УДК 371.3
https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_5_288 EDN: СЮРУСи
Научная статья
Е.В. Бурмистрова1 ^ Ш, М.С. Руди2 ф
1Омский государственный педагогический университет,
2Омский институт водного транспорта - филиал ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта»
г. Омск, Россия
Проектирование информационного ресурса «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юнармия» для
общеобразовательной школы»
Аннотация. В статье рассматривается проблема реализации военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, ориентации школьников на российские ценности, знание истории России и ее народов. Показана роль и назначение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юнармия», подготовленной совместно преподавателями и студентами факультета психологии и педагогики Омского педагогического университета и педагогами, и обучающимися БОУ г. Омска «Гимназия № 159». Показаны особенности проектирования программы как информационного ресурса на платформе ОмГПУ. Отмечается, что информационный ресурс имеет определенную структуру: направление, блоки занятий с развернутыми технологическими картами, дидактические материалы в форматах презентаций, видео. Задания - внутри каждого занятия - реализуют заявленное содержание средствами интернет-технологий и мультимедиа технологиями. Проведен первичный анализ результатов работы информационного ресурса. Результаты исследования показали, что реализованная программа выполняет ряд системообразующих функций и в целом повышает интерес обучающихся к военно-патриотической тематике. Полученные результаты подтверждают необходимость развития комплексной работы по проектированию программных средств для реализации конкретных образовательных и воспитательных целей. Ключевые слова: информационный ресурс, проектирование информационного ресурса, Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия», детские и молодежные добровольные общественные организации и объединения.
Для цитирования: Бурмистрова Е.В., Руди М.С. Проектирование информационного ресурса «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юнармия» для общеобразовательной школы» // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 5. С. 288-296. https://doi.org/10.54158/27 1328382022_3_5_288 EDN: СРРУСи
Original article
E.V. Burmistrova1 £ ED, M.S. Rudy2 ©
1Omsk State Pedagogical University
2Omsk Institute of Water Transport - branch FSBEI of HE "Siberian State University of Water Transport" Omsk, Russia El [email protected]
© Бурмистрова Е.В., Руди М.С., 2022
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.
Design of the information resource "Additional general educational general development program "Yunarmiya" for a general education school"
Abstract. The article examines the problem of implementing military-patriotic education of the younger generation, orientation of schoolchildren to Russian values, knowledge of the history of Russia and its peoples. The role and purpose of the additional general educational general development program "Yunarmiya", prepared jointly by teachers and students of the Faculty of Psychology and Pedagogy of Omsk Pedagogical University and teachers and students of Omsk Gymnasium No. 159, is shown. Features of the program design as an information resource on the platform of the OmSPU are shown. It is noted that the information resource has a certain structure: direction, lesson blocks with detailed technological maps, didactic materials in presentation formats, video. Tasks - within each lesson - implement the declared content by means of Internet technologies and multimedia technologies. An initial analysis of the results of the work of the information resource was carried out. The results of the study showed that the implemented program performs a number of system-forming functions and, in general, increases the interest of students in military-patriotic topics. The results confirm the need to develop comprehensive work on the design of software tools for the implementation of specific educational and educational goals. Keywords: information resource, design of information resource, All-Russian military-patriotic public movement "Yunarmiya", children's and youth voluntary public organizations and associations.
For citation: Burmistrova EV, Rudy MS. Design of the information resource "Additional general educational general development program "Yunarmiya" for a general education school". Science and Practice in Education: Electronic Scienti ic Journal. 2022;3(5):288-296. (In Russ.). https://doi. org/10.54158/271328382022_3_5_288 EDN: ODRVGJ
Введение
В современном социуме зачастую мы все больше наблюдаем детей и молодежь буквально «прилипшими» к экранам современных гаджетов, отчужденных от принятых, признанных обществом ценностей. Все меньшую популярность носят общественные объединения, далекие по своим целям от интересов несовершеннолетних, чье детство проходит, в том числе, в социально неблагополучных семьях. В связи с этим актуальным становится налаживание контакта с обучающимися в привычной для них образовательной среде, без разрыва сложившихся дружеских отношений, что будет способствовать более эффективному формированию у нового поколения их собственного взгляда на жизнь, устойчивой жизненной позиции и способности к критическому мышлению при условии включения обучающихся в активную, познавательную, творческую деятельность.
