УДК 37.037:37.018.11(470.54) ББК Ч490.55
DO110.26170/2079-8717_2021_01 _15 ГРНТИ 14.39.05
Код ВАК 13.00.01
Рапопорт Леонид Аронович,
доктор педагогических наук, профессор, министр физической культуры и спорта Свердловской области, член Правительства Свердловской области, заведующий кафедрой управления в сфере физической культуры, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, лауреат государственной премии Правительства РФ в области образования, мастер спорта; 620004, Россия, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 101; e-mail: [email protected]
Быкова Лариса Валентиновна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Уральский государственный аграрный университет; заместитель директора по научно-методической работе, Региональный центр развития физической культуры и спорта с отделением спортивной подготовки по каратэ, 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 56; e-mail: [email protected]
Лось Мария Владимировна,
магистрант, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина; аналитик, Региональный центр развития физической культуры и спорта с отделением спортивной подготовки по каратэ; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 56; e-mail: [email protected]
Сапаров Байрамгельды Муджевурович,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта, Уральский государственный аграрный университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42; e-mail: [email protected]
ПРОЕКТ «СПОРТ-ЛИДЕР» В СЕМЕЙНОМ
ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: физическая культура; физическое развитие; спорт; ценностные отношения; мотивационная сфера; младшие школьники; спорт-лидер; инновационные проекты; физическое воспитание; семейное воспитание.
АННОТАЦИЯ. Как в изменившихся социальных условиях поддерживать и развивать ценностное отношение к физической культуре и спорту? Опрос специалистов, участвующих в реализации программ спортивной подготовки, показал, что сейчас вместо отбора детей на программы спортивной подготовки идет только набор, в силу резко сниженного количества детей, желающих заниматься спортом. Аналогичная ситуация и с занятиями физической культурой у различных групп населения. Для решения проблемы авторами предлагается апробация инновационного проекта по подготовке спортивных лидеров. В качестве основы исследования используется экспериментальная деятельность в рамках региональной экспериментальной (инновационной) площадки - Регионального центра развития физической культуры и спорта с отделением спортивной подготовки по каратэ. Цель статьи - представить промежуточные результаты по внедрению проекта «Спорт-лидер». Новизна связана с поиском новых подходов к развитию мотивации к занятиям физической культурой и спортом у населения. Практическая значимость заключается в возможности массового распространения опыта подготовки спорт-лидеров. Кардинальные изменения в общественной жизни требуют новых подходов к развитию мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом, основанных на укреплении семейных ценностей и актуализации способностей к лидерству у младших школьников.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Рапопорт, Л. А. Проект «Спорт-лидер» в семейном физическом воспитании в Свердловской области / Л. А. Рапопорт, Л. В. Быкова, М. В. Лось, Б. М. Сапаров. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 1. - С. 116-120. - DOI: 10.12345/2079-8717_2021_01_15.
Rapoport Leonid Aronovich,
Doctor of Pedagogy, Professor, Minister of Physical Culture and Sport of Sverdlovsk Region, Head of Department of Management in the Sphere of Physical Training and Sport, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Laureate of the State Prize of the Government of the Russian Federation in the Field of Education, Master of Sports, Ekaterinburg, Russia
Bykova Larisa Valentinovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Physical Education and Sports, Ural State Agrarian University; Deputy Director for Scientific and Methodological Work, Regional Center for the Development of Physical Culture and Sports with a Department of Sports Training in Karate, Ekaterinburg, Russia
Los Maria Vladimirovna,
Master's Degree Student, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin; Specialist, Regional Center for the Development of Physical Culture and Sports with a Department of Sports Training in Karate, Ekaterinburg, Russia
Saparov Bayramgeldy Mudzhevurovich,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Department of Physical Education and Sports, Ural State Agrarian University, Ekaterinburg, Russia
PROJECT "SPORT LEADER" IN FAMILY PHYSICAL EDUCATION IN THE SVERDLOVSK REGION
KEYWORDS: physical culture; physical development; sport; value relationships; motivational sphere; younger students; sports leader; innovative projects; physical education; family education.
