Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ РАЗРАБОТКИ ОНЛАЙН-КУРСА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

КРИТЕРИИ РАЗРАБОТКИ ОНЛАЙН-КУРСА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ONLINE LEARNING / EDUCATIONAL CONTENT / DISTANCE LEARNING / INFORMATION TECHNOLOGY / E-LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдеева Елена Леонидовна

Рассматриваются критерии разработки онлайн-курса иностранного языка, предназначенного для студентов, получающих высшее образование дистанционно. На основе анализа действующего законодательства определяется сущность дистанционного образования студентов дистанционной формы обучения. Раскрываются особенности профессионального иностранного языка. Характеризуется контент, формы и методы, реализуемые в практике обучения онлайн. Приводятся данные исследования использования онлайн-курсов английского языка в Финансовом университете при правительстве Российской Федерации. С учетом результатов исследования определяются преимущества и трудности обучения иностранному языку в режиме онлайн, формулируются критерии, которые необходимо учитывать при создании онлайн-курсов иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR DEVELOPING AN ONLINE FOREIGN LANGUAGE COURSE FOR DISTANCE LEARNING STUDENTS

The article considers the criteria for developing an online foreign language course intended for students who receive higher education remotely. Based on the analysis of current legislation, the essence of distance education for students of distance learning is determined. The features of a professional foreign language are revealed. The article describes the content, forms and methods implemented in the practice of online learning. The article presents research data on the use of online English courses at the Financial University under the government of the Russian Federation. Based on the results of the study, the advantages and difficulties of teaching a foreign language online are determined, and the criteria that must be taken into account when creating online foreign language courses are formulated.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ РАЗРАБОТКИ ОНЛАЙН-КУРСА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Р01:10.25586/RNU.HET.20.09.P.46 УДК 378+811.111

Е.Л. Авдеева,

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Критерии разработки онлайн-курса для обучения иностранному языку студентов дистанционного образования

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Введение

С середины прошлого века год от года возрастает роль английского языка как языка международного общения в сфере науки, техники, образования и экономического сотрудничества. Это предопределило его преобладание в качестве первого иностранного языка, преподаваемого в учебных заведения России и большинства других стран. Именно английский язык стал первым в числе дисциплин, массово изучаемых в дистанционном формате.

В этом контексте в настоящей статье рассматривается проблематика, связанная с определением критериев разработки онлайн-курса для обучения иностранному языку студентов, получающих образование дистанционно.

Актуальность исследуемой нами проблематики резко возросла в ситуации, сложившейся в условиях пандемии COVID-19, которая поставила перед образовательными учреждениями как России, так и зарубежных стран задачу масштаб-

ной организации дистанционного обучения. В сжатые сроки весной 2020 года преподаватели и студенты были вынуждены полностью перейти на учебные занятия в режиме онлайн.

В нашей стране онлайн-образова-ние регулируется статьей 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [6]. В законе разделяются понятия «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии».

Под электронным обучением понимается «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников».

Под дистанционными образовательными технологиями имеются в виду «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников». Как мы видим, онлайн-образование можно рассматривать с позиций как электронного обучения, так и дистанционного образования.

© Авдеева Е.Л., 2020

ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА АВДЕЕВА Российская Федерация, г. Москва

кандидат филологических наук, старший преподаватель Департамента языковой подготовки Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Сфера научных интересов: межличностное общение, межкультурная коммуникация, невербальная коммуникация, профессионально ориентированное обучение иностранному языку, дистанционное обучение, электронное обучение. Автор 17 опубликованных научных работ. Электронная почта: ELAvdeeva@fa.ru

ELENA L. AVDEYEVA Moscow, Russian Federation

candidate of philological Sciences, senior lecturer at the Department of language training of the Financial University under the Government of the Russian Federation. Research interests: interpersonal communication; intercultural communication, non-verbal communication, professionally-oriented foreign language teaching, distance learning, e-learning. Author of 17 published scientific papers. Email address: ELAvdeeva@fa.ru

Рассматриваются критерии разработки онлайн-курса иностранного языка, предназначенного для студентов, получающих высшее образование дистанционно. На основе анализа действующего законодательства определяется сущность дистанционного образования студентов дистанционной формы обучения. Раскрываются особенности профессионального иностранного языка. Характеризуется контент, формы и методы, реализуемые в практике обучения онлайн. Приводятся данные исследования использования онлайн-курсов английского языка в Финансовом университете при правительстве Российской Федерации. С учетом результатов исследования определяются преимущества и трудности обучения иностранному языку в режиме онлайн, формулируются критерии, которые необходимо учитывать при создании онлайн-курсов иностранного языка.

Ключевые слова: онлайн-обучение, образовательный контент, дистанционное обучение, информационные технологии, электронное обучение.

The article considers the criteria for developing an online foreign language course intended for students who receive higher education remotely. Based on the analysis of current legislation, the essence of distance education for students of distance learning is determined. The features of a professional foreign language are revealed. The article describes the content, forms and methods implemented in the practice of online learning. The article presents research data on the use of online English courses at the Financial University under the government of the Russian Federation. Based on the results of the study, the advantages and difficulties of teaching a foreign language online are determined, and the criteria that must be taken into account when creating online foreign language courses are formulated.

Key words: online learning, educational content, distance learning, information technology, e-learning.

