Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2018. № 3
И.В. Осипов
ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ УРАЛЬСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 1993 г.
В статье представлен анализ общественно-политической ситуации в уральском регионе на рубеже 1980-1990-х гг. и предпринятой в этот период попытки создания Уральской республики. В контексте процессов, происходивших в этот период на Урале и в целом в стране, выявлены предпосылки прецедента создания проекта Уральской республики, показаны действия руководителей Свердловской области и отношение к ним федеральных властей.
Ключевые слова: асимметрия федерации, Б.Н. Ельцин, регионализм, суверенитет, Урал, Уральская Республика, Э.Э. Россель.
The article is devoted to the analysis of the socio-political situation in the Urals region at the turn of the 1980s—1990s and the attempt made during this period to create the Urals republic. The processes that took place at that time in the Urals and in the whole country are revealed, the actions of the leaders of the Sverdlovsk region and the attitude of the federal authorities towards them are analyzed. It is noted that in the early 1990s, in the region and in the country there were prerequisites for the appearance of the project of the Ural republic, which became one of the brightest pages of the life of the region and a precedent phenomenon.
Key words: asymmetric federalism, B.N. Yeltsin, E.E. Rossel, regionalism, Sovereignty, Ural, Ural Republic.
Процессы, происходившие в России в начале 1990-х гг., оказали значительное влияние на последующее развитие общественно-политической ситуации в стране. Именно в эти годы закладывался фундамент современной российской государственности, принимались основополагающие правовые акты, на которые будут опираться важнейшие политические институты России. В процессе становления демократического государства выявились проблемы, многие из которых сохраняют актуальность до настоящего времени.
После распада СССР к числу острейших проблем относились национальный вопрос, административно-территориальное устройство и асимметрия федерации. Особенностью складывавшейся
Осипов Игорь Вячеславович — аспирант факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: [email protected]
в начале 1990-х гг. ситуации был дисбаланс во взаимоотношениях федерального центра с регионами разных типов (национальными республиками, с одной стороны, и краями, областями и национально-территориальными образованиями «второго уровня», с другой)1. Как отмечает отечественный юрист М.А. Митюков, после подписания Федеративного договора Россия из полуфедерации превратилась в федеративное государство, в котором существуют три разновидности субъектов: 1) республики (государства); 2) края, области, Москва, Ленинград (региональные государственные образования); 3) автономная область, автономные округа2. Однако, по мнению исследователя А.М. Иванова, к возникновению асимметрии конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации привел процесс договорного разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами3.
Отношение исследователей к возможности существования федерации в условиях асимметрии ее субъектов в середине 1990-х гг. не было однозначным. Одна точка зрения заключалась в том, что Российская Федерации со временем найдет механизмы взаимодействия субъектов без устранения «узаконенной» асимметрии, другая позиция сводилась к тому, что существование в качестве асимметричной федерации невозможно в принципе4. Как отмечает исследователь В.Р. Филиппов, разностатусность и, соответственно, разноправность субъектов федеративного государства, а также все нарастающая дифференциация политики Центра в отношении территорий поставили под вопрос само существование Российского государства5.
В статье анализируется социально-политическая ситуация на Урале, прежде всего, в Свердловской области, события, связанные с попытками создания Уральской Республики в 1993 г. Их основанием, по словам уральского политолога H.A. Комлевой, являлось стремление региона «стать вровень с этническими рес-
1 Туровский Р.Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений. М.: ГУ-ВШЭ, 2006.
2 Митюков М.А. Конституция и федеративный договор: проблемы соотношения (политико-правовые дискуссии мая 1992 — сентября 1993 г.) // Lex Russica. 2017. № 3 (124). С. 89-105.
3 Иванов А.М. Асимметрия в федеративном устройстве России // Философия права. 2009. № 6. С. 135-140.
4 Иватской П.Н. Дискуссии о статусе субъектов Российской Федерации в юридической науке 90-х гг. XX века // Вестн. Ставропольского гос. ун-та. 2011. № 73. С. 213-217.
5 Филиппов В.Р. Критика этнического федерализма. М.: ЦЦРИ РАН, 2003.
публиками в юридическом, а потому и в экономическом плане»6. Историк Е.А. Тарасова отмечает, что Уральская республика в 1993 г. стала практическим воплощением популярной идеи о принципе экономико-географической регионализации как основе новой федерации7.
Был ли проект создания Уральской Республики неким проявлением сепаратизма со стороны руководства Свердловской области, актом одностороннего неподчинения центру? Как представляется, ситуация была более сложной. В конце 1980-х и начале 1990-х гг. был выдвинут целый ряд проектов радикального переустройства национально-территориальной структуры СССР, а затем и России. Один из таких проектов пользовался поддержкой Ельцина, малой родиной которого являлся Свердловск. В программе, которая разрабатывалась для Ельцина в 1989—1990 гг., когда он баллотировался в народные депутаты СССР и РСФСР, содержались положения о создании новых административно-территориальных региональных образований в РСФСР: Европейская часть РСФСР, Урал, Поволжье, Юг, Восток, Север8. Подобные проекты получили широкое хождение на рубеже 1980-1990-х гг.
Вопрос о статусе Свердловска и Свердловской области поднимался на встрече Б.Н. Ельцина с руководителями и представителями деловых кругов данного региона, которая проходила 15 августа 1990 г. В выступлении на этой встрече Э.Э. Россель, являвшийся в то время членом президиума областного Совета народных депу-
6 Комлева Н.А. Идея Уральской республики как выражение формалистического характера Российской Федерации // Российский федерализм: проблемы и перспективы дальнейшего развития: сборник научных статей. Екатеринбург, 2001. С. 18-26.
7 Тарасова Е.А. Проблема федеративного устройства в проектах новой конституции России в начале 1990-х годов // Вестн. СПб. ун-та. Сер. 2. История. 2014. № 1. С. 48-60.
