Научная статья на тему 'Проектирование модели внедрения федеральных государственных стандартов основного общего образования в рамках повышения квалификации руководителей образовательных организаций'

Проектирование модели внедрения федеральных государственных стандартов основного общего образования в рамках повышения квалификации руководителей образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ ВНЕДРЕНИЕМ ФГОС ООО / МОДУЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / DESIGNING / MODEL / MANAGING THE IMPLEMENTATION OF FEDERAL STATE EDUCATION STANDARDS OF COMPULSORY EDUCATION / MODULE OF ADDITIONAL TRAINING PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганаева Елена Аркадьевна

В статье рассматриваются содержательные и технологические доминанты подготовки руководителей образовательных организаций к проектированию модели внедрения федеральных государственных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО). Представлен модуль дополнительной профессиональной программы повышения квалификации, включающий целевые установки, содержание модуля, методические предпочтения автора при его реализации, сущностную характеристику входной, текущей и итоговой диагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ганаева Елена Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING AN IMPLEMENTATION MODEL OF FEDERAL STATE EDUCATION STANDARDS OF COMPULSORY EDUCATION IN TERMS OF CONTINUING PROFESSIONAL DEVELOPMENT FOR CHIEFS OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

The article considers the content and technological dominants of training chiefs of educational establishments for designing an implementation model of federal state education standards of compulsory education. There has been presented a module of an additional professional training program which includes targets, module content, methodological preferences of the author while its implementation and the essential characteristics of the entering, current and final diagnostics.

Текст научной работы на тему «Проектирование модели внедрения федеральных государственных стандартов основного общего образования в рамках повышения квалификации руководителей образовательных организаций»

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

• 7universum.com

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Ганаева Елена Аркадьевна

д-р пед. наук, профессор, заведующий кафедрой управления образованием Оренбургского государственного педагогического

университета, РФ, г. Оренбург E-mail: [email protected]

DESIGNING AN IMPLEMENTATION MODEL OF FEDERAL STATE EDUCATION STANDARDS OF COMPULSORY EDUCATION IN TERMS OF CONTINUING PROFESSIONAL DEVELOPMENT FOR CHIEFS OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

В статье рассматриваются содержательные и технологические доминанты подготовки руководителей образовательных организаций к проектированию модели внедрения федеральных государственных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО). Представлен модуль дополнительной профессиональной программы повышения квалификации, включающий целевые установки, содержание модуля, методические предпочтения автора

Ганаева Е.А. Проектирование модели внедрения ФГОС ООО в рамках повышения квалификации руководителей образовательных организаций //

Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2014. № 3(4) .

URL: http://www.7universum.com/en/psy/archive/item/1086

Ganaeva Elena

Doctor of Pedagogical Sciences, professor, Head of the Department of Education Management, Orenburg State Pedagogical University, Russia, Orenburg

АННОТАЦИЯ

при его реализации, сущностную характеристику входной, текущей и итоговой диагностики.

ABSTRACT

The article considers the content and technological dominants of training chiefs of educational establishments for designing an implementation model of federal state education standards of compulsory education. There has been presented a module of an additional professional training program which includes targets, module content, methodological preferences of the author while its implementation and the essential characteristics of the entering, current and final diagnostics.

Ключевые слова: проектирование, модель, управление внедрением ФГОС ООО, модуль дополнительной профессиональной программы.

Keywords: designing, model, managing the implementation of federal state education standards of compulsory education, module of additional training program.

Глобальные изменения в современном обществе требуют совершенствования системы непрерывного образования по линии разработки новых моделей повышения квалификации, гибко реагирующих на заказ государства, общества, личности. В этой связи Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» приступил к апробации модели повышения квалификации по заказу Министерства образования Оренбургской области, предполагающей 100 % обучение директоров школ и их заместителей в течение 5 лет (по 48 часов каждый год) в рамках непрерывного образования взрослых.

Обновление модели повышения квалификации вызвано выявленными в ходе проверок проблемами, в частности, недостаточным уровнем сформированности профессиональной компетентности руководителей ОУ (в том числе несформированности когнитивной и деятельностной компетенций

в проектировочной деятельности, что не позволяет «приложить» теорию к практике управленческой деятельности).

В рамках данной статьи предложено рассмотрение одного из модулей программы повышения квалификации «Управление внедрением ФГОС», разработанной в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам [4], призванного минимизировать выявленную проблему.

