Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОГО КОНТЕНТА ОТКРЫТОЙ ОНЛАЙН-ШКОЛЫ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОГО КОНТЕНТА ОТКРЫТОЙ ОНЛАЙН-ШКОЛЫ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОНЛАЙН-КУРС / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ОТКРЫТОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Городецкая Н. И., Белоцерковская И. Е., Туманова Т. В., Щербакова Н. Б.

Актуальность. Создание и поддержка открытых онлайн-школ для обучения иностранных граждан на русском языке входит в комплекс мероприятий государственной программы «Развитие образования», реализуемых под эгидой Министерства просвещения Российской Федерации. Популяризация Российского высшего образования, возможность последующего трудоустройства на территории России привлекают в российские ВУЗы всё возрастающее количество иностранных студентов, которые стремятся как можно быстрее не только освоить русский язык, но и приобщиться к культурным и духовным ценностям нашей страны. Применение технологий разработки и реализации массовых открытых онлайн-курсов, как эффективного механизма повышения открытости и доступности образования, позволяет создать условия для продвижения русского языка на основе организации курсов открытого образования по русскому языку и российской культуре.Целью настоящей работы является разработка и научно-педагогическое обоснование эффективности открытой онлайн-школы дополнительного образования на русском языке для иностранных граждан, проживающих как в России, так и за её пределами, с возможностью самостоятельной записи на курсы и выбора индивидуального маршрута обучения.Материалы и методы. Теоретической основой нашей работы выступают концепции непрерывного образования, принципы образования взрослых, подходы к использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, принципы и подходы к разработке и реализации массовых онлайн-курсов. На начальном этапе обосновывалась актуальность и практическая значимость создания онлайн-школы, разрабатывались концепция данного ресурса, его содержательная составляющая, создавался проект образовательной платформы. На втором этапе осуществлялась дизайнерская разработка технологической платформы и создавался образовательный контент онлайн-курсов с применением максимального разнообразия форм представления учебного материала и учёта принципов эргономики работы пользователя с электронным контентом. На третьем этапе на основе опросов и обработки статистических данных определялась оценка эффективности созданного ресурса в контексте открытости и доступности предоставляемого учебного контента, его актуальности и востребованности иностранными гражданами.Результаты. В статье представлены результаты проектирования, разработки и апробации функциональности открытой онлайн-школы «Россия. Вектор возможностей». Рассматриваются концепция, принципы и форматы организации данного виртуального пространства. Приводятся результаты апробации созданного пакета онлайн-курсов на основе статистических данных об их участниках, анализа их рефлексивных отзывов, позволяющие судить о востребованности и актуальности данного ресурса.Заключение. Бесплатность и открытость курсов онлайн-школы, возможность обучаться в удобное время и получать личностно-значимое дополнительное образование на русском языке, необходимое для комфортного проживания в России, привлекает иностранных студентов, получающих российское образование. Полученные нами в результате апробации образовательной платформы статистические данные позволяют сделать вывод о востребованности разработанного ресурса, а конкретизация структурно-содержательного контента онлайн-школы и описание технологического процесса её создания могут быть полезны разработчикам подобных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Городецкая Н. И., Белоцерковская И. Е., Туманова Т. В., Щербакова Н. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN AND DEVELOPMENT OF INFORMATION CONTENT OF AN OPEN ONLINE SCHOOL FOR FOREIGN CITIZENS IN RUSSIAN

Relevance. The creation and support of open online-schools for teaching foreign citizens in Russian is part of the complex of measures of the state program “Development of Education” implemented under the auspices of the Ministry of Education of the Russian Federation. The popularization of Russian higher education and the possibility of subsequent employment in Russia attract an increasing number of foreign students to Russian universities, who strive to learn the Russian language as quickly as possible, but also to join the cultural and spiritual values of our country. The use of technologies for the development and implementation of mass open online-courses, as an effective mechanism for increasing the openness and accessibility of education, makes it possible to create conditions for the promotion of the Russian language based on the organization of open education courses in the Russian language and Russian culture.Purpose of this paper is to develop and scientifically and pedagogically substantiate the effectiveness of an open online school of additional education in Russian for foreign citizens living both in Russia and abroad, with the ability of self-registration for courses and choosing an individual training route.Materials and methods. The concepts of continuing education, the principles of adult education, approaches to the use of e-learning, distance learning technologies, principles and approaches to the development and implementation of mass online-courses are the theoretical basis of our paper. The relevance and practical significance of creating an online school were substantiated at the initial stage, the concept of this resource and its content component were developed, and an educational platform project was created. The design development of the technological platform was carried out at the second stage. The educational content of online-courses was created using the maximum variety of forms of presentation of educational material and taking into account the principles of ergonomics of the user’s work with electronic content. At the third stage, based on surveys and processing of statistical data, an assessment of the effectiveness of the created resource was determined in the context of the openness and accessibility of the educational content provided its relevance and demand by foreign citizens.Results. The results of the design, development and testing of the functionality of the open online school “Russia. Vector of possibilities” are presented in the article. The concept, principles and formats of the organization of this virtual space are considered. The results of testing the created package of online courses are presented. It is possible to judge the relevance of this resource on the basis of the statistical data obtained about the participants of online courses and the analysis of their reflexive reviews.Conclusion. The free and open nature of online school courses, the opportunity to study at a convenient time and receive a personally significant additional education in Russian, necessary for a comfortable stay in Russia, attracts foreign students receiving Russian education. The statistical data obtained by us as a result of testing the educational platform allow us to conclude that the developed resource is in demand. The specification of the structural and content of the online school and the description of the technological process of its creation can be useful to regional developers of such resources.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОГО КОНТЕНТА ОТКРЫТОЙ ОНЛАЙН-ШКОЛЫ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ»

УДК 37

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/1818-4243-2023-2-4-15

Н.И. Городецкая, И.Е. Белоцерковская, Т.В. Туманова, Н.Б. Щербакова

Нижегородский институт развития образования, Нижний Новгород, Россия

Проектирование и разработка информационного контента открытой онлайн-школы для иностранных граждан на русском языке

Актуальность. Создание и поддержка открытых онлайн-школ для обучения иностранных граждан на русском языке входит в комплекс мероприятий государственной программы «Развитие образования», реализуемых под эгидой Министерства просвещения Российской Федерации. Популяризация Российского высшего образования, возможность последующего трудоустройства на территории России привлекают в российские ВУЗы всё возрастающее количество иностранных студентов, которые стремятся как можно быстрее не только освоить русский язык, но и приобщиться к культурным и духовным ценностям нашей страны. Применение технологий разработки и реализации массовых открытых онлайн-курсов, как эффективного механизма повышения открытости и доступности образования, позволяет создать условия для продвижения русского языка на основе организации курсов открытого образования по русскому языку и российской культуре.

