Научная статья на тему 'Проектирование системы контроллинга на малых предприятиях пищевой промышленности'

Проектирование системы контроллинга на малых предприятиях пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / SMALL ENTERPRISE / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT SYSTEM / КОНТРОЛЛИНГ / CONTROLLING / МОНИТОРИНГ / MONITORING / МЕНЕДЖМЕНТ / MANAGEMENT / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / MANAGERIAL DECISION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ивашина Ю.А., Тихомирова О.И.

В статье обозначены основные особенности малых предприятий и проблемы их менеджмента. Показана важность креативных методов в обеспечении контроля качества продукции и повышении эффективности производства в целом. Подробно описаны элементы системы контроллинга и изложена методика внедрения такой системы. Апробация методики осуществлена в ООО «Торт Мастер» малом предприятии пищевой промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing Controlling Systems for Small Food Enterprises

The article outlines the key features of small enterprises and the problems of their management. Shown the importance of creative methods in providing of the product quality control as well as in the general increase of production efficiency. Elements of system of controlling are in detail described and stated the methodology of the implementation of such a system. The method testing was carried out in «Tort-Master» Ltd a small enterprise of food industry.

Текст научной работы на тему «Проектирование системы контроллинга на малых предприятиях пищевой промышленности»

В условиях современной экономики велико и разнообразно количество факторов, влияющих на развитие и жизнедеятельность хозяйствующего субъекта. Среди трудностей, с которыми сталкиваются предприятия, изготавливающие продукты питания, наряду с ростом требований со стороны потребителей, усложнением и ужесточением нормативных предписаний, серьезное давление оказывает стремительное увеличение на рынке количества продуктов и каналов их распределения. Для достижения успеха производителям необходимо вести поиски новых возможностей на рынке, выстраивать эффективные и тесные связи с непосредственными потребителями, расширять ассортимент, а главное -улучшать качество выпускаемой продукции.

Принимая во внимание, что основная цель каждого предприятия -максимально прибыльное функционирование, нельзя не отметить, что качественно выпускаемая продукция - также одна из важнейших целей любого производства.

Зачастую руководящий состав в первую очередь справляется с производственными проблемами. Конечно, сиюминутные решения способны устранить часть проблем, однако только формирование глобального видения и применение систем эффективного менеджмента позволяют достичь, в итоге, решения тех же производственных проблем на ином, более высоком уровне. Таким образом, по сути, улучшается функционирование предприятия в целом, происходит увязка производственной программы с показателями качества выпускаемой продукции.

Малые предприятия занимают значительное место в экономике большинства развитых стран. В современном мире малое предприятие понимается как форма хозяйствования с присущим ему элементом конкурентоспособности, гибким и эффективным механизмом управления, способным мобилизовать собственные финансовые ресурсы и человеческий фактор.

Основные критерии классификации малых предприятий - среднегодовое число занятых работников и величина собственных средств. Комиссия ЕС относит к категории малых трудовые коллективы до 100 человек, однако в отдельных европейских странах малыми могут считаться предприятия с численностью от 24 до 200 и даже до 500 человек. В США малые предприятия насчитывают от 25 до 99 человек, в Японии -от 50 до 300 человек в зависимости

УДК 658.114.44:664

Проектирование системы контроллинга

на малых предприятиях пищевой промышленности

Ю.А. Ивашина, аспирант, О.И. Тихомирова, канд. техн. наук, доцент Московский государственный университет пищевых производств

Ключевые слова: малое предприятие; система управления; контроллинг; мониторинг; менеджмент; управленческое решение.

Key words: small enterprise; management system; controlling; monitoring; management; managerial decision.

от отрасли. В России предельный размер численности работников малого предприятия установлен законом и составляет 100 человек.

Немаловажные характеристики передовой экономики - высокие показатели удельного веса малых предприятий в экономике, рост их числа. В США на 1 тыс. человек населения приходится более 20 предприятий, в странах-членах ЕС - не менее 30. Что касается России, то, несмотря на бурный рост малых предприятий в 1988-1994 гг., их достигнутого количества недостаточно для усиления их роли в экономике. На 1 тыс. россиян приходится в среднем шесть малых предприятий.

Мировая практика отмечает следующие положительные черты малых предприятий: гибкость и оперативность, легкость адаптации к местным условиям, невысокие расходы на управление, высокую оборачиваемость капитала, эффективное использование факторов производства, более высокую рентабельность продукции и производительность труда, иногда на 30 % выше по сравнению с соответствующей отраслевой.

