Научная статья на тему 'Иновационный педагогический опыт в условиях новых целей и ценностей образования: достижения, проблемы и перспективы'

Иновационный педагогический опыт в условиях новых целей и ценностей образования: достижения, проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
634
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОДЫ / ПРОЕКТ "ШКОЛА БУДУЩЕГО" / ИНСТРУКЦИОННО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / МЕТАПРЕДМЕТНОЕ (НАДПРЕДМЕТНОЕ) СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трубицына Елена Вячеславовна

В статье рассматривается опыт экспериментально-инновационной деятельности по развитию образовательного пространства Северо-Западного округа Москвы: достижения, проблемы, перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иновационный педагогический опыт в условиях новых целей и ценностей образования: достижения, проблемы и перспективы»

1. Определять (диагностировать) слабые места, точки напряжения, затруднения («пробелы»), препятствующие проявлению инновационного потенциала учителя в конкурсе «Учитель года Москвы».

2. Предлагать условия организационного, педагогического, методического характера, направленных на преодоление (профилактику) найденных «пробелов».

3. Оформлять результаты анализа в виде устных докладов и памяток (или инструкций) основным субъектам конкурса: педагогу, члену жюри, методисту, администрации образовательного учреждения.

4. Готовить материалы анализа к публикации.

Центр педагогических конкурсов и управления проектами придерживается постоянно обновляемой стратегии, предложенной в 2000 г. и направленной именно на выявление инновационных идей и инновационного опыта в педагогической деятельности. Стратегия разработана на аналогичном проблемном семинаре, материалы которого опубликованы в первом сборнике «Профессиональный конкурс “Учитель года Москвы”» [3]. В последующих сборниках [4; 5] представлены статьи участников Конкурса, главным образом, педагогов, в которых они раскрывают и обосновывают, опираясь на анализ собственного опыта, инновационные идеи, авторские педагогические подходы и образовательные модели. Тексты служат наглядным примером того, как может определяться инновационная педагогическая идея, описываться инновационный педагогический опыт. Авторы сумели уйти от целого ряда недостатков, упомянутых в начале нашей статьи. В помощь будущим участникам Конкурса, в целом, будущим авторам-педагогам, нами сделана методическая разработка, ориентирующая их на основы научного анализа, организации исследовательской деятельности педагога и школьника [6].

Повышая научную, методологическую квалификацию, педагог более грамотно, строго, логично, точно анализирует опыт, развивает его, оформляет в виде концептуальной идеи. Доказать педагогическую целесообразность и оригинальность такой идеи в ходе Конкурса - значит не только апробировать, поправить, но и заявить, привлечь к своему опыту общественное внимание. Не к себе, как к персоне, у которой будет публичный портрет, а к конкретным достижениям, даже, возможно, открытиям, к новой стилистике, выбивающейся из жвачки main stream’a.

В представляемой модели можно выделить три крупных этапа. На I этапе основная творческая и организационная работа выполняется, как отмечалось, командой организаторов конкурса в учебных округах, состоящей, как правило, из методистов окружных методических центров, непосред-

ственно курирующих профессиональные конкурсы педагогов. При поддержке окружных управлений образования, методических центров, окружных жюри просматривается и анализируется огромное число конкурсных мероприятий, в первую очередь, уроков. Наиболее интересные педагоги выходят на II этап - городской, где выявляется победитель, который представляет Москву на Всероссийском финале. Основная аналитическая работа начинается на III этапе: индивидуально с участниками Конкурса (как педагогами, так и организаторами), проявившим желание к специальному анализу итогов конкурсного года, готовятся проблемно-ориентированные статьи в альманах «Профессиональный конкурс “Учитель года Москвы”». В статьях альманаха представляется инновационный педагогический опыт, который, по мнению авторов и составителей, имеет прогностический характер.