Целью настоящей работы является разработка и научно-педагогическое обоснование эффективности открытой онлайн-школы дополнительного образования на русском языке для иностранных граждан, проживающих как в России, так и за её пределами, с возможностью самостоятельной записи на курсы и выбора индивидуального маршрута обучения. Материалы и методы. Теоретической основой нашей работы выступают концепции непрерывного образования, принципы образования взрослых, подходы к использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, принципы и подходы к разработке и реализации массовых онлайн-курсов. На начальном этапе обосновывалась актуальность и практическая значимость создания онлайн-школы, разрабатывались концепция данного ресурса, его содержательная составляющая, создавался проект образовательной платформы. На втором этапе осуществлялась дизайнерская разработка технологической платформы и создавался образовательный контент

онлайн-курсов с применением максимального разнообразия форм представления учебного материала и учёта принципов эргономики работы пользователя с электронным контентом. На третьем этапе на основе опросов и обработки статистических данных определялась оценка эффективности созданного ресурса в контексте открытости и доступности предоставляемого учебного контента, его актуальности и востребованности иностранными гражданами.

Результаты. В статье представлены результаты проектирования, разработки и апробации функциональности открытой онлайн-школы «Россия. Вектор возможностей». Рассматриваются концепция, принципы и форматы организации данного виртуального пространства. Приводятся результаты апробации созданного пакета онлайн-курсов на основе статистических данных об их участниках, анализа их рефлексивных отзывов, позволяющие судить о востребованности и актуальности данного ресурса.

Заключение. Бесплатность и открытость курсов онлайн-шко-лы, возможность обучаться в удобное время и получать лич-ностно-значимое дополнительное образование на русском языке, необходимое для комфортного проживания в России, привлекает иностранных студентов, получающих российское образование. Полученные нами в результате апробации образовательной платформы статистические данные позволяют сделать вывод о востребованности разработанного ресурса, а конкретизация структурно-содержательного контента онлайн-школы и описание технологического процесса её создания могут быть полезны разработчикам подобных ресурсов.

Ключевые слова: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, онлайн-курс, дополнительная образовательная программа, открытое обучение, обучение иностранных граждан.

Natalya I. Gorodetskaya, Irina E. Belotserkovskaya, Tatyana V. Tumanova,

Natalya B. Sherbakova

Nizhny Novgorod Institute of the Education Development, Nizhny Novgorod, Russia

Design and Development of Information Content of an Open Online School for Foreign Citizens in Russian

Relevance. The creation and support of open online-schools for teaching foreign citizens in Russian is part of the complex of measures of the state program "Development of Education" implemented under the auspices of the Ministry of Education of the Russian Federation. The popularization of Russian higher education and the possibility of subsequent employment in Russia attract an increasing number of foreign students to Russian universities, who strive to learn the Russian language as quickly as possible, but also to join the cultural and spiritual values of our country. The use

of technologies for the development and implementation of mass open online-courses, as an effective mechanism for increasing the openness and accessibility of education, makes it possible to create conditions for the promotion of the Russian language based on the organization of open education courses in the Russian language and Russian culture.

Purpose of this paper is to develop and scientifically and pedagogically substantiate the effectiveness of an open online school of additional education in Russian for foreign citizens living both in Russia and

abroad, with the ability of self-registration for courses and choosing an individual training route.

Materials and methods. The concepts of continuing education, the principles of adult education, approaches to the use of e-learning, distance learning technologies, principles and approaches to the development and implementation of mass online-courses are the theoretical basis of our paper. The relevance and practical significance of creating an online school were substantiated at the initial stage, the concept of this resource and its content component were developed, and an educational platform project was created. The design development of the technological platform was carried out at the second stage. The educational content of online-courses was created using the maximum variety of forms of presentation of educational material and taking into account the principles of ergonomics of the user's work with electronic content. At the third stage, based on surveys and processing of statistical data, an assessment of the effectiveness of the created resource was determined in the context of the openness and accessibility of the educational content provided its relevance and demand by foreign citizens. Results. The results of the design, development and testing of the functionality of the open online school "Russia. Vector ofpossibilities"

are presented in the article. The concept, principles and formats of the organization of this virtual space are considered. The results of testing the created package of online courses are presented. It is possible to judge the relevance of this resource on the basis of the statistical data obtained about the participants of online courses and the analysis of their reflexive reviews.

Conclusion. The free and open nature of online school courses, the opportunity to study at a convenient time and receive a personally significant additional education in Russian, necessary for a comfortable stay in Russia, attracts foreign students receiving Russian education. The statistical data obtained by us as a result of testing the educational platform allow us to conclude that the developed resource is in demand. The specification of the structural and content of the online school and the description of the technological process of its creation can be useful to regional developers of such resources.

Keywords: e-learning, distance learning technologies, online course, additional educational program, open learning, learning of foreign citizens.

Введение

Современные тренды модернизации российского образования (открытость, доступность, персонализация, цифровая трансформация, суверенность), напрямую коррелирующие с основными направлениями развития образования во всём мире, прописаны в основных законодательных и программно-стратегических документах нашей страны [1, 2, 3]. Именно они определяют сегодня не только вектор развития всех уровней образования, но и спектр задач и мероприятий, способствующих достижению намеченных целей и реализации поставленных планов.

Создание и поддержка в России открытых онлайн-ш-кол на русском языке является одной из задач, поставленных в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [3], направленных на обеспечение полноценного функционирования и развития русского языка. В статье представлена разработка открытой онлайн-школы «Россия. Вектор возможностей» как комплекса открытых онлайн-кур-сов, выполненных в едином формате и направленных на продвижение русского языка, русской истории и культуры.

