Научная статья на тему 'Проектирование: прорывная образовательная практика и проблемы ее трансляции'

Проектирование: прорывная образовательная практика и проблемы ее трансляции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектирование / конструирование / Школа генеральных конструкторов / деятельностный и мыследеятельностный подходы в образовании / design / construction / School of General Designers / activity and mental activity approaches in education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Громыко Нина Вячеславовна

В первой части статьи описывается образовательная технология, нацеленная на введение школьников в проектирование новых направлений промышленного развития, новых кластеров и бизнесов. Это — технология Школы генеральных конструкторов, многократно апробированная как на региональном, так и на федеральном уровнях. Разъясняется базовая единица содержания, с опорой на которую ведется работа при использовании данной технологии. Приводятся примеры проектов, разработанных учащимися в разные годы. Во второй части статьи фиксируются проблемы, которые препятствуют трансляции такого типа практик в массовую школу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Громыко Нина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design: A Breakthrough Educational Practice and Its Delivery Issues

The first part of the article describes an educational technology aimed at introducing school students to the design of new areas of industrial development, new clusters and businesses. This is the School of General Designers technology, repeatedly tested both at the regional and federal levels. The basic unit of content, based on which the work is carried out when using this technology, is explained. Examples of projects developed by students in different years are illustrated. The second part of the paper presents the issues that prevent the delivery of the practice into a public school.

Текст научной работы на тему «Проектирование: прорывная образовательная практика и проблемы ее трансляции»

Громыко Нина Вячеславовна

Проектирование: прорывная образовательная практика и проблемы ее трансляции

Design: A Breakthrough Educational Practice and Its Delivery Issues

Аннотация. В первой части статьи описывается образовательная технология, нацеленная на введение школьников в проектирование новых направлений промышленного развития, новых кластеров и бизнесов. Это — технология Школы генеральных конструкторов, многократно апробированная как на региональном, так и на федеральном уровнях. Разъясняется базовая единица содержания, с опорой на которую ведется работа при использовании данной технологии. Приводятся примеры проектов, разработанных учащимися в разные годы. Во второй части статьи фиксируются проблемы, которые препятствуют трансляции такого типа практик в массовую школу.

Ключевые слова: проектирование, конструирование, Школа генеральных конструкторов, деятельностный и мыследеятельност-ный подходы в образовании

Abstract. The first part of the article describes an educational technology aimed at introducing school students to the design of new areas of industrial development, new clusters and businesses. This is the School of General Designers technology, repeatedly tested both at the regional and federal levels. The basic unit of content, based on which the work is carried out when using this technology, is explained. Examples of projects developed by students in different years are illustrated. The second part of the paper presents the issues that prevent the delivery of the practice into a public school. Keywords: design, construction, School of General Designers, activity and mental activity approaches in education

Проблема создания прорывных образцов и технологий образовательного проектирования в настоящее время решена. Но не решена проблема их трансляции.

Поэтому свою статью я решила построить следующим образом. В первой части я познакомлю читателя с примером

Громыко

Нина Вячеславовна,

д. филос. наук, руководитель направления «Эпистемические технологии» Института опережающих исследований им. Е. Л. Шифферса, г. Москва

e-mail: gromyko_nina@ mail.ru

Nina

Gromyko,

Doctor of Philosophy, Head of the Department of Epistemic Technologies, Shiffers Institute for Advanced Studies, Moscow

С.П. Королев (1906-1966)

Современные проблемы образования

И.В. Курчатов 1903 -1960

одной из таких передовых образовательных практик, в разработке которой активно участвовала сама. А во второй расскажу о тех барьерах, которые мешают ее освоению педагогами, то есть мешают ее трансляции в массовую практику.

Прорывная образовательная практика: технология ШГК, проектные школы УКНО

В настоящее время, в условиях проведения СВО и жестких санкций со стороны Запада, обнаружились разного рода «дефициты», связанные с кадровым обеспечением высокотехнологичных отраслей промышленности. То есть тех отраслей, которые позволили бы нашей стране развиваться действительно суверенно и в опережающем порядке создавать свои уникальные технологические решения и формировать, опираясь на эти решения, новые промышленные активы.

