Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2014, no. 6 (98), pp. 85-93. ISSN 1993-3541 2014. № 6 (98). С. 85-93. ISSN 1993-3541
T. D. BURMENKO, E. O. POKHOMCHIKOVA
УДК 338.46:640.4 Т. Д. БУРМЕНКО
йО! 10.17150/1993-3541.2014.24(6).85-93 Байкальский государственный университет
экономики и права, г. Иркутск, Российская Федерация Е. О. ПОХОМЧИКОВА Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, Российская Федерация
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА
Аннотация. В настоящее время уровень конкурентоспособности предприятий во все большей степени определяется не только качеством продукции и услуг, но и способностью фирмы осуществлять инновации. В статье затронута проблема учета статистических данных по предприятиям сферы услуг, в частности, касающаяся информации о доле предприятий индустрии гостеприимства, осуществляющих инновации, в общей структуре инновационных предприятий сферы услуг. По обобщенным данным, инновационная активность российских предприятий сферы гостеприимства находится на весьма низком уровне. Одной из причин такого неблагоприятного положения дел, по мнению авторов, является малая изученность проблематики осуществления инновационной деятельности в сфере гостеприимства, в частности отсутствие моделей инновационного процесса. В статье рассматривается эволюция моделей инновационного процесса. Проводится анализ данных моделей с позиции их применимости на предприятиях индустрии гостеприимства, предложена модель инновационного процесса. Ключевые слова. Индустрия гостеприимства; инновации; инновационная деятельность; имитация инноваций; модель инновационного процесса.
Информация о статье. Дата поступления 30 октября 2014 г.; дата принятия к печати 7 ноября 2014 г.; дата онлайн-размещения 29 декабря 2014 г.
T. D. BURMENKO
Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation E. O. POKHOMCHIKOVA
Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation
DESIGNING THE INNOVATION PROCESS MODEL IN HOSPITALITY INDUSTRY ENTERPRISES
Abstract. Today the level of competitiveness of enterprises is mainly defined not only by the quality of products and services, but also by the ability of companies to innovate. The article deals with the problem of statistics accounting in service industry enterprises, it mainly reviews the information on the amount of hospitality industry enterprises engaged in innovation activities in the total structure of service industry innovative enterprises. According to the summarized data, innovations in the Russian hospitality industry enterprises are poorly developed. Such unfavorable situation is stipulated by the fact that the matters of innovation activities in hospitality industry are insufficiently studied yet. In other words, there is no a designed model of innovation process. In this regard, the paper considers the evolution of the innovation process models. The analysis of the models data from the position of their application in hospitality industry enterprises is conducted. A new model of innovation process is offered.
Keywords. Hospitality industry; innovations; innovation activities; innovations imitation; innovation process model.
Article info. Received October 30, 2014; accepted November 7, 2014; available online December 29, 2014.
При всем понимании важности инноваций Россия занимает лишь 49-е место1 в рейтинге эффективности инновационной политики организаций и государства по поддержке и внедре-
' URL : http://www.globalinnovationindex.org.
нию инноваций, уступая таким развивающимся странам, как Таиланд (48-е место), Болгария (44-е место), Республика Молдова (43-е место), Словения (28-е место).
Существенным недостатком учета статистических данных в России является игнориро-
© Т. Д. Бурменко, Е. О. Похомчикова, 2014
85
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2014, no. 6 (98), pp. 85-93. ISSN 1993-3541 2014. № 6 (98). С. 85-93. ISSN 1993-3541
PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE OF MANAGEMENT
вание структурного рассмотрения предприятий сферы услуг, как это производится по сфере материального производства. В частности, в статистическом сборнике «Индикаторы инновационной деятельности»1 приводятся подробные данные по промышленным отраслям народного хозяйства, в то время как по сфере услуг представлено значительно меньшее количество информации, кроме того, она плохо структурирована.
Ввиду отсутствия необходимых уточняющих данных, а именно доли предприятий индустрии гостеприимства, осуществляющих инновации, в общей структуре инновационных предприятий сферы услуг, представляется возможным проанализировать лишь имеющиеся данные, используя которые, можно проследить общую тенденцию. Только 9,2 % сервисных организаций являются инновационными2. С некоторыми погрешностями можно распространить этот показатель на предприятия индустрии гостеприимства: инновации применяет лишь одно из десяти российских предприятий, занятых в этой отрасли.
