ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ ПО РЕКЛАМЕ
В СФЕРЕ ЖУРНАЛИСТИКИ
А.А. Чайковская, студент Международный институт рынка (Россия, г. Самара)
Аннотация. В современных экономических условиях любой организации необходимы компетентные менеджеры. Проведен анализ качеств и деятельности менеджеров по рекламе в сфере журналистики. Разработаны нормативы параметров качеств и деятельности менеджеров. Произведена оценка параметров качеств и деятельности менеджеров. Определены предложения по улучшению параметров качеств и деятельности менеджеров.
Ключевые слова: проектирование, оценка, должность, менеджер, параметры, задачи, журналистика, реклама.
Для успешного функционирования и развития организации в рыночной среде, недостаточно поддержки государства или региональных властей. Крайне важным аспектом является компетентное управление организацией. При этом речь идет не только об управлении организацией в целом, но и об управлении её отдельными частями. Если управлению финансами или производством уделяется важное место в науке, образовании и на практике, то рекомендации по управлению информацией встречаются редко [1]. Еще реже встречаются материалы для организаций, где информация -это основной продукт деятельности.
Рассмотрим проектирование и оценку деятельности менеджеров в организации сферы журналистики. ООО «БигВилл» - самарское интернет-издание с более 120 000 посетителей в месяц. Основные направления: культура, мода, еда, музыка, новости. Основные доходы организации приносит реклама. Управленческая деятельность в этой сфере подразумевает применение определенных процессов, в т.ч. управление продажами, управление разработкой продукта, управление изготовлением продукта, управление дефектами продукта, управление послепродажным обслуживанием, управление документооборотом.
Все сотрудники организации должны соответствовать определенным требованиям. Для определения компетентности менеджеров по рекламе в сфере журналистики были выбраны три группы параметров: умение решать задачи, умение использовать элементы менеджмента и личностные качества. Все подпроцессы деятельности менеджеров по рекламе подразумевают решение комплекса конкретных задач в рамках перечисленных выше процессов [2, 3].
Функциональная задача управления (ФЗУ) по работе [4] - это та составляющая часть, элемент деятельности, в рамках управленческого цикла, который выполняется в рамках одной функции управления.
Структура управленческого цикла по работам [6, 8] включает функции нормирования (Н), прогнозирования (Пр), планирования (Пл), организации (О), учета (У), контроля (Кн), регулирования (Р), координации (Кр), анализа (А).
В соответствии с работой [7] были рассмотрены все подпроцессы, включенные в деятельность менеджеров по рекламе в сфере журналистики и определены функциональные задачи управления (табл. 1).
Таблица 1. Функционально-полный состав задач деятельности менеджера по рекламе в сфере журналистики_
Наименование подпроцесса Функции управления
Н Пр Пл О У Кн Р Кр А
1. Управление продажами + + + + + + + + +
2. Управление проектированием продукта - + + + + + + + +
3. Управление изготовлением продукта + + + + + + + + +
4. Управление дефектами продукта - + + + + + + + +
5. Управление послепродажным обслуживанием 0 + + + + + + + +
6. Управление документооборотом 0 - + + + + + + +
Примечание. «+» - реально существующие задачи, «-» - существование задачи возможно при определенных условиях, «0» - отсутствие физического смысла данной задачи.
В организациях сферы журналистики существует ряд должностей, связанных с управленческой деятельностью. Выберем три должности, расположенные на трех уровнях управления организации:
- менеджер по рекламе в сфере журналистики. Основные функции: поиск клиентов, общение с клиентами, изготовление информационного материала;
- руководитель отдела рекламы. Основные
функции: планирование работы отдела, обучение новых работников отдела, контроль работы отдела;
- директор организации. Основные функции: планирование, организация и контроль деятельности организации, прием новых работников, контроль деятельности отдельных работников организации.
В таблице 2 представлены все задачи, которые были распределены по рассмотренным ранее должностям, в т.ч. менеджеров по рекламе в сфере журналистики (1); руководитель отдела (2); директор (3).
