Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА И ЕГО АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ В ТРАНСГРАНИЧНОЙ ОБЛАСТИ НА АЛТАЕ: ОБЗОР НИРС И ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ СТУДЕНТОВ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА И ЕГО АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ В ТРАНСГРАНИЧНОЙ ОБЛАСТИ НА АЛТАЕ: ОБЗОР НИРС И ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
74
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛТАЙ / АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / ТУРИЗМ / РЕКРЕАЦИОННЫЕ ОБЪЕКТЫ / ТРАНСГРАНИЧНАЯ ТЕРРИТОРИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Поморов Федор Сергеевич

В статье дается обзор НИРС и дипломных проектов студентов, посвященных проектированию международного туристического маршрута и его архитектурной среды в трансграничной области на Алтае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА И ЕГО АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ В ТРАНСГРАНИЧНОЙ ОБЛАСТИ НА АЛТАЕ: ОБЗОР НИРС И ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ СТУДЕНТОВ»

ЭРГОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ И ДИЗАЙНЕРСКИХ РЕШЕНИЙ

КАК ФАКТОР СОВРЕМЕННОСТИ

Рисунок 3 - Конструкция и параметры мобильного мольберта

Постановка подобного рода задач перед студентами в учебном процессе заставляет их глубже вникать в процесс проектирования «вещей для людей», развивает способность творчески и вдумчиво подходить к процессу анализа окружающего наполнения, повышает обоснование принимаемых архитектурных и дизайнерских решений, как интерьерных, так и экстерьерных, исходя из современных требований эргономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Bernotat R., Hunt D.P. University curricula in Ergonomics. Forschunsintitut fur Anthropotechnik.5309 Meckenheim. Germany, 1977.

2. Evaluation of human work: a practical ergonomics methodology / Ed. By J.A. Wilson, E.N. Corlett. L.: Taylor and Francis, 1990.

3. Михайлов С.М, Михайлова А.С. Основы дизайна: Учебник для вузов / Под. ред. С.М. Михайлова. - Казань: «Дизайн - квартал», 2008. - 288 с., илл.

4. Гладышев А.В., Поморова Ю.Г. Разработка рабочего стула дизайнера-художника / Вестник Ал-тГТУ им И.И. Ползунова. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2007, №1-2.- С.137.

5. Лештаева Ю.А., Поморова Ю.Г. Разработка рабочего места для студента художественной специальности. Мольберт и стул / Вестник АлтГТУ им И.И. Ползунова. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2007, №1-2.- С.149-150.

6. Антропометрический атлас. Методические рекомендации. - М.: ВНИИТЭ, 1977. - 132 с.

7. Водовозова Н., Поморова Ю.Г. Мольберт -треножник / Вестник АлтГТУ им И.И. Ползунова. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2007, №1-2.- С. 136.

Поморова Ю.Г. - к.б.н., доцент, Алтайский государственный технический университет, E-mail: ugpom13@mail.ru.

УДК 711.45

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА И ЕГО АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ В ТРАНСГРАНИЧНОЙ ОБЛАСТИ НА АЛТАЕ: ОБЗОР НИРС И ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ СТУДЕНТОВ

Поморов Ф.С.

В статье дается обзор НИРС и дипломных проектов студентов, посвященных проектированию международного туристического маршрута и его архитектурной среды в трансграничной области на Алтае.

Ключевые слова: Алтай, архитектурно-дизайнерское проектирование, концепция, туризм, рекреационные объекты, трансграничная территория.

ВВЕДЕНИЕ

В связи с ростом потока отдыхающих на Алтай тема проектирования международного туристического маршрута в трансграничной области Большого Алтая становится все более актуальной. Алтайский регион выполняет важную геостратегическую функцию, являясь приграничной территорией и обеспечивая кратчайший выход крупнейших центров Западной Сибири (Новосибирск, Омск, Томск,

Кемерово) в Казахстан, Центральную Азию, Монголию и Китай.

Для целей архитектурно-дизайнерского и градостроительного проектирования и разработки архитектурно-рекреационной среды в контексте стратегии устойчивого развития нами проведен анализ дипломных проектов и дипломных работ по проектированию международного туристического маршрута в трансграничной области Большого Алтая и его отдельных элементов, разработанных в ИнАр-

хДиз АлтГТУ. Рассмотрены следующие дипломные работы и проекты [3-5]:

- Концепция архитектурной среды туристического маршрута на трансграничной территории Большого Алтая («Золотое ожерелье Алтая»). Дипломный проект. Студенты гр. ДАС-11 Быкова К.Б., Лукина А.А., руководитель Поморов С.Б., консультанты Раменский В.А., Попова О.П., Шишин М.Ю. и др., 2007 г.;

- Организация архитектурной среды международного туристического маршрута на трансграничной территории Большого Алтая. Дипломная работа. Студент гр. ДАС-31 Черникова О.А., руководитель Поморов С.Б., консультанты Шишин М.Ю., Поползина Т.М. и др., 2009 г.;

- Разработка фирменного стиля международного туристического маршрута «Золотое кольцо Алтая». Дипломный проект. Студент гр. ДИЗ-51 Третьякова П.Е., руководители Поморов С.Б., Попов Д.В., консультанты Шишин М.Ю. и др., 2011 г.

