Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕВЕНТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕВЕНТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
156
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕВЕНЦИЯ / ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРОЕКТ / АТРИБУТЫ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ВОЗДЕЙСТВИЕ / СОТРУДНИКИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зуева Евгения Геннадьевна, Шаранов Юрий Александрович

Введение. Рассматривается система превентивной психологии в деятельности сотрудников органов внутренних дел с позиции методологии ее проектирования. Анализируются понятие психологической превенции и возможности прогнозирования противоправного поведения в системе органов внутренних дел. Ставится проблема проектирования системы превентивной психологии в деятельности указанных сотрудников. Результаты и обсуждение. Определены границы понятия «психологическая превенция» и способы ее проектирования как системы в зависимости от содержания служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Предложен проект системы психологической превенции в деятельности органов внутренних дел, который включает в себя такие составляющие, как цель, задачи, функции, субъекты и объекты превентивного воздействия. Обозначены основные атрибуты проекта превентивной психологии как неравновесной системы в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Актуализируются прогностическая и психодиагностическая функции, направленные на выявление, оценку, учет как статических, так и динамических характеристик системы превенции совершения рецидивных правонарушений, а также функция коррекции, предназначенная для оказания помощи лицам, состоящим на профилактическом учете в органах внутренних дел. Выводы. Процесс проектирования системы превентивной психологии отражает перспективное в теории систем представление об организации деятельности служб и подразделений органов внутренних дел как динамической, нелинейной и принципиально незавершенной структуре, благодаря чему достигается синергийный эффект безопасности и устойчивости правопорядка в районе несения службы подразделений органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зуева Евгения Геннадьевна, Шаранов Юрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT PLANNING OF A SYSTEM OF PREVENTIVE PSYCHOLOGY IN LAW ENFORCEMENT OFFICERS’ ACTIVITIES

Introduction. The article attempts to consider the system of preventive psychology in the activities of police officers from the standpoint of the methodology of its project planning. The concept of psychological prevention is analyzed and the possibilities of predicting illegal behavior in the system of Internal Affairs’ bodies are considered. The study poses the problem of project planning a system of preventive psychology in the activities of law enforcement officers. Results and Discussion. The boundaries of the concept of "psychological prevention" and the ways of its project planning as a system according to the content of the official activities of police officers are determined. A draft system of psychological prevention in the activities of the Internal Affairs’ bodies is proposed, which includes the following components: purpose, tasks, functions, subjects and objects of preventive impact. The main attributes of the project of preventive psychology as a non-balanced system in the activities of law enforcement officers are outlined. The prognostic and psychodiagnostic functions are being updated, aimed at identification, evaluation, consideration of both static and dynamic characteristics of the system for the prevention of recidivism, as well as a correction function designed to assist persons registered in preventive records in law enforcement agencies. Conclusions. The process of project planning of a preventive psychology system reflects a promising concept in systems theory about the organization of the activities of services and law enforcement divisions as a dynamic, non-linear and fundamentally incomplete structure, due to which a synergistic effect of security and stability of law and order is achieved in the area of law enforcement divisions.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕВЕНТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Психолого-педагогические аспекты становления и развития личности

Psychological and pedagogical aspects of personality formation and development

Научно-теоретическая статья

УДК 159.9 © Е. Г. Зуева, Ю. А. Шаранов, 2022

doi: 10. 24412/1999-6241-2022-289-126-133

5.3.9 Юридическая психология и психология безопасности

Проектирование системы превентивной психологии в деятельности сотрудников органов внутренних дел

Евгения Геннадьевна Зуева \ кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии; zueva.eg@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0001-6919-0306

Юрий Александрович Шаранов \ Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры юридической психологии; niospba@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-9758-8220 1 Санкт-Петербургский университет МВД России, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1, Россия Реферат

Введение. Рассматривается система превентивной психологии в деятельности сотрудников органов внутренних дел с позиции методологии ее проектирования. Анализируются понятие психологической превенции и возможности прогнозирования противоправного поведения в системе органов внутренних дел. Ставится проблема проектирования системы превентивной психологии в деятельности указанных сотрудников. Результаты и обсуждение. Определены границы понятия «психологическая превенция» и способы ее проектирования как системы в зависимости от содержания служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Предложен проект системы психологической превенции в деятельности органов внутренних дел, который включает в себя такие составляющие, как цель, задачи, функции, субъекты и объекты превентивного воздействия. Обозначены основные атрибуты проекта превентивной психологии как неравновесной системы в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Актуализируются прогностическая и психодиагностическая функции, направленные на выявление, оценку, учет как статических, так и динамических характеристик системы превенции совершения рецидивных правонарушений, а также функция коррекции, предназначенная для оказания помощи лицам, состоящим на профилактическом учете в органах внутренних дел. Выводы. Процесс проектирования системы превентивной психологии отражает перспективное в теории систем представление об организации деятельности служб и подразделений органов внутренних дел как динамической, нелинейной и принципиально незавершенной структуре, благодаря чему достигается синергийный эффект безопасности и устойчивости правопорядка в районе несения службы подразделений органов внутренних дел.

