Научная статья на тему 'Проектирование дисциплин с использованием проблемно-ориентированного и проектно-организованного обучения в аспекте развития общекультурных компетенций'

Проектирование дисциплин с использованием проблемно-ориентированного и проектно-организованного обучения в аспекте развития общекультурных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНООРИЕНТИРОВАННОЕ И ПРОЕКТНО-ОРГАНИЗОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROBLEMORIENTATED AND PROJECT-ORGANIZED LEARNING / CULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вьюжанина Н.Ю., Минин М.Г.

Рассматривается вопрос необходимости учета развития общекультурных компетенций студентов при проектировании дисциплины как одинаково важных по сравнению с профессиональными компетенциями, и вклад в этот процесс проблемноориентированного и проектно-организованного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design disciplines using a problem-oriented and project-organized learning in terms of the development of common cultural competence

Considers necessary, taking into account the development of cultural competence of students in design disciplines as equally important than professional competence, and contribution in this process problemorientated and project-organised learning.

Текст научной работы на тему «Проектирование дисциплин с использованием проблемно-ориентированного и проектно-организованного обучения в аспекте развития общекультурных компетенций»

ризма ООН для дестинаций и принципов ЮНВТО для развития устойчивого, доступного и ответственного туризма. Координирующим центром по созданию ЭУТ на первом этапе в России могла бы стать кафедра по устойчивому развитию туризма, созданная в Российской международной академии туризма (РМАТ), члене Сети знаний ЮНВТО, на основе специального соглашения РМАТ с ЮНВТО.

Используя такую модель взаимодействия, можно будет выстроить необходимые векторы влияния сетецентрической дестинации в социальных и бизнес-сетях, а также подготовить кадры нужного количества и качества для ее эффективного развития на базе сетевого взаимодействия с заинтересованными профильными вузами, в том числе в рамках международной магистерской программы «Менеджмент туристских дестинаций», реализуемой в РМАТ. В процессе тесного взаимодействия с существующими международными бизнес-сетями в сфере туризма и рекреации экономически развитых стран появляется возможность поступательного формирования российских региональных бизнес-сетей сотрудничества в указанной области.

Таким образом, современные условия глобализации мироустройства и развития экономики России требуют построения ее современных дестинаций в виде туристско-рекреационных систем сете-центрического характера. Это позволит повысить их экономическую эффективность в процессе управления, направленного на достижение этими слож-ноорганизованными структурами динамической устойчивости в нелинейной среде своего функционирования и многовариантности принятия управленческих решений. Важным при этом выступа-

ет практическое оперирование таким важнейшим объектом, как аттрактор, являющийся фактором самоорганизации дестинации.

Осуществлению процесса диффузии инноваций и передовых технологий будет способствовать построение в нашей стране инновационной турист-ско-рекреационной инфраструктуры с широким применением последних достижений в разработке международных бизнес-сетей сотрудничества и распространения знаний.

Список литературы

1. Buhalis D., Molinaroli E. Entrepreneurial Networks and Supply Communities in the Italian eTourism // Information Technology & Tourism, 1 January. — 2003. — Vol. 5. — № 3. — P. 175—184.

2. Buhalis D. Marketing the Competitive Destination of the Future // Tourism Management. — 2001. — № 21(1). — P. 97-116.

3. Губанов Д.А., Новиков Д.М., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства / Под ред. Д.А. Новикова. — М.: Изд-во физ.-мат. лит-ры, 2010. — 228 с.

4. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. — М.: Мир, 1979. — 512 с.

5. Хакен Г. Синергетика. — М.: Мир, 1980. — 404 с.

6. Бурков В.Н. Основы математической теории активных систем. — М.: Наука, 1977. — 256 с.

7. Затуливетер Ю.С., Фищенко Е.А. Графодина-мические системы с сетецентрическим управлением в математически однородном поле компьютерной информации // Управление большими системами. Спец. вып. 30.1 «Сетевые модели в управлении». — М.: ИПУ РАН, 2010. — С. 567-604.

8. Как управлять массовым сознанием: современные модели / В.А. Минаев, А.С. Овчинский, С.В. Скрыль [и др.]. — М.: РосНОУ, 2013. — 200 с.

