Научная статья на тему 'Проектирование системы эффективного управления молодёжной миграцией на основе методологии функционально ориентированного моделирования (на примере Омской области)'

Проектирование системы эффективного управления молодёжной миграцией на основе методологии функционально ориентированного моделирования (на примере Омской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
выпускники средних общеобразовательных школ / молодежная миграция / социологический опрос / методология функционально ориентированного моделирования / система эффективного управления / graduates of secondary schools / youth migration / sociological survey / methodology of functionaloriented modeling / effective management system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметдинова Светлана Хамитяновна, Тюменцева Евгения Юрьевна

Миграционный отток населения в последнее десятилетие является актуальной проблемой Омской области, от решения которой зависит социально-экономическое благополучие региона. Значительная часть исходящего миграционного потока − выпускники общеобразовательных средних школ, которые стремятся получить престижное образование в столичных вузах и обеспечить себе в дальнейшем более высокий уровень жизни. Все попытки переломить негативную ситуацию в сфере миграции на протяжении длительного периода времени не привели к желаемому результату. Одна из причин − отсутствие масштабных комплексных научных исследований проблемной области, результаты которых могли бы стать основой эффективной стратегии управления миграционными процессами. Цель: выявить социально-экономические факторы, влияющие на интенсивность миграционных потоков, на основе результатов опроса старшеклассников общеобразовательных средних школ г. Омска и спроектировать систему эффективного управления молодежной миграцией с использованием методологии функционально ориентированного моделирования (на примере Омской области). Методы: контент-анализ, синтез, классификация и обобщение, социологический опрос, функционально ориентированное моделирование. Результаты: проведен анализ полученных данных и выявлены социально-экономические факторы, оказывающие влияние на уровень миграции; спроектирована система эффективного управления молодежной миграцией средствами функционально ориентированного моделирования, которая может послужить основой при разработке региональной стратегии в сфере миграции. Выводы: миграция представляет сложную проблемную область, на которую оказывает влияние система взаимосвязанных социально-экономических факторов, и разработка продуктивных управленческих решений предполагает наличие научно обоснованной стратегии. Одним из подходов к проектированию системы эффективного управления молодежной миграцией является методология функционально ориентированного моделирования, позволяющая визуализировать факторы, влияющие на интенсивность миграционных процессов, с учетом взаимосвязей между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметдинова Светлана Хамитяновна, Тюменцева Евгения Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing a system of effective management of youth migration based on the methodology of functional-oriented modeling (on the example of the Omsk region)

Migration outflow of the population in the last decade is one of the most urgent problems of the Omsk region, on the solution of which the socio-economic well-being of the region largely depends. A significant part of the outgoing migration flow is made up of graduates of general secondary schools who seek to receive a prestigious education in the capital universities and ensure a higher quality of life in the future. All attempts to reverse the negative situation in the field of migration over a long period of time have not led to the desired result. One of the reasons for this state of affairs is the lack of large-scale comprehensive scientific research of the problem area, the results of which could form the basis of an effective strategy for managing migration. Aim. To identify socioeconomic factors affecting the intensity of migration flows based on the results of a survey of high school students of secondary schools in Omsk and to design a system for effective management of youth migration using the methodology of functionally oriented modeling (on the example of the Omsk region). Methods. Content analysis, synthesis, classification and generalization, sociological survey, functional-oriented modeling. Results. Based on the analysis of the data obtained during the study, socio-economic factors influencing the level of migration of outgoing migrants were identified and a system of effective management of youth migration by means of functionally oriented modeling (using the example of the Omsk region) was designed, which can serve as a basis when developing a regional strategy in the field of migration. Conclusions. Migration is a complex problem area, which is influenced by a system of interrelated socio-economic factors. Development of productive management decisions presupposes the existence of a scientifically sound strategy. One of the approaches to designing a system of effective management of youth migration is the methodology of functionally oriented modeling, which allows you to visualize the factors affecting the migration intensity, taking into account the interrelationships between them.