Ключевые слова: превенция; психология безопасности; проект; атрибуты; прогнозирование; девиантное поведение; психологическая профилактика; воздействие; сотрудники; деятельность

Для цитирования: Зуева Е. Г., Шаранов Ю. А. Проектирование системы превентивной психологии в деятельности сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Т. 27, № 2(89). С. 126-133. https://doi.org/ 10. 24412/1999-6241-2022-289-126-133

Scientific and Practical Article

UDC 159.9 © Е. G. Zueva, Yu. A. Sharanov, 2022

doi: 10. 24412/1999-6241-2022-289-126-133

5.3.9 Legal Psychology and Psychology of Security

Project Planning of a System of Preventive Psychology in Law Enforcement Officers' Activities

Evgeniya G. Zueva \ Candidate of Sciences (in Psychology), associate-professor of the chair of Legal Psychology; zueva.eg@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0001-6919-0306

Yuri A. Sharanov Honoured Worker of Higher School of the Russian Federation, Doctor of Sciences (in Psychology), professor, professor at the chair of Legal Psychology; niospba@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-9758-8220 1 St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 1 Pilyutova st., St. Petersburg, 198206, Russia

Abstract

Introduction. The article attempts to consider the system of preventive psychology in the activities of police officers from the standpoint of the methodology of its project planning. The concept of psychological prevention is analyzed and the possibilities of predicting illegal behavior in the system of Internal Affairs' bodies are considered. The study poses the problem of project planning a system of preventive psychology in the activities of law enforcement officers. Results and Discussion. The boundaries of the concept of "psychological prevention" and the ways of its project planning as a system according to the content of the official activities of police officers are determined. A draft system of psychological prevention in the activities of the Internal Affairs' bodies is proposed, which includes the following components: purpose, tasks, functions, subjects and objects of preventive impact. The main attributes of the project of preventive psychology as a non-balanced system in the activities of law enforcement officers are outlined. The prognostic and psychodiagnostic functions are being updated, aimed at identification, evaluation, consideration of both static and dynamic characteristics of the system for the prevention of recidivism, as well as a correction function designed to assist persons registered in preventive records in law enforcement agencies. Conclusions. The process of project planning of a preventive psychology system reflects a promising concept in systems theory about the organization of the activities of services and law enforcement divisions as a dynamic, non-linear and fundamentally incomplete structure, due to which a synergistic effect of security and stability of law and order is achieved in the area of law enforcement divisions.

Keywords: prevention; safety psychology; project; attributes; forecasting; deviant behavior; psychological prevention; influence;

employees/officers; activity

Citation: Zueva Е. G., Sharanov Yu. A. Project Planning of a System of Preventive Psychology in Law Enforcement Officers' Activities. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2022. Vol. 27, No. 2(89). Pp. 126-133 (In Russ). https://doi.org/ 10. 24412/1999-6241-2022-289-126-133

Основные положения

1. Проект системы превентивной психологии

в деятельности сотрудников органов внутренних дел представляет собой организованную и целеустремленную деятельность, направленную на профилактику противоправного поведения лиц, состоящих на профилактическом учете.

2. Проект системы превентивной психологии включает такие составляющие, как цели, задачи, функции, субъекты и объекты профилактической деятельности в системе органов внутренних дел.

3. Атрибутами проекта системы превентивной психологии являются динамичность, нелинейность и незавершенность.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы. Превентивная психология является наименее развитым направлением в структуре психолого-юридического знания. Это обусловливается предельной сложностью тех объектов, которые подвергаются систематическому познанию и динамическому контролю. Особое внимание при этом уделяется своевременному выявлению, предупреждению и пресечению правона-рушающего и преступного поведения, виктимологии безопасности субъекта, в том числе генезису отклоняющегося поведения подростка и взрослого с позиции междисциплинарного и системного подходов. Целью являлось проектирование системы психологической превенции в органах внутренних дел (далее — ОВД) с опорой на общую систему правового, психолого-юридического и психолого-педагогического обеспечения правоохранительной деятельности. Методологические основы решения проблемы включают в себя комплекс психолого-юридических подходов, теорий и концепций, раскрывающих сущность и механизмы

формирования проекта системы психологической превенции в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Теоретические предпосылки и обзор проблемы. Вопрос о превенции отклоняющегося поведения взрослого является принципиально новым и актуальным в юридической психологии и педагогике. Так, по мнению С. А. Беличевой и некоторых других специалистов в области превентивной психологии, взрослые не должны выступать объектом превентивной психологии, так как они рассматриваются в качестве таковых в правовой и криминальной психологии [1]. На наш взгляд, согласиться в настоящее время с этой слишком радикальной позицией не представляется возможным. Поскольку в криминальной психологии личность интерпретируется исключительно как субъект преступления, а теория и практика превенции включают и случаи агрессивного, корыстного, социально дезадаптивного, саморазрушающегося и других форм виктимно опасного поведения личности.

