Научная статья на тему 'ПРОЕКТ "РУССКИЙ КОВЧЕГ" КАК СТАРТОВАЯ ТОЧКА ВОЗРОЖДЕНИЯ РАССЕЛЕНИЯ В РОССИИ'

ПРОЕКТ "РУССКИЙ КОВЧЕГ" КАК СТАРТОВАЯ ТОЧКА ВОЗРОЖДЕНИЯ РАССЕЛЕНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
114
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ПЕРЕНОС СТОЛИЦЫ / РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / РАССЕЛЕНЧЕСКИЙ И ТРАНСПОРТНЫЙ КАРКАС / АНГАРО-ЕНИСЕЙСКИЙ МАКРОРЕГИОН / МИНУСИНСКАЯ КОТЛОВИНА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Фесенко Д.Е.

Анализируется информация о строительстве в Сибири нескольких городов - от крупных до миллионников, создании Корпорации Ангаро-Енисейского макрорегиона, переносе столицы за Урал. Представлен ряд маневров, лежащих в основе стратегии развития. Выделены основные проекты, в частности, развития Минусинской котловины, Транссиба 2.0, создания особых экономических зон, развития Алтая, организации высокоскоростной транспортной магистрали Омск - Новосибирск, создания инфраструктуры Северного морского пути и др. Говорится о предполагаемых результатах реализации стратегии - расселенческих, демографических, экономических. Обращается внимание на появление стратегии развития макрорегиона при отсутствии Схемы территориального планирования РФ в области расселения, одновременное предъявление альтернативных проектов развития, неафишируемую работу над документом, неясность в отсутствие первичных источников конфигурации расселенческого каркаса и предлагаемых принципов и форм расселения, видимый упор на добывающие отрасли промышленности, невнимание к имеющимся стратегическим разработкам в области развития Юга Западной Сибири. Делается вывод, что проект отходит от неолиберальной логики, следуя курсу на реиндустриализацию. При этом указывается, что существует опасность реанимации формулы «человек для производства» вместо принятой в 1980-1990-е гг. максимы «производство для человека». В заключение предлагается создать при рабочей группе по развитию Сибири при Русском географическом обществе штаб по стратегированию и территориальному планированию Ангаро- Енисейского макрорегиона и Юга Западной Сибири. Перечислены первоочередные задачи, стоящие перед данной институцией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROJECT "RUSSKIJ KOVCHEG" AS THE STARTING POINT OF RESETTLEMENT REVIVAL IN RUSSSIA

The article analyzes information on the construction of several cities in Siberia - with the population of up to 1 million, the creation of the Corporation for Angara-Yenisei macroregion and the transfer of the capital beyond the Urals. A number of maneuvers underlying the development strategy are presented. The main projects are highlighted, in particular, the development of the Minusinsk Basin, the Transsib 2.0, the creation of special economic zones, the development of Altai, the organization of the Omsk-Novosibirsk high-speed railroad, and the creation of the North Sea Road infrastructure, etc. This article also describes the expected strategy implementation results: resettlement, demographic, economic. Attention is drawn to the fact that the macroregion development strategy has been drafted while there is no Resettlement Territorial Planning Scheme in place, that alternative development projects are concurrently presented, that the document creation process is not disclosed, that there is some ambiguity due to the absence of primary sources for the configuration of a resettlement framework and the proposed principles and forms of settlement, that a visible emphasis is made on the extractive industries, that no attention is paid to the existing strategic developments in the development of the South of Western Siberia. It is concluded that the project is departing from neoliberal logic, pursuing the course towards reindustrialization. At the same time, it is pointed out that there is a danger that the formula «man for production» may be revived and used instead of the maxim adopted in the 1980s and 1990s - «production for man». In conclusion, it is proposed that under the task force for the development of Siberia at the Russian Geographical Society, a headquarters should be created for strategizing and territorial planning of the Angara- Yenisei macroregion and the South of Western Siberia. The priority tasks facing this institution are listed.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТ "РУССКИЙ КОВЧЕГ" КАК СТАРТОВАЯ ТОЧКА ВОЗРОЖДЕНИЯ РАССЕЛЕНИЯ В РОССИИ»

СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА INSTRUCTION А^ АRCHITECTURE