Так, в сфере образования не формируются компетенции, необходимые для стратегического планирования и управления высокотехнологичными отраслями промышленности, в том числе для овладения профессионализмом Генерального Конструктора. Как можно воспитывать генерального конструктора в имеющейся системе образования? Про это первая часть моего сообщения.

Прежде всего — кто такой генеральный конструктор?

Генеральный конструктор является центральной интегра-тивной позицией формирования новых единств техники и новых инфраструктур. Зная и формируя видение нового поколения техники, которое должно прийти на смену существующему укладу, он фактически определяет стоимость нематериальных активов той или другой конкретной корпорации. Генеральный конструктор — синтез инженерного и управленческого

профессионализма, способный создавать новые технологии от идеи до массового внедрения. Именно он определяет требования к инженерному труду нового типа, проектируя новые технические инфраструктуры.

Уходит из жизни генеральный конструктор — и система производства превращается просто в эксплуатируемую груду железа. Если он, конечно, не сумел подготовить себе на смену одного

A.Ф Богомолов, М.С.Ряммсний, Н.Д.Пилюгин, СП .Короле»,

B.П.Глушно, &.П,Ьармин, 8.И.Кузнецов

А.Н. Туполев 1888-1972

П.Г. Кузнецов 1924 - 2000

Генеральные конструкторы СССР

Громыко Нина Вячеславовна

или двух таких же, как он. Генеральный конструктор — важнейший актив.

В России сегодня остро не хватает профессионалов для работы с самыми проблемными точками цикла жизни новых технологий.

Поэтому генеральный конструктор — это невероятно востребованный сегодня и в то же время стратегический тип занятости. То есть это такой тип занятости, который будет остро востребован и в течение следующих десятилетий и будет определять собой запрос страны на другие типы занятости.

И хотя в России сегодня пока нет ни одного вуза, где готовят специалистов по данной профессии, в освоение данного типа занятости учащихся можно и нужно вводить уже сейчас в школе. Чем раньше — тем лучше. Прежде всего, тех подростков, которые имеют высокий уровень субъектности профессионального самоопределения и желают заниматься индустриальным развитием России.

Так, например, в Японии готовят и ведут уже с первых курсов университета будущего Президента Центробанка Японии. А генеральный конструктор масштаба Королёва или Курчатова не менее важная фигура, чем Президент Центрального Банка Японии.

Для подготовки такого уровня специалистов нами была разработана образовательная технология, позволяющая формировать необходимые для генерального конструктора способности и компетентности у молодежи, начиная со школьной скамьи, — технология Школы генеральных конструкторов (далее — ШГК).

Суть технологии ШГК [Громыко, 2009; Прорывное знание..., 2011] состоит в следующем.

Технология ШГК предполагает создание такой образовательной среды, в которой моделируется деятельность генерального конструктора как разработчика новых индустрий, отраслей и кластеров, а также как управленца, принимающего стратегические решения в ситуациях неопределенности, находящегося в открытых горизонтах стратегического действия и коммуникации. Этот тип обучения относится к проектному типу и принципиально отличается от предметного типа обучения.

Данная образовательная технология предполагает работу в трех уровнях одновременно:

• обеспечение глубокими предметными знаниями и введение в исследовательскую деятельность, чем обычно занимаются в хороших общеобразовательных школах;

• обучение основам инженерно-конструкторской деятельности, чем обычно занимаются в кружках НТТМ;

Современные проблемы образования

• обучение собственно деятельности прорывного проектирования, чем в настоящее время занимаемся только мы, используя метапредметные технологии. Деятельность прорывного проектирования предполагает

обсуждение контуров развития конкретного кластера или отрасли, исходя из самых острых проблем, стоящих перед этой отраслью или кластером. А также предполагает проектирование и перепроектирование региональных инфраструктур, исходя из задач замыкания кластерно-отраслевого и регионального развития.

Для формирования новых индустрий и отраслей, новых кластеров нужны новые типы профессий, новые специализации.

