Научная статья на тему 'Проектирование основных образовательных программ: компетентностная модель выпускника'

Проектирование основных образовательных программ: компетентностная модель выпускника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
636
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СТАНДАРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА / ПАСПОРТ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ / BASIC EDUCATIONAL PROGRAM / STANDARD OF PROFESSIONAL ACTIVITY / COMPETENCE / COMPETENCE-BASED MODEL OF GRADUATE / COMPETENCY-PASSPORT / THE PROGRAM OF COMPETENCE FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова А. Д.

В статье на основе анализа результатов реализации ФГОС ВПО представлены этапы проектирования основных образовательных программ высшего образования. Особое внимание автор уделяет проектированию совместно с работодателями компетентностной модели выпускника, выделяя в ней помимо общекультурных и профессиональных компетенций, определенных ФГОС ВПО, специальные компетенции отражающие профиль подготовки специалиста и требования работодателей в выпускникам высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS PROJECTION: COMPETENCE-BASED MODEL OF GRADUATE

The projection stages of basic educational programs of higher education according to the results of implementation of Federal State Educational Standard of Higher Professional Education are represented in the article. Great attention the author joint with employers pays to the projection of competence-based model of graduate, emphasized in it not only common cultural and professional competences, identified by FSES HPE, but special competences, reflecting the profile of specialist training and employers demand to graduates of higher school as well.

Текст научной работы на тему «Проектирование основных образовательных программ: компетентностная модель выпускника»

3. Efimenko, S.A. Sociologiya pacienta: avtoref. dis. ... d-ra sociologicheskikh nauk. - M., 2007.

4. Kabardov, M.K. Yazihkovihe i kommunikativnihe sposobnosti i kompetenciya / M.K. Kabardov, E.V. Arcishevskaya // Vopr. psikhologii. - 1996. - № 1.

5. Vyazjmin, A.Ya. Kompleksnihyj podkhod pri podgotovke molodihkh specialistov stomatologov / A.Ya. Vyazjmin, Yu.M. Podkorihtov // Sibirskiyj medicinskiyj zhurnal. - 2010. - № 7.

Статья поступила в редакцию 27.05.13

УДК 37.01

Fedotova A.D. BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS PROJECTION: COMPETENCE-BASED MODEL OF GRADUATE. The projection stages of basic educational programs of higher education according to the results of implementation of Federal State Educational Standard of Higher Professional Education are represented in the article. Great attention the author joint with employers pays to the projection of competence-based model of graduate, emphasized in it not only common cultural and professional competences, identified by FSES HPE, but special competences, reflecting the profile of specialist training and employers demand to graduates of higher school as well.

Key words: Basic educational program, standard of professional activity, competence, competence-based model of graduate, competency-passport, the program of competence formation.

А.Д. Федотова, аспирант ЗабГУ, г. Чита, E-mail: a.d_fedotova@mail.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ: КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

В статье на основе анализа результатов реализации ФГОС ВПО представлены этапы проектирования основных образовательных программ высшего образования. Особое внимание автор уделяет проектированию совместно с работодателями компетентностной модели выпускника, выделяя в ней помимо общекультурных и профессиональных компетенций, определенных ФГОС ВПО, специальные компетенции отражающие профиль подготовки специалиста и требования работодателей в выпускникам высшей школы.

Ключевые слова: основная образовательная программа, стандарт профессиональной деятельности, компетентность, компетентностная модель выпускника, паспорт компетенции, программа формирования компетенции.

В настоящее время в системе высшего образования реализуются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по направлениям (с получением академической степени) и по специальностям (с получением квалификации), причем в данном учебном году будет осуществлен первый выпуск магистров, прошедших обучение по данным стандартам.

Анализ и предварительные результаты реализации ФГОС по направлениям подготовки, реализуемым в Забайкальском государственном университете, позволяют выделить те системные изменения в организации образовательного процесса, которые связаны с переходом на ФГОС:

- изменение цели профессиональной подготовки: задается как ожидаемый результат - становление профессиональной компетентности;

- ориентация на универсальность, фундаментальность и практическую направленность;

- обновление принципов отбора содержания профессиональной подготовки;

- изменение образовательных стратегий и технологий профессиональной подготовки, обновление системы оценки результатов обучения;

- возможность реализации индивидуальной образовательной траектории, что выражается в модульности, вариативности основной образовательной программы, увеличении доли самостоятельной работы;

- обеспечение участия ведущих работодателей в разработке и обновлении образовательных стандартов и основных образовательных программ.

