Научная статья на тему 'Научные основы управления предприятиями гостеприимства в сложных экономических условиях'

Научные основы управления предприятиями гостеприимства в сложных экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
627
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / HOSPITALITY INDUSTRY / БАЗОВЫЕ УСЛУГИ / BASIC SERVICES / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ / SUBJECT OF MANAGEMENT / ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ / OBJECT OF MANAGEMENT / ВОЗДЕЙСТВИЕ / IMPACT / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM / ИЕРАРХИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / HIERARCHICAL PRINCIPLE / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / BUSINESS MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оборин Матвей Сергеевич, Шостак Марина Анатольевна

Рассмотрены управление в индустрии гостеприимства и пути повышения его эффективности на научной основе. Отмечено, что тематика основных направлений связана с потребностью адаптации рассматриваемого вида экономической деятельности к комплексу внешних и внутренних факторов, влияющих на ключевые финансово-экономические показатели. Выявлены особенности системы управления гостиничных предприятий, которая направлена на обеспечение устойчивого роста отрасли с учетом потребительских ожиданий и макроэкономических параметров. Использованы формально-логический, системный и ситуационный подходы, моделирование социально-экономических процессов. Показано, что необходимость эффективного развития предприятий гостеприимства в современных нестабильных социально-экономических условиях обусловлена важной ролью сферы услуг в устойчивости экономики региона. Управление профильными предприятиями связано с такими особенностями, как профессионализм персонала, высокое качество питания и размещения, соответствие международным и отечественным стандартам гостеприимства. Отмечено, что система менеджмента должна отвечать критериям гибкости, адаптивности к внешней среде, способствовать достижению стратегических целей. Организационно-экономический механизм профильных предприятий формируется на основе баланса ресурсов и возможностей, системы показателей оценки соответствия текущего состояния объекта управления эталонному. Сложные макроэкономические условия оказывают негативное воздействие на индустрию гостеприимства, поэтому важно достижение ключевых экономических показателей и сохранение безубыточности с определенным запасом финансовой прочности. Разработаны рекомендации по повышению эффективности организационно-экономического механизма управления предприятиями гостиничной индустрии на научной основе: внедрение стратегического планирования, разработка бизнес-модели основных процессов, оптимизация ресурсного потенциала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Оборин Матвей Сергеевич, Шостак Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC BASIS FOR MANAGING HOSPITALITY ENTERPRISES IN DIFFICULT ECONOMIC CONDITIONS

Management in the hospitality industry and ways to improve its efficiency on a scientific basis are considered. The theme of the main directions is connected with the need to adapt the considered type of economic activity to the complex of external and internal factors, affecting the key financial and economic indicators. The peculiarities of the management system of hotel enterprises are revealed, which is aimed at ensuring sustainable growth of the industry taking into account consumer expectations and macroeconomic parameters. Formally-logical, systemic and situational approaches, modeling of socio-economic processes were used. It is shown that the need for effective development of hospitality enterprises in today’s unstable socio-economic conditions is conditioned by the important role of the service sector in the stability of the region’s economy. Management of specialized enterprises is associated with such features as professionalism of staff, high quality food and accommodation, compliance with international and domestic standards of hospitality. The management system should meet the criteria of flexibility, adaptability to the environment and contribute to strategic goals achievement. The organizational and economic mechanism of specialized enterprises is formed on the basis of the balance of resources and opportunities, the system of indicators of conformity assessment of the current state of the management object reference. Complex macroeconomic conditions have a negative impact on the hospitality industry, so it is important to achieve key economic indicators and maintain break-even with a certain margin of financial strength. Recommendations are developed to improve the efficiency of the organizational and economic mechanism for managing the enterprises of the hotel industry on a scientific basis: introduction of strategic planning, development of a business model of the main processes, optimization of resource potential

Текст научной работы на тему «Научные основы управления предприятиями гостеприимства в сложных экономических условиях»

УДК 338; 348; 631

DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-5-135-144

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ГОСТЕПРИИМСТВА В СЛОЖНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

SCIENTIFIC BASIS FOR MANAGING HOSPITALITY ENTERPRISES

IN DIFFICULT ECONOMIC CONDITIONS

M. С. Оборин,

Пермский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, г. Пермь recreachin@rambler. ru