Так в наиболее общих чертах выглядит прогностическая модель образования, опирающаяся на московские городские профессиональные педагогические конкурсы. В сочетании с другими методами и моделями прогнозирования она отражает наиболее желаемый и вероятный образ завтрашней школы.

Библиография

1. Городские профессиональные конкурсы: «Учитель года Москвы - 2010», «Педагогический дебют», «Воспитатель года Москвы», «Педагог-внешкольник», «Педагог-психолог», «Сердце, отданное детям», «Самый классный классный»/ Отв. ред. М.Ю. Тихонов.- М.: Школьная книга, 2009.- 64 с.

2. Лебедев С.А. Философия науки: словарь основных терминов.- М.: Академический проект, 2006.- 320 с.

3. Профессиональный конкурс «Учитель года Москвы». Идеология. Политика. Практика/ Отв. ред. С.П. Пимчев.-М.: МИПКРО, 2001.- 91 с.

4. Профессиональный конкурс «Учитель года Москвы». Пионерские идеи, подходы, методы для столичного образования/ Отв. ред. С.П. Пимчев.- М.: МИОО, 2003.-132 с.

5. Профессиональный конкурс «Учитель года Москвы»: школьный урок для пост-новой эры (урок как социальный проект)/ Науч. ред. С.П. Пимчев, Л.А. Савинкова.- М.: МИОО, 2004.-128 с.

6. Профессиональный конкурс «Учитель года Москвы». Я учусь Будущему/ Пимчев С.П., Сиденко A.C.- М.: МИОО, 2005.- 71 с.

7. Энциклопедия профессионального образования: В 3 тт./ Под ред. С.Я. Батышева.- М.: АПО, 1998-1999.

8. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века.- М.: Экономика, 2004.-444 с.

В статье рассматривается опыт экспериментально-инновационной деятельности по развитию образовательного пространства Северо-Западного округа Москвы: достижения, проблемы, перспективы.

Трубицына Елена Вячеславовна,

методист структурного подразделения управленческой и инновационной деятельности ОМЦ СЗОУО г. Москва

----

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ЦЕЛЕЙ И ЦЕННОСТЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Как инновационный потенциал Северо-Западного учебного округа позволяет развивать образовательное пространство округа в условиях новых целей и ценностей образования?

Ключевые слова: инновационное образование; педагогические инновации; мыследеятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный подходы; проект «Школа будущего»; инструкционно-дидактический дизайн, метапредметное (надпредметное) содержание образования; формы представления инноваций

Наступивший XXI век диктует свои условия, и не считаться с этим нельзя: стремительное развитие педагогической науки вовлекает специалистов в сферу интересных исследований.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается: «Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».

Именно эти задачи решает инновационное образование, развитие которого активно осуществляется школами нашего учебного округа, являющимися его инновационным потенциалом. Под инновационным потенциалом школы понимается ее способность изменяться, совершенствоваться.

Инновационное образование - это модель образования, ориентированная на максимальное развитие творческих способностей и создания мотивации к саморазвитию личности на основе добровольно избранной образовательной траектории и области профессиональной деятельности.

Педагогические инновации в образовательных учреждениях рассматриваются:

1, В управлении образовательным процессом. То есть, целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду новые стабильные элементы, содержащие в себе новшество и улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой об-

разовательной системы как целого. Что позволяет, в свою очередь, выводить на новый тип или статус образовательное учреждение.

2, В технологиях, методах, и др. элементах процессов обучения и воспитания. Например, мысле-деятельностный, компетентностный, личностноориентированный подходы, информационно-коммуни-кационые, открытые технологии, и другие.

3, В содержании образования. Это поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление, что дает изменения в содержании образования, например, преподавание интегративных курсов, модульное обучение и другое.