Участники Ярославского форума 2013 года «Будущие интеллектуальные лидеры России», а также проектных школ, работавших летом 2014-го по технологии ШГК в рамках программы «Лифт в будущее», осваивали как раз такие специализации. Именно тогда, еще до запуска «Сириуса», было впервые продемонстрировано, что детей можно включать в проектирование новых отраслей и кластеров. А то, что нам в создавшейся геополитической ситуации крайне необходимо создавать новые индустрии, об этом 27 октября 2022 г. говорил Президент РФ на Форуме в Валдае. Мы же начали включать в это наших детей еще 8 лет назад!

Они взаимодействовали с ведущими экспертами в различных областях:

• лазеростроения — разрабатывали лазерный двигатель космического корабля и проектировали лазерный

для кластер

Фундаментальное научное знание (новый эффект, принцип)

Новое техническое или технологическое решение

Проектный замысел преобразования промышленности (идея создания новой отрасли, кластера, производства)

Рисунок 1. Базовая единица содержания в Школе генеральных конструкторов

каталитической промышленности — занимались разработкой новых каталитических установок, а также установок по переработке нефтешламов; транспортных систем — создавали конструкции высокоскоростного

транспорта на магнитном подвесе, а также проектировали мультимодаль-ный логистический центр; фармацевтики — занимались моделированием мишень-направленной доставки лекарств в организм человека; органического сельского хозяйства — строили кластеры органического сельского хозяйства, проектировали кластер мусоропереработки; телекоммуникации — занимались проектированием сетей пятого поколения (5G) и конкретных

Громыко Нина Вячеславовна

технологических решений для их функционирования (ретрансляторы); • системного управления стартапами и т. д.

На Рисунке 1 представлена та базовая единица образовательной работы, вокруг которой группируется, организуется учебный материал во всех мастерских ШГК. Мы ее называем базовой единицей содержания.

Суть ее в следующем — в ШГК учащиеся осваивают переход от новых научных знаний и фундаментальных принципов к новым техническим и технологическим решениям и далее — к новым формам организации деятельности: к новым производствам и бизнесам, к новым отраслям и кластерам.

Генеральный конструктор — это штучная продукция, выращиваемая при этом в командах. Поэтому технология ШГК предполагает создание детско-взрослых команд, работающих над общей проблемой, решение которой требует прорывных

История ШГК

ШГК, как образовательная модель и как технология, была разработана нашим научным коллективом исходно по заказу Окружного управления образования г. Москвы СЗАО в 2007 г. В период с 2007 по 2014 годы в Москве она была апробирована на разных экспериментальных площадках. Затем, в период с 2014 по 2016 годы, с опорой на нее была проведена серия проектных и инженерно-конструкторских летних школ в рамках программы «Лифт в будущее» (АФК «Система») на региональных площадках, а также на базе лагерей «Артек» и «Орлёнок». В 2015 году при активной поддержке АСИ она была положена в основу инженерно-научного направления работы Образовательного центра для одаренных детей «Сириус». В качестве ключевого технологического ядра технология ШГК была использована, как было сказано выше, при:

• организации и проведении форумов «Будущие интеллектуальные лидеры России», проходивших в Ярославле в период с 2013 по 2018 гг.;

• проведении выездной проектной сессии на базе всероссийского лагеря «Океан» под Владивостоком вместе с преподавателями МГУ (март 2016 года);

• разработке методологии проведения конкурса «Большая перемена» (лето 2020 г.);

• организации и проведении Школ наставников кружкового движения в период с 2019 по 2021 гг. и т. д.