Текст научной работы на тему «Проектирование системы эффективного управления молодёжной миграцией на основе методологии функционально ориентированного моделирования (на примере Омской области)»

УДК 314.15-026.48-053.6:004.94 DOI: 10.18799/26584956/2023/4/1681

Проектирование системы эффективного управления

молодёжной миграцией на основе методологии функционально ориентированного моделирования (на примере Омской области)

С.Х. Мухаметдинова1^, Е.Ю. Тюменцева2

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Омский филиал,

Россия, г. Омск

2 Омский государственный технический университет, Россия, г. Омск н muhamet-m@yandex.ru

Аннотация

Миграционный отток населения в последнее десятилетие является актуальной проблемой Омской области, от решения которой зависит социально-экономическое благополучие региона. Значительная часть исходящего миграционного потока - выпускники общеобразовательных средних школ, которые стремятся получить престижное образование в столичных вузах и обеспечить себе в дальнейшем более высокий уровень жизни. Все попытки переломить негативную ситуацию в сфере миграции на протяжении длительного периода времени не привели к желаемому результату. Одна из причин - отсутствие масштабных комплексных научных исследований проблемной области, результаты которых могли бы стать основой эффективной стратегии управления миграционными процессами. Цель: выявить социально-экономические факторы, влияющие на интенсивность миграционных потоков, на основе результатов опроса старшеклассников общеобразовательных средних школ г. Омска и спроектировать систему эффективного управления молодежной миграцией с использованием методологии функционально ориентированного моделирования (на примере Омской области). Методы: контент-анализ, синтез, классификация и обобщение, социологический опрос, функционально ориентированное моделирование. Результаты: проведен анализ полученных данных и выявлены социально-экономические факторы, оказывающие влияние на уровень миграции; спроектирована система эффективного управления молодежной миграцией средствами функционально ориентированного моделирования, которая может послужить основой при разработке региональной стратегии в сфере миграции. Выводы: миграция представляет сложную проблемную область, на которую оказывает влияние система взаимосвязанных социально-экономических факторов, и разработка продуктивных управленческих решений предполагает наличие научно обоснованной стратегии. Одним из подходов к проектированию системы эффективного управления молодежной миграцией является методология функционально ориентированного моделирования, позволяющая визуализировать факторы, влияющие на интенсивность миграционных процессов, с учетом взаимосвязей между ними.

Ключевые слова: выпускники средних общеобразовательных школ, молодежная миграция, социологический опрос, методология функционально ориентированного моделирования, система эффективного управления.

Для цитирования: Мухаметдинова С.Х., Тюменцева Е.Ю. Проектирование системы эффективного управления молодёжной миграцией на основе методологии функционально ориентированного моделирования (на примере Омской области) // Векторы благополучия: экономика и социум. - 2023. - № 4 (51). -С. 163-171. DOI: 10.18799/26584956/2023/4/1681.

UDC 314.15-026.48-053.6:004.94 DOI: 10.18799/26584956/2023/4/1681

Designing a system of effective management of youth migration based on the methodology of functional-oriented modeling (on the example of the Omsk region)

S.Kh. Mukhametdinova113, E.Yu. Tyumentseva2

1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Omsk Branch,

Omsk, Russian Federation 2 Omsk State Technical University, Omsk, Russian Federation

13 muhamet-m@yandex.ru Abstract

Migration outflow of the population in the last decade is one of the most urgent problems of the Omsk region, on the solution of which the socio-economic well-being of the region largely depends. A significant part of the outgoing migration flow is made up of graduates of general secondary schools who seek to receive a prestigious education in the capital universities and ensure a higher quality of life in the future. All attempts to reverse the negative situation in the field of migration over a long period of time have not led to the desired result. One of the reasons for this state of affairs is the lack of large-scale comprehensive scientific research of the problem area, the results of which could form the basis of an effective strategy for managing migration. Aim. To identify socioeconomic factors affecting the intensity of migration flows based on the results of a survey of high school students of secondary schools in Omsk and to design a system for effective management of youth migration using the methodology of functionally oriented modeling (on the example of the Omsk region). Methods. Content analysis, synthesis, classification and generalization, sociological survey, functional-oriented modeling. Results. Based on the analysis of the data obtained during the study, socio-economic factors influencing the level of migration of outgoing migrants were identified and a system of effective management of youth migration by means of functionally oriented modeling (using the example of the Omsk region) was designed, which can serve as a basis when developing a regional strategy in the field of migration. Conclusions. Migration is a complex problem area, which is influenced by a system of interrelated socio-economic factors. Development of productive management decisions presupposes the existence of a scientifically sound strategy. One of the approaches to designing a system of effective management of youth migration is the methodology of functionally oriented modeling, which allows you to visualize the factors affecting the migration intensity, taking into account the interrelationships between them.

