Научная статья на тему 'Компетентностно ориентированное проектирование содержания повышения квалификации учителя'

Компетентностно ориентированное проектирование содержания повышения квалификации учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подчалимова Г. Н.

В статье предлагаются новые пути совершенствования системы повышения квалификации учителей, основанные на внедрении компетентностного подхода. Автор подчеркивает необходимость использования новых путей планирования образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подчалимова Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компетентностно ориентированное проектирование содержания повышения квалификации учителя»

УДК 378

КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ

© 2012 Г. Н. Подчалимова

докт. пед. наук, профессор каф. управления образованием, ректор КИНПО e-mail: kinposoo@,mail. ru

Курский институт непрерывного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) специалистов отрасли образования

В статье предлагаются новые пути совершенствования системы повышения квалификации учителей, основанные на внедрении компетентностного подхода. Автор подчеркивает необходимость использования новых путей планирования образовательного процесса.

Ключевые слова: компетентностный подход, планирование профессиональной подготовки учителя.

Модернизация системы общего образования во многом обеспечивается за счет формирования современных представлений о качестве дополнительного профессионального образования педагогических и руководящих работников в компетентностном контексте, предусматривающем позитивные изменения в результатах деятельности школ за счет усиления метапредметной практической направленности курсового обучения, его опоры на результативный инновационный опыт лучших педагогов и образовательных учреждений, демонополизации сферы повышения квалификации, расширения перечня организаций и учреждений, участвующих в процессе повышения квалификации, введения принципа состязательности при оказании услуг в сфере повышения квалификации педагогических работников.

Одним из механизмов развития системы повышения квалификации (ПК) педагогических работников Курской области является проектирование программ курсового обучения с опорой на региональные стандарты качества профессиональной деятельности педагогических работников, в которых представлен перечень их компетенций, критерии, показатели, индикаторы оценки в соответствии с объектами, задачами, видами профессиональной деятельности, с учетом требований ФГОС общего образования, предъявляемых к образовательному процессу, а также исходя из потребностей развития региональной системы общего образования.

Профессиональные компетентности педагогических работников региона составляют результативно-целевую основу повышения их квалификации. Критерии и показатели оценки профессиональной компетентности учителя (по сути дела, критерии его готовности к работе в условиях введения ФГОС) являются основополагающими факторами в проектировании содержания программ ПК, в оценке результатов курсового обучения. Условно профессиональные компетентности педагогов объединены в следующие группы: нормативно-творческая, проектная, организационная, диагностикооценочная, предметная, метапредметная, личностная, коррекционно-развивающая, научно-методическая, социально-педагогическая, психологическая, культурнопросветительская, научно-исследовательская.

Персонифицированное компетентностно ориентированное повышение квалификации (ПКОПК) осуществляется в логике «от планирования конечных результатов педагогической деятельности - к проектированию и реализации индивидуальных образовательных программ повышения квалификации - разработке инновационного проекта профессиональной деятельности в ходе курсового обучения -реализации проекта - рефлексии полученных изменений в процессе и результате построения профессионально-педагогической деятельности. ПКОПК служит обеспечению готовности педагогов к работе в новых условиях, развитию их мотивации к нестандартному решению проблем.

Персонифицированное компетентностно ориентированное повышение квалификации строится на основе выявления образовательных запросов потребителей «заказчиками» и «производителями» образовательных услуг, в соответствии с целями и задачами областной целевой программы развития общего образования, комплекса мер модернизации, в целях формирования готовности к принятию методологических, идеологических и технологических основ ФГОС, развития компетентности педагогов по достижению системных изменений в процессе реализации основных образовательных программ общего образования.

Важнейшими характеристиками ПКОПК являются: выбор педагогическим работником места, сроков, варианта курсового обучения (с отрывом от работы, с частичным отрывом, без отрыва); оказание андрагогических услуг педагогическим работникам (диагностические процедуры в целях определения индивидуальных потребностей в профессионально-личностном саморазвитии, консультирование по вопросам самодиагностики уровня профессиональной компетентности, оказание помощи в разработке индивидуальных планов, в самопроектировании индивидуальных образовательных программ повышения квалификации (ИОП); выполнение индивидуального заказа (заявки) педагогических работников на содержание программ (модулей) повышения квалификации и их технологическое сопровождение; рефлексия результативности курсового обучения с точки зрения его вклада в профессиональноличностное саморазвитие педагогического работника и обеспечение продуктивности (позитивной динамики) профессиональной деятельности.