Однако малые предприятия неизбежно имеют и недостатки, среди которых наряду с трудностями материального характера, приходится отметить и такую проблему как невысокий уровень профессионального менеджмента. Неопределенность целей и принятие необоснованных

решений - это источники многих проблем именно небольших производств. Упущения в процессе управления на малых предприятиях могут возникать из-за недостатка опыта руководящих кадров и зачастую осложняются качеством образования соответствующих специалистов. Многие руководители ориентированы на решения отдельно взятых производственных проблем и не могут построить целостную концепцию развития предприятия в долгосрочной перспективе. Обеспечение хоро-

Сиситема контроллинга -комплексное управление бизнесом, при котором объединяются процессы планирования, организации и контроля в едином информационном поле.

шо отлаженного механизма действия всех управленческих составляющих стало насущным требованием, предъявляемым предприятиям современными условиями.

Одно из прогрессивных подходов - применение системы контроллинга, т.е. такого комплексного управления бизнесом, при котором объединяются процессы планирования, организации и контроля в едином информационном поле.

Служба контроллинга обеспечивает поддержку решений менеджмента. В части планирования определяются, принимая во внимание внешнее окружение, стратегии, и, впоследствии, координируются оперативные и стратегические планы. В части организации контроллинг оптимизирует информационные по-токи.

В части контроля комплексная система управления обеспечивает надзор за выполнением и, при необходимости, пересмотр оперативных и

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

На малом предприятии ООО «Торт Мастер» была проведена работа по проектированию системы контроллинга с учетом специфики деятельности предприятия. Развертывание системы было начато осенью 2009 г. и продолжается по настоящее время. Внедрение производилось в несколько этапов (см. рисунок).

На первом этапе были определены цели, осуществлено планирование. Этот этап был стартовым в ходе формирования системы контроллинга.

На целях в дальнейшем базируется система мотивации. Обоснованные цели - точки отсчета в процессе контроля и оценки как результатов работы организации в целом, так и подразделений и результатов труда отдельных работников. Планы служат инструментом наглядного представления целевых показателей и возможностей их достижения, а отчеты - инструментом наглядного представления фактического уровня достижения целей.

На предприятии были установлены долгосрочные и краткосрочные цели с конкретизацией сроков в виде расписаний и детализацией исполнителей. Для установления целей использовали современную схему оценки плана SMART. Так называемая «умная» цель это: S- Specific (конкретная), M - Measurable (измеримая), A - Attainable (достижимая), R- Result-oriented (ориентированная на результат), T- Time-bound (ограниченная во времени).

Цели, устанавливаемые предприятием, должны быть значимыми, доступными, позитивными. Результат должен быть осязаем, должна существовать возможность достичь цели силами исполнителя.

На этапе планирования был разработан набор стратегий. Первоначально, на основе анализа существующей ситуации, осуществлено формирование общего понимания тенденций развития, затем сформулирована общая цель предприятия и установлены ключевые барьеры и проблемы. После того как с учетом необходимости многовариантного прогнозирования выработаны и согласованы стратегии, осуществлено планирование конкретных действий. Таким образом, стратегический набор отражает специфику работы на определенный период, описывает построение организационных отношений, обеспечивает накопление профессиональных знаний, обусловливает мотивацию работников.

Планирование непосредственных шагов по достижению цели проводили на оперативном уровне. С точ-

Этапы развертывания системы контроллинга на предприятии ООО «Торт Мастер»

стратегических планов. Созданная и логически обоснованная схема бесперебойного сбора информации позволяет сопоставлять намеченное и фактическое, производить корректировку отклонений.

Таким образом, система контроллинга позволила бы решить многие проблемы малых предприятий, большинство которых имеет стратегический характер.

Однако при проектировании и внедрении системы контроллинга следует учесть степень психологической готовности сотрудников к введению преобразований. Зачастую требуется разработать программу противодействия возможному сопротивлению. Ее создают для всего стратегического набора изначально, а воплощают в жизнь постепенно и по мере необходимости. С одной стороны, работников обязательно нужно ознакомить с планируемыми изменениями, разъяснить их необходимость, с другой - не допустить ущемления интересов работников. От этих параметров и характеристик зависят детали нормативного и ресурсного сопровождения системы контроллинга.

Только с помощью верной и полной информации можно предвидеть и оценить экономическую, хозяйственную, рыночную ситуацию.