Современные проблемы образования

История ШГК

2017-2022 Проведение проектных школ по заказу УГМК (Уральский клуб нового образования, Екатеринбург)

2019-2021 Использование элементов проектной технологии ШГК при организации и проведении школ наставников Кружкового движения

2020 Использование элементов проектной технологии ШГК при разработке методологии проведения конкурса «Большая перемена»

2013-2018 Серия проектных и инженерно-конструкторских летних школ в рамках программы «Лифт в будущее» (АФК «Система») на региональных площадках, а также на базе лагерей «Артек» и «Орлёнок». Всероссийские форумы «Будущие интеллектуальные лидеры России» под эгидой полномочного представителя президента в ЦФО (Ярославль) Проведение выездной проектной сессии на базе всероссийского лагеря «Океан» (Владивосток) вместе с преподавателями МГУ по заказу «Иннопрактики»

2007-2012 Разработка и реализация окружной образовательной программы «СЗАО — научное будущее России: интеграция науки, промышленности и образования» (Москва) Окружные выставки «Молодежная Экспо на Северо-Западе Москвы: интеграция науки, промышленности и образования» Работа инновационной сети «Перспективные типы занятости молодежи» (Москва) Выход на другие регионы России: запуск площадки внешкольного образования в г. Заречный (Свердловская область) в рамках гранта ГК «Росатом»

Эмблема Школы генеральных конструкторов

Таким образом, проектная технология Школы генеральных конструкторов (ШГК), ключевые ее элементы уже ни раз использовались на федеральном уровне при проведении мероприятий разных типов и масштабов.

В настоящее время данная технология наиболее активно используется и развивается в региональном формате — в Екатеринбурге и Свердловской области при проведении проектных школ Уральским клубом нового образования (УКНО) при финансовой и организационной поддержке УГМК.

Проектные школы УКНО. Инженериада УГМК

Содержательным лидером этого клуба является Резеда Рыбалко. У нее есть команда единомышленников — молодых уральских ученых, педагогов, которые вместе с Резедой увлеченно проводят выездные проектные школы «Технолидер» с опорой на образовательную технологию ШГК. Это длится с 2017 года.

Научное руководство при разработке и проведении проектных школ осуществляет наш институт — Институт опережающих исследований им. Е. Л. Шифферса.

При подготовке проектных школ совместно с инженерами разных предприятий холдинга выбираются кейсы. Затем

Громыко Нина Вячеславовна

эти кейсы путем их дидактического и методического переосмысления превращаются преподавателями УКНО в учебные конструкторские и проектные задачи для школьников. Кейсы выбираются такие, чтобы на их материале учащихся можно было вводить не только в исследовательскую, не только в конструкторскую, но и, собственно, в проектную деятельность. Что это означает? Это означает, что школьники с самого начала оказываются ориентированы педагогами на социальные преобразования. На то, чтобы найденные ими нетривиальные технические решения и созданные инженерные конструкции могли быть реально внедрены на производстве. Именно последнее требует от школьников выхода в проектную позицию, требует понимания тех организационно-управленческих ограничений, которые им надо будет во что бы то ни стало преодолеть, для того чтобы их инновационные конструкции могли быть на самом деле внедрены на производстве.

Назову лишь несколько проектов, которые смогли вытянуть школьники — участники проектных школ, которые проводит команда под руководством Резеды Рыбалко.

1. Внедрение методов машинного обучения для прогнозирования потребления электрической энергии на предприятиях УГМК.

Проблема, которая решалась школьниками, состояла в следующем: «Недостаточная точность прогнозов потребляемой электроэнергии приводит к крупным финансовым потерям на предприятиях УГМК, при этом эффективные методы прогнозирования не внедряются». Решение проблемы, которое нашли школьники: «Внедрить на производство программное обеспечение, помогающее энергетикам делать более точные прогнозы энергопотребления». Проект разрабатывался школьниками совместно с экспертами из УГМК и педагогами УКНО на проектных школах в 2018 и 2019 гг.

Подростки проанализировали три метода машинного обучения: градиентный бустинг, линейные модели и нейронные сети. Последние показали более высокую точность прогнозов. Нейронная сеть — самообучающийся алгоритм, который находит в большом объеме данных зависимости, незаметные человеку.

Преимущества нейронных сетей:

• решение задач при неизвестных закономерностях;

• более высокая скорость обработки больших объемов данных по сравнению с человеком;

• более высокая точность прогнозов по сравнению с

человеком.

Подростки сумели обучить нейросеть на тех данных, которые выдало предприятие. В настоящее время проект внедрен на 5 предприятиях.