Keywords: graduates of secondary schools, youth migration, sociological survey, methodology of functional-oriented modeling, effective management system.

For citation: Mukhametdinova S.Kh., Tyumentseva E.Yu. Designing a system of effective management of youth migration based on the methodology of functional-oriented modeling (on the example of the Omsk region). Journal of Wellbeing technologies, 2023, no. 4 (51), pp. 163-171. DOI: 10.18799/26584956/2023/4/1681.

Введение

Миграционный отток населения из регионов Сибири и Дальнего Востока стал устойчивым трендом в последние десятилетия. Существенной составляющей исходящего миграционного потока являются наиболее успешные выпускники средних общеобразовательных школ, которые поступили в престижные вузы Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Омская область - один из лидеров по миграционному оттоку населения не только в Сибири, но и в целом и в России. Только в 2023 г. миграционная убыль составила 9674 чел. [1].

Молодежная миграция оказывает наиболее существенное негативное влияние на интеллектуально-экономический потенциал и имидж региона, поскольку уезжают наиболее перспективные и целеустремлённые абитуриенты, которые после окончания вузов, как правило, не возвращаются обратно.

Проблема миграции актуальна для многих регионов, и её исследованию посвящен ряд публикаций учёных из разных стран мира. Образовательная миграция с точки зрения направленности, интенсивности и локализации потоков в межрегиональном образовательном пространстве изучается в статьях [2-4]. В работе группы авторов под руководством Р.И. Зи-нуровой [5] анализируются мотивы и факторы, оказывающие влияние на выбор вуза абитуриентами, такие как, например, востребованность профессии на рынке труда; советы родителей, знакомых или друзей; рейтинг вуза; наличие военной кафедры и т. д.

Представляют интерес исследования С.К. Волкова и И.В. Днепровской [6] по выявлению факторов, влияющих на выбор экономического профиля обучения в техническом вузе. Авторы научных работ [7-9] акцентируют свое внимание на социально-экономических факторах (состояние городской инфраструктуры, уровень безработицы, средняя зарплата в регионе) и их влиянии на интенсивность миграционных процессов.

Э.С. Хо и коллеги [10] изучают выбор учащимися высших учебных заведений в Гонконге. Экономическая составляющая образовательного выбора абитуриентов лежит в основе их исследований, а также в работах других зарубежных авторов [11, 12]. В [11] с 2013 г. с гендер-ной точки зрения анализируется связь миграции и денежных переводов на примере Албании и Эквадора. В статье [13] представлены результаты оценки эмпирических данных об участии взрослых иммигрантов в образовательной системе Германии.

На примере Финляндии в [14] рассматриваются современные тенденции образовательной миграции с учетом социально-экономических факторов, привлекающих и удерживающих учебных иммигрантов в принимающей стране.

В работе E. Browne [15] исследовано влияние образовательных услуг на миграцию: сель-ско-городскую, региональную и международную, а также анализируются особенности миграции из государств, пострадавших от военных конфликтов.

A.Л. Оганесян [16] изучала внутреннюю и внешнюю миграцию в Китайской народной республике. Автор акцентирует внимание на необходимости привлечения высококвалифицированных специалистов в страну, а также анализирует особенности крупнейших китайских диаспор в различных регионах мира.

B. А. Мальцева и Н.Я. Розенфельд [17] рассматривают социальное происхождение и способности молодых людей как стартовые условия, определяющие их дальнейшую жизнь. С учетом данных лонгитюда «Траектории в образовании и профессии» за девять лет проанализированы особенности траекторий тех представителей молодежи, которые к 25 годам получили высшее образование.