Подобные возможности предоставляют современные детские добровольные общественные организации и объединения, ориентированные не только на формирование личностных качеств, удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся, но и создающие достаточно широкое поле для самореализации личности, обеспечения условий формирования жизненных и профессиональных планов. Такие условия создаются Всероссийским военно-патриотическим общественным движением «Юнармия», которое
стремиться вызвать интерес у подрастающего поколения к географии и истории России и ее народов, героев, выдающихся ученых и полководцев.
Несмотря на достаточно обширную теоретическую и методологическую базу сама организация деятельности юнармейских отрядов как деятельность достаточно инновационная для современных условий вызывает много вопросов относительно ее осуществления в каждой конкретной ситуации. Отдельного внимания требует разработка содержательного наполнения направлений дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Юнармия», вопросы обеспечения реализации программы кадрами, организация учебных занятий различного типа. В связи с этим проектирование дополнительной об-щеразвивающей общеобразовательной программы «Юнармия» для общеобразовательной школы как информационного ресурса приобретает важное значение.
Данное исследование посвящено изучению особенностей проектирования и реализации информационного ресурса военно-патриотического характера - образовательной программы «Юнармия», освоение которой будет иметь воспитывающий характер и способствовать развитию у подрастающего поколения интереса к истории России.
Целью данного исследования, которое проводилось на базе БОУ г. Омска «Гимназия № 159»
факультетом психологии и педагогики ФГБОУ ВО «ОмГПУ» при поддержке Фонда развития Омской области им. С.И. Манякина стал поиск путей отбора содержания и разработки структуры информационного ресурса - образовательной программы «Юнармия» для школьников г. Омска и Омской области.
В исследовании приняли участие завуч по учебной и воспитательной работе, социальный педагог, психолог, 11 учителей основной школы. Исследованием были охвачены учащиеся 5-6-х классов. В экспериментальную выборку вошли обучающиеся 5-6-х классов в возрасте 12-13 лет в количестве 27-ти человек. Разработка и апробация программы проходила с сентября 2017 г. по июнь 2018 г. В настоящее время данная программа и ее отдельные элементы используется в качестве информационного ресурса во внеурочной деятельности и воспитательной работы школ г. Омска и Омской области.
Материалы и методы
В качестве методов использовались теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, систематизация, обобщение, проектирование, моделирование, наблюдение, анкетирование для изучения интересов и предпочтений обучающихся, опрос обучающихся и учителей, беседы с родителями, педагогический эксперимент.
Литературный обзор
Теория формирования и деятельности добровольных детских и юношеских добровольных организаций, объединений, движений разрабатывались в трудах С.Н. Возжаева и В.И. Скоробога-товой [1], Э.А. Мальцевой [2], О.В. Озерской [3]. История развития детского движения представлена в работах В.А. Кудинова [4], В.А. Сулемова [5]. Проблемы современного детского и молодежного движения изучалась А.И. Захаровой [6], проблемы развития детского коллектива А.Н. Лутошкиным [7]. Общие подходы и отдельные аспекты организации Всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» исследуется А.Ю. Алексеевым [8], В.Е. Гранкиным [9], А.В. Годовиковым, М.Д. Савельевой, В.Л. Некишевым [10]. Вопросам разработки программ дополнительного образования посвящены труды Л.Л. Алексеевой и И.В. Жгенти [11], О.Ф. Борисенко [12], Н.А. Хлопковой [13], В.В. Ястребова [14]. Аспекты разработки информационных ресурсов представлены в работах Д. Дакетта [15], Л.Н. Данилова [16], Д. Ши, М.Е. Хольцшлага [17], К. Шмитта [18], Р. Эндрю [19].
Несмотря на достаточно обширную теоретическую и методологическую базу сама организация деятельности юнармейских отрядов как деятельность достаточно инновационная для современных условий вызывает много вопросов относительно ее осуществления в каждой конкретной
ситуации. Отдельного внимания требует разработка содержательного наполнения направлений программы дополнительного общего образования для общеобразовательной школы «Юнармия», обеспечения реализации программы кадрами, организация учебных занятий различного типа.
Результаты исследования и их обсуждение
В соответствии с действующим законодательством (Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении порядка организации и реализации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р, Примерные условия к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования ребенка Министерства образования, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 3 июня 2003 года) структура разработанной нами дополнительной общеобразовательной программы включала в себя следующие структурные компоненты:
1. Комплекс ключевых данных дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (пояснительную записку, цель, задачи, содержание программы, планируемые итоги реализации программы).