УДК 27.03

doi:10.52470/2619046X 2020 2 5

ПРОЕКТ «РУССКИЙ КОВЧЕГ» КАК СТАРТОВАЯ ТОЧКА ВОЗРОЖДЕНИЯ РАССЕЛЕНИЯ В РОССИИ

Д.Е. Фесенко

Аннотация. Анализируется информация о строительстве в Сибири нескольких городов - от крупных до миллионников, создании Корпорации Ангаро-Енисейского макрорегиона, переносе столицы за Урал. Представлен ряд маневров, лежащих в основе стратегии развития. Выделены основные проекты, в частности, развития Минусинской котловины, Транссиба 2.0, создания особых экономических зон, развития Алтая, организации высокоскоростной транспортной магистрали Омск - Новосибирск, создания инфраструктуры Северного морского пути и др. Говорится о предполагаемых результатах реализации стратегии - расселенческих, демографических, экономических. Обращается внимание на появление стратегии развития макрорегиона при отсутствии Схемы территориального планирования РФ в области расселения, одновременное предъявление альтернативных проектов развития, неафишируемую работу над документом, неясность в отсутствие первичных источников конфигурации расселенческого каркаса и предлагаемых принципов и форм расселения, видимый упор на добывающие отрасли промышленности, невнимание к имеющимся стратегическим разработкам в области развития Юга Западной Сибири. Делается вывод, что проект отходит от неолиберальной логики, следуя курсу на реиндустриализацию. При этом указывается, что существует опасность реанимации формулы «человек для производства» вместо принятой в 1980-1990-е гг. максимы «производство для человека». В заключение предлагается создать при рабочей группе по развитию Сибири при Русском географическом обществе штаб по стратегированию и территориальному планированию Ангаро-Енисейского макрорегиона и Юга Западной Сибири. Перечислены первоочередные задачи, стоящие перед данной институцией.

Ключевые слова: стратегия развития, перенос столицы, реиндустриализация, расселенческий и транспортный каркас, Ангаро-Енисейский макрорегион, Минусинская котловина.

THE PROJECT «RUSSKIJ KOVCHEG» AS THE STARTING POINT OF RESETTLEMENT REVIVAL IN RUSSSIA

D.E. Fesenko

Abstract. The article analyzes information on the construction of several cities in Siberia - with the population of up to 1 million, the creation of the Corporation for Angara-Yenisei macroregion and the transfer of the capital beyond the Urals. A number of maneuvers underlying the development strategy are presented. The main projects are highlighted, in particular, the development of the Minusinsk Basin, the Transsib 2.0, the creation of special economic zones, the development of Altai, the organization of the Omsk-Novosibirsk high-speed railroad, and the creation of the North Sea Road infrastructure, etc. This article also describes the expected strategy implementation results: resettlement, demographic, economic. Attention is drawn to the fact that the macroregion development strategy has been drafted while there is no Resettlement Territorial Planning Scheme

in place, that alternative development projects are concurrently presented, that the document creation process is not disclosed, that there is some ambiguity due to the absence of primary sources for the configuration of a resettlement framework and the proposed principles and forms of settlement, that a visible emphasis is made on the extractive industries, that no attention is paid to the existing strategic developments in the development of the South of Western Siberia. It is concluded that the project is departing from neoliberal logic, pursuing the course towards reindustrialization. At the same time, it is pointed out that there is a danger that the formula «man for production» may be revived and used instead of the maxim adopted in the 1980s and 1990s - «production for man». In conclusion, it is proposed that under the task force for the development of Siberia at the Russian Geographical Society, a headquarters should be created for strategizing and territorial planning of the Angara-Yenisei macroregion and the South of Western Siberia. The priority tasks facing this institution are listed.

Keywords: development strategy, transfer of the capital, reindustrialization, settlement and transport framework, Angara-Yenisei macroregion, Minusinsk Basin.

В августе 2021 г. в сети появился ряд материалов, проливающих свет на заявление министра обороны России С. Шойгу о создании в Сибири нескольких крупных экономических центров и переносе столицы за Урал, сделанное им на заседании Сибирского отделения РАН. Один из них - статья В. Пузырева «Шойгу представит стратегию развития Центральной Сибири. Она предполагает появление профильного вице-премьера и Корпорации Ангаро-Енисейского макрорегиона» [3].

