Научная статья на тему 'Проектирование компетентностной модели подготовки студентов к самоорганизации здорового образа жизни средствами физической культуры'

Проектирование компетентностной модели подготовки студентов к самоорганизации здорового образа жизни средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИИ / HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE / PHYSICAL CULTURE / COMPETENCY APPROACH / COMPETENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов Н. С., Ятлова Е. А.

В статье представлен материал, раскрывающий теоретические аспекты проектирования модели подготовки студентов к самоорганизации здорового образа жизни средствами физической культуры на основе компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design of the competency model for students preparation to self-organisation of healthy lifestyle by means of physical culture

In this paper material revealing theoretical aspects of healthy lifestyle formation in students has been presented. It must be done by means of physical culture and based on competency approach.

Текст научной работы на тему «Проектирование компетентностной модели подготовки студентов к самоорганизации здорового образа жизни средствами физической культуры»

МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К САМООРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДСТВАМИ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Н.С. КОЗЛОВ, Алтайская государственная педагогическая академия; Е.А. ЯТЛОВА, Алтайский государственный аграрный университет

Аннотация

В статье представлен материал, раскрывающий теоретические аспекты проектирования модели подготовки студентов к самоорганизации здорового образа жизни средствами физической культуры на основе компетентностного подхода.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура, компетентностный подход,

компетенции.

Abstract

In this paper material revealing theoretical aspects of healthy lifestyle formation in students has been presented. It must be done by means of physical culture and based on competency approach.

Key words: health, healthy lifestyle, physical culture, competency approach, competency.

В последнее время активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, что отражает озабоченность общества здоровьем специалистов, выпускаемых высшей школой, ростом заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, снижением дееспособности в трудовой сфере [2, 4, 5]. Актуализируется проблема не формирования здорового образа жизни вообще, а подготовка студентов к его самоорганизации и самосовершенствованию.

Проблеме здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ) студенческой молодежи посвящено много работ и исследований, в которых заложены теоретические основы решения данной проблемы. Проведенный анализ литературы позволяет говорить о том, что наметилась тенденция к переосмыслению способов ее решения, отражающих смещение акцента из сферы медицины в педагогику. Педагогами обсуждаются пути и условия формирования ЗОЖ учащейся молодежи, ведется поиск стратегических ориентиров ее достижения. Отмечается, что попытки реанимировать физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую деятельность в вузах старыми организационными формами и методами, как правило, не дают желаемых результатов и представляют кратко-

временный эффект. Авторы предлагают создавать такие программы и педагогические подходы формирования ЗОЖ, которые существенно изменили бы проблемную ситуацию, отношение студентов к своему здоровью и образу жизни.

Одним из таких перспективных подходов, активно разрабатываемым и реализуемым в системе не только высшего, средне-профессионального, но и общего среднего образования, является компетентностный подход, который позволяет более ярко подчеркнуть практическую действенную сторону и акцентировать внимание на результатах образования - ключевых компетенциях. В соответствии с этим в одну из актуальных задач физического воспитания входит подготовка студентов с достаточным уровнем сформированности ключевых компетенций для самоорганизации ЗОЖ, как в период обучения в вузе, так и в последующие годы жизни.

Понятийный аппарат, характеризующий сущность компентностного подхода, хотя еще до конца и не устоялся, тем не менее крупные научно-теоретические и научнометодические работы [1, 6, 11, 13] позволяют выделить существенные черты этого подхода. Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения

а

целей образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся:

- Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучаемых.

- Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.

- Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

- Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых на определенном этапе обучения.

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетентность и компетенция. В определении этих понятий, хотя и имеются среди авторов некоторые разногласия, принципиального значения они не имеют.

В своем исследовании мы придерживаемся следующих определений [12]:

- Компетентность - это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности (результативности) его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач.

- Компетенция - это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность).

Как видно из приведенного определения, компетенция должна отвечать индивидуальным и общественным требованиям. Иными словами, она должна позволять получать индивидуально или общественно значимые продукты или результаты.

Кроме понятий «компетентность» и «компетенция» в компетентностный подход входит и такое понятие, как «ключевые компетенции», которое указывает на то, что они являются основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. В то же время владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности.

Обобщая различные точки зрения, можно сформулировать их существенные признаки:

- Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов).

- Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в неопределенных проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, т.е. справляться с ситуациями, для разрешения которых иногда нет полного комплекта наработанных средств [6, 11, 12, 13].

