Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА С ОПОРОЙ НА РЕТРОСПЕКЦИЮ ОПЫТА: ПРОБЛЕМА УТРАЧЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРАВОВЫХ НОРМАТИВНЫХ И НАУЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА С ОПОРОЙ НА РЕТРОСПЕКЦИЮ ОПЫТА: ПРОБЛЕМА УТРАЧЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРАВОВЫХ НОРМАТИВНЫХ И НАУЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО / РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ / ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА / КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баган Владислав Владимирович

Статья посвящена описанию проблемы, существенно осложняющей качественное проектирование изменений законодательства в случаях, когда необходим учет предыдущего регуляторного опыта. Автор подробно излагает проблемы утраты исторических источников и объясняет причины этого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА С ОПОРОЙ НА РЕТРОСПЕКЦИЮ ОПЫТА: ПРОБЛЕМА УТРАЧЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРАВОВЫХ НОРМАТИВНЫХ И НАУЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ»

Баган Владислав Владимирович

кандидат юридических наук, кандидат богословия, иерей, доцент кафедры богословских и церковно-исторических дисциплин Смоленской Православной Духовной семинарии Смоленской епархии Русской Православной Церкви

Bagan Vladislav Vladimirovich

candidate of legal sciences, candidate of theology, priest, associate professor of the department of theological and church-historical disciplines of the Smolensk Orthodox Theological Seminary of the Smolensk diocese of the Russian Orthodox Church

E-mail: baganvlad@mail.ru

Проектирование изменений законодательства с опорой на ретроспекцию опыта: проблема утраченности исторических правовых нормативных и научных источников

Projecting changes in legislation based on retrospection of experience: the problem of the loss of historical, legal, normative and scientific sources

Аннтоация. Статья посвящена описанию проблемы, существенно осложняющей качественное проектирование изменений законодательства в случаях, когда необходим учет предыдущего регуляторного опыта. Автор подробно излагает проблемы утраты исторических источников и объясняет причины этого.

Ключевые слова: законотворчество, ретроспективный правовой анализ, теория и история права, каноническое право.

Abstract. The article is devoted to the description of a problem that significantly complicates the qualitative design of legislative changes in cases where it is necessary to take into account previous regulatory experience. The author details the problems of the loss of historical sources and explains the reasons for this.

Keywords: lawmaking, retrospective legal analysis, theory and history of law, canon law.

Обсуждение инноваций в законодательстве и проектирование (и рассмотрение) таковых во множестве случаев лишено смысла и значения без замера того, что уже было сделано ранее, без оценки качества регуляторного поля на данный момент.

Разговоры о правовых «инновациях» в ряде случае обусловлены просто незнанием того, что это никакие не инновации в действительности, а давно известно и многократно применявшееся.

К примеру, как пишет М.В. Дегтярев о новейших регуляторных технологиях: «Говоря о новейших ре-гуляторных технологиях, сразу сделаем оговорку, что не настаиваем на утверждении о принципиально новом, новейшем их характере во всем, то есть это условное их обозначение. Понятно, что все эти технологии, строго говоря по природе своей и в основе своей - вовсе никакие не "новые" и не "новейшие", и при желании мы в состоянии сыскать в прошлом и прообразы (прототипы), и даже аналоги в том или ином государстве в ту или иную эпоху, а также отыскать соответствующие теоретические идеи и объяснения... Позиционирование экспериментальных регуляторных режимов как новейших и инновационных не вполне обоснованно. Все это имело место и ранее, имеет существенно более длительную историю, нежели сама идея РегТеха. История экспериментов в законодательстве насчитывает столетия. Теория и практика экспериментальных правовых режимов восходят, как минимум, к XIX веку, и даже к более ранним временам. "Первые признаки экспериментального законодательства во Франции восходят еще к королевству Людовика XVI". Этой теме были посвящены труды авторов XIX века»1.

То есть очевидно, что проектирование изменений законодательства должно осуществляться с опорой на ретроспекцию уже имевшегося ранее опыта - как негативного, так и позитивного прикладного, но так же и с опорой на научные осмысления в прошлом.

