Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
65
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / DEVELOPMENTAL ENVIRONMENT / SUBJECT-DEVELOPMENTAL ENVIRONMENT / PRIMARY GENERAL EDUCATION / DESIGN OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куницына С.М.

Автор рассматривает вопрос проектирования образовательной среды начальной школы; обращается к понятиям «образовательная среда», «развивающая среда», «предметно-развивающая среда». В статье отмечено, что залогом успешного обучения младших школьников является создание активной предметно-развивающей среды, направленной на психофизическое развитие младших школьников, сохранение и укрепление их здоровья. Создавая предметно-развивающую и образовательную среду в начальной школе, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды учреждения, психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING A PRIMARY SCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The author considers the issue of designing the educational environment of an elementary school; refers to the concepts of «educational environment», «developmental environment», «subject-developmental environment». The article notes that the key to successful education of junior schoolchildren is the creation of an active subject-development environment aimed at the psychophysical development of junior schoolchildren, maintaining, and strengthening their health. When creating a subject-developmental and educational environment in an elementary school, it is necessary to take into account the psychological foundations of constructive interaction between participants in the educational process, the design and ergonomics of the modern environment of the institution, and the psychological characteristics of the age group at which this environment is aimed.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

УДК 371

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

DESIGNING A PRIMARY SCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

АННОТАЦИЯ

Автор рассматривает вопрос проектирования образовательной среды начальной школы; обращается к понятиям «образовательная среда», «развивающая среда», «предметно-развивающая среда». В статье отмечено, что залогом успешного обучения младших школьников является создание активной предметно-развивающей среды, направленной на психофизическое развитие младших школьников, сохранение и укрепление их здоровья. Создавая предметно-развивающую и образовательную среду в начальной школе, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды учреждения, психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Ключевые слова: образовательная среда, развивающая среда, предметно-развивающая среда, начальное общее образование, проектирование образовательной среды.

ABSTRACT

The author considers the issue of designing the educational environment of an elementary school; refers to the concepts of «educational environment», «developmental environment», «subject-developmental environment». The article notes that the key to successful education of junior schoolchildren is the creation of an active subject-development environment aimed at the psychophysical development of junior schoolchildren, maintaining, and strengthening their health. When creating a subject-developmental and educational environment in an elementary school, it is necessary to take into account the psychological foundations of constructive interaction between participants in the educational process, the design and ergonomics of the modern environment of the institution, and the psychological characteristics of the age group at which this environment is aimed.

Keywords: educational environment, developmental environment, subject-developmental environment, primary general education, design of educational environment.

Светлана

Михайловна

КУНИЦЫНА,

кандидат педагогических наук, доцент департамента педагогики Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета svetlana28061979@mail.ru

Svetlana

Mikhailovna

KUNITSYNA,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy Institute of Pedagogy and Psychology of Education Moscow City University svetlana28061979@mail.ru

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Среда как многокомпонентное явление -предмет изучение философов, педагогов, экологов, психологов и других специалистов. Исследования предметной среды ведутся достаточно давно. Во введении к Стокгольмской декларации, принятой на конференции Объединённых Наций в 1972 году, записано: «... человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая даёт физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие» [7]. Следовательно, «среда» является продуктом деятельности человека и поддаётся целенаправленному формированию.

Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, считают, что развивающая среда - это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение [7].

О воспитательных возможностях среды для подрастающего поколения писали Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Л.К. Шле-гер, П.П. Блонский. Как подчёркивал А.С. Макаренко, воспитывает среда, «организованная наиболее выгодным образом».

Новаторским явлением стал опыт работы «Школы под голубым небом» В.А. Сухомлинско-го, в котором использовался воспитательный потенциал природной среды (обучение на природе).

В 80-е гг. XX в. активно изучалось взаимодействие среды (А.Т. Куракин, М.В. Новиков, В.Я. Яс-вин). Стал использоваться термин «образовательная среда», была разработана теоретическая модель содержания образования (В.И. Слободчиков), стержнем которой является образовательная среда.