Проведенный анализ ФГОС [1] свидетельствует о перспективности их введения, поскольку он определяет требования именно к выпускнику как результату образовательного процесса, а не к самому образовательному процессу, предусматривает возможность сопряжения всех уровней образования за счет введения новой единицы учета «количества образования» - кредита или зачетной единицы; предоставляет большую свободу разработчикам основных профессиональных образовательных программ.

Однако реализация высшего профессионального образования на основе ФГОС требует поиска ответа на следующие

вопросы: Какими компетенциями должен обладать выпускник (какова компетентностная модель выпускника), чтобы соответствовать требованиям работодателя? Каково содержание и сущностные характеристики конкретной компетенции выпускника? Как (на основе какого содержания, каких образовательных технологий и т.п.) можно её формировать в условиях вуза? Какие знания, умения, навыки должен продемонстрировать студент в рамках итоговой государственной аттестации, чтобы подтвердить уровень сформированности конкретной компетенции?

Разработка и реализация основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) в соответствии с ФГОС ВПО позволили выделить этапы проектирования ОПОП:

1. Анализ компетенций выпускника, представленных в ФГОС, их детализация для выпускника данной ОПОП, определение специальных компетенций (СК) поддерживающих профиль подготовки. Реализация данного этапа осуществляется с привлечением работодателей, учетом перспективных потребностей региона. Результат данного этапа - компетентностная модель выпускника.

2. Разработка паспортов компетенций, в которых отражены сущностные характеристики конкретной компетенции, ее значимость в ожидаемом результате (подготовке выпускника); определена структура компетенции, выделены дескрипторы, которые позволят оценить уровень сформированности компетенции; установлен минимальный (ожидаемый) уровень освоения данной компетенции. Результат данного этапа - совокупность требований к уровню сформированности компетенции.

3. Определение программ формирования компетенций, в которых определены перечень, содержание и трудоемкость учебных дисциплин, учебных и производственных практик, обеспечивающих формирование необходимых компетенций. Реализация данного этапа осуществляется с привлечением преподавателей участвующих в реализации ОпОп. Результат данного этапа - совокупность содержания образования (дисциплины учебного плана), методов и средств, обеспечивающих формирование компетенций заданного уровня.

4. Создание системы оценочных средств, позволяющих оценить запланированные результаты освоения дисциплин, сфор-мированность компетенций. Результат данного этапа - комплекс

оценочных средств, включающая средства текущего (обеспечивающего установление сформированности запланированных знаний, умений и навыков по конкретной дисциплине, через умение применять их на практике), рубежного или промежуточного контроля (обеспечивающего установление сформированности запланированных в модуле или цикле компетенций), а также средств для самооценки (дающие возможность студенту самостоятельно оценивать уровень сформированности тех или иных компетенций и корректировать образовательную траекторию).

5. Формирование программы итоговой государственной аттестации, в рамках которой осуществляется оценка сформи-рованности профессиональных компетенций выпускника определенных ФГОС ВПО. Итоговая государственная аттестация включает: выпускную квалификационную работу и междисциплинарный государственный экзамен (по решению вуза), который может содержать компетентностно-ориентированные тестовые задания, профессионально-ориентированные ситуационные задачи, комплексные квалификационные задания и т.п. Реализация данного этапа осуществляется с выпускающей кафедрой с привлечением преподавателей, участвующих в реализации ОПОП.

6. Анализ результативности подготовки выпускников и коррекция ОПОП в части уточнения структуры компетенций, состава дисциплин, представленных в учебном плане, содержания рабочих программ учебных дисциплин, программ практик, учебно-методической документации, обеспечивающей реализацию соответствующей ОПОП, системы оценочных средств. Реализацию данного этапа осуществляет выпускающая кафедра по результатам опросов работодателей и выпускников ОПОП последних лет.

Рассмотрим более подробно первый этап проектирования ОПОП.

В настоящее время одной их главных задач системы высшего образования, в связи с ростом требований к квалификации и качеству подготовки специалистов, является полный учет требований работодателей и потребностей региона. Сегодня государственное задание вузу формируется, исходя из потребностей региона, которые в обобщенном виде (по укрупненным направлениям подготовки) представляются региональными ведомствами в Минобрнауки Российской Федерации.

На основе потребностей региона и социального заказа общества высшее учебное заведение определяет профиль подготовки будущих выпускников в рамках выделенного направления подготовки. Выбор профиля подготовки выпускников с учетом особенностей региона - важнейший путь сохранения и развития экономики края, национально-культурных и исторических традиций региона, формирования основной системы ценностей, обеспечивающий социальную и политическую стабильность региона.