Таким образом, вопрос управления инновационным процессом остается одним из наиболее сложных для отечественных предприятий. Особенно это характерно для предприятий индустрии гостеприимства, ведь проблематика осуществления инновационной деятельности в этой области народного хозяйства до сих пор остается малоисследованной. Об этом, в частности, упоминается в статье [9, с. 18].
Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением новшеств. Несомненно, для эффективного осуществления инновационной деятельности необходимо должным образом управлять этим процессом — для этого разрабатываются специальные модели инновационного процесса.
Стоит отметить, что в научной литературе представлено два варианта названия моделей инновационной деятельности: «модели управления инновационным процессом» и «модели инновационного процесса». На наш взгляд, второе название в наибольшей степени соответствует методологии моделей. Представленные модели отражают принципы протекания инновационного процесса, но не содержат методов управления ими. Таким образом, считаем, что
1 Индикаторы инновационной деятельности: 2013 : стат. сб. М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. 472 с.
2 URL : http://www.gks.ru.
наименование «модель инновационного процесса» в наибольшей степени соответствует методологии модели.
К настоящему времени модели инновационной деятельности на предприятиях индустрии гостеприимства не нашли своего отражения в научной литературе. Низкий уровень инновационной активности российских предприятий индустрии гостеприимства, по нашему мнению, отчасти может быть связан с отсутствием моделей инновационного процесса. Как следствие, управленцы при осуществлении инноваций полагаются на свой собственный, ограниченный и не всегда удачный опыт: в статье [8, с. 24], посвященной проблематике инновационной деятельности в гостиничном бизнесе, указывается, что менеджеры при осуществлении инноваций зачастую полагаются на свою интуицию и действуют методом проб и ошибок. Новизна и уникальность продукции и услуг становятся главным приоритетом компаний в соперничестве за потребителя. Вопросы важности и необходимости инноваций в конкурентной борьбе также рассматриваются в [15]. Таким образом, управление инновационной деятельностью становится одной из самых приоритетных задач.
Для проектирования модели инновационного процесса на предприятиях индустрии гостеприимства необходимо:
- изучить существующие модели, представленные в литературе;
- проанализировать эти модели с точки зрения применимости в индустрии гостеприимства.
В настоящее время в литературе представлено большое количество моделей инновационного процесса. Их последовательное развитие с учетом изменяющихся со временем условий деятельности компаний представляет собой эволюцию моделей инновационного процесса на предприятиях (рис. 1). Многие из моделей, разработанных в конце прошлого века, остаются актуальными и в настоящее время.
В середине прошлого столетия ученые полагали, что инновационный процесс имеет линейный последовательный характер.
Первым классом моделей инновационного процесса была модель «технологический толчок» (technology push, science push), первостепенная роль в которой отводилась научным исследованиям и разработкам как главным источникам инноваций. Она имела следующий вид:
фундаментальные и прикладные исследования ^ опытно-конструкторские разработки ^ производство ^ сбыт товара
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2014, no. 6 (98), pp. 85-93. ISSN 1993-3541 2014. № 6 (98). С. 85-93. ISSN 1993-3541
T. D. BURMENKO, E. O. POKHOMCHIKOVA
1930 1960 1970 1980 1990 2000 2010
Временной параметр
Рис. 1. Эволюция моделей инновационного процесса (Составлено по данным [11])
Предполагалось, что все новые идеи обязательно привлекут потребителя, а новое знание всегда превратится в инновацию. Между тем, говорить о фундаментальных исследовательских разработках как основных источниках инноваций, на наш взгляд, не совсем корректно. Использование прорывных (радикальных) высокотехнологичных инноваций более характерно для предприятий сферы материального производства, чем сферы услуг. Технико-технологические новшества в индустрии гостеприимства применяются в основном для оптимизации и поддержания работы предприятия и носят прикладной характер. Для предприятий индустрии гостеприимства более важными являются инновации, направленные на взаимодействие с потребителем и повышение его удовлетворенности предоставляемыми услугами.