2. Комплекс организационно-педагогических условий (календарный график учебного процесса, условия реализации программы, формы аттестации, оценочные и методические материалы).
3. Список литературы (основная и дополнительная учебная, справочные пособия, наглядный материал для различных участников образовательного процесса - преподавателей и обучающихся.
Разработка информационного ресурса реализации программы дополнительного общего образования «Юнармия» для общеобразовательной школы была осуществлена по платформе образовательного портала «Школа» ФГБОУ ВО «ОмГПУ» в виде сайта с предоставлением к нему доступа всем прошедшим предварительную регистрацию пользователям (рисунок 1).
Образовательный портал «Школа»
► нвп
► ОГУП
I Курсы
Школьникам I Дополнительное образование I Программа дополнительного общего образования «Юнармия»
В начало Мои курсы Школьникам Допол нительное образование Программа допопнительного общего образования «Юнар...
НАВИГАЦИЯ ВИ
В начало
■ Личный кабинет ( Страницы сайта * Мои курсы
▼ ШкОЛаНИКЭМ
▼ Дополнительное образован
Программа дополнительного общего образования «Юнар...
► ВИВИ_Россия
► ВПО_ПОВГС
► ВР
Категории курсов:
Программа дополнительного общего образования для общеобразовательной школы «Юнармияп
Цель: Патриотическое и, на его основе, военно-патриотическое воспитания школьников на ступени основного общего образования с начальной военной подготовкой и освоением основ государственной службы на основе контакта с иенно-профекиональной деятельностью (кадетское образование).
Целевая аудитория: учащиеся 5-7 классов,
Время реализации: три учебных года.
Начало реализации проекта: сентябрь 2017г.
Расчет учебного времени: 30 учебных недель, занятия по 1,5 часа 2 раза в неделю. Всего 120 учебных часов в год. (предканикулярные и экзаменационные недели не задействованы).
Поиск курса:
Применить
ф Начальная военная подготовка
Учитель: Андреи Юрьевич Дернев
V Воспитательная работа
Учитадь: АндрепЮрьеЕичАрриЕЕ
V Военно-профессиональное ориентирование и подготовка к обучению в вузах государственной службы
Учитель: АндрепЮрьеЕичАрриЕЕ
V Основы государственного устройства и право
Учитель: АндрепЮрьеЕичАрриЕЕ
V Военная история и военное искусство в России
Учитель: АвдренЮрьевич Атриев
Рис. 1. Структура портала программы дополнительного общего образования «Юнармия» Fig. 1. The structure of the portal of the program of additional general education «Yunarmiya»
На портале был создан новый раздел для школьников, в котором представлены все необходимые для реализации программы направления. Пройдя по ссылке того или иного направления, обучающийся имеет возможность наблюдать всю необходимую информацию для ознакомления с содержанием тематического урока (рисунок 2).
Для каждого урока разрабатывались технологические карты для обучающегося и учителя, которые имели содержательные и структурные различия. В карте для учителя присутствует раз-вернутая информация по теме с различными до-полнениями и уточнениями для удобства работы педагога, не владеющего знаниями по тематике направлений в совершенстве, так как в задачи разработчиков входило создание универсального ресурса, которым мог бы воспользоваться любой учитель, реализующий программу. Кроме того, в технологической карте для учителя имеется по-метка с временными интервалами каждой части урока, которые отмечены отдельной строкой (та-блица 1).
Технологическую карту на время урока, а также на дом получали и обучающиеся, но ее содержа-ние и внешний вид принципиально Рис. 2. Примеры информационных ресур- отличаются от уже описанной технологической сов занятий на портале карты для учите-ля. Во время урока в ходе
Fig. 2. Examples of information resources for лекЦии °бучающимися выполнялось
classes on the portal необходимое задание. В техноло-
Таблица 1. Фрагмент технологической карты учителя Table 1. Fragment of the teacher's technological map
Время / Time Этап/ Stage Цель / Purpose Содержание / Content Вид работ / Type of work
Вступление. 2 минуты Вводная часть Постановка целей и задач Цель занятия: знакомство с основами военного дела и воинского искусства в Древней Руси. Задача: 1. Познакомится с расселением, обычаями и традициями древних славян, с главной версией зарождения русской государственности и военной СИЛЫ. Задача 2. Изучить военное устройство и вооружение древнерусского войска, порядок ведения войны. Задача 3. Получить представления о жизни и деяниях первых русских князей Вариант 1. Получают распечатанные технологические карты занятия (для ученика). Вариант 2. Скачивают с портала технологические карты и работают в редакторе Word
Видео-фрагмент 8 минут. Заполнение таблицы 2 минуты Задание № 1 Работа с контурной картой Просмотр видеофрагмента № 1. «Расселение славян» Индивидуальная Перед просмотром видеофрагмента разъясняется задание. Задание: в процессе просмотра видеофрагмента занести в таблицу под контурной картой используемые понятия. Индивидуальная работа, использование визуализации, задание на развитие внимательности, заполнение карты названий славянских племен.