8 Ельцин Б.Н. Материалы о выдвижении Б.Н. Ельцина кандидатом в депутаты РСФСР по Свердловскому национально-территориальному округу № 74 (предвыборная программа по демократическому, национальному и духовному возрождению России) // Ельцин Центр. Архив [Сайт]. Ф. 6. Оп. 1. Д. 8. Л. 1-4. URL: https://yeltsin.ru/archive/paperwork/8575/ (дата обращения: 15.01.2018); Ельцин Б.Н. Предвыборная программа Б.Н. Ельцина // Ельцин Центр. Архив [Сайт]. Ф. 6. Оп. 1. Д. 8. Л. 13-42. URL: https://yeltsin.ru/archive/paperwork/8577/ (дата обращения: 15.01.2018); Ельцин Б.Н. Предвыборная программа по демократическому, национальному и духовному возрождению России (для встречи с жителями Свердловска) // Ельцин Центр. Архив [Сайт]. Ф. 6. Оп. 1. Д. 8. Л. 60-69. URL: https://yeltsin.ru/archive/paperwork/8580/ (дата обращения: 15.01.2018); Ельцин Б.Н. Тезисное содержание предвыборной программы (г. Ленинград, декабрь 1989 г.) // Ельцин Центр. Архив [Сайт]. Ф. 6. Оп. 1. Д. 8. Л. 5-12. URL: https://yeltsin.ru/ archive/paperwork/8576/ (дата обращения: 15.01.2018).
татов, председателем исполнительного комитета сказал (выдержка из стенографической записи): «Что такое область или это автономная область или права штата, но во всяком случае мы спрашиваем право на законодательное творчество в экспериментальном порядке, сессии эта схема интересная, это законотворческий орган постоянно действующий и, по американскому скажем, палат представителей от каждого района депутат, который постоянно присутствует, работает»9. Обращаясь к Ельцину, Председатель Свердловского городского Совета Ю.Е. Самарин отмечал: «Нам крайне необходимо законодательство о государственном устройстве Российской Федерации, в котором бы совершенно четко были разграничены компетенции Советов, четко определены уровни Советов всех уровней. В этом плане у нас есть предложения, мы бы хотели, чтобы Вы рассмотрели Декларацию о самостоятельности города Свердловска как субъекта Федерации Российской республики... Я надеюсь, что такой город, как Свердловск, который столько дал стране и республике кадров, заслуживает такой самостоятельности и республиканского подчинения»10. Ельцин не дал прямого ответа на вопрос о том, каким образом будет решена проблема статуса области. В то же время он отметил, что вскоре начнется обсуждение вопроса о заключении федеративного договора и национально-территориальном устройстве России. Свердловчане, отметил Ельцин, могут представить «свои предложения, которые мы будем рассматривать»11.
Вопросы, которые обсуждались на встрече будущего Президента с представителями Свердловской области, обретают особое значение с учетом исторического контекста — событий, которые предшествовали этой встрече. Напомним, что перед посещением Свердловска Б.Н. Ельцин побывал в Татарстане и Башкортостане. 15 августа 1990 г. во время выступления на многотысячном митинге в г. Стерлитамаке будущий Президент произнес знаменитую фразу, которая в начале 1990-х гг. станет своеобразным девизом
9 Выступление Росселя Э.Э. Стенограмма встречи Б.Н. Ельцина с руководителями областного и городского Советов и исполкомов. 15 августа 1990 // Ельцин Центр. Архив [Сайт]. Ф. 6. Оп. 1. Д. 46. Л. 73-127. URL: https://yeltsin.ru/ archive/paperwork/9506/ (дата обращения: 15.01.2018).
10 Выступление Самарина Ю.Е. Стенограмма встречи Б.Н. Ельцина с руководителями областного и городского Советов и исполкомов. 15 августа 1990 // Ельцин Центр. Архив [Сайт]. Ф. 6. Оп. 1. Д. 46. Л. 73-127. URL: https://yeltsin.ru/ archive/paperwork/9506/ (дата обращения: 15.01.2018).
11 Выступление Ельцина Б.Н. Стенограмма встречи Б.Н. Ельцина с руководителями областного и городского Советов и исполкомов. 15 августа 1990 // Ельцин Центр. Архив [Сайт]. Ф. 6. Оп. 1. Д. 46. Л. 73-127. URL: https://yeltsin.ru/ archive/paperwork/9506/ (дата обращения: 14.01.2018).
его правления. Башкирский народ, — заявил политик, — требует самостоятельности не потому, что стремится провоцировать центр, а по другим, глубоким причинам. «У башкирского народа действительно растет национальное самосознание, и его право — требовать самостоятельности и решить судьбу самим. Я ответственно заявляю вам, что мы не допустим ошибки союзного руководства, которое три года тому назад на предложения союзных республик дать им самостоятельность, отказало им в этом, и тем создало национальную напряженность. Нет, мы говорим башкирскому народу, народам Башкирии, мы говорим Верховному Совету, правительству Башкирии: вы возьмите ту долю власти, которую сами сможете "проглотить". И мы согласимся с этой вашей волей, с этим решением. Мы не будем ни в коем случае препятствовать этим решениям»12. Ранее похожие фразы были произнесены во время выступлений в других городах Татарстана и Башкирии.
По сути, Ельцин на рубеже 1980-1990-х гг. в рамках борьбы с руководством СССР сам выступал с лозунгом повышения статуса и расширения автономии регионов. Выдвигал он и проекты разделения РСФСР на несколько больших самостоятельных территорий.
Обратимся к процессам, происходившим с конца 1980-х — начала 1990-х гг., которые выразились в стремлении регионов к укреплению связей друг с другом, созданию экономических и иных межрегиональных ассоциаций.