И.А. Зимняя в своей статье [6] определила нижеследующую номенклатуру: а) самих компетенций и б) набора входящих в каждую из них компонентов. Всего она выделяет три группы: 1) компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения; 2) компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию; 3) компетенции, относящиеся к деятельности человека. В каждую из этих групп включены компоненты, раскрывающие их суть. Остановимся на первой группе, а конкретно на ее двух компонентах, относящихся к предмету нашего исследования: компетенция здоровьесбережения; компетенция саморазвития, самосовершенствования.

Если представить эти компетенции как актуальные компетентности, то они будут включать такие характеристики, как: а) готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект); б) владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект); в) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект); г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результат проявления компетентности [6].

Такая трактовка компетентностей в совокупности их характеристик рассматриваются нами в качестве общих ориентированных критериев проектирования компетент-ностной модели подготовки студентов к самоорганизации ЗОЖ средствами физической культуры.

Педагогическое исследование, претендующее на научность, помимо анализа собственно теоретических основ рассматриваемой проблемы рано или поздно приходит к необходимости конструирования некоей схемы, в наиболее общих чертах отражающей логику решения поставленных задач в реальной образовательной практике. Речь идет о получившем в последнее время широкое распространение методе моделирования. Редкая диссертационная работа обходится без создания модели. Метод моделирования довольно часто применяется и при решении проблем формирования ЗОЖ студентов [2, 3, 14].

Проектируя модель, мы исходили из того, что между ней и исследуемым объектом, вузовским предметом «Физическая культура» и его важной дидактической составляющей - «Основы здорового образа и стиля жизни студентов» - должно быть известное подобие, то есть она не должна коренным образом изменять учебный процесс, а способствовать повышению его эффективности и результативности. Соблюдались и другие требования к модели: во-первых, она должна отражать степень целостности здорового образа жизни; во-вторых, учитывать педагогические условия протекания процесса формирования ЗОЖ студентов на основе компетентностного подхода; в-третьих, модель должна иметь структурное строение. В связи с последним требованием в модели должны быть выделены компоненты моделируемого процесса, совокупность которых образует факт его существования и отличает его от других процессов.

Процесс подготовки студентов к самореализации здорового образа жизни на основе компетентностного

подхода рассматривается нами как сложная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, которые нашли отражение в проектируемой модели (см. рисунок). Основными компонентами модели являются: цель, содержание и принципы компетентностного подхода, условия реализации, ключевые компетенции, компоненты готовности, этапы, уровни готовности.

В процессе подготовки студентов к самоорганизации ЗОЖ средствами физической культуры, способствующей формированию ключевых компетенций (здоровьесбережение, саморазвитие, самосовершенствование), необходимо основываться на следующих принципах, отражающих сущность компетентностного подхода: субъективность, индивидуальность, самореализация, вариативность, свобода выбора, креативность.

Достижение цели, поставленной в модели, возможно при соблюдении следующих условий: регулярная диагностика уровня здоровья, физической и функциональной подготовленности студентов; развитие внутренней мотивации к самоорганизации ЗОЖ средствами физической культуры; содержание подготовки должно отражать сущность ключевых компетенций; стимулирование процесса разработки и реализации студентами индивидуальных программ самоорганизации ЗОЖ средствами физической культуры.

При обосновании сущности и содержания ключевых компетенций, представленных в модели, мы опирались на работы И.А. Зимней и А.В. Хуторского [6, 13]. В содержание ключевой компетенции «здоровьесбережение» И.А. Зимняя предлагает следующий набор компонентов: знание и соблюдение норм здорового образа жизни,

Цель: повысить эффективность процесса подготовки студентов к самоорганизации здорового образа жизни средствами физической культуры на основе компетентностного подхода

Уровни готовности

недопустимый критический достаточный оптимальный

Результат: готовность студентов к самоорганизации ЗОЖ средствами физической культуры; уровень здоровья; показатели функциональной и физической подготовленности

Компетентностная модель подготовки студентов к самоорганизации ЗОЖ средствами физической культуры

знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора жизни. В ключевую компетенцию «саморазвитие, самосовершенствование» на основе анализа позиции А.В. Хуторского были включены следующие компоненты: самопознание, саморегуляция, самооценка, самоконтроль, самоанализ, самореализация.