Актуальность создания данного ресурса конкретизируется в нескольких взаимосвязанных аспектах.

Первый аспект обусловлен не только позиционированием России, как государства с богатым историческим наследием, уникальным русским народом с его традициями и культурой, существенным возрастанием популярности русского языка во всём мире, но и «продвижением русского языка как основы культурного и образовательного единства народов Российской Федерации, эффективного международного общения» [3], в том числе в государствах — участниках Содружества Независимых Государств.

Второй аспект связан с популяризацией российского образования и всё увеличивающимся количеством иностранных студентов, прибывающих в нашу страну для получения образования в России и желающих освоить русский язык для полноценной социализации в обществе.

Третий аспект обусловлен необходимостью создания и совершенствования условий для иностранных граждан, проживающих как в России, так и за рубежом, в получении открытого и доступного образования на русском языке, приобщения к духовной жизни общества, языку, культуре, ге-

ографии, традициям и истории нашей страны.

Необходимость поиска условий и механизмов обучения иностранных граждан на русском языке связывается с разрешением следующих противоречий:

— между развивающимся процессом цифровизации образования, направленным на повышение его открытости и доступности, и недостаточной ресурсной базой для обеспечения этих процессов в дополнительном образовании на русском языке для иностранных граждан;

— между объективно существующей необходимостью повышения уровня социализации иностранных граждан, проживающих в России, приобщении их к культурным и духовным ценностям страны и недостаточностью разработанности условий и механизмов его осуществления;

— между применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий как эффективного механизма повышения открытости и доступности образования и недостаточным его использованием в дополнительном образовании на русском языке иностранных граждан.

В настоящей статье представляется технологический процесс проектирования и

разработки образовательной платформы как открытой он-лайн-школы дополнительного образования на русском языке для иностранных граждан, проживающих как в России, так и за рубежом. Он-лайн-школа представляется как ресурс и механизм продвижения и развития русского языка, аккумулирующий ин-формационно-просветитель-ские онлайн-курсы, позиционирующие Россию как страну с богатой историей, культурой, уникальной природой, самобытным русским народом, его языком, традициями Нижегородского региона. Целью нашего исследования является научно-педагогическое обоснование эффективности содержательного контента и функциональных возможностей данной образовательной платформы.

Обзор литературы

Теоретической основой исследования выступают концепции непрерывного образования [4, 5], принципы образования взрослых [6, 7, 8], подходы к использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий [9, 10, 11], принципы и подходы к разработке и реализации массовых открытых онлайн-курсов, в том числе по русскому языку для иностранных студентов [12, 13].

В последние годы Россия становится одним из лидеров по количеству обучающихся в ВУЗах зарубежных студентов [14]. В период адаптации к жизни в России у иностранных граждан возникает естественная потребность в изучении русского языка и культуры, что можно обеспечить посредством предоставления доступных, бесплатных массовых открытых онлайн-курсов (МООК), предполагающих неограниченное количество участников с предоставлением доступной для любого желающего проце-

дурой регистрации, реализуемых исключительно с применением электронного обучения [15]. Опыт создания массового открытого онлайн-курса, как альтернативного интерактивного источника знания для иностранных учащихся, позволяющего закрепить изученный материал и расширить знания в области коммуникативной грамматики русского языка представлен в работах [12, 13].

Основополагающими принципами организации открытой и доступной образовательной среды, основанной на использовании средств и технологий электронного обучения исследователи выделяют синхронный и асинхронный формат учебного взаимодействия, мультимедийность, наглядность и интерактивность учебного контента, оптимальность распределения учебного материала, качественный контрольно-оценочный фонд, оперативная связь с кураторами курсов и администраторами образовательной платформы. Основные виды, характеристики и классификация массовых онлайн-курсов, а также модели применения МООК в образовательном процессе представлены в работах [15, 16, 17, 18].

Новый взгляд на эффективное использование МООК в образовательной среде для обеспечения качественной подготовки современных

специалистов затрагивают авторы статей [19, 20].

7 декабря 2022 года в Москве прошёл Всероссийский семинар «Организация проведения и результативность мероприятий по распространению лучших практик российского образования в рамках международного сотрудничества на территории Российской Федерации и за рубежом, в том числе направленных на обеспечение полноценного функционирования и развития русского языка, проводимых при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации

в 2022 году». В рамках работы семинара состоялись презентации работы центров открытого образования на русском языке, открытых как на базе высших учебных заведений России (ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет», ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко» и др.), так и за рубежом (Центр открытого образования на русском языке в Зимбабве), обсуждались вопросы повышения мотивации иностранных граждан к изучению русского языка для получения профессионального образования в России, применения активных форм овладения русским языком (мастер-классы, образовательные онлайн-игры, конкурсы для педагогов, ведущих преподавание на русском языке за рубежом и т.п.). Наряду с широким спектром мероприятий, направленных на развитие русского языка и реализуемых в очном формате обучения, в рамках работы семинара был представлен опыт реализации дополнительных образовательных программ на русском языке в формате он-лайн-курсов, размещённых на цифровых платформах российских образовательных организаций (ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползуно-ва», ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «МЭИ»») [21].

Формат массовых открытых онлайн-курсов подходит для курсов повышения квалификации, факультативных программ и программ дополнительного образования [22].

Таким образом, повышение открытости и доступности

дополнительного образования иностранных граждан на русском языке, проживающих в России, а также за её пределами, может быть обеспечено посредством создания специальной образовательной платформы: открытой он-лайн-школы на русском языке.

Описание разработки

В целях разработки данного ресурса в Нижегородском институте развития образования была создана рабочая группа технолого-методического обеспечения процесса разработки образовательной платформы. В состав рабочей группы были включены специалисты отдела сопровождения инновационной деятельности и подготовки научно-педагогических кадров, центров технического обеспечения и электронного обучения, а также педагоги и руководители предметных кафедр.