M. Oborin,

Perm Institute (branch) of the Russian Economic University named after G.V. Plekhanov, Perm

M. А. Шостак,

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, г. Симферополь shostakma@inbox. ru

M. Shostak, Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky, Simferopol

Рассмотрены управление в индустрии гостеприимства и пути повышения его эффективности на научной основе. Отмечено, что тематика основных направлений связана с потребностью адаптации рассматриваемого вида экономической деятельности к комплексу внешних и внутренних факторов, влияющих на ключевые финансово-экономические показатели. Выявлены особенности системы управления гостиничных предприятий, которая направлена на обеспечение устойчивого роста отрасли с учетом потребительских ожиданий и макроэкономических параметров. Использованы формально-логический, системный и ситуационный подходы, моделирование социально-экономических процессов. Показано, что необходимость эффективного развития предприятий гостеприимства в современных нестабильных социально-экономических условиях обусловлена важной ролью сферы услуг в устойчивости экономики региона. Управление профильными предприятиями связано с такими особенностями, как профессионализм персонала, высокое качество питания и размещения, соответствие международным и отечественным стандартам гостеприимства. Отмечено, что система менеджмента должна отвечать критериям гибкости, адаптивности к внешней среде, способствовать достижению стратегических целей. Организационно-экономический механизм профильных предприятий формируется на основе баланса ресурсов и возможностей, системы показателей оценки соответствия текущего состояния объекта управления эталонному. Сложные макроэкономические условия оказывают негативное воздействие на индустрию гостеприимства, поэтому важно достижение ключевых экономических показателей и сохранение безубыточности с определенным запасом финансовой прочности. Разработаны рекомендации по повышению эффективности организационно-экономического механизма управления предприятиями гостиничной индустрии на научной основе: внедрение стратегического планирования, разработка бизнес-модели основных процессов, оптимизация ресурсного потенциала

Ключевые слова: индустрия гостеприимства; базовые услуги; управление; субъект управления; объект управления; воздействие; организационно-экономический механизм; иерархический принцип; стратегическое планирование; бизнес-модель

Management in the hospitality industry and ways to improve its efficiency on a scientific basis are considered. The theme of the main directions is connected with the need to adapt the considered type of economic activity to the complex of external and internal factors, affecting the key financial and economic indicators. The peculiarities of the management system of hotel enterprises are revealed, which is aimed at ensuring sustainable growth of the industry taking into account consumer expectations and macroeconomic parameters. Formally-logical, systemic and situational approaches, modeling of socio-economic processes were used. It is shown that the need for effec-

135

© M. С. Оборин, M. А. Шостак, 2018

tive development of hospitality enterprises in today's unstable socio-economic conditions is conditioned by the important role of the service sector in the stability of the region's economy. Management of specialized enterprises is associated with such features as professionalism of staff, high quality food and accommodation, compliance with international and domestic standards of hospitality. The management system should meet the criteria of flexibility, adaptability to the environment and contribute to strategic goals achievement. The organizational and economic mechanism of specialized enterprises is formed on the basis of the balance of resources and opportunities, the system of indicators of conformity assessment of the current state of the management object reference. Complex macroeconomic conditions have a negative impact on the hospitality industry, so it is important to achieve key economic indicators and maintain break-even with a certain margin of financial strength. Recommendations are developed to improve the efficiency of the organizational and economic mechanism for managing the enterprises of the hotel industry on a scientific basis: introduction of strategic planning, development of a business model of the main processes, optimization of resource potential

Key words: hospitality industry; basic services; management; subject of management; object of management; impact; organizational and economic mechanism; hierarchical principle; strategic planning; business model

ведение. Сфера услуг является одной из наиболее динамично развивающихся в период экономической рецессии, поэтому очевидны преимущества от повышения качества отраслевого управления. Устойчивый рост характерен для тех видов деятельности, которые рентабельны и сохраняют невысокую долю затрат, потенциально привлекательны и перспективны с точки зрения финансово-инвестиционных возможностей. В первую очередь речь идет о туризме и гостиничной индустрии. Негативные макроэкономические и геополитические факторы оказывают влияние на рассматриваемый вид деятельности в нескольких направлениях: перераспределение регионального спроса, динамика среднегодовой загрузки профильных предприятий, темпы модернизации, внедрение инноваций, снижение выручки и прибыли. Эффективным направлением повышения результатов финансово-экономической деятельности индустрии гостеприимства является качество управленческой деятельности. Поскольку организационно-экономические механизмы управления зависят от комплекса внутренних и внешних факторов и условий, необходимо рассмотреть структуру отрасли и особенности оказываемых услуг.

