченность, необходимый компонент содержания [4]. Структура сборника задач - организация (строение) внутренних компонентов (составляющих частей).

Требования - правила, условия, обязательные для выполнения.

Содержание - то, что составляет сущность чего-либо; определенным образом упорядоченная совокупность элементов (частей) [4].

Требования, предъявляемые к содержанию сборников задач - проявление определенных свойств (соответствие изучаемой науке, возрастным особенностям, одинаковость построения параграфов по всей книге, включение определенной системы упражнений и задач и т.д.), характерных для данного вида учебной книги, отражающих ее функциональное назначение и необходимых для удобства пользования.

Функции - совокупность целенаправленно сформированных свойств, отражающих назначение задачника (например, развивающая функция, воспитательная и т.п.).

Рассмотрим основные положения, касающиеся принципов построения задачников.

Структура сборников задач по учебным дисциплинам представляет собой сочетание двух компонентов -текстового и внетекстового. Внетекстовый компонент является главенствующим, так как он представляет собой различные виды заданий. Текстовый компонент выражен в минимальном виде и представлен краткими теоретическими сведениями в начале новых тем.

Главным структурным компонентом любого задачника является система заданий. Анализ литературы показал наличие множество различных видов упражнений и задач, которые должны входить в данную систему. Разрабатывать ее должен специалист (например, педагог-предметник) в зависимости от направленности учебного предмета и задач, которые реша-

ются в ходе его усвоения, конечных результатов обучения, особенностей методики преподавания и т.п.

Кроме того, что система заданий, входящих в сборники, должна быть разновидовой и разновариативной, мы предположили, что необходимо также ее разделение на уровни - более легкие задания, средней сложности, сложные, а также возможны задания со звездочкой.

Наше предположение основывалось на исследованиях психологов и педагогов, а также личном опыте, о том, что уровень умственного развития и наличие и качество имеющихся у учащихся знаний различные, поэтому решение одинаковых для всех заданий могут привести к «усреднению» обучения. Именно поэтому, задания в сборниках для каждой темы необходимо разделять по уровням, затем распределять и предлагать их в соответствии с возможностями учащихся, с постепенным переводом каждого с более низкой ступени на более высокую. В результате такой дифференциации мы имеем возможность реализовы-вать основные положения личностно ориентированного обучения (индивидуальный подход к каждому учащемуся) и дидактические принципы (сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, прочности) посредством сборников задач.

Функциональное назначение сборников соответствует любому учебному предмету.

Рассмотрим функции задачников, установленные и обоснованные нами на основе анализа функций учебников и учебной литературы:

1. репродуктивная. Опыт осуществления способов деятельности,

воспроизведения этих способов, переходящих в умения и навыки;

2. развивающая. Направлена на развитие умственных способностей, творческого потенциала, умений решать поставленные задачи посредством приобретения опыта практической деятельности;

3. контрольная. Возможность использования заданий для проверки степени усвоения и результатов обучения;

4. самообразовательная. Формирование у учащихся умений и желания в самостоятельном применении знаний;

5. мотивационная. Направлена на появление интереса, положительных эмоций к работе, критического, творческого подхода к решению поставленных задач;

6. организация межпредметных связей. Установление связи между дисциплинами одной направленности.

Задачи, которые решаются с помощью задачников, мы определили как общие (характерные для любой учебной дисциплины) - обеспечивающие прочное освоение теоретических основ курса и формирование практических умений и навыков, и частные - отвечающие специфике учебного предмета. Частные задачи устанавливаются педагогами, разрабатывающими сборник по конкретной дисциплине, в соответствии с ее особенностями.

На основе анализа различных сборников задач по учебным дисциплинам, мы пришли к выводу о том, что все они в той или иной мере отражают компоненты социального опыта личности (знаниевый, практический, творческий и мотивационный), кото-

рые необходимо включать в ходе составления задачников.

Знаниевый компонент показан в сборниках в виде кратких теоретических сведений перед новыми темами и алгоритмов решения задач, реализуется в ограниченном виде, полная теория отражена в учебнике по дисциплине.