Видео-фрагмент Оформление таблицы 5 минут Задание № 2 Заполнение обобщающей таблицы Просмотр видеофрагмента № 2. «Обычаи древних славян» Перед просмотром видеофрагмента разъясняется задание. Задание: обобщить представленный материал и занести в таблицу (технологическая карта) отдельные тезисы. Работа в малых группах. Обобщение и конспектирование видеоматериала.
Обсуждение 5 минут Задание № 3 Заполнение обобщающей таблицы По видеофрагменту № 2 «Обычаи древних славян» Задание: тезисно описать роль, значение и функции князя у древних славян. Представить и обсудить результаты, полученные в малых группах. Работа в малых группах. Мысленное развитие и проектирование дальнейших событий видеоматериала
гической карте для обучающегося присутствуют только задания, предназначенные для закрепления полученной информации как во время урока, так и в качестве домашнего задания при помощи портала, на котором имеется вся необходимая информация для выполнения заданий (рисунок 3).
Рис. 3. Пример задания из технологической карты для обучающихся
Fig. 3. An example of a task from a technological map for students
Учитывая специфику контингента обучающихся, нами разрабатывались красочные и компактные, не требующие большого количества времени для проработки задания. Все разработанные технологические карты содержали задания с иллюстрациями и наглядным материалом, прикрепленным в качестве подсказок для заполнения карты. Были разработаны такие карты, задания в которых можно выполнять на уроке, фиксируя полученную информацию, не отвлекаясь на дополнительные источники для поиска информации, а формулируя ответы на задачи, исходя из предоставляемых учителем материалов.
Выбор и наполнение таких заданий был направлен на реализацию основных функций ресурса:
• информационной, т.е. сообщить о чем то, изложить факты, события;
• оценочной, так как анализ фактор связан с их оценкой;
• образовательной, которая по сути меняет обучающегося, его образовательный уровень;
• воспитательной, так содержание задания востребует отношение обучающегося, принципы нравственности;
• регулятивной, влияющей на поведение и взгляды школьников.
Таким образом, нам удалось разработать достаточно простой в использовании и понятный информационный ресурс для удобного и продуктивного обучения юнармейцев, создать формы технологических карт для учителя и обучающихся, использование которых позволяет организовать их согласованное взаимодействие во время учебного занятия и, тем самым, формировать у юнар-мейцев новые качественные знания.
Для проверки качества разработанного информационного ресурса и удобства работы на портале, нами был проведен опрос для учителей и обучающихся, в котором приняли участие 27 юнармейцев и 11 учителей, осуществляющих работу по реализации программы через портал на протяжении времени осуществления педагогическо-
го эксперимента. В содержание опроса входили задания, предполагающие выставление оценки по пятибалльной шкале, в которую входили характеристики, соответствующие доступности и удобству использования разработанного информационного ресурса на образовательном портале.
В результате проведенного опроса 29,63% (8 чел.) обучающихся оценили доступность и удобство информационного ресурса на «отлично», 55,56% обучающихся (15 чел.), - на «хорошо», 14,81% обучающихся (4 чел.) - на «удовлетворительно». Остальные оценки респондентами из числа обучающихся использованы не были. Учителя оценили работу информационного ресурса на образовательном портале следующим образом. 18,18% учителей (2 чел.) оценили доступность и удобство информационного ресурса на «отлично», 72,73% учителей (8 чел.), - на «хорошо», 9,09% учителей (1 чел.) - на «удовлетворительно». В среднем, общая оценка доступности и удобства разработанного информационного ресурса была оценена обучающимися и учителями 4,15 и 4,09 баллов соответственно, что означает уровень выше среднего, близко к высокому.