По информации автора «Ведомостей», в настоящее время группа ученых Российской академии наук, в частности, Сибирского отделения РАН, под эгидой Русского географического общества (РГО) занята разработкой стратегии опережающего развития Центральной Сибири под названием «Русский ковчег» (любопытно, что такое же название имеют недавно обнародованные стратегии развития России, разработанные авторскими коллективами под руководством Ю. Громыко - Ю. Крупнова и В. Аверьянова). Предполагается создание Корпорации Ангаро-Енисейского макрорегиона и появление должностей вице-премьера и полпреда президента по макрорегиону. Известно, что президент РГО, министр обороны С. Шойгу осенью должен представить стратегию председателю Попечительского совета РГО, Президенту России В. Путину.

По сведениям Е. Цоц, автора информационного агентства «Яе§пит», ещё в 2017 г. РГО предоставило грант на разработку концепции стратегии. Были учтены региональные инициативы, в частности, администраций Красноярского края, Хакасии и Тувы: «Енисейская Сибирь», «Нижнее Приангарье», «Байкальский регион». Они опирались в том числе на разработанную и частично реализованную в советскую эпоху межрегиональную научно-техническую программу «Сибирь» [6].

Со слов руководителя рабочей группы по развитию Сибири при РГО, главного экономиста ВЭБ РФ А. Клепача, план «Русский ковчег» нацелен на создание условий для увеличения населения Сибири, повышение качества его жизни до уровня выше среднероссийского, сбережение природы и др.

В настоящее время вопросы развития регионов Ангаро-Енисейской группы относятся к компетенции целого ряда госструктур при отсутствии единого центра принятия решений. В соответствии с проектом стратегии, профильный вице-премьер должен возглавлять наблюдательный совет корпорации, а полпред - ее правление.

По информации Е. Цоц, стратегия включает несколько манёвров. Демографический манёвр предполагает прирост населения Сибири. Научно-индустриальный - разработку новых месторождений полезных ископаемых и запуск инновационных производств. Транспортный ориентирован на реконструкцию и развитие системы транзитных и внутренних магистралей. Экологический имеет целью создание в Сибири безуглеродных зон и наращивание производства чистой энергии и воды [6].

ш

Рисунок 1. Минусинская котловина на карте Юга Западной Сибири

Источник: URL: https://naturae.ru/susha/ravniny/nizmennosti/minusinskaya-kotlovina.html

(дата обращения: 21.08.2021)

Рисунок 2. Вид на поселок Усть-Абакан, расположенный в степи Минусинской котловины

Особое место в проекте занимает Минусинская котловина (рисунки 1-2), которую до революции называли Сибирской Италией. Здесь природные условия относительно благоприятны, способствуя развитию сельского хозяйства. Слова С. Шойгу о строительстве новых сибирских городов относятся прежде всего к этой географической точке, которой отводится роль главного плацдарма общенационального прорыва, о чем начиная с середины 2010-х гг. постоянно говорит Президент России.

Помимо этого, как следует из интервью министра обороны изданию РБК, предполагается также создание научно-промышленных центров, связанных с глубокой переработкой меди, алюминия, редкоземельных металлов, между Братском и Красноярском. Еще ряд кластеров - в районе Канска, вокруг Лесосибирска и в Южной Сибири - могли бы быть ориентированы соответственно на углехимические производства, деревообработку с высокой долей продукции верхних переделов и добычу коксующегося угля. «И это только верхушка айсберга», как заметил С. Шойгу.

В последнее время появилась информация о возможном возобновлении или возвращении к строительству города Электроград на границе Хакасии и Красноярского края, к юго-востоку от Минусинска. Его начали возводить еще в первой половине 1970-х гг. как кластер энерготехнической и электронной промышленности, насчитывавший 12 предприятий-гигантов социндустрии, но после ввода двух производственных комплексов мегапроект забуксовал, а затем, уже в перестроечную эпоху, и вовсе был свернут. Он в свою очередь являлся составной частью разработанного в конце 1970-х - начале 1980-х гг. амбициозного плана по развитию десяти промышленных узлов Саянского ТПК, в том числе наиболее мощных -Минусинского, Абаканского, Черногорского и Саяногорского, которые должны были вступить

в строй на рубеже тысячелетий [4]. Имелись и необходимые инфраструктурные основания мегапроекта - начиная от энергетических (Ангаро-Енисейский каскад гидроэлектростанций, включая Саяно-Шушенскую ГЭС) и заканчивая транспортными (железная дорога от Абакана до Транссиба, автомагистраль, связывающая Красноярск, Абакан, Минусинск, Кызыл, наконец, международный аэропорт в Абакане) [2].