Стремление областей Урала и Приуралья к сближению обозначилось достаточно рано. Еще в августе 1990 г. в Челябинске прошло координационное совещание руководителей уральских субъектов, положившее начало процессу создания Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Урала13. 28 января 1991 г. в Свердловске состоялась конференция, по итогам которой была учреждена Уральская региональная ассоциация Советов народных депутатов. Вошедшие в состав ассоциации депутаты от Курганской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Челябинской и Тюменской областей заявили о необходимости мер по «объединению усилий для преодолении катастрофического по-
12 Ельцин Б.Н. Текст выступления Б.Н. Ельцина во время визита в г. Стерли-тамак на площади с козырька ДСК на многотысячном митинге 15 августа 1990 г. // Ельцин Центр. Архив [Сайт]. Ф. 6. Оп. 1. Д. 45. Л. 1-8. URL: https:// yeltsin.ru/archive/paperwork/9496/ (дата обращения: 15.01.2018).
13 Кириллов А.Д. Средний Урал в преддверии Новой России. 1985-1991 гг. Сборник статей, материалов и документов. Екатеринбург: ПАКРУС, 2010.
ложения в экономике, экологии, социальной сфере, для перехода к рынку»14.
1 марта 1991 г. состоялось первое общее собрание акционеров корпорации «Большой Урал К.А.О.», учрежденной годом ранее Советами министров трех республик — Удмуртии, Коми, Башкортостана и исполкомами Советов Курганской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Тюменской и Челябинской областей15. 5 апреля 1991 г. была создана Уральская ассоциация банков, учредителями которой стал ряд банков Екатеринбурга и Челябинска16.
9 июня 1991 г. в Свердловске состоялась встреча Б.Н. Ельцина с представителями Курганской, Оренбургской, Пермской, Свердловской и Челябинской областей, в ходе которой был подписан документ об учреждении Ассоциации экономического взаимодействия областей Уральского региона «Большой Урал». Кроме указанных выше субъектов, в состав ассоциации вошли республики Башкортостан и Удмуртия, Тюменская область и Коми-Пермяцкий автономный округ. Членам ассоциации предоставлялось право самостоятельно устанавливать на период 1991—1993 гг. дополнительные льготы по налогам на прибыль предприятиям и организациям, самим определять порядок взимания и размер платы за пользование природными ресурсами, размеры штрафов за ущерб, наносимый природе, формировать территориальный фонд товарных и сырьевых ресурсов на основе региональных балансов производства и потребления, оставляя в распоряжении членов Ассоциации 10% продукции, производимой региональными предприятиями с целью ее реализации как внутри страны, так и за рубежом, осуществлять бартерные сделки, самостоятельно лицензировать экспорт и импорт отдельных видов товаров17. Кроме этого, Председатель Верховного Совета РСФСР дал поручение правительству открыть филиал Внешторгбанка на Урале, создать специальный инновационный фонд с целью обеспечения социальной защиты научно-технического и интеллектуального потенциала на предприятиях и организациях, а также с целью производственно-технического развития агропромышленного комплекса. В своем выступлении Б.Н. Ельцин отметил: «Такие права в Республике
14 Там же. С. 240.
15 Там же С. 247.
16 Там же. С. 259.
17 Распоряжение ВС РСФСР от 09.06.1991 «Об образовании Ассоциации экономического взаимодействия областей Уральского региона РСФСР» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 24. Ст. 820.
еще никому не предоставлялись. Урал в этом плане — первый регион»18.
Необходимо отметить, что подобные ассоциации возникли и в других регионах страны. 10 июня 1991 г. во время визита в Самару Б.Н. Ельцин посвятил значительную часть своего выступления образованию Ассоциации экономического взаимодействия областей Средне-Волжского региона РСФСР («Большая Волга»)19.
Что касается Урала, то к середине 1991 г. в регионе действовали следующие структуры: финансово-экономическая корпорация «Большой Урал», Уральская ассоциация банков и Уральский банк внешней торговли, «Уральский парламент» (ассоциация Советов народных депутатов), Ассоциация экономического взаимодействия областей Уральского региона. Кроме этого, обсуждались различные модели территориального устройства Урала. В качестве возможных моделей рассматривались исторические примеры территориального устройства региона: возвращение к границам дореволюционных губерний, использование опыта учреждения Уральской области, существовавшей в 1923—1934 гг.
К процессу создания Уральской республики, начатому в Свердловской области, изъявили желание присоединиться другие субъекты региона. Заявление о намерении создать «большую» республику на базе областей Урала было подписано руководителями представительной и исполнительной властей Курганской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Челябинской областей в сентябре 1993 г. Однако объединительные процессы были остановлены из-за обострения конфронтации между федеральной исполнительной и законодательной ветвями власти20.
Открыто о проекте по повышению статуса Свердловской области до республики было объявлено весной 1993 г. При проведении всероссийского референдума 25 апреля местные власти включили в опросник дополнительный пункт: «Поддерживаете ли Вы повышение статуса Свердловской области до статуса республики в составе РФ?». Более 83% принявших участие в рефе-
18 Ельцин Б.Н. Текст выступления Б.Н. Ельцина на собрании актива г. Свердловска 9 июня 1991 г. (с правками Б.Н. Ельцина) // Ельцин Центр. Архив [Сайт]. Ф. 6. Оп. 1. Д. 55. Л. 168-209. URL: https://yeltsin.ru/archive/paperwork/9556/ (дата обращения: 15.01.2018).
19 Ельцин Б.Н. Тезисы к выступлению на митинге, текст выступления в г. Самаре 10 июня 1991 г. (с правками Б.Н. Ельцина) // Ельцин Центр. Архив [Сайт]. Ф. 6. Оп. 1. Д. 55. Л. 210-253. URL: https://yeltsin.ru/archive/paperwork/9557/ (дата обращения: 15.01.2018).
20 Рябов А. Уральская Республика: мифы и реалии // Свободная мысль. 2007. № 6 (1577). С. 149-159.
рендуме (более 60% имевших право голоса) ответили утверди-тельно21.