В конце 1960-х — начале 1970-х гг., по мере развития маркетинга, более всестороннего изучения поведения потребителей, их потребностей и предпочтений пришло осознание того, что именно запросы потребителей являются главным источником инноваций. Сторонниками данного подхода были такие ученые, как К. Фримен, Й. Шмуклер и П. Друкер, рассматривавшие инновационный процесс так же, как Й. Шумпе-тер, — в качестве линейной последовательности этапов, — однако уже учитывавшие влияние потребительских предпочтений на процесс создания и внедрения новшеств. Разработанная на основе этих научных исследований концепция привела к созданию модели инновационного процесса «вызов спроса» (market pull, demand
pull). Модель сводилась к последовательности следующих этапов:
потребности ^ маркетинг ^ НИОКР ^ производство ^ сбыт
Действительно, потребности рынка значительно чаще побуждают компании к осуществлению новаций. Ж. П. Анри указывает, что, «по данным экспертов, источниками инноваций являются следующие составляющие: 60 % исходят от рынка, т. е. определяются потребителем; 25 % — от технологии; 15 % — из неопределенных источников, например, от изобретателей» [3, с. 89].
Характер взаимодействия компании, предоставляющей услуги гостеприимства, с потребителем предопределяет эффективность ее работы. Таким образом, при разработке новаций предприятия индустрии гостеприимства должны учитывать особенности потребителей, выявлять, анализировать и в какой-то степени предугадывать имеющиеся потребности, а также создавать новые, — другими словами, активно использовать инструменты маркетинга.
Модель «вызов спроса» в большей степени, по сравнению с моделью «технологический толчок», отображает специфику инновационного процесса в индустрии гостеприимства, однако она не лишена недостатков. В частности, отсутствует фаза «маркетинг» в конце инновационного процесса. Время производства новшества не всегда совпадает с жизненным циклом новации. К моменту появления новшества на рынке оно может уже не в полной мере соответствовать
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2014, no. 6 (98), pp. 85-93. ISSN 1993-3541 2014. № 6 (98). С. 85-93. ISSN 1993-3541
PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE OF MANAGEMENT
потребительским ожиданиям и (или) технологическим возможностям производственного процесса самого предприятия. «Закрытость инновационного процесса оказывается неэффективной в условиях динамично протекающей эволюции внешней и внутренней среды новатора» [5, с. 200].
До 1980-х гг. инновационный процесс не рассматривался во взаимосвязи с бизнес-процессами предприятия, носил линейный, абстрактный характер. Например, Н. Розенберг характеризует его как «черный ящик» (ЫаскЬох) [17], т. е. изначально иррациональный и неорганизованный «процесс преобразования входов (информации, ресурсов и др.) в выходы (новые товары, новые технологии и т. п.)». Осознание учеными и деловой средой данных проблем обусловило переход к интерактивной, так называемой совмещенной модели инновационных процессов (рис. 2).
Согласно данной модели организация инновационного процесса подразумевает интерактивность каждого этапа. Идея, преобразуемая в результате маркетинговых исследований в новшество, на каждом этапе имеет, помимо «входа» и «выхода», «вертикальные» взаимодействия с рыночной средой и возможностями производства. Таким образом, в интерактивной модели управления инновационным процессом предприятия учитывается влияние как внешних (рынок и его потребности), так и внутренних (технологическая база предприятия, организационная структура, корпоративная культура предприятия) факторов. Изменение внешней и внутренней среды вносит новые условия, которые должны учитываться на каждом этапе создания новшества, вплоть до его полной трансформации. Данные особенности протекания инновационных процессов хорошо
коррелируются со спецификой деятельности предприятий индустрии гостеприимства. Постоянный мониторинг предпочтений потребителей (анализ внешней среды), а также правильно подобранный персонал, разделяющий принципы гостеприимства (внутренний фактор), являются ключевыми факторами успешности этих предприятий. Учитывая тот факт, что клиенты часто вовлечены в процесс обслуживания и процесс создания инноваций, указанные в интерактивной модели взаимосвязи этапов инновационного процесса с «рынком и его потребностями» приобретают ключевой характер. Важная роль маркетинга в инновационном процессе рассматриваемой модели также хорошо соотносится с маркетингоориентированной концепцией деятельности предприятий индустрии гостеприимства. Более подробно аспекты маркетинга в сфере социально значимых услуг рассмотрены в [13, с. 35-57].