Развитие онлайн-образования самым теснейшим образом связано со становлением и расширением доступности Интернета. С самого своего зарождения оно не копировало традиционные формы и методы обучения, а ориентировалось на новые педагогические технологии, стимулирующие повышение учебно-познавательной активности обучающихся.

Нельзя не согласиться с мнением М.П. Прохорова и О.И. Вагановой о том, что онлайн-курсы в наши дни становятся полноценным инструментом в конкурентной борьбе образовательных организаций [7, с. 92]. Реализация этих курсов по-

зволяет расширить привлечение на обучение студентов из удаленных регионов и зарубежных стран, а также создает возможность экономии как материально-технических, так и кадровых ресурсов.

Анализ научной литературы показывает, что в академическом сообществе существует большой интерес к использованию современных образовательных технологий. Исследованием методов организации и вопросов эффективности дистанционного образования активно занимаются как за рубежом, так и в России [11, 12, 14].

В своих публикациях ученые отмечают, что использование новей-

ших технологий для дистанционного образования позволяет обеспечивать доступ к образовательным ресурсам широкому кругу обучающихся, повышать качество образования и развивать критическое мышление. Вызывает интерес мнение Тони Бейтса, который считает, что для решения задач по дизайну контента для электронного обучения становится важным объединить технологии с образованием и наукой об информации [10, с. 6].

Создание онлайн-курса в первую очередь требует разработки адекватного контента. При этом ключевым моментом является его учебно-познавательная эффективность. Для этого курс должен быть ориентирован на студента. Студентоцен-трированный подход поддерживает обучающихся и мотивирует их к обучению [15, с. 18].

При разработке контента онлайн-курса перед преподавателем встают две основные задачи, решение которых необходимо для обеспечения высокой эффективности образовательного процесса. Во-первых, курс должен формировать у студентов интерес к изучаемой дисциплине и развивать мотивацию к приобретению знаний и компетенций с помощью информационных систем и технологий. Углубление понимания сути онлайн-обучения помогает повышать качество рекомендаций и усилить роль мотивации студентов в получении знаний [13, с. 472]. Во-вторых, преподавателю в ситуации онлайн-обучения необходимо стать наставником, который помогает студентам ориентироваться в современных тенденциях для дальнейшего профессионального развития [4, с. 56]. Профессиональная направленность является весьма существенным фактором в деле повышения мотивации к обучению иностранному языку [1, с. 10].

В последние годы многие преподаватели на традиционных аудиторных занятиях используют такие формы и методы обучения, как проблемные лекции, групповые дискуссии, анализ конкретных ситуаций,

конференции, ролевые и деловые игры, мультимедийные материалы, способствующие интенсификации, повышению эффективности, качества и результативности процесса обучения в вузе. В связи с этим возникает вопрос: можно ли перенести данные методы в онлайн и какие инструменты для этого использовать? Очевидно, что ответ на данный вопрос скорее положительный, но педагогам еще предстоит разработать общую методологию и конкретные методики онлайн-обучения, которые будут применяться в дистанционном образовании.

Известно, что профессионально ориентированное обучение иностранному языку предполагает овладение обучающимися профессиональным языком и социокультурными особенностями страны изучаемого языка. Обучение этим аспектам осуществляется в ходе использования иностранного языка [2, с. 197]. Как отметила Г.И. Михайлова, иноязычная профессиональная компетентность является одним из определяющих качеств современного специалиста [3, с. 205].

Для профессионального становления будущих специалистов необходима оптимизация процесса обучения с целью формирования межкультурной компетенции. Межкультурная компетенция включает в себя когнитивный, аффективный и операциональный компоненты [5, с. 58].

Когнитивный аспект представляет собой способность к адекватной интерпретации вербальных и невербальных кодов, что отражает готовность получателя сообщения к восприятию и пониманию смысла высказывания. Сюда относят знание иноязычной коммуникативной системы, понимание культурных контекстов в различных ситуациях, базирующееся на знании истории, политики, религии другой страны, ее ценностей, норм и поведенческих моделей.

Аффективный аспект межкультурной компетенции означает адаптивную мотивацию, желание по-

нять представителей другой культуры, проявить эмпатию.

Операциональный аспект предполагает способность выразить предыдущие два аспекта посредством поведенческих моделей, принятых в другой культуре. Без этого аспекта невозможно достижение поставленной цели. Основным показателем здесь выступает умение сглаживать культурные различия, принимая нестандартные решения для урегулирования возникающих проблем.

Использование преподавателем интерактивных технологий обучения позволяет научить студентов правильно интерпретировать коммуникативное поведение представителей другой культуры, адекватно видеть ситуацию общения и выбирать соответствующие стратегии поведения. Для освоения межкультурной компетенции в онлайн-курс могут быть включены аутентичные видео- и аудиоматериалы.

Необходимо отметить, что разработка программы онлайн-обуче-ния требует особого подхода. Программа онлайн-курса включает в себя не только рабочую программу дисциплины с ее описанием и списком литературы. Онлайн-курс должен быть наполнен аудио- и видеоматериалами, иллюстрациями, графикой и другими изображениями, а также содержать гиперссылки.