Практический компонент представлен в сборниках в виде системы упражнений и задач и реализуется путем формирования умений и навыков деятельности.

Творческий компонент, так же, как и практический, выражен задачами, только более узкого содержания -развивающими творческое мышление.

Мотивационный компонент служит для формирования у учащихся положительного отношения и познавательного интереса к учебной дисциплине и выражен в сборниках в виде заданий с интересной подачей, разноуровневых и разновариантных.

Требования, предъявляемые к содержанию сборников задач, так же, как и функции, можно охарактеризовать как единые, характерные для любой учебной дисциплины:

- соответствие структуры материала (главы, параграфы) в сборнике задач и учебнике по предмету;

- четкость и однозначность формулировки заданий;

- применение системы заданий, включающей в себя упражнения и задачи;

- использование уровневой системы распределения заданий (простые, средние, сложные);

- введение перед каждой изучаемой темой кратких теоретических справок и алгоритмов решения типовых задач;

- соответствие принципу нарастания трудности материала;

- применение принципа наглядности (дополнение образцами решения, схемами, иллюстрациями, чертежами);

- возможность использования различных методов организации работы (решение задач в тетрадях, конструирование из объемных элементов, моделирование из пластилина и т.п.).

Таким образом, функции и требования, направленные на повышение качества, эффективности и удобства в применении сборников задач, едины и должны учитываться при их построении по любой учебной дисциплине.

Для подтверждения гипотезы исследования и решения поставленных задач возникла необходимости в разработке и апробации модели сборника задач. Такая модель была создана для учебной дисциплины «черчение».

Исследования психологов и педагогов (А.Д.Ботвинников, В.А.Гервер, Е.Н.Кабанова-Меллер, И.С.Якиманская и др.) свидетельствуют о том, что чер-тежно-графическая деятельность способствует интенсивному развитию пространственных представлений, воображения, мышления и творческого потенциала, которые только в процессе изучения черчения развиваются наиболее результативно.

Таким образом, приобретение знаний и умений по черчению в средней общеобразовательной школе является основой для понимания и усвоения различных видов «технической графики», продолжения работы с графическими изображениями в компьютерном проектировании, изучения других учебных дисциплин (геометрии, физики, химии, истории и т.д.)

и базой для дальнейшего профессионального образования.

Модель сборника задач по черчению разрабатывалась на основе выделенных и разработанных в результате анализа литературы и опыта практической деятельности принципов построения задачников по учебным дисциплинам.

Функции и требования, предъявляемые к модели сборника задач по черчению (как и к задачнику по любой учебной дисциплине), были рассмотрены выше. Общими задачами модели сборника по черчению являются: обеспечение прочного усвоения теоретических основ курса; формирование практических умений и навыков выполнения практических работ и решения задач. Частными задачами: усвоение умений и навыков в чтении и выполнении чертежей; формирование навыков работы с чертежными инструментами и принадлежностями; овладение алгоритмами графической деятельности; развитие пространственных представлений, мышления, творческих способностей; совершенствование приобретаемых графических умений и навыков.

Система заданий была разработана с опорой на классификацию упражнений и задач, предложенных Н.Г.Преображенской [5], так как они в наибольшей степени направлены на приобретение практических умений и формирование навыков в ходе освоения учебной дисциплины черчение.

Упражнения представлены тремя видами: подготовительные, полусамостоятельные и самостоятельные.

Подготовительные упражнения проводятся после объяснения нового материала, направлены на ознакомление учащихся с последовательностью

решения задачи - этапами алгоритма решения типовой задачи, формирование практических умений, а также на проверку понимания учащимися нового материала.

Полусамостоятельные упражнения формируют у учащихся понимание алгоритма решения типовой задачи и умения осознанно пользоваться им на практике.

Самостоятельные упражнения контролируют прочность знаний, умений и навыков решения типовых задач.

При систематичном использовании рассмотренных видов упражнений у учащихся происходит формирование умений и навыков решения типовых задач.

