Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ЗАПУСКА ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫХ СООБЩЕСТВ В МАЛЫХ ГОРОДАХ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ЗАПУСКА ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫХ СООБЩЕСТВ В МАЛЫХ ГОРОДАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ГОРОДА УРАЛА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО / ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЕ СООБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закирова Ирина Линовна, Рыбалко Резеда Илюсовна

В статье говорится о проблемах малых городов Урала и о вариантах их решения. Городские сообщества, занятые решением этих проблем, являются драйверами развития городов. Если в такие сообщества включать старшеклассников, то они будут естественным образом пополняться подготовленными со школьной скамьи кадрами. Авторы предлагают включать подростков в проектирование будущего малых городов. Для этого существует технология «Школа генеральных конструкторов», основанная на мыследеятельностной педагогике. Раскрывается суть этой технологии и предлагается несколько форматов организации работы по данной технологии: проектные и конструкторские школы, а также хакатоны. В статье рассказывается, каким образом может строиться работа в детско-взрослых командах и что конкретно проделывают подростки в рамках проектных школ. Приводятся примеры про­ектов по преобразованию города Красноуральск. Один из при­веденных в примере проектов направлен на решение экологических проблем, другой - на отсутствие субъектности в городе. Рассказывается о формате хакатон, об опыте организации его силами сообщества города Реж, о включении подростков в хакатон, а также о проектах по решению актуальных задач предприятий данного города. В заключении приводится схема организации проектирования в малых городах и включения в него старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Закирова Ирина Линовна, Рыбалко Резеда Илюсовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITY AS A WAY OF LAUNCHING CHILDREN-ADULT COMMUNITIES IN SMALL TOWNS

The article considers the problems of small towns of the Urals and possible solutions to address them. Urban communities engaged in such problems solving are drivers of urban development. If such communities involve high school students, they will naturally be replenished with well-trained specialists fresh from school. The authors propose to include teenagers in designing the future of small towns. To do this, there is a “School of General Designers” technology based on thought-action pedagogy. The article reveals the essence of this technology and proposes several formats for organizing work based on this technology: design and engineering schools, as well as hackathons. The article describes how the work in children-adult teams can be organized and what exactly teenagers do in the context of project schools. Example projects to transform the town of Krasnouralsk are provided. One of them aims at solving environmental problems, another - at the lack of subjectivity in the town. The authors tell about the hackathon format, the practice of organizing it with the support of the Rezh town community, about the involvement of teenagers in the hackathon, as well as about projects to solve critical problems of the town enterprises. In conclusion, the article provides an organizational scheme to launch design in small towns involving high school students.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ЗАПУСКА ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫХ СООБЩЕСТВ В МАЛЫХ ГОРОДАХ»

DOI: 10.22394/2304-3385-2022-1-69-76 ВАК: 08.00.05

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ЗАПУСКА ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫХ СООБЩЕСТВ В МАЛЫХ ГОРОДАХ

АННОТАЦИЯ:

В статье говорится о проблемах малых городов Урала и о вариантах их решения. Городские сообщества, занятые решением этих проблем, являются драйверами развития городов. Если в такие сообщества включать старшеклассников, то они будут естественным образом пополняться подготовленными со школьной скамьи кадрами. Авторы предлагают включать подростков в проектирование будущего малых городов. Для этого существует технология «Школа генеральных конструкторов», основанная на мыследеятельностной педагогике. Раскрывается суть этой технологии и предлагается несколько форматов организации работы по данной технологии: проектные и конструкторские школы, а также хакатоны. В статье рассказывается, каким образом может строиться работа в дет-ско-взрослых командах и что конкретно проделывают подростки в рамках проектных школ. Приводятся примеры проектов по преобразованию города Красноуральск. Один из приведенных в примере проектов направлен на решение экологических проблем, другой касается проблемы отсутствия субъ-ектности в городе. Рассказывается о формате хакатон, об опыте организации его силами сообщества города Реж, о включении подростков в хакатон, а также о проектах по решению актуальных задач предприятий данного города. В заключении приводится схема организации проектирования в малых городах и включения в него старшеклассников.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ: Закирова Ирина Линовна