Н. К. Габдрахманов исследует проблему привлекательности регионов России для молодежи в возрасте 18 лет [18]. В качестве индикатора использовались статистические данные о приросте населения данной возрастной группы, поскольку она характеризуется наибольшей мобильностью, обусловленной необходимостью выбора учебного заведения, места работы и проживания. В работе [19] анализируются особенности образовательной и трудовой миграции на основе данных о 400 000 выпускников восьми университетов России. Авторы выделяют несколько типов миграционного поведения молодых людей, начиная с окончания средних общеобразовательных школ и поступления в вуз, заканчивая трудоустройством.

А.В. Одинцов, А.И. Шипицин и А.Ю. Марченко [20] на примере Волгоградской области изучали массовый миграционный отток молодежи и планомерное сокращение численности населения области. Причем 40,2 % респондентов в возрасте 15-24 года планируют навсегда покинуть область с целью получения интересной, высокооплачиваемой профессии и построения в перспективе успешной карьеры [9].

Г.И. Чикарова и П.С. Гаврилов [21] анализируют опыт Южного федерального университета в сфере развития международной студенческой миграции. Установлены основные тренды, связанные с особенностями сложившихся в вузе международных студенческих миграционных потоков. Рассмотрены новые проблемы, оказывающие влияние на интенсивность международной студенческой миграции, которые проявились в условиях посткоронавирусной реальности.

В работе [22] рассматриваются особенности влияния представлений молодежи о качестве обучения в вузах Омска на уровень образовательной миграции.

В данном исследовании для проектирования системы эффективного управления молодежной миграцией в Омской области на основе результатов социологического опроса применялась методология функционально ориентированного моделирования.

Основные результаты исследования

В ходе исследования был проведён социологический опрос. Объем выборки составил 152 респондента (64 юношей и 88 девушек) - учащиеся старших классов БОУ «Гимназия № 19» г. Омска. 109 участников, или 72 % опрошенных, планируют поступать в престижные вузы таких городов, как Москва (38 %), Санкт-Петербург (41 %), Новосибирск (12 %), Екатеринбург (8 %) и др. с целью получения востребованных на рынке труда и достойно оплачиваемых профессий. Возвращение в родной город по окончании вуза в планы этой категории респондентов не входит.

В ходе опроса участники оценили по 10-балльной шкале значимость социально-экономических факторов, влияющих на их стремление уехать из Омской области после окончания школы (табл. 1).

Таблица 1. Социально-экономические факторы, влияющие на стремление респондентов уехать

из Омской области после окончания школы

Table 1. Socio-economic factors influencing the desire of respondents to leave the Omsk region after

graduation

Социально-экономические факторы Socio-economic factors Среднее значение оценки фактора по 10-балльной системе Average factor score according to a 10-point system Мода Fashion Размах значений Range of values

Получение востребованной на рынке труда и достойно оплачиваемой профессии Obtaining a profession that is in demand on the labor market and decently paid 8,8 9 4

Гарантированное трудоустройство по профессии и достойная оплата труда Guaranteed employment in the profession and decent wages 9,6 10 3

Условия для создания и развития бизнеса Conditions for creating and developing a business 6,2 6

Качественное жилье Quality housing 9,8 10 3

Развитая инфраструктура Developed infrastructure 9,6 10 4

Насыщенная культурная жизнь Rich cultural life 7,8 8 5

Экологическая безопасность Environmental safety 8,7 9 4

Парки, скверы, оборудованные места для отдыха Parks, squares, equipped recreation areas 8,3 8 4

Источник: составлено авторами. Source: compiled by the authors.

Безусловно, решение проблемы молодежной миграции требует системного подхода, учитывающего взаимосвязи между различными факторами, оказывающими влияние на качество жизни в Омской области.

Для проектирования системы эффективного управления молодежной миграцией с учетом результатов проведенного опроса в данном исследовании использовалась методология функционально ориентированного моделирования.

Функционально ориентированное моделирование представляет собой методологию моделирования предметной области и наиболее широко применяется при разработке моделей бизнес-процессов. Характерная особенность данного подхода состоит в том, что основными составляющими модели являются функции (работы), преобразующие входящие потоки различной этиологии в выходящие.

Изначально эта методология моделирования предназначалась для систематизации и графического описания проблемных областей в процессе проектирования информационных систем, однако в настоящее время она широко применяется при анализе сложных систем в различных научно-практических исследованиях.