Методы исследования. Анализ управления в индустрии гостеприимства проведен на основании формально-логического метода, дополненного системным и ситуационным подходом. Первый этап позволил

выявить необходимые элементы системы и механизма управления, второй — оценить их соответствие текущим условиям, а также эффективности с точки зрения элемента регионального социально-экономического пространства.

Моделирование социально-экономических процессов основано на прогнозировании состояния объекта управления — предприятий гостиничной индустрии с точки зрения способности достижения желаемого состояния отрасли.

Результаты работы и область их применения. Развитие гостиничной индустрии в России соответствует общеевропейским тенденциям: повышению качества обслуживания, внедрению современных технологий, вводу в эксплуатацию новых гостиничных комплексов, являющихся комфортабельными средствами размещения.

Активный рост доходов отрасли основывается на динамичности развития внутреннего и въездного туризма, повышении благосостояния граждан, формировании новых культурно-экономических связей между регионами.

Изучением развития индустрии гостеприимства занималась многие отечественные и зарубежные ученые. Особенности формирования и роль рассматриваемого вида экономической деятельности анализировались С. А. Баласанян, А. А. Меняй-ловым [1], В. И. Зориным, В. А. Квар-тальновым [4], М. М. Романовой [11],

Е. О. Похомчиковой [9], С. С. Скобкиным Дефиниции понятия «индустрия госте-

[14], Р. А. Браймером [2], Дж. Р. Уокером приимства» различных временных перио-[16], Л. В. Вагеном [3]. дов представлены в табл. 1.

Таблица 1 / Table 1

Содержание понятия «индустрия гостеприимства» у отечественных и зарубежных авторов / Content of the concept "hospitality industry", given by domestic and foreign authors

Год / Year Автор / Author Содержание понятия / Content of the concept

1995 Браймер Р. А. [2] / Brimer R. A. [2] Предпринимательство, связанное с рынком услуг, основанное на традициях обслуживания / Service market-related business based on service traditions

1999 Уокер Дж. Р. [16] / Walker George. R. [16] Комплекс видов экономической деятельности, включающий туризм и взаимосвязанные отрасли / Set of economic activities, including tourism and related industries

2001 Ваген Л. В. [3] / Vagen L. V. [3] Часть туристской индустрии, в которой базовыми услугами являются размещение и питание, дополняется досугом / Part of the tourism industry, where accommodation and food are basic services, is complemented by leisure

2003 Зорин В. И., Квартальнов В. А. [4] / Zorin I. V., Kvar-talnov V. A. [4] Вид предпринимательской деятельности, основанный на квалификации персонала, качестве обслуживания / Type of business activity based on staff qualifications, quality of service

2006 Романова M. M. [11] / Romanova M. M. [11] Интегрированная сфера предпринимательства, объединяющая экономических агентов для производства универсального продукта из различных областей производства / Integrated business that combines economic agents for the production of a generic product from different production areas

2012 Скобкин С. С. [14] / Skobkin S. S. [14] Социально-экономическая система, основанная на привлечении разнообразных ресурсов / Socio-economic system based on the attraction of a variety of resources

2014 Похомчикова E. 0. [9] / Pokhomchikova E. O. [9] Совокупность гостиниц и иных средств размещения, предприятий общественного питания, а также туроператорских и турагентских компаний, принадлежность к сфере услуг, ориентированной на широкий круг потребителей / A set of hotels and other accommodation facilities, catering facilities, as well as tour operators and travel agents, belonging to the service sector, focused on a wide range of consumers

2017 Баласанян С. А., Меняй-лов А. А. [1] / Balasanyan S. A.; Menyaylov A. A. [1] Бизнес, прямым образом влияющий на международные экономические отношения, социальную, культурную, образовательную, экономическую сферу государств / Business directly affecting international economic relations, social, cultural, educational and economic spheres of the states

Представленные трактовки говорят о комплексности изучаемого понятия. Большинство определений можно разделить на две группы: структурные и целевые. Индустрия гостеприимства рассматривается Дж. Р. Уокером, Л. В. Вагеном со структурной точки зрения. И. В. Зорин, В. А. Квар-тальнов под данным понятием понимают результат, на который ориентирована деятельность профильных предприятий. Важным элементом в структуре определения является предпринимательский характер

деятельности, комплексность услуг, размещение и питание в качестве базовых элементов, интегрированность и принципы гостеприимства.