Свердловская областная общественная организация «Уральский клуб нового образования» (620091, Россия, Екатеринбург, пр-кт Космонавтов, 52а) и ukno@list.ru Рыбалко Резеда Илюсовна Свердловская областная общественная организация «Уральский клуб нового образования» (620091, Россия, Екатеринбург, пр-кт Космонавтов, 52а) и rezeda.rybalko@gmail.com

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

малые города Урала, проектирование будущего, детско-взрослое сообщество.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Закирова И.Л., Рыбалко Р.И. Проектная деятельность как способ запуска детско-взрослых сообществ в малых городах // Муниципалитет: экономика и управление. 2022. № 1. С. 69-76.

Чемодан. Вокзал. Сити

В Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года в качестве ряда проблем обозначены «существенные внутрирегиональные различия по уровню социально-экономического развития, низкий уровень комфорта городской среды в большинстве городов, низкий уровень предпринимательской активности в большинстве малых и средних городов» [1]. В России насчитывается 1 117 городов, население 71 % из которых - менее 50 000 чел. Сотрудники Института социологии РАН изучили социально-экономическую ситуацию и положение на рынке труда в них. Нынешняя

ситуация в малых городах характеризуется неблагоприятными показателями социально-экономической и социально-демографической сферы, ограниченными возможностями развития и занятости молодёжи [6].

По разным оценкам, от 37 до 45 городов и сёл Урала - это «моноотраслевые поселения». Такие города производят половину промышленной продукции Урала, в них проживает 45-65 % всех жителей региона. Последние 30 лет наблюдается, как количество жителей в малых городах Урала непрерывно снижается. Эта тенденция довольно опасна. Активные и талантливые молодые люди уезжают учиться в большие города, часто остаются там в по-

исках интересной работы и насыщенной жизни, редко возвращаются обратно. Малые города Урала превращаются в города стариков. К примеру, в Красно-уральске из 22 000 чел. населения только 7 000 работоспособные.

Фундаментальная причина оттока населения из малых городов России - невысокие доходы, узость рынка труда и прочие экономические проблемы, свойственные глубинке. Но не только экономические, лежащие на поверхности причины, влияют на отъезд населения из малых городов. Важный фактор - специфика малых городов, связанная с отсутствием разнообразного досуга и низкая социальная активность молодежи [8].

От судьбы не уедешь

азработчики «Хартии живых городов России» определяют, что «оживление города начинается с обретения горожанами достаточного уровня ответственности за свою жизнь, за судьбу города, способности созидательно взаимодействовать друг с другом для преумножения жизненных сил города и каждого его жителя» [10].

Мировой опыт показывает, что возродить депрессивные города можно через проекты, объединяющие городские сообщества, чиновников, бизнес и науку. У каждого города своя модель возрождения, и для Уральских городов их необходимо создавать. Свердловская областная общественная организация «Уральский клуб нового образования» и Институт опережающих исследований им. Е. Л. Шиф-ферса вместе со школьниками -участниками проектной школы Инженериады УГМК «Техно-Лидер» (направление «Развитие моногородов») искали ответ на вопрос о том, как старопромышленные монопрофильные города Урала могут быть превращены в города будущего.

Мне оно... надо!

читается, что если включать подростков в проекты по возрождению города, то молодежь будет оставаться, потому что тут есть дело, которое позволяет изменить действительность в лучшую сторону. Возможность влиять на ситуацию является одной из важных потребностей современной молодежи. Включение подростков в проектирование возможно с помощью передовых педагогических разработок, таких как «Школа генеральных конструкторов», в основе которой лежит мыследеятельностная педагогика. В России разработан метод организации проектной деятельности старшеклассников, построенный на методологической школе организации кол-

лективной мыследеятельности (Г. П. Щедровицкий, Н. Г. Алексеев, О. И. Генисаретский и др.), теории развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин) и мыследеятельностной педагогики как комплексной модели образования, созданной научным коллективом под руководством Ю. В. Громыко [9].