Еще один первичный срез был направлен на качественную оценку обученности школьников. Он показал, что реализация разработанной программы «Юнармия» способствует развитию личностных качеств обучающихся, а именно: гражданственности и патриотизма, ответственности, формированию познавательного интереса и созданию таких условий, в которых каждый школьник, вступивший в ряды «Юнармии», может осуществить осознанный профессиональный выбор при выпуске из школы. На данном этапе осуществляется коррекция критериев и показателей оценки качества обученности по программе, коррекция диагностических методик, выявляющих новообразования и сформированность личностных качеств школьников.
Заключение
Дополнительное образование является образовательным сегментом, решающим проблемы занятости, воспитания, развития здоровой сферы интересов, профессионального самоопределения школьников. Внедрение программы «Юнармия» в общеобразовательные школы подразумевает
формирование у обучающихся качеств, необходимых для их дальнейшей профессиональной деятельности, направленность которой они определяют также во время изучения курсов разделов данной программы.
Для обеспечения качественной работы по осуществлению разработке и использования информационного ресурса для реализации программы дополнительного образования необходимо опираться на нормативно-правовую базу внедрения программ дополнительного образования на платформу общеобразовательной школы, учитывая ежегодные изменения в правовой сфере для внесения своевременных корректировок, свободно ориентироваться в навигации портала, являющегося базой реализации информационного ресурса программы, использовать различные формы работы с юнармейцами, раскрывающими содержательное наполнение различного рода профессий государственной службы, что способствует формированию устойчивого интереса юнармейцев к осуществляемой деятельности и достижению основной цели программы, состоящей в помощи школьникам в сознательном профессиональном самоопределении и развитии начальных профессиональных навыков.
Таким образом, интерактивные методы обучения достаточно эффективны при преподавании дисциплины «Основы патологии», они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для самореализации, творчества обучающихся. Результат - более прочное усвоение сложного, для запоминания материала, так как обучающиеся добывая знания самостоятельно, сознательно, переживает каждый шаг обучения.
Интерактивные методы обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов-медиков. Теперь для преподавателя медицинского колледжа недостаточно быть компетентным в области своей специальности и передавать огромною базу знаний в аудитории студентами. Студенты легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. Исходя из этого, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно информационных технологий обучения, что активно используют преподаватели среднего профессионального образования.
Список литературы
1. Создание молодежных общественных объединений в образовательных учреждениях / под ред. С.Н. Возжаева, В.И. Скоробогатовой. СПб: Слово, 2003. 264 с.
2. Мальцева Э.А. Детская общественная организация как пространство социального воспитания подростков: монография. Ижевск: УдГУ, 2005. 352 с.
3. Озерская О.В. Детское объединение как субъект воспитания в учреждении дополнительного образования // Вопросы воспитания. 2014. № 3. С. 74-81. EDN: SNTTGT
4. Кудинов В.А. История детского и юношеского движения в России: учебное пособие [Электронный ресурс] / отв. ред. Л.И. Тимонина. Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2017. 289 с. URL: https:// ksu.edu.ru/files/INSTITUTS/IPP/U-Metod_materialy/Istoriya_detskogo_i_yunosheskogo_dvizheniya_v_ Rossii.pdf (дата обращения: 03.10.2022). EDN: LZPATJ
5. Сулемов В.А. История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. М.: Просвещение, 1978. 179 с.
6. Захарова А.И. Соотношение понятий «детское объединение» и «детское общественное объединение» [Электронный ресурс] // Вестник экономики, права и социологии. 2012. № 2. С. 204-208. URL: https://cyberlemnka.m/artide/n/sootnoshenie-ponyatiy-detskoe-obedinenie-i-detskoe-obschestvennoe-obedinenie/viewer (дата обращения: 03.10.2022). EDN: STVUGP
7. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М.: Просвещение, 1978. 87 с.