Во второй половине 1980-х гг. внимание ряда ученых привлек тот факт, что создание инновации по своей природе является сложным, неясным, беспорядочным процессом, поэтому линейные, четко структурированные модели не могут в полной степени отразить смысл инновационного процесса. С. Клайн и Н. Розенберг в предложенной ими цепной модели впервые обратили внимание на управление знаниями (рис. 3).
Указанная модель в большей степени применима для крупных промышленных компаний, самостоятельно занимающиеся научными разработками. Для предприятий индустрии гостеприимства не характерно осуществление НИОКР (фаза НИОКР в инновационном процессе отсутствует). Новации в таких предприятиях применяются исключительно для повышения степени удовлетворенности потребителей предоставляемыми услугами. Как следствие,
Рис. 2. Интерактивная совмещенная модель инновационных процессов (Источник: [5, c. 200])
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2014, no. 6 (98), pp. 85-93. ISSN 1993-3541 2014. № 6 (98). С. 85-93. ISSN 1993-3541
T. D. BURMENKO, E. O. POKHOMCHIKOVA
источниками инновационных идей являются запросы и предпочтения клиентов, выявленные в результате проведения маркетинговых исследований. Однако многие сервисные инновации материализованы в новом оборудовании, технике, дизайнерских решениях оформления зданий и помещений и т. п.; для их использования предприятиям индустрии гостеприимства необходимо проводить анализ имеющихся на рынке предложений и осуществлять выбор компаний, осуществляющих разработку информационных технологий, производителей техники, дизайнерских фирм и т. д.Таким образом, цепная модель инновационных процессов применима к использованию предприятиями индустрии гостеприимства в аспекте использования знаний и научных разработок для проектирования собственных новшеств. Стоит все же учитывать, что связи предприятий индустрии гостеприимства с научно-исследовательскими компаниями менее устойчивы, чем предприятий сферы материального производства. Как правило, заказчиками радикальных, т. е. новых в мировом масштабе новшеств являются крупные международные сетевые компании индустрии гостеприимства, обладающие мощными финансовыми ресурсами. Средние и мелкие предприятия зачастую перенимают успешные
инновации, следовательно, для них цепная модель инновационных процессов не применима.
Согласно интегрированной модели сетей и цепей, в условиях ограниченных ресурсов для успешности инновационной деятельности компаниям необходимо не только объединять все подразделения предприятия, но и укреплять и создавать сетевые взаимодействия во внешней среде (рис. 4). За последнее время в научной и деловой литературе появилось много исследований, посвященных вопросам сетевого способа взаимодействия компаний (в том числе и как метода распространения инноваций), что еще раз подчеркивает актуальность разработанной в 1990-х гг. интегрированной модели сетей и цепей.
В силу широкого структурного содержания индустрии гостеприимства характер взаимодействия предприятий данной сферы оказывает сильное влияние на их эффективность. Согласованность работы предприятий индустрии гостеприимства является одним из важнейших параметров, по которым потребители могут судить о качестве услуг. Таким образом, интегрированная модель сетей и цепей является применимой при организации инновационных процессов на предприятиях индустрии гостеприимства.
Рис. 3. Цепная модель инновационных процессов Клайна—Розенберга: С — центральная цепь инновационного процесса; f — интерактивная обратная связь между стадиями; F — обратная связь рынка; D — научные открытия, которые приводят к радикальным инновациям; К — вклад в инновационный процесс существующих и (или) новых знаний; R — исследования для создания нового знания; I — инновации, которые вносят вклад непосредственно в научные исследования (Источник: [16, с. 277])
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2014, no. 6 (98), pp. 85-93. ISSN 1993-3541 2014. № 6 (98). С. 85-93. ISSN 1993-3541
PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE OF MANAGEMENT
Инфраструктура науки и техники
I
4-► 4-► Конкуренты
Ключевые поставщики 4-► СПодразделение1)
СТПодразделениеТ^> Потребители
<С^Подразделение^17 Слияния, инвесторы и т. п.
j к 1'
Литература, включая патенты 4-► Стратегические партнеры, маркетинговые альянсы и т. п.
