задания заключается в умении изобразить архитектуру от руки по заданным ортогональным проекциям (плану и фасаду).
Учебная художественная практика после аудиторных занятий рисунком и живописью дает возможность работать на пленэре, выполняя графические натурные зарисовки, этюды исторических объектов и современных зданий в городской среде или в парковом пейзаже. Акцент делается на верную передачу пропорций и стилистических черт архитектурных памятников. Итоговыми заданиями является графическое решение многоплановой городской панорамы и выполнение живописного пейзажа с архитектурными сооружениями. Архитектурные зарисовки передают результат непосредственного наблюдения и анализа увиденного окружающего пространства, его отдельных частей, взаимодействия пластических объемов, масштабов, форм. С технической точки зрения подобные упражнения помогают еще больше развить навыки владения различными художественно-графическими материалами и красками, а затем применять их в архитектурной проектной графике и в творческих работах.
Выводы. Кафедра «Архитектуры» НИУ МГСУ стремится поддерживать высокий уровень подготовки специалистов, так как занятия рисунком и живописью развивают пластическое мышление, чувство цветовой гармонии; формируют навыки фиксации своих творческих идей изобразительными средствами, что является рабочей «кухней» архитектора и необходимым средством профессионального общения.
Методика, разработанная преподавателями кафедры, дает комплексное освоение академического рисунка и живописи, архитектурной графики, художественной пленэрной практики, что позволяет добиваться высоких результатов в обучении. Последовательное выполнение заданий учебной программы помогает не только овладеть общей изобразительной культурой, но и выработать индивидуальную манеру графического и колористического выражения своих идей в архитектурном проектировании.
Изменения, которые вносятся в программы художественных дисциплин, связаны с этапами реформирования высшей школы, с введением образовательных стандартов новых поколений. Несмотря на то, что само содержательное наполнение программы по рисунку и живописи в целом остается без существенных изменений, оно требуют периодической корректировки в соответствии с обновляемыми учебными планами, чтобы за выделяемое на дисциплину время донести до обучающихся требуемый объем знаний.
Литература:
1. Барышников В.Л. Принципы построения модели учебной дисциплины «Живопись» и ее роль в формировании пластической культуры архитектора // Architecture and Modern Information Technologies. -2013. № 3 (24). - С. 1-13
2. Веслополова Г.Н. Принцип подобия. Человек - мера вещей // Вестник ТГАСУ., 2016. №1. - С. 56-66
3. Дейнека А.А. Учитесь рисовать. - М.: Изд. Академии художеств СССР. 1961. - 224 с.
4. Ли Н.Г. Основы учебного академического рисунка: учебник. - М.: Эксмо, 2016. - 480 с.
5. Живопись: методические указания по выполнению практических заданий для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению 270100 «Архитектура». Учеб. электрон. Изд. - М.: МГСУ, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2014. - 68 c.
6. Карпенко А.Г., Потокина Т.М., Иванова Н.В., Антонова Н.Н. Набросок как одна из составляющих в процессе обучения студентов-архитекторов // Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет. Материалы конференции. - Том №2, 2011. - С. 336-339
7. Левин И.Л. Парадигмальный анализ развития школ высшего архитектурно-художественного образования / Интернет-журнал «Науковедение». - Том 7, №4, июль-август 2015.
8. Осмоловская О.В. Рисунок в современной подготовке студента-архитектора / Журнал Academi. Архитектура и строителство. - №3, 2014. - С. 70-76
9. Рисунок: методические указания по выполнению практических заданий для студентов бакалавриата очного отделения, обучающихся по направлению подготовки 07.03.01 Архитектура / сост. А.П. Рац; Московский государственный строительный университет. Учеб. электрон. изд. - М.: МГСУ, 2015. - 49 с.
10. Шаров В.С. Академическое обучение изобразительному искусству. - М.: Эксмо, 2018. - 648 с.
Педагогика
УДК 378.1
заместитель начальника отдела профориентационной работы Князькина Евгения Александровна
Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева (г. Казань)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В
ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме профориентации в рамках преодоления противоречия между существующими потребностями общества и выдвигаемыми условиями профориентационной работы технического университета. Проектирование и реализация профориентационной работы в техническом вузе оказывает существенное влияние на выбор жизненного пути молодежи, их адаптации к инженерно-техническим профессиям и совместного взаимодействия выбора общества с другими сферами общества.