Ведущими тенденциями развития профилактики девиантного поведения в США и странах Западной Европы являются: ориентация на профилактические и реабилитационные мероприятия по отношению к осужденным без изоляции их от привычной социокультурной среды, в том числе девиантным подросткам [2-6]; стимулирование гражданской активности в этой сфере; привлечение большего количества участников и средств [7; 8]; проведение психолого-профилактических мероприятий в зависимости от уровня риска повторных правонарушений [9-11]. В России упор делается на подготовку специалистов по практической работе с девиантными детьми и подростками; психологизацию воспитательно-профилактической деятельности; признание роли

медико-психологической помощи в коррекции и реабилитации [12-14].

В отечественной науке традиционно к отклоняющимся видам поведения относят как преступное (делинквентное), так и непротивоправное (уголовно не наказуемое) аморальное поведение (например, систематическое пьянство, стяжательство, сексуальные и другие формы асоциальной распущенности), а также различного рода аддикции. В сфере правоохранительной деятельности выделение видов девиантного поведения среди сотрудников является достаточно условным, так как игнорирование норм служебной этики довольно часто перерастает в правонарушение или преступление.

Превенция с точки зрения первоначальной этимологии (от позднелат. praeventio — опережаю, предупреждаю) понимается как акцентирование внимания не столько на ее предупредительном потенциале, сколько на представлении о любом опережающем правовом, педагогическом, психологическом и ином целенаправленном воздействии. При этом в рамках превенции в одинаковой степени предполагается в качестве методологии познания и прогнозирования развития социального явления перспективное проектирование или моделирование ситуаций как противоправного, так и правомерного характера. В такой трактовке функциональной направленности институт психологии юридической превенции существенным образом расширяется, так как охватывает соответствующие отрасли права и множество социальных систем регулирования общественных отношений в сфере безопасности.

Необходимо пояснить и сам смысл превенции, так как содержание превентивных мер непосредственно связано с динамикой Я-личности во времени и пространстве. Если превенция — это опережающее воздействие на личность в настоящем времени, для того чтобы как можно раньше предупредить совершение ею в будущем возможной ошибки (в мыслях, намерениях, целях, чувствах, установках, поступках), то какими способами можно все это прогнозировать и проектировать? Насколько коррелирует «опережающее воздействие» с возрастом и полом человека [15], с уровнем его собственной идентичности и подлинностью существования согласно модели самовосприятия во времени и пространстве? Ведь человек верит, что он в будущей версии собственного «Я» будет более совершенным, чем его нынешнее «Я», несмотря на то что это нынешнее «Я» кажется более подлинным, чем «Я» из прошлого. Возникает также вопрос, на какую временную перспективу должно рассчитываться опережающее воздействие, а затем и само проектирование личности. Не попадаем ли мы в ловушку собственных представлений о будущем человека? При том что будущее уже присутствует здесь и сейчас в повседневных действиях человека, «в ментальной матрице личности».

Другими словами, для того чтобы система превентивных воздействий достигала своих целей, она должна содержать в себе не только знание закономерностей природы девиантного и криминального поведения, но и в некотором смысле идеальный проект развития человека, четкие ориентиры его непрерывного, поступательного самодвижения вперед, с тем чтобы быть адекватным будущей версии его более совершенного «Я» [16]. Какое место в этом сложном процессе может занимать деятельность правоохранительных органов? Очевидно, что кризисная и посткризисная эпоха, связанная с проведением Россией специальной военной операции и последующими экономическими санкциями со стороны Запада, неизбежно переориентирует всю систему обеспечения правопорядка и безопасности на использование ресурсов психологической превенции, прогнозирование и проектирование идеальных состояний социального правопорядка.

Как представляется, подразделения и службы органов внутренних дел в рамках реализации принципа презумпции правомерного поведения субъектов правоотношений, по сути дела, осуществляют и проектирование социального правопорядка. В свою очередь, сложившийся правовой режим задает модус поведения сотрудников и граждан, начинает выполнять функции средства воздействия на другие параметры социальной среды через механизмы его позитивной коррекции. Так, психолого-юридические средства выступают одновременно в качестве методов и форм превентивного воздействия на морально-психологическую среду субъектов правоотношений и внутренний мир сотрудников органов внутренних дел, направляют и организуют их профессиональную саморегуляцию.

Когда действия правоохранительных органов направляются на пресечение совершения противоправных поступков и противодействие фактическим правонарушениям, то безусловным приоритетом обладает принцип «потенциальной виновности» субъектов охранительных правоотношений, воспринимаемых правоприменителями в качестве потенциальных (фактических) правонарушителей. При этом потенциал психологической науки в юридической превенции в равной степени может быть задействован как в сфере регулятивного, так и в сфере охранительного воздействия на субъектов права.