Основной причиной создания Уральской республики, с точки зрения региональных властей, была необходимость выравнивания статусов различных субъектов Российской Федерации в правовом, политическом и экономическом отношениях22. «Нам не нужен суверенитет, но очень нужны экономическая и законодательная самостоятельность», — заявлял Э.Э. Россель, идеолог Уральской Республики23.
Отметим, что далеко не все руководство области поддерживало проект создания республики. Противником этой идеи, в частности, являлся председатель Свердловского городского Совета Ю.Е. Самарин, выступавший за развитие самоуправления и увеличение объема полномочий городов и сельских населенных пунктов. Относительно планов расширения автономии региона он заявлял: «Я очень отрицательно отношусь к любым попыткам сейчас выходить и запускать эти процессы, которые в конечном итоге выводят на процессы, на результаты суверенизации тер-ритории»24. Подобные действия, как отмечал Самарин, могут уже на территории России способствовать развитию процессов, подобных тем, которые привели к развалу СССР. Легитимность референдума Самарин отрицал. «Я лично голосовал против, — заявлял председатель Совета, — граждане голосовали не за республику, поэтому решение областного совета и областной администрации есть обман собственных граждан»25.
Несмотря на протесты отдельных свердловских политиков, руководство региона сразу после референдума приступило к следующим активным действиям.
Движение за создание республики на Урале развивалось параллельно с процессом разработки новой Конституции Российской Федерации, в которой вопрос о статусе регионов должен был за-
21 Кириллов А.Д. Средний Урал в преддверии Новой России. 1985-1991 гг.
22 Леонтьев Д. Причины провозглашения Уральской Республики. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2001.
23 Кохановский А.А. «Правительство трех уездов» как опыт уральской государственности периода начала Гражданской войны // Документ. Архив. История. Современность: сборник научных трудов. Вып. 17. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2017. С. 21-29.
24 Самарин Ю.Е. Об Уральской республике. История Екатеринбургской городской Думы // YouTube [Сайт]. 29.10.2013. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=CucAxo-RUPg (дата обращения: 14.01.2018).
25 Самарин Ю.Е. Об Уральской республике (продолжение). История Екатеринбургской городской Думы // YouTube [Сайт]. 29.10.2013. URL: https://www. youtube.com/watch?v=Lpdhc6LxEtY (дата обращения: 14.01.2018).
нять важнейшее место. Дискуссии при обсуждении статей, касавшихся положения субъектов, отличались значительной остротой. В частности, на заседании Конституционного совещания 10 июня 1993 г. мэр Санкт-Петербурга А.А. Собчак в своем выступлении отметил: «Можно настаивать на равенстве субъектов Федерации или, наоборот, на приоритете и абсолютном приоритете, вплоть до государственного суверенитета республик, но надо помнить, что прежний режим нам оставил "минные поля" и либо мы будем взрываться на этих "минных полях" и доведем дело до югослави-зации, либо мы найдем компромисс. Мне кажется, он единственный: надо сохранить то, что есть в нынешней Конституции по вопросам федеративного устройства, и двигаться дальше, поручив в принципе новому парламенту, когда он будет избран, решение этих вопросов, снятие противоречий на будущее — это дело многих лет»26. На выступление Собчака отреагировал Б.Н. Ельцин: «Насчет равенства субъектов Российской Федерации, конечно, будет развернута дискуссия, и она идет во всех группах, но стоит подумать и над такой формулировкой — "кроме институтов государственности", которые должны быть носители только республик. Во всем остальном... Ну зачем... области верховный совет?!»27.
На заседании Конституционного совещания выступил и действующий тогда глава администрации Свердловской области Э.Э. Россель. Он напомнил об историческом опыте деления государства на губернии, а также отметил положение, которое «несомненно, поддерживается всеми главами администраций, это то, что должен быть единый принцип равенства губерний и республик: экономического, правового и политического. Здесь абсолютно 100 процентов глав администраций, все руководители поддерживают этот вопрос. И считал бы необходимым в новой Конституции вопрос федеративного устройства решить, тем более что мы с вами впервые демократическим путем строим федеративное государство»28.
1 июля 1993 г. депутаты Свердловского областного совета приняли Декларацию об изменении статуса Свердловской области.
26 Выступление Собчака А.А. Пленарное заседание Конституционного совещания. 10 июня 1993 // Ельцин Центр. Архив [Сайт]. Ф. 21. № 68. URL: https:// yeltsin.ru/archive/audio/64391/ (дата обращения: 15.01.2018).
27 Ельцин Б.Н. Пленарное заседание Конституционного совещания. 10 июня 1993 // Ельцин Центр. Архив [Сайт]. Ф. 21. № 68. URL: https://yeltsin.ru/archive/ audio/64391/ (дата обращения: 15.01.2018).
28 Выступление Росселя Э.Э. Пленарное заседание Конституционного совещания. 10 июня 1993 // Ельцин Центр. Архив [Сайт]. Ф. 21. № 68. URL: https:// yeltsin.ru/archive/audio/64391/ (дата обращения: 15.01.2018).
В документе, в частности, было отражено, что Уральская республика создается с целью «укрепления целостности Российской Федерации и призвана служить усилению общероссийской государственности на основе реализации принципов федерализма, приемлемых для всех субъектов Российской Федерации». Положение о равноправии субъектов в документе повторяется неоднократно, что свидетельствует о том, что асимметрия существовавшего федерализма являлась проблемой, на которую указывали многие субъекты. «Образование Уральской Республики на основе и в границах Свердловской области служит созданию целостного федеративного российского государства, в котором основными субъектами Федерации должны стать республики в составе единой России», — отмечается в Декларации29.
Схожие процессы проходили в других субъектах, в частности, в Вологодской области, где на референдум 25 апреля 1993 г. был вынесен дополнительный вопрос: «Считаете ли Вы, что края и области, в том числе и Вологодская область, должны иметь равные конституционные права с республиками, входящими в Российскую Федерацию?». При участии 69,0% населения, положительно ответили — 88,3%30.