Рис. 4. Интегрированная модель сетей и цепей (Источник: [1, с. 31])
В последнее время все большее распространение находит модель «открытых» инноваций1, согласно которой инновационный процесс определяется как открытая система. Для создания инноваций компании могут использовать различные источники идей: собственные исследования и разработки, а также исследования и разработки, осуществленные другими организациями. Основной смысл данной модели состоит в том, что предприятиям не стоит скрывать разработанные ими новшества, по каким-либо причинам не нашедшие своего применения; вместо этого можно получать выгоду от использования этих новшеств другими предприятиями через продажу и распространение лицензий [14].
При рассмотрении возможностей применения модели открытых инноваций в индустрии гостеприимства следует учитывать следующие моменты.
Модель открытых инноваций тесно связана с понятием «имитация инноваций», т. е. с адаптацией разработанных другими новшеств для использования на собственном предприятии. В частности, А. А. Козиков в статье [7] раскрывает феномен имитации инноваций.
Сервисные инновации легко копируются.
Сервисные инновации в силу своей специфики редко могут быть защищены патентами и лицензиями. А. А. Аль-Нсур отмечает, что «значительную часть инноваций в сфере услуг невозможно представить в патенте или изобретении» [2, с. 64].
Вследствие того, что большинство сервисных инноваций не защищены лицензиями и патентами, предприятиям индустрии гостеприимства не выгодно «делиться» собственными разработками с другими. Однако в силу интерактивного
1 Термин «открытые инновации» ввел Г. Чесбро в книге «Открытые инновации. Новый путь создания и использования технологий» в 2003 г. [157].
характера предоставляемых услуг их не всегда можно защитить от копирования. По сути, большинство сервисных инноваций в индустрии гостеприимства являются открытыми. Таким образом, предприятия индустрии гостеприимства при осуществлении инноваций имеют как преимущества, так и недостатки. Главным достоинством является практически беспрепятственный доступ к инновационным разработкам других компаний индустрии гостеприимства с возможностью их копирования и внедрения в деятельность собственного предприятия. С другой стороны, указанное преимущество открытых инноваций имеет существенный недостаток: другие предприятия индустрии гостеприимства также могут перенимать инновации у первообладателя, при этом конкурентные преимущества от использования новаций нивелируются. В данных условиях успех инновационной деятельности предприятий, по мнению Т. Голдбрунера, помимо прочего, будет определяться такими факторами, как: непрерывное изучение опыта инновационной деятельности других компаний; абсорбционная (поглощающая) способность предприятия, т. е. способность распознавать ценность новой внешней информации, усваивать ее и применять для коммерческого использования [6, с. 172]. Мы разделяем данную точку зрения и полагаем, что эти положения могут быть применены на предприятиях индустрии гостеприимства, при этом полезным будет изучение опыта осуществления инноваций предприятиями различных сфер деятельности.
В результате изучения представленных в литературе моделей инновационного процесса нами выделены некоторые их аспекты, которые могут быть использованы в проектировании модели инновационного процесса на предприятиях индустрии гостеприимства (табл.).
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2014, no. 6 (98), pp. 85-93. ISSN 1993-3541 2014. № 6 (98). С. 85-93. ISSN 1993-3541
T. D. BURMENKO, E. O. POKHOMCHIKOVA
Модели инновационных процессов в контексте применимости на предприятиях индустрии гостеприимства
Модель инновационного процесса Методологический аспект модели в контексте применимости на предприятиях индустрии гостеприимства
«Технологический толчок» Инновационный процесс как совокупность этапов
«Вызов спроса» Запросы и предпочтения потребителей как главный источник инноваций
Интерактивная совмещенная Перепроверка новации на каждом этапе ее формирования и корректировка с учетом ожиданий рынка и возможностей предприятия
Цепная модель Клайна-Розен-берга Нелинейный характер протекания инновационных процессов; взаимодействие с другими предприятиями во внешней среде для осуществления собственного инновационного процесса
Интегрированная модель сетей и цепей Объединение предприятий в цепи и сети для осуществления инновационного процесса
Модель открытых инноваций Внешняя среда как источник инновационных идей предприятия
Проанализировав модели инновационного процесса в аспекте их применимости на предприятиях индустрии гостеприимства, становится возможным спроектировать авторскую модель. Считаем, что в качестве основы необходимо использовать интерактивную модель, так как она в большей степени соответствует специфике деятельности предприятий индустрии гостеприимства. Модифицированная интерактивная модель инновационного процесса
на предприятиях индустрии гостеприимства представлена на рис. 5.