Цель модуля: поддержание и/или развитие актуального уровня

профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций в проектировочной деятельности в условиях внедрения ФГОС.

Задачи:

• актуализация знаний модернизационных процессов, важнейшим из которых является ФГОС;

• развитие умений, необходимых для внедрения ФГОС;

• обретение опыта проектирования модели внедрения ФГОС в конкретном ОУ.

В результате освоения содержания модуля руководитель будет:

• знать: концепцию ФГОС; фазы проектирования модели внедрения ФГОС;

• уметь: проектировать концептуальное ядро модели внедрения ФГОС в конкретном ОУ; проводить мониторинг ресурсной обеспеченности конкретного ОУ; анализировать результативность деятельности образовательного учреждения в условиях внедрения ФГОС;

• приобретет опыт: аналитической деятельности; проблемно-

ориентированного анализа; проектной деятельности: спроектирует модель внедрения ФГОС в конкретном ОУ.

Безусловно, дополнительная профессиональная программа повышения квалификации направлена на развитие профессиональных компетенций руководителя ОУ в логике системных обновлений российского образования и требований к знаниям, умениям и навыкам, описанным в Едином

квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [2], соотнесенных с ФГОС ВПО по направлению подготовки «Менеджмент».

Профессиональная компетентность руководителей определяется как качество действий руководителя, обеспечивающих своевременное и оптимальное решение управленческих проблем и профессиональных задач; видение проблем и их преодоление; нахождение нестандартных решений задач; гибкость и готовность принимать происходящие изменения, умение их инициировать и управлять ими; владение проектными технологиями, умение развивать ресурсы, т. е. когнитивная и деятельностная компетенции в проектировочной деятельности должны быть развиты на творческом уровне.

Когнитивная компетенция руководителя в проектировании модели внедрения ФГОС включает знания о концепции стандартов, их предназначении, о фазах проектирования новшеств как механизме управления внедрением ФГОС ООО.

Деятельностная компетенция в проектировании модели внедрения ФГОС включает умения анализировать, строить дерево целей, разрабатывать план мероприятий, т. е. разрабатывать модель внедрения ФГОС ООО.

В качестве критерия сформированности профессиональной компетентности руководителя в данном модуле мы определили проектирование практико-ориентированных проектов (продуктов), являющихся индикатором качества знаний (системность), качества умений (преобразование знаний в опыт, самостоятельность их применения).

Содержание разделов модуля «Управление внедрением ФГОС» подчинено логике проектирования:

1. Анализ ситуации, выяснение противоречий, определение проблем для решения.

2. Формулирование идей систем ценностных установок для разработки проекта, создание эскиза проекта, определение цели проектирования.

3. Разработка стратегических программ реализации проекта.

4. Конкретизация задач, определение и обоснование условий, разработка тактики действий.

5. Организация непрерывной обратной связи, оценка процесса, доработка, корректировка при реализации проекта.

6. Оценка, анализ и обобщение результатов, определение дальнейших направлений деятельности в ходе реализации проекта.

7. Оформление процесса и результатов деятельности проектирования в конкретных продуктах - документах, докладах, защите проектов [3, с. 171—172] (таблица 1).

Таблица 1.

Содержание разделов дисциплины (модуля)

№ Наименование раздела Содержание раздела Форма текущего контроля

1 Концепция стандартов второго поколения. Стандарт как общественный договор. Назначение и функции ФГОС. ФГОС в ФЗ «Об образовании РФ». Входное собеседование.

2 Аналитическое обоснование модели внедрения стандартов в конкретном ОУ. Фазы проектирования. Аналитическое обоснование цели, задач модели внедрения. Проблемно-ориентированный анализ. Аналитические матрицы по проблемноориентированному анализу.

3 Концептуальное ядро модели внедрения стандартов в конкретном ОУ. Концептуализация модели внедрения ФГОС: основные идеи, подходы, принципы, лежащие в основе ФГОС. Дерево целей. Построение дерева целей.

4 Разработка ресурсного пакета для внедрения ФГОС ООО в конкретном ОУ. Логика мониторинга ресурсной обеспеченности. Разработка критериального комплекса по всем видам ресурсов внедрения ФГОС. Определение ресурсных «разрывов» и путей их блокировки (минимизации). Матрица мониторинга ресурсной обеспеченности ОУ.