Замыслы и смыслы

о старшеклассниками используется усложненная матрица педагогической работы, предполагающая наличие не только позиций педагога и учащегося, но также ди-дакта, методолога, ученого, политика, инженера. Работа с опорой именно на эту полипозиционную модель позволяет реально осуществлять интеграцию образования, науки и промышленности из фокуса образования, вводить результаты научных прорывов в сферу образования [4]. Впервые эта модель была апробирована в 2007 г. в рамках работы Школы генеральных конструкторов им. П. Кузнецова, созданной научным коллективом Института опережающих исследований им. Е. Л. Шиф-ферса. Цель «Школы генеральных конструкторов» - готовить высшие инженерно-технические, конструкторские и управленче-

ские кадры для новых и развивающихся отраслей российской экономики. Начиная с 2014 года эта модель использовалась в работе проектных и инженерно-конструкторских школ программы «Лифт в Будущее», положена в основу подхода образовательного центра «Сириус», проектной школы Инженериады УГМК «ТехноЛидер». Данная технология позволяет включать подростков в сложное научное, инженерное, социальное и экономическое содержание и достигать высоких образовательных результатов.

Нина Вячеславовна Громыко, научный руководитель проектной школы Инженериады УГМК «ТехноЛидер», методолог, доктор философских наук, руководитель направления «Эпистеми-ческие технологии» Института опережающих исследований им. Е. Л. Шифферса, обозначает проектирование как «создание представления о том, каким образом и в какую сторону будет преобразована наличная ситуация, а также определение путей этого преобразования и необходимых действий для его реализации». Иными словами, проектная деятельность есть выдвижение подростком проектного замысла по решению существующей социокультурной проблемы.

Работа в группах с участниками проектной школы Инженериады УГМК «ТехноЛидер» (направление «Развитие моногородов»). Декабрь 2021.

Проектная деятельность включает подростка в создание будущего, а не его тревожное ожидание

Путь в будущее

а рисунке 1 изображена схема проектной деятельности, ещё её называют «Шаг развития». Ситуация 1 возникает из-за наличия проблемы, которая не дает возможности получить желаемое будущее. Для преодоления проблемы необходимо разработать пути её решения, один из которых ляжет в основу проекта. Таким образом, появляется возможность оказаться в желаемом будущем, то есть в ситуации 2. В этом отношении проектная деятельность позволяет включать подростков в создание этого будущего, а не жить в будущем, которое кем-то (не ими самими) навязано. Для реализации этой схемы необходимо создавать проектные команды, которые включают в себя представителей бизнеса, науки, промышленности и власти.

Рассмотрим на примере проектной школы Инженериады УГМК «ТехноЛидер» (направление «Развитие моногородов») то, как строилась работа над проектами по развитию города Красноуральск.

Любой город как неслучайное место человеческой судьбы определяется четырьмя аспектами:

• занятостью: тип производства, тип промысла, тип уникальной услуги;

• удобным, комфортным и экологически чистым местом жизни;

• наличием места силы и святости, памятованием предшествующих жителей этого места, прикрепленным к этому месту духовной памятью общественным субъектом;

• удобной транспортной инфраструктурой - связью с другими городами.

От грязного к чистому

Учащиеся работали, поделившись на группы, каждая из которых разрабатывала свой фокус для Красноуральска как города бу-дущего:перспективные типы за-

нятости, экология, субъект-ность и событийность.

Работа в направлении «Экология» началась с исследования феномена «старопромышленные депрессивные города». Подростки ответили на вопросы:

• что это за города;

• что объединяет депрессивные города по всему миру;

• почему жители уезжают из них навсегда;

• что делает город успешным;

• как в мире уже преобразовывали города и области из депрессивных в преуспевающие.