В числе преимуществ онлайн-обучения уместно выделить адаптацию обучающих программ под нужды конкретных групп студентов. То есть подбор материала для изучения должен производиться в соответствии с критериями, вытекающими из профессионального содержания направлений и специальностей, по которым составляется данная программа. Это позволит проанализировать оригинальный материал, включенный в курс он-лайн-обучения языку, с профессиональной точки зрения. Предполагается, что если обучение профессиональному английскому происходит на уровне B1, то использование аутентичного или частично адаптированного материала вполне оправ-

данно. Необходимость изменения способов деятельности преподавателей и студентов в условиях современной образовательной парадигмы может определяться и такими факторами, как увеличение объема и «старение» информации, ускорение доступа к информации, интенсивное развитие средств, форм и способов коммуникации [8, с. 116].

При изучении профессионального английского студенты овладевают не только языком, но и содержанием профильных дисциплин. Моделирование преподавателем в рамках онлайн-курса ситуаций делового общения дает возможность студентам имитировать тематические параметры реальной коммуникации с использованием необходимых коммуникативных навыков и умений. В ходе освоения профессионального английского студенты приобретают способность и готовность использовать в профессиональной деятельности иноязычные навыки, необходимые для установления и поддержания производственных и научных контактов [9, с. 7]. С этой целью преподаватель может предлагать студентам различные виды учебных заданий, например проведение конференции с докладами. Другим видом задания может быть подготовка презентации о новом продукте, создание его логотипа.

Следовательно, потенциальные преимущества контента онлайн-курса по сравнению с печатными учебными ресурсами заключаются:

- в наличии аутентичной информации с возможностью постоянного обновления используемых материалов и ресурсов;

- представлении информации в мультимедийном формате, который важен для развития социокультурной компетенции и речевых навыков говорения и аудирования;

- использовании творческих заданий, включая веб-проекты, веб-квесты, поисковые задания, задания формата digital storytelling («цифровой рассказ»);

- интерактивности;

- обеспечении автономной самостоятельной работы студентов;

- обеспечении мгновенной обратной связи между участниками учебного процесса.

Во время онлайн-обучения студент, как правило, участвует в ве-бинарах, смотрит лекции в видеозаписи или в прямой трансляции, проходит интерактивные тесты, обменивается с преподавателем файлами, общается в чатах, проходит квесты и выполняет другие виды заданий. Онлайн-обучение, бесспорно, позволяет полностью погрузиться в образовательную среду. Главное отличие онлайн-обуче-ния - это получение новых знаний и навыков вне аудиторий и без непосредственного контакта с преподавателями. Таким образом, онлайн-обучению присущи следующие преимущества:

- индивидуальный темп обучения: изучать материалы можно по собственному графику, без привязки к времени и месту занятия;

- доступность: учиться можно с любого компьютера в удобное в ремя;

- персональные консультации с преподавателем: эффективная обратная связь во время всего периода обучения, то есть можно в любой момент пересмотреть учебное занятие или пропущенный вебинар в записи, скачать учебные материалы и сдать работу на проверку.

Предмет и методы исследования

Настоящее исследование было направлено на изучение того, как используется онлайн-обучение для изучения иностранных языков студентами в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации и какие критерии используются при создании онлайн-курсов.

Исследование выполнялось в два этапа.

Первый этап предусматривал определение цели и задач исследования, разработку гипотезы, выбор методов исследования. На этом этапе был выполнен обзор теоре-

тических положений и работ, которые были проведены ранее в области применения современных педагогических технологий. Анализ литературы позволил теоретически обосновать целесообразность использования онлайн-обучения в процессе изучения иностранных языков.

Второй этап данного исследования включал проведение анкетирования студентов, систематизацию и анализ полученных результатов, определение выводов.

В исследовании приняли участие студенты-первокурсники в возрасте 18-25 лет, получающие образование по направлению «Экономика», с уровнем владения языком от А1 до С1. Общее число обработанных анкет составило 55. Все студенты добровольно согласились принять участие в анкетировании.

В ходе исследовании предусматривалось:

- выяснить, как студенты оценивают эффективность онлайн-об-учения;

- определить, освоение каких языковых навыков вызывает наибольшие трудности в ходе онлайн-обучения;

- отобрать цифровые инструменты, необходимые для формирования языковых навыков;

- определить критерии, которые необходимы для составления эффективного онлайн-курса

В основу исследования была положена гипотеза о том, что студенты положительно оценивают возможности дистанционного обучения иностранному языку, но испытывают некоторые сложности, устранение которых возможно при соблюдении критериев создания качественного он-лайн-курса.

Предполагалось, что достижение учебных целей онлайн-курса может вызвать потребность в использовании дополнительных материалов и ресурсов. Следовательно, для обеспечения необходимой эффективности онлайн-обучения преподавателю нужно осуществлять постоянный мониторинг учебного процесса. Результаты мониторинга следует использовать для отбора учебного материала и его дальнейшей обработки с учетом нужд конкретной группы студентов или для создания новых учебных ресурсов с использованием различных приложений и современных образовательных технологий. Одной из важнейших задач преподавателя является анализ статистических данных, отчетов об успеваемости студентов для оценки эффективности состав-

ленного онлайн-курса и поддержания обратной связи.

Результаты исследования и их обсуждение

Для решения поставленных задач были проанализированы предоставляемые студентам учебные материалы и ресурсы. В ходе анализа учебного материала, используемого для изучения иностранного языка на первом курсе, в нем были выделены следующие аспекты:

- использование аутентичного материала;

- целевое назначение контента с учетом профессиональной направленности;

- акцент на самостоятельную и автономную работу студентов.

