Библиографический список
1. Закон РФ «Об образовании», п.1., ст.7 // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1996. - № 30,. - ст. 1797; Собрание законодательства РФ, 1996. - № 3. - ст. 150; 349, ст. 6070.
2. Государственные образовательные стандарты основного общего образования // Официальный сайт министерства образования и науки РФ.
3. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования / под ред. А.А. Пинского, координатора экспертно-аналитического центра по обновлению общего образования. - М., 2001.
4. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2.
5. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. - М., 2006.
6. Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). - М., 2005.
7. Зеер, Э.Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование. - Екатеринбург, 2006.
8. Зимняя, И.А. Интернет-журнал «Эйдос» [Э/р]. - Р/д: htpp://www/eidos.ru
9. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3.
10. Тулькибаева, Н.Н. Педагогика: взаимосвязь науки и практики в условиях модернизации образования / Н.Н. Тулькибаева, З.М. Большакова. - Челябинск, 2008.
11. Громкова, М.Т. Модульное структурирование педагогического знания. - М., 1992.
Bibliography
1. Zakon RF «Ob obrazovanii», p.1., st.7 // Vedomosti sjhezda narodnihkh deputatov RF i Verkhovnogo Soveta RF, 1996. - № 30,. - st. 1797; Sobranie zakonodateljstva RF, 1996. - № 3. - st. 150; 349, st. 6070.
2. Gosudarstvennihe obrazovateljnihe standartih osnovnogo obthego obrazovaniya // Oficialjnihyj sayjt ministerstva obrazovaniya i nauki RF.
3. Strategiya modernizacii soderzhaniya obthego obrazovaniya: materialih dlya razrabotki dokumentov po obnovleniyu obthego obrazovaniya / pod red. A.A. Pinskogo, koordinatora ehkspertno-analiticheskogo centra po obnovleniyu obthego obrazovaniya. - M., 2001.
4. Khutorskoyj, A.V. Klyuchevihe kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannoyj paradigmih obrazovaniya // Narodnoe obrazovanie. -2003. - № 2.
5. Bayjdenko, V.I. Vihyavlenie sostava kompetenciyj vihpusknikov vuzov kak neobkhodimihyj ehtap proektirovaniya GOS VPO novogo pokoleniya. - M., 2006.
6. Bayjdenko, V.I. Kompetentnostnihyj podkhod k proektirovaniyu gosudarstvennogo obrazovateljnogo standarta vihsshego professionaljnogo obrazovaniya (metodologicheskie i metodicheskie voprosih). - M., 2005.
7. Zeer, Eh.F. Lichnostno-razvivayuthee professionaljnoe obrazovanie. - Ekaterinburg, 2006.
8. Zimnyaya, I.A. Internet-zhurnal «Ehyjdos» [Eh/r]. - R/d: htpp://www/eidos.ru
9. Tatur, Yu.G. Kompetentnostj v strukture modeli kachestva podgotovki specialistov // Vihsshee obrazovanie segodnya. - 2004. - № 3.
10. Tuljkibaeva, N.N. Pedagogika: vzaimosvyazj nauki i praktiki v usloviyakh modernizacii obrazovaniya / N.N. Tuljkibaeva, Z.M. Boljshakova. -Chelyabinsk, 2008.
11. Gromkova, M.T. Moduljnoe strukturirovanie pedagogicheskogo znaniya. - M., 1992.
Статья поступила в редакцию 18.11.11
УДК 796/799:374
Yatlova E.A. COMPETENCE MODEL OF STUDENTS TRAINING FOR THE SELF-ORGANIZATION OF THE HEALTHY LIFE-STYLE BY MEANS OF PHYSICAL TRAINING. In the article there is information revealing theoretical aspects of designing a competence model of students training for the self-organization of the healthy life-style by means of physical training on the basis of the competence approach.
Kew words: health, healthy life-style, physical training, competence approach, competences.
Е.А. Ятлова, преп. АГАУ, г. Барнаул, E- mail: [email protected]
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К САМООРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье представлен материал, раскрывающий теоретические аспекты проектирования модели подготовки студентов к самоорганизации здорового образа жизни средствами физической культуры на основе компетентностного подхода.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура, компетентностный подход, компетенции.
В последнее время активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, что отражает озабоченность общества здоровьем специалистов, выпускаемых высшей школой, ростом заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, снижением дееспособности в трудовой сфере [1; 2; 3]. Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов, для которой характерны единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на полноценную реализацию своих сущностных сил, дарований и способностей. Именно поэтому, актуализируется проблема не формирования здорового образа жизни вообще, а подготовка студентов к его самоорганизации и самосовершенствованию.