Как подчеркивает Е. Цоц, проект не ограничивается пределами Ангаро-Енисейского региона. Уделено внимание Алтаю с его аграрным и оздоровительным потенциалом. Речь идет об организации скоростного транспортного сообщения между Омском и Новосибирском. Еще одно направление - развитие Арктической зоны, создание инфраструктуры Северного морского пути. Также говорится о возможном строительстве Трансевразийской железнодорожной магистрали - от Тувы через Западную Монголию и Китай в Индию [6].

Ключевым проектом развития Ангаро-Енисейского макрорегиона является «Транссиб 2.0», предполагающий расширение пропускной способности Транссибирской железнодорожной магистрали и создание порядка 10-и новых особых экономических зон, опорных агломераций, территориально-отраслевых кластеров с высокотехнологичными производствами. Для реализации стратегии в части наращивания инфраструктуры, включая строительство железных дорог в рамках «Транссиба 2.0», необходимо создать отдельную от РЖД управляющую компанию [3].

Развитие промышленности предполагает появление новых сырьевых районов - это добыча нефти в Красноярском крае, золота в Иркутской области и др. Создаются Усть-Кутский и Удоканский минерально-сырьевые кластеры, Улуг-Хемский и Хакасский угольные районы [6].

Одним из кластеров может стать Красноярск - с упором на глубокую переработку сырья и производством товаров с высокой добавленной стоимостью. Норильск, сосредоточивающий производственные мощности, является центром добычи сырья, металлургии и пр. Предполагается развитие вахтового метода работы с постоянным базированием трудовых ресурсов в Красноярске. Согласно стратегии, Томск и Новосибирск принимают на себя роль научно-образовательных центров внутри кластера.

По информации агентства «Regnum», объём финансирования в первые годы реализации проекта может превышать 1,5 трлн руб. в год, включая как частные, так и государственные инвестиции. Вложения будут осуществляться в том числе через нацпроекты. Объём направляемых средств из Фонда национального благосостояния оценивается в 150-200 млрд руб. в год [6].

На выходе предполагается рост экономики Ангаро-Енисейского макрорегиона темпами выше 6 % начиная с 2025 г., рост численности населения, в том числе за счет переселенцев, с 6 до 8-9 млн чел. к 2030 г., улучшение качества жизни и рост доходов, которые к 2035 г. должны превысить средние по стране показатели более чем на 15 % [3]. Что повлечет за собой ряд общероссийских эффектов, в частности, восстановление роста ВВП, создание новых рабочих мест, развитие несырьевого экспорта, снижение зависимости от одного центра деловой активности - Москвы [6], или, по Ю. Крупнову, размосквичивание [1].

Что обращает на себя внимание?

Во-первых, нельзя не заметить, что проект «Русский ковчег» разрабатывается в отсутствие сводной Схемы территориального планирования России (или СТП) в области расселения страны. Можно сказать, при дефиците общего видения развития страны в условиях общепланетарного фазового перехода, включая представление о постлиберальной экономической модели, не говоря уже о ее посадке на территорию. Не считать же таковым принятую в начале 2019 г. Стратегию пространственного развития РФ, которую Совет по безопасности России отказался рассматривать в качестве стратегического документа? В то же время нельзя не заметить, что авторы «Русского ковчега» выходят за пределы макрорегионального видения, просчитывая в том числе отдельные общероссийские последствия и эффекты.

Рисунок 3. Проектное предложение по совершенствованию топонимики федеральных округов РФ. Автор: А. Радзюкевич

Приводится в Проектно-аналитическом докладе Ю. Крупнова и др. [1]

Во-вторых, бросается в глаза появление стратегии практически одновременно (или вслед) с проектом «Агрессивное развитие инфраструктуры» - и вышеупомянутых одноименных концепций Ю. Громыко - Ю. Крупнова и В. Аверьянова, которые оказываются гораздо шире по замаху и охвату, в отличие от первых двух, неся в себе метафизические смыслы и культурфилософское измерение (рисунок 3). Вряд ли это хронологическое совпадение. Тем более что за всеми этими проектами кроются разные - в том числе диаметрально противоположные - образы будущего и социально-идеологические основания.