1 Дегтярев М.В. Новейшие регуляторные технологии и инструменты: Регуляторные эксперименты, песочницы, гильотины, экосистемы, платформы / Под ред. И.В. Понкина / Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА). - М.: Буки Веди, 2022. - 424 с. - С. 20, 179-180.

Но здесь, если мы имеем обоснованную необходимость обеспечения существенной глубины ретроспективного поиска во времени, мы сталкиваемся с проблемой утраченности ценных референтных источников, существенно редуцирующей возможности успешного решения таких задач.

Мы высветим эту проблему на основе церковного канонического права.

Согласно Ульриху Штутцу, чтобы изучать церковное право в том виде, в каком оно фактически имело действие в тот или иной период истории, следует обращаться ко всей совокупности первоисточников 1.

Однако исследователь церковного канонического права вынужден сталкиваться с угнетающей неполнотой источниковой основы таких исследований, даже при самых добросовестных, затратных и квалифицированных поисках.

Реконструкция источникового комплекса - в принципе процедура достаточно гипотетичная, особенно когда речь идет о неопределенном количестве утраченных со временем источников 2.

Как писал С.И. Миропольский, «материал для истории наших древних училищ крайне скуден. В летописях известия о них отрывочны и случайны. Приходится собирать сведения по крохам из самых разнообразных источников; приходится обращаться иногда к предположениям и выводам, которые не всегда могут быть точны и могут подлежать возражениям, особенно со стороны скептиков, готовых иногда отрицать и общепризнанные факты, в угоду своим излюбленным доктринами... Несмотря на скудость первоначальных источников о книжном учении на Руси, материала для истории школ наших имеется не мало; но он разбросан, раздроблен и привести его к единству тем труднее, что разработка его и взгляды на дело образования у различных исследователей весьма разнообразны и иногда доходят до полных противоречий» 3.

Следует высказать обоснованное предположение (допущение), что до нашего времени не сохранились какие-то существенно важные образовательные, научные, регуляторные источники по церковному праву.

Об этом писали многие авторы. Как указывал еще митрополит Евгений (Болховитинов), ключевые древние списки (копии, переиздания, переводы) XI века по церковному праву и подобные им до нас не дошли4.

Можно провести аналогию с известными оценками о дошедших до нашего времени шедевров изобразительного искусства (прочие оказались утрачены).

Так, было подсчитано, что за столетие Золотого века голландского искусства было создано от пяти до десяти миллионов произведений искусства. Очень немногие из них, возможно, менее 1 %, выжили 5.

Массово гибли книги и рукописи и в многочисленных пожарах и наводнениях.

К примеру, в пожаре 1547 года из Успенского Собора успели вынести только Чудотворные образа Богоматери Владимирской и Петровской и Правила Церковные, привезенные из Константинополя 6, а очень многие источники, книги были навсегда утрачены.

Такие пожары происходили и в относительно недавнее время. И это случалось, увы, нередко. Чего стоили события одного 1812 года.

Упомянем для примера и пожар в Пензенской духовной семинарии 1858 года, уничтоживший ценнейшие фонды об истории этой семинарии и многие другие материалы7.

Известны факты, что китайский император в 3 век до Р.Х. намеренно сжег большинство существовавших в стране книг, считая, что тем самым, укреплял свою власть. Или что Александрийская библиотека была разрушена во время завоевания Александрии. Или что между 1534 и 1538 годами многие английские, валлийские и ирландские монастырские библиотеки были уничтожены, когда монастыри упразднялись. Или же что здание Национального архива Ирландии в Дублине было сожжено в 1922 году во время гражданской войны в Ирландии с гибелью в результате этого огромных массивов государственных и религиозных записей за тысячелетие.

Т.В. Барсов указывает и такую конкретную причину утраты научных трудов и нормативных источников: «Восток подвергся тогда варварскому нападению турок, которые всюду, куда только проникали, тотчас уничтожали всякие следы литературы и всякую цивилизацию, истребляли книги и все библиотеки» 8.

1 Штутцъ У. Церковное право: Переводъ по редащей Е. Темниковскаго. - Ярославль: Типографiя Губернскаго Правлеыя, 1905. - ii; iv; 370 с. - С. 40.

