Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

75
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое проектирование / профориентационная деятельность / талантливая молодежь / инновационный проект / олимпиадное движение. / pedagogical design / career guidance / talented youth / innovative project / olympiad movement.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Князькина Евгения Александровна, Муравьева Елена Викторовна

В данной статье рассматривается педагогическое проектирование в рамках организации профориентационной работы, которое необходимо для подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений в области инженерии. Организация профориентационной деятельности в техническом вузе с использованием метода педагогического проектирования позволит ознакомить молодежь с будущей профессией и получить актуальную информацию о направлениях подготовки в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Князькина Евгения Александровна, Муравьева Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL DESIGNING AS A METHOD OF ORGANIZING PROFORIENTATION ACTIVITIES AT THE TECHNICAL UNIVERSITY

This article discusses pedagogical design within the framework of the organization of career guidance work, which is necessary for the preparation of students of general educational institutions in the field of engineering. Organization of career guidance activities in a technical university using the method of pedagogical design will allow young people to become familiar with their future profession and obtain relevant information on areas of training at the university.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

УДК 378.1

Князькина Евгения Александровна Knyazkina Evgeniya Alexandrovna

Заместитель начальника отдела профориентационной работы КНИТУ-КАИ Deputy Head of the Department of Career Guidance KNRTU-KAI,

Муравьева Елена Викторовна Muraveva Elena Victorovna

Doctor of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Industrial and Environmental Safety

KNRTU-KAI

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

PEDAGOGICAL DESIGNING AS A METHOD OF ORGANIZING PROFORIENTATION ACTIVITIES AT THE TECHNICAL UNIVERSITY

Аннотация. В данной статье рассматривается педагогическое проектирование в рамках организации профориентационной работы, которое необходимо для подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений в области инженерии. Организация профориентационной деятельности в техническом вузе с использованием метода педагогического проектирования позволит ознакомить молодежь с будущей профессией и получить актуальную информацию о направлениях подготовки в университете.

Abstract. This article discusses pedagogical design within the framework of the organization of career guidance work, which is necessary for the preparation of students of general educational institutions in the field of engineering. Organization of career guidance activities in a technical university using the method of pedagogical design will allow young people to become familiar with their future profession and obtain relevant information on areas of training at the university.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, профориентационная деятельность, талантливая молодежь, инновационный проект, олимпиадное движение.

Key words: pedagogical design, career guidance, talented youth, innovative project, olympiad movement.

Современные проблемы педагогической деятельности разрешаются путем создания и внедрения в профориентационную работу и образовательную среду инновационных проектов, что требуют тщательного проектирования. Педагогическое проектирование осуществляется в рамках совместной профориентационной работы технического университета и общеобразовательных учреждений. [2, c. 113].

Привлечение понятия «педагогическое проектирование» в образовательную среду связано с решением целого ряда методологических проблем, поскольку влечет расширение терминологического пространства науки и пересмотра представлений о некоторых традиционных категориях деятельности университета.

Собственно, педагогическое проектирование и его приложения исследовались В.С. Безруковой, В.П. Беспалько, Е.С. Заир-Бек, Н.Н. Суртаевой, Ю.К. Черновой, В.З. Юсуповым и другими. Однако, несмотря на интенсивные

поиски ученых в целях создания единой теории, пока остаются слабо изученными вопросы терминологии данной проблематики, ее содержательного наполнения. [2, с. 115].

Педагогическое проектирование представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Она обусловлена потребностью разрешения актуальной проблемы, носит творческий характер и опирается на ценностные ориентации. Ее результатом выступает модель объекта педагогической действительности, которая обладает системными свойствами, базируется на педагогическом изобретении, так как в ее основе лежит новый способ решения проблемы, и предусматривает возможные варианты использования.

Классическим считается положение Дж.К. Джонса о том, что процесс проектирования в своем развитии проходит три этапа: дивергенции (расширение границ проектной ситуации с целью обеспечения достаточно обширного пространства для поиска решения), трансформации (создание принципов и концепций), конвергенции (выбор оптимального варианта решения из множества альтернативных). [2, с. 117].

В рамках исследования педагогическое проектирование рассматривается как составная часть педагогической деятельности, направленная на научно-обоснованную разработку замысла (проекта) развития, совершенствования и преобразования процесса обучения и воспитания, а также реализацию этого проекта. [1, с. 93].