5 Презентация диссеминационных продуктов (моделей внедрения ФГОС ООО), анализ опыта ИАШ региона. Презентация опыта Н.П. Подшиваловой «Организация сетевого взаимодействия МОБУ «Новосергиевская СОШ № 3», Т.Н. Адовой «Условия реализации ФГОС ООО МБОУ «Староникольская СОШ». Защита практикоориентированных продуктов по модулю.

Методическая сторона модуля ориентирована на:

• использование входной диагностики в форме системы открытых вопросов;

• активные формы работы со слушателями (лекция-полилог, сопровождаемая слайдовыми презентациями, семинары-практикумы; групповые и индивидуальные консультации при организации самостоятельной работы (текущая диагностика), решение ситуационных задач, деловые игры);

• проведение итоговой диагностики слушателей: зачет, практико-

ориентированный проект (продукт).

В рамках данной модели повышения квалификации руководителям было предложено рейтинговое оценивание: максимум — 10 баллов за модуль; 5 баллов — за практико-ориентированный проект, итого — 15 баллов за модуль.

Для построения рейтинговой шкалы оценивания эффективности обучения руководителей использовался коэффициент эффективности В.П. Беспалько = количество полученных баллов/максимальное количество баллов. Коэффициент меньше 0,7 свидетельствовал о недостаточно эффективном обучении.

Критериями для балльного оценивания служили: активность в ходе лекций и на практических занятиях, максимум 3 балла (степень активности в дискуссиях, деловых играх, рефлексии, в выполнении групповых заданий); выполнение контрольных процедур (зачет), максимум 7 баллов (системность, максимальный учет особенностей внутренней и внешней сред, позволяющий зафиксировать «приживление» идей к конкретному ОУ); выполнение и защита проекта, максимум 5 баллов (системность, адресность (обращенность к КОНКРЕТНОМУ ОУ)).

Для входной диагностики руководителям предлагались следующие вопросы:

1. Обоснуйте необходимость введения ФГОС в современной социальноэкономической ситуации.

2. Какова степень разработанности модели внедрения ФГОС ООО в Вашем ОУ?

3. В чем Вы видите риски при внедрении ФГОС? Каким образом Вы проектируете деятельность по их минимизации?

4. Каковы благоприятные факторы для внедрения ФГОС ООО?

Цель входного собеседования: выяснить уровень информированности слушателей по проблеме введения ФГОС ООО, определить тематические доминаты взаимодействия в рамках модуля.

В ходе проведения собеседования руководители демонстрировали понимание концепции стандартов, обозначающей в качестве приоритета образования воспитание жизнеспособной личности, но конкретные примеры собственных школ, связанные с недостатками содержания образования, технологий, системы оценивания, не приводились. Значит, «приживлению» идей системных обновлений в каждом конкретном ОУ еще предстоит состояться.

Оценивая степень разработанности модели внедрения ФГОС, руководители в основном обращали внимание на обученность кадров по данной проблеме (не уточняя качество обучения), недостаточность материально-технического и финансово-экономического ресурсов. Не оценивались нормативно-правовой, научно-методический,

информационный ресурсы как «вложение» в модель внедрения ФГОС.

В качестве рисков выделялись: дефицит кадров, недостаток финансов, несоответствие материально-технической базы требованиям стандартов. Пути блокировки рисков большинством руководителей не предлагались.

Таком образом, на этапе «входа» мы констатировали недостаточность применения теоретического знания в практической управленческой деятельности.

В этой связи дальнейшая работа была построена с учетом выявленных затруднений.

В ходе обсуждения вырабатывалось мнение о необходимости выстраивания отношений с муниципальной властью (GR-relations); поиск партнеров в социуме, прежде всего среди родительской общественности.

В этой связи возникает необходимость ревизии и/или обновления системы социального партнерства, основанной на идее ресурсообмена.

Для обсуждения проблемно-ориентированного анализа деятельности ОУ в условиях введения ФГОС слушателям предлагалась матрица:

Таблица 2.

Матрица проблемно-ориентированного анализа

Система требований Фактическое состояние Проблемы Причины возникновения проблем Пути решения

«плюсы» «минусы»

В ходе групповых дискуссий нами был отмечен ряд обсуждаемых позиций, характерных для отдельной части руководителей:

• при вычленении проблемы как разрыва между должным и реальным рассматриваются разные основания для анализа: в системе требований к кадровому ресурсу акцентируются профессиональные (базовые) компетенции, а реальное состояние характеризуется с точки зрения возраста, стажа, образования (старение кадров, дефицит молодых специалистов, условные специалисты);

• цель в некоторых случаях не «вырастает» из анализа, т. е. не имеет аргументированного, аналитического обоснования;

• список задач не обладает полнотой характеристик, в отдельных случаях не «состыкован» с мероприятиями.