Инновации в образовательных учреждениях:

❖ Нововведения в содержание образования

❖ Изменение модели школы (структурных образований, управленческих процессов)

❖ Разработка и реализация новых образовательных технологий, методик, систем развития детей и подростков

На выставке «Модежная ЭКСПО-2СЮ9 на Северо-Западе», которая проходила в апреле этого года в ВМЦ СЗАО, был представлен тот инновационный потенциал школ округа, который формирует инновационное образование, направленное на максимальное удовлетворение растущих потребностей школьников и педагогов в развитии и успешной социализации.

Особое место среди школ округа в развитии инновационного пространства и формирования моделей инновационного образования занимают школы- победители национального проекта «Образование» - это 32 школы округа, т.е. 30 % от всех образовательных учреждений.

Программы развития этих школ, работа по их реализации показали, что владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в ком-

муникацию, решать проблемы становятся важнейшими характеристиками востребованного обществом качества образования. Поддержку получили наиболее эффективные и успешные практики, дающие примеры качественного образования, Школы - Лауреаты проекта - настоящие лидеры в образовании округа, это ресурсные центры инноваций как в содержании, технологиях, так и в управлении школ: школа №1302 - ресурсный центр Городская экспериментальная площадка 2-го уровня по теме «Инновационная площадка по языковому образованию»; ЦО №1874 - ресурсный центр на ГЭП 1-го и ГЭП 2-го уровня «Школьное информационное пространство» и «Развивающая среда начальной школы»; Школа №1327 - ядро окружной инновационной сети по профильному обучению; образовательное учреждение №77 - разработка и апробация модели специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8-го вида в ГЭП, внедрение своей модели на уровне субъектов РФ. Образовательные учреждения №№ 1519, 1517, 1564,1327, 705 активно работают в рамках городского проекта «Строим Школу Будущего». Школа №1900 удостоена Диплома лауреата Всероссийского конкурса «Во имя жизни на Земле». Школа №2005 востребована как полноправный социальный партнер, включенный в местные социальные сети, участник процессов территориального развития. Лицей №1571 - инициатор и организатор создания окружного музея «Россия - Беларусь: культурная общность». Школа №1747 успешно развивает русский этнокультурный компонент, реализуя инновационную модель системы гражданского воспитания.

Школами проведены конференции, семинары, выставки, открытые общественные презентации, дни открытых дверей, видеоконференции, форумы в режиме on-line.

Мы знаем, что к новым характеристикам образования, построенного на основе философии компетенций, относится компетентность. Это тот индикатор образования, который дает возможность определить готовность выпускника школы к дальнейшему активному участию в жизни общества через самореализацию и успешную социализацию. Педагогические коллективы школ округа совместно с представителями науки, власти и промышленности активно работают в этом направлении, создавая инновационные образовательные модели,

Экспериментально-инновационное пространство округа за последние три года наполнилось опытом работы в различных направлениях, нацеленных на повышение качества образования. На сегодняшний день активно реализуют инновационные проекты образовательные учреждения, являющиеся городскими и окружными экспериментальными площадками. Сре-

ди них школы, в которых эффективно функционируют 3-4 экспериментальных площадки - таких образовательных учреждений 29 , что составляет 26%, 59 образовательных учреждений работают в 1-2 экспериментальных площадках, т.е. 64%, и, на диаграмме это хорошо видно, лишь 12 школ округа, что составляет 10%, пока еще в поиске необходимых инноваций.

Реализуя цель инновационной и экспериментальной деятельности окружной программы развития СЗОУО на 2009-2011г.г., школы округа включают инновационный потенциал экспериментальных площадок в развитие образовательной системы. Основными направлениями их деятельности являются:

❖ Разработка инновационного потенциала образовательной системы на ступени дошкольного образования

❖ Дидактико-методическое, организационное и технологическое обеспечение современного гуманитарного образования

❖ Обеспечение инновационных механизмов введения экономического и правового образования в рамках общего среднего образования

❖ Разработка и обеспечение современных коррекционных, инклюзивных и интегративных технологий в образовании детей, имеющих отклонения в здоровье

❖ Моделирование уклада, устройства образовательного сообщества и форм организации образовательного процесса