В настоящее время многочисленные вопросы правоохранительной практики напрямую связаны с определением места юридической психологии в оптимизации процесса выбора средств превентивного воздействия по следующим основным направлениям: выявление эффективности антикоррупционной экспертизы законодательных актов и вероятностная оценка коррупционных рисков в деятельности государственных служащих; обоснование целесообразности ужесточения либо, напротив, либерализации

применения норм права в деятельности различных государственных и общественных институтов; прогнозирование наиболее вероятных коллизий и конфликтов в области трудовых и социальных отношений с предложением наиболее действенных средств их оптимизации. Эти и многие другие направления правоприменительной деятельности основаны на использовании как правовых, так и психологических средств превентивного воздействия, что позволяет говорить об усилении практической значимости института психолого-юридической превенции и подчеркивает необходимость его всестороннего изучения [17].

Результаты и обсуждение

Определение понятия психологической превенции. Прежде всего требуется уточнить границы понятия «психологическая превенция», так как его научный статус до конца еще не устоялся. В последнее время под предлогом комплексного или междисциплинарного характера функций и объектов превентивного воздействия предмет психологической превенции раздвигает свои границы. Очевидно, что расширение объема правовых норм в психологической превенции вполне обоснованно, так как они призваны поддерживать в ней определенный порядок, организовывать ее. Тогда как психология реализует свою основную функцию — систематизацию знаний о психике человека, его ментальной структуры и побудительных механизмов поведения, придавая правовым воздействиям персонифицированный характер.

Границы «психологической превенции» — это вопрос наличия или отсутствия четких критериев для установления меры превентивного воздействия по отношению к некоторым видам преступлений, правонарушениям и девиантным видам поведения субъекта. Например, меры психологического воздействия на рецидивистов значительно усложнились в связи с отменой прогрессивной шкалы наказаний и субъективным характером оценки разновидностей рецидива преступлений — простой, опасный и особо опасный. Во многом по этой причине обострилась проблема превенции рецидивной преступности и возникла необходимость модернизации всей существующей системы мер противодействия ее опасным посягательствам. Для того чтобы понять и осуществить прогноз поведения лиц, которые по новому законодательству были осуждены к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, потребовались знания и технологии юридической психологии [18]. Точно так же значительный рост преступлений в киберпространстве заставил правоохранительные органы спешно разрабатывать комплекс мер по эффективной превенции данных видов преступных посягательств. В зависимости от того, на какую сферу социальных отношений или субъектов права направляются меры психологической превенции, можно трактовать ее в широком и узком смысле

слова. В широком — это все институты гражданского общества, прежде всего семья, органы просвещения и образования.

Превентивные меры делятся на три типа: первичные, вторичные и третичные.

Первичная превенция преимущественно направлена на сохранение и развитие устойчивости и надежности достигнутых параметров правопорядка, способствующих сохранению жизни и здоровья детей и взрослых, предупреждению и пресечению негативного воздействия со стороны криминальной субкультуры. Она является массовой и наиболее эффективной.

Вторичная превенция распространяется на предупреждение различных форм асоциального поведения, под которым понимается форма дезорганизации индивида в группе лиц или в обществе. Выделяют следующие типы асоциального поведения личности: конфликтно-ситуативный — с преобладанием положительной направленности; ситуативный — с незначительной отрицательной направленностью; неустойчивый — с преимущественно отрицательной направленностью; устойчивый — с отрицательной направленностью.

Недопущение трансформации отрицательной направленности в правонарушающие и криминальные формы поведения выступает объектом уже третичной превенции.

Психологическая превенция в узком смысле — это приоритетные направления деятельности правоохранительных органов, среди них недопущение совершения противоправных поступков и противодействие фактическим правонарушениям. Объектами пристального внимания органов внутренних дел являются потенциальные правонарушители и бывшие преступники, освободившиеся из мест отбывания наказания, а также активные члены экстремистских, террористических и организованных преступных групп. К числу лиц, относящихся к объекту обязательного превентивного воздействия, относятся и лица, совершившие правонарушения, связанные с незаконным распространением наркотиков, и лица, осужденные условно за преступления в этой сфере.

В структуре ОВД имеется подразделение, сотрудники которого специально занимаются профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних. Рост правонарушений и преступлений среди молодежи, как правило, свидетельствует о низкой эффективности превентивной деятельности подразделений и служб органов внутренних дел. В связи с этим сотрудников критикуют и наказывают, снижается рейтинг доверия полиции со стороны граждан. Кроме стандартных критериев оценки качества деятельности некоторых служб и подразделений, имеется и такой критерий, как предупреждение преступлений [19]. При этом психологическая превенция не существует отдельно

от правовой, педагогической и иных видов превенции [20]. А потому встраивается в контекст профессиональной деятельности органов полиции, когда каждый успешный случай борьбы с преступностью является предупредительным сигналом для потенциального правонарушителя и одновременно укрепляет мотивы правопослушного поведения лояльных к полиции граждан.