Старшеклассники проанализировали экологическую ситуацию в Красноуральске. В процессе анализа оказалось, что Крас-ноуральск - территория риска по комплексному химическому загрязнению. Этот вывод сделан в государственном докладе о состоянии окружающей среды на территории Свердловской области в 2020 г. от Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области [2].

Школьники рассмотрели три основных промышленных источника загрязнений. Действующий металлургический завод «Святогор» - источник тяжелых металлов в воде и почве, а также основной источник загрязнения воздуха сернистым газом. Крас-

ноуральская птицефабрика - источник аммиака, который загрязняет почву, воду и воздух. Самый страшный источник загрязнений - заброшенный Красно-уральский химический завод. Однако, в ходе лекции Сергея Павловича Пуденко, ведущего специалиста Института опережающих исследований им. Шиф-ферса, об экологической обстановке в Москве и городах Урала подростки выяснили, что окружающая среда загрязнена во многих городах России. Подростки сделали вывод, что очистка окружающей среды актуальна во многих городах России и мира, нельзя «убежать» от этой проблемы и «спрятаться» в другом городе.

Старшеклассники очень хотят видеть «Красноуральск будущего как город долгой и здоровой жизни среди чистой природы. Но сейчас в Красноураль-ске воздух загрязнен кислотными оксидами и аммиаком, вода содержит тяжелые металлы, почва пропитана азотной и серной кислотами. Это приводит к болезням и, как следствие, высокой смертности населения». Это и было обозначено как проблема в рамках направления «Экология». Проектный замысел был сформулирован следующим образом: найти способ снизить вредное воздействие промышленных предприятий на экологию Красноуральска и улучшить состояние воздуха, воды и почв внутри и вокруг города. Подростки сформулировали задачи своей работы:

• понять, как образуются загрязнения на каждом заводе;

• проанализировать существующие подходы к снижению эко-

Участники проектнои школы Инженериады УГМК «ТехноЛидер» (направление «Развитие моногородов») обсуждают организацию мероприятий для старшеклассников.

логической нагрузки схожих промышленных объектов;

• подобрать подходящие технологии для очистки воды, почвы и воздуха в Красноуральске;

• составить план действий по снижению воздействия каждого источника загрязнений.

Далее школьники разделились на три группы, каждая из которых детально прорабатывала один из источников загрязнения.

Химия и жизнь

Участники группы по снижению воздействия выбросов с АО «Святогор» установили основные источники загрязнения для воды, почвы и воздуха. Несмотря на то что на предприятии ведется очень серьезная работа по снижению выбросов, этого оказывается недостаточно. Поэтому к существующей системе мер предложено использовать метод фиторемедиации. Технология подразумевает очистку воздуха, воды и почвы при помощи растений. Известно, что определённые растения лучше подходят для определенных типов загрязнений. Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, санитарно-защитная зона должна состоять из нескольких поясов защиты

(защитных колец), на которых произрастают растения - фито-ремедианты. Участники группы предложили высадить определённые растения в соответствии с имеющимися типами загрязнений. Эти растения должны послужить «вторым слоем» защиты от выбросов: каждое кольцо выполняет свою функцию.

Для ликвидации накопленного загрязнения водоемов, а именно Сорьинского хвостохра-нилища, участники группы предложили использовать технологию на основе обратного электродиализа. Старшеклассники изучили технологии очистки сточных вод и предложили комплекс фильтров, который может дополнить методы, существующие на Святогоре. Этот комплекс фильтров позволяет из слабо концентрированного раствора солей меди получать дистиллированную воду и концентрированный раствор благодаря методу обратного осмоса. Оборудование для обратного электродиализа позволит вырабатывать электричество и восстанавливать медь из водных растворов её солей.