Предприятия гостеприимства — это такие учреждения сектора индустрии туризма, которые отвечают за размещение туристов, предоставление услуг по размещению, питанию, досугу. Эти организации специализируются на рынке услуг по приему и обслуживанию гостей. Также это предприятия, занимающиеся видами об-

служивания, которые опираются на принципы гостеприимства, такие как щедрость и дружелюбие по отношению к гостям [12]. Туристская индустрия — это общая совокупность гостиниц и других средств размещения, объектов санаторно-курортного комплекса (СКК), общественного питания, средства транспорта, объекты делового, лечебно-оздоровительного, познавательного,

физкультурно-спортивного и иного назначения, турагенты и туроператоры, организации, осуществляющие деятельность по предоставлению экскурсоводов и переводчиков [5; 6].

На основе данного определения сформирована классификация предприятий сферы гостеприимства (рис. 1).

Структура индустрии гостеприимства

Уровни

Объекты

Показатели

Базовый

Сопутствующий

Вспомогательный

Гостиницы, санатории, турбазы, пансионаты, дома отдыха

Театры, учреждения досуга, культуры, спорта

Предприятия питания,

транспорта, экскурсионные бюро

Загрузка номерного и коечного фонда

=>

Количество посетителей на мероприятиях

Индивидуальные

и групповые цены на услуги

Рис. 1. Структура индустрии гостеприимства (составлено авторами по [5; 6; 8]) / Fig. 1. Structure of the

hospitality industry (compiled by the authors [5; 6; 8])

Базовые предприятия являются основными, предоставляют услуги по размещению и питанию, могут иметь лечебно-оздоровительную специализацию. Данный структурный элемент является системообразующим в индустрии гостеприимства, материально-организационной базой, влияющей на имидж региона и доходность отрасли в целом. Другие предприятия могут дополнять базовые услуги либо оказывать сопутствующие, которые в меньшей степени востребованы гостями или жителями территории.

С нашей точки зрения, гостиничная индустрия — это комплекс предприятий, интегрированных в социальную, культурную, экономическую сферу региона, оказывающих базовые услуги по размещению и питанию, ориентированных на различ-

ные виды туризма в соответствии с принципами и стандартами гостеприимства.

Гостиничный комплекс страны и региона представлен совокупностью объектов временного размещения, в том числе предоставляющих услуги лечебно-оздоровительного и развлекательного характера. Об успешности развития данной сферы в России говорят многочисленные инфраструктурные, экономические и социальные изменения. В табл. 2 представлена динамика численности коллективных средств размещения в Российской Федерации, Южном федеральном округе и Республике Крым. Темпы роста позволяют оценить, насколько динамика гостиничного комплекса республики совпадает с тенденциями в целом по стране.

Таблица 2 / Table 2

Динамика коллективных средств размещения в 2014-2016 гг., шт.* / Dynamics of collective placements in 2014-2016, pcs.*

Регион / Region 2014 г. / 2014 year 2015 г. / 2015 year 2016 г. / 2016 year Темп роста, % / Growth rate, % Изменение, абс. / Change, abs.

Российская Федерация / Russian Federation 15590 20135 20023 128% 4433

Южный федеральный округ / Southern federal district 3058 5436 5600 183% 2542

Республика Крым / Republic of Crimea 392 1149 1134 289% 742

"Примечание. Составлено по данным [10].

Направление динамики показателей регионов совпадает с общей тенденцией в России: рост в 2015 г. и небольшой спад в 2016 г. В 2015 г. гостиничный комплекс Крыма показал крупный прирост (более чем в два раза выше среднего темпа по стране), что стало возможно благодаря масштабным инвестициям в проекты по социально-экономическому развитию республики.

