Научная статья на тему 'СЦЕНАРНО-СЕТЕВОЙ ПОДХОД В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ АБАКАНО-ЕНИСЕЙСКОГО БАССЕЙНА РАССЕЛЕНИЯ'

СЦЕНАРНО-СЕТЕВОЙ ПОДХОД В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ АБАКАНО-ЕНИСЕЙСКОГО БАССЕЙНА РАССЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
55
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / СЦЕНАРИЙ / ПЛАНИРОВОЧНЫЙ КАРКАС / ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ОСИ / БАССЕЙН РАССЕЛЕНИЯ / СЕТИ / УЗЛЫ РАССЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Скрябин Павел Владимирович

Введение. Градостроительное освоение богатых ресурсами и благоприятных для жизни пространств юга Сибири наталкивается на ряд проблем: недостаток населения, низкая плотность транспортных и инженерных сетей, нарастающий социально-экономический разрыв между малыми городами и мегаполисами. Тупиковый характер современной центростремительной урбанизации приводит к «географическому сжатию» населения в нескольких точках на карте, а отечественное градостроительство опирается на советские разработки, одновременно следуя стихийным условиям неконтролируемого рынка. В данной ситуации необходим поиск новых научных основ для градостроительной деятельности. Гипотеза, выдвигаемая автором, предполагает возможность прогнозировать градостроительную деятельность, менять ее направление путем воздействия на определенные точки в системе расселения - опорные узлы (малые города и поселки с нераскрытым градостроительным потенциалом). Согласно гипотезе, опорные узлы обладают триггерным эффектом (способны вызвать изменения во всей системе расселения). Материалы и методы. Использованы утвержденные схемы территориального планирования и генеральные планы поселений. На основе сетевого и сценарного подходов прогнозирования градостроительной деятельности предложены методы выявления опорных узлов расселения в границах юга Сибири (Абакано-Енисейский бассейн расселения). Результаты. Выявлены восемь опорных узлов в границах Абкано-Енисейского бассейна расселения (Ачинск, Шира, Абакан-Минусинск, Абаза, Ак-Довурак, Кызыл, Ирбейское и Канск), обладающих нераскрытым потенциалом развития. Предложено их градостроительное преобразование до 2050 г. в соответствии с хозяйственной специализацией: производственно-энергетической, рекреационной и аграрной. Выводы. Градостроительную деятельность в современных условиях следует основывать на построении прогнозных сценариев. Прогнозные сценарии описывают возможные изменения планировочного каркаса системы расселения. Это позволяет выявить в планировочном каркасе опорные узлы, как точки целевого градостроительного воздействия, для рационального освоения богатых ресурсами и благоприятных для жизни пространств юга Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SCENARIO-AND-NETWORK APPROACH TO THE URBAN PLANNING DEVELOPMENT OF THE ABAKAN-YENISEI SETTLEMENT SYSTEM

Introduction. The urban development of livable areas in southern Siberia, rich for natural resources, has encountered a number of problems. They include sparse population, a low-density network of transportation routes and engineering networks, and a growing socio-economic gap between small towns and megalopolises. The self-defeating pattern of the present-day centripetal urbanization leads to the “geographical compression” of the population into several points on the map. Domestic urban planning relies on Soviet developments and follows the arbitrary pattern of the free-wheeling market. Against this background, it is necessary to search for new scientific fundamentals. The hypothesis, proposed by the author, allows predicting urban development activities, changing their direction by influencing certain points in the settlement system, that are known as settlement points, or small towns and villages having unlocked urban development potential. According to the author’s hypothesis, settlement nodes have a trigger effect (they can trigger changes in the entire settlement system). Materials and methods. Approved area planning schemes and master layout plans were used in this work. Methods for identifying high-potential settlement nodes are proposed. They are a combination of network and scenario-based approac-hes to projecting urban development activities. This method was used to identify the settlement nodes in southern Siberia (the Baikal-Angarsk settlement area). Results. Eight settlement nodes, having unlocked development potential, were identified within the boundaries of the Abakan-Yenisei settlement area (Achinsk, Shira, Abakan-Minusinsk, Abaza, Ak-Dovurak, Kyzyl, Irbeyskoye and Kansk). Their urban transformation through 2050 is proposed in compliance with their economic specialization, including the development of the local industry, power generation, recreation and agriculture. Conclusions. In the present-day environment, urban planning activities should be based on the development of projected scenarios. Projected scenarios describe possible changes to the planning framework of a settlement system, which allows identifying settlement nodes as the points of target urban impacts focused on the rational development of livable areas in southern Siberia, rich in natural resources.