8. Алексеев А.Ю. Российское движение школьников, как база военно-патриотического воспитания детей // Муниципальная академия. 2016. № 3. С. 8-16. EDN: WXGRVP
9. Гранкин В.Е. Анализ государственной образовательной политики по военно-патриотическому воспитанию молодежи на примере движения «Юнармия» // Политика, экономика и инновации. 2017. № 5 (15). С. 1-4. EDN: YLSRFA
10. Годовиков А.В., Савельева М.Д., Некишев В.Л. Политико-правовые аспекты всероссийского военно-патриотического движения «Юнармия» [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2018. № 51 (237). С. 323-326. URL: https://moluch.ru/archive/237/55097/ (дата обращения: 03.10.2022). EDN: YRSLBR
11. Алексеева Л.Л., Жгенти И.В. Перспективы и проблемы современного дополнительного образования (Анализ «Концепции развития дополнительного образования детей») // Инициативы XXI века. 2014. № 4. С. 90-91. EDN: ROHXZU
12. Борисенко О.Ф. Интеграция как способ обновления содержания дополнительных образовательных программ (из опыта работы) // Образование в современной школе. 2009. № 5. С. 48-50. EDN: OQPNYR
13. Хлопкова Н.А. Дополнительное образование детей как фактор развития системы образования // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 4. С. 62-63. EDN: RAJRVP
14. Ястребов В.В. Дополнительное образование детей как составная часть современного общего образования // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2008. № 7. С. 153-155. EDN: TBRIPJ
15. Дакетт Д. HTML и CSS. Разработка и дизайн веб-сайтов / пер. с англ. М.А. Райтмана. М.: Эксмо, 2013. 480 с.
16. Данилова Л.Н. Инновационные формы организации этнокультурно направленной внеурочной деятельности старшеклассников // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 2. С. 174-182. EDN: TVSWYZ
17. Ши Д., Хольцшлаг М.Е. Философия CSS-дизайна / пер. с англ. А.А. Слинкина. М.: НТ Пресс, 2005. 312 с.
18. Шмитт К. CSS. Рецепты программирования / пер. с англ. Т. Коротяевой. 3-е изд. М.: Русская редакция; СПб.: БХВ-Петербург, 2011. 672 с.
19. Эндрю Р. CSS: 100 и 1 совет [Электронный ресурс] / пер с англ. 3-е изд. СПб.: Символ-Плюс, 2010. 336 с. URL: https://pocketbook.ua/ua_ru/downloadable/download/sample/sample_id/2909319/ (дата обращения: 03.10.2022).
References
1. Vozzhaev SN, Skorobogatova VI. (eds.) Sozdanie molodezhnykh obshchestvennykh ob"edinenii v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh = Creation of youth public associations in educational institutions. Saint Petersburg: Slovo Publ.; 2003. 264 p. (In Russ.).
2. Maltsevа EA. Detskaya obshchestvennaya organizatsiya kak prostranstvo sotsial'nogo vospitaniya podrostkov = Children's public organization as a space for the social education of adolescents. Izhevsk: Udmurt State University Publ.; 2005. 352 p. (In Russ.).
3. Ozerskaya OV. Children's association as a subject of education at the supplementary education institution. Voprosy vospitania. 2014;(3):74-81. (In Russ.). EDN: SNTTGT
4. Kudinov VA. Istoriya detskogo i yunosheskogo dvizheniya v Rossii = History of children's and youth movement in Russia. Timonina LI. (ed.) Kostroma: Kostroma State University Publ.; 2017. 289 p. (In Russ.). https://ksu.edu.ru/files/INSTITUTS/IPP/U-Metod_materialy/Istoriya_detskogo_i_yunosheskogo_ dvizheniya_v_Rossii.pdf EDN: LZPATJ
5. Sulemov VA. Istoriya VLKSM i Vsesoyuznoi pionerskoi organizatsii imeni V.I. Lenina = The history of the Komsomol and the All-Union Pioneer Organization named after V.I. Lenin. Moscow: Prosveshchenie Publ.; 1978. 179 p. (In Russ.).
6. Zakharova AI. Correlation of notions of "children association" and "children social association". The Review of Economy, the Law and Sociology. 2012(2):204-208. (In Russ.). https://cyberleninka.ru/ article/n/sootnoshenie-ponyatiy-detskoe-obedinenie-i-detskoe-obschestvennoe-obedinenie/viewer EDN: STVUGP
7. Lutoshkin AN. Emotsional'naya zhizn' detskogo kollektiva = The emotional life of the children's team. Moscow: Prosveshchenie Publ.; 1978. 87 p. (In Russ.).