2 Володин А.Ю. 20 лет компьютерному источниковедению: Per aspera ad astra? // Историческая информатика. -2014. - № 2-3. - С. 130-134. - С. 131.

3 Миропольскй С. Очеркъ исторм церковно-приходской школы от перваго ея возникновеыя на Руси до настоящаго времени. Выпускъ первый. - C.-Петербургъ: Синодальная типографiя, 1894. - С. iii, iv.

4 Евгенй (Болховитиновъ), митрополит. Словарь исторически о бывшихъ в Россм писателяхъ духовнаго чина Гре-ко-Россмской Церкви. Т. 1. - C.-Петербургъ: Типографiя И. Глазунова, 1827. - 344 с. - С. 325.

5 A Brief Overview of the Dutch Art Market in the Seventeenth Century [Краткий обзор голландского рынка искусства в XVII веке] // <http://www.essentialvermeer.com/dutch-painters/dutch_art/ecnmcs_dtchart.html>.

6 Журналъ Министерства народнаго просвЪщеыя. 1843. Часть XXXVII. - С.-Петербургъ: Типографiя Императорской Академм наукъ, 1843. - С. 134 Отделения IV.

7 Троицкй А.И. Матерiалы для исторм Пензенской духовной семинарм: 1800-1818. - Пенза: Типографiя Губернскаго Правлеыя, 1896. - 75 с. - С. 3.

8 Барсов Т.В. О церковномъ законодательств^ // Хрис^анское чтеые. - 1872. - № 2. - С. 253-302. - С. 287.

И еще ранее гибельные нашествия монголов и других врагов России истребляли древние документы и книги. Масштабы бедствия, связанные со сжиганием или иным уничтожением большевистским режимом церковных архивов, еще только предстоит оценить, но они колоссальны.

Следовательно, имеются веские основания допускать, что многие существенно важные источники -рукописные издания (списки (рукописные копии), записки), да даже и печатные издания - не сохранились до нашего времени.

По словам Т.В. Барсова, в рукописях существовали очень многие переводы церковных правил на древнеславянском языке 1. И эти рукописи в силу объективных причин тоже утрачивались («исчезали» чернила, истлевала бумага).

Тем большей ценностью обладают дошедшие до нашего времени канонические источники. Как писал К.А. Неволин, при общей существенной бедности дошедших до нас древних русских актов, каждая новая находка источника в этом роде есть достойная изучения драгоценность, за открытие которой счастливый исследователь достоин полной хвалы и благодарности 2.

Источники утрачивались или претерпевали существенные изменения в разном объеме и по самым разным причинам, на них появлялись новые записи.

Нередко, как писал Н.В. Волков, утрату конца рукописей можно объяснить тем обстоятельством, что, будучи прикрепляемы к доскам переплета, последние листы [рукописных церковных книг] легко рвались, стирались и терялись, как только портился или отдирался древний переплет, а вместе с этими листами погибали и находившиеся на них записи. Пример стершейся записи показывает нам Триодь [от др.-греч. тpía - «три» и фбп, фба - «песнь», церковная богослужебная книга - прим. В. Багана] цветная XII века (181 л., Московской Типографии библиотека); запись существовала еще в XIV веке, но уже тогда в таком состоянии, что потребовалось ее восстановление. Здесь мы имеем дело с возобновлением записи при полустертой древней, но бывало и так, что только поздняя заметка о времени, месте и имени писца остается свидетельницей того, что когда-то существовала в рукописи древняя запись, но сама она уже исчезла, и, конечно, не будь этого позднего упоминания, опять пришлось бы отрицателям обычая у писцов делать на книгах записи о написании причислять такие рукописи к книгам без записи. Такую позднюю приписку мы встречаем, например, на Стихираре [др.-греч. Елхпрар^, церковная богослужебная книга - прим. В. Багана] 1157 года (Московская Синодальная библиотека), где рукою XVI века помечен год написания его, вполне оправдываемый и палеографическими особенностями и данными правописания. Некоторые из книг сохранили свои записи только благодаря тому, что вслед за окончанием главного текста рукописи, при котором и стоит запись, шли добавочные статьи или песнопения, и таким образом запись, вместо конца книги, приходилась за несколько листов перед ним, что и спасало ее от утраты. Примеров этому случайному сохранению записи можно привести несколько: в Стихираре около 1163 года [по определению Н.В. Волкова - 1158 г.] (Новгородская Софийская библиотека, теперь в С.-Петербургской духовной академии), запись помещена на 99 л., сейчас же за последней стихирой, но рукопись имеет еще 14 листов добавочных песнопений, приписанных к Стихирарю несколько позже, но, судя по почерку и языку, в ближайшее время; в Галицком евангелии 1144 г., на 260 листах, текст евангелия оканчивается на 228 л., а далее идет месяцеслов XIV века, и на том 228 листе древняя запись. Таким же образом уцелела запись в Архангельском евангелии, 1092 года, не придясь на самый конец; и в Трефолое 1260 года - на 212 листе из 232. Иногда запись сохранялась, помещаясь в середине рукописи, оттого, что она попадала на то место, где заканчивал один писец и начинал другой; так стоят записи Захария и Олуферия, отца и сына, в Паремейнике 1271 года, на 73 л. и 91. Часть записей исчезла с утратою не конца, а начала и середины рукописей, так как изредка записи помещались и в этих частях книг, как показывают уцелевшие записи, например, на Минеях 1095-1097 годов, на Стихираре XII века (79 л.), Московской Типографии библиотека, - на первом листе 3.