В соответствии с этой дефиницией педагогическое проектирование совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений представляет собой разработку и реализацию проекта совместной деятельности, направленную на профессиональную ориентацию обучающихся в выборе своей будущей профессии.

В настоящее время педагогическое проектирование рассматривается как инновационный проект, который направлен на научную разработку и совершенствование профориентационной деятельности технического университета.

Целью педагогического проектирования совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений является определение оптимальных условий повышения эффективности и улучшения качества работы по ориентации обучающихся общеобразовательных учреждений на инженерные профессии.

В рамках реализации инновационного проектирования Казанский Национальный Исследовательский Технический университет имени А.Н. Туполева - КАИ (КНИТУ-КАИ) планирует создать образовательную площадку для привлечения талантливой молодежи в университет.

Образовательный кластер КНИТУ-КАИ по привлечению олимпиадников можно наглядно увидеть на рисунке 1.

1.....

.1.

САММАТ

Гранит науки с 2021 г.

Олимпиада 3

Олимпиада 4

Олимпиада 5

КАЙ кок соучредитель 4 олимпиад * своя перечнееоя олимпиадо

2 :

\ :

НТИ площадка

Свое направление

. налцкмр Ьасгъьыпчъе шлмд/мт

(вжтятмииг г ми» алишълоЛымм^

Центр подготовки к олимпиаде НТИ

Клуб оп И ИМ И»ДН и ко •

П«р*мч«т Прохождения

МООС • обоаэом1елвной

Со5Двн иг * тепличных * условий КА1 ,САЙ£

Программ* «Эст*ф«т* лидерстве*

Сезонные школы

Ркшир«ни« ВИ • КАИ (химия, биология)

Свои ОЛИМПИвДНвЯ »л•■строки«* платформ»

ДЛЯ МЛ4ДШИХ

школьников

-1 Зффекрпзно работающая команда ППС КАИ

Внутренняя (редо КАИ

Создание МООС

Размещение в «Лекториум»

Размещение в

«Открытое образование»

Работа с Университетом талантов ♦ центр СИРИУС. Целевая работа с детьми из реестра одаренных детей

Рис.1. Образовательный кластер по работе с талантливой молодежью

в КНИТУ-КАИ

В рамках исследования необходимо прокомментировать внешние источники сотрудничества с КНИТУ-КАИ.

Университет Талантов - это образовательно-коммуникационная платформа, которая содействует талантливым молодым людям в развитии компетенций, профессиональном росте и трудоустройстве в Республике Татарстан.

Обучение в Университете Талантов включает в себя диагностику потенциала и компетенций студентов, разработку их индивидуальных планов развития (ИПР). Все студенты проходят базовый образовательный модуль, в ходе которого они определяют свою траекторию развития и посещают только те мероприятия, которые необходимы для достижения профессиональных целей.

Задача Университета Талантов - создать условия одаренным детям и талантливой молодежи Республики Татарстан для раскрытия своего потенциала.

[31

Образовательный центр «Сириус» - центр для одаренных детей, направленный выявление, развитие и дальнейшую профессиональную поддержку талантливой молодежи, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественнонаучных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве.

Основные задачи:

Охват максимального количества одаренных детей и их педагогов, содействие повышению уровня профессиональной подготовки по приоритетным для Центра направлениям во всех субъектах Российской Федерации.

Развитие условий для реализации интеллектуального и личностного потенциала, профессионального самоопределения и становления детей независимо от их места жительства, социального положения и финансовых возможностей их семей.

Создание системы «социальных лифтов» для талантливых молодых россиян, объединяющей профориентационные, образовательные, спортивные, творческие, исследовательские и иные ресурсы для развития и профессионального становления детей.

Формирование стимулов для партнерства различных заинтересованных сторон, вовлечение новых участников, педагогов, экспертов, партнеров. [4].

Олимпиада НТИ - это программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году.

Миссия олимпиады:

Поддержка школьников в стремлении решать технологические вызовы XXI века.

Трансляция современных технологических вызовов школьникам и педагогам, включение детско-взрослых команд в инженерную деятельность «по-взрослому»: в командном формате, свободном выборе средств разработки, с применением современных средств.

Повышение социального признания такой «взрослой» инженерной деятельности школьников путем повышения статуса олимпиады, ее участников и победителей (100 баллов ЕГЭ).

Развитие поля детского и взрослого инженерного творчества, проектирования и предпринимательства, отработка новых форматов инженерных соревнований.