Проблеме здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ) студенческой молодежи посвящено много работ и исследований на уровне кандидатских и докторских диссертаций, в которых заложены теоретические основы решения данной проблемы. Учеными об-
суждаются общие вопросы здоровья студенческой молодежи и ее образа жизни (Н.П. Абаскалова, Н.А. Агаджанян, А.М. Ген-дин и др.); исследуется влияние различных факторов на формирование ЗОЖ студентов (В. Буйлов, Т.А. Иванова, В.Г. Николаев и др.); изучается уровень знаний студентов по данной теме (А.В. Белоконь, Ю.М. Политова, Г.С. Совенко и др.) Проведенный анализ литературы позволяет говорить о том, что наметилась тенденция к переосмыслению способов ее решения, отражающих смещение акцента из сферы медицины в педагогику Педагогами обсуждаются пути и условия формирования ЗОЖ учащейся молодежи, ведется поиск стратегических ориентиров ее достижения (Н.П. Абаскалова, Г.К. Зайцев, Л.Г. Татарникова, З.И. Чукино-ва и др.). В проведенных исследованиях отмечается, что попытки реанимировать физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую деятельность в вузах старыми организационными формами и методами, как правило, не дают желаемых результатов. Широкое использование в образовательном процессе таких форм,
как консультации, спецкурсы, лекции, дополнительное образование, ориентирующих студентов на ЗОЖ практически не приносят желаемых результатов и дают кратковременный эффект. Авторы предлагают создавать такие программы и педагогические подходы формирования ЗОЖ, которые существенно изменили бы проблемную ситуацию, отношение студентов к своему здоровью и образу жизни. Одним из таких перспективных подходов, активно разрабатываемый и реализуемый в системе не только высшего, средне-профессионального, но и общего среднего образования является компетентностный подход, который позволяет более ярко подчеркнуть практическую, действенную сторону и акцентировать внимание на результатах образования - ключевых компетенциях. Ориентация студентов на самоорганизацию ЗОЖ в условиях осуществления компетентностного подхода, является тем ориентиром, к которому необходимо стремиться при решении данной проблемы. В соответствии с этим, в одну из актуальных задач физического воспитания входит подготовка студентов с достаточным уровнем сформированности ключевых компетенций для самоорганизации ЗОЖ, как в период обучения в вузе, так и в последующие годы жизни.
Цель исследования - обоснование теоретико-методологических аспектов проектирования модели подготовки студентов к самоорганизации здорового образа жизни средствами физической культуры на основе компетентностного подхода.
Понятийный аппарат, характеризующий сущность компетен-тностного подхода, хотя еще до конца и не устоялся, тем не менее, крупные научно-теоретические и научно-методические работы В.И. Байденко, И.А. Зимней, Д. Равенна, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского [4; 5; 6; 7], позволяют выделить существенные черты этого подхода. Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся:
- смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт обучаемых;
- содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;
- смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;
- оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых на определенном этапе обучения.
Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетентность и компетенция. В определении этих понятий хотя и имеются среди авторов некоторые разногласия, но принципиального значения они не имеют. В своем исследовании мы придерживаемся следующих определений [8]:
- Компетентность - это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности (результативности) его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач.
- Компетенция - это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность).
Как видно из приведенного определения, компетенция рассматривается еще в одном измерении: компетенция должна отвечать индивидуальным и общественным требованиям. Иными словами, она должна позволять получать индивидуально или общественно значимые продукты или результаты.
Кроме понятий «компетентность» и «компетенция» в ком-петентностный подход входит и такое понятие, как «ключевые компетенции», которое указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных. В тоже время, владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в том числе и в личной жизни. Обобщая различные точки зрения, можно сформулировать их существенные признаки:
- ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы,
методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов);
- ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в неопределенных проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно, и в сотрудничестве с другими решать проблемы, т.е. справляться с ситуациями, для разрешения которых иногда нет полного комплекта наработанных средств [5; 6; 7; 8].
И.А. Зимняя в своей статье «Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования» определила их нижеследующую номенклатуру: а) самих компетенций и б) набора входящих в каждую из них компонентов. Всего она выделяет три группы: 1) компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения; 2) компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию; 3) компетенции, относящиеся к деятельности человека. В каждую из этих групп включены компоненты, раскрывающие их суть. Не будем раскрывать их содержание, остановимся на первой группе, а конкретно на ее двух компонентах относящихся к предмету нашего исследования: компетенция здоровьесбережения; компетенция саморазвития, самосовершенствования.