Происходившие события вызывали различную реакцию со стороны СМИ, представителей общественности. «Именно противоречия в определении прав субъектов Федерации, кто их должен иметь больше или меньше: республики или края и области, сыграли решающую роль в создании той самой Уральской республики», — писала «Российская газета»31. В газете «Известия» сообщалось, что «политический смысл решения ясен: президентская команда (а губернатор Э. Россель и спикер местного парламента А. Гре-бенкин безусловно принадлежат к ней) пытается создать мощный противовес национальным республикам». Кроме этого, в материале также отмечалось, что областной совет и администрация подготовили проект указа президента и постановления правительства о самостоятельности, при этом были получены положи-
29 Декларация об изменении статуса Свердловской области от 01.07.1993 г. // Кириллов А.Д. Урал: от Ельцина до Ельцина (хроника политического развития, 1990—1997 гг.). Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1997. С. 11-121.
30 Россия — страна референдумов // Псковская губерния online [Сайт]. 12.07.2006. URL: http://gubernia.pskovregion.org/number_296/10.php?print (дата обращения: 14.03.2018).
31 Линьков А. Процесс пошел, но не в ту сторону // Российская газета. 1993. 6 июля. № 127 (743). URL: https://yeltsin.ru/day-by-day/1993/07/06/25742/ (дата обращения: 30.06.2018).
тельные резолюции от Ельцина и Черномырдина, однако от
нижестоящих чиновников было получено «восемнадцать отрица-
32
тельных виз»32.
Газета «Московские новости» в 1993 г. опубликовала статью, в которой приводились мнения высших должностных лиц государства. Президент Б.Н. Ельцин заявил, что решения Свердловского и Вологодского областных Советов о преобразовании своих регионов в республики несвоевременные, и предложил им «самим приостановить свои решения до согласования этих вопросов в ходе следующих этапов Конституционного совещания». Председатель Верховного Совета Р.И. Хасбулатов отметил, что провозглашение Уральской республики «является прямым следствием Конституционного совещания», а процесс «провозглашения республик» будет продолжаться. Свою позицию высказал Председатель Конституционного Суда В.Д. Зорькин, указав, что утвердить изменение статуса области «может только съезд двумя третями голосов. Иное решение юридической силы не имеет»33.
Тем не менее, власти Свердловской области продолжали следовать прежней линии. Была собрана группа для разработки Конституции Уральской Республики под руководством директора Института философии и права Уральского отделения РАН А.В. Гайды. В июле-августе комитетом по связям с общественностью проводится опрос населения по теме «Ваше мнение о создании Уральской республики». По данным опроса 55% опрошенного населения высказались положительно, 25% не смогли дать однозначную оценку, и каждый седьмой респондент высказался отрицательно34.
27 октября Конституция Уральской Республики была принята на сессии Свердловского областного совета народных депутатов. Преамбула Конституции гласила: «Мы, граждане России, проживающие на территории Уральской Республики, сознавая свою ответственность перед Россией и ее народом, исходя из принципа равноправия субъектов и необходимости сохранения целостности Российского государства, (...) принимаем настоящую Конституцию». Пункт 1 статьи 1 Конституции провозглашал, что «единственным источником государственной власти в Уральской
32 Пашков А. Эскалация спора субъектов Федерации: провозглашена Уральская республика // Известия. 1993. 3 июля. № 123 (23978). С. 2.
33 Орлов В. Зорькин предостерегает федерацию от «самоубийства» // Московские новости. 1993. 18 июля. № 29 (675). С. 8.
34 Алексеева Е.В., Артемов Е.Т., Голикова С.В. и др. Урал в контексте российской цивилизации: теоретико-методологическая концептуализация / Отв. ред. И.В. Побережников. Екатеринбург: АсПУр, 2014. С. 140.
Республике является народ». В соответствии со ст. 14 Конституции Уральская Республика являлась субъектом Российской Федерации с правовым статусом республики в составе Российской Федерации35.
6 ноября 1993 г. вышел указ Президента РФ о публикации проекта Конституции Российской Федерации, выносимого на всенародное голосование 12 декабря того же года36. Хотя в данном проекте и содержалось положение о равноправии субъектов (ч. 1 ст. 5 Конституции)37, по сути, этот вопрос так и оставался нерешенным — сохранялась реальная асимметрия областей, краев, республик. По словам эксперта Конституционной комиссии
B.И. Лафитского, «едва ли не до последнего дня работы Конституционного совещания в его проекте сохранялась идея асимметричной федерации, в которой республики и иные национальные образования приобретали привилегированный статус, а края и области низводились до положения второсортных административно-территориальных образований»38.
8 ноября Свердловский областной совет определил 12 декабря 1993 г. как день проведения референдума по Конституции Уральской Республики, назначив на эту же дату выборы Губернатора и Законодательного Собрания.
В ходе дискуссии по проекту Конституции проблему равноправия субъектов затронул вице-премьер Правительства РФ
C.М. Шахрай, выступивший 9 ноября в «Независимой газете» со статьей «Многообразие регионов — это сила России». Выражая «не официальную позицию российского правительства, а личное мнение человека, который вот уже 16 лет занимается проблемами федерализма и который, в силу служебного положения, на своем опыте ощутил трагические следствия национально-государственного устройства советского периода», вице-премьер отметил, что «государство в переходный период может развиваться лишь как
35 Конституция Уральской Республики (принята на сессии Свердловского областного Совета народных депутатов двадцать первого созыва 27 октября 1993 г.) // Областная газета. 1993. 30 октября. № 125 (397).
36 Указ Президента Российской Федерации от 06.11.1993 № 1845 «О проекте Конституции Российской Федерации, представляемом на всенародное голосование» // Президент России [Официальный сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/4775 (дата обращения: 13.01.2018).
37 Проект Конституции Российской Федерации // Российская газета. 1993. 11 октября. № 210 (826).
38 Лафитский В.И. Два «согласованных» проекта Конституции (сравнительно-правовой анализ) // Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990-1993 гг.) / Под общ. ред. О.Г. Румянцева. М.: Wolters Kluwer, 2008. Т. 4. Кн. 2. С. 948-959.