Вторая подгруппа направления «Экология» прорабатывала снижение экологического воздействия выбросов с Красно-

уральской птицефабрики. Основной загрязнитель от птицефабрики - аммиак, выделяющийся при разложении куриного помета. Участники группы рассмотрели такие технологии утилизации птичьего помета, как переработку в органические удобрения и сжигание помета в специализированных топках, для получения тепла для обогрева помещений птицефабрики.

Проверка связи

аботая в направлении «Субъ-ектность и событийность», подростки провели анализ демографической ситуации в Красноуральске и сделали вывод, что в последние годы происходит постоянный отток населения из города. Выделили его основные причины:

• нет перспективных типов занятости;

• плохая экология;

• отсутствует интересная событийная среда для молодежи.

Участники проектной школы провели встречу с председателем наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Ю. В. Крупновым на тему «Новые города как главный продукт экономики в ближайшие 30 лет. Реновация и обновление депрессивных и стагнирующих городов». Подростки пришли к выводу, что ситуация в Красно-уральске не уникальна и характерна для старопромышленных городов всего мира. Старшеклассники обозначили следующую проблему. Город Красно-уральск строился в 30-е годы прошлого века, главным образом, под задачи быстрой индустриализации страны, в дальнейшем расширялся и разрастался вокруг профильных предприятий города. Недостаточная обратная связь с жителями города привела к тому, что город стал неудобен для жизни. Происходит постоянный отток населения, в том числе перспективной молодежи, который не

получается остановить в настоящее время.

Старшеклассники изучили мировые образцы решения данной проблемы и на основании материалов вывели понятие «общественный субъект развития города». На примере жителя Сысерти, краеведа и учителя географии Александра Савиче-ва изучили, что значит «субъект развития». Александр, являясь патриотом своего города, создал на площадке старого разрушенного предприятия «Народный музей Сысерти», который одновременно является и дискуссионной площадкой для жителей Сысерти, и центром привлечения в город интеллектуалов со всей России под разные интересные мероприятия.

Субъекты и объекты

тот и другие примеры, которые проанализировали участники проектной школы, утвердили их в идее создания в Красноуральске дет-ско-взрослого сообщества, которое бы выступало субъектом развития города. В качестве проектного замысла подростки определили создать в Красноураль-ске общественный субъект развития города. Что такое общественный субъект развития города? Детско-взрослое сообщество, состоящее из активных жителей: старшеклассников, предпринимателей, представителей власти, представителей эксперт-

Мировой опыт подсказал юным красноуральцам основой дефицит - общественные субъекты развития

ных сообществ, СМИ, а также представителей других городских объединений. Общественный субъект влияет на развитие города через организацию событий и проектов, решающих актуальные проблемы Красно-уральска: отток населения, занятость населения, экология, событийная насыщенность, комфортная городская среда.

Подростки спроектировали первые шаги:

1. Создать дискуссионную площадку, где жители разных возрастов и социальных статусов смогут обсуждать вопросы, связанные с развитием города. Например, в чем состоит будущее инженерного труда и имеет ли смысл молодежи им заниматься; как с точки зрения архитектуры должен выглядеть город; двор моей мечты и проблема соседства; как быстрее решить вопросы экологического загрязнения; что такое карбоно-вый полигон и стоит ли создавать его в Красноуральске. В ходе проведения дискуссий планируется обсуждать конкретные шаги реализации проектных идей

Последовательность первых шагов реализации проектного замысла, направленного на формирование общественного субъекта развития города

Письмо президенту о ситуации с химическим заводом ФЕВРАЛЬ Проведение встречи с активными гражданами города,

и презентация им результатов Проектной школы ФЕВРАЛЬ Участие в общественном обсуждении по формированию городской среды МАРТ-АПРЕЛЬ Первая встреча дискуссионной площадки «Красно-

уральск - город будущего» АПРЕЛЬ-МАЙ Проектирование и организация объединяющего события для детско-взрослого сообщества (высадка деревьев в городе)

и других инициатив по развитию города.