Система задач также представлена тремя видами: типовые, развивающие, творческие.

Типовые задачи обладают общими признаками, решаются по известному алгоритму после освоения упражнений.

Следующий этап - решение развивающих задач, похожих на типовые, но не решаемых по известному алгоритму, совершенствующих умения и развивающих навыки, приобретенные при решении типовых задач.

Затем перед учащимися ставятся еще более сложные, творческие задачи, предполагающие создание нового образа объекта или его вариантов по заданным условиям. Такой комплекс задач позволяет целенаправленно формировать умения и навыки практической деятельности, развивать мыслительную деятельность, стимулировать творческую [3].

Таким образом, разработанная модель сборника включают в себя систему, представленную упражнениями

(подготовительными, полусамостоятельными и самостоятельными) и задачами (типовыми, развивающими и творческими), которую необходимо освоить учащимся в ходе изучения тем курса черчения по каждой учебной теме. Представленные задания дифференцированы по степени трудности (простые, средние, сложные); включают несколько вариантов; расположены в строгой последовательности в соответствии с учебной программой.

Итак, модель сборника задач по черчению представляет собой учебную книгу, которая:

1) разработана на основе выделенных этапов проектирования задачников по учебным дисциплинам в соответствии с педагогическими принципами (научные, дидактические, методические, принципы личностно ориентированного обучения) и компонентами социального опыта личности (знаниевый, практический, творческий, мотивационный);

2) соответствует функциональному назначению данной литературы (репродуктивная, развивающая, контрольная, самообразовательная, мо-тивационная, организационная функции);

3) решает задачи предмета посредством решения системы разновидо-вых дифференцированных по уровням сложности заданий: развитие мышления и пространственных представлений; обеспечение прочного усвоения теоретических основ курса; формирование практических умений и навыков работы с чертежными инструментами и принадлежностями, выполнения практических работ, решения задач; усвоение умений и навыков в чтении и выполнении чертежей; совершенствование графических навыков и умений;

овладение алгоритмами графической деятельности;

4) отвечает требованиям к пособиям данного вида (одинаковость структуры материала; четкость и однозначность формулировок; введение системы заданий; использование дифференциации заданий по уровням сложности; введение теоретических справок и алгоритмов решения типовых задач перед новыми темами; применение принципа нарастания трудности материала; возможность использования различных методов организации работы).

5) построена в целесообразном соответствии структурных компонентов, выраженных совокупностью кратких теоретических справок и системой упражнений и задач, дифференцированной по уровням сложности.

Модель сборника, разработанная на основе выделенных положений, была апробирована в средних общеобразовательных учреждениях города Смоленска на уроках черчения. Опытно -экспериментальная работа подтвердила выдвинутую в ходе исследования гипотезу о том, что систематическое использование в учебном процессе

сборника задач, спроектированного на основе психолого-педагогических принципов, учитывающего содержание предмета и уровень развития учащихся, обеспечит повышение качества знаний, умений и навыков школьников и как следствие развитие личности.

Проведенная аналитическая обработка результатов экспериментальной проверки позволила определить положительную динамику образовательного процесса, подтвердив эффективность модели сборника задач как развивающего средства обучения.

Литература:

1. Беспалько В.П. Теория учебника. -М.: Просвещение, 1988. - 162 с.

2. Васильченко А.И., Чернет О.П. Учебно-педагогическая литература. М.: Книга, 1976. - 142 с.

3. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. - М.: Просвещение, 1991. - 132 с.

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспи-ров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: изд.центр «Академия», 2000. - 176 с.

5. Преображенская Н.Г. Система обучению черчению и развитие учащихся общеобразовательной школы: Монография. - Смоленск: СГПУ, 2004. - 352 с.

ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Попова Е.А.

В статье представлен хронологический обзор философских и психолого-педагогических исследований менталитета личности, его содержания и структуры. Получила развитие концепция о возможностях преобразования профессионального менталитета на основе изменения составляющих его структурных компонентов. Отражены результаты теоретических исследований в области структуры профессионального менталитета педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.