ассиметричная Федерация»39. Шахрай подверг резкой критике действия «некоторых краевых и областных Советов Российской Федерации, объявляющих себя на сессиях республиками или принимающих решение о прекращении выплаты федеральных налогов в общегосударственных бюджет». Потакая подобным действиям, Россия могла повторить судьбу СССР. «С момента принятия таких решений, — подчеркивал вице-премьер, — процесс разрушения российской государственности может стать неконтролируемым»40.
Эта критика била и по действиям руководства Свердловской области: в целом его действия рассматривались как проявление регионального сепаратизма41. «Не только в Екатеринбурге ставился вопрос о республиканизации, и, таким образом, Свердловская область играет для областей и краев роль, которую можно сравнить с ролью Литвы для бывших союзных республик или Татарстана для республик России, — писала «Независимая газета». Это первопроходец, на которого валятся все шишки. Однако он дойдет, и за ним обязательно последуют другие даже самые смирные»42. Нельзя, впрочем, отрицать и вероятности того, что в какой-то степени «миф об уральском сепаратизме» поощрялся самим Росселем и использовался им как инструмент давления на федеральный центр43.
Практически одновременно с публикацией проекта Конституции РФ, обнародованного, как известно, после силового разгрома противостоявшего президентской власти Верховного Совета РФ, прекратила существование и Уральская республика. Указом Президента от 9 ноября 1993 г. № 1874 решения Свердловского областного Совета народных депутатов от 1 июля 1993 г. «О статусе Свердловской области в составе Российской Федерации» и от 27 октября 1993 г. «О Конституции Уральской Республики» признаны не имеющими юридической силы с момента их принятия. Деятельность Свердловского областного Совета на-
39 Шахрай С.М. Многообразие регионов — это сила России // Независимая газета. 1993. 9 ноября. № 214 (638). С. 1.
40 Там же. С. 3.
41 Балан А.В. Традиции федерализма в России: опыт ускоренной модернизации // Российский федерализм: проблемы и перспективы дальнейшего развития: сборник научных статей. Екатеринбург, 2001. С. 86-90.
42 Портников В. Президенту не нужна Уральская республика? // Независимая газета. 1993. 11 ноября. № 216 (640). С. 3.
43 Крашенинников Ф.Г. Уральская республика. К истокам чиновничьего «сепаратизма» // Полярная звезда. 03.06.2008. URL: http://www.zvezda.ru/politics/2008/ 06/03/ural_republic.htm (дата обращения: 15.01.2018).
родных депутатов и полномочия народных депутатов этого Совета прекращены. Подобные меры, как говорилось в преамбуле указа, были приняты «в связи с неоднократным нарушением Свердловским областным Советом народных депутатов Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, выразившимся в провозглашении Свердловской области Уральской Республикой и принятии Конституции Уральской Республики, что означает изменение в одностороннем порядке конституционно-правового статуса Свердловской области и присвоение областным Советом полномочий представительного (законодательного) органа государственной власти республики в составе Российской Федерации»44.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 1993 г. в связи с совершением действий, направленных на неисполнение указов Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» и «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации», а также существенным превышением своих полномочий, Э.Э. Россель был освобожден от должности главы администрации Свердловской области45. Как отмечает Т.В. Соловьева, на фоне московских событий октября 1993 г. роспуск Свердловского Областного совета и отстранение Росселя практически не были замечены уральской общественностью46.
Интересно, что весной — летом 1993 г. Ельцин, по словам Росселя, не высказывался против проекта создания Уральской республики. После проведения референдума 25 марта 1993 г. уральский политик встретился с Президентом, который выразил согласие с итогами голосования на территории Свердловской области. В ходе конституционного кризиса в сентябре — октябре 1993 г. Россель через СМИ оказывал доверие Президенту47. Не вызвало также, по словам Росселя, протеста у Ельцина и приня-
44 Указ Президента Российской Федерации от 09.11.1993 № 1874 «О прекращении деятельности Свердловского областного Совета народных депутатов» // Президент России [Официальный сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/ 4784 (дата обращения: 13.01.2018).
45 Указ Президента Российской Федерации от 10.11.1993 № 1890 «О главе администрации Свердловской области» // Президент России [Официальный сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/4797 (дата обращения: 13.01.2018).
46 Соловьева Т.В. Идея Уральской Республики в условиях революционных потрясений // 1917 год в России: социалистическая идея, революционная мифология и практика. Сборник научных трудов. Екатеринбург, 2016. С. 287-298.
47 Литвинов А. Политический кризис 1993 г. в зеркале уральской прессы // Гражданская война как феномен мировой истории: материалы научной конференции 26 апреля 2008 г. Екатеринбург, 2008. С. 376-381.
тие Конституции Уральской Республики 29 октября 1993 г. «Я поехал в Москву к Борису Николаевичу, доложил обстановку: — Мы все сделали, Борис Николаевич! — Сделали? Хорошо, занимайтесь!»48. Позже, 2 ноября 1993 г. Президент на расширенном заседании Правительства России заявил, что «действие ряда областей по повышению своего статуса — объективный процесс, обусловленный несовершенством сложившихся федеративных отношений в России»49. Однако спустя всего несколько дней настроение Ельцина резко изменилось, что и выразилось в издании указа об отставке Росселя и об отмене Конституции Уральской Республики.
Отметим, что, несмотря на принятые федеральным центром суровые меры, движение за расширение автономии Урала принесло свои плоды. На следующей день после своей отставки
11 ноября 1993 г. Россель был избран президентом Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона. Позже он возглавил движение «Преображение Урала», которое стало важным инструментом политической стратегии50,
12 декабря 1993 г. был избран в Совет Федерации, в 1994 г. стал Председателем областной Думы, а в 1995 г. — первым в России избранным губернатором51. Принятая в 1993 г. Конституция России наделила субъекты достаточно широкими правами в части формирования собственных органов управления. Свердловская область в полной мере воспользовалась этими правами, в связи с чем вопрос о создании собственной республики утратил прежнюю остроту52.