Разработке программ ПК предшествует мониторинг готовности общеобразовательных учреждений к введению ФГОС, применение методов внутренней самооценки и самоанализа, а также анализа затруднений в профессиональной педагогической и управленческой деятельности, изучение итогов аттестации педагогических кадров, результатов контроля качества деятельности учреждений образования, анализа программ развития образовательных учреждений, итогов конкурсов профессионального мастерства, анкетирования.

Собранная информация позволяет разработать программы повышения квалификации «на злобу дня», предложить слушателям новые формы, технологии обучения. В частности, сбор и анализ такого рода информации позволяет организовать образовательный процесс в режиме модульно-накопительной технологии.

Значительное место в персонифицированной системе повышения квалификации отводится дистанционным образовательным технологиям. С этой целью на сайтах www.kinpo.org,www.kursksu.ru размещены модульные образовательные программы, включающие видеолекции, учебные пособия, презентации, фрагменты видеозаписей уроков, внеурочных, внеклассных мероприятий, оценочные материалы и др.

Для реализации практической части программ повышения квалификации в режиме персонифицированной модели организованы региональные и муниципальные стажировочные площадки. Сеть стажировочных площадок представлена лучшими общеобразовательными учреждениями.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 4 (24). Т. 1

Подчалимова Г. Н. Компетентностно ориентированное проектирование

содержания повышения квалификации учителя

Повышению результативности дополнительного профессионального образования в регионе служит организация тьюторской работы. В 2011/12 учебном году в КИНПО(ПКиПП)СОО подготовлено 240 учителей начальных классов -тьюторов. Ими освоена методика применения электронных образовательных ресурсов в учебном процессе, технология разработки электронных УМК учебных дисциплин в соответствии с ФГОС. Учителя-тьюторы успешно выполняли консультативную, консалтинговую работу на стажировочных площадках. К тому же они оказали помощь слушателям курсов в реализации индивидуальных образовательных программ, в разработке выпускных педагогических проектов.

Продолжительность стажировки устанавливается исходя из ее целей и составляет 1/3 - 1/4 учебного времени, отведенного на реализацию учебного плана повышения квалификации. Стажировка осуществляется в соответствии с программой, проводится в режиме чередования с теоретическими занятиями. Предусмотрены различные формы стажировки, в том числе групповая и индивидуальная. В качестве положительной тенденции развития системы стажировочной практики можно рассматривать взаимообмен опыта работы стажировочных площадок, созданных в регионе, а также изучение опыта федеральных стажировочных площадок.

Как показал мониторинг, более 90% слушателей отмечают значительную роль стажировок в повышении качества преподавания, организации внеурочной деятельности, формировании регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД школьников. В 2011/12 учебном году более 60 % стажеров разработали фонды оценочных средств для текущего, промежуточного и итогового оценивания результатов освоения ООП НОО и ООО.

Из анализа реализации персонифицированных программ ПК следует, что более чем 80% учителей отмечают позитивную динамику в развитии умений проектировать программы формирования универсальных учебных действий, разрабатывать типовые задачи формирования регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД, выполнять тематическое планирование на основе системно-деятельностного подхода, организовывать текущую и итоговую оценку предметных, метапредметных результатов (универсальных учебных действий). Как отметили 85 % опрошенных руководителей ОУ, в период курсового обучения ими осуществлена самооценка основных образовательных программ НОО и ООО, внесены соответствующие коррективы.

Таким образом, вышеназванная модель способствует обеспечению готовности педагогов к работе в новых условиях, развитию их мотивации к нестандартному решению проблем, достижению системных изменений в процессе реализации основных образовательных программ общего образования.

Практика внедрения персонифицированной компетентностно ориентированной системы повышения квалификации свидетельствует о ее продуктивности при следующих условиях: 1) опора на региональные стандарты профессионально-

педагогической деятельности педагогических работников; 2) если результативноцелевую основу повышения их квалификации педагогических работников составляют их профессиональные компетенции; 3) разработка и применение критериев и показателей оценки профессиональной компетентности учителя как основополагающих факторов проектирования содержания программ ПК, оценки результатов курсового обучения; 4) планирование слушателями конечного результата педагогической деятельности в ходе курсового обучения, разработка инновационного проекта, его реализация и рефлексия полученных изменений в процессе и результате профессиональной деятельности; 5) реализация индивидуальны программ повышения квалификации, построенных на принципах накопительно-модульной технологии с использованием дистанционного сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.