Е.В. Рыбак рассматривает образовательную среду как зону взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов, как особое личностное пространство познания и развития. В работе теоретически обоснована необходимость создания развивающей среды, которая базируется на концептуальных положениях о роли социокультурно - образовательной среды в воспитании человека (Т.С. Буторина, Б.С. Вульфов, Ю.С. Мануйлов, А.В. Мудрик, РВ. Авчарова), о природо - и культуро-сообразности народности (ПН. Волков, З.И. Васильева, К.Д. Ушинский); системоформирующих средо-вых факторах управления нервно-психическим развитием (А.В. Пятков); развитии эмоционального мира личности (В.В. Лебедянский); на идее гуманизации образования (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец).

Средоориентированное образование (воспитание, обучение), как считает Е.В. Рыбак, предполагает научное осмысление системы терминов предметная, культурная, духовная и духовно-материальная, природная, информационная, внешняя и внутренняя, развивающая, социокультурная, эмоциональная, комфортная среда [7].

Относительно сферы воспитания чаще всего применяют термин «развивающая среда». Л.В. Свирская понятие «предметно-развивающая среда» предполагает классифицировать как духовную, материальную, предметную [5].

Под образовательной средой понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность как для раскрытия ещё не проявившихся интересов и способностей, так и для развития уже проявившихся способностей и личности учащихся в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации.

Т.П. Беликова подчёркивает значимость влияния образовательной среды и особенно её микросреды (образовавшиеся в ней социальные группы, сообщества, общественные организации) на процесс формирования и становления личности ребёнка.

О.С. Газман считает, что образовательная среда именно начальной школы - это реальный психолого-педагогический мир, объединение уже выработавшихся временем культурно-образовательных традиций, личностных воздействий педагогов, детей и их родителей, специально организованных ситуаций, устремлённых к сотворению внутреннего мира обучающихся и условий для развития личности ребёнка.

Психологи предлагают рассматривать образовательную среду начальной системы образования с позиций общего круга условий, которые находит ребёнок в окружающей его школьной действительности как внутри, так и во вне школы (внутренняя и внешняя среда). Так, многие учёные рассматривают её как:

- часть социокультурного пространства, созданного для личностного взаимодействия детей и взрослых (Н.Б. Крылова);

- как среда, где младший школьник приобретает первые опыты социализации и возможность проявления своих способностей (Г.Ю. Беляев);

- как совокупность факторов, влияющих на расширение психологических, общественных, пространственно-предметных и межличностных компонентов развития обучающихся (Н.А. Спичко).

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

В педагогической науке понятие «образовательная среда» получило широкое распространение и достаточно активно изучается в различных аспектах. Например, И. Г. Шендрик считает, что образовательная среда - это окружение школьника и условия, при которых он может взаимодействовать с этим окружением; специально организованная педагогическая деятельность в целях создания условий для самореализации личности ребёнка, является возможностью для ребёнка понимать и познавать эту среду, поскольку в ней заложены прообразы культуры и образования [6].

Образовательную среду необходимо целенаправленно проектировать под те задачи, которые задаются начальной школе социальным заказом общества, утверждает В.И. Слободчиков, а содержание и практика начальной школы должны оказывать формирующее воздействие на ребёнка и порождать в нём желание совершенствоваться и развивать свои способности. Исследователь считает характерными признаками развивающей образовательной среды согласованность действий всех участников образовательного процесса, образовательных программ, содержания процесса обучения и воспитания и соответствующий уровень подготовки педагогов и управленческого персонала.

Если рассматривать роль образовательной среды в развитии одарённых обучающихся, то следует отметить позицию И.К. Шалаева, который, опираясь на принципы теории развивающего обучения, характеризует её следующими показателями:

- потенциальные ресурсные возможности образовательной среды;

- способы и средства организации и структурирования образовательной среды;

- интегративность взаимодействия всех участников образовательного процесса с его педагогическими условиями;

- вариативность образовательной среды и обеспечение возможностей для полноценного личностного развития детей, воплощение в жизнь их интеллектуальных ожиданий и творческой самореализации.

Именно эти критерии должны учитываться при создании условий для дальнейшего развития одарённых школьников.