❖ Разработка и инновация стандартов деятельностного и мыследеятельностного содержания образования на различных уровнях образовательного процесса

❖ Интегративный подход к содержанию образования

❖ Разработка программ образовательной деятельности в области мировоззрения и воспитания, технологии социального проектирования

❖ Формирование здоровых дружественных сред ориентированных на экологический подход в организации образовательного процесса и обеспечение здоровья учащихся

❖ Дидактико-методическое, организационное и технологическое обеспечение современных форм эстетического образования

❖ Обновление содержания образования и форм организации образовательного экологического образования

❖ Инновация в профильном обучении. Разработка модели связи образования с наукой и прорывными производствами

❖ Стратегическое управление образовательным процессом и инфраструктурное обеспечение современного открытого образования

❖ Психологическая поддержка образовательного процесса, образовательная антропология, развитие способностей и компетенций

❖ Обеспечение систем оценки качества образовательного процесса на основе деятельностного и компетентностного подходов

❖ Разработка и внедрение деятельностного и компетентностного подхода в рамках дополнительного образования учащихся

❖ Обеспечение инноваций в области проектных, коммуникационных и медиа-образовательных информационных технологий

Инновационный потенциал СЗУО

10%

кг— — ж

■ ОУЗ-4 ГЭП.0ЭП

□ 0У1-2 ГЭП.0ЭП

□ 0У- пока нет ЭП

64%

❖ Дидактико-методическое, организационное и технологическое обеспечение современных форм эстетического образования

❖ Обновление содержания образования и форм организации образовательного экологического образования

Формирование инновационного образования в округе стало возможным благодаря огромной работе в «Школе Будущего» в рамках реализации Национального проекта «Образование».

Основой для построения Школы Будущего на Северо-Западе, конечно же, стала и реализация окружной экспериментальной программы «Северо-Западный округ - научное будущее России». Как

На карте СЗАО это выглядит так:

уже отмечалось ранее, именно в Школе Генеральных конструкторов им. П.Г. Кузнецова, был выстроен фрагмент новой экспериментальной практики, который - в качестве одного из вариантов технологического решения проблемы - был положен в основу Школы Будущего. А в 2008 году на базе ШГК стали складываться первые «Детско-взрослые научнообразовательные производства». Не менее важным направлением инфраструктурного развития округа, и как следствие, вклада в построение Школы Будущего, является работа, связанная с обучением молодежи социальному проектированию, а учителей - проблемным методам работы с мировоззрением школьников.

За последние годы расширилась сеть экспериментальных и инновационных площадок округа, деятельность которых направлена на отработку отдельных модулей «Школы Будущего» на Городских экспериментальных площадках I и II уровня, Окружных.

Кроме того, хочется сказать, что на базе округа работают два городских ВНИКа по отработке модели Школы будущего. Школы № 705, № 1327 и гимназия № 1519 с акцентом на авиационное направление работы участвуют в разработке такой модели. Гимназии № 1517 и № 1519 стали городскими ресурсными центрами проекта «Школа Будущего». Гимназия №1517 является окружным ресурсным центром.

Подводя итоги последних лет, можно сказать, что в округе проделана большая работа по отработке модулей Школы Будущего.

❖ В модуле «Содержание образования» педагогическими коллективами школ осуществляется освоение технологий инструкционно-дидактического дизайна, вводится метапредметное (надпредметное) содержание образования, разрабатывается новая система аттестации, подготовки и переподготовки педагогических кадров на основе педагогических компетенций, необходимых для работы с новым содержанием образования. Создана сеть образовательных учреждений, реализующих индивидуализацию образования в рамках ГЭП «Совершенствование образовательного процесса на основе введения индивидуальных учебных планов».

❖ В модуле «Мировоззрение и воспитание. Русский язык. Искусство» - апробированы в образовательных учреждениях округа технологии работы с проблемами мировоззрения современной молодежи.