Мы исходили из того, что качественно подготовленный онлайн-курс должен выполнять следующие функции:

- эффективно организовывать самостоятельную работу студентов;

- предоставлять студентам интерактивные формы учебной деятельности с использованием новых форматов заданий: цифровой рассказ, квесты, задания с элементами геймификации, подкасты;

- давать возможность студентам осуществлять проектную работу с использованием новейших технологий;

- развивать все виды профессиональных компетенций;

- предоставлять новые формы контроля и оценивания хода освоения учебного материала студентами, например взаимное оценивание.

В начале 2019/2020 учебного года на первом же занятии по иностранному языку студентам дистанционной формы обучения было предложено выразить свое отношение к следующему заявлению: «Изучение иностранного языка онлайн будет эффективным».

Ответы на утверждения из анкеты были распределены по шкале Ли-керта: 1) полностью согласен; 2) согласен; 3) нейтрален; 4) не согласен; 5) полностью не согласен. В ответ на заявление, будет ли онлайн-об-учение эффективным, полностью согласились с этим утверждением 32,56% студентов и согласились с ним 54,08 % опрошенных. Часть респондентов, а именно 8,06%, сообщили о своей нейтральной позиции по данному вопросу. Небольшая часть студентов, составившая 5,30%, не согласились с данным утверждением (рис. 1).

Столь высокий уровень ожидаемой респондентами эффективности онлайн-обучения связан с тем, что опрос проводился среди обучающихся в Институте он-лайн-образования - подразделения Финансового университета, где сосредоточены студенты, получающие образование дистанци-

онно. Как показывают собеседования со студентами, большая часть из них работает в различных профильных организациях. Вероятно, они лучше, чем вчерашние школьники, готовы обучаться онлайн, то есть способны к автономному изучению дисциплины и правильному распределению своего времени, а также владеют навыками самоорганизации.

Как указывалось выше, процесс обучения онлайн происходит в условиях обучающей среды, где преподаватель, студенты и администраторы учебного процесса взаимодействуют друг с другом, используя информационные технологии, инновационные методики и практики. В их распоряжении находится огромный выбор различных инструментов, таких как информационно-образовательный портал, сайт Финансового университета, форум, корпоративная электронная почта, электронная образовательная платформа RosettaStone, платформа для проведения веби-наров, электронные библиотечные ресурсы.

Учитывая обширную базу и технические возможности онлайн-образования, представляется возможным определить, какие инструменты и методы помогают либо, напротив, препятствуют высокой эффективности обучения. В первую очередь нам было важно выявить сложности, которые вызывает онлайн-обучение у студентов. Анализ этих данных позволит преподавателю отбирать те инструменты и сервисы, которые мотивируют студентов, повышают их интерес и ответственность, а также развивают творческий подход.

Приведем выводы, которые были получены в ходе анкетирования студентов Института онлайн-об-разования (рис. 2). Опрос студентов первого курса показал, что для дистанционного обучения необходима сильная мотивация. Этот показатель составил 36,36% и является одним из самых важных факторов. Таким образом, чуть больше трети

Рис. 1. Оценка студентами ожидаемой эффективности онлайн-обучения

Рис. 2. Недостатки дистанционного обучения

студентов согласны с тем, что самая сложная часть дистанционного обучения - это поддерживать мотивацию.

Существенную роль в обеспечении мотивации к обучению играет содержание учебного материала и организация учебной деятельности. Такие образовательные платформы, как, например, MicrosoftTeams, позволяют вести календарь учебных занятий и устанавливать четкие сроки сдачи студентами контрольных заданий. Для поддержания мотивации в онлайн-курсе необходимо размещать видео-, аудиообра-щения преподавателя, ссылки на актуальные ресурсы по заданной теме, подкасты и другие материалы. Для повышения интереса обучающихся к обучению можно также включать в учебный курс игровые элементы. Показатель отсутствия контроля составил 13,64%, что, на наш взгляд, тесно связано с мотивацией.

В обеспечении высокой эффективности дистанционного обучения особую роль играет обратная связь с обучающимися со стороны преподавателей. Они должны отвечать на сообщения студентов, вовремя проверять сданные ими работы и давать полезные и конструктивные комментарии. Совместная работа (collaborative work) студентов в ходе выполнения творческих и проектных заданий и оценивание

работ друг друга также могут способствовать повышению мотивации и контроля.

Весьма существенным недостатком дистанционного обучения, который отметили 27,27% респондентов, является нехватка личного общения. Студенты не могут общаться друг с другом непосредственно в аудитории, поэтому для поддержания общения между ними целесообразно использовать социальные сети и профессиональные сообщества. Они также могут поддерживать контакты на форуме сайта образовательного учреждения или в чате.

Одной из помех в деле онлайн-обучения остается недостаточная

компьютерная грамотность. Согласно опросу, 18,18% студентов считают, что они в должной мере не владеют современными технологиями, необходимыми для выполнения тех или иных учебных заданий. В связи с этим преподавателю необходимо заранее ознакомить студентов с образовательной платформой и ее возможностями, а также с инструментами для выполнения задания. Кроме того, преподавателю необходимо давать четкие инструкции и демонстрировать примеры правильно выполненного задания.