В.С. Кукушин считает, что в образовательной среде начальной школы, ориентированной на работу с обычным контингентом и одарёнными детьми, должны в полной мере сочетаться педагогические условия обучаемости, развития, воспитания,

информативности, экологичности, эстетичности, диалоговости, гуманизма и одухотворения.

Значительный вклад в понимание образовательной среды начальной школы внесли работы Б.Д. Богоявленской, которая выделила структурные компоненты исследуемого феномена:

1. Пространственно-семантический компонент предполагает:

- организацию жизненного пространства в классных и рекреационных аудиториях и помещениях;

- пространство для размещения герба, гимна, традиций, информации о деятельности начальной школы;

- возможность эстетическо-оформительс-ких модификаций имеющихся помещений под конкретные запросы участников образовательного процесса.

2. Содержательно-методический компонент, определяющий:

- наличие разработанных и научно обоснованных концепции школы, образовательной программы развития, учебной программы, современных дидактических средств обучения, комплексных программ воспитания;

- практическое апробирование форм и методов организации образовательного процесса.

3. Коммуникационно-организационный компонент, учитывающий:

- статусность и особенности (половозрастные, ценностные, национально-культурные) всех участников образовательного процесса;

- сложившееся стилевое поведение педагогов и обучающихся;

- организационно-технические условия и культуру управленческого менеджмента;

- возможности внеурочной и внеклассной деятельности, работы различных инициативных групп, творческих и иных объединений [3].

Образовательная среда начальной школы, позволяющая продуктивно работать с детьми, которые проявляют признаки одарённости, строится на доминантах систем развивающего обучения В.В. Давыдова, Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина, которые в своих научных трудах и методических рекомендациях сформулировали определение, принципы и задачи развивающей образовательной среды.

Так, Л.В. Занков определяет её как комплекс психолого-педагогических условий, требующихся для реализации образовательного процесса, к которым относится оптимальная пространственно-временная организация обучения и воспитания, обеспечен-

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

ная разнообразными дидактическими материалами и информационно-игровыми средствами.

Д.Б. Эльконин сформулировал реперы комплексного подхода к моделированию личностно развивающей образовательной среды начальной школы через такие принципы, как многофункциональность, рациональность, взаимосвязь и взаимодополнение, психолого-педагогическая целесообразность.

Работы В.В. Давыдова по начальному общему образованию позволяют сгруппировать основные задачи образовательной среды школы, адекватной запросам личностного развития одарённых детей. К ним относится постановка следующих задач:

1. организация образовательной среды для обучающихся в начальных классах, которая создаёт условия для формирования компетенций, связанных с самореализацией и саморазвитием ребёнка;

2. обеспечение результативного освоения основной образовательной программы и образовательной успешности каждому ребёнку на его уровне;

3. создание открытого и общественно значимого уклада функционирования начальной школы, интегрированного в урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.

А.И. Савенков сформулировал компоненты образовательной среды, способствующие личностному развитию одарённых младших школьников [9]:

1. Содержательный:

- обеспечение такого уровня содержания, в основу которого положено целеполагание интеллектуального и творческого развития ребёнка;

- обеспечение возможностей моделировать и изменять содержание обучения и воспитания в зависимости от потребностей современной ситуации.

2. Методический:

- наличие учебных программ различного уровня;

- предоставление возможностей самостоятельного выбора образовательных маршрутов в рамках определённого учебного заведения;

- реализация инновационных образовательных программ и наличие средств их выполнения;

- доминирование современных способов предоставления и восприятия учебной и социальной информации.

3. Коммуникативный:

- удовлетворённость всех участников образовательного процесса результатами и способами их достижения в основной деятельности;

- позитивный морально-психологический климат в коллективе;

- участие всех участников образовательного процесса в его моделировании и приведении к оптимальному результату;

- возможности диалоговой коммуникации [4].

Д. И. Фельдштейн рассматривает следующие принципы педагогической деятельности по развитию личности одарённых обучающихся младшего школьного возраста в образовательной среде начальной школы:

а) предельного многообразия предоставленных возможностей для личностного становления ребёнка;

б) расширения методов внеурочной и внешкольной деятельности в аспекте многовекторного развития детей, индивидуализации и дифференциации учебной деятельности;

в) организации самостоятельной работы каждого обучающегося в процессе коллективной деятельности, свободы предпочтений в дополнительных услугах, тьюторстве, индивидуальной помощи, способах презентации полученных результатов;

г) интеграции основного и дополнительного образования на основе создания проектно-иссле-довательских, спортивных и творческих кластеров;

д) мониторинга выявления, обучения, развития и педагогического сопровождения одарённых детей [2].