2. Модернизация медеплавильного аппарата «Победа».

Данный аппарат — неотъемлемая часть Медногорского

медно-серного комбината, но он не эффективен для увеличения

Уральский клуб нового образования

Современные проблемы образования

объема производства черновой меди, что приводит к снижению конкурентоспособности на современном рынке. Решение проблемы заключалось в модернизации аппарата. Для этого проекта пришлось вводить детей в металлургию, химию, физику. Проект был разработан ими в 2020 году. К настоящему моменту внедрен и реализован на предприятии «Медногорский медно-серный комбинат».

3. Проект производства удобрений на основе серной кислоты (2019 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблему тут учащиеся сформулировали так: «Производство и реализация серной кислоты убыточны для ОАО «СУМЗ», но необходимы для производства меди». Решение данной проблемы учащиеся увидели в том, чтобы источник убытков (выделение и хранение серной кислоты) превратить в источник дополнительных доходов (производить удобрения).

Подростки восстановили этапы производства черновой меди, поняли, какое место занимает это предприятие, познакомились с ограничениями и экологическими требованиями к предприятиям, которые производят серную кислоту. Познакомились с примерами того, что можно делать с серной кислотой. Выбрали технологию, подобрали аппаратуру, спроектировали цех по производству удобрений. Проект прошел экспертизу и получил положительные оценки разных ведущих представителей холдинга, но не реализован: нет интересанта на месте.

4. Проектирование цеха по производству чистого висмута.

В регионе производится свинцово-висмутистый сплав, но не внедрена технология выделения висмута из него для производства термоэлектросплавов и высокотехнологичной продукции на их основе. Это снижает потенциал региона. В этом учащиеся увидели проблему, которую стали решать.

Работа над проектом велась ими в 2020 и 2021 годах. Для введения подростков в научное содержание пришлось по всей стране искать ученых, которые занимаются этим вопросом. Ученых было мало. Три в Кургане, два — в Санкт-Петербурге.

Термоэлектросплав — это такой материал, что если одну его сторону охладить, а другую нагреть, то лампочка, подключенная к нему, загорается. Все дело в сложной кристаллической решетке, которая образуется благодаря технологии создания сплавов редкоземов. Подростки разработали свою технологию производства термоэлектросплавов. Сейчас эта технология патентуется ими. Проект на стадии внедрения.

Приведенные примеры — это, конечно же, далеко не проекты новых отраслей. Но включение учащихся в решение вопросов, реально связанных с развитием производств УГКМ на основе наукоемких идей, позволяет постепенно продвигать ребят и к обсуждению более сложных вопросов, связанных

Громыко Нина Вячеславовна

с созданием новых отраслей и новых индустрий. Четвертый пример проекта — это ход как раз на создание новой отрасли.

Ежегодно на базе холдинга проводится Инженериада — конкурс инженерных проектов учащихся. Инженериада проводится в несколько этапов. В ней принимают участие школьники из разных регионов присутствия УГМК. Заключительный этап — конкурс проектов-победителей.

Те проекты, которые вызвали наибольший интерес у жюри конкурса, также могут дорабатываться в формате проектных школ, проводимых Резедой Рыбалко со своей командой. Проектные школы «Технолидер» — часть большого цикла работ, осуществляемых в рамках «Инженериады УГМК». Это ее интенсивы.

Итак, первое направление работы проектных школ, о котором было рассказано выше, — инженерно-конструкторское.

Второе направление — развитие территорий. В декабре 2021 года мы вместе с УКНО провели проектную школу, посвященную возрождению города Красноуральска. Ребята были включены нами в осмысление проблемы обезлюживания уральских территорий, в проблему возрождения депрессивных, старопромышленных городов Урала. Работа в этом направлении детей имеет колоссальные перспективы. Рамочный проблемный вопрос здесь звучит так: «Какие стратегические типы занятости можно создавать на старых производствах с тем, чтобы молодежь захотела вернуться и жить в этих городах?»

В ноябре 2022 г. участники другой проектной школы занимались вопросам возрождения и развития уральского города Шадринска. Так что работа с опорой на нашу технологию активно продолжается.