Значимая проблема сохранения источников, состоявшая в том, что источники имели естественную их убыль (объективное ветшание бумаги и износ переплета, нечаянная порча листов), в отличие от эпохи книгопечатания, усугублялась малочисленностью квалифицированных переписчиков и копий этих источников. Условно, шансы у издания, вышедшего тиражом хотя бы в 100 экземпляров, дожить до наших дней существенно выше, чем у рукописного издания, существовавшего в 5 списках (рукописных копиях).

По словам Н.В. Волкова, «в древнее время грамотных лиц, занимавшихся перепиской книг [Ж^М веков], делом весьма трудным, чрезвычайно кропотливым, требующим, помимо умения, большой сосредоточенности и усидчивости, и весьма медленным (в день обыкновенно писали от 1,5 до 5 листов), было очень мало, на что есть косвенные доказательства и в самих книгах и в летописях»; труд списыва-

1 Барсов Т.В. О церковномъ законодательств" // Хрис^анское чтеые. - 1872. - № 2. - С. 253-302. - С. 298-299.

2 Неволинъ К.А. Полное собраые сочиненм. Т. 6: ИзслЪдоваыя о различныхъ предметахъ законовЪдЪыя. - С.-Петер-бургъ: Типографiя Эдуарда Праца, 1859. - ш; 643 с. - С. 554.

3 Волковъ Н.В. Действительно ли безыменна была большая часть трудовъ древне-русскихъ переписчиковъ // Жур-налъ Министерства народнаго просвЪщеыя. 1897, ноябрь. Часть СССЯ!У. - С.-Петербургъ: Типографiя В.С. Балаше-ва, 1897. - С. 70-82 соотв. раздела нумерации. - С. 73-74.

ния книг при тогдашних требованиях был слишком усидчив, напряжен, продолжителен и потому тяжел, и так почетен и дорогостоящ 1.

Есть и проблема верификации происхождения тех или иных источников, дошедших до нас или упомянутых в дошедших до нас изданиях.

Как писал священник Михаил Горчаков, «собранные преосвященным Макарием сведения о монастырских уставах XV и XVI веков, при всей значительности их по полноте, к сожалению, не дают оснований к разъяснению происхождения и степени значения в этот период встречающихся в различных рукописных сборниках и в некоторых кормчих разных отрывков монашеских правил и даже целых монастырских уставов» 2.

Утрачивались исторические правовые источники в подлинниках. Так, до нашего времени (уже даже до 1902 года) не сохранился и подлинник царского Судебника Иоанна Грозного с подписями царя и бояр, принимавших участие в его составлении 3.

В отношении учебников следует принимать во внимание, привычные нам всем сегодняшним и схожие с современными учебники стали появляться сравнительно недавно в высшем образовании - как светском, так и церковном.