Исходя из определения образовательной среды, можно отметить, что в неё входят материальные, пространственно-предметные и социально-психологические элементы, которые дают возможность донести информацию, помочь развитию каждого ученика.

Большую часть времени ребёнок проводит в школе. Развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно-развивающей среды в учебном кабинете. К сожалению, в наших образовательных учреждениях не всегда соблюдается правильная организация образовательного пространства, которая оказывает большое влияние на обучения детей.

Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребёнка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.

Начальная школа - это особый мир, в котором обучение, воспитание и игра составляют единое целое. Школьная жизнь должна максимально способствовать развитию способностей у обучающихся, учитывать их индивидуальность. Все дети имеют разные возможности, здоровье, интересы,

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

потребности, интеллектуальные способности и особенности восприятия окружающего мира. Одним важно услышать, другим - увидеть, а третьим необходимо попробовать сделать что-либо самим. Кому-то необходима частая смена деятельности, кто-то сосредоточен на выполнении задания в течение продолжительного времени. Есть дети, нуждающиеся в одиночестве, а для других одиночество - дискомфортное состояние. Все это должно учитываться при организации образовательной среды.

ФГОС НОО указывает на то, что в школе важно создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся и их родителей; среду, способствующую духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, укреплению их физического, психологического и эмоционального здоровья. Также образовательная среда должна способствовать достижению планируемых результатов (личностных, предметных и метапредметных), выявлению и развитию способностей обучающихся, работе с одарёнными детьми.

Администрация школы, учителя, обучающиеся, родители принимают участие в создании образовательной среды. Все субъекты оказывают на неё постоянное воздействие в процессе её функционирования, но и образовательная среда влияет на каждого субъекта образовательного процесса. Очень важно создать в школе условия для полноценного развития и обучения каждого ребёнка. Поэтому образовательная среда школы должна быть максимально насыщенна.

Предметно-пространственная среда учебного класса в начальной школе представляет собой специально организованное пространство, включающее в себя дидактические материалы, оборудование, инвентарь для развития обучающихся в соответствии с возрастными особенностями.

Классная комната в начальной школе - это учебно-воспитательное подразделение школы, являющееся средством реализации ФГОС НОО, обеспечивающее оптимальные условия для повышения качества образовательной подготовки обучающихся, сохранения и укрепления их здоровья.

Занятия в классной комнате должны способствовать активизации мыслительной деятельности обучающихся; формированию умений работать с различными видами информации и её источниками; формированию коммуникативной культуры обучающихся; развитию у обучающихся способно-

стей к самоконтролю, самооценке и самоанализу; воспитанию высокоорганизованной личности.

Создание предметно-пространственной среды кабинета начальных классов определяет учебный процесс, психологический фон, формирующийся среди учеников. Значимой в оформлении является каждая деталь, поэтому лучше всего оформление начинать с выбора цветовой гаммы, потому что на умственные способности, внимательность и желание что-то делать влияют именно те цвета, которые обучающиеся видят перед собой.

О значении цвета говорил Н.В. Герасименко. Он утверждал, что для стен класса больше всего подходят оттенки жёлтого (бежевый, кремовый, светло-охристый), так как эти тона дисциплинируют, а также активизируют умственную деятельность и способствуют концентрации внимания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А. Ксавер, Г. Фрилинг утверждают, что выбор цвета должен зависеть от возраста обучающихся. Конечно, при выборе цвета для классной комнаты, в которой обучаются младшие школьники, необходимо исходить из их возрастных особенностей и склонностей к тому или иному цвету, но не стоит забывать о том, что каждый цвет обладает своими свойствами, и что для младшего школьного возраста желательно использовать тёплые тона. Также психологи считают, что неразумно использовать один цвет при оформлении классной комнаты, так как монотонность быстро утомляет, поэтому нужно использовать разные цвета, но при этом разнообразие цветовых гамм должно быть ограничено двумя-тремя цветами во избежание пестроты.

