Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРИГОРОДНЫХ АВТОБУСНЫХ СТАНЦИЙ И ТРАНСПОРТНАЯ УТОМЛЯЕМОСТЬ ПАССАЖИРОВ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРИГОРОДНЫХ АВТОБУСНЫХ СТАНЦИЙ И ТРАНСПОРТНАЯ УТОМЛЯЕМОСТЬ ПАССАЖИРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ТРАНСПОРТНАЯ УТОМЛЯЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорова Татьяна Михайловна

Целью работы является определение закономерностей изменения транспортной утомляемости пассажиров при ожидании пригородных автобусов. На основе использования регрессионного и корреляционного анализа были разработаны модели изменения показателя активности регуляторных систем пассажира при ожидании пригородных автобусов в различных условиях. Полученные модели можно использовать для оценки целесообразности дополнительных капитальных вложений в оборудование пассажирских автобусных станций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Григорова Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN SUBURBAN BUS STATION AND FATIGUE PASSENGER TRANSPORT

The aim is to determine the patterns of change in the transport of passengers fatigue while waiting for shuttle buses. Through the use of regression and correlation analysis were developed models, the change in the activity of the regulatory systems of the passenger waiting commuter buses in different conditions. The resulting model can be used to assess the feasibility of additional capital investments in equipment passenger bus stations.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРИГОРОДНЫХ АВТОБУСНЫХ СТАНЦИЙ И ТРАНСПОРТНАЯ УТОМЛЯЕМОСТЬ ПАССАЖИРОВ»

3. Колчин, А. И. Расчет автомобильных и тракторных двигателей/ А. И. Колчин, В. П. Демидов - 3-е изд. перераб. и доп.- М.: Высш. Шк. 2002.-496 с.: ил.

4. Кутателадзе С.С. Справочник по теплопередаче/ Ку-тателадзе С.С. Боршанский В.М. - М.: Госэнергоиз-дат, 1959. - 344с.

5. Орлин, А.С. Двигатели внутреннего сгорания. Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей/ А.С. Орлин - М.: Машиностроение, 1990. - 253 с.

6. Основы теплопередачи в авиационной и ракетно-космической технике/под ред. В.К. Кошкина - М.: Машиностроение, 1975. - 305с.

7. Слесаренко В. Н. Современные методы опреснения морских и солончаковых вод / В. Н. Слесаренко. М.: Энергия, 1973. - 248с.

8. Юрин А. В. Расчёт центробежного компрессора ГТД/ Юрин А. В. - Куйбышев: КуАИ, 1979. - 28с.

9. Эккерт Э. Теория тепло-массобмена/ Эккерт Э., Дрейк Р.- М.: Госэнергоиздат, 1961. - 234с.

10. Desalination: A National Perspective/ Committee on Advancing Desalination Technology, National Research Council. National Academies Press, 2008. -312 р.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРИГОРОДНЫХ АВТОБУСНЫХ СТАНЦИИ И ТРАНСПОРТНАЯ

УТОМЛЯЕМОСТЬ ПАССАЖИРОВ

Григорова Татьяна Михайловна

Кандидат техн. Наук, Военная академия, г. Одесса

DESIGN SUBURBAN BUS STATION AND FATIGUE PASSENGER TRANSPORT Grigorova Tatiana, Candidate of Science, Military academy, Odessa

АННОТАЦИЯ

Целью работы является определение закономерностей изменения транспортной утомляемости пассажиров при ожидании пригородных автобусов. На основе использования регрессионного и корреляционного анализа были разработаны модели изменения показателя активности регуляторных систем пассажира при ожидании пригородных автобусов в различных условиях. Полученные модели можно использовать для оценки целесообразности дополнительных капитальных вложений в оборудование пассажирских автобусных станций.

ABSTRACT

The aim is to determine the patterns of change in the transport of passengers fatigue while waiting for shuttle buses. Through the use of regression and correlation analysis were developed models, the change in the activity of the regulatory systems of the passenger waiting commuter buses in different conditions. The resulting model can be used to assess the feasibility of additional capital investments in equipment passenger bus stations.

Ключевые слова: транспортное обслуживание; пригородное сообщение; транспортная утомляемость; условия ожидания; время ожидания.

Keywords: transport service; commuter; transport fatigue; speed; time approach.

Одной из важнейших задач функционирования пассажирских транспортных систем является определение параметров транспортного процесса, которые обеспечивают соответствующее качество перевозки пассажиров [8]. Особенно актуальное значение это имеет для организации перевозочного процесса перевозки пассажиров в пригородном сообщении вследствие того, что система организации транспортного обслуживания жителей пригорода находится в стадии реорганизации и не отвечает современным требованиям управления транспортными комплексами.

