Научная статья на тему 'Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе: проблемы и перспективы'

Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
745
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный стандарт / студенты вуза / индивидуальный образовательный маршрут / профессиональная подготовка / информационно-консалтинговое пространство вуза / educational standard / students of the University / individual educational route / vocational training / information and consulting University space

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никифорова Диана Владимировна

Автор в статье на основе анализа ФГОС в России и стандартов в ведущих мировых странахрассматривает важную часть реализации профессиональной подготовки – индивидуальный образовательныймаршрут. Однако если в мировой практике есть уже сложившиеся образцы реализации данного вида обучения,то в России пока идут дебаты о том, как лучше построить данный вид обучения в вузе, и реализуются первыемодели построения ИОМ для студентов. Автор считает, что ведущую роль в построении ИОМ студента можетсыграть информационный консалтинг в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никифорова Диана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY: PROBLEMS AND PROSPECTS

The author following the analysis of the GEF in Russia and standards in the world's leading countries considers an important part of the implementation of vocational trainingindividual educational route. Though the world practice presents a working sample of this type of training, there are debates about the best way to build this type of study at the University in Russia and the first models build IER for students are implemented. The author believes that the leading role in the construction of the student’s IER can be played by informational consulting at the University.

Текст научной работы на тему «Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе: проблемы и перспективы»

УДК 378

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Д.В. Никифорова

Аннотация. Автор в статье на основе анализа ФГОС в России и стандартов в ведущих мировых странах рассматривает важную часть реализации профессиональной подготовки - индивидуальный образовательный маршрут. Однако если в мировой практике есть уже сложившиеся образцы реализации данного вида обучения, то в России пока идут дебаты о том, как лучше построить данный вид обучения в вузе, и реализуются первые модели построения ИОМ для студентов. Автор считает, что ведущую роль в построении ИОМ студента может сыграть информационный консалтинг в вузе.

Ключевые слова: образовательный стандарт, студенты вуза, индивидуальный образовательный маршрут, профессиональная подготовка, информационно-консалтинговое пространство вуза.

DESIGNING OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES

OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY: PROBLEMS AND PROSPECTS

D. Nikiforova

Abstract. The author following the analysis of the GEF in Russia and standards in the world's leading countries considers an important part of the implementation of vocational training - individual educational route. Though the world practice presents a working sample of this type of training, there are debates about the best way to build this type of study at the University in Russia and the first models build IER for students are implemented. The author believes that the leading role in the construction of the student’s IER can be played by informational consulting at the University.

Keywords: educational standard, students of the University, individual educational route, vocational training, information and consulting University space.

На тему государственных образовательных стандартов идет полемика уже не первый год. Эта проблема является общей для многих стран. В России после присоединения к Болонскому процессу в 2003 году определили основные приоритетные направления развития образовательной системы. В первую очередь, вектор направлен на повышение качества профессионального образования. Одним из инструментов повышения качества образования выступают в данном контексте образовательные стандарты.

История образовательных стандартов не слишком продолжительна, однако опыт накоплен уже немалый. Например, в России до разработки ФГОС ВПО использовались ГОС ВПО. Существуют отличия между ними: по структуре и составу, в ФГОС вводятся новые понятия, меняется структура ООП, предлагаемая область профессиональной деятельности становится шире, требования к результатам освоения ООП формулируются в ФГОС в виде компетенций. При ФГОС возможности разработки ООП

образовательным учреждением становится намного шире - ВУЗом самостоятельно определяются сроки освоения программ, специальные компетенции, формы текущего и

промежуточного контроля и пр. Увеличилась также доля самостоятельной работы студентов.

Элементарное сравнение положения дел с образовательными стандартами в России и в мире говорят о нашем резком отставании в данной сфере. Днепров Э.Д. выделяет следующие причины такого отставания: невозможность выработки образовательных стандартов в условиях нестабильной политической и социально-экономической ситуации, неустоявшиеся силовые линии в российской общественной и педагогической мысли, традиционная склонность российской ментальности к централизации и регламентации при очевидном недоверии к свободе и самостоятельности личности, сама

масштабность, огромная философская, концептуально-методологическая, теоретическая трудность решения проблемы стандарта в необъятном пространстве общего образования и другие причины.

Что же представляют стандарты профессионального высшего образования и как они разрабатываются в России в настоящее время.

Стандарты высшего профессионального образования в России разрабатываются на государственном уровне при непосредственном

312

участии Министерства образования и науки Российской Федерации. Согласно Закону «Об образовании в РФ» порядок разработки, утверждения ФГОС и внесения в них изменений устанавливается Правительством РФ.