ABSTRACT. How to support and develop a value attitude to physical culture and sports in the changed social conditions? A survey of specialists involved in the implementation of sports training programs showed that now, due to a sharply reduced number of children who want to do sports, there is only recruitment instead of selecting children for sports training programs. The situation with physical education among different groups of the population is similar. To solve the problem, the authors suggest testing an innovative project for the training of sport leaders. As a basis for the study, experimental activity is used within the framework of a regional experimental (innovative) platform - the Regional Center for the Development of Physical Culture and Sports with a department of sports training in karate. The purpose of the article is to present the interim results on the implementation of the Sport Leader project. Scientific novelty and theoretical significance include new approaches to the development of motivation for physical culture and sports in the population. The practical significance consists in the possibility of mass dissemination of the experience of training sports leaders and the use of methodological recommendations in pedagogical activity. Fundamental changes in social life require new approaches to the development of motivation for systematic physical education and sports, based on strengthening family values and actualizing the leadership abilities of junior schoolchildren.
FOR CITATION: Rapoport, L. A., Bykova, L. V., Los, M. V., Saparov, B. M. (2021). Project "Sport Leader" in Family Physical Education in the Sverdlovsk Region. In Pedagogical Education in Russia. No. 1, pp. 116120. DOI: 10.12345/2079-8717_2021_01_15.
В педагогической науке интерес к вопросу формирования ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности традиционен ввиду того, что эта деятельность обладает большим воспитательным и социализирующим потенциалом. Она разносторонне влияет на процесс становления личности не только в плане физического развития, но ив сфере межличностного общения, общего жизненного самоопределения [3; 7].
Ценности выполняют смыслообразую-щую функцию, а ценностные ориентации участвуют в детерминации поведения как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе [2; 12].
В сфере физической культуры ценностное отношение к двигательной активности рассматривается с трех сторон: культурологической, гуманистической и утилитарной [4; 6].
В современных условиях утилитарный подход к физкультурно-спортивной деятельности наиболее распространен. Стремление занимающихся физической культурой к высоким результатам за кратчайшие сроки приводит к тому, что эти занятия приобретают вид механического процесса, полностью исключающего образовательный и духовный компоненты. Подобная система занятий является неустойчивой, нестабильной, способной разрушиться при воздействии внешних неблагоприятных факторов, так как не происходит целостного, гармоничного становления физической культуры личности [9].
Яркой иллюстрацией пошатнувшейся системы ценностей в сфере физической культуры и спорта стала ситуация с пандемией новой коронавирусной инфекции. Изменения, которые претерпело общество в этот период, были резкими и радикальными, привычный жизненный уклад людей был нарушен, что повлекло за собой пересмотр ценностей во всех сферах существования человека.
В условиях новой реальности произошло закрытие всех фитнесс-центров и спортивных площадок, большую популярность среди населения приобрели домашние тренировки. Интернет-платформы, телевидение, журналы наполнились большим количеством информации по организации физ-культурно-спортивных занятий в домашних условиях. Тем не менее, спустя некоторое время, большинство занимающихся отказались от таких занятий. Домашние дела, нехватка спортивного инвентаря, отсутствие желания и многое другое сказались на мотивации занимающихся.
Проблема формирования системы мотивации различных категорий населения, включая лиц старшего возраста, социально незащищенных слоев населения, к физическому развитию и спортивному образу жизни входит в число ключевых задач Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 г., принятой распоряжением Правительства РФ от 24.11.2020 года [10].
Мотивация (и соответствующее поведение) по источникам своего проявления подразделяется на внешнюю и внутреннюю.
При внешней мотивации факторы, инициирующие и регулирующие поведение, находятся вне личности. Внешне мотивированный человек зависим от наград, поощрений или наказаний, которые корректируют его поведение. В этой ситуации он выступает в качестве объекта, становится неактивен без внешней стимуляции [13]. Это объясняет тот факт, что занимающиеся физической культурой, которые были мотивированы такими факторами, как: общественное мнение, покупка абонемента в фитнесс-центр, строгий тренер в тренажерном зале, желание иметь красивую фигуру в летнем отпуске и многое другое - не смогли продолжать занятия длительное время в условиях пандемии.