В процессе групповой работы обнаруживались вышеперечисленные недостатки, составлялась матрица проблемно-ориентированного анализа.

В качестве положительной стороны нами отмечено освоение алгоритма проведения мониторинга ресурсной обеспеченности, включающего:

• разработку критериального комплекса по всем видам ресурсов для внедрения ФГОС: Что должно быть? (по каждому ресурсу);

• анализ ресурсов конкретного ОУ и выявление ресурсной недостаточности для внедрения ФГОС (ресурсных «разрывов»);

• определение путей блокировки (минимизации) ресурсной недостаточности: Что необходимо сделать по восполнению недостающих ресурсов?

Критерии готовности ОУ к внедрению ФГОС ООО, представленные в различных источниках [1, с. 118—120], уточнялись с учетом особенностей внешней и внутренней сред; анализировалось степень подготовленности, определялись пути минимизации ресурсных «разрывов».

С целью активизации умения работы с текстом руководителям была предложена лабораторная работа с фрагментами ООП конкретных школ для оценки качества ее разработки по следующим критериям (по каждому критерию максимум 5 баллов).

• Результативность (наличие процедур оценивания, содержание учебного плана, наличие мониторинга реализации ООП).

• Ресурсность (оценка кадровых, материально-технических, информационных и др. ресурсов).

• Инновационность (наличие обоснованного шага развития, реальность предлагаемых изменений, возможности для инноваций).

• Уникальность (учет социума (региональных, местных особенностей)).

• Интегрированность (возможность включения в сетевое взаимодействие, наличие модулей, курсов других ОУ).

• Полнота реализации (охват всех сторон деятельности, соответствие требованиям к структуре ООП).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• ...(Ваш критерий)....

По итогам смыслового прочтения текстов ООП, разброс в оценивании составил от 10 до 24 баллов (при максимуме — 30). Среди недостатков слушателями были отмечены: отсутствие и/или недостаточность

представленности уникальности, интегрированности, ресурсности (в целевом разделе ООП). В ряде работ были отмечены стилистические погрешности, несогласованность падежных окончаний, небрежность оформления. Вывод,

сделанный по итогам работы: критично рассмотреть собственные ООП через призму выявленных недостатков коллег.

В процессе групповых дискуссий уточнялось концептуальное ядро модели внедрения ФГОС. Было определено ее содержание, включающее ценностные основания, образ желаемого будущего состояния ОУ, «портреты» субъектов образовательного процесса (обучающегося, родителя, учителя), уточнение системных обновлений для конкретного ОУ, цель, задачи.

В результате работы по построению дерева целей была разработана матрица, используемая руководителем для проектирования модели введения ФГОС в конкретном ОУ:

Цель: создать условия для введения ФГОС в основную школу.

Задачи:

1. Подготовить кадровый ресурс для введения ФГОС ООО.

2. Сформировать мотивацию педагогических работников, родителей, школьников для введения ФГОС.

3. Разработать нормативно-правовую базу для введения ФГОС ООО.

4. Обеспечить научно-методическое сопровождение процесса введения ФГОС ООО.

5. Обновить информационный ресурс для введения ФГОС ООО.

6. Обновить материально-техническую базу образовательной организации.

7. Определить источники финансирования ФГОС ООО.

Для детализации задач был сформирован план мероприятий, уточняющийся по содержательному наполнению, срокам и ответственным в зависимости от состоятельности ресурсной обеспеченности, инновационного потенциала и инновационного климата конкретного ОУ (таблица 3).

Таблица 3.

Примерный перечень мероприятий

Что кто когда

1. Подготовить кадровый ресурс для введения ФГОС ООО

1.1.Сформировать социальный заказ на повышение квалификации по проблеме во внешней среде.

1.2.Спроектировать систему внутриорганизационного повышения квалификации (педсоветы, семинары, заседания предметных МО), ориентированную на формирование когнитивной и деятельностной готовности персонала к внедрению ФГОС.

2.Сформировать мотивацию субъектов образовательного процесса для введения ФГОС

2.2.Разработать программу мотивации и стимулирования субъектов образовательного процесса для введения ФГОС.