Правительством РФ выпущено

Постановление №661 от 05.08.2013, в котором утверждены правила разработки, утверждения ФГОС и внесения в них изменений.

Разработку проектов стандартов

обеспечивает Министерство образования и науки РФ с привлечением учебно-методических объединений в системе образования,

образовательных, научных и иных организаций, представителей работодателей, а также органов исполнительной власти и иных заинтересованных лиц. Министерство

образования и науки РФ создает совет по ФГОС и рабочие группы по стандартам высшего образования. В состав этих групп входят представители федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, образовательных и научных организаций, объединений работодателей и общественных организаций. По мере необходимости

проводится заседание Совета, где рассматриваются проекты стандартов. Разработка проектов организуется

Министерством образования и науки РФ на основе контрактной системы.

Объединения работодателей, научные организации, осуществляющие деятельность в соответствующей сфере, общественные организации, организации исполнительной власти РФ, осуществляющие управление в субъектах РФ в сфере образования, в некоторых случаях Министерство обороны РФ выступают в качестве независимых экспертов при рассмотрении проектов стандартов. Кроме того, может осуществляться прием предложений по проектам от заинтересованных организаций и граждан.

В целях обеспечения учета в стандартах профессионального образования

соответствующих положений

профессиональных стандартов Министерство труда и социальной защиты РФ представляет в Министерство образования и науки РФ информацию об утвержденных

профессиональных стандартах.

В конечном итоге со всеми доработками проекты стандартов направляются

Министерством образования и науки РФ в Национальный Совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

ФГОС согласно Закону об образовании РФ являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся.

Федеральные государственные

образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материальнотехническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ [9].

Во многих европейских странах и США как такового понятия государственных стандартов высшего образования не существует. Акцент в Европе (Швеции, например, или Великобритании) делается на то, что система образования, и в частности высшего, достаточно демократизирована с точки зрения непосредственного участия в образовательном процессе студентов и общественных организаций.

В случае с Россией мы видим, что эта тенденция только намечается.

Анализ современного состояния содержания ФГОС показывает: у ВУЗов

появились более широкие возможности в плане разработки и утверждения образовательных программ, стал использоваться

компетентностный подход при оценке результативности (активные и интерактивные формы проведения занятий и пр.), также появилась возможность выбора обучающимися дисциплин из состава ООП (в размере 1/3 вариативной части программы). Еще ФГОС содержит такую статью: ВУЗ обязан обеспечить обучающимся реальную возможность

участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. Но как именно студенты могут поучаствовать в этом процессе не совсем понятно. Во Франции, например, выпускается аннотированный каталог для граждан, который содержит перечень аннотированных направлений и специализаций образования. В английских ВУЗах помимо обязательных предметов, установленных каждым факультетом в отдельности (причем их удельный вес невелик) студент, исходя из своих приоритетов, сам

313

выбирает курсы дополнительного изучения из длинного списка дисциплин, предлагаемых университетом. При определении собственной образовательной стратегии, студенты составляют индивидуальные учебные планы. Также студенты могут посещать различные лекции, выбирая из них наиболее понравившиеся. В процессе обучения не исключается возможность замены учебного курса. Кроме того, не запрещается включать в индивидуальный учебный план курсы сверх факультетской нормы. Однако первостепенной задачей является успешная защита своего минимального норматива, а уже потом -углубление в факультативы [4].

Так и в Швеции, например, в центр образовательной системы поставлены открытые, неформальные отношения между студентами и преподавателями, личная инициатива и творческое мышление. Обучения часто проводится в небольших группах, где поощряются диалог и сотрудничество. Притом что Швеция является одним из основных представителей Болонского соглашения.

В России стандарты государственные, в других странах мира - национальные. Разница существенная и принципиальная. Образование - это не только сфера забот государства: в первую очередь, это дело учащегося гражданина, его родителей, родственников, окружения, муниципальных и региональных властей. И только затем доходит очередь до государства. Вряд ли оказалось случайным, что предложенные государством стандарты носят тотальный характер. Не все учащиеся могут и должны соответствовать задаваемому стандарту. Цивилизованное государство поощряет учебу, а не подгоняет санкциями и навязанными стандартами собственную учебную деятельность граждан. Потому что стандарт своего уровня образования гражданин вправе выбрать сам [5]!