В течение всего XIX века курсы церковного законоведения в государственных университетах или канонического права в церковных духовных учебных учреждениях начитывались многими авторами именно по своим рукописным запискам.

Показателен здесь пример издания главного труда российского правоведа-цивилиста XIX века Д.И. Мейера «Русское гражданское право» только после смерти автора в 1859 году профессором А.В. Вицыным по запискам и конспектам слушателей-студентов, отражавшим содержание тех рукописных материалов Д.И. Мейера, по которым он вел преподавание; других у него не было 4. То есть это был вопрос преподавания не только канонического права, но и всех прочих дисциплин.

В 1830-х годах на кафедре богословия в Императорском Киевском университете по церковному законоведению и в Киевской духовной академии по каноническому праву протоиерей Иоанн Скворцов по предметам истории церковной ветхозаветной и новозаветной и канонического права осуществлял преподавание по своим запискам - в прямом смысле, реально отражая суть того, что он делал, составляя и раздавая обучающимся свои рукописные записки по преподаваемым темам 5; и этот подход обусловил постановку этого слова в название будущего его труда - учебника «Записки по церковному законоведению» 6. Т.В. Барсов в С.-Петербургской духовной академии по церковному праву составил и раздавал обучающимся собственные записки применительно к самостоятельной, им самим выработанной, программе 7. В 1837-1856 уч. гг. протоиерей Андрей Райковский читал по собственным наработкам (запискам) церковное законоведение будущим юристам 8. У священника Михаила Альбова был рукописный вариант его авторского курса церковного права от 1875 года 9. По собственным запискам читал курс церковного законоведения в Санкт-Петербургском Императорском университете В.И. Полисадов 10.

В Императорском Харьковском университете в начале XIX века профессор Успенский читал по собственным запискам русское гражданское уголовное право, профессор Ланг читал по собственным запискам естественное, государственное и народное право 11.

1 Волковъ Н.В. Действительно ли безыменна была большая часть трудовъ древне-русскихъ переписчиковъ // Жур-налъ Министерства народнаго просвЪщеыя. 1897, ноябрь. Часть CCCXlV. - С.-Петербургъ: Типографiя В.С. Балаше-ва, 1897. - С. 70-82 соотв. раздела нумерации. - С. 75, 71.

2 Горчаковъ М., свящ. Исторiя русской церкви. Макарiя, архiепископа литовскаго и виленскаго. Т. VII. СПб., 1874. 528 стр. // Сборникъ государственныхъ знанм / Подъ редакцей В.П. Безобразова. Т. II. - С.-Петербургъ, 1875. -С. 24-27 раздела «Критика и библiографiя». - С. 26.

3 Павловъ А.С. Курсъ церковнаго права. - Свято-Трощкая Серпева Лавра: собств. типографiя, 1902. - П; 539; vi с. -С. 172.

4 Понкин И.В., Лаптева А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник. Издание 3-е, до-полн. и перераб. / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». - М.: Буки Веди, 2022. - 754 с. - С. 55.

5 Иконниковъ В.С. Бюграфичесгай словарь профессоровъ и преподавателей Императорскаго университета Св. Вла-димiра (1834-1884). - Юевъ: Типографiя Императорскаго университета св. Владимiра, 1884. - xxxvi; 816; N с. - С. 606.

6 Скворцов И.М. Записки по церковному законовЪдЪыю. - Кевъ: Типографiя университетская, 1848. - 266 с.

7 Журналъ Общаго собраыя Совета С.-Петербургской духовной академм, 6 ноября 1869 года // Журналы зас"Ьданм Совета С.-Петербургской духовной академм. - С.-Петербургъ: Типографiя Департамента уделов, 1870. - С. 163.

8 Григорьевъ В.В. Императорскм С. Петербургски университет въ течеые первыхъ пятидесяти л"тъ его существо-ваыя: Историческая записка. - С.-Петербургъ: Типографiя В. Безобразова, 1870. - П; 432; 96; сххИ; 15 с. - С. 111, 132 соотв. интервала нумерации.

9 Альбов М.П., священник. Церковное право, читанное в среднем классе Военно-юридического училища за 1874/1875 г. - С.-Петербургъ: Лит. Полонского, 1875. - 407 с. Рукописный источник. Литогр. <https://search.rsl.ru>: FB А 287/82.