ки зрения содержания планы должны быть проблемно ориентированы. Сложность представляет то, что бизнес-процессы происходят не последовательно, а одновременно, к тому же они взаимосвязаны. Поэтому планирование программ и мероприятий должно осуществляться синхронно, и при разработке любой части оперативного плана должны постоянно происходить согласования.

Ключевая задача системы контроллинга - создание действенного механизма сбора, учета, контроля и мониторинга данных. Во время всего запланированного периода должно происходить наращивание информации, в том числе о внешних факторах, что позволит своевременно корректировать принятые стратегические решения.

Необходимо учитывать, что информация обладает некоторыми характеристиками. Основные из них: правильность по факту и по форме, достоверность, точность и своевременность. Только с помощью верной и полной информации можно предвидеть и оценить экономическую, хозяйственную, рыночную ситуацию и своевременно принять меры по оптимизации работы предприятия.

Основываясь на сборе данных, был организован полноценный учет количественных и качественных показателей работы всех ключевых показателей деятельности предприятия с использованием средств по автоматизации процесса сбора информации. На данном этапе было создано регламентное сопровождение процесса: простые и эффективные бланки бумажных и электронных учетных форм.

Наличие электронных баз данных позволило удовлетворить и требования контроля, т.е. предусмотреть на всех этапах обеспечение непосредственного наблюдения и проверки, а также текущего контроля за экономичностью процессов. Функции контроля должны быть разнесены как во времени (по ходу выполнения плана), так и в пространстве (по технологическим этапам производства). В некоторой степени сам факт наличия учетных форм служит одним из видов контроля.

На данном этапе следует осуществлять мониторинг в разрезе установленных показателей по выделенным центрам ответственности, следить за текущей эффективностью как исправительных, так и предупреждающих действий. Для малого предприятия пищевой промышленности, в частности, актуален мониторинг данных о спросе на продукцию, о поставщиках необходимого сырья, о

требованиях потребителей к качеству. Мониторинг способствует определению состояния производственного процесса и создает предпосылки к его совершенствованию, повышению качества результатов.

Система контроллинга предусматривает выбор области, нуждающейся в принятии управленческого решения. Основная задача на данном этапе - необходимость дать оценку отклонениям от желаемого уровня и принять решения о направлении корректирующего воздействия. В принятом управленческом решении об оптимизации работы должен быть предусмотрен и описан не только производственный или административный участок, куда нацелено воздействие, но и способ, и формы такого воздействия. Одна из важных задач менеджмента на этом этапе - определение способов мотивации персонала. Для установления непосредственной зависимости трудового вознаграждения от повышения качества на каждом рабочем месте для каждого из них могут быть обозначены «ключевые показатели эффективности» (КР1), на их основе целесообразно проводить

регулярные периодические аттестации.

С момента принятия управленческого решения начинается новый виток бизнес-процесса от планирования до регулирования. Руководитель должен определить приоритетные направления и первоочередные задачи по каждому из них, оценить и выделить ресурсы для конкретных действий.

Развертывание системы контроллинга, согласно предложенной схеме, позволит руководству предприятия обеспечить комплексный подход к системе управления, увеличить его эффективность, повысить качество продукции, снизить производственные затраты. Внедрение системы контроллинга невозможно без применения компьютерной техники и современных технологий обработки информации. Данный подход может быть использован в управленческом процессе практически любого малого предприятия и в условиях применения навыков системного мышления призван оказать действенную помощь как в решении проблемы управленческих задач, так и в непрерывном улучшении организации деятельности предприятия в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лесидренска, К. Концепция контроллинга и возможности ее применения в управлении Болгарских производственных предприятиях/К. Лесиндренска//Контроллинг. -2006. - № 20. - С. 24-30.

2. Майер, Э. Контроллинг как система мышления и управления/Э. Майер. - М.: Финансы и статистика, 1992. - 261 с.

3. Мамонтова, О.В. Использование системы контроллинга в процессе принятия управленческих решений на предприятиях с сезонной деятель-ностью/О.В. Мамонтова//Культура народов Причерноморья.- 2005.-№ 58. - С. 68-73.

4. Мишурова, И.В. Управление малой фирмой/И.В. Мишурова. - Ростов-на-Дону: РГЭА, 1999.

5. Сайдуллаев, Ф.С. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2009 году/ Ф.С. Сайдуллаев, А.М. Шестоперов/ /Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад. -2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.