Научная статья на тему 'Проектирование деятельности менеджера по качеству продукции организации'

Проектирование деятельности менеджера по качеству продукции организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организация / менеджер / качество продукции / оценка профессионализма / задачи управления / личностные качества / технологии менеджмента / образовательные технологии. / organization / manager / product quality / assessment of professionalism / management tasks / personal qualities / management technologies / educational technologies.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Б Н. Герасимов

Непрерывное развитие специалистов является актуальным направлением для поддержания уровня их компетентности. Важную роль для приобретения и развития навыков и умений работников является использование методологических и технологических инструментов науки управления. Приведена методика проведения оценки менеджеров по качеству продукции, направленная на выявление соответствия их занимаемой должности. Для повышения эффективности инновационных предложений развития профессионализма менеджеров по качеству продукции организации следует использовать интенсивные образовательные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING THE ACTIVITIES OF THE ORGANIZATION'S PRODUCT QUALITY MANAGER

Continuous development of specialists is an important direction for maintaining the level of their competence. An important role for the acquisition and development of skills and abilities of employees is the use of methodological and technological tools of management science. The article presents a methodology for evaluating product quality managers, aimed at identifying their compliance with their current position. To increase the effectiveness of innovative proposals and develop the professionalism of product quality managers, the organization should use intensive educational technologies.

Текст научной работы на тему «Проектирование деятельности менеджера по качеству продукции организации»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ПО КАЧЕСТВУ

ПРОДУКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ

Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара)

Б01: 10.24411/2411-0450-2020-10644

Аннотация. Непрерывное развитие специалистов является актуальным направлением для поддержания уровня их компетентности. Важную роль для приобретения и развития навыков и умений работников является использование методологических и технологических инструментов науки управления. Приведена методика проведения оценки менеджеров по качеству продукции, направленная на выявление соответствия их занимаемой должности. Для повышения эффективности инновационных предложений развития профессионализма менеджеров по качеству продукции организации следует использовать интенсивные образовательные технологии.

Ключевые слова: организация, менеджер, качество продукции, оценка профессионализма, задачи управления, личностные качества, технологии менеджмента, образовательные технологии.

В современных экономических реалиях многие организация стремятся к минимизации производственных издержек, что в большинстве случаев выливается в заметное понижение качества выпускаемой продукции. Для предотвращения случаев низкого качества выпускаемой продукции многие организации активно используют систему менеджмента качества [15]. Данный метод ставит своей задачей не только выявление некачественной продукции при производстве, а также системный контроль и предотвращение таких случаев в будущем.

Рассмотрим характеристику организация базовой для нашего исследования организации. ОАО «Электрощит» - энергомашиностроительная компания, производитель оборудования для энергетических комплексов промышленных предприятий, объектов гражданского и жилищного строительства, центров обработки данных. Первый проект организации был реализован в 1974 г. на нефтеперерабатывающем заводе. В 1980 гг. ОАО «Электрощит» поставляла электротехническое оборудование для компрессорных станций магистрального экспортного газопровода «Уренгой - Помары - Ужгород».

Развитие производства - основа долгосрочной стратегии ОАО «Электрощит». Более 60% продукции, поставляемой ОАО «Электрощит» российским клиентам, производится в России на собственном заводе. Широкий спектр электротехнической продукции выпускается в полном соответствии с мировыми стандартами качества.

Менеджер по качеству - специалист, который не просто выявляет брак и дефекты в готовой продукции, а создает внутри организации такие условия, при которых производство брака невозможно в принципе [16]. Для этого он правильно распределяет и координирует производственные и обеспечивающие процессы, вносит предложения по их улучшению [4]. Должностная инструкция менеджера по качеству структурирует деятельность этого специалиста.

Менеджер по качеству относится к категории управленцев. На должность менеджера по качеству назначается лицо, имеющее высшее экономическое образование и стаж аналогичной работы не менее года. Менеджер по качеству назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом генерального директора.

В рамках процесса управления качеством ГК «Электрощит» выполняются следующие подпроцессы:

- управление сертификацией продукции;

- управление лицензированием продукции;

- управление качеством ресурсов;

- управление качеством готовой продукции;

- управление дефектной и забракованной продукцией;

- управление качеством операций.

Рассмотрим кратко характеристику

данных подпроцессов.

Управление сертификацией продукции включает в себя систему планирования и контроля над обязательными элементами нормативов качества продукции.