В модели выделены четыре компонента готовности:

- мотивационный (готовность к актуализации компетентности) - состоит в том, чтобы в процессе занятий целенаправленно формировать у студентов потребности, мотивы, интересы, желания к использованию средств физической культуры для самоорганизации ЗОЖ как фактору успешной учебной и будущей профессиональной деятельности;

- когнитивный (владение знаниями содержания компетентности «здоровьесбережения») - должен опираться на содержание учебной программы «Физическая культура» в вузе и ее дидактической составляющей «Здоровый образ и стиль жизни» и ориентирован на овладение студентами не только программным материалом, но и знаниями, умениями и навыками самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции; методиками составления индивидуальных оздоровительных или тренировочных программ; методиками контроля за функциональным состоянием организма в процессе индивидуальных занятий физическими упражнениями, методами регулирования психоэмоционального состояния (готовность к реализации компетентности «саморазвитие, самосовершенствование»);

- деятельностный (опыт проявления компетентности) - направлен на овладение студентами умениями ставить субъективно принятую цель самоорганизации ЗОЖ средствами физической культуры, в соответствии с целью составлять индивидуальные программы действий, практически ее реализовывать, корректировать средства, способы деятельности, оценивать результаты, сопоставлять их с заданными критериями успешной деятельности;

- эмоционально-волевой (готовность к регуляции процесса и результату проявления компетентности) -обусловлен тем, что он является необходимым элементом и механизмом реализации всех компонентов подготовки и выражается в рефлексивном отображении студентом самого себя, своего здоровья, самоанализе своей деятельности, знаний, умений и навыков, и на этой основе осуществляется саморегуляция своего образа жизни средствами физической культуры.

Критерии оценки готовности: направленность студентов на ЗОЖ; базовые знания по ключевым компетенциям; развитие внутренней мотивации к самоорганизации ЗОЖ; готовность к разработке и реализации индивидуальных программ самореализации ЗОЖ средствами физической культуры.

На основе анализа научной литературы [7, 9, 10], диссертационных работ, защищенных под руководством автора статьи [3, 8, 14], мы обосновали этапы подготовки студентов к самоорганизации ЗОЖ средствами

физической культуры через формирование ключевых компетенций «здоровьесбережение», «саморазвитие, самосовершенствование» и их компонентов.

Подготовка представляет собой замкнутый циклический процесс, состоящий из трех этапов, раскрывающих содержание компонентов готовности: диагностического, формирующего и оценочно-результативного.

Диагностический этап предусматривает детальное обследование здоровья, физической и теоретической подготовленности студентов, включающее:

- данные медицинского осмотра (определение группы для занятий физической культурой (основная, подготовительная, спецмедгруппа), антропометрические данные, уровень физического здоровья);

- результаты педагогического тестирования (оценка развития кондиционных и координационных физических качеств, а также уровня теоретических знаний по физической культуре и ЗОЖ);

- изучение режима жизнедеятельности студентов и их отношение к ЗОЖ, мотивов занятий физической культурой и спортом;

- результаты психологического тестирования (психоэмоциональное состояние, тревожность, адаптация к обучению в вузе).

Данный этап предусматривает также индивидуальное обсуждение со студентом результатов диагностики (анализ полученных результатов; выявление причин, мешающих студенту улучшить физическую подготовленность, физическое здоровье и психоэмоциональное состояние, самоорганизацию ЗОЖ; осознание студентом того, что с помощью средств физической культуры можно улучшить физическую и функциональную подготовленность, рационально организовать свою жизнидеятель-ность).

Формирующий этап состоит из четырех блоков: мотивационный, информационный, целевой, деятельностный, оценочно-результативный.

Мотивационный блок обеспечивает подготовку студентов к положительному восприятию предстоящей работы, формирование внутренних мотивов к самоорганизации ЗОЖ средствами физической культуры.

Информационный блок предусматривает информирование студентов о необходимой литературе и методических указаниях, необходимых им для самостоятельных занятий физическими упражнениями, самоорганизацию ЗОЖ, ознакомление студентов с методами и приемами самоконтроля при самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Целевой блок включает постановку студентами реальной личной цели самостоятельных занятий физической культурой, самоорганизацию ЗОЖ.

Деятельностный блок включает:

- комплексы физических упражнений с направленным развитием тех или иных физических качеств с учетом исходных показателей уровня здоровья, физической и функциональной подготовленности;

- рекомендации по режиму дня, питанию, отказу от вредных привычек, самоорганизацию ЗОЖ;

- разработка студентами индивидуальных программ занятий физической культурой;

- средства обеспечения цели самостоятельных занятий физической культурой, самоорганизацию ЗОЖ (благоприятный психологический климат; материальнотехническое обеспечение; правила выполнения физических упражнений; причины и способы предупреждения травм).