Сценарии проведения проектных школ мы оттачиваем с Резедой и членами ее команды вместе. Некоторые из членов ее команды уже учатся на базе МГППУ в рамках нашей магистерской программы «Педагогика и психология проектной деятельности в образовании».

Проблемы трансляции передовых образцов обучения проектированию в массовую образовательную практику

Итак, в России сегодня есть образцы передовой практики, связанной с обучением школьников проектированию.

Но трансляция такого типа передовых образцов в массовую образовательную практику, как и вообще само обучение школьников проектированию, и сейчас представляет большую проблему. Несмотря на то, что в школах сейчас повсеместно ведутся проекты в той или иной форме.

Современные проблемы образования

Проблема эта многофокусна, многоаспектна. Я остановлюсь на самых главных ее составляющих, связанных с отсутствием у педагогов важнейших знаний и компетенций, необходимых для обучения школьников действительно деятельности проектирования, а не чему-то другому, возможно, очень интересному, но не имеющему к проектированию ни малейшего отношения. Я буду при этом опираться на свой опыт проведения многочисленных обучающих семинаров и вебинаров для педагогов, а также на опыт преподавания в магистратуре МГППУ в рамках программы «Педагогика и психология проектной деятельности в образовании».

1. Несмотря на наличие требований ФГОС к реализации педагогами деятельностного подхода, у подавляющей массы учителей по-прежнему нет ни малейшего представления о сути деятельностного подхода в образовании.

Я имею в виду такое операциональное знание, которое позволяет учителю на хорошо ему известном учебном материале деятельностно работать с мышлением, пониманием, коммуникацией, воображением, рефлексией, действиями учащихся, формируя у них соответствующие способности. Отсутствие такого знания связано, конечно же, с ориентацией на тестовую систему ЕГЭ как главный показатель образовательной успешности, направляющий не на передачу школьникам культурных образцов деятельности, в том числе деятельности проектирования, а на передачу информации и на развитие памяти.

Самым ярким показателем девальвации понятий «проектирование, проектная деятельность, проект» является то, что учащиеся в качестве проектов сдают тематические рефераты. И эта подмена осуществляется уже в начальной школе, когда, например, в рамках учебного предмета «Окружающий мир» школьникам предлагают выполнить множество разных проектов.

2. Нет знания отечественной истории образования, ее вершин. Мало кто реально, не понаслышке знает, что такое теория развивающего обучения В. В. Давыдова, что такое строение мыслительного акта, что такое учебная задача по В. В. Давыдову. А как без этого можно вводить в деятельность проектирования?

3. Нет представления о различии разных типов деятельности. Путается исследование и проектирование, проектирование и конструирование.

Ведь что такое проектирование по сути своей? Сошлемся на совсем свежую разработку Ю. В. Громыко, д. психол. н., директора Института опережающих исследований им. Е. Л. Шифферса, профессора МГППУ, которую он сейчас ведет, работая над книгой «Действие как основа эпистемии»:

«В отличие от понятийного мышления в соответствии с теорией развивающего обучения В. В. Давыдова, в котором прослеживаются условия происхождения знания, проектное

^РУ V \Л и "Ч 1 Падагогинз и психология проектной дсяпльноет) в образовании

1 ППУ [I С5БУДУЩЕГО " ^^ ^М-мт \\ -—~ л

Громыко Нина Вячеславовна

мышления выявляет границу освоенного человечеством на

основе полученного знания»1. Ю. В. Громыко обосновывает это, обращаясь к устройству мыслительного акта, представленному в знаменитой статье В. В. Давыдова «Анализ структуры мыслительного акта» [Давыдов, 1960].

«Проектное мышление определяет границу освоенного знания, за которую надо выйти, осуществляя проектное действие. При проектировании знание представляет собой границу известного, которую необходимо очертить. Фактически связь знания и действия в проектной деятельности определяется вопросом: для того, чтобы осуществить действие, что надо нового узнать и в какой форме? В основе проектного мышления также лежит мыслительный акт, но на основе этого мыслительного акта моделируется не исходное основание изучаемой знаниевой системы, а форма организации коллективной деятельности, которая должна быть реализована».