Для разработки модели эффективного управления молодежной миграцией использовалась нотация IDEF3 функционально ориентированной методологии моделирования, а в качестве основных функций (работ) выбраны следующие:

• создание новых предприятий и компаний;

• создание новых рабочих мест;

• увеличение налоговых выплат;

• развитие социальной структуры;

• развитие производственной инфраструктуры;

• развитие транспортной инфраструктуры;

• сокращение молодежной миграции.

Кроме перечисленных выше функций в разработанной модели использовались объекты ссылки и перекрестки (табл. 2).

Таблица 2. Объекты ссылки и перекрестки, используемые в модели системы эффективного

управления молодежной миграцией Table 2. Reference objects and intersections used in the model of the system of effective management of youth migration

Объекты ссылки Reference objects Перекрестки/Crossroads

Обозначение Designation Название Name Смысл Meaning

Благоприятный инвестиционный климат Favorable investment climate & Асинхронное «И» Asynchronous "AND" Схема расхождения: все последующие работы запускаются Discrepancy scheme: all subsequent works starts

Схема схождения: все предшествующие работы должны быть завершены Alignment diagram: all previous work must be completed

Благоприятные условия для развития бизнеса Favorable conditions for business development & Синхронное «И» Synchronous "AND" Схема расхождения: все последующие работы запускаются одновременно Divergence pattern: all subsequent works starts at the same time

Схема схождения: все предшествующие работы должны быть завершены одновременно Convergence pattern: all previous work must be completed at the same time

Источник: составлено авторами. Source: compiled by the authors.

На рисунке представлена разработанная в соответствии нотации ГОЕБЗ модель системы эффективного управления молодежной миграцией средствами специализированного программного продукта А1ШшюпРгосе88Моёе11егг7.

Источник: составлено авторами. Source: compiled by the authors.

Рисунок. Модель системы эффективного управления молодежной миграцией Figure. Model of the system of effective management of youth migration

Представленный проект системы эффективного управления молодежной миграцией в виде модели, разработанной в соответствии нотацией IDEF3 методологии функционально ориентированного моделирования, позволил визуализировать во взаимосвязи основные экономические аспекты, которые будут способствовать снижению уровня миграционной убыли населения при условии их последовательной реализации.

Заключение

В ходе исследования с помощью опроса были выявлены социально-экономические факторы, влияющие на решение выпускников общеобразовательных школ покинуть родной регион, такие как желание обучаться в престижном вузе с целью получения востребованной на рынке труда и достойно оплачиваемой профессии, наличие условий для создания собственного бизнеса, обладание недвижимостью в городе с развитой инфраструктурой и т. д. Таким образом, анализ результатов социологического опроса позволяет сделать вывод о том, что молодые люди стремятся к тому, чтобы иметь возможность организовать свою жизнь на более высоком уровне комфорта, чем тот, которые может быть обеспечен на родине.

С учетом полученных данных был разработан проект системы эффективного управления молодежной миграцией на основе функционально ориентированного подхода к моделированию, который позволил в наглядной форме представить совокупность и последовательность мероприятий, направленных на решение проблемы молодежной миграции в Омской области.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке эффективных стратегий в сфере управления молодежной миграцией в г. Омске и Омской области.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Численность населения Омской области (на начало года; тысяч человек) // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области. URL: https://55.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/chisl-2022.htm (дата обращения 12.05.2023).

2. Образовательная миграция молодежи и оптимизация сети вузов в разных по размеру городах / Н.К. Габдрахманов, Л.Б. Карачурина, Н.В. Мкртчян, О.В. Лешуков // Вопросы образования. - 2022. - № 2. -С. 88-116. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-2-88-116.

3. Лучко О.Н., Патласов О.Ю., Мухаметдинова С.Х. Проектирование системы экспорта образовательных услуг в приграничном регионе России на основе анализа образовательной миграции // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 2 (38). - С. 478-491. DOI: 10.32744/pse.2019.2.36.

4. Флоринская Ю.Ф. Выпускники школ из малых городов России: образовательные и миграционные стратегии // Проблемы прогнозирования. - 2017. - № 1 (160). - С. 114-124.