Если представить эти компетенции как актуальные компетентности, то, по мнению И. А. Зимней они будут включать такие характеристики, как: а) готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект); б) владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект); в) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект); г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности [5].
Такая трактовка компетентностей в совокупности их характеристик рассматриваются нами в качестве общих ориентированных критериев проектирования компетентностной модели подготовки студентов к самоорганизации ЗОЖ средствами физической культуры. Педагогическое исследование, претендующее на научность, помимо анализа собственно теоретических основ рассматриваемой проблемы рано или поздно приходит к необходимости конструирования некой схемы, в наиболее общих чертах отражающей логику решения поставленных задач в реальной образовательной практике. Речь идет о получившем в последнее время широкое распространение методе моделирования. Редкая диссертационная работа обходится без создания модели. Метод моделирования, довольно часто применяется и при решении проблем формирования ЗОЖ студентов [1; 9; 10].
Проектируя модель, мы исходили из того, что между ней и исследуемым объектом, вузовским предметом «Физическая культура» и его важной дидактической составляющей - «Основы здорового образа и стиля жизни студентов» должно быть известное подобие, то есть, она не должна коренным образом изменять учебный процесс, а способствовать повышению его эффективности и результативности. Соблюдались и другие требования к модели: во-первых, она должна отражать степень целостности здорового образа жизни; во-вторых, учитывать педагогические условия протекания процесса формирования ЗОЖ студентов на основе компетентностного подхода; в-третьих, модель должна иметь структурное строение. В связи с последним требованием в модели должны быть выделены компоненты моделируемого процесса, совокупность которых образует факт его существования и обличает его от других процессов.
Процесс подготовки студентов к самоорганизации здорового образа жизни на основе компетентностного подхода рассматривается нами как сложная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, которые нашли отражение в проектируемой модели (рис. 1). Основными компонентами модели являются: цель, содержание и принципы компетентностного подхода, условия реализации, ключевые компетенции, компоненты готовности, этапы, уровни готовности.
В процессе подготовки студентов к самоорганизации ЗОЖ средствами физической культуры, способствующей формированию ключевых компетенций (здоровьесбережение, саморазвитие, самосовершенствование) необходимо основываться на следующих принципах, отражающих сущность компетентностного подхода: субъектность, индивидуальность, самореализация, вариативность, свобода выбора, креативность.
Достижение цели, поставленной в модели, возможно про соблюдении следующих условий: регулярная диагностика уровня здоровья, физической и функциональной подготовленности
Цель: Повысить эффективность процесса подготовки студентов к самоорганизации здорового образа жизни (ЗОЖ) средствами физической культуры на основе компетентностного подхода (Формирование ключевых компетенций)
Ключевые компетенции
-4 — Здоровьесбережение > - ' *- Личностное самосовершенствование: самопознание, самоанализ, самооценка, самоконтроль саморегуляция.
Принципы: Педагогические условия:
■ Преемственности; ■ Диагностика уровня здоровья, функциональной и
■ Субъектности; физической подготовленности, изучение образа жизни
■ Инициативности и студентов;
самостоятельности; ■ Формирование субъектно-активной позиции студентов к
■ Самоактуализации; процессу их подготовки к самоорганизации ЗОЖ;
■ Вариативности; ■ Использование методов обучения, стимулирующих
■ Свободы выбора; познавательную самостоятельность студентов;
■ Непрерывности; ■ Подготовка студентов к самостоятельным занятиям
■ Личностно-ориентированного и физической культурой, разработке и реализации
деятельностного подходов. индивидуальных программ самоорганизации ЗОЖ.
Компоненты подготовки
Мотивационный
Когнитивный
Деятельностный
Эмоционально-волевой
Этапы подготовки
Диагностический
Формирующий
Оценочно -результативный
Критерии
Готовность к проявлению компетентности; владение знаниями содержания компетентности; опыт проявления компетентности; готовность к регуляции процесса и результата проявления компетентности; отношение к содержанию компетентности и объекту ее применения
Уровни готовности
Недопустимый Критический Достаточный Оптимальный
Результат:
- готовность студентов к самоорганизации ЗОЖ; - сформированность ключевых компетенций; - показатели уровня здоровья, функциональной и физической подготовленности; - удовлетворенность учебной деятельностью, академическая успеваемость; - показатели «локус-контроля» и личностной тревожности.