Несмотря на значительный разрыв в натуральных оценках индустрий реги-

онов (в 2016 г. число объектов размещения Краснодарского края превысило показатель Республики Крым в 2,7 раза, а численность посетителей — в 3,4 раза), среднестатистическая численность гостей гостиничных комплексов постепенно уравнивается. Согласно последним данным, посещаемость Крымских объектов уступает Краснодарскому краю менее чем на 400 человек (табл. 3).

Таблица 3 / Table 3

Соотношение численных показателей коллективных средств размещения Республики Крым и Краснодарского края, 2014-2016 гг., ед.* / Ratio of numerical indicators of collective accommodation facilities of the Republic of Crimea and Krasnodar Region, 2014-2016, units*

Показатель / Indicator 2014 г. / 2014 year 2015 г. / 2015 year 2016 г. / 2016 year

Республика Крым / Republic Of Crimea

Число коллективных средств размещения, ед. / The number of collective accommodation facilities, units 392 1149 1134

Численность размещенных лиц, тыс. человек / The number of persons accommodated, thousand people 489 1626 1700

Число размещенных лиц на один объект размещения, тыс. человек / The number of accommodated persons per 1, thousand people 1,25 1,42 1,50

Краснодарский край / Krasnodar Region

Число коллективных средств размещения, ед. / The number of collective accommodation facilities, units 1684 2922 3106

Численность размещенных лиц, тыс. человек / The number of persons accommodated, thousand people 4419 5560 5806

Число размещенных лиц на один объект размещения, тыс. человек / The number of accommodated persons per 1, thousand people 2,62 1,90 1,87

*Примечание. Рассчитано по данным [10].

Сравнивая мультипликативный эффект, возникающий при росте числа коллективных средств размещения, следует отметить, что республика во многом опережает Краснодарский край. На 1 % прироста КСР в Крыму приходится увеличение числа размещенных лиц на 13 %. В Краснодарском крае 1 % новых средств размещения повышает число посетителей менее чем на 0,5 %.

Устойчивое развитие гостиничной индустрии связано с эффективностью управления отраслевыми предприятиями. Рациональное использование собственных ресурсов предприятий гостеприимства способно обеспечить качественное управление

этими подсистемами, что, в свою очередь, приводит к увеличению объемов прибыли, росту показателей производства и качества предоставляемых услуг, созданию новых инновационных продуктов и формированию конкурентоспособной платформы для выхода на мировой рынок.

Управление как вид деятельности рассматривалось такими отечественными и зарубежными учеными, как С. С. Скоб-кин, Я. А. Белавина [14], А. И. Свидина, Н. А. Пылова [13], М. X. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури [7], J. Wilks, S. Moore [17]. Основные определения понятия «управления» представлены в табл. 4.

Таблица 4 / Table 4

Понятие «управление» у российских и зарубежных авторов / Concept of "management" given by Russian and foreign authors

Автор / Author Понятие термина «управление»/ Concept of the term «management»

Скобкин С. С., Белавина Я. А. [14] / Skobkin S. S., Belavina Ya. A. [14] Система подходов менеджмента, которая направлена на выявление потребностей и спроса рынка; повышение эффективности производства с наименьшими затратами, рациональное использование ресурсов предприятия с целью получения качественного конечного результата и достижения поставленных целей / The system of management approaches, which is aimed at identifying the needs and demand of the market; improving the efficiency of production at the lowest cost, the rational use of all resources of the enterprise in order to obtain a quality final result and achieve the goals

Свидина А. И., Пылова Н. А. [13] / Svidina A. I., Pylova N. Ah. [13] Непрерывное воздействие на предприятие или индивида для достижения поставленных перед организацией целей и решения определенных задач / Continuous influence on the enterprise or the individual for achievement of the goals set for the organization and the solution of certain tasks

Мескон M. X., Альберт M., Хедоури Ф. [7] / Mescon M. H., Albert M., Hedouri F. [7] Функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях, область человеческого знания, помогающая осуществить эту функцию / Function, type of activity on management of people in the most various organizations, area of human knowledge helping to carry out this function

Управление в рамках данного исследования — это непрерывное воздействие на предприятие, отрасль гостеприимства для достижения определенных целей и задач, решения основных проблем, в том числе по максимизации прибыли, рациональному использованию ресурсов компании, мотивации и контролю персонала, планированию и анализу деятельности, обработке и хранению информации, взаимодействию с внешней средой. Управление представляет собой совокупность взаимосвязанных

и взаимозависимых действий и решений, обеспечивающих эффективное функционирование предприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научная основа управления предприятиями гостеприимства должна основываться на разделении стратегического, тактического и оперативного уровней. Целесообразность построения системы менеджмента по иерархическому принципу определяется сложностью целей, задач, выбором инструментов регулирования деятельности гостиничных комплексов. Ком-

плекс воздействий субъекта управления на объект находит отражение в организационно-экономическом механизме.