Превентивная психология совместно с превентивной педагогикой в ОВД предлагает меры превентивного воспитания и обучения, психологической коррекции и поддержки сотрудников, находящихся в неблагоприятных условиях жизнедеятельности. При этом превентивная психология и превентивная педагогика аккумулируют идеи, принципы и методы не только друг друга, но и социологии, права, медицины, управления и информационных технологий. Границы психологической превенции проходят там, где возникает необходимость в быстром купировании случаев проявления тяжелых психических состояний в форме депрессии, обострения психопатических тенденций в поведении личности сотрудника, импульсивности и агрессии, грубости и лжи, наркомании и алкоголизма. Система психологической превенции направлена на то, чтобы не допустить дезорганизации индивида в группе и его дальнейшего «скатывания» к криминальной форме поведения.

Разработка и проектирование системы превентивной психологии. Проектирование системы превентивной психологии в деятельности сотрудников ОВД строится на основании следующих положений:

1. Система превентивной психологии носит динамический характер, так как отражает постоянные изменения в условиях социально-правовой реальности.

2. Система является нелинейной, так как основу ее проектирования составляет проекция существующих в профессиональном сознании сотрудников идеальных образов эффективного взаимодействия субъектов и объектов профилактического воздействия. Только при организации комплексного взаимодействия можно достичь положительных изменений.

3. Проект системы превенции характеризуется принципиальной незавершенностью, так как предполагает не только сокращение преступности как таковой, но и организацию устойчивого правопослушного поведения контролируемых субъектов и предотвращение противоправных действий.

Таким образом, добиться полностью завершенного, конечного результата превенции невозможно, непрерывная цепь ситуаций жизнедеятельности групп и отдельных субъектов различной степени значимости, эмоциональной окрашенности, временно-пространственной оформленности делают жизнь человека шире и богаче любых планируемых сотрудниками целей своей деятельности.

Превенция ситуаций противоправного характера позволяет контролировать ряд негативных тенденций в обществе и самих органах внутренних дел, бороться с их причинами, а не тратить значительные ресурсы на восстановление уже нарушенных прав и интересов. Следовательно, актуальной задачей является именно проектирование системы психологической превенции в ОВД с опорой на общую систему правового, психолого-юридического и психолого-педагогического обеспечения правоохранительной деятельности (рис.).

Проект системы превентивной психологии — это динамическая организация деятельности служб и подразделений ОВД, направленная на укрепление безопасности и устойчивости правопорядка средствами психологической диагностики и коррекции субъектов, состоящих на профилактическом учете

Цели психологической превенции

Прогнозирование и динамический контроль преступного поведения Противодействие источникам и механизмам фактических преступлений

Задача превентивной психологии — вооружить широкий круг практических работников (практических психологов, воспитателей, сотрудников отделов по профилактике правонарушений несовершеннолетних) психологическим знанием для предупреждения, диагностики и коррекции противоправного поведения несовершеннолетних, а также взрослых правонарушителей

превентивной психологии

Корректирующая

Рис. Проект системы превентивной психологии (Fig. The project planning of a preventive psychology system)

Проект системы превентивной психологии — это динамическая организация деятельности служб и подразделений ОВД на основе идеальных образов, стандартов, направленная на укрепление безопасности и устойчивости правопорядка средствами психологической диагностики, оценки и коррекции субъектов, состоящих на профилактическом учете. В современной превентивной психологии выделяют также и другие функции: диагностическую — выявление причин и факторов отклонений в поведении, их комплексная оценка; реабилитирующую — преодоление негативных последствий их проявлений в поведении; координационную — объединение усилий всех воспитательных институтов (семьи, школы, общественности, средств массовой коммуникации); корректирующую и прогностическую — исправление существующих проблем и предвидение будущих возможных негативных явле-

Функции

Диагностическая и прогностическая

ний в поведении личности. В системе ОВД из указанных функций в большей степени развиваются диагностическая, а также корректирующая и прогностическая.

Очевидно, что обеспечение эффективного функционирования правовой системы государства неизбежно требует системного мониторинга ее состояния и мер быстрого реагирования, в том числе и превентивного характера.

Современная социальная (охранно-защитная) концепция профилактики предполагает переход от административно-карательных мер к всесторонней медико-психологической, психолого-педагогической и социально-правовой помощи и поддержке сотрудников и их семей, различных социальных слоев населения, в том числе детей группы социального риска, подростков с отклонениями в психическом и социальном развитии. Весь этот широкий и во многом новый фронт решаемых в превентивной практике задач не может быть развернут без должного психологического обеспечения, а потому требует интенсивного развития прикладной отрасли юридической психологии — превентивной психологии.