Направленность университетского

образования на развитие профессионализма будущих специалистов неразрывно связана с всеобщей дифференциацией и

индивидуализацией обучения. Начала возрастать роль индивидуально-творческого развития каждого студента. Так, в университетах США широко проводится персонализированное обучение (personal system instruction) по плану Келлера. Согласно этому плану, работа студентов выполняется в индивидуальном темпе по специально подготовленным учебным материалам. Самообучение сопровождается просмотром кино-видеофильмов, диапозитивов,

прослушиванием фонограмм, выполнением упражнений, заданий. Студенты выборочно посещают лекции и практические занятия, консультируются с преподавателями по проблемным вопросам. Переход к последующему учебному разделу допускается при условии, если предыдущий материал изучен и сдан в форме тестовых испытаний. Иногда применяются самооценка и групповая оценка усвоения знаний. Самостоятельная работа сопровождается еженедельными встречами студентов в группе и письменными отчетами. Постепенный переход к предметной системе обучения обусловил применение программ для индивидуального обучения, которые дали возможность студентам определять содержание профессионального обучения и темпы его осуществления, уровень образования, соответствующий их интересам, потребностям и возможностям [6].

Возвращаясь к отечественной практике, можно заметить очевидность того, что система свободного выбора студентами своего индивидуального пути образовательного развития сейчас практически отсутствует.

Сложность создания российскими ВУЗами условий для формирования универсальных способностей, основанных на новых социальных потребностях студентов, обусловлена различными причинами. Однако тенденция к построению студентом своего образовательного пути в России существует. Как инструмент в данном контексте выступает и используется некоторыми ВУЗами так называемый «индивидуальный

образовательный маршрут». Выделены разные типы ИОМ и средства реализации. Например, А.В. Слепухин предлагает включать ИОМ в образовательный процесс высшей школы на основе использования информационнокоммуникационных технологий. Согласно этой позиции студент может построить ИОМ путем создания информационно-коммуникационного пространства, представляющего собой совокупность электронных образовательных ресурсов, информационных ресурсов о своих психических особенностях и организационнопедагогических условий. Так устанавливаются связи любыми субъектами педагогического поля. То есть реализация ИОМ -систематическая самоуправляемая деятельность студента при информационной поддержке преподавателя, являющейся педагогическим обеспечением формирования и развития готовности к профессиональной деятельности [1].

314

Другой путь реализации индивидуального подхода в обучении, предлагаемый РГПУ им. А.И. Герцена, - это введение новых ролей преподавателя в современных условиях. Среди ролей интересно выделение академического консультирования. Автор презентации на тему дает такое определение этой роли -целенаправленное взаимодействие

академического консультанта и студентов, ориентированное на оказание содействия студентам в разрешении проблем, возникающих в процессе построения и реализации индивидуального образовательного маршрута, исходя из их жизненных и профессиональных планов. То есть академический консультант - это человек, для которого выделена отдельная роль в образовательной системе. Носитель данной роли занимается исследованием жизненных планов студентов, профессиональных планов, исходя из этого, помогает студентам с выбором программы, курса, планированием курса обучения в ВУЗе.

Очевидными становятся сложности реализации пути индивидуального

образовательного развития в условиях ВУЗов. Во-первых: недостаточно разработано

методическое обеспечение вопроса реализации. Во-вторых, перегрузки и необходимость использования дополнительных ресурсов, в том числе и временные затраты, для обработки больших объемов информации при сборе данных. В третьих, сложность заключается и в перестроении имеющейся системы, ввиду исторически сложившихся условий развития образования в целом в России.

Кроме того, важно учитывать и согласованность позиций образовательного процесса и его результата с позицией работодателей. Ведь на выходе результаты обучения должны эффективно применяться в условиях выполнения профессиональной деятельности. Таким образом, выявляется актуальность интеграции образовательного процесса с профессиональной деятельностью, которую студент планирует осуществлять в будущем. Какие инструменты существуют применительно к данной ситуации? Дополнительное обучение выпускника в условиях предприятия, удлиненная во времени адаптация и профессионализация. К сожалению, все эти меры, как правило бывают непривлекательными для самих работодателей,

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

так как это вызовет дополнительные затраты, а работодатель хочет получить уже «готового» специалиста для выполнения

профессиональных задач, и, в первую очередь, с точки зрения коммерческой выгоды.

Так, например, по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом» существует достаточно большой выбор специальных курсов повышения квалификации, в том числе представленных иностранными агентами, например: MBA, Link и др. Однако, несмотря на то, что они достаточно давно представлены в России, эти курсы не могут быть полностью адаптированы. Кроме того, подобные курсы наиболее актуальны для специалистов с наработанным опытом.

Для решения актуальных проблем в этой сфере необходима разработка нового подхода, инструментов, способных решить их. Принятие мер, обеспечивающих комплексное решение данной задачи.