Управление лицензированием продукции включает в себя этапы определения требований стандартов и нормативов, определения необходимых методов получения лицензии и выполнения всех необходимых требований качества для получения лицензии.

Управление качеством ресурсов является одним из важнейших элементов контроля качества продукции. Включает в себя этапы отбора поставщика, анализ цен на рынке поставщиков услуг.

Управление качеством готовой продукции можно назвать главным этапом финальной части производства. Включает в себя этапы отбора забракованной продук-

ции и анализа качества отгруженной продукции [8].

Управление дефектной и забракованной продукцией также играет немаловажную роль для организации, так как правильное использование данной продукции позволяет снизить издержки и предотвратить будущие потери.

Управление качеством операций является связующим звеном между начальным и конечным этапом производства, а также включает в себя систему планового контроля производства и оборудования, необходимых навыков и умений работников [10].

Функциональная задача управления (ФЗУ) по работе менеджера по качеству -это та управленческая единица, элемент деятельности одной функции управленческого цикла, который выполняется в рамках конкретного подпроцесса [3].

Структура управленческого цикла по работе [6] включает 9 функций: нормирование (Н), планирование (Пл), организация (О), учет (У), контроль (Кн), регулирование (Р), анализ (А), прогнозирование (Пр), координация (Кр).

Функционально-полный состав (ФПС) ФЗУ в деятельности процесса управления качеством продукции определяется по матрице «Подпроцессы управления -Функции управления», которая была составлена для ОАО «Электрощит» и представлена следующая матрица (табл. 1).

Таблица 1. Матрица ФПС задач ^ процесса управления качеством организации

№ п/п Наименование подпроцесса Функция управления

H Пл О У Кн Р А Пр Кр

1 Управление сертификацией продукции G + + + + + + + +

2 Управление лицензированием продукции - + - + + + + + +

3 Управление качеством ресурсов + + - + + + + + -

4 Управление качеством готовой продукции - + - - + + + + +

5 Управление дефектной и забракованной продукцией - G + - + - + + -

б Управление качеством операций - + + + + - + - +

В ОАО «Электрощит» существует следующая иерархия в сфере управления качеством продукции:

- менеджер по качеству;

- начальник отдела управления качеством продукции;

- зам. директора организации по качеству.

Рассмотрим подробнее распределение ФЗУ по выбранным должностям деятельности процесса управления качеством организации в соответствии с их обязанностями (табл. 2).

Таблица 2. Распределение ФЗУ по должностям деятельности процесса управления ка-

чеством организации

№ п/п Наименование подпроцесса Функция управления

H Пл О У Кн Р А Пр Кр

1 Управление сертификацией продукции - 2,3 1,2 1,2 1 2 1,2 3 2,3

2 Управление лицензированием продукции 2 2 1,2 1,2 1 2 1,2 3 2,3

3 Управление качеством ресурсов 2 2 1,2 1 1 2 1,2 3 -

4 Управление качеством готовой продукции 2 2,3 1,2 1 1 2 1,2 3 3

5 Управление дефектной и забракованной продукцией 2 - 1,2 1,2 1,2 2 1,2 3 -

б Управление качеством операций 2 2 1,2 1 1 2 1,2 3 3

Примечание: 1 — менеджер по качеству; 2 — начальник отдела управления качеством продукции; 3 — зам. директора организации по качеству

Из табл. 2 можно видеть, что большинство ФЗУ в сфере качества выполняется менеджером по качеству либо начальником отдела управления качеством продукции.

У каждого специалиста в своей сфере имеется определенный набор личностных качеств, которые помогают сотруднику выполнять свою работу с удовольствием и с меньшими потерями [12].

Рассмотрим состав параметров профессиональных и личностных качеств менеджеров по качеству продукции в ОАО «Электрощит».

К основным личностным качествам менеджера по качеству продукции ОАО «Электрощит» относятся.

- аналитические способности;

- системное мышление;

- ответственность

- принципиальность;

- критичность;

- исполнительность;

Приведем основные характеристика личностных качеств менеджеров.

Аналитические способности - это способность выделять существенные связи, устанавливать и структурировать отношения между элементами информации, строить целостный образ проблемной ситуа-

ции, возможность корректно и верно анализировать информацию и делать выводы.

Системное мышление - это практический подход к восприятию мира, который значительно ускоряет способности анализировать, принимать решения и учится. Это способность сочетать анализ и синтез [14].