Рабочей группой была сформулирована гипотеза о том, что повышение открытости и доступности дополнительного образования иностранных граждан на русском языке, проживающих в России, а также за её пределами, может быть обеспечено посредством создания специального Интернет-ресурса — открытой он-

Е_

Россия. Вектор возможностей

□ <®

лайн-школы на русском языке и определены следующие задачи исследования:

— проанализировать имеющийся опыт разработки отечественных массовых открытых онлайн-курсов;

— осуществить анализ существующих и необходимых технических и программно-методических средств и определить возможности ресурсной техно -логической базы института для проектирования и разработки технологической платформы онлайн-школы;

— спроектировать и создать виртуальную среду обучения: определить дизайн и структуру представления контента онлайн-школы, разработать механизмы организации учебного процесса на основе принципов открытого образования;

— создать дидактический комплекс онлайн-школы, аккумулирующий информационно-просветительские он-лайн-курсы по русскому языку, географии, истории, образованию и российской культуре;

— экспериментально апробировать разработанную он-лайн-школу.

Опытно-экспериментальная работа по созданию он-лайн-школы проводилась в несколько этапов в период с сентября по октябрь 2022 г. с привлечением групп специа-

листов разного профиля. Еженедельная корректировка выполнения поставленных задач осуществлялась посредством организации методических совещаний рабочей группы, которые проходили в очном формате.

Так на первом этапе выполнения работ сотрудниками центра электронного обучения был проведён анализ публикаций по теме исследования с целью изучения отечественного опыта разработки открытых образовательных платформ и массовых онлайн-курсов, была обоснована актуальность и практическая значимость создания онлайн-школы. Сотрудниками отдела сопровождения инновационной деятельности и подготовки научно-педагогических кадров, а также коллективом руководителей структурных подразделений института, привлечённых к выполнению работ, разработана концепция образовательной платформы, в соответствии с которой определена содержательная составляющая (темы онлайн-курсов) и составлена маршрутная карта предстоящих мероприятий. Сотрудниками центра технического обеспечения института и центра электронного обучения была выполнена оценка технологической ресурсной базы института, на основании которой был разработан проект образовательной платформы: определены необходимые технические и программные средства необходимые для эффективного функционирования платформы, спроектирован дизайн главной страницы онлайн-школы (рис. 1, рис. 2) и определены общая структура размещения содержательного контента и его визуального представления на экране компьютера, дизайн и компонентные составляющие электронного контента онлайн-курсов. В качестве технологической платформы онлайн-школы было выбрано кроссплатфор-менное программное обеспе-

Рис.1. Главная страница открытой онлайн-школы «Россия. Вектор возможностей» Fig.1. Main page of the open online school "Russia. Vector of possibilities"

чение, предназначенное для создания онлайн-курсов и управления учебным процессом в сети интернет — актуальная версия LMS Moodle (LMS от англ. Learning Management System — система управления курсами; Moodle от англ. Modular object-oriented dynamic learning environment — модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда), распространяемая по лицензии GNU GPL. Доступ к технологической платформе онлайн-школы организован по адресу https://openniro.ru/.

На втором этапе осуществлялась дизайнерская разработка технологической платформы, создание содержательного контента онлайн-курсов и их апробация. В соответствии с разработанной концепцией создания открытой онлайн-шко-лы на русском языке «Россия. Вектор возможностей», целевая установка которой направленна на формирование у иностранных граждан, проживающих в России и за ее пределами,

представлений о языке, культуре, образовании, литературе, искусстве, географии, природе России было разработано десять дополнительных образовательных программ и, соответственно, десять онлайн-курсов: «Русский язык», «Русская литература», «Русское музыкальное искусство», «Русская живопись», «История России», «История Нижегородского края», «География России», «Природа России», «Образование в России», «Профессиональное образование в России для иностранных граждан».

В разработке содержательного контента онлайн-курсов приняли участие лучшие преподаватели подразделений института.

Рабочей группой была выполнена методическая разработка общего шаблона структуры онлайн-курсов и определены формы представления учебного материала для достижения единообразия, доступности восприятия и максимальной визуализации содер-

жательного контента. Шаблон структуры каждого онлайн-кур-са содержит информационный раздел, четыре содержательных тематических раздела и раздел итоговой аттестации.

Информационный раздел включается в себя следующие элементы:

— Описание программы курса

— Объявления

— Входная анкета

— Форум для консультаций

— Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Содержательный тематический раздел каждого курса должен включать 4 основных элемента:

— Видео лекция

— Презентация к видео лекции

— Текст для чтения по теме

— Тестовое задание (для самопроверки)

Раздел итоговой аттестации содержит

— Итоговый тест

— Анкета обратной связи

— Сертификат

Рис. 2. Визуальное представление онлайн-курсов открытой онлайн-школы «Россия. Вектор возможностей» Fig.2. Visual representation of online courses of the open online school "Russia. Vector of possibilities"

Таким образом, в каждом курсе присутствуют красочные, хорошо поданные на русском языке видео-лекции. Участникам курса также предоставлена не только возможность прослушать и просмотреть данные лекции, но и просмотреть и скачать разработанные к ним красочные презентации, прочесть их содержание, представленное на русском языке в формате электронной книги. Созданные в каждом тематическом разделе онлайн-курса тесты, разработанные для самопроверки, позволяют участникам курса понять, насколько хорошо они усвоили предоставленный им для изучения материал. Реализация данных дополнительных программ осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Трудоёмкость каждой из представленных выше программ — 16 часов самостоятельной работы обучающегося с контентом онлайн-курса. Каждая программа решает ряд задач, в совокупности направленных на формирование представлений о России как о стране с уникальной природой, богатой историей, культурой, удивительным русским народом и его языком, являющимся сегодня средством межнационального общения.

В рамках курса «Русский язык» у обучающихся формируются представления о возможностях и особенностях построения русского языка, о его месте среди других языков мира, развиваются коммуникационные навыки.

В рамках курса «Русская литература» обучающиеся знакомятся с выдающимися писателями России и их произведениями, познают особенности русской литературы.

В рамках курса «Русское музыкальное искусство» у обучающихся формируются представления о выдающихся композиторах России, о совре-

менной музыке и о влиянии фольклора на русских музыкантов.

Курс «Русская живопись» знакомит обучающихся с традициями русской живописи, выдающимися русскими художниками и изобразительным искусством современной России.