5. Исследование мотивов и факторов, оказывающих влияние на выбор вуза абитуриентами / Р.И. Зинурова, А.Р. Тузиков, Л.З. Фатхуллина, С.А. Алексеев // Управление устойчивым развитием. - 2018. - № 1 (14). -С. 40-47.

6. Волков С.К., Днепровская И.В. Анализ факторов, влияющих на выбор абитуриентами экономического профиля обучения в техническом вузе // Маркетинг в России и за рубежом. - 2017. - № 5. - С. 3-8.

7. Мухаметдинова С.Х., Лучко О.Н. Моделирование влияния социально-экономических факторов на выбор вуза абитуриентами на основе когнитивной методологии (на примере Омской области) // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2022. - № 1 (233). - С. 73-77. DOI: 10.25198/1814-6457233-73.

8. Мухаметдинова С.Х., Тюменцева Е.Ю. Когнитивное моделирование влияния экономических и социальных факторов на уровень молодежной миграции (на примере города Омска) // Фундаментальные исследования. -2022. - № 9. - С. 54-59. DOI: 10.17513/фр.43327.

9. Половинко В.С., Арбуз А.В. Анализ миграционных установок молодежи г. Омска // Экономические науки. -2016. - № 144. - С. 42-46.

10. Ho E.S., Tse T.K.C., Sum K.W. A different 'feel', a different will: institutional habitus and the choice of higher educational institutions in Hong Kong // International Journal of Educational Research. - 2020. - V. 100. DOI: 10.1016/j.ijer.2019.101521.

11. Universities as anchor institutions in cities in a turbulent funding environment: vulnerable institutions and vulnerable places in England / J. Goddard, M. Coombes, L. Kempton, P. Vallance // Cambridge Journal of Regions Economy and Society. - 2014. - V. 7. - № 2. - P. 307-325. DOI: 10.1093/cjres/rsu004.

12. King К., Mata Codesal D., Vullnetari J. Migration, development, gender and «Black Box» of remittance: comparative findings from Albania and Ecuador // Comparative Migration Studies. - 2013. - V. 1. - Iss. 1. - Р. 69-96. DOI: 10.5117/CMS2013.1.KING.

13. Soehn J. Back to school in a new country? The educational participation of adult immigrants in a life-course perspective // Journal of International Migration and Integration. - 2016. - Iss. 17. - Р. 193-214. DOI: 10.1007/s12134-014-0401-1.

14. Стриелковски В., Киселева Л.С., Синёва А.Ю. Тенденции международной образовательной миграции (на примере Финляндии) // Интеграция образования. - 2020. - Т. 24. - № 1 (98). - С. 32-49. DOI: 10.15507/19919468.098.024.202001.032-049.

15. Browne E. Evidence on education as a driver for migration // K4D Helpdesk Report. Bringhton, UK: Institute of Development Studies, 2017. URL: https://gsdrc.org/publications/evidence-on-education-as-a-driver-for-migration/ (дата обращения 12.05.2023).

16. Оганесян А.Л. Участие КНР в современных миграционных процессах: особенности и основные направления // Вестник Пермского университета. ПОЛИТОЛОГИЯ. - 2020. - Т. 14. - № 2. - С. 77-87. DOI: 10.17072/22181067-2020-2-77-87.

17. Мальцева В.А., Розенфельд Н.Я. Траектории Российской молодежи в образовании и профессии на материале лонгитюда: сложные маршруты выпускников вузов // Вопросы образования. - 2022. - № 3. -С. 99-148. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-3-99-148.

18. Габдрахманов Н.К. Молодежная миграция как индикатор региональной аттрактивности // Географический вестник. - 2020. - № 1 (52). - С. 96-107. DOI: 10.17072/2079-7877-2020-1-96-107.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Габдрахманов Н.К., Орлова В.В., Александрова Ю.К. Миграционное поведение студентов российских вузов на основе данных цифровых следов // Вестник Томского государственного университета. - 2021. - № 467. -С. 106-114. DOI: 10.17223/15617793/467/14.

20. Одинцов А.В., Шипицин А.И., Марченко А.Ю. Центростремительная миграция молодежи из российской провинции: причины и тенденции (на примере Волгоградской области) // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2020. - № 3. - С. 335-354. DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.788.