При внутренней мотивации инициирующие и регулирующие поведение факторы находятся внутри личности и поведения
© Рапопорт Л. А., Быкова Л. В., Лось М. В., Сапаров Б. М., 2021
[12]. Внутренне мотивированные люди вовлекаются в деятельность не ради поощрения и наград, а ради самой деятельности. В этом случае человек является субъектом деятельности, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества. Изменяющиеся внешние обстоятельства (даже кардинального формата) не могут принципиально повлиять на поведение такого человека [1; 13].
Возникает проблема - как вывести внешнюю мотивацию к занятиям физической культурой у населения на внутренний уровень? Представляется актуальным поиск новых мотивирующих факторов, которые будут устойчивы и независимы от внешних условий.
Одним из путей сохранения устойчивой мотивации к занятиям физической культурой у населения является построение занятий с опорой на семейные ценности [5; 15].
Организаторами такого процесса, на наш взгляд, могли бы выступать дети младшего школьного возраста. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности для разностороннего развития ребенка. Дети в это время открыты миру, любознательны, для них важно быть значимыми для взрослого.
В ГАУ СО «Региональный центр развития физической культуры и спорта с отделением спортивной подготовки по каратэ» разработан и проходит апробацию инновационный проект «Спорт-лидер», целью которого является создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, реализовывать культурно-творческий потенциал через различные формы двигательной активности [8].
В этом проекте дети младшего школьного возраста под руководством наставников попробуют себя в роли организаторов занятий физической культурой для своего близкого окружения, а также совместно с членами своей семьи будут выступать в качестве организаторов спортивно-массовых мероприятий района. Это позволит детям развивать лидерские качества, организаторские способности, а также получить опыт проведения мероприятий [14].
Предполагается, что совместная деятельность ребенка и членов его семьи будет способствовать укреплению института семьи, формированию здорового образа жизни, а также устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортом у населения.
В качестве наставников привлечены инструкторы по физической культуре, тренеры, учителя физической культуры и спе-
циалисты отделов тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Специалистами ГАУ СО «РЦФКС КАРАТЭ» проведена серия семинаров для наставников спорт-лидеров. Также каждому наставку был предоставлен сборник информационно-методических материалов по организации физкультурно-спортивной деятельности в рамках инновационного проекта «Спорт-лидер», включающий в себя следующие разделы:
- Развитие гражданственности у обучающихся общеобразовательных организаций через подготовку и выполнение нормативов комплекса ГТО.
- Организация спортивного и самодеятельного туризма на базе центров тестирования ВФСК ГТО.
- Реабилитация и абилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами физкультурно-спортивной деятельности [11].
С целью информационного обеспечения подготовки спорт-лидеров ведется разработка обучающих материалов, направленных на развитие у участников проекта стратегического мышления, систематизацию представления о развитии физической культуры и спорта в Свердловской области в диахрон-ном аспекте. В частности, данные материалы включают в себя разработку интерактивного музея истории физической культуры и спорта региона с презентацией основных векторов и стратегических целей развития.
Для спорт-лидеров на стадии разработки находится дневник, который является формой отчетности участника инновационного проекта по деятельности, направленной на вовлечение в систематические занятия физической культурой и спортом членов семьи и сверстников.
Дневник спорт-лидера будет включать в себя следующие разделы:
1. Информация о проекте.
2. Памятка спорт-лидера: условия допуска к занятиям физической культурой, требования техники безопасности, требования к уровню двигательной активности (по возрастам).
3. Сведения о наставнике: ФИО наставника, контактные данные (телефон, электронная почта).
4. Сведения о последователях: ФИО, степень родства, возраст, рост, вес, заболевания / ограничения по здоровью.
5. Табель еженедельной оценки деятельности спорт-лидера.