Забайкальский край - трансграничный регион - особое в цивилизационном отношении образование со своими угрозами безопасности информационной, экономической, демографической и др. Забайкальский край имеет большую по протяженности границу с Китаем и Монголией. В регионе имеются древние этносы, разделенные границами; их история и культура драматически связаны и зависимы от развития, исторических этапов межкультурного и межцивилизационного взаимодействия. Поэтому, например, по направлению подготовки «Экология и природопользование» в ЗабГУ разработана магистерская программа «Экологическая экспертиза». Выбор данной магистерской программы связан с территориальным расположением Забайкальского края: Россия - Китай - Монголия; необходимостью подготовки специалистов способных обеспечить экспертизу не только на внутреннем, но и на внешнем потребительском рынке. По направлению «Педагогическое образование» профили определены в соответствии со школьными предметами, причем обучение ведется одновременно по двум профилям «Физики и информатика», «Русский язык и литература», «Биология и химия» и т.д. Это связано с необходимостью обеспечения учителей сельских школ педагогической нагрузкой, в условиях сложившейся демографической ситуации, оттока трудоспособного населения из Забайкальского края.

Усиление ориентации высшего образования на экономику нашло отражение в непосредственном привлечении к разработке и формулировке компетенций работодателей. При проектировании ОПОП в соответствии с ФГОС ВПО для каждой образовательной программы, с учетом выбранного профиля, совместно

с работодателями определяются требования к выпускникам, которые формулируются в компетентностном формате. Разрабатываемые перечни компетенций представляют собой целостные образования, которые описывают требования того, что выпускники вузов должны знать, уметь, чем они должны владеть по окончании учебного заведения, какими профессиональными и личностными качествами они должны обладать.

Реализация требований работодателей к выпускникам проявляется в создании компетентностной модели выпускника, которая наряду с компетенциями определенными в ФГОС (общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные) включает специальные компетенции, определенные совместно с работодателями исходя из профиля подготовки обучающихся и требований профессионального стандарта, если таковой имеется.

Необходимо отметить, что при создании компетентносной модели выпускника нужно учесть, что профессиональные стандарты (требования работодателей) в основном направлены на решение практических задач, соответствующих нынешнему уровню развития экономики, проблемы фундаментальности и системности образования уходят на второй план. Переоценка роли профессиональных стандартов при решении образовательных задач может привести к снижению качества высшего образования и качества кадрового обеспечения российской науки. Профессиональные стандарты могут служить лишь одним из источников исходных данных, некоторых ориентиров при разработке компетентностной модели выпускника, но не могут быть основой ее разработки. Поэтому при создании компетентностной модели выпускника необходимо предотвратить происходящие изменения в высшем профессиональном образовании - утрата фундаментальности, научной составляющей, смещение акцентов со стратегической подготовки специалистов, в сторону конкретных потребностей рынка труда.

В современных условиях фундаментальность образования актуальна вдвойне: выпускникам вузов она позволяет быть более успешными в своей профессии, ориентироваться в сложной экономической обстановке, а при смене профессии в рамках выбранного направления быстрее адаптироваться к новым видам деятельности.

В качестве примера рассмотрим компетентностную модель выпускника по направлению «Педагогическое образование», при создании который было предусмотрено преодоление следующих проблем: несоответствие ожидаемых требований работодателей; несоответствие ФГОС ВПО педагогического образования требованиям новых ФГОС общего образования и стандартам педагогической деятельности; отсутствие в ФГОС компетенций определяющих предметную подготовку будущих учителей.

Реализация ФГОС ВПО определяет необходимость формирования всех общекультурных (ОК) и общепрофессиональных компетенций (ОПК), представленных в стандарте. Совокупность профессиональных компетенций (ПК) определяется видами профессиональной деятельности, к выполнению которых должен быть готов выпускник. Так по направлению «Педагогическое образование» в стандарте выделено четыре вида профессиональной деятельности: в области педагогической деятельности, в области научно-исследовательской деятельности, в области управленческой деятельности, в области культурно-просветительской деятельности. Вуз, проектируя ОПОП, определяет виды профессиональной деятельности (два-три вида, из предложенных в стандарте), к реализации которых осуществляется подготовка. Выделенные виды профессиональной деятельности определяют группы профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы при реализации конкретной ОПОП.