Проведенный опрос также показал, что наименьшую обеспокоенность у студентов вызывает проблема идентификации, ее отметили всего 4,55% опрошенных. Однако этот аспект имеет существенное значение для преподавателя, так как именно идентификация обучающихся обеспечивает достоверность результатов тестирования их учебных достижений. Особое внимание данному аспекту должна уделять техническая служба университета.

На втором этапе нашего исследования мы стремились выявить языковые навыки, овладение которыми вызывает у студентов сложности в процессе онлайн-обучения.

Полученные результаты (рис. 3) показывают, что наибольшие за-

Рис. 3. Оценка трудностей, возникающих у студентов при овладении языковыми навыками

труднения у студентов вызывает овладение навыками аудирования на иностранном языке, на что обратили внимание 60,87% опрошенных. Следующим по сложности студенты назвали освоение навыков письма (21,74%). И на третьем месте по сложности стоит развитие навыков говорения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эти данные свидетельствуют, что студентами наиболее востребовано развитие навыков аудирования аутентичной иноязычной речи. Вторым по значению навыком, как показывает анализ, для обучающихся является развитие навыков письма.

Можно также констатировать, что, с одной стороны, проведение опросов студентов, подобных нашему, позволит выявить сложности и поможет в дальнейшем спроектировать и скорректировать курс с учетом потребности в создании условий для их преодоления. С другой стороны, опросы могут указывать на недочеты в предлагаемом он-лайн-курсе, что потребует его корректировки.

Приведем примеры инструментов, которые успешно применяются преподавателями для отработки навыков говорения и письма. Это:

- публикация блогов на таких платформах, как WordPress и Blogger;

- публикация подкастов, например, на сервисе Podomatic;

- инструменты для создания и обмена видеофрагментами, слайдами и фотоизображениями, включая Flickr, YbuTube, Vimeo и Slideshare;

- инструменты для совместного сбора, создания, редактирования и публикации информации - вики (Wiki), которые предоставляют возможности для редактирования контента;

- системы LMS, такие как Moodle;

- социальные сети, такие как Twitter и Facebook и другие.

Широкий диапазон онлайн-ин-струментов для развития навыков говорения и письма указывает на то, что они вызывают большой интерес у студентов и помогают им в овладении иностранным языком. Та-

ким образом, использование этих инструментов в онлайн-курсе позволяет преподавателю создавать и модифицировать учебные задания в соответствии с нуждами обучающихся.

Студенты ни разу не сослались на сложности в овладении чтением. Вероятно, это говорит о том, что у большинства студентов навыки чтения являются наиболее развитыми по сравнению с остальными языковыми навыками.

Следует отметить, что в целях обучения чтению текстов онлайн необходимо использовать такие его виды, как ознакомительное, просмотровое, поисковое и изучающее чтение. Именно аутентичные тексты на иностранном языке, освещающие актуальные проблемы, вызывают наибольший интерес студентов и побуждают их обсуждать полученную информацию, а также вступать в дискуссию.

Известно, что в основе почти всех форм письменных сообщений лежат такие умения, как:

- передача основной информации (основного содержания прочитанного или прослушанного текста);

- передача главной идеи текста;

- описание, сравнение, сопоставление описываемых фактов;

- доказательство с приведением аргументов;

- обзор, комбинирование, объединение фактов;

- реферативное изложение, аннотирование;

- характеристика собственного отношения к излагаемому материалу

Как показывает опыт, студенты неохотно выполняют письменные задания в аудитории при традиционной форме обучения. Для оптимизации данного вида деятельности предлагается выполнять письменные задания онлайн в виде цифрового рассказа (digitalstory telling). При этом необходимо ознакомить студентов с инструментом, с помощью которого они смогут выполнить эти задания и про-

демонстрировать соответствующие примеры. Цифровой формат позволяет студентам готовить задания как индивидуально, так и в группах. Они могут подбирать изображения и печатать комментарии, совместно обсуждая заданную тему. Студенты сравнивают идеи и исправляют ошибки друг друга.

Используемые в онлайн-курсе системы автоматизированного мониторинга, контроля и анализа результатов обучения позволяют эффективно управлять процессом обучения, повышать учебную активность обучающихся. При этом контроль учебных занятий студентов должен быть:

- планомерным и систематическим, так как регулярность контроля позволяет своевременно выявлять и исправлять ошибки, недоработки, принимать меры к их устранению путем совершенствования учебного процесса;

- объективным, позволяющим реально оценить успехи и недостатки учебной деятельности студентов, правильно установить степень овладения знаниями и умениями, исключающим субъективные оценочные суждения;

- экономичным процессом, не перегружающим преподавателя.

Итак, для создания онлайн-кур-са следует учитывать индивидуальный профиль студентов (возраст, уровень владения иностранным языком, профессиональная направленность), а также особенности цифровой платформы, используемой для проведения веби-наров и видеолекций (Zoom, Skype, MicrosoftTeams и др.).

Другим важным критерием, определяющим эффективность онлайн-курса, является рациональное планирование учебного процесса, включая определение сроков сдачи заданий студентами и выбор необходимых инструментов контроля успеваемости.

Одним из самых существенных факторов качества онлайн-курса является действенный контроль учебного процесса со стороны

Рис. 4. Критерии создания онлайн-курса

преподавателя, поэтому данный критерий также был учтен нами. Опрос студентов показал, что для них особенно важна мотивация обучения, а значит, назначение заданий преподавателем и их своевременное оценивание являются важными критериями качества онлайн-обучения.