Ответственность - данная черта характера одна из наиболее важных характеристик менеджера по качеству, так как именно он отвечает за главный показатель работы организации для клиентов -качества выпускаемой продукции.

Принципиальность - положительное нравственное качество, характеризующее личность и ее действия; означает верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении.

Критичность - это одно из свойств нормальной психической деятельности, способность осознавать свои и чужие ошибки, умение оценивать свои мысли, взвешивать доводы за и против выдвигающихся гипотез и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке

Исполнительность - положительное нравственно этическое качество личности, проявляющееся как готовность и способность честно и в соответствии с законом

(инструкцией, предписанием, просьбой) выполнять поручение, функцию, поставленную задачу.

Рассмотрим основные ФЗУ в деятельности менеджера по качеству в ОАО «Электрощит». Основными ФЗУ для менеджера по качеству будут являться [5]:

- контроль сертификации продукции;

- анализ лицензирования продукции;

- учет качества ресурсов;

- организация качества готовой продукции;

- анализ забракованной и дефектной продукции;

- учет качества операций.

Выбранные ФЗУ входят в основные

обязанности компетентного менеджера по качеству продукции. Каждая ФЗУ неотъемлемая часть эффективной работы менеджера в организации.

Кроме этого, был произведен выбор основных элементов менеджмента в деятельности менеджера по качеству продукции.

Каждый менеджер по качеству продукции затрагивает в своей работе взаимодействие с различными слоями населения, поэтому для менеджера по качеству основными видами коммуникаций будут являться следующие [11]:

- обмен информацией между сотрудниками (неформальное общение);

- общение с потребителями (внешнее общении);

- совещания (внутренне деловое общение между начальником и подчиненными).

Менеджеру по качеству необходимо получать информацию о заказчиках, партнерах, о нюансах связанных с определенным товаром. Исходя из этого, менеджер по качеству должен общаться с потребителями своего товара, это входит в его повседневные обязанности. Главные виды власти, которые присутствуют в организации: экспертная власть, харизматическая власть, власть, основанная на вознаграждении [2].

Рассмотрим подробнее разработку значений нормативов параметров деятельности менеджера по качеству. Норматив -это числовой показатель, характеризующий те или иные параметры менеджеров по выбранной профессии. Это те параметры, которые были распределены по трем группам: личностные качества, умение решать профессиональные задачи, умение использовать элементы менеджмента [1]. Нормативы для менеджеров по качеству продукции ОАО «Электрощит» представлены в таблице 3.

Должности

Наименование параметров Менеджер по Начальник от- Зам. директора

качеству дела качества по качеству

Личностные качества

Аналитические способности 5,5-7,G 7,б-8,4 7,8-9,G

Системное мышление 7,2-B,G 8,4-9,2 9,5-9,9

Ответственность 7,б-В,5 8,9-9,5 9,7-1G,G

Принципиальность б,9-В,3 8,5-9,2 9,2-9,4

Критичность 7,б-В,б 8,б-9,б 9,6-1G,G

Исполнительность б,7-б,9 7,2-8,б 9,4-1G,G

Умение резать задачи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контроль сертификации продукции 7,5-7,9 - -

Анализ лицензирования продукции 7,2-8,4 - -

Учет качества ресурсов 8,8-9,2 - -

Организация качества готовой продукции б,9-В,2 7,7-8,8 -

Анализ забракованной и дефектной продукции 7,3-7,9 7,8-8,б -

Учет качества операций 7,5-8,G - -

Умение использовать элементы менеджмента

Обмен информацией между сотрудниками 7,7-8,2 8,2-9,G 8,G-8,6

Общение с потребителями 7,2-7,9 8,б-9,2 7,4-8,б

Совещания б,4-7,1 8,4-8,9 8,б-9,7

Экспертная власть б,9-7,7 7,б-8,2 7,8-8,4

Харизматическая власть б,8-7,б 7,5-7,9 8,4-9,2

Власть, основанная на вознаграждении 7,5-7,9 7,7-,8,3 7,8-8,7

Таблица 3. Нормативы для менеджеров по качеству продукции

Рассмотрим процесс экспертизы деятельности менеджера по качеству продукции ОАО «Электрощит». Был разработан экспертный лист для фиксации значений оценок параметров менеджера по качеству

Далее вычислим среднее значение всех параметров менеджера по качеству продукции ОАО «Электрощит» тремя независимыми экспертами, а также был определен средний балл по всем параметрам

продукции (табл. 4). В ходе работы была проведена оценка всех представленных выше параметров профессиональных и личностных качеств менеджера по качеству продукции ОАО «Электрощит».