Концепция архитектурной среды туристического маршрута на трансграничной территории Большого Алтая («Золотое ожерелье Алтая»).

В этом дипломном проекте [3] проведен сбор информации по трансграничной территории, проанализированы природные условия, изучены существующие туристические маршруты, дана классификация туристических маршрутов, особое внимание уделено истории заселения Алтая, в частности скифской культуре. Разработаны архитектурно-планировочные решения придорожных остановочных площадок. Выработана и обоснована концепция проекта.

В поисках концептуального решения авторами Быковой К.Б. и Лукиной А.А., был проведен анализ дошедшего до нас искусства древних племен. Ими выявлено, что скифы придавали большое значение спиралевидным элементам. Спираль стала связующим звеном, между всеми элементами фирменного стиля. Для этого был разработан модуль (рисункок 1), который явился основой для графических элементов и архитектуры.

В дипломном проекте, наряду с концепцией, даны предложения по архитектуре придорожных остановочных комплексов, разработано средовое наполнение архитектурного пространства, предложен фирменный стиль (товарный знак, фирменный слоган, пиктограммы, фирменные цвета и т.д.), определены технико-экономические показатели, выполнено эргономическое обоснование проектных решений. Все архитектурные формы, предлагаемые в проекте, формируются на

основе фирменного модуля и элементов, полученных в результате его трансформации и членения. Некоторые из этих элементов представлены на рисунке 2. Особое внимание было уделено объемно-пространственному решению придорожного остановочного комплекса «Перекресток миров». Этот комплекс трактуется в дипломном проекте как главный. Проектируемые архитектурные формы предполагают преимущественно сезонное использование (май - сентябрь), поэтому авторами дипломного проекта предложено использование временных, легко возводимых мобильных элементов, выполненных на основе каркасно-тентовых конструкций.

Организация архитектурной среды международного туристического маршрута на трансграничной территории Большого Алтая.

В дипломной работе [4] проведены исследования отечественного и зарубежного опыта организации туристических маршрутов и центров отдыха. Дан анализ социально-демографических, культурно-этнических и физических и других характеристик территории. Проанализированы проекты, влияющие на организацию туристического маршрута, такие как формирование Алтае-Саянского экорегиона, Алтайской трансграничной биосферной территории (ИВЭП СО РАН).

Стремясь сформулировать концепцию, автор дипломной работы, Черникова О.А., сосредоточила внимание на следующем: туристические сервисные центры, обеспечивающие досуг туристов, не должны нарушать красоту природы, имеющую первостепенное значение для отдыха на территории Большого Алтая. Поэтому дизайн-концепция сервисных центров должна быть направлена на деликатное их введение в природную среду. Девиз-концепция данной проектной работы: «Благозвучие архитектуры с природой».

Рисунок 1 - Схема построения исходного модуля

Рисунок 2 - Конструктивные элементы на основе фирменного модуля

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА И ЕГО АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ В ТРАНСГРАНИЧНОЙ ОБЛАСТИ НА АЛТАЕ: ОБЗОР НИРС И ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ СТУДЕНТОВ

За основу архитектурного формообразования взят образ гор. Принцип наложения друг на друга простых объемов символизирует пласты горных пород, наложенных друг на друга. Такое архитектурное формообразование позволяет сдвигаться элементам сооружения на определенные модули, что облегчает вписывать архитектурные объемы в ландшафт. Поворот элементов позволяет создать дополнительные формы, придать динамичность и задать определенный алгоритм (рисунок 3). Пикообразные пирамиды с четко читающимися ребрами задают динамику и направлены на концептуальное решение. В основе всех архитектурных форм следующие геометрические фигуры: точка (и ее производная - окружность) - начало любого явления, основа всех измерений, центр, опора, порождает движение; треугольник - первая геометрическая фигура, встречающая в древних орнаментах; квадрат - древний знак земли.

Сделаны предложения по формированию архитектурной среды т.н. «туристического сервисного центра». В состав сервисного центра входит 5 функциональных зон:

- зона культурного отдыха: предназначена для проведения различных выставок, демонстрации искусства, культурного наследия, народных промыслов;

- зона тихого отдыха: позволяет насладиться природой, посидеть в беседке или на смотровой площадке, полюбоваться видом на реку, прогуляться по аллеи или развести костер в специально отведенном месте;

- зона активного отдыха: позволяет потанцевать, искупаться и насладиться различными представлениями;

- детская-игровая зона: небольшой городок для малышей, огороженный живой изгородью;

- торговая зона: предназначена для покупки сувенирной продукции, изделий народного промысла.

Композиция архитектурной среды туристического сервисного центра строится на сочетании элементов формообразования, описанных выше. Главным архитектурным объектом туристического сервисного центра выступает кафе-бар (рисунок 4). Его предложено располагать в срединной части центра. Архитектурных образ этого здания явно перекликается с силуэтами горных вершин. Объекты туристического сервисного центра запроектированы с использованием деревянных конструкций. Выбор данного материала, по мнению автора Черниковой О.А., позволит

наиболее органично вписать здание в окружающую природную среду.