Как было упомянуто ранее, осуществление фазы НИОКР не характерно для предприятий индустрии гостеприимства. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки с учетом специфики сервисной деятельности трансформируются в менее радикальные по характеру составляющие. К примеру, многие крупные международные компании индустрии гостеприимства имеют отделы корпоративного исследования и развития (своего рода аналог отдела НИОКР в индустрии гостеприимства). Ролью таких отделов являются постоянный пересмотр и модификация существующих услуг в соответствии с изменениями вкусов потребителей, а также осуществление процесса бен-чмаркинга (т. е. изучение опыта деятельности лучших компаний с целью совершенствования собственной). Процесс адаптации предприятием существующих инноваций в представленной модели носит название имитации (на рис. 5 «Имитация» является одним из этапов инновационного процесса на предприятиях индустрии гостеприимства). В общем виде имитация инноваций — это заимствование разработанных ранее новшеств (продуктов, услуг, технологических процессов, стратегий, бизнес-моделей и т. д.) с целью извлечения коммерческой выгоды. Не случайно этап «Имитация» находится на одном уровне с процессом «Производство». Дело в том, что в процессе имитации почерпнутых извне инноваций происходят их адаптация пред-
Рис. 5. Модифицированная интерактивная модель инновационного процесса
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2014, no. 6 (98), pp. 85-93. ISSN 1993-3541 2014. № 6 (98). С. 85-93. ISSN 1993-3541
PROBLEMS OF THEORY AND PRACTICE OF MANAGEMENT
приятием, видоизменение, а иногда и вовсе создание новшества. Заключительной стадией инновационного процесса также является маркетинг, стимулирующий продажи.
Вторым возможным вариантом протекания инновационного процесса на предприятиях индустрии гостеприимства, заменяющим стадию НИОКР, является аутсорсинг радикальных инноваций и (или) применение инкрементальных, т. е. пошаговых, разработанных ранее, улучшающих инноваций. Как правило, предприятия индустрии гостеприимства передают такие фазы инновационного процесса, как разработка новшеств, на аутсорсинг. Например, разработкой программного обеспечения для организации деятельности гостиницы занимаются специализированные компании, работающие в сфере информационных технологий. Аналогично разработкой новшеств, находящих воплощение в уникальных архитектурных конструкциях зданий, неповторимом дизайне помещений занимаются специализированные дизайнерские фирмы. Предприятия индустрии гостеприимства — гостиницы, рестораны, туристические центры — являются своего рода заказчиками новшеств и тем самым минуют стадию созда-
ния новаций. Применение инкрементальных инноваций представляет собой незначительное совершенствование существующих услуг и бизнес-процессов.
В представленной нами модифицированной интерактивной модели также существует связь этапов «Новые потребности» и «Новые технологии». Это объясняется сущностью радикальных, т. е. абсолютно новых в мировом масштабе (прорывных) инноваций: в большинстве случаев такие инновации являются так называемыми «проталкиваемыми» на рынок. Для восприятия их ценности требуется время, такие инновации создают новые потребности.
Полагаем, что предложенная модель может найти применение на предприятиях индустрии гостеприимства и способствовать увеличению уровня их инновационной активности. В свою очередь, высокий уровень инновационной активности предприятия является основой для повышения уровня его конкурентоспособности. Таким образом, эффективное управление инновационными процессами на предприятиях индустрии гостеприимства становится одним из способов продвижения отрасли на качественно новый уровень развития.