профессиональных и личностных качеств менеджера по качеству продукции ОАО «Электрощит». Данные по менеджеру по качеству продукции отображены в таблице 5.

Наименование параметров Должности Средний балл

эксперт 1 эксперт 2 эксперт 3

Личностные качества

Аналитические способности 8,3 7,9 7,7 7,9

Системное мышление 8,2 7,8 7,9 7,9

Ответственность 8,9 8,4 8,8 8,7

Принципиальность 8,5 8,б 7,9 8,3

Критичность 9,5 9,1 9,1 9,3

Исполнительность 7,б 7,3 8,3 7,9

Умение резать задачи

Контроль сертификации продукции 7,5 7,3 б,1 б,9

Анализ лицензирования продукции 7,1 7 7,2 7,1

Учет качества ресурсов 8,7 8,7 8,9 8,8

Организация качества готовой продукции 7,8 8,2 8,3 8,1

Анализ забракованной и дефектной продукции 7,9 8,5 8,4 8,2

Учет качества операций 8,1 8,2 8,3 8,2

Умение использовать элементы менеджмента

Таблица 4. Экспертный лист фиксации значений оценок параметров менеджера по ка-

честву продукции

Наименование параметров Должности

Менеджер по качеству 1 Менеджер по качеству 2 Менеджер по качеству 3

Личностные качества

Аналитические способности 8,3 8,3 9,5

Системное мышление 8,2 8,2 9,5

Ответственность 8,9 8,9 10,0

Принципиальность 8,5 8,5 9,4

Критичность 9,5 9,5 9,9

Исполнительность 7,б 7,б 9,3

Умение решать задачи

Контроль сертификации продукции 7,5 7,5 10

Анализ лицензирования продукции 7,1 7,1 9,5

Учет качества ресурсов 8,7 8,7 9,б

Организация качества готовой продукции 7,8 7,8 9,2

Анализ забракованной и дефектной продукции 7,9 7,9 9,2

Учет качества операций 8,1 8,0 8,б

Умение использовать элементы менеджмента

Обмен информацией между сотрудниками 9,0 9,0 8,б

Общение с потребителями 9,2 9,2 8,б

Совещания 8,4 8,4 9,7

Экспертная власть 7,5 7,5 9,4

Харизматическая власть 7,9 7,9 9,5

Власть основанная на вознаграждении б,7 б,7 8,7

Таблица 5. Оценочный лист аттестации менеджера по качеству продукции

Наименование параметров Должности Средний балл

эксперт 1 эксперт 2 эксперт 3

Обмен информацией между сотрудниками 9,G 7,3 7,8 7,7

Общение с потребителями 9,2 8,1 8,4 8,7

Совещания 8,4 8 8,2 8,3

Экспертная власть 7,5 7,9 8,2 8,G

Харизматическая власть 7,9 8,4 8,9 8,5

Власть, основанная на вознаграждении б,7 б,б 7,1 б,8

В соответствии методикой аттестации специалистов на следующем этапе устанавливается соответствие результатов оценки фактических и нормативных значений параметров менеджеров по качеству продукции [6]. Сопоставление нормативных и фактических значений позволяет

определить положительные и отрицательные отклонения (табл. 6). Исходя из выявленных отклонений, можно выявить, действительно ли аттестуемый менеджер по качеству продукции ОАО «Электрощит» соответствует занимаемой должности.