Курс «История России» представляет героические страницы истории страны в их исторических периодах, знакомит с выдающимися личностями, в том числе современной России, формирует умения объективно оценивать исторические события.

Одним из важных факторов принятия решения об обучении за рубежом является возможность по окончании обучения остаться в стране, где находится университет [14]. В связи с этим в состав курсов онлайн-школы включён курс «История Нижегородского края», где у обучающихся формируются представления об основных исторических периодах развития Нижегородского края и его героях. Региональная история представляется в контексте общероссийского исторического процесса.

Курс «География России» знакомит обучающихся с физико-географическим положением России, её многонациональным составом населения, уникальными природными объектами, крупными городами и народными промыслами.

В рамках курса «Природа России» у обучающихся формируются представления о разнообразии природы России, многообразии фауны, заповедных зонах и природоохранных мероприятиях.

Целевые установки курса «Образование в России» направлены на повышение компетентности обучающихся в вопросах получения образования на территории России. У обучающихся формируются представления об истории развития образования в России, о политике РФ в сфере обра-

зования, о ступенях образования в России, об особенностях образовательных программ каждой ступени, о нормах права регламентирующих получение права на образование, о правилах реализации запроса на образование в России.

Курс «Профессиональное образование в России для иностранных граждан» информирует иностранных граждан о возможностях и правилах получения профессионального образования на территории РФ, формирует представления о политике РФ в сфере профессионального образования; о нормах права, регулирующих получение профессионального образования в РФ, о направленности и уровнях профессиональных образовательных программ.

Механизмы управления образовательным процессом в открытой онлайн-школе «Россия. Вектор возможностей» основаны на принципах функционирования массовых открытых онлайн-курсов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— на главной странице он-лайн-школы предложен необходимый набор инструкций для успешной самостоятельной работы обучающихся, а также размещён механизм обратной связи с администратором он-лайн-школы, представленный в формате специализированной онлайн-формы.

— в каждом курсе представлены контакты для оперативной связи с администратором онлайн-школы, координатором курса, а также размещён постоянно функционирующий форум, предназначенный для консультаций с преподавателем курса;

— в целях оперативного информирования обучающихся в каждом курсе представлен форум, где преподаватель курса размещает объявления;

— для оперативной персональной связи обучающихся с преподавателем используется встроенный сервис

— обмена сообщениями технологической платформы

Moodle, а также электронная почта участников образовательных отношений.

На этапе разработки электронного контента курсов, сотрудниками центра электронного обучения был создан дидактический инструментарий для оценки эффективности разработанной образовательной платформы.

Открытая онлайн-школа «Россия. Вектор возможностей» начала функционировать 20 октября 2022 года. За период октябрь —декабрь 2022 года участниками курсов стали 252 иностранных гражданина, проживающих как в России, так и за рубежом.

Бесперебойная работа образовательной платформы осуществляется в формате 24/7 (24 часа в сутки, 7 дней в неделю). Для зачисления в онлайн-шко-лу и прохождения обучения иностранным гражданам необходимо самостоятельно зарегистрироваться на платформе и записаться на интересующие онлайн-курсы. При этом у каждого обучающегося в он-лайн-школе есть возможность самостоятельно выбирать любое количество курсов для изучения. Представленная на главной странице онлайн-шко-лы подробная инструкция о том, как работать на платформе, простая и понятная навигация в курсах, возможность просмотра материалов курса на любом устройстве (персональный компьютер, планшет, мобильный телефон), возможность изучать материалы курса в любом месте и в любое удобное время, бесплатный формат обучения являются привлекающими факторами для студентов, получающих образование в России. Максимальное разнообразие форм представления учебного материала и их чередование, разбивка больших информационных текстов на небольшие объёмы информации, интересные задания и своевременная обратная связь являются важными фактора-

ми, влияющими на повышение мотивации обучающихся в дистанционном формате [13].

Массовые открытые он-лайн-курсы в настоящее время стали альтернативным интерактивным источником знания для иностранных обучающихся, позволяющим лучше усвоить и закрепить лексико-грамматический материал, расширить свои знания в области коммуникативной грамматики русского языка, сформировать представление о национально-культурных особенностях носителей русского языка [19].

Как показали наши статистические исследования, большинство участников курсов оказались студентами, совмещающими учёбу в ВУЗе с прохождением дополнительных образовательных программ в онлайн-школе. Успешное прохождение онлайн-курса завершается выдачей обучающемуся электронного сертификата, удостоверяющего успешное освоение дополнительной образовательной программы.

На третьем этапе опытно-экспериментальной работы определялась оценка эффективности созданного ресурса в контексте открытости и доступности предоставляемого учебного контента, его актуальности и востребованности иностранными гражданами.

Приведём некоторые статистические данные об участниках экспериментальной апробации курсов онлайн-школы. За период опытно-экспериментальной эксплуатации платформы 252 иностранных гражданина осуществили самостоятельную запись на он-лайн-курсы и стали их участниками.

Из записавшихся на курсы слушателей 202 человека являются гражданами стран дальнего зарубежья (Египет, Китай, Ирак, Колумбия, Эквадор, Алжир, Индия) и 47 — граждане ближнего зарубежья (Туркменистан, Узбекистан, Беларусь). 193

участника курсов в настоящее время проживают в России и желают приобщиться к языку и традициям нашей страны. Большинство участников курсов являются студентами крупнейших нижегородских ВУЗов. Из них 159 человек — студенты ФГА-ОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского». Среди участников курсов присутствуют также студенты ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет», НИУ «Высшая школа экономики», Белорусский государственный педагогический университет. Следует отметить, что включение иностранных граждан в образовательный процесс, организуемый в формате открытой онлайн-школы, осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми законодательными документами, определяющими право иностранных граждан на получение образования на территории Российской Федерации [1, 23, 24].

С помощью входного анкетирования нами были исследованы ожидания иностранных граждан от прохождения дополнительных образовательных программ открытой онлайн-школы. 30% респондентов желали улучшить знание русского языка. 10% записавшихся на курс хотели бы узнать побольше о Нижнем Новгороде и истории нижегородского края (т.е. приобрести знания о городе и крае, где они проживают и учатся в настоящее время). 8% участников курсов интересовались русским искусством и русской музыкой. Ответы остальных респондентов носили обобщённый характер, например, «интересно всё, что будет полезно для иностранцев».