Одной из особенностей пригородных пассажирских перевозок, по сравнению с городскими, является необходимость в функционировании пригородных автобусных станций, которые предназначены для обслуживания пассажиров пригородных маршрутов. Они располагаются на конечных и промежуточных остановочных пунктах маршрута и входят в комплекс дорожных сооружений. На пассажирских автомобильных станциях оборудуются перроны, билетные кассы и, в зависимости от объема перевозок, залы ожидания или навесы для пассажиров.

Залы ожидания предназначены для временного размещения пассажиров. Для этого в залах ожидания устанавливают скамейки, диваны и кресла [4]. Это требует дополнительных капитальных затрат. Причем величина этих затрат зависит от оборудования станций, определяемым объемом перевозок. При этом возникает необходимость в оценке целесообразности дополнительных капитальных вложений с учетом всех основных и сопутствующих эффектов. Одним из сопутствующих эффектов является повышение конкурентоспособности автобусных перевозок по сравнению с другими видами транспорта за счет выбора соответствующего маршрута движения пассажирами. Исследователи отмечают, что одним из критериев неосознанного выбора пути следования является транспортная утомляемость пассажира [5].

Транспортная утомляемость является результатом воздействия на организм человека параметров передвижения. Она представляет собой «физиологическое состояние» организма, сопровождающее длительную и интенсивную работу, и выражающееся во временном расстройстве функций нервных клеток коры головного мозга. Этот процесс распространяется на другие системы организма и

определяет работоспособность человека [6]. Биологическое значение утомляемости заключается в том, что она приводит к возникновению торможения в центральной нервной системе и обеспечивает защиту последней и всего организма от перенапряжения и истощения [7].

По данным исследователей, транспортная утомляемость заметно снижает производительность труда в народном хозяйстве [3]. Это позволяет говорить о внесистемном эффекте совершенствования обслуживания пассажиров в пригородном сообщении. Для оценки уровня транспортной утомляемости пассажира ученые использовали показатель активности регуляторных систем его организма. Он измеряется в баллах, по которым можно определить в каком состоянии находится человек [1]: до 3 баллов - нормальное состояние; от 3 до 6 баллов - состояние напряжения; от 6 до 8 баллов - состояние перенапряжения; от 9 до 10 баллов - состояние истощения. Этот показатель и целесообразно использовать при проведении исследования.

Исследователи определяют, по условиям обслуживания ожидания пригородных транспортных средств можно разделить на два варианта: сидя, при наличии свободных мест для сидения, и стоя, при отсутствии или занятости мест для сидения [4]. Если, при проектировании пригородных автобусных станций не в полном объеме

учтены параметры пассажиропотоков, пассажиры вынуждены ожидать отправления в неудовлетворительных условиях стоя. Различные условия обслуживания обусловливают разницу в изменении транспортной утомляемости пассажиров, что целесообразно учитывать при проектировании пригородных автобусных станций.

Целью исследования является определение закономерностей влияния условий ожидания на транспортную утомляемость пассажиров.

Для получения исходной информации были проведены натурные обследования. Обследования проводились на пригородных автобусных станциях. При проведении обследования у пассажиров при ожидании в различных положениях фиксировались электрокардиограмма, возраст и время ожидания.

Определение закономерностей изменения показателя активности регуляторных систем пассажиров пригородного автобусного транспорта проводилось с использованием методов регрессионного и корреляционного анализа [2]. После обработки результатов обследования были разработаны нелинейные регрессионные модели изменения показателя активности регуляторных систем пассажира после ожидании сидя и стоя пригородных автобусов. Параметры факторов моделей приведены в таблице 1.

Для ожидания сидя модель имеет следующий вид:

П°псосле = 0,01 • ((П°°с75 • (3,9 • log(Вп))) + 3,7 • (3,59/1с °ж).

Для ожидания стоя модель имеет следующий вид:

ПССТле = 0,26 • ((П°ст)и • (0,5 -4В)) - 0,3 • (1,35 ).

(1)

(2)

Теснота связи между зависимыми переменными и высокой степени тесноты связи. Оценка адекватности раз-факторами, которые влияют на их уровень, определялась работанных моделей проводилась с использованием зна-коэффициентом множественной корреляции. Расчеты по- чения средней ошибки аппроксимации. Для модели ожи-казали, что значение коэффициента множественной кор- дания сидя она равна 7,34%, а для модели ожидания стоя реляции, равное для обеих моделей 0,99, соответствует равна 9,37%.

Таблица 1

Границы варьирования факторов моделей изменения показателя активности регуляторных систем пассажира _при ожидании пригородных автобусов

Фактор Обозначение, размерность Границы варьирования

Показатель активности регуляторных систем до начала ожидания сидя т-гос 1 до, баллы 1-8,9

Показатель активности регуляторных систем до начала ожидания стоя т~г ост 11 до, баллы 1-10

Возраст пассажира Вп п, годы 18-60

Время ожидания сидя tс 1 ож, мин. 2-30

Время ожидания стоя ,ст t ож, мин. 0-22

Данные значения средней ошибки аппроксимации соответствует допустимым пределам.