Табель будет содержать оценку деятельности спорт-лидера в баллах, которые выставляются по следующим показателям:
- достижение последователями целе-
вых показателей недельной двигательной активности;
- участие в физкультурно-спортивных мероприятиях (в качестве участника или организатора, привлечение к участию членов семьи);
- проектная деятельность;
- командная работа.
В рамках проекта заключены договоры с рядом муниципальных образований Свердловской области: Арамильский городской округ, муниципальное образование Алапаев-ское, городской округ Богданович, городской округ Верхняя Пышма, Серовский городской
округ, Североуральский городской округ.
Таким образом, постоянные изменения (иногда значительные и кардинальные) в общественной жизни требуют новых подходов к поддерживанию и развитию мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом. «Банк» приемов для этого должен непрерывно наращиваться. В Свердловской области в качестве приоритетного выбрано направление, основанное на укреплении семейных ценностей и актуализации способностей к лидерству у младших школьников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белых, С. И. Мотивация будущих преподавателей физической культуры к собственной физкультурной деятельности / С. И. Белых // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 8. - С. 29-33.
2. Грецов, А. Г. Формирование ценностного отношения к физической культуре, спорту и здоровью в подростково-молодежной среде : монография / А. Г. Грецов. - СПб. : ФГБУ СПбНИИФК, 2019. - 128 с.
3. Демина, С. А. Спорт - средство воспитания силы духа и ключ к формированию психологии победителя / С. А. Демина // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 1. - С. 86-87.
4. Лосев, В. Ю. Исследование ценностных отношений школьников в процессе физического воспитания / В. Ю. Лосев, В. А. Родионов, В. В. Апокин // Теория и практика физической культуры. - 2011. -№ 4. - С. 89-104.
5. Макеева, В. С. Дифференцированный подход в формировании физической культуры обучающихся / В. С. Макеева // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 4. - С. 41-43.
6. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы : пер. с англ. / А. Маслоу. - М. : Смысл, 1999. -425 с.
7. Пружинин, К. Н. Спортивная деятельность как фактор развития универсальных свойств и качеств личности / К. Н. Пружинин // Ученые записки ЗабГПУ. - 2012. - № 4-46. - C. 142-147.
8. Рапопорт, Л. А. Алгоритмизация инновационных проектов в сфере физической культуры и спорта / Л. А. Рапопорт, А. Е. Терентьев, Е. В. Харитонова // Теория и практика физической культуры. -2020. - № 5. - С. 98-99.
9. Румянцева, О. М. Ценностные ориентации как фактор самореализации личности в спорте : авто-реф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Румянцева О. М. - М., 2011. - 22 с.
10. Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года. - URL: https://minsp0rt.g0v.ru/activities/pr0ekt-strategii-2030/. - Текст : электронный.
11. Терентьев, А. Е. Проект «Физорг-лидер ГТО» / А. Е. Терентьев, И. Ю. Ваганова // Актуальные подходы к формированию физической культуры личности в процессе реализации физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). - 2018. - С. 38-41.
12. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М. : Прогресс, 1990. - 368 с.
13. Чирков, В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека / В. И. Чирков // Вопросы психологии. - 1995. - № 3. - С. 116-130.
14. Чуб, А. А. Формирование ценностного отношения школьников средних классов к физической культуре и спорту в процессе подготовки и участия в спортивно-массовых мероприятиях : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.04 / Чуб А. А. - Краснодар, 2006. - 24 с.
15. Шварц, Ш. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России / Ш. Шварц, Т. П. Бутенко, Д. С. Седова, А. С. Липатова // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2012. - № 9. - С. 43-70.
REFERENCES
1. Belykh, S. I. (2014). Motivatsiya budushchih prepodavatelei fizicheskoi kul'tury k sobstvennoi fizkul'turnoi deyatel'nosti [Motivation of future physical education teachers to their own physical education activities]. In Teoriya ipraktika fizicheskoi kul'tury. No. 8, pp. 29-33.