2. Также старшеклассники приняли решение расширить созданное во время проектной школы сообщество «Красноуральск -город будущего» в социальной сети «Вконтакте», включать в нее уроженцев города, краеведов, патриотов других малых городов Урала.

3. Проектировать и организовывать мероприятия, направленные на создание и развитие детско-взрослого сообщества, которое будет выступать общественным субъектом развития Красноуральска. Общественный субъект в свою очередь будет представлять интересы всех горожан и задавать вектор развития города.

Далее эта группа, выступая субъектом развития города, организовывает дискуссионные площадки, которые становятся не только площадкой обсуждения актуальных вопросов, но и местом проектирования того, как Красноуральск может стать привлекательным городом.

Это один из примеров работы проектной школы Инжене-риады УГМК «ТехноЛидер» (направление «Развитие моногородов»). Команда Свердловской областной общественной организации «Уральский клуб нового образования» при поддержке НБФ «Достойным - лучшее!» и Технического университета УГМК с 2018 года проводит выездную проектную школу «ТехноЛидер» как образовательный интенсив Инженериа-ды УГМК. В школе ежегодно принимает участие более 90 старшеклассников из Свердловской области. Участники на протя-

3

vo о

< I

S3 SB

3 -Q

Ю 1С

о

Запрос /заказ

Поиск заинтересованных взрослых

Подготовка заинтересованных взрослых

Подготовка проектных замыслов

Обсуждение и доработка проектных замыслов

Рефлексия образовательных результатов

Рис. 1. Схема создания детско-взрослых проектных команд

жении 2-3 недель под руководством наставников и методолога осваивают элементы разных типов деятельности: проектирования, конструирования, исследования; учатся сопрягать их друг с другом в ходе работы над решением конкретных социокультурных и технологических задач.

Организация и проведение проектной школы - это задача, требующая большого количества и качества кадровых, финансовых и организационных ресурсов. Возможны ли другие форматы работы по созданию сообществ через конкретную деятельность?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не хакатоном единым...

ассмотрим на примере Режа формирование детско-взрослого сообщества как субъекта развития города. Город Реж - один из малых городов Урала с типичной уральской судьбой города-завода, или завода-города. По данным Рос-стата и Паспорта РГО, за последние 15 лет численность населения муниципального образования снизилась на 3 тыс. чел. -с 49,7 до 46,7 тыс. в 2021 году. Более всего беспокоит постоянно нарастающая миграция молодежи из РГО в региональный центр и другие крупные года. По данным образовательных учреждений Режа, за последние семь лет на предприятия и в учреждения города трудоустроились всего 17 % выпускников школ.

По результатам проведенного в декабре 2021 года опроса обучающихся МАОУ СОШ № 2, старшеклассников отметили, что в городе «отсутствует нормальное высшее образование» (44 %), «скучно, ничего не происходит и некуда сходить» (87 %). Все опрошенные старшеклассники не считают город перспективным. По мнению старшеклассников -участников опроса, «интересно там жить, где интересно».

Проблема отсутствия интеллектуального досуга волнует старшеклассников Режа, особенно получивших опыт содержательного взаимодействия на

проектных школах, хакатонах и подобных событиях. В ноябре 2021 года инициативная группа из педагогов, студентов и школьников РГО совместно с командой Уральского клуба нового образования провели в Реже встречу и круглый стол, на котором обсудили возможные направления и конкретные активности для молодежи. Первым событием в 2022 году, подготовленным детско-взрослой командой, стал хакатон «Цифровое будущее». Почти 70 участников из школ и студентов колледжа РГО два дня работали над кейсами предприятий города (Режевского хлебо-

Участники проектнои школы Инженериады УГМК «ТехноЛидер» (направление «Развитие моногородов») выступают перед онлаин-аудиторией с результатами проектов.