Общая структура организационно-экономического механизма управления предприятиями в гостиничной индустрии может быть представлена схематично (рис. 2).

Преобразованные состояния объекта могут быть классифицированы в

зависимости от достижении поставленных целей — от ухудшения по сравнению с исходными параметрами до эталона. Организационно-экономический механизм должен оцениваться адаптивными инструментами, основанными на фактических научно обоснованных характеристиках.

Исходное состояние объекта управления

Преобразование на основе механизма управления

Система управления

Ресурсная и материальная база

Персонал

Номерной фонд

Финансы

Услуги

Показатели эффективности

Ф

Щвш

Стиль руководства

Методы

Технологии

Резервы

Инновации

Критерии использования

Методический комплекс оценки эффективности механизма

Варианты состояния

объекта (трансформированное)

Управленческие решения

Ф

Ухудшение состояния по ключевым параметрам

Стабильное состояние (без значимых изменений)

Улучшение состояния по ключевым параметрам

Достижение эталонных параметров

M

Диапазон критериев, условий, показателей

Преобразованный методический комплекс оценки эффективности

Рис. 2. Структура организационно-экономического механизма управления предприятиями гостиничной индустрии (составлено авторами) /Fig. 2. Structure of the organizational and economic mechanism of management of the enterprises of the hotel industry (it is made by authors)

Таким образом, организационно-экономический механизм управления предприятиями гостиничной индустрии мы рассматриваем как совокупность дей-

ствий субъекта управления, направленных на качественное преобразование объекта с целью повышения параметров эффективности ключевых показателей

в системе стратегического и тактического целеполагания.

Выводы. Гостиничная индустрия является сектором быстрого роста в экономической системе страны и регионов России. Высокие темпы развития обусловлены динамикой внутреннего туризма, привлекательностью гостиничного рынка для потребителей, повышением доходов населения. Сложность формирования услуг высокого качества и адекватной ценовой политики связана с усиливающейся конкуренцией в отрасли, представленной международными гостиничными сетями, лидерами в регионах, ориентированных на различные целевые группы.

Анализ отечественных и зарубежных публикаций позволяет сделать вывод об эволюции понятий, связанных с гостиничной индустрией, эффективности управления на основе организационного-экономического механизма. Общепризнанным является ведущая роль гостиничных предприятий в развитии сферы услуг, их комплексное влияние на социально-экономическое, культурное развитие территорий.

Выделим несколько основных проблем устойчивого роста предприятий индустрии гостеприимства в рыночных условиях. Низкий уровень стратегического планирования заключается в отсутствии научно обоснованных критериев и показателей отслеживания внешней среды, соответствующих технологий, которые должны составлять содержание механизма управления. Система общепринятых финансово-экономических индикаторов является следствием эффективности организационно-экономических основ менеджмента и рациональной системы планирования.

Следует отметить недостаточное внимание руководства к управлению каче-

Список литературы_

ством услуг сферы гостеприимства. Не все предприятия данной сферы отвечают высоким требованиям мировых стандартов и систем классификации. В результате происходит снижение спроса на уровне отрасли и региона вследствие несоответствия потребительским ожиданиям, ценовой политике.

Динамизм внешней среды и необходимость контроля ресурсов способствует активизации применения технологии бизнес-планирования основных процессов, которая имеет прямую взаимосвязь с механизмом организационно-экономического управления. Преимуществами взаимосвязи является экономия ресурсов, их рациональное распределение в соответствии с загрузкой подразделений, их результатами; детализация функциональных обязанностей и ответственности персонала; регламентация деятельности отделов и служб; повышение прозрачности контроля; сокращение временных и технологических потерь.

Продолжает оказывать влияние кадровая проблема вследствие отсутствия системы внутреннего маркетинга и противоречия корпоративных и индивидуальных целей.