Таблица 6. Отклонения параметров менеджера по качеству продукции от нормативов

Наименование параметров Значение норма- Фактическое Отклонения

тива значение

Личностные качества

Аналитические способности 7,б-8,4 7,9 -

Системное мышление 8,4-9,2 7,9 -

Ответственность 8,9-9,5 8,7 -

Принципиальность 8,5-9,2 8,3 -G,2

Критичность 8,б-9,б 9,3 -

Исполнительность 7,2-8,б 7,9 -

Умение решать задачи

Контроль сертификации продукции 7,5-7,9 б,9 -G,6

Анализ лицензирования продукции 7,2-8,4 7,1 -G,1

Учет качества ресурсов 8,8-9,2 8,8 -

Организация качества готовой продукции б,9-8,2 8,1 -

Анализ забракованной и дефектной продукции 7,3-7,9 8,2 +G,3

Учет качества операций 7,5-8,G 8,2 +G,2

Умение использовать элементы менеджмента

Обмен информацией между сотрудниками 8,2-9,G 7,7 -G,5

Общение с потребителями 8,б-9,2 8,7

Совещания 8,4-8,9 8,3 -G,1

Экспертная власть 7,б-8,2 8,G

Харизматическая власть 7,5-7,9 8,5 +G ,б

Власть, основанная на вознаграждении 7,7-,8,3 б,8 -G,9

Анализ данных таблицы 6, позволяет увидеть, что по некоторым нормативам отклонения являются высокими, и это может негативно сказываться на деятельности данного менеджера по качеству продукции в организации. Но все же у менеджера есть и положительные отклонения, которые частично могут компенсировать его некоторые отрицательные отклонения [13]. Исходя из этого, нельзя сделать

окончательный вывод, соответствует ли данный менеджер по качеству продукции занимаемой должности в

ОАО «Электрощит». Для этого производится более глубокое исследование негативных отклонений фактических значений параметров качеств, в т.ч. на основе понимания причин возникновения этих отклонений (табл. 7).

Таблица 7. Причины негативных отклонений от нормативов менеджера по качеству продукции_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

наименование параметров значение норматива фактическое значение отклонения причины отклонений

Принципиальность 8,5-9,2 8,3 -0,2 Недостаточный уровень психоэмоциональной подготовки Недостаточная работа управленцев с подчиненными

Контроль сертификации продукции 7,5-7,9 6,9 -0,6 Низкая юридическая грамотность Недостаточная осведомленность

Анализ лицензирования продукции 7,2-8,4 7,1 -0,1 Недостаточная способность к планированию

Обмен информацией между сотрудниками 8,2-9,0 7,7 -0,5 Неразвитые коммуникативные качества Невысокий уровень сплоченности коллектива

Совещания 8,4-8,9 8,3 -0,1 Неразвитость ораторских и презентационных способностей

Власть, основанная на вознаграждении 7,7-,8,3 6,8 -0,9 Отсутствие знаний и практики технологий мотивации

После выявления причин возникнове- ванного менеджера по качеству продукции

ния отрицательных отклонений от норма- ОАО «Электрощит», которые представле-

тивных значений, были разработаны пред- ны в таблице 8. ложения по улучшения работы аттесто-

Таблица 8. Предложения по улучшению работы менеджера по качеству продукции

Кол-во часов

№ п/п Наименование дисциплины вс ег о лек ции прак тики Основные темы занятий

1 Развитие принципов работы с высокой ответственностью 10 В 2 Проведение бесед руководителей с подчиненными

Психологические тренинги

Ознакомление с нормативными актами Лекции по основам права

2 12 7 5 Развитие навыков выполнения документооборота

Лекции по технологиям управления и ме-

3 Управление контролем операций 10 5 5 неджмента

Практическое руководство операциями

4 Развитие коммуникативных качеств между сотрудниками В 4 4 Проведение совместных мероприятий, направленных на сплочение коллектива

2. Психологические тренинги

Развитие навыков выступления и презентации 1. Лекции по ораторскому мастерству

5 12 6 6 2. Мотивация по развитию личностных ка-

честв

1. Проведение лекций по технологиям моти-

6 Развитие навыков власти возна- В 6 2 вации

граждения 2. Применение навыков в практической работе

Для повышения эффективности улучшению работы менеджера по качеству продукции ОАО «Электрощит предлагается организация курсов повышения квалификации специалистов. Для повышения

эффективности курсов для проведения практических занятий следует использовать интенсивные образовательные технологии (ИОТ), которые представлены в таблице 9.

Таблица 9. Перечень ИОТ для повышения эффективности практических занятий по управлению качеством продукции_

№ п/п Наименование дисциплины Вид интенсивных образовательных технологий Кол-во часов

1 Мотивация персонала: как зажечь в людях желание работать Тренинг "Практическая мотивация" 3

Тренинг "Навыки управления командами" 3

Тренинг "Управление личной эффективностью" 2

2 Ораторское искусство и умение презентовать продукции техника речи 2

риторика и практика публичных выступлений 2

Тренинг "Навыки презентации" 3

3 Эффективные коммуникации Тренинг "Коммуникативная компетентность" 4

Тренинг "Эффективная управленческая коммуникация" 2

Тренинг "Взаимодействие в команде" 2

4 Управление качеством Статистические методы в системе менеджмента качества 2

Инструменты системы менеджмента качества. Применение прикладных методов повышения качества продукции на производстве 4

Школа менеджмента качества 4

Таким образом, была сформированы предложения по применению ИОТ в программе повышения квалификации по улучшению деятельности менеджера по качеству продукции в ОАО «Электрощит.