21. Чикарова Г.И., Гаврилов П.С. Международная студенческая миграция: наметившиеся тренды и новые вызовы // Гуманитарий Юга России. - 2020. - Т. 9. - № 5. - С. 188-198. DOI: 10.18522/2227-8656.2020.5.15.

22. Мухаметдинова С.Х., Тюменцева Е.Ю. Влияние представлений молодежи о качестве обучения в вузах Омска на уровень образовательной миграции // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2022. - Т. 10. -№ 5. - С. 42-46. DOI: 10.12737/1998-1740-2022-10-5-42-46.

Информация об авторах

Мухаметдинова Светлана Хамитяновна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-научных и гуманитарных дисциплин Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Омский филиал, Россия, 644099, г. Омск, ул. Партизанская, 6. muhamet-m@yandex.ru; шифр ВАК: 5.2.2; http://orcid.org/0000-0002-3063-3269.

Тюменцева Евгения Юрьевна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии и химической технологии Омского государственного технического университета, Россия, 644050, г. Омск, пр. Мира, 11. tumenceva1@yandex.ru; http://orcid.org/0000-0001-6767-088.

Поступила в редакцию: 17.09.2023 Поступила после рецензирования: 12.12.2023 Принята к публикации: 28.12.2023

REFERENCES

1. Chislennost naseleniya Omskoy oblasti (na nachalo goda; tysyach chelovek) [Population of the Omsk region (at the beginning of the year; thousand people)]. Territorialny organ Federalnoy sluzhby go sudarstvennoy statistiki po Omskoy oblasti. Available at: https://55.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/chisl-2022.htm (accessed 12 May 2023).

2. Gabdrahmanov N.K., Karachurina L.B., Mkrtchyan N.V., Leshukov O.V. Educational migration of young people and optimization of the network of universities in cities of different sizes. Educational Studies Moscow, 2022, no. 2, pp. 88-116. In Rus. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-2-88-116.

3. Luchko O.N., Patlasov O.Yu., Mukhametdinova S.Kh. Design of the system of export of educational services in the border region of Russia based on the analysis of educational migration. Perspektivy nauki i obrazovaniya, 2019, no. 2 (38), pp. 478-491. In Rus. DOI: 10.32744/pse.2019.2.36.

4. Florinskaya Yu.F. Vypuskniki shkol iz malykh gorodov Rossii: obrazovatelnye i migratsionnye strategii [School graduates from small towns in Russia: educational and migration strategies]. Problemy prognozirovaniya, 2017, no. 1 (160), pp. 114-124.

5. Zinurova R.I., Tuzikov A.R., Fathullina L.Z., Alekseev S.A. Issledovanie motivov i faktorov, okazyvayushchikh vliyanie na vybor vuza abiturientami [Study of motives and factors influencing the choice of university by applicants]. Upravlenie ustoychivym razvitiem, 2018, no. 1 (14), pp. 40-47.

6. Volkov S.K., Dneprovskaya I.V. Analiz faktorov, vliyayushchikh na vybor abiturientami ekonomicheskogo profilya obucheniya v tekhnicheskom vuze [Analysis of factors influencing applicants' choice of economic profile of study at a technical university]. Marketing v Rossii i za rubezhom, 2017, no. 5, pp. 3-8. In Rus.

7. Mukhametdinova S.Kh., Luchko O.N. Modeling the influence of socio-economic factors on the choice of a university applicants based on cognitive methodology (on the example of the Omsk region). Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2022, no. 1 (233), pp. 73-77. DOI: 10.25198/1814-6457-233-73.

8. Mukhametdinova S.Kh., Tyumentseva E.Yu. Cognitive modeling of the influence of economic and social factors on the level of youth migration (on the example of the city of Omsk). Fundamental research, 2022, no. 9, pp. 54-59. In Rus. DOI: 10.17513/фр.43327.

9. Polovinko V.S., Arbuz A.V. Analiz migratsionnykh ustanovok molodey g. Omska [Analysis of migration attitudes of youth in Omsk]. Ekonomicheskie nauki, 2016, no. 144, pp. 42-46.