Таблица 2. Распределение задач по должностям управленцев
Наименование подпроцессов Функции управления
Н Пр Пл О У Кн Р Кр А
1. Управление продажами 2,3 1,2,3 2,3 1,2,3 1 1 1,2,3 2 3
2. Управление проектированием продукта 2 3 1,2 1 1 2, 1 1 1,2 3
3. Управление изготовлением продукта 2 3 1,2 1 1 1 1 1 3
4. Управление дефектами продукта 2 3 1 1 1 2,1 1 1,2 3
5. Управление послепродажным обслуживанием - 3 1 1 1 1 1 1 3
6. Управление документооборотом - 3 1,3 1 1 1 1,3 1 3
Менеджеры по рекламе в сфере журнали- рые смогут помочь ему успешно контактиро-стики должен обладать рядом качеств, кото- вать с представителями любых известных
профессий для создания привлекательного продукта для аудитории и клиентов. Основными качествами управленцев в сфере журналистики являются коммуникабельность, стрес-соустойчивость, ответственность, активность, мобильность, реакция на изменение внешних факторов, приспособляемость, пунктуальность, уверенность в себе, изобретательность [5].
Выберем из табл. 1 для оценки компетентности менеджеров по рекламе в сфере журналистики наиболее важные профессиональные задачи: прогнозирование продаж; планирование проектирования продукта; организация изготовления продукта; регулирование дефектов продукта; учет послепродажного обслуживания; координация изготовления продукта и документооборота [9].
Для оценки работы менеджеров по рекламе в сфере журналистики наиболее актуальны два элемента менеджмента: власть и коммуника-
Таблица 3. Основные элементы менеджмента
Автором разработаны нормативы для каждого сотрудника ООО «БигВилл» для более эффективного контроля и оценки их деятель-
ции [4, 10].
Власть может приобретать разнообразные формы и содержание, но все они основаны на вере исполнителя, что от влияющего зависит удовлетворение или неудовлетворение его потребностей. Выделим 5 основных видов власти: власть, основанная на принуждении, власть, основанная на вознаграждении, экспертная власть, эталонная (референтная) власть, законная власть [11].
Существует также большое количество коммуникаций, используемых в менеджменте. Наиболее часто в организациях сферы журналистики используются конференции, совещания, деловые встречи, презентации, переговоры, круглые столы [14]. Для решения выбранных профессиональных задач менеджеры по рекламе в сфере журналистики ООО «БигВилл» используют несколько элементов власти и коммуникаций (табл. 3).
ности. Фрагмент нормативов менеджеров по трем группам выбранных параметров представлен в табл. 4.
№ Наименование задачи Вид элемента менеджмента
1 Прогнозирование продаж Экспертная власть, совещание
2 Планирование проектирования продукта Экспертная власть, переговоры
3 Организация изготовления продукта Законная власть, деловые встречи
4 Регулирование дефектов продукта Законная власть, переговоры
5 Учет послепродажного обслуживания Власть, основанная на вознаграждении, совещание
б Координация изготовления продукта и документооборота Законная власть, деловые встречи
Таблица 4. Нормативы деятельности менеджеров (фрагмент)
№ п/п Наименование параметра Менеджер по рекламе Руководитель отдела Директор
Умение решать задачи
1 Прогнозирование продаж 7.3-8.1 8.2-9.0 9.1-9.9
2 Планирование проектирования продукта 7.0-7.9 8.0-8.9 -
3 Организация изготовления продукта 8.2-8.7 - -
Умение использовать элементы менеджмента
1 Экспертная власть 7.3-8.1 8.2-9.0 9.1-9.9
2 Совещание б.7-7.7 7.8-8.8 8.9-9.9
3 Деловые встречи 7.0-7.9 8.0-8.9 9.0-9.9
Личностные качества
1 Коммуникабельность 8.1-9.2 8.2-9.2 8.3-9.4
2 Стрессоустойчивость 7.9-9.0 8.7-9.б 8.5-9.5
3 Ответственность 7.8-9.1 8.1-9.3 83-9.3
В организации ООО «БигВилл» была проведена аттестация различных категорий специалистов, на которой рассматривали и оце-
нивали менеджеров по рекламе. Фрагмент экспертизы параметров менеджеров приведен в табл. 5.