8. Alekseev AYu. Movement of the russian school as a base of military-patriotic education of children. Municipal Academy. 2016;(3):8-16. (In Russ.). EDN: WXGRVP
9. Grankin V. Analysis of state educational policy on military-patriotic education of youth on the example movement "Uname". Policy, Economy and Innovations. 2017;(5):1-4. (In Russ.). EDN: YLSRFA
10. Godovikov AV, Saveleva MD, Nekishev VL. Politiko-pravovye aspekty vserossiiskogo voenno-patrioticheskogo dvizheniya «Yunarmiya» = Political and legal aspects of the All-Russian military-patriotic movement "Yunarmiya". Molodoj Ucenyj. 2018;(51):323-326. (In Russ.). https://moluch.ru/ archive/237/55097/ EDN: YRSLBR
11. Alexeyeva LL, Zhgenti IV. Prospects and problems of the modern supplementary education (Analysis of the "concept of developing supplementary education for children"). Initiatives of the XXI Century. 2014;(4):90-91. (In Russ.). EDN: ROHXZU
12. Borisenko OF. Integratsiya kak sposob obnovleniya soderzhaniya dopolnitel'nykh obrazovatel'nykh programm (iz opyta raboty) = Integration as a way to update the content of additional educational programs (from work experience). Obrazovanie v sovremennoj skole. 2009;(5):48-50. (In Russ.). EDN: OQPNYR
13. Khlopkova NA. Dopolnitel'noe obrazovanie detei kak faktor razvitiya sistemy obrazovaniya = Additional education of children as a factor in the development of the education system. International journal of experimental education. 2010;(4):62-63. (In Russ.). EDN: RAJRVP
14. Yastrebov VV. Dopolnitel'noe obrazovanie detei kak sostavnaya chast' sovremennogo obshchego obrazovaniya = Additional education of children as an integral part of modern general education. Business. Education. Right. 2008;(7):153-155. (In Russ.). EDN: TBRIPJ
15. Duckett J. HTML & CSS Design and Build Websites. Moscow: Eksmo Publ.; 2013. 480 p. (In Russ.).
16. Danilova lN. Innovative foms of ethnocultural orientation extracurricular activities of high school pupils. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Sena: Pedagogika i psihologia. 2015;(2):174-182. (In Russ.). EDN: TVSWYZ
17. Shi D, Kholtsshlag ME. The Zen of CCS Design. Moscow: NT Press Publ.; 2005. 312 p. (In Russ.).
18. Schmitt C. CSS Cookbook. 3rd ed. Moscow: Russkaya redaktsiya Publ.; 2011. 672 с. p. (In Russ.).
19. Andrew R. The CSS Anthology. 101 Essential Tips, Tricks & Hacks. 3rd ed. Saint Petersburg: Simvol-Plyus Publ.; 2010. 336 p. (In Russ.). https://pocketbook.ua/ua_ru/downloadable/download/sample/ sample_id/2909319/
Информация об авторе:
Бурмистрова Елена Владимировна, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы, ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (644099, г. Омск, наб. Тухачевского, д. 14, Россия), ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4317-4847, SPIN-код: 2583-9998, AuthorID: 282619, е-mail: [email protected]
Руди Марина Сергеевна, социальный педагог, Омский институт водного транспорта - филиал ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта» (644043, г. Омск, ул. Ивана Алексеева, д. 2, Россия), ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1849-7241, е-mail: [email protected]
Вклад авторов: Авторы внесли равный вклад в исследовательскую работу. Конфликт интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила в редакцию: 11.10.2022 Одобрена после рецензирования: 20.11.2022 Принята к публикации: 26.11.2022
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. Information about the author:
Elena V. Burmistrova, Cand. Sci. (Pedagogy), Associate professor, Associate Professor of the Department of Social Pedagogy and Social Work, Omsk State Pedagogical University (14 Tukhachevsky Nab., Omsk 644099, Russia), ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-4317-4847, SPIN-код: 2583-9998, AuthorID: 282619, е-mail: [email protected]
Marina S. Rudy, social educator, Omsk Institute of Water Transport - branch FSBEI of HE "Siberian State University of Water Transport" (2 Ivan Alekseev Str., Omsk 644043, Russia), ORCID ID: https://orcid. org/0000-0002-1849-7241, еmail: [email protected]
Contribution of the authors: The contribution of the authors is equal. Conflict of interests: The authors declare that there is no conflict of interest.
Received: 11.10.2022
Approved after reviewing: 20.11.2022
Accepted for publication: 26.11.2022
The authors have read and approved the final manuscript.