2. Gretsov, A. G. (2019). Formirovanie tsennostnogo otnosheniya k fizicheskoi kul'ture, sportu i zdorov'yu v podrostkovo-molodezhnoi srede [Formation of a value attitude to physical culture, sports and health in adolescents and youth]. Saint Petersburg, FGBU SPbNIIFK. 128 p.
3. Demina, S. A. (2010). Sport - sredstvo vospitaniya sily dukha i klyuch k formirovaniyu psikhologii pobeditelya [Sport is a means of developing fortitude and a key to the formation of a winner's psychology]. In Teoriya ipraktika fizicheskoi kul'tury. No. 1, pp. 86-87.
4. Losev, V. Yu., Rodionov, V. A., Apokin, V. V. (2011). Issledovanie tsennostnykh otnoshenii shkol'nikov v protsesse fizicheskogo vospitaniya [Research of value attitudes of schoolchildren in the process of physical education]. In Teoriya ipraktika fizicheskoi kul'tury. No. 4, pp. 89-104.
5. Makeeva, V. S. (2013). Differentsirovannyi podkhod v formirovanii fizicheskoi kul'tury obuchayush-chihsya [Differentiated approach in the formation of physical culture of students]. In Pedagogicheskoe obra-zovanie i nauka. No. 4, pp. 41-43.
6. Maslow, A. (1999). Novye rubezhi chelovecheskoi prirody [New frontiers of human nature]. Moscow, Smysl. 425 p.
7. Pruzhinin, K. N. (2012). Sportivnaya deyatel'nost' kak faktor razvitiya universal'nykh svoistv i kachestv lichnosti [Sports activity as a factor in the development of universal properties and personality traits]. In Uchenye zapiski ZabGPU. No. 4-46, pp. 142-147.
8. Rapoport, L. A., Terent'ev, A. E., Kharitonova, E. V. (2020). Algoritmizatsiya innovatsionnykh proektov v sfere fizicheskoi kul'tury i sporta [Algorithmization of innovative projects in the field of physical culture and sports]. In Teoriya ipraktika fizicheskoi kul'tury. No. 5, pp. 98-99.
9. Rumyanytseva, O. M. (2011). Tsennostnye orientatsii kak faktor samorealizatsii lichnosti v sporte [Value orientations as a factor of personality self-realization in sports]. Avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Moscow. 22 p.
10. Strategiya razvitiya fizicheskoi kul'tury i sporta v RF na period do 2030 goda [Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030]. URL: https://minsport.gov.ru/activities/proekt-strategii-2030.
11. Terent'ev, A. E., Vaganova, I. Yu. (2018). Proekt «Fizorg-lider GTO» [Project "Fizorg-leader of the TRP"]. In Aktual'nye podkhody k formirovaniyu fizicheskoi kul'tury lichnosti v protsesse realizatsii fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» (GTO), pp. 38-41.
12. Frankl, V. (1990). Chelovek vpoiskakh smysla [A man in search of meaning]. Moscow, Progress. 368 p.
13. Chirkov, V. I. (1995). Samodeterminatsiya i vnutrennyaya motivatsiya povedeniya cheloveka [Self-determination and intrinsic motivation of human behavior]. In Voprosy psikhologii. No. 3, pp. 116-130.
14. Chub, A. A. (2006). Formirovanie tsennostnogo otnosheniya shkol'nikov srednikh klassov k fizicheskoi kul'ture i sportu v protsesse podgotovki i uchastiya v sportivno-massovykh meropriyatiyakh [Formation of the value attitude of middle school students to physical culture and sports in the process of preparation and participation in sports events]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Krasnodar. - 24 p.
15. Shvarts, Sh., Butenko, T. P., Sedova, D. S., Lipatova, A. S. (2012). Utochnennaya teoriya bazovykh indi-vidual'nykh tsennostei: primenenie v Rossii [Refined theory of basic individual values: application in Russia]. In Psikhologiya. Zhurnal vysshei shkoly ekonomiki. No. 9, pp. 43-70.