Таблица 5. Экспертный лист Андреева (фрагмент)
№ Наименование параметра Менеджеры
п/п Волков Козлов Медведев
Умение решать задачи
1 Прогнозирование продаж 7,9 8,0 7,1
2 Планирование проектирования продукта 8,3 8,б 9,2
3 Организация изготовления продукта 7,2 7,4 8,3
Умение использовать элементы менеджмента
1 Экспертная власть б,8 7,б 7,3
2 Совещание 7,7 7,0 7,4
3 Деловые встречи 7,9 8,3 8,1
Личностные качества
1 Коммуникабельность 8,1 8,4 9,0
2 Стрессоустойчивость 8,1 7,9 7,0
3 Ответственность 7,8 8,5 8,9
Экспертные данные были обработаны для определения средних оценок по всем параметрам и по каждому менеджеру. Затем полученные данные были соотнесены с нормативами и были выявлены отклонения. Фрагмент сравне-
ния фактических средних оценок параметров оценки одного менеджера по рекламе ООО «БигВилл» с заданными нормативами приведен в табл. 6.
Таблица 6. Установление соответствия параметров оценки менеджера Волкова с нормативами
(фрагмент)
№ п/п Наименование параметра значения отклонение
норматива факт. «+» «0» « -»
Умение решать задачи
l Прогнозирование продаж ?.з-в.1 - + -
2 Планирование проектирования продукта ?.G-?.9 в,? G,8 - -
з Организация изготовления продукта В.2-В.? ?,б - - G,6
Умение использовать элементы менеджмента
l Экспертная власть ?.з-в.1 ?,2 - - G,1
2 Совещание б.?-?.? ?,з - + -
з Деловые встречи ?.G-?.9 8,1 G,2 - -
Личностные качества
l Коммуникабельность 8.1-9.2 8,5 - + -
2 Стрессоустойчивость ?.9-9.G ?,? - - G,2
з Ответственность ?.8-9.1 8,4 - + -
Особое внимание было уделено отрица- либо недостатков. Для их преодоления были тельным значениям отклонений от нормати- определены причины их возникновения (табл. вов. Это означает наличие у менеджера каких- 7).
Таблица 7. Анализ отклонений от нормативов менеджера Волкова (фрагмент)
N п\п Наименование параметра Значения Отклонения
значения причины возникновения
норма факт
1 Организация изготовления продукта 8.2-8.? ?,б - G,6 Недостаточный уровень опыта Недостаточный уровень компетентности Недостаточная стрессоустойчивость
2 Экспертная власть ?.з-8.1 ?,2 - G,1 Недостаточный уровень знаний Недостаточная уверенность в себе Слабые связи с коллективом
з Стрессоустойчивость ?.9-9.G ?,? - G,2 Недостаточный опыт Неуверенность в своих действиях
Для повышения эффективности работы ме- ний по улучшению его профессионализма неджера, был разработан комплекс предложе- (табл. 8).
Таблица 8. Предложения по развитию менедже
за по рекламе Волкова (фрагмент)
Причины возникновения Мероприятия Средства реализации Ожидаемый результат
Недостаточный уровень опыта Сложности переключения с задачи на задачу Назначение опытного наставника Работа с самыми сложными клиентами, про-звон по холодным контактам в новой сфере Опыт общения с разными типами личности, умение работать с большим количеством возражений
Недостаточный уровень компетентности Недостаточный уровень знаний Повышение квалификации Тренинги, игры для развития навыков Освоение навыков, обретение новых знаний, методов работы
Неуверенность в себе Слабые связи в коллективе Повышение самооценки. Развитие навыка ораторства и коммуникабельности Тренинги по ораторскому мастерству, актерскому мастерству, тим-билдинг Умение выступать на публике, уверенность в себе и своих словах
Управленческая деятельность - это сфера деятельности, которая подразумевает огромное количество знаний, опыта и личностных качеств [15]. Компетентный менеджер в любой сфере, в первую очередь, должен уметь решать конкретные профессиональные задачи, владеть элементами менеджмента и обладать определенными личностными качествами [12, 13].