Список использованной литературы
1. Алексеева Ю. А. История научных исследований инновационного процесса / Ю. А. Алексеева. — URL : http:// www.docme.ru/doc/190366/istoriya-nauchnyh-issledovanij-innovacionnogo-processa.
2. Аль-Нсур А. А. Инновации в сфере услуг: виды и подходы к классификации / А. А. Аль-Нсур // Вестник естественных наук. — 2013. — № 17 (2). — С. 62-65.
3. Анри Ж. П. От идеи до рынка: семь ступеней к инновациям на малых и средних предприятиях / Ж. П. Анри // Инновации. — 2000. — № 3-4. — С. 88-91.
4. Бурменко Т. Д. Сфера услуг: экономика : учеб. пособие / Т. Д. Бурменко, Н. Н. Даниленко, Т. А. Туренко ; под ред. Т. Д. Бурменко. — М. : Кнорус, 2007. — 322 с.
5. Глушак Н. В. Интерактивная и интегрированная модели развития инноваций / Н. В. Глушак // Экономика и управление. — 2011. — № 3 (76). — С. 200-204.
6. Голдбрунер Т. Четыре параметра «умных» инноваций: как победить в гонке, наградой в которой является прибыльный рост / Т. Голдбрунер, Р. Хаузер, Г. Лист, С. Вельдхоен // Менеджмент инноваций. — 2010. — № 2 (10). — С. 164-175.
7. Козиков А. А. Имитация как конкурентная стратегия / А. А. Козиков, А. Ю. Юданов // Современная конкуренция. — 2011. — № 5 (29). — С. 3-19.
8. Малиновская С. Инновационный потенциал / С. Малиновская // Отель. — 2010. — № 7. — С. 24-26.
9. Немковский Б. Л. Инновации: способность предложить новое качество / Б. Л. Немковский // Отель. — 2010. — № 7. — С. 17-22.
10. Плотников А. Н. Обзор моделей инновационного процесса на основе работ западных ученых / А. Н. Плотников, Е. В. Апситис // Инновационная деятельность. — 2012. — № 2 (20). — С. 28-33.
11. Ставенко Ю. А. Эволюция моделей управления инновационными процессами в организации / Ю. А. Ставенко, А. И. Громов // Бизнес-информатика. — 2012. — № 4 (22). — С. 3-9.
12. Сурова С. А. Управление изменениями в деятельности многофункциональных туристско-гостиничных комплексов на основе инновационного подхода / С. А. Сурова // Сервис plus. — 2011. — № 2. — С. 73-78.
13. Сфера социально-значимых услуг: теоретические и прикладные аспекты деятельности организаций : в 2 ч. / под ред. Т. Д. Бурменко, О. Н. Баевой. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. — Ч. 1. — 380 с.
14. Чесбро Г. Открытые инновации. Создание прибыльных технологий = Ореn Innovation: The New Imperative for Creating and Profiting from Technology / Г. Чесбро ; пер. с англ. В. Н. Егорова. — М. : Поколение, 2007. — 336 с.
15. Чистякова О. В. Инновационные аспекты повышения конкурентоспособности предпринимательских структур / О. В. Чистякова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011. — 203 с.
Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, Известия Иркутской государственной экономической академии.
2014, no. 6 (98), pp. 85-93. ISSN 1993-3541 2014. № 6 (98). С. 85-93. ISSN 1993-3541
T. D. BURMENKO, E. O. POKHOMCHIKOVA
16. Kline S. J. An overview of innovation. The positive sum strategy: Harnessing technology for economic growth / S. J. Kline, N. Rosenberg ; ed. by R. Landau, N. Rosenberg. — Washington : National Academy Press, 1986. — P. 275-305.
17. Rosenberg N. Inside the Black Box. — Cambridge : Cambridge University Press, 1982.
References
1. Alekseeva Yu. A. Istoriya nauchnykh issledovaniy innovatsionnogo protsessa [The history of innovation process research]. Available at: http://www.docme.ru/doc/190366/istoriya-nauchnyh-issledovanij-innovacionnogo-processa.
2. Al-Nsur A. A. Innovation in the service sector: types and approaches to classification. Vestnik estestvennykh nauk = The Bulletin of Natural Sciences, 2013, no. 17 (2), pp. 62-65. (In Russian).