Задача превентивной психологии — вооружить широкий круг практических работников (практических психологов, воспитателей, сотрудников отделов по профилактике правонарушений несовершеннолетних) психологическим знанием для предупреждения, диагностики и коррекции противоправного поведения как несовершеннолетних, так и взрослых правонарушителей.

Психодиагностика является важным этапом превентивной психологии в целях постановки дальнейших задач. Диагностика личности и криминальных установок правонарушителя необходима для оценки и определения дальнейших методов работы с ним.

Через коррекцию установок поведения лиц, состоящих на профилактическом учете, осуществляются динамическое наблюдение и сопровождение. Системным основанием превентивной психологии является психологическая помощь, которая имеет два ведущих направления: психологической превенции (предупреждение, психопрофилактика) и психологической интервенции (преодоление, коррекция, реабилитация). Традиционно большинство психологов правоохранительных органов в процессе оказания помощи сотруднику предпочитает обращаться к ресурсам психологического консультирования. Это первичный вид психологической помощи, ориентированный на психическую норму, тогда как психологическая коррекция рассматривается как второй, более высокий уровень, направленный на исправление или компенсацию нарушений в структуре личности, а психотерапия еще более сложный уровень психологической помощи, так как она ориентирована на глубинную работу по трансформации личности. С позиций психологического консультирования превентивная деятельность — это

упреждающая помощь, предотвращающая развитие нежелательных осложнений. Цель психологического консультирования — культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуацию с различных точек зрения [21].

Психологическая интервенция, направленная на отказ правонарушителя от противоправной деятельности, предполагает мероприятия с использованием эффективных практик. Когнитивно-поведенческая терапия является более прогностическим методом, чем традиционные методы воздействия. Программа коррекции, основанная на когнитивно-поведенческой модели, рассматривает, в частности, связи между зависимостью от алкоголя или наркотиков и преступным поведением [22].

Таким образом, в настоящее время особенно востребован потенциал превентивной психологии в экстремальных условиях деятельности, когда необходимо психологическое обеспечение надежности деятельности за счет актуализации ресурсов устойчивости (совладания), сохранения активности человека для реализации желаемых параметров жизнедеятельности на протяжении определенного отрезка времени [23, с. 49].

Выводы

1. Проект системы превентивной психологии

в деятельности сотрудников ОВД представляет собой организованную и целеустремленную деятельность, направленную на укрепление и развитие правопослуш-ного поведения лиц, состоящих на профилактическом учете. Система психологической превенции в деятельности ОВД включает в себя такие составляющие, как цели, задачи и функции, субъекты и объекты профилактической деятельности.

2. Атрибутами представленного проекта системы превентивной психологии являются: выраженный динамический характер; нелинейность, предполагающая учет различного рода взаимодействий субъектов и объектов профилактического воздействия; незавершенный характер системы превенции ОВД.

3. Система превентивной психологии направлена на превенцию девиантного поведения не только несовершеннолетних, но и взрослых людей, реализуясь с помощью первичного, вторичного и третичного уровней профилактики.

4. Диагностическая функция направлена на учет как статических, так и динамических факторов риска повторных правонарушений и на диагностику личностных черт, мотивации, криминальных установок и социальной ситуации индивида.

5. Коррекция и регуляция поведения лиц, состоящих на профилактическом учете, осуществляются индивидуализированно с учетом социально-

демографических факторов, характера совершенного правонарушения. Так, для несовершеннолетних правонарушителей проводится коррекция смысложиз-ненных ориентаций, самоконтроля в поведении; для взрослых — коррекция криминальных установок для предотвращения противоправного поведения.

6. Проектирование системы психологической превенции есть непрерывная совокупность действий сотрудников полиции, направленных на поддержание порядка средствами коррекции и регулирования поведения специальных субъектов права (освобожденных из мест лишения свободы; осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы; несовершеннолетних; допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений; больных наркоманией и алкоголизмом; психически больных лиц и др.).

7. Система превенции является детерминированной: ее состояние во многом определяется прошлым,

любое изменение требует веских оснований и средств трансформации ее линейного, направленного строго от прошлого к будущему развития. Система превенции как проект реализуется и масштабируется в правовой действительности при условии целеустремленного продуцирования и поддержания ее идеальных образов и стандартов согласно нормативным требованиям всеми субъектами правоотношений.

Перспективы. Полученные результаты позволяют определить методологию проектирования систем социально-правовой природы как одно из перспективных направлений проведения научных исследований проблемы психологической превенции в системе ОВД. В статье предложен один из вариантов проектирования системы психологической превенции в деятельности сотрудников ОВД, который может позволить в дальнейшем разрабатывать специальные мероприятия в отношении лиц, являющихся объектами профилактического воздействия.