Заключение

Таким образом повышение открытости и доступности дополнительного образования

иностранных граждан на русском языке, проживающих в России и за рубежом, может быть обеспечено посредством создания образовательной платформы — открытой он-лайн-школы на русском языке если будут:

— определены условия создания и функционирования онлайн-школы;

— разработана технологическая платформа, обеспечивающая непрерывное функционирование ресурса и открытый доступ к образовательному контенту;

— создан дидактический комплекс онлайн-курсов на русском языке, направленный на повышение гражданской идентичности личности, проживающей в России;

— определён диагностический инструментарий для оценки эффективности созданного ресурса в контексте открытости и доступности предоставляемого учебного контента, его актуальности и востребованности.

Проведённый нами анализ записи иностранных граждан на те или иные курсы откры-

той онлайн-школы показал большой интерес к приобретению и совершенствованию знаний русского языка. 240 человек из 252-х записавшихся в онлайн-школу стали участниками курса «Русский язык». Данный показатель мы считаем естественным, так как он отражает желание иностранных граждан владеть на достаточном уровне языком нашей страны. Русский язык становится для студентов, обучающихся в России, языком повседневного общения, а для граждан, проживающих за рубежом, языком, на котором сегодня общаются граждане в большинстве стран мира. На курсы культурной, исторической направленности, курсы посвященные географии и образованию России записались 5—6% (по 10—15 человек) от общего числа обучающихся в онлайн-школе. Данные дополнительные программы также вызвали интерес у иностранных граждан, что подтвердили рефлексивные ответы на вопросы разработанной нами выходной анкеты. 90% респондентов отметили, что

их ожидания от прохождения дополнительных образовательных программ полностью оправдались, 89% указали высокий уровень актуальности и полезности предложенных к изучению материалов, 89% указали на хорошую оперативную связь с администраторами платформы и преподавателями-кураторами курсов.

За время опытной апробации открытой онлайн-школы «Россия. Вектор возможностей» 220 участников курсов успешно закончили выбранные ими онлайн-курсы и получили сертификаты об успешном прохождении дополнительных образовательных программ, отметив, что не испытали никаких трудностей в обучении. Сводная диаграмма рефлексивных отзывов участников онлайн-курсов, отражающая мнение респондентов (по 10-ти бальной шкале) о качестве прохождения дополнительных образовательных программ на русском языке в формате открытых онлайн-курсов представлена на рис.3.

Таким образом, сформулированная нами гипотеза о том,

Рис. 3. Сводная диаграмма рефлексивных отзывов участников онлайн-школы Fig.3. Summary graph of reflective feedback from online school participants

что повышение открытости и доступности дополнительного образования иностранных граждан на русском языке, проживающих в России, а также за её пределами, может быть обеспечено посредством создания специального Интернет-ресурса — открытой онлайн-школы на русском языке подтверждается первыми итогами опытной апробации созданной нами образовательной платформы. Для иностранных граждан, проживающих и обучающихся в нашей стране, овладение социокультурными компетенциями, развитие умений общаться в условиях русской языковой среды (повседневно-бытовое и культурное общение); возможность включиться в русскоговорящую среду на русском языке, при минимальном уровне владения русским языком, являются важными факторами повышения успешности в учёбе и комфортности проживания в России [12].

Проведённое нами исследование, а также выполненная работа по созданию и поддержке открытой он-лайн-школы «Россия. Вектор возможностей» для обучения

иностранных граждан, является вкладом в решение задачи продвижения русского языка и входит в комплекс мероприятий государственной программы «Развитие образования», стоящей перед Министерством просвещения Российской Федерации: «формирование и развитие комплексной сети центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку; развитие и совершенствование кадрового потенциала, учебно-методической базы и технологической инфраструктуры центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку; формирование единого электронного образовательного пространства, объединяющего информационно-просветительские ресурсы по русскому языку и российской культуре, а также ресурсы для организации курсов открытого образования на русском языке для различных уровней подготовки» [1].

Созданная нами открытая онлайн-школа «Россия. Вектор возможностей» также является ресурсом, позволяющим реа-

лизовать дополнительные образовательные программы на русском языке для иностранных граждан с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Разработанный нами технологический проект открытой онлайн-школы может быть использован как ресурс и механизм повышения открытости и доступности образования иностранных граждан, а созданные в ходе нашего исследования методические материалы (программы дополнительного образования иностранных граждан, дидактический комплекс онлайн-курсов) могут быть использованы для разработки нового содержания и средств открытого образования.

Разработка открытой он-лайн-школы «Россия. Вектор возможностей» выполнена группой сотрудников Нижегородского института развития образования в рамках гранта, предоставленного Министерством просвещения Российской Федерации в 2022 году. Авторы выражают благодарность всем участникам рабочей группы, участвовавших в создании данного ресурса.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_140174/?ysclid=lcvxbaluv22843838. (Дата обращения 10.03.2023).

2. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы» [Электрон. ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/ukaz_203.pdf. (Дата обращения 10.03.2023).

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (Приложение № 13, п.4) [Электрон. ресурс] // Банк документов Министерства просвещения Российской Федерации. Режим доступа: https://docs.edu.gov. ru/document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/ download/1337/. (Дата обращения 10.03.2023).

4. Husen T. Education and the Global Concern. Oxford: Pergamon Press. 1990.

5. Скворцов В.Н. Непрерывное образование как основа современного научного знания // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2017. № 2. С. 157-161.

6. Knowles M. S. The modern practice of adult education: From pedagogy to andragogy. Englewood Cliffs: Prentice Hall/Cambridge. 1980.

7. Змеёв С. И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 031000 — Педагогика и психология, 033400 — Педагогика. М.: Academia, 2002. 126 с.

8. Колесникова И.А. (ред.), Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высших учебных заведений. М.: Академия, 2005. 288 с.

9. Андреев А.А, Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология организации. М.: МЭСИ, 1999. 196 с.

10. Монахов В.М. Проектирование совре-

менной модели дистанционного образования // Педагогика. 2004. № 6. С. 11-20.