На наш взгляд эффективным инструментом может выступить создание отдельной структуры в вузе, которая будет обеспечивать студентов информационно-консалтинговыми услугами. Информационный консалтинг мы понимаем как особую деятельность в виртуальном пространстве вуза, направленную на: 1) консультирование, профессиональную помощь студентам в выборе курсов, факультативов для проектирования

индивидуального образовательного маршрута; 2) обеспечение доступа к дистанционным курсам повышения квалификации студентов в рамках профессиональной подготовки в вузе; 3) информационная поддержка студентов.

Создание информационно-консалтингового пространства в вузе обеспечит более тесную интеграцию процессов: образовательного и

возможности применять полученные знания на практике в соответствии с индивидуальной мотивацией студента и будущего выпускника с учетом его интересов и предпочтений. Информационно-консалтинговое пространство, с одной стороны, выполняя роль виртуального помощника, с другой, может представлять собой базу данных о курсах повышения квалификации менеджеров разного уровня в регионе и осуществлять ее. Особой миссией будет выступать «доучивание» студента в рамках его обучения в вузе , и тогда возможно будет «создать» работника иновационного качества, востребованного на рынке труда.

СПС «Консультант плюс». Режим доступа: http: //www.consultant.ru

2. Федеральный государственный

образовательный стандарт высшего

профессионального образования по направлению

315

подготовки 080400 Управление персоналом. Портал государственных образовательных стандартов. Режим доступа: http: //fgosvo.ru

3. Днепров Э.Д. Образовательный стандарт -инструмент обновления содержания общего образования / Временный научный коллектив «Образовательный стандарт» Министерства образования Российской Федерации. - М., 2004. -104 с.

4. Стандарты профессионального

образования зарубежных стран. - М.: НПО, 2007. -42 с.

5. Аванесов В. Образовательные стандарты нужны, но другие. - Научный доклад. - 2005. - С. 2.

6. Глузман А. Особенности современного высшего образования за рубежом (Англия, Бельгия, США, Израиль). Культура народов Причерноморья.

- 2005. - № 58. - С. 8-11.

7. Слепухин А.В. Возможности

информационно-коммуникационных технологий в реализации индивидуального образовательного маршрута студентов педагогического ВУЗа. // Педагогическое образование в России. - 2014. - №

2. - С. 29-36.

8. Новые роли преподавателя в условиях современного российского ВУЗА. Презентация. Кафедра педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/77794/

9. Введение в профессиональную педагогику: учебно-методическое пособие / Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Казань: Изд

- во «Данис» ИПП ПО РАО. - 2014. - 145 с.

References:

1. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ

«Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». SPS «Konsul'tant pljus». Rezhim dostupa: http:

//www.consultant.ru

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 080400 Upravlenie personalom. Portal gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov. Rezhim dostupa: http: //fgosvo.ru

3. Dneprov Je.D. Obrazovatel'nyj standart -instrument obnovlenija soderzhanija obshhego obrazovanija / Vremennyj nauchnyj kollektiv «Obrazovatel'nyj standart» Ministerstva obrazovanija Rossijskoj Federacii. - M., 2004. - 104 s.

4. Standarty professional'nogo obrazovanija zarubezhnyh stran. - M.: NPO, 2007. - 42 s.

5. Avanesov V. Obrazovatel'nye standarty nuzhny, no drugie. - Nauchnyj doklad. - 2005. - S. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Gluzman A. Osobennosti sovremennogo vysshego obrazovanija za rubezhom (Anglija, Bel'gija, SShA, Izrail'). Kul'tura narodov Prichernomor'ja. -2005. - № 58. - S. 8-11.

7. Slepuhin A.V. Vozmozhnosti informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v realizacii individual'nogo obrazovatel'nogo marshruta studentov pedagogicheskogo VUZa. // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2014. - № 2. - S. 29-36.

8. Novye roli prepodavatelja v uslovijah sovremennogo rossijskogo VUZA. Prezentacija. Kafedra pedagogiki RGPU im. A.I. Gercena. Rezhim dostupa: http://www.myshared.ru/slide/77794/

9. Vvedenie v professional'nuju pedagogiku: uchebno-metodicheskoe posobie / F.Sh. Muhametzjanova, G.A. Shajhutdinova // Kazan': Izd -vo «Danis» IPP PO RAO. - 2014. - 145 s.

Сведения об авторе:

Никифорова Диана Владимировна (г. Казань, Россия), аспирантка ФГБНУ «Институт проблем национальных и малокомплектных школ Российской академии образования», e-mail: dvnik@mail.ru.

Data about the author:

D. Nikiforova (Kazan, Russia), postgraduate student of Institute of Issues of Ethnical and Underfilled School of Russian Academy of Education, e-mail: dvnik@mail.ru.

316

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.