Ключевые слова: система, профориентационная работа, проектирование, технический университет, инженерные профессии.
Annotation. This article is devoted to the problem of vocational guidance in the framework of overcoming the contradiction between the existing needs of society and the conditions put forward for vocational guidance at a technical university. The design and implementation of vocational guidance work in a technical university has a significant impact on the choice of the life path of young people, their adaptation to engineering and technical professions and the joint interaction of society's choice with other spheres of society.
Keywords: system, career guidance work, design, technical university, engineering professions.
Введение. Серьёзные изменения социально-экономических и технических условий, в которых происходит процесс самоопределения современного человека, требует пересмотра общепринятых подходов к организации и проведению профориентационной работы в технических вузах. При этом необходимо учитывать три основных тезиса:
Во-первых, подготовку молодого поколения к профессиональному выбору необходимо начинать с раннего возраста, с тем, чтобы к подростковому периоду у молодежи сформировался набор компетенций, обеспечивающих относительно самостоятельный и осознанный выбор их будущей профессии.
Во-вторых, формирование профориентационной среды в вузе должно оказывать непосредственное и положительное влияние на выбор абитуриентов, стимулируя их интеллектуальную и творческую активность с последующим выбором на инженерные специальности.
В-третьих, проектирование и реализация системы профориентационной деятельности технического университета должно исследовать новые возможности в условиях современных реалий.
Опираясь на теоретические и методологические аспекты необходимо определить цель исследования -создание системы профориентационной работы в техническом университете. Построение данной теории необходимо начать с формулировки понятия профориентационная деятельность, которая представляет собой комплекс мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и познавательных интересов в выборе своей будущей профессии.
Анализ, проводимый в результате социально-исторического развития, теоретических и методологических аспектов позволяет привести основные доводы обратить внимание на материал исследования в рамках создания единой теории.
Изложение основного материала статьи. Профориентационная деятельность представляет собой самостоятельное направление, которое обладает внутренней сущностью и спецификой.
Как отмечает А.Г. Антипьев, «профориентацию молодежи можно рассматривать в двух основных аспектах. С одной стороны, это система подготовки молодежи к осознанному выбору профессии, включающая такие структурные элементы, как профинформирование, профконсультирование, профотбор, трудоустройство и адаптацию на производстве. С другой стороны, это социальный процесс выбора индивидом, в данном случае молодым человеком, профессии (специальности). Правильный выбор человеком профессии в любом обществе опирается на три основных требования: хочу, могу, надо» [1, с. 13].
А.Ю. Мухарлямова определяет профориентацию как «систему мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в осознанном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям» [6].
Несколько отличное определение дают О.А. Махаева и Е.Е. Григорьева, которые понимают под профориентацией «научно обоснованное распределение людей по различным видам профессиональной деятельности в связи с потребностями общества в различных профессиях и способностями индивидов к соответствующим видам деятельности» [5, с. 2].
Обобщая данные различных источников, можно выявить наличие общих составляющих в определении сущности профориентации:
1. Профориентация представляет собой систему мер, направленных на решение экономических задач -эффективное распределение профессиональных кадров, становление профессиональной личности.
2. Профориентация не является самостоятельной наукой, однако, при постановке задач и создании профориентационных мероприятий она, как направление, опирается на данные целого ряда научных дисциплин: педагогика, экономика, психология, политология и т.д.
3. Профориентация позволяет учитывать три ключевые составляющие: потребностно-мотивационная сфера личности, способности, таланты и личный опыт человека, а также аспект государственной и экономической необходимости, востребованности той или иной профессии [2, с. 47].
Опираясь на основы методологии необходимо спроектировать систему профориентационной деятельности талантливой в техническом университете.
В таблице 1 представлена система профориентационной работы технического университета.
Таблица 1
Проектирование и реализация системы профориентационной работы в техническом университете
Наименование мероприятия Назначение, цель
Форум «Открытие талантов» (далее - Форум) с участием руководства Республики Татарстан. В процессе реализации Госпрограммы в период с 2015-2020 года в г. Казани на базе Германо-Российского института новых технологий Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева проводился Форум «Открытие талантов» (далее - Форум) с участием руководства Республики Татарстан. Форум - центральная площадка Республики Татарстан для ежегодного анализа подходов и обмена опытом в сфере развития и управления талантами. Участники Форума -дети, молодежь, наставники, а также эксперты из регионов России, ведущих компаний, заинтересованные в развитии потенциала и компетенций молодежи.