10 Григорьевъ В.В. Императорскм С. Петербургски университет въ течеые первыхъ пятидесяти л"тъ его существо-ваыя: Историческая записка. - С.-Петербургъ: Типографiя В. Безобразова, 1870. - П; 432; 96; сххИ; 15 с. - С. 134, 136 соотв. интервала нумерации.

11 Записки Императорскаго Харьковскаго унивенрситета. 1896 годъ. Книга 2. - Харьковъ: Типографiя и Литографiя Зильбербергъ, 1896. - С. 31.

Примеров можно привести еще очень и очень много. То есть это явление было совершенно массовым.

Понятно, что если такого рода рукописи (записки) трансформировались онтологически в иные формы - изданные монографии, учебники, статьи, или же если таковым несказанно повезло оказаться и сохраниться в архивах (как например, уже указанный выше рукописный курс священника Михаила Альбо-ва - думается, тоже лишь по причине его литографического дублирования 1), а многие, надо полагать, еще там и пребывают, будучи не обнаруженными исследователями, то они имели шансы дойти до наших дней. Иногда такие источники попадали в частные коллекции с ограниченным доступом.

Такие материалы, будучи, как правило, в единственном экземпляре, легко позже могли быть утрачены. Очень много из такого рода материалов них истлело, сгорело, было выброшено, иным образом утрачено.

Встречались в библиографических изданиях, помимо авторских записок, такие наименования, как «разные записки, неизвестно кем составленные» 2 (то есть указание автора или авторов было утрачено).

Что-то из утраченного в оригиналах отображалось в цитатах, комментариях или отзвуках в последующих источниках, что могло бы восполнить потерю и реально восполняло, но при утрате уже этих вторичных источников совсем уже в небытие уходили и «прототипы».

Уже к 1870 году (!), по словам М. Линчевского, не осталось никаких памятников изучения в духовных учебных заведениях целого ряда наук, которые несомненно там преподавались: «Главной причиной недолговечности руководств по этим наукам можно считать способ их преподавания. Эти науки не сразу могли получить полную систематичность, почему руководства к их изучению не могли появиться в печати. Понятно отсюда, что эти науки преподавались не по книгам, а устно и по запискам, которым трудно было уцелеть до нашего времени» 3. Учитывая сказанное, понятно, что теми более крайне малы шансы сохраниться были к современному периоду.

Очень много таких ценных материалов погибло и в революционных пожарах 1905 года и с 1917 года, и еще далее в советский период принудительного забвения дореволюционного правового и право-ведческого опыта, массового уничтожения старых источников.

Впрочем, тот же М. Линчевский указывает, что преподавание всех этих наук в духовных учебных заведениях «было не так бедно, как предполагают многие» 4. Согласно Т.В. Барсову, имелся определенный объем печатных и литографированных [а также рукописных] лекций и программ университетских преподавателей церковного законоведения 5.

Таким образом, задача учета при проектировании изменений законодательства ретроспекции уже имевшегося ранее опыта существенно затруднена в силу описанных выше обстоятельств.

1 Альбов М.П., священник. Церковное право, читанное в среднем классе Военно-юридического училища за 1874/1875 г. - С.-Петербургъ: Лит. Полонского, 1875. - 407 с. Рукописный источник. Литогр. <https://search.rsl.ru>: FB A 287/82.

2 Археографически сборникъ документовъ, относящихся къ исторм СЪверозападной Руси. Томъ второй. - Вильна: Печатня Губарнскаго правлеыя, 1867. - С. viii.

3 Линчевскй М. Педагопя древнихъ братскихъ школъ и преимущественно древней Юевской академм // труды Невской духовной академм. - 1870, ^ль. - С. 104-154. - С. 128.

4 Линчевскй М. Педагопя древнихъ братскихъ школъ и преимущественно древней Юевской академм // труды Невской духовной академм. - 1870, ^ль. - С. 104-154. - С. 128.

5 Барсовъ Т.В. О преподавали церковнаго права въ нашихъ университетахъ // Хрис^анское чтеые. - 1876. - № 34. - С. 529-540. - С. 529-530.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.