Рис.1. Компетентностная модель подготовки студентов к самоорганизации ЗОЖ средствами физической культуры
студентов; развитие внутренней мотивации к самоорганизации ЗОЖ средствами физической культуры; содержание подготовки должно отражать сущность ключевых компетенций; стимулирование процесса разработки и реализации студентами индивидуальных программ самоорганизации зОж средствами физической культуры. При обосновании сущности и содержания ключевых компетенций, представленных в модели, мы опирались на работы И.А. Зимней и А.В. Хуторского [5; 7]. В содержание ключевой компетенции «здоровьесбережение», И.А. Зимняя предлагает следующий набор компонентов: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора жизни.
Цель: Повысить эффективность процесса подготовки студентов к самоорганизации здорового образа жизни (ЗОЖ) средствами физической культуры на основе компетентностного подхода (Формирование ключевых компетенций)
В ключевую компетенцию «саморазвитие, самосовершенствование», на основе анализа позиции А.В. Хуторского были включены следующие компоненты: самопознание, саморегуляция, самооценка, самоконтроль, самоанализ, самореализация.
В модели выделены четыре компонента готовности: 1) мо-тивационный (готовность к актуализации компетентности) - состоит в том, чтобы в процессе занятий целенаправленно формировать у студентов потребности, мотивы, интересы, желания к использованию средств физической культуры для самоорганизации ЗОЖ, как фактору успешной учебной и будущей профессиональной деятельности; 2) когнитивный (владение знаниями содержания компетентности «здоровьесбережения» - должен опираться на содержание учебной программы «Физическая культура» в вузе и ее дидактической составляющей «Здоровый образ и стиль жизни» и ориентирован на овладение студентами не только программным материалом, но и знаниями, умениями и навыками самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции; методиками составления индивидуальных оздоровительных или тренировочных программ; методиками контроля за функциональным состоянием организма в процессе индивидуальных занятий физическими упражнениями, методами регулирования психоэмоционального состояния (готовность к реализации компетентности «саморазвитие, самосовершенствование»); 3) деятельностный (опыт проявления компетентности) -направлен на овладение студентами умениями ставить субъективно принятую цель самоорганизации ЗОЖ средствами физической культуры, в соответствии с целью составлять индивидуальные программы действий, практически ее реализовывать, корректировать средства, способы деятельности, оценивать результаты, сопоставлять их с заданными критериями успешной деятельности; 4) эмоционально - волевой (готовность к регуляции процесса и результата проявления компетентности) - обусловлен тем, что он является необходимым элементом и механизмом реализации всех компонентов подготовки и выражается в рефлексивном отображении студентом самого себя, своего здоровья, самоанализе своей деятельности, знаний, умений и навыков, и на этой основе осуществлять саморегуляцию своего образа жизни средствами физической культуры.
Критерии оценки готовности: направленность студентов на ЗОЖ; базовые знания по ключевым компетенциям; развитие внутренней мотивации к самоорганизации ЗОЖ; готовность к разработке и реализации индивидуальных программ самореализации ЗОЖ средствами физической культуры.
На основе анализа научной литературы [11; 12; 13], диссертационных работ защищенных под руководством автора статьи [9; 10; 14], мы обосновали этапы подготовки студентов к самоорганизации ЗОЖ средствами физической культуры через формирование ключевых компетенций «здоровьесбережение», «саморазвитие, самосовершенствование» и их компонентов. Подготовка представляет собой замкнутый циклический процесс, состоящий из трех
Библиографический список
этапов, раскрывающих содержание компонентов готовности: диагностического, формирующего и оценочно-результативного.
Диагностический этап предусматривает детальное обследование здоровья, физической и теоретической подготовленности студентов, включающее:
- данные медицинского осмотра (определение группы для занятий физической культурой (основная, подготовительная, спец-медгруппа), антропометрические данные, уровень физического здоровья);
- результаты педагогического тестирования (оценка развития кондиционных и координационных физических качеств, а также уровня теоретических знаний по физической культуре и ЗОЖ);
- изучение режима жизнедеятельности студентов и их отношение к ЗОЖ, мотивов занятий физической культурой и спортом;
- результаты психологического тестирования (психоэмоциональное состояние, тревожность, адаптация к обучению в вузе).