Проектирование онлайн-зада-ний, тестов, упражнений, подбор онлайн-словарей, справочников, подбор приложений - все это служит базой для цифровых учебных ресурсов. Результаты опроса показали, что для онлайн-обучения важны коммуникация и мотивация. Для повышения мотивации и коммуникации могут использоваться социальные сети и другие коммуникационные средства. Отметим, что для эффективного онлайн-обуче-ния необходим постоянный мони-

торинг учебного процесса со стороны преподавателя. Отобранные им задания должны выполнять следующие цели: закреплять языковой материал; способствовать формированию основных видов речевой деятельности; развивать компетенцию межкультурной коммуникации.

Для успешного онлайн-обуче-ния преподавателю необходимо обеспечивать обратную связь, возможность постоянного диалога с обучающимися, синхронного или асинхронного полилога для всех студентов. Такая организация учебно-познавательной деятельности студентов способствует развитию межличностной и межкультурной коммуникативной коммуникации. Кроме того, такой подход позволяет студентам развивать критическое мышление, способность принимать решения.

Выделенные нами критерии, позволяющие обеспечивать высокое качество онлайн-курсов и их эффективную реализацию, представлены на рис. 4. Электронный формат онлайн-обучения позволяет не только использовать эти критерии при разработке учебных курсов, но и дает возможность преподавателю оперативно учитывать их в ходе учебной работы и своевременно вносить в эти курсы исправления и добавления.

В ходе исследования нам удалось выделить основные сервисы, направленные на решение конкретных учебных задач. Сводная информация по ресурсам представлена в таблице. В нее включены приложения, которые, на наш взгляд, просты в использовании и не требуют специальной подготовки, но в то же время позволяют создавать различные задания с учетом целей обучения и тех навыков, которые нужно формировать у студентов.

Следует отметить, что корпус цифровых ресурсов, которые целесообразно использовать для изучения английского языка, постоянно изменяется и пополняется, появляются новые инструменты. Преподаватель может использовать указанные в таблице ресурсы как для групповых, так и для индивидуальных заданий в зависимости от потребностей обучающихся.

Выводы

Современный профессионально ориентированный подход к изучению иностранного языка предполагает формирование у студентов способности иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых и научных сферах.

Подготовка специалистов нелингвистических специальностей заключается в формировании таких коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность эффективно реализовывать профессиональные контакты на иностранном языке в различных областях и ситуациях. Выпускники вуза должны уметь осуществлять

Цели онлайн-обучения английскому языку и способствующие их достижению цифровые ресурсы

Цель обучения Цифровые ресурсы

Формирование навыков говорения TEDed, ESLvideo, Pdomatic, Voicethread

Формирование фонетических навыков FluentU, Interctive Phonemic Charts

Формирование навыков аудирования Breaking News English, British Council Podcasts

Формирование навыков письменной речи Write and improve (Cambridge), Telescopictext

Формирование грамматических навыков BBC Learning English, Grammarly

процесс коммуникации на иностранном языке в рамках официального и неофициального общения. Иностранный язык выступает также средством повышения профессиональной компетентности и личностно-профессионального развития студентов и является необходимым условием успешной профессиональной деятельности специалиста-выпускника, который способен осуществлять деловые контакты с иноязычными партнерами.

Главная и одновременно конечная цель обучения студентов нелингвистических специальностей - обеспечить активное владение ими иностранным языком как средством полноценного общения в соответствующей профессиональной области. В ходе нашего исследования мы убедились, что создание и реализация в дистанционном формате учебных онлайн-курсов в соответствии с выделенными в настоящей статье критериями обеспечивает достижение этой цели.

Было также показано, что разработка онлайн-курса и организация на его основе учебного процесса является одним из самых серьезных вызовов для современного преподавателя высшей школы. Составление онлайн-курса требует от преподавателя творческого подхода, постоянного профессионального роста и компетентности в области будущей профессиональной деятельности выпускников. Чтобы успешно решать задачи, связанные с реализацией онлайн-обучения, преподаватель должен:

- ориентировать студентов на самостоятельную учебную деятельность;

- подбирать контент с учетом приобретаемой студентами профессии;

- консультировать студентов и проводить анализ результатов обучения;

- корректировать методические приемы с учетом потребностей обучаемых;

- организовывать и стимулировать эффективную познавательную деятельность студентов;

- знать и применять современные технологии обучения, максимально адаптируя их к своему опыту и специфике предмета;

- укреплять связь теории и практики в интересах развития активной профессиональной позиции и конструктивного мышления будущих специалистов;

- обеспечивать обратную связь со студентами в ходе обучении с применением различных видов контроля успеваемости.

По сравнению с традиционным форматом учебного процесса занятия в режиме онлайн существенно обогащают функции преподавателя. Повышается его роль в моделировании профессионального контекста и разработке специальных методических приемов обучения. Кроме обучения в собственном смысле слова, преподаватель занимается подбором учебного материала, создает контент курса для конкретной аудитории,ориентируясь на индивидуальные ожидания студентов.