Решение выявленных проблем должно осуществляться на основе высокоэффективного механизма управления. В первую очередь предприятия гостиничной индустрии должны располагать системой стратегического планирования и технологиями реализации сформированных целей — вариантов состояния объекта управления в определенный период. Целеполага-ние должно сочетаться с внутренними возможностями, контролироваться на основе методического инструментария на основе набора ключевых параметров и показателей, оценивающих развитие профильных предприятий.

1. Баласанян С. А., Меняйлов А. А. Характеристика современной гостиничной индустрии в России // Инновационная наука. 2017. № 3. С. 127—129.

2. Браймер Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства. М.: Аспект Пресс, 1995. 382 с.

3. Ваген Л. В. Гостиничный бизнес / пер. А. Сухорукова. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. 412 с.

4. Зорин И. В., Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма. М.: Финансы и статистика, 2003. 364 с.

5. Лайко М. Ю., Кошелева А. И., Евстегнеева Д. К. Международный опыт и российская практика эффективного управления гостиничными предприятиями / / Региональная экономика и управление. 2016. № 4. С. 2-18.

6. Логутова А. В. Маркетинговые управленческие решения в гостиничном бизнесе и технология их принятия // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV Междунар. науч. конф. М., 2016. С. 79-83.

7. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2014. 654 с.

8. Оборин М. С. Развитие региональной санаторно-курортной деятельности как механизма реализации социально-экономических функций государства / / Известия Оренбург. гос. аграр. ун-та. 2015. № 1. С. 226-228.

9. Похомчикова Е. О. Понятие и структура индустрии гостеприимства // Вестник Кемеров. гос. ун-та.

2014. № 4. С. 266-274.

10. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 20.03.2018).

11. Романова М. М. Формирование индустрии гостеприимства как механизм стратегического развития региона: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2006. 24 с.

12. Романова М. М. Характеристика особенностей индустрии гостеприимства как объекта управления // Статистика и экономика. 2012. № 5. С. 88-90.

13. Свидина А. И., Пылова Н. А. Управление в современной организации // Новая наука: современное состояние и пути развития. 2016. № 12. С. 108-112.

14. Скобкин С. С., Белавина Я. А. Модели управления гостиницами в индустрии гостеприимства / / Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2015. № 3. С. 373-377.

15. Скобкин С. С. Индустрия гостеприимства или туризма? Кто прав? // Российское предпринимательство. 2012. № 21. С. 130-135.

16.Уокер Дж. Р. Введение в гостеприимство. М.: Юнити-Дана, 2011. 877 с.

17. Wilks J., Moore S. Tourism risk management for the Asia pacific region: an authoritative guide for managing crises and disasters // APEC International Centre for Sustainable Tourism. Asia-Pacifi c Economic Cooperation, 2004. P. 12-39.

References_

1. Balasanyan S. A., Menyaylov A. A. Innovatsionnaya nauka (Innovative science), 2017, no. 3, pp. 127-129.

2. Braymer R. A. Osnovy upravleniya v industrii gostepriimstva (Fundamentals of management in the hospitality industry). Moscow: Aspect Press, 1995. 382 p.

3. Vagen L. V. Gostinichny biznes / per. A. Suhorukova (Hospitality / Trans. A. Sukhorukov). Rostov-on-Don: Pheniks, 2001. 412 p.

4. Zorin I. V., Kvartalnov V. A. Entsiklopediya turizma (Encyclopedia of tourism). Moscow: Finance and Statistics, 2003. 364 p.

5. Liiko M. Yu., Kosheleva A. I., Evstegneeva D. K. Regionalnaya ekonomika i upravlenie (Regional economy and management), 2016, no. 4, pp. 2-18.

6. Logutova A. V. Aktualnye voprosy ekonomiki i upravleniya: materialy IV Mezhdunar. nauch. konf (Actual issues of economics and management: materials IV Intern. sci. conf.). Moscow, 2016. P. 79-83.

7. Meskon M.H., Albert M., Hedoury F. Osnovymenedzhmenta (Fundamentals of management). Moscow, 2014.654 p.

8. Oborin M. S. Izvestiya Orenburg. gos. agrar. un-ta (News of the Orenburg State Agrarian University),

2015. № 1. P. 226-228.