Подводя итог, необходимо отметить, что действия центральных и региональных властей в начале 1990-х гг., по укреплению связей между субъектами уральского региона, а также существование асимметрии федерального устройства, в конечном счете, привели к появлению проекта, который попыталась в 1993 г. реализовать команда Э.Э. Росселя. Хотя проект этот не был осу-
48 Россель Э.Э. Публично о личном. Записки на полях моей жизни. М.: Международный Демидовский Фонд, 2017. С. 165.
49 Мошкин С.В. Уральская республика. Хроники // Дискурс-ПИ. 2013. № 13. С. 103-107.
50 Мухаметов Р.С. Специфика внутриэлитного конфликта в Свердловской области // Studia Humanitatis. 2013. № 2. URL: http://st-hum.ru/content/muhametov-rs-specifika-vnutrielitnogo-konflikta-v-sverdlovskoy-oblasti
51 Уральская историческая энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Академкнига; УрО РАН, 2000.
52 Dukes P.A. History of the Urals: Russia's Crucible from Early Empire to the PostSoviet Era. L.: Bloomsbury Academic, 2015. P. 186-187.
ществлен, связанные с его подготовкой события стали яркой страницей жизни региона и оставили свой след в его истории. Идеи проекта Уральской республики, продолжали жить в общественном сознании и в дальнейшем сыграли заметную роль в общественно-политической жизни уральского региона.
Список литературы
Алексеева Е.В., Артемов Е.Т., Голикова С.В. и др. Урал в контексте российской цивилизации: теоретико-методологическая концептуализация / Отв. ред. И.В. Побережников. Екатеринбург: АсПУр, 2014.
Балан А.В. Традиции федерализма в России: опыт ускоренной модернизации // Российский федерализм: проблемы и перспективы дальнейшего развития: сборник научных статей. Екатеринбург, 2001. С. 86-90.
Иванов А.М. Асимметрия в федеративном устройстве России // Философия права. 2009. № 6. С. 135-140.
Иватской П.Н. Дискуссии о статусе субъектов Российской Федерации в юридической науке 90-х гг. XX века // Вестн. Ставропольского гос. ун-та. 2011. № 73. С. 213-217.
Кириллов А.Д. Средний Урал в преддверии Новой России. 1985— 1991 гг Сборник статей, материалов и документов. Екатеринбург: ПАКРУС, 2010.
Кириллов А.Д. Урал: от Ельцина до Ельцина (хроника политического развития, 1990-1997 гг). Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1997.
Комлева Н.А. Идея Уральской республики как выражение формалистического характера Российской Федерации // Российский федерализм: проблемы и перспективы дальнейшего развития: сборник научных статей. Екатеринбург, 2001. С. 18-26.
Кохановский А.А. «Правительство трех уездов» как опыт уральской государственности периода начала Гражданской войны // Документ. Архив. История. Современность: сборник научных трудов. Вып. 17. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2017. С. 21-29.
Лафитский В.И. Два «согласованных» проекта Конституции (сравнительно-правовой анализ) // Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990-1993 гг.) / Под общ. ред. О.Г. Румянцева. М.: Wolters Kluwer, 2008. Т. 4. Кн. 2. С. 948-959.
Леонтьев Д. Причины провозглашения Уральской Республики. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2001.
Литвинов А. Политический кризис 1993 г. в зеркале уральской прессы // Гражданская война как феномен мировой истории: материалы научной конференции 26 апреля 2008 г. Екатеринбург, 2008. С. 376-381.
Митюков М.А. Конституция и федеративный договор: проблемы соотношения (политико-правовые дискуссии мая 1992 — сентября 1993 г) // Lex Russica. 2017. № 3 (124). С. 89-105.
Мошкин С.В. Уральская республика. Хроники // Дискурс-ПИ. 2013. № 13. С. 103-107.
Мухаметов Р.С. Специфика внутриэлитного конфликта в Свердловской области // Studia Humanitatis. 2013. № 2. URL: http://st-hum.ru/content/ muhametov-rs-specifika-vnutrielitnogo-konflikta-v-sverdlovskoy-oblasti
Рябов А. Уральская Республика: мифы и реалии // Свободная мысль. 2007. № 6 (1577). С. 149-159.
Соловьева Т.В. Идея Уральской Республики в условиях революционных потрясений // 1917 год в России: социалистическая идея, революционная мифология и практика. Сборник научных трудов. Екатеринбург, 2016. С. 287-298.
Тарасова Е.А. Проблема федеративного устройства в проектах новой конституции России в начале 1990-х годов // Вестн. СПбу. ун-та. Сер. 2. История. 2014. № 1. С. 48-60.
Туровский Р.Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений. М.: ГУ-ВШЭ, 2006.
Уральская историческая энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Академкнига; УрО РАН, 2000.
Филиппов В.Р. Критика этнического федерализма. М.: ЦЦРИ РАН, 2003.
Dukes P. A History of the Urals: Russia's Crucible from Early Empire to the Post-Soviet Era. L.: Bloomsbury Academic, 2015.