2.3.Разработать серию мотивирующих семинаров, тренингов, направленных на осмысление необходимости стандартов, «приживления» модернизационных идей к практике конкретного ОУ.

3.Разработать нормативно-правовую базу для введения ФГОС ООО

3.1. Спроектировать систему распределенной ответственности за результат у субъектов образовательного процесса.

3.2.Разработать необходимые приказы, локальные акты, распоряжения, регламентирующие введение ФГОС.

4.Обеспечить научно-методическое сопровождение процесса введения ФГОС ООО

4.1.Уточнить концепцию стандартов с учетом особенностей социума и внутренней среды.

4.2.Разработать ООП конкретного ОУ, с уточнением его уникальности, отраженной в целевом, содержательном и организационном разделах.

4.2.Разработать регламенты мониторинга метапредметных и личностных результатов обучающихся, разработки междисцилинарных программ.

5.Обновить информационный ресурс для введения ФГОС

5.1. Обновить структуру и содержание сайта ОУ, обеспечивающего обратную связь с внешней средой

5.2. Упорядочить информационные потоки, обеспечивающие релевантность, прозрачность, адресность данных, актуальных для введения ФГОС.

6.Обновить материально-техническую базу образовательной организации.

6.1.Закупка оборудования, необходимого для введения ФГОС

7.Определить источники финансирования ФГОС ООО

7.1. Согласовать смету расходов.

7.2. Определить внебюджетные источники финансирования.

Работа в группах, дискуссии, выполнение заданий позволили слушателям выполнить зачетное задание (разработать модель внедрения ФГОС с учетом особенностей конкретного ОУ и социума, определив цель, задачи,

аналитическое обоснование модели, концептуальное ядро модели, этапы введения ФГОС (содержание, сроки, ответственные), ресурсы).

Перечень практико-ориентированных продуктов формулируется с учетом выявленных проблем или позитивного опыта руководителей ОУ: проект «Условия обеспечения готовности к реализации ФГОС», проект «Разработка системы социального партнерства в условиях введения ФГОС»; проект «Подготовка кадрового ресурса для введения ФГОС»; пояснительная записка ООП (тип и вид образовательной организации, цель и задачи, адресность (характеристика контингента), особенности ступени, наличие программ и аннотация к ним, социокультурные особенности и потребности социума, документы, регламентирующие осуществление образовательного процесса, принципы и подходы к формированию ООП).

Проектированию практико-ориентированных продуктов слушателей содействовала презентация опыта успешных руководителей образовательных организаций (Т.Н. Адовой, Н.П. Подшиваловой и др.), прошедших профессиональную переподготовку в ИПК и ППРО ОГПУ, защитивших дипломные проекты по заданной тематике, практическая значимость которых заключена в разработке ресурсного пакета для внедрения ФГОС ООО.

Выбранная логика обучения позволила разработать, расширить и/или углубить проекты по внедрению ФГОС и презентовать их профессиональному сообществу. На «выходе» мы констатировали применение теоретического знания в проектной деятельности, преобразование знаний в опыт, свидетельствующее о приращениях когнитивной и деятельностной компетенций руководителей.

Итоги рейтингового оценивания руководителей показали эффективность обучения по модулю «Управление внедрением ФГОС ООО», т. к. коэффициент В.П. Беспалько был равен или больше 0,7. В зачетных работах и практикоориентированных проектах большинству удалось акцентировать особенности внутренней и внешней сред конкретного ОУ, показать адресность стратегии, отразившуюся в разработанном ресурсном пакете.

Таким образом, в процессе освоения модуля удалось развить проектировочные умения руководителей ООО, позволяющие разработать модель внедрения ФГОС ООО как вклад в стратегию образовательной организации в период модернизации российского образования.

Список литературы

1. Даутова О.Б., Крылова О.Н., Матина Г.О., Пивчук Е.А. Управление введением ФГОС основного общего образования / О.Б. Даутова,

О.Н. Крылова, Г.О. Матина, Е.А. Пивчук. — СПб.: КАРО, 2013. — 160 с. — Серия «Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО».

2. Квалификационные характеристики должностей работников образования ОУ. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 761 от 26.08.10.

3. Персонифицированная модель повышения квалификации работников образования в современных социально-экономических условиях: колл. монография /под ред. Н.К. Зотовой. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. — 342 с.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России)

от 01.06.2013 № 499. Порядок организации и осуществления

образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.