При этом ошибочно было бы толковать проектирование как работу, направленную на совершенствование чисто организационных форм. Ю. В. Громыко в связи с этим пишет: «Не является ли при подобном подходе проектирование формалистичным и абстрактно-схематичным приемом, теряющим предметность действия? Нет, не является, просто в проектной деятельности определенность задается формой организации действия, а предметность самого действия подбирается и нащупывается. При этом сама направленность на предметную конкретность условий и результата действия должна сохраняться»2.

Предметная направленность — это и есть конструирование, которое совсем не тождественно проектированию. Оно осуществляется по своим собственным законам. Но проектирование предполагает осуществление деятельности конструирования. И перефразируя Канта, его знаменитое изречение «Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы» [Кант, 1964], можно сказать так: «Конструирование без проектирования в социальном мире беспомощно. Но проектирование без конструирования пусто».

Конструирование без проектирования беспомощно и даже ненужно особенно сегодня — в контексте геополитической ситуации, возникшей в связи с событиями на Украине. Прежний проект встраивания России в глобальную геополитическую и геоэкономическую систему оказывается больше невозможен. Поэтому прежние технологическо-конструкторские инициативы, предполагающие возможность выхода на западные рынки (самые яркие тут примеры — Сколково и АСИ), устарели. Включение школьников и студентов в инженерно-конструкторскую вертикаль без мировоззренческого базиса, когда будущие инженеры хотят все это осваивать только для того,

1

Громыко Ю. В. Действие как основа эписте-мии [рукопись].

2

Громыко Ю. В. Действие как основа эписте-мии [рукопись].

Современные проблемы образования

чтобы стать успешными и востребованными на Западе, в западных компаниях, бессмысленно. И сейчас это стало очевидно.

Возник запрос на создание нового проекта развития страны. И в контексте этого — на обучение школьников и студентов проектированию, что обязательно предполагает мировоззренческое самоопределение. Для создания возможности обучения настоящему проектированию в школе или в вузе нужно в первую очередь научиться ставить и решать учебную задачу по Давыдову. В данном случае это будет означать умение создавать замысел изменения организационных условий, что обязательно предполагает работу с мировоззренческой составляющей.

Учебная задача по В.В. Давыдову, позволяющая в контексте проектирования обучать решению целого класса практических задач, будет связана с умением школьников и студентов выдвигать замысел, связанный с социальным действием, с социальным преобразованием в пользу общественного целого, с умением его реализовывать и затем осуществлять коррекцию выдвинутого замысла. По сути, это есть обучение школьников и студентов управленческому мышлению по преобразованию условий жизни людей. Но сначала, как известно, умеет педагог, а потом уже ученик.

4. К сожалению, у педагогов, работающих в проектах, как правило, нет представления о том, как дидактически и методически выстраивать работу с учащимися так, чтобы на выходе у них получился реализуемый проект. У многих из них отсутствует умение сценировать занятия так, чтобы учащиеся могли сами ставить проблемы и выдвигать проектные замыслы.

5. Да и сами педагоги плохо представляют, что такое в принципе своем проектный замысел, и в силу этого у них нет знания того, как выстраивать связь теоретического мышления и действия и можно ли вообще ее выстраивать.

6. В школах нет адекватной диагностики, позволяющей отслеживать результаты обучения деятельности проектирования. Школа, заточенная под анализ ее результативности на основе тестов (ЕГЭ, ВПР, тесты электронной школы и т. д.), не заинтересована в обучении проектной деятельности, т. к. тесты направлены на культивирование способности запоминания, а не владения деятельностными операциями. Школа ориентирована на оценку «правильно-неправильно», по которой нельзя измерять освоение принципов проектной деятельности и проектной культуры.

В связи с распространением практики рейтингования школ на основе количества школьников, участвующих в олимпиадах, существенное значение теперь имеет умение решать олимпиадные задачи. Через это определяется и оценивается одаренность учащихся. Но наша практика показывает, что олимпиадники плохо справляются с проектными задачами, требующими развития иного типа способностей и компетенций.