11. Полат Е.С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации // Информатика и образование. 2005. № 4. С. 25-33.

12. Веренич Т.К., Мезит А.Э., Микалау-скайте Е.Ю. Принципы создания массового открытого онлайн-курса по русскому языку как иностранному для студентов начального уровня [Электрон. ресурс] // Педагогика. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2019. № 4. С. 73-78. Режим доступа: https://www.gramota. пе1;/та1епак/4/2019/4/12.Мт1.

13. Бондаренко В. А. Проблемы организации дистанционного обучения по русскому языку как иностранному (из опыта подготовительных курсов для иностранных слушателей) [Электрон. ресурс] // Молодой ученый. 2020. № 39(329). С. 185-187. Режим доступа: Ь^:// moluch.ru/archive/329/73787/.

14. Рогова Е.М., Кочеткова Д.В. Магистратура в России: осознанный выбор для иностранных студентов? // Открытое образование. 2022. № 26(6). С. 11-21. DOI: 10.21686/1818-42432022-6-11-21.

15. Соловова Н.В., Дмитриев Д.С., Суханки-на Н.В. Цифровая педагогика: технологии и методы: учебное пособие [Электрон. ресурс]. Самара: Издательство Самарского университета. 2020. 128 с. Режим доступа: https://biblioclub.ru/ index.php?page=book_view_red&book_id=611255.

16. Азимов Э.Г. Массовые открытые он-лайн-курсы в обучении русскому языку как иностранному: преимущества и проблемы // Право и образование. 2018. № 10. С. 38-48.

17. Солодов А.В., Прокубовская А.О., Чубар-кова Е.В. Массовые открытые онлайн-курсы — особенности и перспективы [Электрон. ресурс]. В сб.: Наука. Информатизация. Технологии. Образование. Екатеринбург: РГППУ, 2018. С. 433-439. Режим доступа: https://elar.rsvpu.ru/ bitstream/123456789/25489/1/nito_2018_059.pdf.

18. Гречушкина Н.В. Массовые открытые онлайн-курсы в контексте современного образования [Электрон. ресурс] // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 4. С. 67-73. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ massovye-otkrytye-onlayn-kursy-v-kontekste-sovremennogo-obrazovaniya.

References

1. Federal Law of the Russian Federation of December 29, 2012 No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation" [Internet]. Konsul'tant Plyus = Consultant Plus. Available from: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_140174/?ysclid=lcvxbaluv22843838. (Data obrashcheniya 10.03.2023). (In Russ.)

2. Decree of the President of the Russian

19. Куновски М.Н., Диневич И.А., Май-ерс Г. Н. Новый взгляд на использование массовых открытых онлайн-курсов в обучении русскому языку как иностранному // Язык и культура. 2021. № 54. С. 224-242.

20. Ганзюкова О. Ю. Массовые открытые онлайн-курсы в современной образовательной среде // Наука, образование и культура. 2020. № 8(52). С. 38-40.

21. Программа Всероссийского семинара «Организация проведения и результативность мероприятий по распространению лучших практик российского образования в рамках международного сотрудничества на территории Российской Федерации и за рубежом, в том числе направленных на обеспечение полноценного функционирования и развития русского языка, проводимых при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в 2022 году». [Электрон. ресурс] // Верконт. Режим доступа: https://grant.vercont.ru/event/57 (Дата обращения 10.03.2023).

22. Ширинкина Е.В. Развитие массовых открытых онлайн-курсов в цифровой среде // Экономика образования. 2020. № 1. С. 38-45.

23. Федеральный закон от 14.07.2022 № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электрон. ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа:

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View /0001202207140110?index=0&rangeSize=1. (Дата обращения: 10.03.2023).

24. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 3 октября 2014 г. N 1304 г. Москва «Об утверждении требований к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке» [Электрон. ресурс] // Министерство юстиции Российской Федерации. Режим доступа: https://minjust.consultant.ru/documents/12275 ?ysclid=lcvxkyuk65353823025. (Дата обращения: 10.01.2023).

Federation of May 9, 2017 No. 203 «On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017 - 2030» [Internet] // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki = Federal State Statistics Service. Available from: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ukaz_203. pdf. (Data obrashcheniya 10.03.2023). (In Russ.)

3. State program of the Russian Federation «Development of education» (Appendix No. 13,

item 4) [Internet]. Bank dokumentov Ministerstva prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii = Bank of documents of the Ministry of Education of the Russian Federation. Available from: https://docs. edu.gov.ru/document/3a928e13b4d292f8f71513a2 c02086a3/download/1337/. (Data obrashcheniya 10.03.2023). (In Russ.)

4. Husen T. Education and the Global Concern. Oxford: Pergamon Press. 1990.

5. Skvortsov V.N. Continuing education as the basis of modern scientific knowledge. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina = Bulletin of the Leningrad State University. A.S. Pushkin. 2017; 2: 157-161. (In Russ.)

6. Knowles M. S. The modern practice of adult education: From pedagogy to andragogy. Englewood Cliffs: Prentice Hall/Cambridge. 1980.

7. Zmeyov S. I. Tekhnologiya obucheniya vzroslykh: Ucheb. posobiye dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po spetsial'nostyam: 031000 -Pedagogika i psikhologiya, 033400 — Pedagogika = Technology of adult education: Proc. allowance for university students studying in the specialties: 031000 - Pedagogy and psychology, 033400 -Pedagogy. Moscow: Academia; 2002. 126 p. (In Russ.)

8. Kolesnikova I.A. (ed.), Gorchakova-Sibirskaya M.P. Pedagogicheskoye proyektirovaniye: Ucheb. posobiye dlya vysshikh uchebnykh zavedeniy = Pedagogical design: Proc. allowance for higher educational institutions. Moscow: Academy; 2005. 288 p. (In Russ.)

9. Andreyev A.A, Soldatkin V.I. Distantsionnoye obucheniye: sushchnost', tekhnologiya organizatsii = Distance learning: essence, organization technology. Moscow: MESI; 1999. 196 p. (In Russ.)

10. Monakhov V.M. Designing a modern model of distance education. Pedagogika = Pedagogy. 2004; 6: 11-20. (In Russ.)

11. Polat Ye.S. Organization of distance learning in the Russian Federation. Informatika i obrazovaniye = Informatics and education. 2005; 4: 25-33. (In Russ.)