Работа по созданию компетентностной модели современного учителя-предметника позволила не только сгруппировать предложенные в ФГОС профессиональные компетенции по видам деятельности, но и дополнить совокупность компетенций, определенных в ФГОС, специальными компетенциями (СК). Специальные компетенции разделены нами на две группы: предметные, определяющие предметную подготовку будущего учителя, и педагогические, определенные, исходя из требований ФГОС общего образования и стандарта педагогической деятельности. Если первая группа специальных компетенций (предметные) различна для каждого профиля подготовки, то вторая группа специальных компетенций (педагогические), дополняя профессиональные компетенции, выделенные в ФГОС, одинакова для всех профилей подготовки. В обобщенном виде компетентностная модель современного учителя-предметника представлена на рис. 1.

Рис. 1. Компетентностная модель современного учителя предметника

При дополнении компетентностной модели современного учителя-предметника специальными компетенциями (предметными и педагогическими) мы исходили из того, что компетенции:

- это комплексные характеристики готовности выпускников применять полученные знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности;

- формулируются не для каждого предмета отдельно, а представляют собой обобщенные результаты образовательного процесса;

- могут формироваться разными путями, причем набор дисциплин, который будет использован для формирования одной компетенции или группы родственных компетенций, можно менять.

Обязательные общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК), профессиональные (ПК) компетенции представлены в ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование». Ниже приведены примеры специальных компетенций по направлению «Педагогическое образование» профиль «Физика», которые сформулированы на основе методических рекомендаций Научно-методического совета по физике Минобрнауки РФ [2] и стандарта педагогической деятельности предложенного авторским коллективом под руководством профессора В.Д. Шадрикова [3].

Специальные компетенции (предметные):

• знает концептуальные и теоретические основы науки-физики, ее место в общей системе наук и ценностей СК-1;

• знает историю развития и становления физики, ее современное состояние СК-2;

• владеет научными основами физики, необходимыми для ее трансляции обучающимся в соответствии с образовательной программой СК-3;

• владеет специальными знаниями, необходимыми для освоения теории и методики обучения физике СК-4 [2, с. 30-32].

Специальные компетенции (педагогические):

• готов к постановке целей и задач педагогической деятельности СК-5;

• способен осуществлять мотивацию обучающихся СК-6;

• способен разрабатывать и реализовывать программы педагогической деятельности и принятия педагогических решений СК-7;

• готов к организации учебной деятельности СК-8 [3, с. 15].

Подводя итог, можно констатировать, что создание компе-тентносной модели выпускника - это первый шаг в разработке ОПОП, поскольку «поиск эффективных механизмов реализации образовательного процесса и оценки его результатов определятся, прежде всего, современной идеологией образования, которая характеризуется ориентацией образования на компетен-тностный подход» [4, с. 24].

Сегодня продолжается работа по формированию ОПОП: разрабатываются паспорта компетенций, программы формирования компетенций [5]; создаются рабочие программы учебных дисциплин, программы практик в компетентностном формате; создаются фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации; разрабатываются требования к итоговой государственной аттестации. Эффективность данной работы определяется участием ведущих работодателей в разработке и реализации ОПОП, диалог с которыми должен стать основой развития высшего профессионального образования.

Библиографический список

1. Федеральный государственный стандарт по направлению «Педагогическое образование». - М., 2010.

2. Бюллетень Научно-методического совета по физике / сост. Н.М. Кожевников. - СПб., 2012. - № 4.

3. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. - М. 2010.

4. Старостина, С.Е. Проектирование процесса естественнонаучного образования в вузе и условий повышения его эффективности //

Школа будущего. - 2011. - № 1.

5. Азарова, РН. Разработка паспорта компетенции: методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов / РН. Азарова, Н.М. Золотарева. - М., 2010.

Bibliography

1. Federaljnihyj gosudarstvennihyj standart po napravleniyu «Pedagogicheskoe obrazovanie». - M., 2010.

2. Byulletenj Nauchno-metodicheskogo soveta po fizike / sost. N.M. Kozhevnikov. - SPb., 2012. - № 4.

3. Metodika ocenki urovnya kvalifikacii pedagogicheskikh rabotnikov / pod red. V.D. Shadrikova, I.V. Kuznecovoyj. - M. 2010.

4. Starostina, S.E. Proektirovanie processa estestvennonauchnogo obrazovaniya v vuze i usloviyj povihsheniya ego ehffektivnosti // Shkola buduthego. - 2011. - № 1.

5. Azarova, R.N. Razrabotka pasporta kompetencii: metodicheskie rekomendacii dlya organizatorov proektnihkh rabot i professorsko-prepodavateljskikh kollektivov vuzov / R.N. Azarova, N.M. Zolotareva. - M., 2010.

Статья поступила в редакцию 27.05.13

УДК 37.013

Burova, N.V. PEDAGOGICAL POTENTIAL OF TRADITIONS OF CULTURE OF THE DON COSSACKS IN EDUCATIONAL SPHERE. In the article features of the cultural traditions of the don Cossacks, stand out the functions of the cultural traditions of the don Cossacks in the educational sphere.