3. Anri Zh. P. From the idea to the market: seven steps to innovation in small and medium-sized enterprises. Innovatsii = Innovations, 2000, no. 3-4, pp. 88-91. (In Russian).
4. Burmenko T. D., Danilenko N. N., Turenko T. A. Sfera uslug: ekonomika [Service Sector: Economy]. Moscow, Knorus Publ., 2007. 322 p.
5. Glushak N. V. Interactive and integrated innovations development model. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management, 2011, no. 3 (76), pp. 200-204. (In Russian).
6. Goldbruner T., Khauzer R., List G., Veldkhoen S. The four parameters of «smart» innovations: how to win the race the reward of which is profitable growth. Menedzhment innovatsiy = Innovations Management, 2010, no. 2 (10), pp. 164-175. (In Russian).
7. Kozikov A. A., Yudanov A. Yu. Imitation as a competitive strategy. Sovremennaya konkurentsiya = The Journal of Modern Competition, 2011, no. 5 (29), pp. 3-19. (In Russian).
8. Malinovskaya S. Innovation potential. Otel = Hotel, 2010, no. 7, pp. 24-26. (In Russian).
9. Nemkovskiy B. L. Innovations: the ability to offer a new quality. Otel = Hotel, 2010, no. 7, pp. 17-22. (In Russian).
10. Plotnikov A.N., Apsitis Ye.V. Review of the models of innovative process on the base of foreign researches. Innovat-sionnaya deyatel'nost' = Innovation Activity, 2012, no. 2 (20), pp. 28-33. (In Russian).
11. Stavenko Yu. A., Gromov A. I. Evolution of innovation process models. Biznes-informatika = Business Informatics, 2012, no. 4 (22), pp. 3-9. (In Russian).
12. Surova S. A. Managing the changes in the activity of multifunctional tourist and hotel complexes on the basis of the innovative approach. Servis plus = Service plus, 2011, no. 2, pp. 73-78. (In Russian).
13. Burmenko T. D., Baeva O. N. (ed.) Sfera sotsial'no-znachimykh uslug: teoreticheskie i prikladnye aspekty deya-tel'nosti organizatsiy [Sphere of socially important services: theoretical and applied aspects of organization performance]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2012. Part 1. 380 p.
14. Chesbro G. Otkrytye innovatsii. Sozdanie pribyl'nykh tekhnologiy [Open innovation: the new imperative for creating and profiting from technology]. Moscow, Pokolenie Publ., 2007. 336 p.
15. Chistyakova O. V. Innovatsionnye aspekty povysheniya konkurentosposobnosti predprinimatel'skikh struktur [Innovative aspects of improving the competitiveness of enterprises]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2011. 203 p.
16. Kline S. J., Rosenberg N.; Landau R., Rosenberg N. (eds) An overview of innovation. The positive sum strategy: Harnessing technology for economic growth. Washington, National Academy Press, 1986, pp. 275-305.
17. Rosenberg N. Inside the Black Box. Cambridge, Cambridge University Press, 1982.
Информация об авторах Бурменко Татьяна Дмитриевна — доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента и сервиса, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: service@isea.ru.
Похомчикова Елена Олеговна — аспирант, кафедра менеджмента и сервиса, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: elena.isea@mail.ru.
Библиографическое описание статьи Бурменко Т. Д. Проектирование модели инновационного процесса на предприятиях индустрии гостеприимства / Т. Д. Бурменко, Е. О. Похомчикова // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2014. — № 6 (98). — С. 85-93. — DOI: 10.17150/1993-3541.2014.24(6).85-93.
Authors
Tatiana D. Burmenko — Doctor habil. (Economics), Professor, Department of Management and Service, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: service@isea.ru.
Elena O. Pokhomchikova — PhD student, Department of Management and Service, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: elena.isea@mail.ru.
Reference to article
Burmenko T. D., Pokhomchikova E. O. Designing the innovation process model in hospitality industry enterprises. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomich-eskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2014, no. 6 (98), pp. 85-93. (In Russian). DOI: 10.17150/1993-3541.2014.24(6).85-93.