Лекториум — образовательный проект. Объединяет образовательную платформу для размещения массовых открытых онлайн-курсов (МООК), профильное издательство по разработке МООК и самый большой открытый видеоархив лекций на русском языке. Платформа работает с программами по поступлению в вуз и профориентации школьников, специализации студентов и повышению квалификации специалистов и школьных учителей. Сейчас на платформе бесплатно обучается 245 000 пользователей. [5].

«Открытое образование» - современная образовательная платформа, предлагающая онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах. Платформа создана Ассоциацией "Национальная платформа открытого образования", учрежденной ведущими университетами - МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ ВШЭ, МФТИ, УрФУ и Университет ИТМО.

Проект ориентирован на широкое сотрудничество между университетами. Онлайн-курсы Платформы могут быть включены в учебные планы студентов любого вуза России. Ассоциация "Национальная платформа открытого

образования" обеспечивает заключение соглашений между университетом, реализующим образовательную программу, и университетом, разработавшим курс. В отличие от других платформ онлайн-обучения, университетам предоставляется возможность получать полную информацию об успеваемости своих студентов, при необходимости обеспечивать их методическое сопровождение и участвовать в проведении контрольных мероприятий, выполняя функцию идентификации личности. [6].

Руководство университета реализует тепличные условия для абитуриентов. Разрабатывается комплексная программа KAI.CARE.

РОГРАММА ПОДДЕРЖКИ КАКСАИ

Абитуриенты, поступившие с уровнем баллов 280 и выше вычисленные

лига РРКО е 15000 V я® л

Абитуриенты, поступившие с уровнем баллов 260 и выше д _ т

; Высшая лига О адОО .Р * V*' Н ^ *

Абитуриенты, поступившие с уровнем фллов ?40_р выше

> ^яш• > р ббоо X. и ет 2

Абитуриенты, поступившие с уровнем баллдр 220 и выше II лига 9 4400 X ™ 2

Абитуриенты, поступившие с уровнем бал л ре ниже 220

> "■»>"» » 2200

вви

1М0 Ноши

^»■^-■о.п- .и.111. .. „ а"*] —•"•-"•ч»-*

1ПЛрТ>**0«ЖМЛ» V г ' ТЮСИГ* Ж* МГПСЖПМРГй*

^Г) Продут »«я с гиаемдми нл тором \ - (ет^тр • с ммрыш («ом >и

</<у оСш&мт 1 им КАИ {« одрАДМи

спортшО!

щ. Ц ДИГМ!

уцррептим м >■ прогреми от Пра+ллт 1 армш (• и

оч£<р*дмо( ш о* Лет» РвО} К|фГ№р<1МйМ под^рокот Ы^Пъ МО руФ """ от ид«»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доступ • члфмтм* 1"глу»п < »»одЛорко* «миг •Лид(фыКАИ»

и оС'г I й — * «озимом «ом учетном центре (<фм у* ло<мя

проиождеии**о*курс» не I гур<г)

Рис.2. Программа поддержки абитуриента в КНИТУ-КАИ KAI.CARE

Данная программа включает: повышенную стипендию, выбор места в общежитии, 18-дневная оздоровительная программа в профилактории, корпоративные подарки от вуза, абонемент на бесплатное питание, абонемент в спортивный комплекс «КАИ-Олимп» и доступ в закрытый аккаунт электронной библиотеки.

Программа по работе с сезонными школами и реализации клуба олимпиадников находится на стадии запуска и требует минимальных доработок.

Таким образом, разработанный инновационный проект педагогического проектирования совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений станет теоретической основой в педагогике и приобретет прочную эмпирическую базу в практическом центре университета.

Библиографический список:

1. Бухтияров А. П. Педагогическое проектирование совместной профориентационной деятельности военного института и общеобразовательных учреждений, Курган 1999, с.150.

2. Филимонюк Л.А. Педагогическое проектирование и технология обучения студентов педагогическому проектирования// Вестник Ставропольского государственного университета. 2005. С. 113-119.

3. Университет талантов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://utalents.ru.

4. Сириус: общая информация [Электронный ресурс] Режим доступа: https://sochisirius.ru/o-siriuse/obschaja-informatsija.

5. Лекториум: справка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://project. lektorium.tv/mediakit.

6. Национальная платформа открытого образования: о проекте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: : //npoed. шМю^.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.