Для проектирования и оценки менеджеров в любой области определяются параметры личности, поведения и деятельности, а затем устанавливаются нормативы по этим параметрам. Это позволяет определять экспертные оценки наличия качеств и профессионализма,
ответствие менеджеров занимаемой должности. При наличии слабых оценок каких-то параметров предлагается устранить недостатки с помощью различных средств, в т.ч. работа над собой, курсы повышения квалификации, тренинги и другие формы повышения профессионального мастерства.
Таким образом, для формирования, поддержания и развития профессионализма менеджерам, необходимо постоянно исследовать параметры их качеств и компетентности для определения их состояния, а при необходимости их совершенствовать всеми существующими средствами и методами, доступными данной организации.
а далее на базе этих оценок устанавливать со-
Библиографический список
1. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Управление экономическими системами. М.: Вузовский вестник: ИНФРА-М, 2016. 225 с.
2. Анисимов О.С. Методология: функция, сущность и становление. М., 1996. 353 с.
3. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Производственный менеджмент: теория, методология, практика. Самара: Изд-во МИР, 2014. 344 с.
4. Герасимов Б.Н. Исследование роли и места менеджмента в управленческой деятельности организации // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2016. №1 (135). С. 55-60.
5. КибановА.Я. Основы управления персоналом организации. М.: ИНФРА-М, 2014. 304 с.
6. Герасимов Б. Функции управления: состав, содержание, параметры // Проблемы теории и практики управления. 2016. № 7. С. 91-100.
7. Герасимов Б.Н., Чумак В.Г. Социальный менеджмент. Самара: СНЦ РАН, МИР, 2004. 218 с.
8. Герасимов Б.Н. О структуре и функциях управления экономическими системами типа «организация» // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2010. №4. С. -13.
9. Герасимов Б.Н. Организационное поведение. Самара: СГАУ, 2010.168 с.
10. Герасимов Б.Н. Чуриков Ю.В. Управление качеством. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. 304 с.
11. Герасимов Б.Н., Морозов В.В., Семенычев Е.В. Интенсивные технологии обучения управлению. Самара: СМИУ, 2010. 352 с.
12. Герасимов Б.Н., Морозов В.В. Интенсивные технологии обучения предпринимательству и менеджменту. М.: МГУП, 1998. 148 с.
13.Gerasimov B.N., Gerasimov K.B. Modeling the Development of Organization Management System // Asian Social Science; Vol. 11, No. 20, 2015. Р. 82-89.
14. Герасимов Б.Н. О моделировании технологии совершенствования корпоративного управления компанией // Менеджмент и бизнес-администрирование. М.: 2007. №2. С. 90-95.
15. Герасимов Б.Н., Чумак В.Г. Профессионализм в управленческой деятельности. Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2015. 431 с.
PLANNING AND ESTIMATION OF ACTIVITY OF УПРАВЛЕНЦЕВ ON AN ADVERTISEMENT IN THE FIELD OF JOURNALISM
AA. Tchaikovskaya, student International market institute (Russia, Samara)
Abstract. Competent managers are needed in the modern economic terms of any organization. The analysis of internalss and activity of managers is conducted on an advertisement in the field of journalism. The norms of parameters internalss and activity of managers are worked out. The estimation of parameters of internalss and activity of managers is produced. Certain suggestion on the improvement of parameters of internalss and activity of managers.
Keywords: planning, estimation, position, parameters, manager, tasks, journalism, advertisement.