Оценочно-результативный этап предусматривает сопоставление результатов, полученных в ходе текущего, итогового контроля и самоконтроля, фиксирует успешность или недостатки проведенной работы, изучает уровень готовности студентов к самоорганизации ЗОЖ средствами физической культуры (недопустимый, критический, достаточный, оптимальный), уровень здоровья, функциональной и физической подготовленности.

Важное условие подготовки студентов к самоорганизации ЗОЖ средствами физической культуры - включенное в зачетные требования следующего раздела - умение составлять и реализовывать индивидуальные программы (оздоровительные, тренировочные) самостоятельных занятий физическими упражнениями.

В заключение необходимо отметить, что представленная теоретическая модель подготовки студентов к самоорганизации ЗОЖ средствами физической культуры на основе компетентностного подхода внедрена в практику работы кафедры физического воспитания Алтайского государственного аграрного университета; результаты опытно-экспериментальной работы мы планируем изложить в следующих публикациях.

Литература

1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. - М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 54 с.

2. Беляков Н.И. Формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни средствами физической культуры на основе личностно-деятельностного подхода: автореф. дис ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2001. - 22 с.

3. Бирюков H.A. Валеологическая подготовка студентов средствами физической культуры: дис. . канд. пед. наук. - Барнаул, 1999.

4. Бондин В.И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 10.

5. Григорьев В.И. Кризис физической культуры студентов и пути его преодоления // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 2.

6. Зимняя ИЛ. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 200З. - № 5.

7. Катиков A.M. Физическая культура и спорт в образе жизни студентов: автореф. дис. . канд. пед. наук. -Л., 198З. - 22 с.

8. Кокшаров A.A. Формирование индивидуального стиля здорового образа жизни студентов средствами физической культуры. - Барнаул, 200З.

9. Лубышева Л.И. О программных основах вузовского физкультурного образования / Л.И. Лубышева, Г.М. Грузных // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 3.

10. Погодин В.В. Дидактические условия формирования компетентности в области физической культуры учащихся профессиональных училищ: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2007.

11. Равен Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. - М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2002.

12. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материалы ко второму заседанию методологического семинара: авторская версия. -М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2004.

13. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2.

14. Чаркин С.Н. Подготовка будущего учителя к самоорганизации здорового образа жизни средствами физической культуры: дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2004.

References

1. Baydenko V.I. Determination of competency structure in academic students as essential component for planning of new age education institutions. - M.: IC for specialist quality problems, 2006. - 54 p.

2. Belyakov N.I. Formation the need for healthy lifestyle in students by means of physical culture baaed upon personally-actional approach: autoref. thesis of candidate of pedagogic sciences. - Barnaul, 2001. - 22 p.

3. Birykov N.A. Valeological training in students by means of physical culture: thesis of candidate of pedagogic sciences. - Barnaul, 1999.

4. Bondin V.I. Health-saving technologies in academic pedagogic education // Teoriya i praktika fizicheskoi kul-tury. - 2004. - № 10.

5. Grigoryev V.I. Crisis of physical culture and way to escape it // Teoriya i praktika fizicheskoi kultury. - 2004. - № 2.

6. Zymnya I.A. Key competences - new paradigm of education result // Vyschee obrazovanie segodnya. -2003. - № 5.

7. Katikov A.M. Physical culture and sport in students’ lifestyle: autoref. thesis of candidate of pedagogic sciences. -L., 1983. - 22 p.

8. Koksharov A.A. Formation of individual healthy lifestyle in students by means of physical culture. - Barnaul,

2003.

9. Lubysheva L.I., Gruznych G.M. About program bases of academic education // Teoriya i praktika fizicheskoi kul-tury. - 1990.- № 3.

a

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Pogodin V.V. Didactic conditions for competency formation in sphere of physical culture in professional lyceums students: autoref. thesis of candidate of pedagogic sciences. - Ulyanovsk, 2007.

11. Raven D. Competency in modern society: revelation, development and realization. - M.: IC for specialist quality problems, 2002.

12. TaturJu.G. Competency approach in results description and standard planning for higher professional education:

materials for second session of methodological seminar: author version. - M.: IC for specialist quality problems,

2004.

13. Khutorskoy A.V. Key competences as component of personally oriented education paradigm // Narodnoye obrazovanie. - 2003. - № 2.

14. Charkin S.N. Training of future teacher for selforganization of healthy lifestyle by means of physical culture: thesis of candidate of pedagogic sciences. - Barnaul, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.