Данный этап предусматривает также индивидуальное обсуждение со студентом результатов диагностики (анализ полученных результатов; выявление причин, мешающих студенту улучшить физическую подготовленность, физическое здоровье и психоэмоциональное состояние, самоорганизацию ЗОЖ; осознание студентом того, что с помощью средств физической культуры можно улучшить физическую и функциональную подготовленность, рационально организовать свою жизнедеятельность).
Формирующий этап состоит из четырех блоков: мотиваци-онный, информационный, целевой, деятельностный. Мотиваци-онный блок обеспечивает подготовку студентов к положительному восприятию предстоящей работы, формирование внутренних мотивов к самоорганизации ЗОЖ средствами физической культуры. Информационный блок предусматривает информирование студентов о необходимой литературе и методических указаниях, необходимых им для самостоятельных занятий физическими упражнениями, самоорганизации ЗОЖ, ознакомление студентов с методами и приемами самоконтроля при самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Целевой блок включает постановку студентами реальной личной цели самостоятельных занятий физической культурой, самоорганизации ЗОЖ. Деятельностный блок включает:
- комплексы физических упражнений с направленным развитием тех или иных физических качеств с учетом исходных показателей уровня здоровья, физической и функциональной подготовленности;
- рекомендации по режиму дня, питанию, отказу от вредных привычек, самоорганизации ЗОЖ;
- разработка студентами индивидуальных программ занятий физической культурой;
- средства обеспечения цели самостоятельных занятий физической культурой, самоорганизации ЗОЖ (благоприятный психологический климат; материально-техническое обеспечение; правила выполнения физических упражнений; причины и способы предупреждения травм).
Оценочно-результативный этап предусматривает сопоставление результатов, полученных в ходе текущего, итогового контроля и самоконтроля, фиксирует успешность или недостатки проведенной работы, изучение уровня готовности студентов к самоорганизации ЗОЖ средствами физической культуры (недопустимый, критический, достаточный, оптимальный), уровня здоровья, функциональной и физической подготовленности.
Важным условием подготовки студентов к самоорганизации ЗОЖ средствами физической культуры - включение в зачетные требования следующего раздела - умение составлять и реализо-вывать индивидуальные программы (оздоровительные, тренировочные) самостоятельных занятий физическими упражнениями.
В заключение необходимо отметить, что представленная теоретическая модель подготовки студентов к самоорганизации ЗОЖ средствами физической культуры на основе компетентностного подхода, внедрена в практику работы кафедры физического воспитания алтайского государственного аграрного университета.
1. Беляков, Н.И. Формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни средствами физической культуры на основе лично-стно-деятельностного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2001.
2. Бондин, В.И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 10.
3. Григорьев, В.И. Кризис физической культуры студентов и пути его преодоления // Теория и практика физической культуры. -2004. - № 2.
4. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. - М., 2006.
5. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции % новая парадигма результата образования II Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5.
6. Равен, Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. - М., 2002.
7. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования II Народное образование. - 2003. - № 2.
S. Татур, Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: материалы ко второму заседанию методологического семинара. Авторская версия. - М., 2004.
9. Бирюков, Н.А. Валеологическая подготовка студентов средствами физической культуры: дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 1999.
10. Чаркин, С.Н. Подготовка будущего учителя к самоорганизации здорового образа жизни средствами физической культуры: дис.....канд.
пед. наук. - Барнаул, 2004.
11. Катиков, А.М. Физическая культура и спорт в образе жизни студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 19S3.
12. Лубышева, Л.И. О прграммых основах вузовского физкультурного образования I Л.И. Лубышева, Г.М. Грузных II Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 3.
13. Погодин, В.В. Дидактические условия формирования компетентности в области физической культуры учащихся профессиональных училищ: автореф. дис..... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2007.
14. Кокшаров, А.А. Формирование индивидуального стиля здорового образа жизни студентов средствами физической культуры. - Барнаул, 2003.
Bibliography
1. Belyakov, N.I. Formirovanie u studentov potrebnosti v zdorovom obraze zhizni sredstvami fizicheskoyj kuljturih na osnove lichnostno-deyateljnostnogo podkhoda: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Barnaul, 2001.
2. Bondin, V.I. Zdorovjesberegayuthie tekhnologii v sisteme vihsshego pedagogicheskogo obrazovaniya II Teoriya i praktika fizicheskoyj kuljturih.
- 2004. - № 10.
3. Grigorjev, V.I. Krizis fizicheskoyj kuljturih studentov i puti ego preodoleniya II Teoriya i praktika fizicheskoyj kuljturih. - 2004. - № 2.