Разработка фирменного стиля международного туристического маршрута «Золотое кольцо Алтая».

В дипломном проекте студента специальности «графический дизайн» [5], рассмотрены понятия фирменного стиля, изучены аналоги маршрутов, обозначена целевая аудитория. Описаны интересные и примечательные места в Алтайском регионе России, в Монголии, в Китае (Синьцзян-Уйгурский автономный район), в Казахстане. Выработана и обоснована концепция проекта. Состав проекта: фирменный знак туристического маршрута, фирменные цвета, фирменные шрифты, слоган, модульная сетка, плакаты, настенный календарь, буклет, папка, визитка, бланк, конверт, набор открыток, фирменные СD-диски. Разработан технологический раздел: рассмотрены графические редакторы, обозначены программы, используемые для проектирования и др.

Предложен фирменный знак (рисунок 5). Он состоит из четырех фрагментов (сегментов круга - кольца), символизирующих территории, по которым будет проходить маршрут.

Рисунок 3 - Принцип формообразования архитектурных модулей

Рисунок 4 - Главный фасад кафе-бара туристического сервисного центра

Золотое кольцо Алтая Алтаин алтан сондор

Алтайский регион Монголия

т

Алтайдын Алтын Алкасы РЩ ^^ ^^ JtK

Казахстан

Китай

Рисунок 5 - Фирменные знаки туристического маршрута «Золотое кольцо Алтая» для каждой из четырех стран

(Россия, Монголия, Китай, Казахстан)

За основу каждого фрагмента кольца взята национальная орнаментика каждой страны. Части представляют собой собирательный образ орнаментального искусства государств с богатой культурой и историей. Производные знаки образуют собственную систему знаков. По прибытии в какую-либо из стран, логотип трансформируется - сегмент кольца поворачивается и становиться опознавательным знаком маршрута в этой стране. Отсюда четыре производных знака.

Название «Золотое кольцо Алтая» переведено на несколько языков: английский, казахский, монгольский, китайский. Для русского, английского, казахского и монгольского вариантов использована гарнитура Corbel стилизованная, для китайского - иероглифы. Автором проекта Третьяковой П.Е. придуман фирменный слоган - «собирай впечатления». Он отвечает основной идее маршрута - познавательный отдых с участием в этнопред-ставлениях и погружением в различные национальные культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Международный туристический маршрут в трансграничной области на Алтае и проектирование его архитектурной среды стали объектом пристального интереса в дипломных проектах студентов. Используется разное название этого маршрута, предлагаются раз-

ные часто не совпадающие траектории; направления маршрута требуют уточнений.

В проектах повышенное внимание уделяется архитектуре придорожных остановочных комплексов, как наиболее распространенным объектам, располагающихся на маршруте. Предлагаются различные авторские концепции архитектурного формообразования. Однако архитектурная типология таких комплексов не разработана. Авторами проектов предлагается комплексное средовое наполнение архитектурного пространства, разрабатывается фирменный стиль туристического маршрута, включая знак обслуживания, фирменный слоган, пиктограммы, фирменные цвета и другие элементы бренда. Акцент ставится на содружестве между странами. Рост потока отдыхающих на Алтай обозначает также тревожные симптомы, изменяется природная среда; необходимы экологические архитектурно-средовые и градостроительные решения, причем для всего трансграничного горного Алтая.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Международный туристический маршрут на трансграничной территории «Золотое кольцо Алтая». Науч. монография. / Под общ. ред. С.Б. По-морова, М.Ю. Шишина. - Барнаул: ОАО Алтайский дом печати, 2011. - 93 с.

2. Поморов С.Б. Отдых и туризм в горах и предгорьях Алтая: Архитектурно-градостроительная организация объектов рекреации: / Науч. монография. - Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2008. - 167 с.

3. Концепция архитектурной среды туристического маршрута на трансграничной территории Большого Алтая («Золотое ожерелье Алтая»). Диплом. проект. Студ. гр. ДАС-11 Быкова К.Б., Лукина А.А., руков. Поморов С.Б., консульт. Раменский В.А., Попова О.П., Шишин М.Ю. и др. - ИнАрхДиз АлтГТУ, 2007.

4. Организация архитектурной среды международного туристического маршрута на трансграничной территории Большого Алтая. Диплом. работа. Студ. гр. ДАС-31 Черникова О.А., руков. Поморов С.Б., консульт. Шишин М.Ю., Поползина Т.М. и др. - ИнАрхДиз АлтГТУ, 2009.

5. Разработка фирменного стиля международного туристического маршрута «Золотое кольцо Алтая». Диплом. проект. Студ. гр. ДИЗ-51 Третьякова П.Е., руков.. Поморов С.Б., Попов Д.В., консульт. Шишин М.Ю. и др. - ИнАрхДиз АлтГТУ, 2011.

Поморов Ф.С. - студент, Институт архитектуры и дизайна Алтайского государственного технического университета, E-mail: Pomorovs@ mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.