Для организации учебного процесса в кабинетах начальных классов должны быть предметно-развивающие зоны.

Учебная зона. Данная зона включает в себя учебную доску, комплекты «парта-стул» для обучающихся и рабочее место учителя. Что касается учебной доски, то в начальной школе желательно, чтобы она была трехстворчатая с регулировкой высоты, часть которой разлинована для выработки у обучающихся графических навыков по русскому языку и математике. Также желательно, чтобы одна створка имела магнитную основу. Лучше всего, чтобы доска была тёмно-зелёного цвета, так как на чёрной доске плохо различимы записи белым мелом, а коричневая доска усыпляет. В санитарно-эпидемиологических правилах и нормах (далее - СанПиН) обозначено, что высота нижнего края учебной доски над полом должна

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

быть 70-90 сантиметров. Помимо обычной учебной доски в классе должна быть и интерактивная доска или выдвижной экран с проектором. Над доской необходимо установить лампу дневного света, которая будет обеспечивать подсветку материала, представляемого учителем.

Традиционная классная комната предполагает расстановку мебели таким образом, что парты для обучающихся стоят в ряд, ориентируясь на классную доску и стол для учителя. При установке мебели нужно в первую очередь учесть требования СанПиН, а также физиологические особенности младших школьников. Парты должны быть с регулированием высоты и углом наклона. Расстояние от доски до первых рядов парт должно быть не менее 1,5-2 метров. Данная расстановка мебели подходит не для всех типов урока. Например, для обсуждения чего-либо удобнее, чтобы парты стояли в кругу, так чтобы все видели друг друга. Поэтому для различных изменений предметно-пространственной среды необходимо иметь в школе легко перемещаемую самими обучающимися мебель.

На рабочем месте учителя должен быть персональный компьютер с возможностью записи и трансляции по сети видеоизображения и звука. С помощью компьютера обеспечивается возможность выхода в локальную сеть (информационное пространство) образовательного учреждения, а через неё - в Интернет. Компьютер должен быть оснащён лицензионным программным обеспечением.

Информационная зона располагается по периметру кабинета и представлена стендами на стенах. Учебная наглядность входит в информационную зону и может располагаться по всему периметру классной комнаты, но не стоит забывать о том, что информация, размещённая на задней стене кабинета, усваивается обучающимися гораздо хуже. Все вспомогательные материалы можно разделить на две группы: материалы длительного пользования (например, алфавит, плакаты «Пиши правильно»); сменяемые материалы, которые должны обязательно меняться в соответствии с содержанием урока, чтобы не формировать у обучающихся стереотип восприятия.

Главные требования к наглядным материалам: они должны быть напечатаны крупным шрифтом и располагаться на такой высоте, чтобы обучающиеся могли прочитать все, что там написано и воспользоваться данной информацией.

Также в информационной зоне должна быть вывешена символика страны, города. Она явля-

ется неотъемлемым атрибутом любого класса, так как учитель с первых дней учёбы должен рассказывать обучающимся о стране, городе, о значении символики, тем самым формировать чувство патриотизма в каждом обучающемся.

Классный уголок и уголок для родителей также относятся к информационной зоне. Классный уголок, как правило, представлен в виде небольшого стенда, на боковой или задней стене, на котором фиксируется список обучающихся, график дежурств, достижения класса, общие фотографии. Цветовая гамма уголков младших школьников, как правило, оказывается более пёстрой, а буквенные записи органично чередуются с картинками.

Обращение к родителям необходимо для того, чтобы была взаимосвязь между педагогом и родителями, из которой последовал бы хороший результат обучения. Чтобы сообщить нужную информацию, поделиться достигнутыми результатами, в классе оформляется уголок для родителей. Информация на данном стенде должна быть актуальной, а это значит, что учителю необходимо обновлять её постоянно. Например, телефоны и адреса организации, выписки из закона о правах ребёнка, график и тематика родительских собраний.