Программный директор проектной школы Инженериады УГМК «ТехноЛидер» (направление «Развитие моногородов») Резеда Рыбалко исполняет песни вместе с детьми в рамках посвящения в технолидеры.

комбината, Экспериментального и Трансформаторного заводов). Участники хакатона подробно познакомились с технологией производства и видами продукции, разработали 1Т-ре-шения для сайтов предприятий и цифрового учета продукции. Более половины решений, разработанных на хакатоне, на 80-90 % готовы для внедрения и использования на предприятиях. Представители заказчиков были удивлены уровнем разработок школьников, пригласили призеров и победителей хакато-на на предприятия и выразили готовность оплатить дальнейшую работу школьников по доработке ит-продуктов, а также внедрить разработки.

Участники отметили хака-тон как «очень интересный и полезный формат», что «готовы участвовать в подобных мероприятиях в дальнейшем». По результатам проведения события прошли встречи и было принято решение о подготовке проекта #РазвиваемРеж, в рамках которого старшеклассники смогут включиться в подготовку материалов и разработку отдельных элементов для интерактивной многофункциональной карты

РГО. Это позволит школьникам подробнее погрузиться в культуру и экономику Режа, а соответственно проявить собственную активность и стать субъектами развития города.

Практика шести шагов

В заключении озвучим схему шагов, являющихся, с нашей точки зрения, важными для достижения результата - создания детско-взрос-лого сообщества как субъекта развития города (рис. 2):

• проектирование образовательного события нового фор-

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

мата по запросу администрации и(или) предприятия города;

• поиск и обучение взрослых, готовых работать в данном подходе;

• обсуждение со взрослым сообществом возможных направлений проектирования;

• подготовка проектных замыслов и разработка проектов в детско-взрослой команде;

• презентация проектов городскому сообществу и привлечение сторонников из числа жителей города в создаваемое детско-взрослое сообщество;

• реализация проектов совместно с жителями города. ■

[1] Об утверждении Стратегии пространственного развития до 2025 года : Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р. URL: http://government.ru/docs/35733/ (дата обращения: 16.01.2022).

[2] Государственный доклад о состоянии окружающей среды на территории Свердловской области в 2020 года от Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области. URL: https://mprso.midurai.ru/articie/show/id/1084 (дата обращения: 14.12.2021).

[3] Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований: Монография. М.: ФНИСЦ РАН, 2020.688 с.

[4] Громыко Н.В. Школа генеральных конструкторов им. Побиска Кузнецова в СЗАО. (К вопросу о новых способах трансляции теоретического знания) // Северо-Западный округ - стратегическая инициатива: интеграция науки, промышленности и образования / под общ. ред. Н. В. Громыко. М.: Пушкинский институт, НИИ Инновационных стратегий развития общего образования, 2006. С. 59-64.

[5] Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежь в культурном пространстве: саморегуляция жизнедеятельности : Монография. М. : Норма, 2020. 304 с.

[6] АрдальяноваА.Ю., Бизюков П.В., Браславский Р.Г. Малые города в социальном пространстве России : Монография / Отв. ред. В. В. Маркин, М. Ф. Черныш ; предисл. ак. М. К. Горшков. М.: ФНИСЦ РАН, 2019.

[7] Мкртчян Н.В. Миграция молодёжи из малых городов России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 1 (137). С. 225-242.

[8] Роговая А.В., Левченко Н.В. Образование, занятость и досуг как факторы миграции молодёжи из малых городов // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2020. № 4. С. 23-33.

[9] Чаусов И.С. Разработка и организация проектных и исследовательских лабораторий в региональных инженерно-конструкторских школах «Лифт в будущее» : Методическое пособие. М. : Реарт. 71 с.

[10] Хартии живых городов России. URL: http://xn--80addedeo5cat1j.xn--p1ai/hartiya (дата обращения: 16.01.2022).