Посещение школ г. Казани. Выступление перед обучающимися 10-11 классов физико-математического профиля в школах города Казани.
День программиста. Мероприятие для талантливых обучающихся школ Республики Татарстан увлеченных IT технологиями совместно с компанией Барс Групп.
Чемпионат мира по композитам. Composite Battle - это уникальный чемпионат по инновациям в области композитных материалов среди молодых специалистов. Популяризация композитной отрасли среди молодых специалистов, студентов СПО и обучающихся школ.
Образовательная выставка в республике Казахстан, Узбекистан, Таджикистан. Презентация образовательных программ и профориентационное консультирование абитуриентов республики Казахстан, Узбекистан, Таджикистан. Заинтересовать обучающихся в КНИТУ-КАИ путем презентации вуза с предоставлением информации об учебных институтах (факультете) и
отделениях СПО, научно-исследовательских направлениях, возможностях трудоустройства и потенциальных работодателях, спортивной внеучебной деятельности вуза, дополнительных возможностях для студентов и абитуриентов.
Выезд в лучшие школы регионов РФ, встречи с призерами олимпиад. Выступление перед обучающимися 10-11 классов физмат классов школ РФ и призерами олимпиад.
Адресная работа с победителями и призерами всероссийских олимпиад. Выявление и рассылка призерам и победителям всероссийских олимпиад персональных писем от ректора, сертификат на повышенную стипендию и ордер на заселение в общежитие КНИТУ-КАИ. После обращения абитуриента осуществляется сопровождение олимпиадника во время приемной кампании.
Образование через всю жизнь. Специализированные выставки в городах Поволжья. Презентация образовательных программ и условий поступления в КНИТУ-КАИ. Привлечение победителей и призеров олимпиад, увеличение числа абитуриентов для приема на целевое обучение.
День открытых дверей. Информирование абитуриентов и их родителей о правилах поступления в КНИТУ-КАИ, предоставление информации об образовательной и научной деятельности вуза.
Олимпиада имени авиастроителя В.А. Окулова (профиль физика). Многопрофильная олимпиада КНИТУ-КАИ проводится с целью создания условий для привлечения участников олимпиады в КНИТУ-КАИ.
Олимпиада школьников «Гранит науки»; Всероссийская олимпиада «Курчатов»; Олимпиада «САММАТ»; Московская олимпиада школьников по экономике; Многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда». Профили: технологии материалов, машиностроение, авиационная и ракетно-космическая техника, техника и технологии наземного транспорта, электроэнергетика, биотехнологии; Турнир имени М.В. Ломоносова; Олимпиада «Росатом»; Межрегиональная олимпиада школьников имени И.Я. Верченко; Всероссийская интернет-олимпиада «Нанотехнологии -прорыв в будущее!». Олимпиады проводятся с целью с целью пропаганды научных знаний, выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-техническому творчеству, к инженерным профессиям; созданию условий для поддержки талантливой молодежи; распространения и популяризация научных знаний среди молодежи, создания условия для привлечения победителей, призеров и участников олимпиад в КНИТУ-КАИ. Основными целями и задачами олимпиад являются выявление и развитие у обучающихся в образовательных учреждениях среднего, начального и среднего профессионального образования регионов Российской Федерации творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание условий для интеллектуального развития, поддержки одаренных детей, в том числе содействие им в профессиональной ориентации и продолжении образования.
Олимпиада по физике и математике НТИ. Олимпиада проводится с целью: - поддержки школьников в стремлении решать технологические вызовы XXI века; - трансляция современных технологических вызовов школьникам и педагогам, включение детско-взрослых команд в инженерную деятельность «по-взрослому»: в командном формате, свободном выборе средств разработки, с применением современных средств; - повышение социального признания такой «взрослой» инженерной деятельности школьников путем повышения статуса олимпиады, ее участников и победителей (100 баллов ЕГЭ); - развитие поля детского и взрослого инженерного творчества, проектирования и предпринимательства, отработка новых форматов инженерных соревнований.