Громыко Нина Вячеславовна

Прежде всего — способности выявлять проблемы и выдвигать проектные идеи, проектные замыслы, а также участвовать в коллективно-распределенной деятельности. Соответственно, данный тип одаренности оказывается вообще «за бортом».

7. С каждым годом все более острой становится проблема связи дополнительного (где сегодня успешно развиваются разного типа проектные активности) и общего образования. Ее нельзя больше не замечать.

Наиболее продвинутые педагоги, которые понимают, что проектирование — это не участие в кружке лепки и шитья, не создание презентаций по предметам и не факультатив, где можно получить более углубленное знание учебного материала, — эти педагоги уходят в дополнительное образование и занимаются обучением проектированию там.

Но проблема состоит в том, что эта работа ведется независимо от освоения учащимися общего образования и в конечном счете входит в противоречие с теми формами работы, которые используются при преподавании предметов традиционного учебного цикла. В результате:

• сделал проект — но остается непонятным, чему научился и как это связано с систематическим общим образованием;

• сделал проект — но погрузился в узкую специализацию, за пределами которой непонятно, как использовать полученные знания;

• нет обучения теоретическому мышлению — происходит проведение через разные наборы эмпирических задач;

• нет знания особенностей возрастного развития. Последнее десятилетие все чаще используются игровые

формы. Но игровая форма без четко выстроенной дидактики и вообще без дидактики дает лишь кратковременный мотивирующий эффект, приводит к слому учебной деятельности и в результате служит не формой интеграции, а формой уничтожения общего образования.

Так выглядит раскол, если взглянуть на него со стороны допобразования.

Со стороны общего образования он выглядит следующим образом:

• обучение проектированию предполагает обучению работе с разным предметным материалом одновременно — школа же по-прежнему оказывается выстроена на основе монопредметного принципа;

• обучение проектированию предполагает работу в разновозрастных, полипозиционных командах — школа работает с использованием классно-урочной системы;

• усиленная цифровизация школы приводит к стереотипи-зации мышления как педагогов, так и учащихся — это также делает невозможным обучение проектной деятельности,

Современные проблемы образования

требующей отказа от стандартных решений и способов действия;

• чтобы все-таки как-то засунуть обучение проектированию в школу, возникают разные нелепые придумки — например, индивидуальный проект, тогда как проект по сути своей не может быть индивидуальным и обязательно предполагает коллективную форму деятельности. В ответ на эту «наступательность» общего образования у представителей дополнительного образования возникает желание избавиться вообще от общего образования или подмять его под себя через игры с мотивацией (геймеры — проект АСИ). Происходит выгрызание себе отдельной поляны, на которой якобы можно работать, не обращая внимание на общее образование.

Отдельно очень остро стоит проблема освоения передовых проектных практик, которая плохо решается. Плохо, потому что нет достаточной информации про них. Нет специально построенных моделей обучения им педагогов.

В нашей магистратуре мы занимаемся как раз решением этих вопросов с опорой на деятельностный и мыследеятель-ностный подход и собственную практику. Тех, кого наша практика заинтересовала, кто хочет реально научиться образовательному проектированию, приглашаем к нам в магистратуру МГППУ на программу «Педагогика и психология проектной деятельности в образовании».Ид

Литература:

Громыко, 2009 — Громыко Н. В. Проблема трансляции теоретического знания в образовательной практике: Монография. — М.: Пушкинский институт, 2009. С. 251-272.

Давыдов, 1960 — Давыдов В. В. Анализ структуры мыслительного акта // Доклады Академии педагогических наук РСФСР, 1960. № 2. С. 81-84.

Кант, 1964 - Кант, Иммануил Критика чистого разума: Сочинения в шести томах. — М.: Мысль, 1964. С. 155.

Прорывное знание..., 2011 — Прорывное научное знание — в школу: Сборник / Под общ. ред. Н. В. Громыко. — М.: НИИ ИСРОО, Пушкинский ин-т, 2011. С. 224.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.