PROJECT ACTIVITY AS A WAY OF LAUNCHING CHILDREN-ADULT COMMUNITIES IN SMALL TOWNS

AUTHORS' INFORMATION: Irina L. Zakirova

Sverdlovsk Regional Public Organization "Ural Club of New Education" (52a, Kos-monavtovAv., Ekaterinburg, 620091, Russia) s ukno@list.ru Rezeda I. Rybalko

Sverdlovsk Regional Public Organization "Ural Club of New Education" (52a, Kos-monavtovAv., Ekaterinburg, 620091, Russia) s rezeda.rybalko@gmail.com

KEYWORDS:

small cities of the Urals, designing the future, children-adult community.

FOR CITATION:

Zakirova I.L., Rybalko R.I. (2022). Project activity as a way of launching children-adult communities in small towns, Municipality: Economics and Management, no. 1, pp. 69-76.

ABSTRACT:

The article considers the problems of small towns of the Urals and possible solutions to address them. Urban communities engaged in such problems solving are drivers of urban development. If such communities involve high school students, they will naturally be replenished with well-trained specialists fresh from school. The authors propose to include teenagers in designing the future of small towns. To do this, there is a "School of General Designers" technology based on thought-action pedagogy. The article reveals the essence of this technology and proposes several formats for organizing work based on this technology: design and engineering schools, as well as hackathons. The article describes how the work in children-adult teams can be organized and what exactly teenagers do in the context of project schools. Example projects to transform the town of Krasnouralsk are provided. One of them aims at solving environmental problems, another - at the lack of subjectivity in the town. The authors tell about the hackathon format, the practice of organizing it with the support of the Rezh town community, about the involvement of teenagers in the hackathon, as well as about projects to solve critical problems of the town enterprises. In conclusion, the article provides an organizational scheme to launch design in small towns involving high school students.

REFERENCES:

[1] On approval of Spatial Development Strategy until 2025. Order of the Government of the Russian Federation No. 207-r dated 13.02.2019. URL: http://government.ru/docs/35733/(accessed 16.01.2022).

[2] The state report on the state of the environment in the territory of the Sverdlovsk region in 2020 by the Ministry of Natural Resources and Ecology of the Sverdlovsk Region. URL: https:// mprso.midural.ru/article/show/id/1084 (accessed 14.12.2021).

[3] Gorshkov M.K., Sheregi F.E. (2020). Russia's youth in the mirror of sociology. On the results of perennial research. Monograph. Moscow: FNISC RAS. 688 p.

[4] Gromyko N.V. (2006). School of general designers named after Pobisk G. Kuznetsov in the North-Western Administrative District (On the question of new ways to broadcast theoretical knowledge). In: Gromyko N.V. (ed.). North-West District - Strategic Initiative: Integration of Science, Industry and Education. Moscow: Pushkin Institute, Research Institute of Innovative Strategies for

the Development of General Education, pp. 59-64.

[5] ZubokYu.A., ChuprovV.I. (2020). Youth in the cultural space: self-regulation of life. Monograph. Moscow: Norma. 304 p.

[6] Ardalyanova A.Yu., BizyukovP.V., Braslavsky R.G. (2019). Small cities in the social space of Russia. Monograph. Moscow: FNISC RAS.

[7] Mkrtchyan N.V. (2017). Migration of young people from small towns of Russia, Monitoring of public opinion: Economic and social changes, no. 1 (137), pp. 225-242.

[8] Rogovaya A.V., Levchenko N.V. (2020). Education, employment and leisure as the factors of migration of young people from small cities, Ecumene. Regional studies, no. 4, pp. 23-33.

[9] Chausov I.S. Development and organization of design and research laboratories in regional engineering and design schools "Elevator to the Future" Methodological manual. Moscow: Reart. 71 p.

[10] Charter of the living cities of Russia. URL: http//xn--80addedeo5cat1j.xn--p1ai/hartiya (accessed 16.01.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.