9. Pokhomchikova E. O. Vestnik Kemerov. gos. un-ta (Bulletin of the Kemerov.State University), 2014, no. 4, pp. 266-274.

10. Regiony Rossii. Sotsialno-ekonomicheskie pokazateli, 2017 (Regions of Russia. Socio-economic indicators, 2017). Available at: http://www.gks.ru (Date of access: 20.03.2018).

11. Romanova M. M. Formirovanie industrii gostepriimstva kak mekhanizm strategicheskogo razvitiya regiona: avtoref. dis. ... kand. ehkon. nauk: 08.00.05 (Formation of the hospitality industry as a mechanism of strategic development of the region: abstract. dis. ... cand. econ. sciences: 08.00.05). Moscow, 2006. 24 p.

12. Romanova M. M. Statistika i ekonomika (Statistics and Economics). 2012. № 5. P. 88-90.

13. Svidina A. I., Pylova N. A. Novaya nauka: sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya (New science: modern state and ways of development), 2016, no. 12, pp. 108-112.

14. Skobkin S. S., Belavina Ya. A. Risk: resursy, informatsiya, snabzhenie, konkurentsiya (Risk: resources, information, supply, competition), 2015, no. 3, pp. 373-377.

15. Skobkin S. S. Rossiyskoepredprinimatelstvo (Russian Entrepreneurship), 2012, no. 21, pp. 130—135.

16. Walker J. R. Vvedenie vgostepriimstvo (Introduction to hospitality). Moscow: Unity-Dana, 2011. 877 p.

17. Wilks J., Moore S. APEC International Centre for Sustainable Tourism. Asia-Pacifi c Economic Cooperation [APEC International Centre for Sustainable Tourism. Asia-Pacifi c Economic Cooperation], 2004. P. 12-39.

Коротко об авторах_

Оборин Матвей Сергеевич, д-р экон. наук, профессор кафедры экономического анализа и статистики, Пермский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова; профессор кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории, Пермский государственный национальный исследовательский университет; профессор кафедры менеджмента, Пермский государственный аграрно-технологический университет им. академика Д. Н. Прянишникова, г. Пермь, Россия; профессор кафедры управления и технологий в туризме и сервисе, Сочинский государственный университет, г. Сочи, Россия. Область научных интересов: государственное регулирование экономики, региональная экономика, экономика туризма, индустрия гостеприимства, устойчивое развитие туристско-рекреационного комплекса recreachin@ram bler.ru

Шостак Марина Анатольевна, ассистент кафедры менеджмента и туристского бизнеса, Гуманитарно-педагогическая академия — филиал Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, г. Симферополь, Россия; аспирант кафедры управления и технологий в туризме и сервисе, Сочинский государственный университет, г. Сочи. Россия. Область научных интересов: проблемы государственного регулирования экономики; исследование регионального потребительского рынка [email protected]

Briefly about the authors_

Matvey Oborin, doctor of economic sciences, professor, Economic Analysis and Statistics department, Perm Institute (branch) of the Plekhanov Russian University of Economics, Perm, Russia; professor, World and Regional Economics, Economic Theory department, Perm State National Research University, Perm, Russia; professor, Management department, Perm State Agrarian and Technological University named after academician D. N. Pryanishnikov, Perm, Russia; professor, Management and Technology in Tourism and Service department, Sochi State University, Sochi, Russia. Sphere of scientific interests: state regulation of the economy, regional economy, tourism economics, hospitality industry, sustainable development of the tourist and recreational complex

Marina Shostak, assistant, Management and Tourism Business department, Humanitarian and Pedagogical Academy, Branch of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky, Simferopol, Russia; postgraduate, Management and Technology in Tourism and Service department, Sochi State University, Sochi. Russia. Sphere of scientific interests: problems of state regulation of the economy; regional consumer market research

Образец цитирования_

Оборин M. С., Шостак М. А. Научные основы управления предприятиями гостеприимства в сложных экономических условиях // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2018. Т. 24. № 5. С. 135—144. DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24 -5-135-144.

Oborin M., Shostak M. Scientific basis for managing hospitality enterprises in difficult economic conditions // Transbaikal State University Journal, 2018, vol. 24, no. 5, pp. 135-144. DOI: 10.21209/2227-9245-201824-5-135-144.

Статья поступила в редакцию: 26.04.2018 г. Статья принята к публикации: 08.05.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.