УДК 378.4

Н.Ю. Вьюжанина

М.Г. Минин, доктор пед. наук

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО И ПРОЕКТНО-ОРГАНИЗОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В АСПЕКТЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

При проектировании дисциплины с целью внедрения новых инновационных образовательных технологий, в том числе проблемноориенти-рованного и проектно-организованного обучения (ППО), одним из сложных моментов является инкорпорирование развития у студентов общекультурных компетенций в процесс их подготовки. Основная проблема связана с тем, что при проектировании дисциплин в фокусе традиционно находится

предметная область и наука. Для дополнительных элементов в устоявшейся программе зачастую нет места или нет четкого видения и достаточной мотивации к этому. Ведь в этом случае, кроме обычных задач по планированию и обеспечению вертикальной и горизонтальной когерентности предметного и научного содержания, необходимо работать с дополнительными аспектами, касающимися того, как найти время, например, в случае ППО для про-

Теория и методика профессионального образования

ектной работы, и как включить в процесс подготовки дополнительные элементы по развитию общекультурных компетенций. Это осложняется тем, что преподаватели воспитывались в традиционной парадигме, которая основывалась на лекциях. Эта парадигма является основной причиной, по которой новые дополнительные цели не рассматриваются в качестве достаточно актуальных, чтобы была необходимость сосредоточиваться на них отдельно. Преподаватели в основном обращают внимание на свою узкую предметную область и не рассматривают учебный процесс с точки зрения широкой перспективы, фокусом которой является развитие общекультурных компетенций, что в современных условиях становится безусловным требованием экономики и общества и, соответственно, самих студентов.

Одной из целей проекта Темпус «Международная магистерская программа по туризму для сибирских регионов», финансируемого европейской комиссией, в котором координатором с российской стороны выступал Томский политехнический университет, было внедрение инновационных образовательных моделей при проектировании указанной программы, прежде всего проблемноориентиро-ванного и проектно-организованного обучения [1]. В рамках реализации этой цели для преподавателей российских университетов были организованы соответствующие семинары в Ольборгском университете и Венском университете прикладных наук, а также в российских университетах с участием экспертов указанных университетов, в которых данная образовательная модель лежит в основе обучения. В ходе этих мероприятий преподаватели под руководством экспертов прошли полный цикл планирования внедрения ППО в разрабатываемые ими по проекту курсы, рассматривая все возникающие в процессе вопросы и решая задачи адаптации данной образовательной модели к российским условиям.

Положительным моментом при работе подобных семинаров является участие в них наряду с преподавателями, заместителей директоров/деканов институтов/факультетов по учебной работе и руководителей образовательных программ, что позволяет создать вертикальную коммуникацию между уровнем преподавателей и уровнем руководителей и далее работать на достижение общей согласованной цели, имея общую перспективу проблем, которые влияют на каждый уровень, и, следовательно, улучшая взаимопонимание в подразделении.

Вопрос о необходимости развития общекультурных компетенций возникает в самом начале работы семинара, так как при планировании в образовательном процессе прежде всего необходимо определиться с целями и результатами обучения по дисциплине, и именно в процессе этого усиливалась осведомленность участников о необходимо-

сти фокусироваться не только на профессиональных квалификациях, но также на общекультурных компетенциях. Этот аспект важно осознавать в условиях все возрастающей конкуренции университетов в привлечении студентов, и из-за отсутствия перспективы развития общекультурных компетенций, что становится одним из требований студентов к процессу своего обучения, может быть потерян один из значительных параметров в данной конкуренции. В результате участия в семинарах их участники продвигаются в процессе отхода от традиционных подходов традиционной парадигмы к новой парадигме, в которой общекультурные компетенции считаются такими же фундаментальными компонентами, как и профессиональные, а также становятся более открытыми к принятию новой образовательной модели — проблемноориентированного и проектно-организованного обучения [2].

Многие российские и зарубежные вузы, образовательные учреждения в России и мире проводят большое количество исследований, в результате которых инициируются образовательные изменения с тем, чтобы соответствовать требованиям современной экономики и современного общества и, следовательно, удовлетворять запросы современных студентов. Данные изменения происходят с фокусом на развитие не только профессиональных, но и общекультурных компетенций студентов, прежде всего их способности к обучению, в том числе к обучению в течение всей жизни.

Одним из наиболее распространенных методов, доказавших свою эффективность в отношении соответствия запросам, является так называемое проблемноориентированное и проектно-орга-низованное обучение.