4. Bayjdenko, V.I. Vihyavlenie sostava kompetenciyj vihpusknikov vuzov kak neobkhodimihyj ehtap proektirovaniya GOS VPO novogo pokoleniya.
- M., 2006.
5. Zimnyaya, I.A. Klyuchevihe kompetencii - novaya paradigma rezuljtata obrazovaniya II Vihsshee obrazovanie segodnya. - 2003. - № 5.
6. Raven, D. Kompetentnostj v sovremennom obthestve: vihyavlenie, razvitie i realizaciya. - M., 2002.
7. Khutorskoyj, A.V. Klyuchevihe kompetencii kak komponent lichnostno-orientirovannoyj paradigmih obrazovaniya II Narodnoe obrazovanie. -2003. - № 2.
S. Tatur, Yu.G. Kompetentnostnihyj podkhod v opisanii rezuljtatov i proektirovanii standartov vihsshego professionaljnogo obrazovaniya: materialih ko vtoromu zasedaniyu metodologicheskogo seminara. Avtorskaya versiya. - M., 2004.
9. Biryukov, N.A. Valeologicheskaya podgotovka studentov sredstvami fizicheskoyj kuljturih: dis. ... kand. ped. nauk. - Barnaul, 1999.
10. Charkin, S.N. Podgotovka buduthego uchitelya k samoorganizacii zdorovogo obraza zhizni sredstvami fizicheskoyj kuljturih: dis.....kand. ped.
nauk. - Barnaul, 2004.
11. Katikov, A.M. Fizicheskaya kuljtura i sport v obraze zhizni studentov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - L., 19S3.
12. Lubihsheva, L.I. O prgrammihkh osnovakh vuzovskogo fizkuljturnogo obrazovaniya I L.I. Lubihsheva, G.M. Gruznihkh II Teoriya i praktika fizicheskoyj kuljturih. - 1990. - № 3.
13. Pogodin, V.V. Didakticheskie usloviya formirovaniya kompetentnosti v oblasti fizicheskoyj kuljturih uchathikhsya professionaljnihkh uchilith: avtoref. dis..... kand. ped. nauk. - Uljyanovsk, 2007.
14. Koksharov, A.A. Formirovanie individualjnogo stilya zdorovogo obraza zhizni studentov sredstvami fizicheskoyj kuljturih. - Barnaul, 2003.
Статья поступила в редакцию 18.11.11
УДК 14.39.05
Aleksejeva T.V. PROCESS OF REHABILITATION OF THE CHILD WITH THE LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH IN
THE CONDITIONS OF THE FAMILY In the article is given the analysis of problems which the family which is bringing up the child with limited possibilities of health has and also in this article is given basic ways solutions of these problems.
Key words:Rehabilitation; the child with the limited possibilities of health; the family which is bringing up the child
with limited possibilities of health.
Т.В. Алексеева, ст. преп. ФГБОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: [email protected]
ПРОЦЕСС РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ
В статье дан анализ проблем, с которыми сталкивается семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обозначены основные пути их решения.
Ключевые слова: реабилитация; ребенок с ограниченными возможностями здоровья; семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Понятия «ребенок-инвалид» и «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» близки по значению, но не одинаковы. «Ребенок-инвалид» - ребенок в возрасте до 18 лет с тяжелыми физическими нарушениями, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями, следствиями травм; «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» - ребенок, имеющий временное или постоянное препятствие в развитии, поддающееся коррекции в специально организованных социальных условиях (медицинских, образовательных, социальных).
Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всей детской популяции), из них около 700 тысяч - дети с инвалидностью. Ежегодно численность данной категории детей увеличивается. В частности, если в 1995 году в России насчитывалось 453,6 тысяч детей с ОВЗ, то в 2011 году их число
приблизилось к 590 тысячам. При этом около 90 тысяч детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам. Ежегодно в России рождается 50 тысяч детей, признанных инвалидами с детства. Большую роль в становлении личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способной успешно интегрироваться в социум, должны играть его родители. Поэтому работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья, является одним из приоритетных направлений социально-реабилитационной работы.
Вопрос о причинах рождения детей с ограниченными возможностями здоровья до сих пор до конца не изучен. Среди факторов риска ученые называют генетику, экологию, неблагополучный образ жизни, инфекции и перенесенные заболевания родителей.
Вопросам социально-психологического аспекта социализации детей с ограниченными возможностями здоровья посвяще-