В данной организации для каждого сотрудника существуют не только разнообразные курсы, тренинги и другие всевозможные виды образовательных технологий, но также всегда остаётся необходимость самообразование сотрудника, которое определяет профессионализм специалистов [9].

Таким образом, исходя из проделанной работы можно сделать вывод, что деятельность менеджера по качеству продукции в ОАО «Электрощит имеет весьма важную роль. Именно он отвечает за качество выпускаемой продукции, который важен для конечного потребителя, особенно в высокотехнических областях деятельности.

Менеджер по качеству должен обладать высокой работоспособностью, иметь кри-

Библиографический список

1. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах / пер. с англ. М.: Сов. радио, 1974. 272 с.

2. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. М.; Новгород: СЕТ, 1995. 272 с.

3. Герасимов Б.Н. Содержание управленческой деятельности // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2013. № 8 (106). С. 33-37.

4. Герасимов Б.Н. Типология управления в социальных и экономических средах // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2019. №1. С. 30-42.

5. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Производственный менеджмент. М., 2015. 312 с.

6. Герасимов Б., Герасимов К. Построение систем управления: теория, методология, технологии. Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. 288 с.

тическую точку зрения в своей работе, высокий уровень ответственности, а также организованность и стремление к развитию своих навыков и умений [7].

Для исследования, проектирования и оценки менеджеров в любой области определяются параметры личностных качеств, поведения и деятельности, а также устанавливаются нормативы по этим параметрам [4]. Это позволяет определять экспертные оценки наличия заданных качеств и профессионализма, а далее на базе этих оценок устанавливать соответствие менеджеров занимаемой должности. При наличии слабых оценок каких-то параметров предлагается устранять недостатки с помощью различных средств, в т.ч. таких как работа над собой, курсы повышения квалификации, тренинги и другие формы повышения профессионального мастерства.

7. Герасимов Б.Н., Морозов В.В., Яковлева Н.Г. Системы управления: понятие, структура, исследование. Самара: СГАУ, 2002. 128 с.

8. Герасимов Б.Н., Чуриков Ю.В. Управление качеством. М.: Вузовский учебник: ИН-ФРА-М, 2011.

9. Герасимов Б.Н. Шимельфениг О.В. Онтология как рефлексивная картина представления экономических систем // Креативная экономика и социальные инновации. 2018. Вып. 8. № 2 (23). С. 7-26.

10. Гейн К., Сарсон Т. Структурный системный анализ: средства и методы / пер. с англ. М.: Эйтэкс, 1993. ч. 1. 186 с. ч. 2. 214 с.

11. Гуияр Ф.Ж., Нелли Д.Н. Преобразование организаций / пер. с англ. М.: Дело, 2000. 370 с.

12. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом организации. М.: ИНФРА-М, 2014. 304 с.

13. Клок К., Голдсмит Дж. Конец менеджмента и становление организационной демократии / пер. с англ. СПб.: Питер, 2004. 368 с.

14. Колпаков В.М. Методы управления. К.: МАУП, 2003. 268 с.

15. Малюк В.И. Проектирование структур производственного предприятия. СПб.: Бизнес-пресса, 2005. 320 с.

16. Чейз Р.Б., Эквилайн Н.Дж., Якобс Р.Ф. Производственный и операционный менеджмент / пер. с англ. М.: Вильямс, 2007. 1169 с.

DESIGNING THE ACTIVITIES OF THE ORGANIZATION'S PRODUCT QUALITY

MANAGER

B.N. Gerasimov, Doctor of Economic Sciences, Professor Samara State University of Management «International market institute» (Russia, Samara)

Abstract. Continuous development of specialists is an important direction for maintaining the level of their competence. An important role for the acquisition and development of skills and abilities of employees is the use of methodological and technological tools of management science. The article presents a methodology for evaluating product quality managers, aimed at identifying their compliance with their current position. To increase the effectiveness of innovative proposals and develop the professionalism of product quality managers, the organization should use intensive educational technologies.

Keywords: organization, manager, product quality, assessment of professionalism, management tasks, personal qualities, management technologies, educational technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.