Основными теоретическими принципами этого обучения являются:

• обучение с ориентированностью на проблему, в котором проблемные ситуации служат отправной точкой и задают направление движения всем процессам в обучении, а также фокусируют внимание студентов на формулировании самой проблемы, а не на ответах или разрешении проблемы. Проблемная ситуация не обязательно должна быть конкретной и реалистичной, хотя чаще всего это имеет место. Также возможно теоретическое формулирование проблемы. Что особенно важно, так это то, что студент задает вопросы, и даже больше — осмеливается их поднимать. Это позволяет содержание обучения приблизить к конкретному контексту, что опять усиливает мотивацию студентов и их понимание, поскольку содержание в данном случае отражает более широкие перспективы для них;

• следующий принцип формирует прямую зависимость от того, кто формулирует контекст проблемы — обучение, направленное на участ-

ников, или как это обычно называется в англо-саксонской литературе, «обучение, направленное на себя». В большинстве случаев ожидается, что студенты найдут свои собственные формулировки проблемы в рамках читаемой дисциплины. В других случаях преподаватель формулирует ситуации, которые служат основой процесса обучения студентов;

♦ междисциплинарное обучение — это третий принцип, который очень тесно связан с двумя предыдущими, так решения сформулированной проблемы могут выходить за рамки традиционных дисциплин и методов;

♦ образец (пример) является четвертым принципом, связанным с проблемноориенти-

рованным обучением, и базируется на том, что образовательная польза для студента есть основа для формулирования целей в заданных рамках;

♦ командная работа — пятый принцип, который включают в модель PBL. Он служит отражением идеи, что основные процессы обучения происходят в группах и командах.

Учитывая то, что при проектировании дисциплины в логике проблемноориентированного и проектно-организованного обучения в фокусе находятся и профессиональные, и общекультурные компетенции, может возникнуть вопрос о том, есть ли какие-либо исследования, поддерживающие представленную модель как превосходящую традиционную модель обучения. Прежде всего, непросто напрямую сравнивать два очень разных метода преподавания. Однако возможно измерить результаты обучения студентов и их восприятие собственного обучения. Также возможно провести опрос работодателей, замечают ли они какую-либо разницу в выпускниках, которые поступают к ним на работу сразу после окончания обучения. Ввиду сравнительной «молодости» программы для представления достаточных статистических данных в поддержку данного утверждения, можно привести в качестве примера исследование, проведенное студентами Ольборгского университета, образовательная модель которого полностью построена на про-блемноориентированном и проектно-организован-ном обучении и получила название Ольборгской модели, и студентами Технического университета Дании, который является университетом с традиционной системой преподавания.

Управление 41

проектами и людьми 1 9

Качество инженерных 1 86

и технических навыков 185

Контакты и рабочие отношения

181

50

с промышленностью

Инновационные 181

и творческие навыки 59

Знание бизнес-жизни ZI 36

и бизнес-экономики 1 18

Общее качество 187

образования 1 74

1 1 1 1 1 1 1 1 1

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Респонденты, оценивающие навыки кандидатов в различных областях как «хорошие» или «очень хорошие», %

I I Ольборгский университет I I Технический университет Дании

Сравнение результатов по общекультурным компетентностям, развитым в среде ППО, по сравнению с традиционным преподаванием

В ходе этого исследования эти два датских учреждения были признаны одинаковыми в отношении профессиональных компетенций, но общекультурные компетенции, которые студенты развивают в ППО подходе, значительно выше по сравнению с традиционными методиками. Результаты обучения в области персональных компетенций значительно выше в ППО подходе, чем при традиционном преподавании. Рисунок демонстрирует сравнение результатов по общекультурным ком-петентностям, развитым в среде ППО, по сравнению с традиционным преподаванием [3].

Выводы

В данной статье намерением авторов было подчеркнуть необходимость рассмотрения общекультурных компетенциях как равных и естественных элементов в проектировании дисциплины с использованием проблемно-ориентированного и проектно-организованного обучения в качестве необходимой и активной части дисциплины.

Список литературы

1. Проект «Международная магистерская программа по туризму для сибирских регионов» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://old.tempus-tourism.tpu. ru (дата обращения: 09.03.2014).

2. Kolmos A. Facilitating change to a problem-based model // The International Journal for Academic Development. — 2002. — P. 63-73.

3. Moesby E. What is an effective approach to introducing PBL/POPBL in an institution: a model for making the change to PBL/POPBL as an alternative approach to Higher Education institutions. — Aalborg: Institut for Samfundsudvikling og Plantegning, Aalborg Universitet, 2008. — 186 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.