Современные технологии он-лайн-обучения создают новые возможности для повышения уровня изучения и преподавания иностранного языка. Они способствуют развитию навыков студентов во всех видах речевой деятельности, а также формированию социокультурной компетенции обучаемых. Обучаясь в режиме онлайн, студенты осваивают текстовые, аудио- и видеоматериалы и получают обратную связь от преподавателя. Вместе с тем вузовский онлайн-курс английского языка должен ориентировать студентов на продолжение образования, овладение профессией, эффективное осуществление профессиональной деятельности,достижение иных личностно значимых целей.

Для оптимального отбора технологий, средств и методов обучения, которые следует использовать

в рамках конкретного онлайн-кур-са, необходимо учитывать его учебную цель. Например, некоторые знания лучше представить в формате мультимедиа, тогда как другие - в виде сжатой информации на слайдах презентации. На вебинаре обычно доминирует преподаватель и его речь занимает большую часть времени, поэтому для того, чтобы каждый студент мог выразить свою точку зрения, можно организовать общение обучающихся на форуме или в чате.

Уместно предположить, что и по окончании пандемии многие учебные заведения продолжат внедрять в практику онлайн-курсы с использованием современных технологий обучения. По всей вероятности, вузы не перейдут полностью на образование в онлайн-формате, а будут использовать смешанное обучение (blended learning), когда средства информационных технологий «дополняют» традиционное обучение. Однако для некоторых дисциплин переход к преимущественному использованию дистанционного онлайн-обучения(1о^ distance learning) вполне возможен.

Применение современных инструментов в онлайн-курсе создает предпосылки для интенсификации процесса обучения за счет интерактивности, незамедлительной обратной связи с обучающимися, визуализации больших объемов информации, легкого доступа к ней, а также контроля и самоконтроля учебной работы студентов. При условии обоснованного выбора преподавателем информационно-коммуникативных технологий для проведения онлайн-обу-чения образовательный процесс сможет стать в полном смысле слова инновационным, позволяя более полно реализовывать индивидуальный подход к обучению, а также повышать мотивацию студентов и обеспечивать более прочное усвоение ими учебно-программного материала.

Резюмируя сказанное, уместно подчеркнуть, что онлайн-обуче-ние не противостоит традиционному формату учебного процесса, а раздвигает его границы. У образования появляется новое измерение - виртуальное. У этого измерения есть свои преимущества с точки зрения объема, темпа и многообразия форм передачи информации. Но оно не может взять на

себя функции, которые выполняет система образования в качестве социального института.

Онлайн-образование соответствует духу современной эпохи. Несомненно, что оно будет еще трансформироваться по мере становления общества знаний и цифровой экономики. Предстоит решить задачу его гармонизации с традиционными формами и мето-

дами обучения, создать адекватные возможностям и целям онлайн-об-учения педагогические технологии. В этом контексте наше исследование критериев создания онлайн-курсов должно рассматриваться в качестве одного из первых шагов в освоении нового измерения высшего образования в части изучения и преподавания иностранных языков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеева Е.Л. Профессиональная направленность как способ повышения мотивации обучения английскому языку для специальных целей // Вопросы прикладной лингвистики. 2016. № 23. С. 7-17.

2. Контримович А.А., Паюнена М.В. Преподавание ESP (Английского для профессиональных целей) в экономическом вузе: Проблемы и перспективы // Известия ИГЭА. 2012. № 3. С. 195-200.

3. Михайлова Г.И. Обучение иностранному языку в неязыковых вузах в рамках компетентностного подхода // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 9. С. 204-207.

4. Молотников А.Е., Текутьев Д.И., Янковский Р.М. Интерактивные методы в современном юридическом образовании: опыт практического внедрения // Интерактивное образование: Материалы межвузовской науч.-практ. конф. / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 13-15 декабря 2012 г. Москва, 2012. С. 54-57.

5. Молчанова Г.Г., Васильева Т.В. Использование интерактивных технологий в преподавании межкультурной коммуникации // Интерактивное образование: Материалы межвузовской науч.-практ. конф., Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 13-15 декабря 2012 г. М., 2012. С. 57-62.

6. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. URL: https://legal.acts. ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (дата обращения: 02.07.2020).

7. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Участие преподавателей вуза в разработке открытых онлайн-курсов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 5 (62). С. 90-103.

8. Соловова Е.Н. Английский язык для специальных целей: чему учить, когда начинать, как проверять? // Английский для нефилологов. Проблемы ESP. Воронеж: Истоки, 2009. С. 5-13.

9. Семенова И.Н. Исследование сущности понятия «метод обучения» в «современной (глобальной информационно коммуникационной)» образовательной парадигме // Педагогическое образование в России. 2015. № 7. С. 112-119. URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/941/16.pdf (дата обращения: 10.06.2020).

10. Bates Т. (2008) Map of Research into E-learning. Available at: https://tonybates.wpengine.com/wp-content/uploads/2008/07/ map-of-research3.pdf (accessed 10 June 2020).

11. Dudeney G. (2007) The Internet and the Language Classroom, Cambridge: Cambridge University Press.

12. MohammedA.H. & AlmekhlafiA.G. (2017) English Language Teachers' Perceptions of Using ICT in Teaching in Cycle Three in the United Arab Emirates, US-China Foreign Language, vol. 15, no. 6, pp. 349-366.