12. Verenich T.K., Mezit A.E., Mikalauskay-te Ye.Yu. Principles of creating a massive open online course in Russian as a foreign language for entry-level students [Internet]. Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki = Principles of creating a massive open online course in Russian as a foreign language for entry-level students. Tambov: Diploma; 2019; 4: 73-78. Available from: https://www.gramota.net/ materials/4/2019/4/12.html. (In Russ.)

13. Bondarenko V.A. Problems of organizing distance learning in Russian as a foreign language (from the experience of preparatory courses for foreign students) [Internet]. Molodoy uchenyy = Young scientist. 2020; 39(329): 185-187. Available from: https://moluch.ru/archive/329/73787/. (In Russ.)

14. Rogova Ye.M., Kochetkova D.V. Master's degree in Russia: a conscious choice for foreign

students? Otkrytoye obrazovaniye = Open education. 2022; 26(6): 11-21. DOI: 10.21686/1818-42432022-6-11-21. (In Russ.)

15. Solovova N.V., Dmitriyev D.S., Sukhanki-na N.V. Tsifrovaya pedagogika: tekhnologii i metody: uchebnoye posobiye = Digital Pedagogy: Technologies and Methods: Textbook [Internet]. Samara: Samara University Press; 2020. 128 p. Available from: https://biblioclub.ru/index. php?page=book_view_red&book_id=611255. (In Russ.)

16. Azimov E.G. Massive Open Online Courses in Teaching Russian as a Foreign Language: Advantages and Problems. Pravo i obrazovaniye = Law and Education. 2018; 10: 38-48. (In Russ.)

17. Solodov A.V., Prokubovskaya A.O., Chubar-kova Ye. V. Massovyye otkrytyye onlayn-kursy — osobennosti i perspektivy = Massive open online courses - features and prospects Internet]. In: Science. Informatization. Technologies. Education. Yekaterinburg: RGPPU; 2018: 433-439. Available from: https://elar.rsvpu.ru/ bitstream/123456789/25489/1/nito_2018_059.pdf. (In Russ.)

18. Grechushkina N.V. Massive open online courses in the context of modern education [Internet]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal = Siberian Pedagogical Journal. 2018; 4: 67-73. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/ massovye-otkrytye-onlayn-kursy-v-kontekste-sovremennogo-obrazovaniya. (In Russ.)

19. Kunovski M.N., Dinevich I.A., Mayyers G.N. A new look at the use of massive open online courses in teaching Russian as a foreign language. YAzyk i kul'tura = Language and Culture. 2021; 54: 224— 242. (In Russ.)

20. Ganzyukova O. Yu. Massive open online courses in the modern educational environment. Nauka, obrazovaniye i kul'tura = Science, education and culture. 2020; 8(52): 38-40. (In Russ.)

21. The program of the All-Russian seminar «Organization of the holding and effectiveness of events to disseminate the best practices of Russian education within the framework of international cooperation on the territory of the Russian Federation and abroad, including those aimed at ensuring the full functioning and development of the Russian language, carried out with the support of the Ministry of Education of the Russian Federation in 2022» [Internet]. Verkont. Available from: https:// grant.vercont.ru/event/57 (Data obrashcheniya 10.03.2023). (In Russ.)

22. Shirinkina Ye.V. Development of Massive Open Online Courses in the Digital Environment. Ekonomika obrazovaniya = Economics of Education. 2020; 1: 38-45. (In Russ.)

23. Federal Law No. 357-FZ of July 14, 2022 «On Amending the Federal Law «On the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation» and Certain Legislative Acts of the Russian Federation» [Internet]. Ofitsial'nyy internet-portal pravovoy informatsii = Official Internet portal of legal

information. Available from: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/000120220714011 0?index=0&rangeSize=1.(cited 10.03.2023). (In Russ.)

24. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Ministry of Education and Science of Russia) of October 3, 2014 No 1304 Moscow «On approval of the requirements

Сведения об авторах

Наталья Ивановна Городецкая

К.п.н, доцент, доцент центра электронного обучения (учебно-методический) Нижегородский институт развития образования,

Нижний Новгород, Россия Эл. почта: nigorod@yandex.ru

Ирина Ефимовна Белоцерковская

К.ф-м.н, доцент центра электронного обучения (учебно-методический) Нижегородский институт развития образования, Нижний Новгород, Россия Эл. почта: miran_kaspir@mail.ru

Татьяна Владимировна Туманова

Руководитель центра электронного обучения (учебно-методический) Нижегородский институт развития образования, Нижний Новгород, Россия Эл. почта: tumanovatv@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наталья Борисовна Щербакова

Главный специалист центра электронного обучения (учебно-методический) Нижегородский институт развития образования, Нижний Новгород, Россия Эл. почта: nbsher@yandex.ru

for the development of additional general education programs that provide training for foreign citizens and stateless persons to master professional educational programs in Russian «[Internet]. Ministerstvo yustitsii Rossiyskoy Federatsii = Ministry of Justice of the Russian Federation. Available from: https:// minjust.consultant.ru/documents/12275?ysclid=lc vxkyuk65353823025. (cited 10.01.2023). (In Russ.)

Information about the authors

Natalya I. Gorodetskaya

Cand. Sci. (Pedagogical)Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the E-learning Center (educational and methodical) Nizhny Novgorod Institute of the Education Development, Nizhny Novgorod, Russia E-mail: nigorod@yandex.ru

Irina E. Belotserkovskaya

Cand. Sci. (Mathematics), Associate Professor of the E-learning Center (educational and methodical) Nizhny Novgorod Institute of the Education Development, Nizhny Novgorod, Russia E-mail: miran_kaspir@mail.ru

Tatyana V. Tumanova

Director of the E-learning Center (educational and methodical)

Nizhny Novgorod Institute of the Education Development, Nizhny Novgorod, Russia E-mail: tumanovatv@yandex.ru

Natalya B. Sherbakova

Main Specialist of the E-learning Center (educational and methodical)

Nizhny Novgorod Institute of the Education Development, Nizhny Novgorod, Russia E-mail: nbsher@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.