Список источников

1. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1994. 224 с.

2. Vist N. V. Psychological and Pedagogical Conditions for the Prevention of Deviant Behavior among Adolescents. International journal of environmental & science education. 2016. Vol. 11, № 15. Pp. 8536-8551.

3. Andrews D. A., Dowden C. The Risk-Need-Responsivity Model of assessment and human service in prevention and corrections: Crime-Prevention jurisprudence. Canadian Journal of Criminology and Criminal Justice. 2008. № 4. Pp. 369-404. https://doi.org/10.3138/ cjccj.49.4.439.

4. Walker S. C., Valencia E., Miller S., Pearson K., Jewell C., Tran J., Thompson A. Developmentally-grounded approaches to juvenile probation practice: a case study. Federal Probation journal. 2019. Vol. 83, № 3. Pp. 33-41.

5. Toronjo H. A Corrections Workforce for the 21st Century. Federal Probation journal. 2019. Vol. 83, № 1. Pp. 3-7.

6. Delaney P., Weir M. An Assessment, Monitoring and Outcome Measurement System for Offender Rehabilitation and Reintegration Programmes: A Description of a Model at Work in the Cornmarket Project, Wexford. Irish Probation Journal. 2011. № 8. Pp. 200-217.

7. Connolly A. «What Works»: Implications for effective probation practice irish social worker, special issue on work with offenders. Dublin, 2000.

8. Paparozzi M. A., Gendreau P. An intensive supervision program that worked: Service delivery, professional orientation, and organizational supportiveness. The Prison Journal. 2005. Vol. 85. Pp. 445-466.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Cohen T. H., Cook D., Lowenkamp C. T. The supervision of low-risk federal offenders: how the low-risk policy has changed federal supervision practices without compromising community safety. Federal Probation journal. 2016. Vol. 80, № 1. Pp. 3-11.

10. Kemshall H. The community management of high-risk offenders: A consideration of «best practice» — Multi-Agency Public Protection Arrangements (MAPPA). Prison Service Journal. 2003. № 146. Pp. 2-5.

11. Andresen W. C. Residential Drug Treatment for High-Risk Probationers: Evaluating the Link Between Program Integrity and Recidivism. Federal Probation journal. 2019. Vol. 83, № 1. Pp. 42-49.

12. Ильянкова Е. И., Семакова А. И. Оптимизация психологического благополучия несовеpшеннолетних с делинквентным поведением // Российский девиантологический жуpнал. 2021. № 1(1). С. 84-98. https://doi.org/10.35750/2713-0622-2021-1-84-98.

13. Шелкунова Т. В., Чугорев А. С. Возможности психологической коppекции девиантного поведения подpостков // ^о-блемы совpеменного педагогического обpазования. 2018. № 60-3. С. 478-481.

14. Вяткин А. П., Невструева Т. Х., Терехова Т. А., Санина Л. В. Методы психокоppекции личности несовеpшеннолетних в системе pаннего пpедупpеждения их пpеступного поведения // Всеpоссийский кpиминологический жуpнал. 2016. № 3. С. 487-498.

15. Тылец В. Г., Краснянская Т. М., Иохвидов В. В. Темпоpальные маpкеpы психологической безопасности субъектов поздних пеpиодов жизни // ^облемы совpеменного обpазования. 2019. № 4. С. 84-97.

16. Коржова Е. Ю. Поиски пpекpасного в человеке: личность в твоpчестве А. П. Чехова. СПб., 2006. 504 с.

17. Тихонов Я. И. Институт пpевенции в системе pоссийского пpава : автоpеф. ... дис. канд. юpид. наук. Казань, 2019. 26 с.

18. Зуева Е. Г. Психологическое сопpовождение деятельности участковых уполномоченных полиции в pаботе с лицами, осужденными к меpам наказания, не связанным с лишением свободы : автоpеф. ... дис. канд. психол. наук. СПб., 2013. 22 с.

19. Крылов И. С. Оценка pезультатов пpедваpительного pасследования в МВД России // Уголовное судопpоизводство. 2017. № 3. С. 27-32.

20. Клюева Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультация, тpенинг. Яpославль, 2001. 160 с.

21. Шнейдер Л. Б. Пособие по психологическому копулированию : учеб. пособие. М., 2003. 120 с.

22. Tafrate R. C., Mitchell D. Forensic CBT: a Handbook for Clinical Practice. Wiley-Blackwell, 2013. 520 p.

23. Водопьянова Н. Е. Современные концепции ресурсов субъекта профессиональной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 16. 2015. Вып. 1. С. 45-54.

Поступила 10.03.2022; одобрена после рецензирования 15.03.2022; принята к публикации 30.03.2022.

Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

References

1. Belicheva S. A. Fundamentals of preventive psychology. Moscow, 1994. 224 p. (In Russ.)

2. Vist N. V. Psychological and Pedagogical Conditions for the Prevention of Deviant Behavior among Adolescents. International Journal of Environmental & Science Education. 2016. Vol. 11, No. 15. Pp. 8536-8551.