Также в кабинетах начальной школы должна присутствовать игровая зона. В ней расположена мягкая мебель (диван или кресла), шкафы, в которых лежат различные игры, детские книги. Дети с удовольствием могут проводить время, беседуя и играя в данной зоне. Организация и использование данной зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников, здесь должен ощущаться комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно, особенно при обучении первоклассников.

В учебном классе учителю необходимо создать зону творчества («Очумелые ручки»), где будет представлена работа каждого ребёнка, для того чтобы каждый обучающийся мог почувствовать свою значимость. Данная зона будет способствовать пробуждению активности к творчеству у младших школьников.

В каждом классе нужно продумать хотя бы маленький зеленый уголок, зеленую зону, в которой будут стоять комнатные растения. Это будет способствовать развитию трудолюбия у детей, ухаживающих за цветами, любовь и уважение к природе, а также позволит усилить созданное уютное и комфортное учебное пространство. При этом не стоит забывать о том, что по требованиям СанПиН зап-

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

рещено размещать цветы на подоконниках для того, чтобы было равномерное освещение учебного помещения и для рационального использования дневного света. Чтобы научить детей ухаживать за животными, в классе можно поставить аквариум.

Зонирование классной комнаты необходимо для того, чтобы обучающиеся могли найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. В учебном классе, в котором организовано зонирование, у обучающихся появляется чувство радости, положительное отношение к школе, желание посещать её, обогащаться новыми впечатлениями и знаниями. Учитель должен создать возможность для смены зон, чтобы в дальнейшем менять их в зависимости от определённых событий, то есть отвечать требованиям мобильности.

С декорированием классной комнаты нужно быть очень аккуратными, так как слишком большое количество картинок, статуэток, таблиц и других украшающих элементов может отвлекать обучающихся, что, естественно, не скажется положительно на процессе обучения.

При конструировании классной комнаты учитель должен помнить о требованиях СанПиН, в которых указано, что в классе необходимо установить умывальную раковину с учётом возрастных особенностей обучающихся. Её следует устанавливать в зоне правого переднего угла кабинета. Около неё устанавливают педальное ведро, держатель для туалетной бумаги. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.

Успех в решении образовательных задач во многом зависит от определённых условий. Прежде всего, в классе должно быть чисто. И здесь нет мелочей: грязная доска, столы и стулья стоят неровно, небрежно лежат тетради и учебники - все это придаёт кабинету неопрятный вид и мешает настроиться на работу.

Правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет облегчить образовательный процесс, способствует формированию доброжелательных отношений в коллективе, формирует положительную самооценку у каждого обучающегося, воспитывает патриотизм, культуру и чувство прекрасного и помогает каждому обучающемуся всесторонне развиваться.

Литература

1. Борчев К.Ф. Характеристики образовательной среды для поколения Z (телесно-когнитивно-ценностная парадигма в современной образовательной среде) / К.Ф. Борчев, С.С. Назаренко, H.A. Тимошина // Антропологическая дидактика и воспитание. 2022. Т. 5. № 1. С. 127-150.

2. Васютенкова И.В. Профессионально-образовательная среда как фактор развития компетентности педагога по обеспечению психологически безопасной и комфортной образовательной среды / И.В. Васютенкова // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. № 2. С. 767-774.

3. Гуревич К.М. Развитие детей младшего школьного возраста / K.M. Гуревич. М.: Академия, 2016. 490 с.

4. КорнеевЛ.А. Предметно-пространственная развивающая среда / Л.А. Корнеев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 569 с.

5. Корнеенко Т.Н. К вопросу о сути понятий «информационно-образовательная среда» и «интерактивно-образовательная среда» / Т.Н. Корнеенко // Информатизация образования: теория и практика: Сборник материалов международной научно-практической конференции, Омск, 18-19 ноября 2016 года / под общей редакцией М.П. Лапчика. Омск: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет», 2016. С. 87-90.

6. Куц Е.В. Управление образовательным учреждением в условиях высокотехнологичной образовательной среды / Е.В. Куц // Методист. 2017. № 1. С. 39-41.

7. Нечаев М.П. Проблема развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы: от истории к современности / М.П. Нечаев, С.Л. Фролова, С.М. Куницына. Москва: Академия социального управления, 2017. 100 с.