Список источников
Выступление Ельцина Б.Н. Стенограмма встречи Б.Н. Ельцина с руководителями областного и городского Советов и исполкомов. 15 августа 1990 // Ельцин Центр. Архив [Сайт]. Ф. 6. Оп. 1. Д. 46. Л. 73-127. URL: https://yeltsin.ru/archive/paperwork/9506/
Выступление Росселя Э.Э. Пленарное заседание Конституционного совещания. 10 июня 1993 // Ельцин Центр. Архив [Сайт]. Ф. 21. № 68. URL: https://yeltsin.ru/archive/audio/64391/
Выступление Росселя Э.Э. Стенограмма встречи Б.Н. Ельцина с руководителями областного и городского Советов и исполкомов. 15 августа 1990 // Ельцин Центр. Архив [Сайт]. Ф. 6. Оп. 1. Д. 46. Л. 73-127. URL: https://yeltsin.ru/archive/paperwork/9506/
Выступление Самарина Ю.Е. Стенограмма встречи Б.Н. Ельцина с руководителями областного и городского Советов и исполкомов. 15 августа 1990 // Ельцин Центр. Архив [Сайт]. Ф. 6. Оп. 1. Д. 46. Л. 73-127. URL: https://yeltsin.ru/archive/paperwork/9506/
Выступление Собчака А.А. Пленарное заседание Конституционного совещания. 10 июня 1993 // Ельцин Центр. Архив [Сайт]. Ф. 21. № 68. URL: https://yeltsin.ru/archive/audio/64391/
Ельцин Б.Н. Материалы о выдвижении Б.Н. Ельцина кандидатом в депутаты РСФСР по Свердловскому национально-территориальному округу № 74 (предвыборная программа по демократическому, нацио-
нальному и духовному возрождению России) // Ельцин Центр. Архив [Сайт]. Ф. 6. Оп. 1. Д. 8. Л. 1-4. URL: https://yeltsin.ru/archive/paperwork/8575/ Ельцин Б.Н. Пленарное заседание Конституционного совещания. 10 июня 1993 // Ельцин Центр. Архив [Сайт]. Ф. 21. № 68. URL: https:// yeltsin.ru/archive/audio/64391/
Ельцин Б.Н. Предвыборная программа Б.Н. Ельцина // Ельцин Центр. Архив [Сайт]. Ф. 6. Оп. 1. Д. 8. Л. 13-42. URL: https://yeltsin.ru/archive/ paperwork/8577/
Ельцин Б.Н. Предвыборная программа по демократическому, национальному и духовному возрождению России (для встречи с жителями Свердловска) // Ельцин Центр. Архив [Сайт]. Ф. 6. Оп. 1. Д. 8. Л. 60-69. URL: https://yeltsin.ru/archive/paperwork/8580/
Ельцин Б.Н. Тезисное содержание предвыборной программы (г Ленинград, декабрь 1989 г) // Ельцин Центр. Архив [Сайт]. Ф. 6. Оп. 1. Д. 8. Л. 5-12. URL: https://yeltsin.ru/archive/paperwork/8576/
Ельцин Б.Н. Тезисы к выступлению на митинге, текст выступления в г. Самаре 10 июня 1991 г (с правками Б.Н. Ельцина) // Ельцин Центр. Архив [Сайт]. Ф. 6. Оп. 1. Д. 55. Л. 210-253. URL: https://yeltsin.ru/ archive/paperwork/9557/
Ельцин Б.Н. Текст выступления Б.Н. Ельцина во время визита в г. Стерлитамак на площади с козырька ДСК на многотысячном митинге 15 августа 1990 г. // Ельцин Центр. Архив [Сайт]. Ф. 6. Оп. 1. Д. 45. Л. 1-8. URL: https://yeltsin.ru/archive/paperwork/9496/
Ельцин Б.Н. Текст выступления Б.Н. Ельцина на собрании актива г. Свердловска 9 июня 1991 г. (с правками Б.Н. Ельцина) // Ельцин Центр. Архив [Сайт]. Ф. 6. Оп. 1. Д. 55. Л. 168-209. URL: https://yeltsin. ru/archive/paperwork/9556/
Конституция Уральской Республики (принята на сессии Свердловского областного Совета народных депутатов двадцать первого созыва 27 октября 1993 г) // Областная газета. 1993. 30 октября. № 125 (397).
Крашенинников Ф.Г. Уральская республика. К истокам чиновничьего «сепаратизма» // Полярная звезда. 03.06.2008. URL: http://www.zvezda. ru/politics/2008/06/03/ural_republic.htm
Линьков А. Процесс пошел, но не в ту сторону // Российская газета. 1993. 6 июля. № 127 (743). URL: https://yeltsin.ru/day-by-day/1993/07/06/ 25742/
Орлов В. Зорькин предостерегает федерацию от «самоубийства» // Московские новости. 1993. 18 июля. № 29 (675).
Пашков А. Эскалация спора субъектов Федерации: провозглашена Уральская республика // Известия. 1993. 3 июля. № 123 (23978).
Портников В. Президенту не нужна Уральская республика? // Независимая газета. 1993. 11 ноября. № 216 (640).
Проект Конституции Российской Федерации // Российская газета. 1993. 11 октября. № 210 (826).
Распоряжение ВС РСФСР от 09.06.1991 «Об образовании Ассоциации экономического взаимодействия областей Уральского региона РСФСР» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 24. Ст. 820.
Россель Э.Э. Публично о личном. Записки на полях моей жизни. М.: Международный Демидовский Фонд, 2017.
Россия — страна референдумов // Псковская губерния online [Сайт]. 12.07.2006. URL: http://gubernia.pskovregion.org/number_296/10.php?print Самарин Ю.Е. Об Уральской республике. История Екатеринбургской городской Думы // YouTube [Сайт]. 29.10.2013. URL: https://www.youtube. com/watch?v=CucAxo-RUPg
Самарин Ю.Е. Об Уральской республике (продолжение). История Екатеринбургской городской Думы // YouTube [Сайт]. 29.10.2013. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Lpdhc6LxEtY
Указ Президента Российской Федерации от 06.11.1993 № 1845 «О проекте Конституции Российской Федерации, представляемом на всенародное голосование» // Президент России [Официальный сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/4775
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.1993 № 1874 «О прекращении деятельности Свердловского областного Совета народных депутатов» // Президент России [Официальный сайт]. URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/4784
Указ Президента Российской Федерации от 10.11.1993 № 1890 «О главе администрации Свердловской области» // Президент России [Официальный сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/4797
Шахрай С.М. Многообразие регионов — это сила России // Независимая газета. 1993. 9 ноября. № 214 (638).