10. Ho E.S., Tse T.K.C., Sum K.W. A different 'feel', a different will: institutional habitus and the choice of higher educational institutions in Hong Kong. International Journal of Educational Research, 2020, vol. 100. DOI: 10.1016/j.ijer.2019.101521.

11. Goddard J., Coombes M., Kempton L., Vallance P. Universities as anchor institutions in cities in a turbulent funding environment: vulnerable institutions and vulnerable places in England. Cambridge Journal of Regions Economy and Society, 2014, vol. 7, no 2, pp. 307-325. DOI: 10.1093/cjres/rsu004.

BeKTopbi ö^arono^yHHH: экономнка H соцнум. 2023. № 4 (51)

http://jwt.su

12. King K, Mata Codesal D., Vullnetari J. Migration, development, gender and «Black Box» of remittance: comparative findings from Albania and Ecuador. Comparative Migration Studies, 2013, vol. 1, Iss. 1, pp. 69-96. DOI: 10.5117/CMS2013.1.KING.

13. Soehn J. Back to school in a new country? The Educational participation of adult immigrants in a life-course perspective. Journal of International Migration and Integration, 2016, Iss. 17, pp. 193-214. DOI: 10.1007/s12134-014-0401-1.

14. Strielkowski W., Kiseleva L.S., Sineva A.Yu. Trends in international educational migration: a case of Finland. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education, 2020, vol. 24, no. 1, pp. 32-49. In Rus. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.098.024.202001.032-049.

15. Browne E. Evidence on education as a driver for migration. K4D Helpdesk Report. Bringhton, UK, Institute of Development Studies, 2017. Available at: https://gsdrc.org/publications/evidence-on-education-as-a-driver-for-migration/ (accessed 12 May 2023).

16. Oganesyan A.L. Participation of the people's republic of China in modern migration processes: particular qualities and main directions. Bulletin of Perm University. Political Science, 2020, vol. 14, no. 2, pp. 77-87. In Rus. DOI: 10.17072/2218-1067-2020-2-77-87.

17. Maltseva V.A., Rozenfeld N.Ya. Educational and career trajectories of the Russian youth in a longitudinal perspective: a case of university graduates. Educational Studies Moscow, 2022, no. 3, pp. 99-148. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-3-99-148.

18. Gabdrakhmanov N.K. Youth migration as an indicator of regional attractiveness. Geograficheskii vestnik, 2020, no. 1 (52), pp. 96-107. In Rus. DOI: 10.17072/2079-7877-2020-1-96-107.

19. Gabdrakhmanov N.K., Orlova V.V., Aleksandrova Yu.K. Migratsionnoe povedenie studentov rossiyskikh vuzov na osnove dannykh tsifrovykh sledov [Migration behavior of Russian university students based on digital trace data]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2021, no. 467, pp. 106-114. DOI: 10.17223/15617793/467/14.

20. Odintsov A.V., Shipitsin A.I., Marchenko A.Yu. Centripetal migration of young people from the Russian province: causes and trends (example of Volgograd region). Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal, 2020, no. 3, pp. 335-354. In Rus. DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.788.

21. Chikarova G.I., Gavrilov P.S. International student migration: emerging trends and new challenges. Humanities of the south of Russia, 2020, vol. 9, no. 5, pp. 188-198. In Rus. DOI: 10.18522/2227-8656.2020.5.15.

22. Mukhametdinova S.K., Tyumentseva E.Yu. Influence of young people's ideas about the quality of education in the universities of Omsk on the level of educational migration. Standards and Monitoring in Education, 2022, no. 5, pp. 42-46. In Rus. DOI: https://doi.org/10.12737/1998-1740-2022-10-5-42-46.

Information about the authors

Svetlana Kh. Mukhametdinova, Cand. Sc., Associate Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation, Omsk branch, 6, Partizanskaya street, Omsk, 644099, Russian Federation. muhamet-m@yandex.ru; http://orcid.org/0000-0002-3063-3269.

Evgeniya Yu. Tyumentseva, Cand. Sc., Associate Professor, Omsk State Technical University, 11, Mira avenue, Omsk, 644050, Russian Federation. tumenceva1@yandex.ru; http://orcid.org/0000-0001-6767-088.

Received: 17.09.2023 Revised: 12.12.2023 Accepted: 28.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.