Таким образом, проведенные расчеты показали, что полученные модели изменения показателя активности регуляторных систем пассажира при ожидании пригородных маршрутных автобусов можно применять для

оценки целесообразности использования дополнительных капитальных вложений в оборудование пассажирских автобусных станций.

Литература

1. Баевский Р. М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. - М.: Наука, 1984. -222 с.

2. Галушко В. Г. Вероятностно-статистические методы на автотранспорте. - Киев: Вища школа, 1976. -232 с.

3. Гюлев Н. У. Выбор рационального количества автобусов на маршрутах города с учетом влияния человеческого фактора: дис...канд. техн. наук. - Х.: ХАДИ, 1993. - 174 с.

4. Пермовский А. А. Пассажирские перевозки. - Н. Новгород, НГПУ, 2011. - 164 с.

5. Понкратов Д. П., Фалецька Г. I. Оцшка значущост критерив вибору пасажирами шляху пересування у

мiстах // Науковi нотатки. Мiжвузiвський збiрник. -Луцьк, 2014. - Вип. 46. - С. 452 - 459.

6. Руководство по физиологии труда / под ред. М. И. Виноградова. - М.: Медицина, 1969. - 408 с.

7. Физиологические принципы разработки режимов труда и отдыха / под. ред. В. И. Медведева. - Л. Наука, 1984. - 140 с.

8. Яновський П. О. Пасажирськ перевезення. - КиТв.: НАУ, 2008. - 469 с.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ АЛГОРИТМОВ ШУМООЧИСТКИ ПРИ МНОГОКАНАЛЬНОМ ВЕДЕНИИ АКУСТИЧЕСКОЙ РЕЧЕВОЙ РАЗВЕДКИ ЧАСТЬ 1

Гуляев Владимир Павлович

кандидат технических наук, Уральский федеральный университет имени Первого президента России

Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

EXPERIMENTAL RESEARCH AND ANALYSIS OF ALGORITHMS FOR NOISE REDUCTION WITH MULTICHANNEL ACOUSTIC VOICE OPERATED EXPLORATION PART 1

Gulyaev Vladimir Pavlovich, Ural Federal University, named after the first President of Russia Boris Yeltsin, Yekaterinburg АННОТАЦИЯ

В доступных литературных источниках не обнаружены работы по анализу надежности защиты речевой информации при пространственно-многоканальном ведении акустической речевой разведки (АРР) с применением различных алгоритмов шумоочистки. Такая тактика ведения АРР требует иных подходов к активной маскировке речевых сигналов. В статье приводятся результаты анализа пяти алгоритмов шумоочистки при пространственно-многоканальном ведении АРР. ABSTRACT

In the available literature has not found work on the analysis of the reliability of the protection of verbal information with spatial-multichannel acoustic voice operated exploration (ADR) using different algorithms for noise reduction. Such tactics of ADR requires other approaches to active disguise voice signals. The article presents the results of the analysis of five algorithms for noise reduction in spatio-multichannel management ADR.

Ключевые слова: адаптивные алгоритмы, отношение сигнал/шум (С/Ш), фильтрация, словесная разборчивость.

Key words: Adaptive algorithms, signal-to-noise ratio (s/w), filtering, verbal intelligibility.

Под многоканальностью ведения АРР следует понимать ведение технической разведки одновременно с разных, разделенных в пространстве, разведнаправлений с использованием аппаратуры различного назначения (акустическая, виброакустическая, оптико-электронная, ПЭМИН и т.д.). Для такого ведения разведки может быть применена обработка принятых с разных разведнаправлений сигналов по различным алгоритмам. Рассмотрим наиболее распространенные из этих алгоритмов.

1. Алгоритм суммарной обработки зашумленных речевых сигналов.

Модель такой обработки имеет вид

N N N

ЯП^ = У ЯП. = £ • У + У П.

1 = 1 1 = 1 1 = 1 , (1) где У - суммарная смесь сигнала и шумов;

- зашумленные речевые сигналы,

принятые с разных разведнаправлении;

■ чистыи рече-

разведнаправлению; 1 2 N - маскирующие взаим-

N

количество развед-

нонекоррелированные шумы; направлений АРР.

При сложении мощность когерентно суммируемого речевого сигнала увеличивается в N раз (при усло-

а

вии 1 = 1, I = 1, 2, ..., N). Мощность суммируемого шума, у которого межсигнальная корреляция отсутствует, увеличивается в N раз (аналогично дисперсии суммы независимых слагаемых). За счет этого отношение сигнал/шум в суммарном сигнале возрастает по сравнению с начальным.

Рассмотрено последовательное увеличение количества направлений ведения разведки с одного до четырех. Так для одного направления при приеме зашумлен-ного речевого сигнала с начальной величиной словесной

разборчивости равной 20% (рис. 1) после обработки сглаживающим фильтром Савицкого-Голея словесная разборчивость стала 35%. После увеличения количества

вои сигнал;

ослабление речевого сигнала s по i-му

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.