8. Петрусевич П.Ю. Образовательная среда, где радуются и творят дети (Образовательная среда школы Ямбурга) / П.Ю. Петрусевич // Народное образование. 2022. № 6(1495). С. 181-188.

9. Савенков А.И. Психология детской одарённости / А.И. Савенков. М.: Юрайт, 2017. 440 с.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

10. Шайденко Н.А. Анализ категорий «образовательная среда» и «культурно-образовательная среда» / Н.А. Шайденко // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2023. № 2. С. 124-125.

11. Шевелева А.О. Проблематика разрешения межличностных конфликтов в образовательной среде / А.О. Шевелева // Студенческий. 2022. № 5-2(175). С. 58-60.

12. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. 365 с.

References

1. BorchevK.F. Harakteristiki obrazovatel'noj sredy dlya pokoleniya Z (telesno-kognitivno-cennostnaya paradigma v sovremennoj obrazovatel'noj srede) / K.F. Borchev, S.S. Nazarenko, N.A. Timoshina. Antropologicheskaya didaktika i vospitanie, 2022, vol. 5, no. 1, рр. 127-150.

2. Vasyutenkova I. V Professional'no-obrazovatel'naya sreda kak faktor razvitiya kompetentnosti pedagoga po obespecheniyu psihologicheski bezopasnoj i komfortnoj obrazovatel'noj sredy / I.V. Vasyutenkova. Gercenovskie chteniya: psihologicheskie issledovaniya v obrazovanii, 2019, no. 2, рp. 767-774.

3. GurevichKM. Razvitie detej mladshego shkol'nogo vozrasta / K.M. Gurevich. M.: Akademiya, 2016. 490 p.

4. Korneev L.A. Predmetno-prostranstvennaya razvivayushchaya sreda / L.A. Korneev. M.: YUNITI-DANA, 2014. 569 p.

5. Korneenko T.N. K voprosu o suti ponyatij «informacionno-obrazovatel'naya sreda» i «interaktivno-obrazovatel'naya sreda» / T.N. Korneenko. Informatizaciya obrazovaniya: teoriya i praktika: Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Omsk, 18-19 noyabrya 2016 goda / pod obshchej redakciej M.P. Lapchika. Omsk: federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego professional'nogo obrazovaniya «Omskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet», 2016. Pp. 87-90.

6. Kuc E.V. Upravlenie obrazovatel'nym uchrezhdeniem v usloviyah vysokotekhnologichnoj obrazovatel'noj sredy / E.V. Kuc. Metodist, 2017, no. 1, рp. 39-41.

7. Nechaev M.P. Problema razvitiya vospityvayushchego potenciala obrazovatel'noj sredy shkoly: ot istorii k sovremennosti / M.P. Nechaev, S.L. Frolova, S.M. Kunicyna. Moskva: Akademiya social'nogo upravleniya, 2017. 100 p.

8. Petrusevich P.Yu. Obrazovatel'naya sreda, gde raduyutsya i tvoryat deti (Obrazovatel'naya sreda shkoly YAmburga) / P.Yu. Petrusevich. Narodnoe obrazovanie, 2022, no. 6(1495), рp. 181-188.

9. SavenkovA.I. Psihologiya detskoj odaryonnosti / A.I. Savenkov. M.: YUrajt, 2017. 440 p.

10. SHajdenko N.A. Analiz kategorij «obrazovatel'naya sreda» i «kul'turno-obrazovatel'naya sreda» / N.A. SHajdenko. Vestnik GOU DPO TO «IPK i PPRO TO». Tul'skoe obrazovatel'noe prostranstvo, 2023, no. 2, рp. 124-125.

11. SHeveleva A.O. Problematika razresheniya mezhlichnostnyh konfliktov v obrazovatel'noj srede / A.O. SHeveleva. Studencheskij, 2022, no. 5-2(175), рp. 58-60.

12. YAsvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu / V.A. YAsvin. M.: Smysl, 2001. 365 p.

Статья поступила в редакцию 05.09.2023; принята к публикации 23.09.2023.

The article was submitted 05.09.2023;

accepted for publication 23.09.2023.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author read

and approved the final version

of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.