13. Fanguy M., Costley J., Lange C., Baldwin M. & Han S. (2018) The Role of Motivation in the Use of Lecture Behaviors in the Online Classroom, Journal of Information Technology Education: Research, vol. 17, pp. 471-484. Available at: http://www. jite.org/documents/Vol17/JITEv17ResearchP471-484Fanguy4900.pdf (accessed 10 June 2020).

14. Larionova V., Brown K., Bystrova T. (2018) Russian Perspectives of Online Learning Technologies in Higher School: An Empirical Study of a MOOC, Research in Comparative and International Education, vol. 13, iss. 1, pp. 70-91.

15. Lewis B.A., MacEntee V.M., Delacruz Sh. & Englander C. (2005). Learning Management Systems Comparison. Proceedings of the 2005 Informing Science and IT Education Joint Conference.

REFERENCES

1. Avdeeva E.L. (2016) Professionalnaia napravlennost kak sposob povysheniia motivatsii obucheniia angliiskomu iazyku dLia spetsialnykh tselei [Professional Orientation as a Means of Improving Motivation in Teaching English for Specific Purposes]. Issues of Applied Linguistics. No. 23. Pp. 7-17. (In Russian).

2. Kontrimovich A.A., Paiunena M.V. (2012) Prepodavanie ESP (Angliiskogo dlia professionalnykh tselei) v ekonomicheskom VUZe: Problemy i perspektivy [ESP Teaching in Business Schools: Problems and Prospects]. Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law). No. 3. Pp. 195-200. (In Russian).

3. Mikhailova G.I. (2016) Obuchenie inostrannomu iazyku v neiazykovykh vuzakh v ramkakh kompetentnostnogo podkhoda [Teaching a Foreign Language in Non-Linguistic Schools of Higher Education in the Framework of Competence Approach]. Philological Sciences. Issues of Theory and Practice. No. 9. Pp. 204-207. (In Russian).

4. Molotnikov A.E., Tekutev D.I., lankovskii R.M. (2012) Interaktivnye metody v sovremennom iuridicheskom obrazovanii: opyt prakticheskogo vnedreniia [Using Interactive Methods in Modern Legal Education: Practical Experience in Implementation]. Interaktivnoe Obrazovanie (Lomonosov Moscow State University, 13-15 December 2012). Moscow. Pp. 54-57.

5. Molchanova G.G., Vasileva T.V. Ispolzovanie interaktivnykh tekhnologii v prepodavanii mezhkulturnoi kommunikatsii [Using Interactive Technologies in Teaching Intercultural Communication]. Interaktivnoe Obrazovanie (Lomonosov Moscow State University, 13-15 December 2012). Moscow. Pp. 57-62. (In Russian).

6. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii: federalnyi zakon ot 29 dekabria 2012 goda № 273-FZ [Federal Law 273-FZ, dated 29 December 2012, "On education in Russian Federation"]. Available at: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (accessed 2 July 2020). (In Russian).

7. Prokhorova M.P., Vaganova O.I. (2019) Uchastie prepodavatelei vuza v razrabotke otkrytykh onlain-kursov [Possibilities of Attracting University Teachers in the Development of Open Online Courses]. Otechestvennaya i Zarubezhnaya Pedagogika. Vol. 1. No. 5 (62). Pp. 90-103.

8. Solovova E.N. (2009) Angliiskii iazyk dlia spetsialnykh tselei: chemu uchit, kogda nachinat, kak proveriat? [English for Special Purposes: What to Teach, When to Start, How to Check?]. Angliiskii dlia nefilologov. Problemy ESP. Voronezh: Istoki. Pp. 5-13.

9. Semenova I.N. (2015) Issledovanie sushchnosti poniatiia «metod obucheniia» v «sovremennoi (globalnoi informatsionno kommunikatsionnoi)» obrazovatelnoi paradigme [A Study of the Concept «Teaching Method» in the «Modern (Global Information and Communication)» Educational Paradigm]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 7. Pp. 112-119. Available at: http:// journals.uspu.ru/attachments/article/941/16.pdf (accessed 10 June 2020). (In Russian).

10. Bates T. (2008) Map of Research into E-learning. Available at: https://tonybates.wpengine.com/wp-content/uploads/2008/07/ map-of-research3.pdf (accessed 10 June 2020).

11. Dudeney G. (2007) The Internet and the Language Classroom, Cambridge: Cambridge University Press. (In English).

12. Mohammed A.H. & Almekhlafi A.G. (2017) English Language Teachers' Perceptions of Using ICT in Teaching in Cycle Three in the United Arab Emirates, US-China Foreign Language. Vol. 15. No. 6. Pp. 349-366. (In English).

13. Fanguy M., Costley J., Lange C., Baldwin M. & Han S. (2018) The Role of Motivation in the Use of Lecture Behaviors in the Online Classroom, Journal of Information Technology Education: Research. Vol. 17. Pp. 471-484. Available at: http://www.jite. org/documents/Vol17/JITEv17ResearchP471-484Fanguy4900.pdf (accessed 10 June 2020). (In English).

14. Larionova V., Brown K., Bystrova T. (2018) Russian Perspectives of Online Learning Technologies in Higher School: An Empirical Study of a MOOC, Research in Comparative and International Education. Vol. 13. Iss. 1. Pp. 70-91. (In English).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Lewis B.A., MacEntee V.M., Delacruz Sh. & Englander C. (2005). Learning Management Systems Comparison. Proceedings of the 2005 Informing Science and IT Education Joint Conference. (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.