❖ В модуле «Информатизация и образовательная среда» идет внедрение интернет-технологий, позволяющих участвовать в образовательном и воспитательном процессе родителям, педагогам, представителям необразовательной сферы и самим учащимся.

❖ В модуле «Прорывные проекты. Связь науки, промышленности и образования» реализуются пилотные проекты.

❖ В рамках модуля «Управление, качество образования, педагогический профессионализм» разработаны основные требования к педагогическому профессионализму.

❖ В модуле «Формирование способностей и компетентностей» проводятся мониторинговые (диагностические, сопоставительные и др.) исследования в области развития способностей и компетенций учащихся, увеличивается количества школ, включающих в свою работу технологии развития способностей учащихся, разработанных на основе мыследеятельностного подхода в образовании.

Активное участие в экспериментально-инновационной деятельности проекта позволило школам округа в рамках аккредитации в этом году получить новый статус: Центров образования - это ОУ № 1327, ОУ № 1964; школ «Здоровья» ОУ № 1058, ОУ № 129; с углубленным изучением иностранных языков ОУ №1295.

Важное место в формировании инновационного потенциала образовательных учреждений округа занимают такие формы представления инноваций, как: Месячник «Современный урок», мастер-классы, Ярмарка педагогических проектов и идей. В этом году Месячник проходил по теме «Информационные технологии на каждом уроке». В ходе Месячника было проведено 115 открытых уроков по различным предметам. Наиболее интересные открытые уроки представили образовательные учреждения №№1564, 1517, 1551, 1560, 1339, 1399, 1298. Творчески, в интерактиве прошли 17 мастер-классов для заместителей директора образовательных учреждений по актуальным темам, таким как, «Формирование общеучебных умений как основы познавательной компетентности учащихся», «ИКТ-компетентность как основа формирования качества преподавания и качества знаний учащихся» На них были представлены инновации, как отдельных педагогов, так и творческих коллективов. Например, гимназия №1544 представила проект разработки модели программы развития школы.

В особой творческой атмосфере впервые на Северо-Западе прошла Ярмарка педагогических проектов и идей «Инноватика: от идеи к практике» на базе образовательного учреждения № 1425.

Интерес у участников Ярмарки вызвал проект организации пред профильного и профильного обучения образовательного учреждения № 1190.

Идеи в управленческом модуле были ярко и творчески представлены образовательным учреждением №1339. Школа № 1743 представила проект идеи по созданию системы гражданского воспитания учащихся в многонациональной среде школы полного дня. Лицей 1564 представил проект по теме: «Формирование информационной культуры через внедрение компьютерных технологий в учебный процесс». Центр образования №2005 представил проект информационных модулей школьной локальной сети, а также проект сенсорной комнаты по применению здоровьесберегающих технологий.

Именно на ярмарке была отработана открытая система рейтинговой оценки представленных педагогических проектов и идей участниками и посетителям.

Победителями стали образовательные учреждения № 1190, № 1564 и №1538. Инновации победителей и призеров Ярмарки составляют основу банка инноваций педагогических идей в округе и сегодня представлены на ЭКСПО.

Формирование общеучебных умений как основы познавательной компетентности учащихся М-К в ОУ №1743

Концепция модернизации российского образования до 2010 года обозначила одной из главных задач поиск путей оптимизации образовательного процесса, повышения качества подготовленности выпускников. Вопросы качества образования являются приоритетными и для нашего округа. На базе 16 образовательных учреждений открыта окружная экспериментальная площадка «Создание системы оценивания качества образовательных достижений учащихся округа». 8 учреждений работают в эксперименте по теме: «Разработка и апробация новых подходов к оценке педагогической деятельности».

Необходимость в инновационной педагогической деятельности в современных условиях очевидна. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики, Многие образовательные учреждения округа сегодня активно работают над созданием модели инновационного образования, основанной на тесном единстве с наукой и производством, являющимся залогом успешной социализации наших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.