В-третьих, нельзя не упомянуть о неафишируемой разработке стратегии. Как выясняется, в проекте «Русский ковчег» принимали участие в том числе региональные власти. Работа заняла как минимум несколько лет. Судя по всему, в ней не были задействованы проектные организации, специализирующиеся в области территориального планирования и расселения. А ведь в нашей профессии продолжают успешно работать как институции, так и люди, стоящие за Генеральной схемой расселения России, удостоившейся в 1997 г. Государственной премии РФ.

В-четвёртых, в отсутствие первичных источников неясны ни конфигурация проектируемого расселенческого каркаса, ни принципы и формы расселения, предлагаемые авторами «Русского ковчега». С. Шойгу говорил о трех-пяти городах - от крупных и крупнейших до миллионников. Ясно местоположение лишь одного из них - в границах той самой Минусинской долины, а это, на минуточку, пятно приблизительно 100х200 км. Здесь расположены

и 180-тысячный Абакан (Хакасия), и 70-тысячный Минусинск (Красноярский край) (оба города находятся в северо-восточной части котловины, по берегам Енисея), и еще несколько малых и средних городов с населением от 45-и до 75-и тыс. - Черногорск, Саяногорск, На-зарово. Возникает вопрос: насколько целесообразно строительство на новом месте? быть может, более разумна установка на придание импульса развития исторически сложившимся, но загибающимся поселениям? О превалирующем формате застройки - архипелажная ли это форма расселения или внятные отечественному девелопменту МКД - остается только догадываться. А ведь за этими урбанистическими форматами стоят образ жизни, а значит - потенциальная возможность приближения будущего либо попятного движения, исторического реверса.

В-пятых, среди выдвинутых в вышеуказанных статьях на первый план отраслях промышленности, развиваемых и вновь создаваемых, высокотехнологичные производства, видимо, отсутствуют - за исключением разве что производства «зеленого» водорода, углехимии и др. [7]. Понятно, что озвучен далеко не полный перечень, но все же выходит, что ни биотехнологии, ни нанотехнологии, ни аддитивные технологии, ни робототехника, ни другие технологии родом из Шестого ТУ не значатся среди несущих, структурообразующих направлений производственной деятельности. Означает ли это, что упор делается на минерально-сырьевые отрасли и производства первого передела или просто оборонной промышленности и - соответственно - связанных с ней наукоемких индустриях по понятным причинам умалчивается?

В-шастых, если исходить из отрывочных сведений, проект содержит множество перспективных идей: от расширения минерально-сырьевой базы и освоения других богатств Сибири и создания новых точек роста Ангаро-Енисейского макрорегиона, включая акцентированное развитие Минусинской котловины, до усиления Транссиба и создания инфраструктурных предпосылок для развития Северного морского пути (СМП). Тем не менее, целый ряд недавних разработок остался за кадром - в частности, трасса Трансевразийского транспортного коридора Сабетта - Карачи, альтернативой которому, очевидно, выступает железнодорожная магистраль, идущая от Тувы в направлении КНР и Индии, создание Северного сухопутного пути, дублера СМП, или широтное связывание посредством канала Оби и Енисея (такая связка существовала в конце XIX - начале ХХ в.). И все же главное то, что центральная идея опережающего развития региона Юга Западной Сибири как геополитического и геоэкономического ядра Нового Среднего Востока, включающего перспективные для нашей страны рынки в лице Ирана, Пакистана, Афганистана и др., насколько можно судить по переложениям в прессе, в «Русском ковчеге» оказывается вынесенной за скобки. Заметим: все вышеперечисленные и другие проектные идеи и предложения присутствуют, в частности, в докладах и изданиях Движения «Развитие» начиная с 2000-х гг. [1]

Так или иначе, в отличие от захвативших медиапространство установок на Агрессивное развитие инфраструктуры и стягивание населения страны в 25 или 40 агломераций, проект «Русский ковчег» определенно отходит от самоубийственной неолиберальной логики. Отправной точкой данной стратегии является декларированная Президентом России без малого десятилетие назад реиндустриализация, а транспортный и расселенческий каркасы исполняют сугубо инструментальную функцию и по факту являются производными от нее. Что, по определению, созвучно устремлениям индустриальной - то есть долиберальной - исторической эпохи. Иначе говоря, существует опасность, что формула «производство для человека», принятая в качестве руководства к действию в 1980-1990-е гг., может быть подменена максимой «человек для производства», основополагающей для конца 1920-х - начала 1980-х гг. [5].