3. Andrews D. A., Dowden C. The Risk-Need-Responsivity Model of assessment and human service in prevention and corrections: Crime-Prevention jurisprudence. Canadian Journal of Criminology and Criminal Justice. 2008. No. 4. Pp. 369-404. https://doi. org/10.3138/ cjccj.49.4.439

4. Walker S. C., Valencia E., Miller S., Pearson K., Jewell C., Tran J., Thompson A. Developmentally-grounded approaches to juvenile probation practice: a case study. Federal Probation Journal. 2019. Vol. 83, No. 3. Pp. 33-41.

5. Toronjo H. A. Corrections Workforce for the 21st Century. Federal Probation Journal. 2019. Vol. 83, No. 1. Pp. 3-7.

6. Delaney P., Weir M. An Assessment, Monitoring and Outcome Measurement System for Offender Rehabilitation and Reintegration Programs: A Description of a Model at Work in the Cornmarket Project, Wexford. Irish Probation Journal. 2011. No. 8. Pp. 200-217.

7. Connolly A. «What Works»: Implications for effective probation practice Irish social worker, special issue on work with offenders. Dublin, 2000.

8. Paparozzi M. A., Gendreau P. An intensive supervision program that worked: Service delivery, professional orientation, and organizational supportiveness. The Prison Journal. 2005. Vol. 85. Pp. 445-466.

9. Cohen T. H., Cook D., Lowenkamp C. T. The supervision of low-risk federal offenders: how the low-risk policy has changed federal supervision practices without compromising community safety. Federal Probation Journal. 2016. Vol. 80, No. 1. Pp. 3-11.

10. Kemshall H. The community management of high-risk offenders: A consideration of «best practice» — Multi-Agency Public Protection Arrangements (MAPPA). Prison Service Journal. 2003. No. 146. Pp. 2-5.

11. Andresen W. C. Residential Drug Treatment for High-Risk Probationers: Evaluating the Link Between Program Integrity and Recidivism. Federal Probation Journal. 2019. Vol. 83, No. 1. Pp. 42-49.

12. Ilyankova E. I., Semakova A. I. Optimization of the psychological well-being of minors with delinquent behavior. Russian Journal of Deviant Behaviour. 2021. No. 1(1). Pp. 84-98. https://doi.org/10.35750/2713-0622-2021-1-84-98. (In Russ.)

13. Shelkunova T. V., Chugorev A. S. Possibilities of psychological correction of juvenile deviant behavior. Problems of Modern Pedagogical Education. 2018. No. 60-3. Pp. 478-481. (In Russ.)

14. Vyatkin A. P., Nevstrueva T. Kh., Terekhova T. A., Sanina L. V. Methods of personality psychological correction of juveniles in the system of early prevention of their criminal behavior. All-Russian Criminological Journal. 2016. No. 3. Pp. 487-498. (In Russ.)

15. Tylets V. G., Krasnyanskaya T. M., Iokhvidov V. V. Temporal markers of psychological safety of subjects of late periods of life. Problems of Modern Education. 2019. No. 4. Pp. 84-97. (In Russ.)

16. Korzhova E. Yu. The search for beauty in man: Personality in the work of A. P. Chekhov. St. Petersburg, 2006. 504 p. (In Russ.)

17. Tikhonov Ya. I. Institute of prevention in the system of Russian law. Extended abstract of Candidate of sciences dissertation (in Law). Kazan, 2019. 26 p. (In Russ.)

18. Zueva E. G. Psychological support for the activities of district police officers in their work with persons sentenced to penalties not related to deprivation of liberty. Extended abstract of candidate of sciences dissertation (in Psychology). St. Petersburg, 2013. 22 p. (In Russ.)

19. Krylov I. S. Evaluation of the results of the preliminary investigation in the Ministry of Internal Affairs of Russia. Criminal Justice. 2017. No. 3. Pp. 27-32. (In Russ.)

20. Klyueva N. V. Psychologist and family: diagnostics, consultation, training. Yaroslavl, 2001. 160 p. (In Russ.)

21. Schneider L. B. Manual of psychological counseling. Textbook. Moscow, 2003. 120 p. (In Russ.)

22. Tafrate R. C., Mitchell D. Forensic CBT: a Handbook for Clinical Practice. Wiley-Blackwell, 2013. 520 p.

23. Vodopyanova N. E. Modern concepts of resources of the subject of professional activity. Bulletin of St. Petersburg State University. Series 16. 2015. Issue. 1. Pp. 45-54. (In Russ.)

Submitted 10.03.2022; approved after reviewing: 15.03.2022; accepted for publication: 30.03.2022.

All the authors have made an equal contribution to the publication.

The authors declare that there is no conflict of interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.