Многопрофильный отбор для абитуриентов стран СНГ - очный этап Таджикистан, Узбекистан, Казахстан. Многопрофильная олимпиада для иностранных абитуриентов с целью выявления способностей обучающегося и предоставление условий поступления в технический вуз.
Экскурсии КНИТУ-КАИ Заключение соглашения с региональными тур операторами. Формирование положительного имиджа инженерных профессий и КНИТУ-КАИ. Открытие интерактивного музея Ту-144.
«День инженерии». КНИТУ-КАИ является площадкой проведения мероприятия в стиле VR; приглашение спикеров, возможность абитуриентов послушать идею создания «Атласа профессий», попробовать на практике окунуться в профессию с помощью виртуальной и дополненной реальности.
«День космонавтики» -утренний забег. Мероприятие для обучающихся школ города Казани. Целью забега является популяризация активного образа жизни среди студентов и сотрудников университета, а также членов их семей и школьников города Казани.
Совместные проекты школа-вуз. Взаимодействие школ города Казани с КНИТУ-КАИ, выстраивание партнерских отношений, проведение на базе школы в лаборатории научно-проектных работ с талантливой молодежью под руководством профессорско-преподавательского состава КНИТУ-КАИ и защиты проектных работ на кафедре университета.
Проектная работа с центром детского творчества «Технополис». Формирование комплекса творческих мероприятий для абитуриентов, который включает экскурсию с целью информирования абитуриентов о правилах приема в вуз, посещение научных лабораторий КНИТУ-КАИ и проведение мастер-классов.
Проект «Лекториум» Платформа работает с программами по поступлению в вуз и профориентации школьников, специализации студентов и повышению квалификации специалистов и школьных учителей. Объединяет образовательную платформу для размещения массовых открытых онлайн-курсов (МООК), профильное издательство по разработке МООК и самый большой открытый видеоархив лекций на русском языке.
Комплексная программа KAI.CARE. Программа направлена с целью поддержки абитуриента не только в период поступления в вуз, но и в дальнейшем на протяжении всего срока обучения. Программа разделена по лигам и включает следующие аспекты: • Назначение стипендии на первый семестр обучения (от базовой - для III лиги, до 15 000 рублей - для PRO). *Поддержка со стороны вуза при включении студента PRO лиги в список получателей стипендии президента Республики Татарстан. А это не менее 7 000 рублей на весь срок обучения, главное учиться без троек! • Скидка 5-15% (зависит от лиги) на дополнительные (помимо занятий физической культурой) программы фитнеса в спортивном комплексе КАИ-Олимп. • Бесплатная 18-дневная программа оздоровления с выдачей талонов на питание (для всех лиг). • Доступ в закрытый аккаунт с подборкой книг «Лидеры КАИ» (для всех лиг). • Возможность обучения в военном учебном центре для всех лиг (при условии прохождения конкурса на 2 курсе). • Абонемент на посещение творческих мероприятий (I, высшая и PRO лиги) • Продление стипендии на 2 семестр в случае закрытия сессии на «отлично» (высшая и PRO лиги). • Предоставление возможности проживания в общежитии гостиничного типа (высшая и PRO лиги в порядке очередности). Комфортабельные условия проживания, не более 2-х человек в комнате + собственная душевая. При этом стоимость в стандартном диапазоне цен общежитий КАИ. • Завтрак с ректором (высшая и PRO лиги). • Брендовая папка первокурсника КАИ (каждому поступившему на очную форму программ бакалавриата и специалитета) + корпоративный подарок от kai.gifts номиналом 500 руб. или фиксированная скидка (высшая и PRO лиги).
Проект Welcome day. Цель: Программа направлена на увеличение числа победителей и призеров олимпиад из перечня олимпиад школьников, выбирающих КНИТУ-КАИ. Направление программы: данное направление реализуется в формате профильной летней школы (3 дня), в период с 1 по 25 июля 2020 года. Краткое содержание: К участию в летней школе «Welcome day» допускаются победители и призеры олимпиад из перечня олимпиад школьников и всероссийских олимпиад, подтвердившие статус (набравшие более 75 баллов на ЕГЭ по профильному предмету). Максимальное число участников 35 победителей и призеров олимпиад и 35 сопровождающих, по желанию (только 1 родитель). Продолжительность участие в программе 3 дня. Вручение брендированной папки первокурснику.