В связи с вышеизложенным предлагается создать при рабочей группе по развитию Сибири при РГО штаб по стратегированию и территориальному планированию Ангаро-Ени-сейского макрорегиона и Юга Западной Сибири. В его состав должны войти, в том числе,

институты и кадры, имеющие значительный опыт территориального планирования - как актуальный, так и, прежде всего, связанный с работой над Генеральной схемой расселения Российской Федерации в 1990-е гг. Одними из первоочередных задач, стоящих перед данной институцией, должны явиться:

- разработка концепции СТП в области расселения России и соотнесение стратегии развития Ангаро-Енисейского макрорегиона и Юга Западной Сибири с перспективами развития системы расселения РФ;

- оперативный сбор градостроительной, экономической, демографической, социологической, технологической, логистической, экологической и пр. информации, включая материалы деятельности рекогносцировочной комиссии по определению перспективных точек роста Ангаро-Енисейского макрорегиона (предложение Ю. Крупнова), как основы доработки и корректировки концепции стратегии развития Ангаро-Енисейского макрорегиона и Юга Западной Сибири;

- подготовка плана мероприятий, включая перечень первоочередных задач, предусматривающего последовательность и координацию научно-исследовательских и проектных разработок, экспертизу, согласование и утверждение ДТП по развитию Ангаро-Енисейского макрорегиона и Юга Западной Сибири, а также концепции СТП в области расселения РФ;

- составление перечня организаций и лиц с разграничением зон ответственности, сметы НИ и проектных работ, календарного плана и пр., что должно стать основой оперативной работы над стратегией развития Ангаро-Енисейского макрорегиона и Юга Западной Сибири.

В прессе фигурирует 2022 г. как начало строительства нового города в Минусинской котловине. Эти амбициозные планы не могут не основываться на высококачественной ДТП, всесторонне фундированной как снизу - благодаря мощному эмпирическому базису, так и сверху - с опорой на перспективное видение развития системы расселения Российской Федерации и образа будущего нашей страны в целом.

Библиографический список

1. Крупнов Ю. и др. Сибирь - новая Центральная Россия, или как Юг Западной Сибири станет экономическим центром Планеты: проектно-аналитический доклад. М., 2013.

2. Лазарева Е. Первым новым городом Шойгу в Сибири будет Электроград. URL: https://ura.news/ articles/1036282905 (дата обращения: 21.08.2021).

3. Пузырев В. Шойгу представит стратегию развития Центральной Сибири. Она предполагает появление профильного вице-премьера и Корпорации Ангаро-Енисейского макрорегиона. URL: https:// www.vedomosti.ru/politics/articles/2021/08/09/881379-shoigu-predstavit-strategiyu-razvitiya-tsentral-noi-sibiri (дата обращения: 21.08.2021).

4. Ситников А. Электроград: стало понятно, что Шойгу задумал построить в Сибири. URL: https:// svpressa.ru/economy/article/308314/ (дата обращения: 21.08.2021).

5. Фесенко Д. Человек и модель расселения. Советский и постсоветский опыт // Постглобальная перспектива // Архитектурный Вестник. 2020. № 4-5. С. 78-79.

6. Цоц Е. Ученые разработали мегапроект для Сибири. Он изменит Россию и весь мир? URL: https:// regnum.ru/news/innovatio/3341083.html (дата обращения: 21.08.2021).

7. Цоц Е. Минусинские плюсы: зачем России новые города? URL: https://regnum.ru/news/polit/3344699. html (дата обращения: 21.08.2021).

Д.Е. Фесенко

главный редактор журнала «Архитектурный Вестник» член-корреспондент МААМ, советник РААСН E-mail: fesenko. dmitry@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.