Key words: the traditions of culture, traditions of the don Cossacks, the functions of the cultural traditions of the don Cossacks in the education system.

Н.В. Бурова, соискатель каф. теории, методики и организации социокультурной деятельности ВГАПК ПРО, педагог дополнительного образования, руководитель образцового казачьего фольклорного ансамбля «Семья», МОУ ДОД ДЮЦ Краснооктябрьского района, г. Волгоград, E-mail: semya-burov@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТРАДИЦИЙ КУЛЬТУРЫ ДОНСКИХ КАЗАКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

В статье рассматриваются особенности традиций культуры донских казаков, выделяются функции традиций культуры донских казаков в образовательной сфере.

Ключевые слова: традиции культуры, традиции культуры донских казаков, функции традиций культуры донских казаков в системе образования.

Вопросы воспитания человека являются одними из ключевых для инновационного развития современной системы образования. Рассмотрение данных вопросов всецело связано с культурой, что подтверждает ряд нормативных документов, которые определяют стратегию развития современного образования.

Так, в национальной доктрине образования в Российской Федерации, определяющей стратегию, цели воспитания и обучения в области образования на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 отмечено, что «система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры» [1]. Обеспечение распространения и развития национальной культуры системой образования - сложная задача, которая предполагает не только преодоление отчуждения современной молодежи, снижения интереса к национальным традициям, но и разработку образовательных программ опирающихся на национальные культурные ценности, традиции.

В Законе Российской Федерации «Об образовании», принятом Государственной Думой 21 декабря 2012 года, среди основных принципов правового регулирования отношений в сфере образования является «принцип защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» [2, с. 3], что говорит о единстве образовательного и культурного пространств в развитии, воспитании и обучении ребенка.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, указано, что развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогическом процессе «осознанного восприятия и принятия обучающимися ценностей: семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа; российской гражданской нации; мирового сообщества». Принятие культуры и духовных этнокультурных традиций, согласно Концепции, рассматривается как необходимая более высокая ступень развития человека, важный этап развития гражданского самосознания. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека [3].

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования современный человек сегодня рассматривается как человек, «любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции» [4]. Во ФГОС отраже-

но, что становление личности ученика происходит не только через знакомство с культурой края, но и на основе осознания и признания ценностей традиций культуры самим ребенком, так как уважение к культуре своего края и Отечества возникает после понимания и осознания ребенком ценностей отечественной культуры.

Содержание выделенных документов показывает, что возвращение человека в ценностное пространство культуры -актуальная задача современного образования. Однако, в существующей образовательной практике есть ряд проблем, затрудняющих выполнение запроса общества и государства. Одной из таких проблем является необоснованность механизмов, способствующих достижению обозначенного «портрета» современного ребенка.

Проводимое нами исследование, позволило определить традиции культуры, как один из механизмов воспитания человека культуры. Анализ работ С.А. Арутюнова, Э.С. Маркаряна, К.В. Чистова И.В. Суханова и проведенное нами исследование позволили нам рассматривать традиции культуры как опыт духовной жизни общества обеспечивающий ему продолжение в веках. В исследованиях авторов, традиции культуры рассматриваются: как информационная характеристика культуры, охватывающая все области жизни (Э.С. Маркарян); как набор стереотипов, обеспечивающий переход от одной типовой ситуации к другой (К.В. Чистов); как «средство передачи и формирования духовных качеств, необходимых для нормального функционирования сложных общественных отношений» (И.В. Суханов). Опираясь на исследования вышеназванных авторов, нами сделаны выводы о том, что традиции культуры можно рассматривать как механизм передачи устоявшихся элементов культуры, включая стереотипы, понятия, ценности, принятые обществом [5]. Вместе с тем, гарантией передачи устоявшихся элементов культуры является сам человек. Его отношение и личностное принятие традиций культуры является важной составляющей содержания традиций.

Традиция становится живой тогда, когда воспринята человеком и находится внутри человека. И.В. Суханов понимает традиции как средство передачи и формирования в новых поколениях духовных качеств, а предписанные стереотипные действия во время выполнения обычая, обряда формируют эти духовные качества. Мы соглашаемся с определением И.В. Суханова, что традиции «раскрывают человеку, во имя чего следует жить, трудиться и бороться» и, следовательно, прямо обращены к духовному миру человека [6, с. 9].

Определяющей для нас в понимании традиций культуры стала мысль о том, что человек культуры рассматривается как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.