Целевое обучение в интересах КНИТУ-КАИ. Заключение договоров абитуриентов с предприятиями-партнерами и соглашение с абитуриентом на одно направление от кафедры вуза.
Проведение в КНИТУ-КАИ интеллектуального стендапа. 1. Интеллектуальный стендап - профессорские лекции. Крутые и выступления ППС институтов в школах г. Казани и/или единое мероприятие онлайн. С юмором о науке. 2. Включение небольших мастер-классов - «Это интересно». Набор практико-ориентированных лекций, направленных на популяризацию конкретной специальности.
Проведение зимней онлайн школы. Зимняя онлайн школа - это серии вебинаров по «топовым» направлениям в КНИТУ-КАИ с целью ознакомления обучающихся и привлечении их в университет.
Единая статусная многопредметная олимпиада под руководством одного оргкомитета. Единое положение всех олимпиад, проводимых институтами. Объединение в единую многопредметную олимпиаду.
Создание мощной команды SMM и проведение системной PR-кампании. Рекламное предложение от «Поступи онлайн» (размещение информации об университете в социальных сетях, реклама на яндексе и т.д.). Проведение рекламы в сети интернет и в социальных сетях.
Выводы. Проектируя систему профориентационной работы в техническом университете, следует разделить мероприятия на три блока:
• Информационно-ознакомительный блок (знания, факты, концепции «человек-техника», познание в профессии);
• оперативно-деятельностный блок (формирование научно-технических умений, развитие способностей к решению задач по техническим наукам на основе ранее усвоенных знаний);
• практико-ориентированный блок (применение приобретенных умений и способностей в научно-технической деятельности вуза).
В информационно-ознакомительном блоке представлены совместные профориентационные мероприятия, которые направлены на первичное знакомство молодежи с вузом, специальностями, профилями, а также с особенностями обучения в техническом университете [3, с. 19].
Второй блок - профориентационные мероприятия, которые предоставляют абитуриентам преимущества (программа ЕГЭ+10) при поступлении в технический вуз.
Практико-ориентированный блок демонстрирует совместные профориентационные мероприятия с активным участием талантливой молодежи [4].
Отсюда, анализ системы профориентационной деятельности в контексте отражает следующий вывод исследования: проектирование и реализация системы профориентационной деятельности в техническом университете позволяет создать наиболее эффективные условия для профессионального самоопределения молодого поколения, формировании способности выбирать сферу деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам потенциальных абитуриентов.
Таким образом, материалы данной статьи представляют практическую ценность для развития теории общей педагогики и дальнейшего исследования.
Литература:
1. Антипьев А.Г. Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 2 (12), - С. 147.
2. Белов В.И. Формирование личности профессионала как непрерывный процесс. Профориентационная работа и профильное обучение в современной школе: опыт и инновации: сб. ст. -С. 6-9.
3. Ирисметов А.И. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров-экологов в технологическом вузе: Дис. ...канд.пед.наук. - Казань, 2018. - 198 с.
4. Колонтаевская И.Ф. Профориентационная работа со школьниками для поступления на инженерно-технические направления подготовки профессионального образования // Концепт. - 2014. - No 11 (ноябрь). -URL: https://e-koncept.ru/2019/14319.htm.
5. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: комплексная программа активного самоопределения школьников. М., 2020.
6. Мухарлямова А.Ю. Основы профориентологии. Краткий конспект лекций URL: http://http/tulpar.kfu.ru/course/view.php?id=1530.
Педагогика
УДК 371.4
кандидат педагогических наук, доцент Кожурова Алина Алексеевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент 4 курса кафедры «Начальное образование» Васильева Ирина Александровна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Статья посвящена нравственному воспитанию подрастающего поколения. Дается обоснование, что формирование нравственно-этических качеств младших школьников является главным фактором в развитии и становлении личности в дальнейшем. Цель статьи: выявить уровень сформированности нравственно-этических качеств младших школьников. Описывается проведение четырех диагностических методик: диагностика изучения уровня сформированности нравственных понятий; диагностика этики поведения; определение отношения к жизненным ценностям; выявление нравственной воспитанности.
Ключевые слова: младший школьник, нравственно-этические качества, уровень сформированности, диагностика.
Annotation. The article is devoted to the moral education of the younger generation. The author substantiates that the formation of moral and ethical qualities of primary school children is the main factor in the development and