Текст научной работы на тему «СЦЕНАРНО-СЕТЕВОЙ ПОДХОД В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ АБАКАНО-ЕНИСЕЙСКОГО БАССЕЙНА РАССЕЛЕНИЯ»

АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. РЕКОНСТРУКЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / RESEARCH PAPER УДК 711.455.(23) : 711.113(235.222) DOI: 10.22227/1997-0935.2022.2.135-148

Сценарно-сетевой подход в градостроительном развитии Абакано-Енисейского бассейна расселения

Павел Владимирович Скрябин

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ);

г. Санкт-Петербург, Россия

АННОТАЦИЯ

Введение. Градостроительное освоение богатых ресурсами и благоприятных для жизни пространств юга Сибири наталкивается на ряд проблем: недостаток населения, низкая плотность транспортных и инженерных сетей, нарастающий социально-экономический разрыв между малыми городами и мегаполисами. Тупиковый характер современной центростремительной урбанизации приводит к «географическому сжатию» населения в нескольких точках на карте, а отечественное градостроительство опирается на советские разработки, одновременно следуя стихийным условиям неконтролируемого рынка. В данной ситуации необходим поиск новых научных основ для градостроительной деятельности. Гипотеза, выдвигаемая автором, предполагает возможность прогнозировать градостроительную деятельность, менять ее направление путем воздействия на определенные точки в системе расселения — опорные узлы (малые города и поселки с нераскрытым градостроительным потенциалом). Согласно гипотезе, опорные узлы обладают триггерным эффектом (способны вызвать изменения во всей системе расселения). Материалы и методы. Использованы утвержденные схемы территориального планирования и генеральные планы поселений. На основе сетевого и сценарного подходов прогнозирования градостроительной деятельности предложе- ^ щ ны методы выявления опорных узлов расселения в границах юга Сибири (Абакано-Енисейский бассейн расселения). ф е Результаты. Выявлены восемь опорных узлов в границах Абкано-Енисейского бассейна расселения (Ачинск, Шира, П т Абакан-Минусинск, Абаза, Ак-Довурак, Кызыл, Ирбейское и Канск), обладающих нераскрытым потенциалом разви- к ^ тия. Предложено их градостроительное преобразование до 2050 г. в соответствии с хозяйственной специализацией: _ к производственно-энергетической, рекреационной и аграрной. ф 3

Выводы. Градостроительную деятельность в современных условиях следует основывать на построении прогноз- М ^ ных сценариев. Прогнозные сценарии описывают возможные изменения планировочного каркаса системы расселе- С ^ ния. Это позволяет выявить в планировочном каркасе опорные узлы, как точки целевого градостроительного воз- М I действия, для рационального освоения богатых ресурсами и благоприятных для жизни пространств юга Сибири. о М

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: градостроительство, территориальное планирование, прогнозирование, сценарий, планиро- У ^

вочный каркас, планировочные оси, бассейн расселения, сети, узлы расселения о 9

° —

Благодарности. Автор выражает благодарность профессору Андрею Геннадиевичу Большакову (Иркутский на- 0 о циональный исследовательский технический университет) и доктору Андрею Георгиевичу Вайтенсу (Санкт- ^ 3 Петербургский государственный архитектурно-строительный университет).

о w

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Скрябин П.В. Сценарно-сетевой подход в градостроительном развитии Абакано-Енисейского бассейна расселения // Вестник МГСУ. 2022. Т. 17. Вып. 2. С. 135-148. DOI: 10.22227/1997-0935.2022.2.135-148

Автор, ответственный за переписку: Павел Владимирович Скрябин, paulskryabin@yandex.ru.

A scenario-and-network approach to the urban planning development of the Abakan-Yenisei settlement system

о

о

E w § 2

§ g

r 6 t ( an

Pavel V. Skryabin

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (SPbGASU); < •

Saint Petersburg, Russian Federation U ®

ABSTRACT

Introduction. The urban development of livable areas in southern Siberia, rich for natural resources, has encountered a num- D W

ber of problems. They include sparse population, a low-density network of transportation routes and engineering networks, and ¡jf 5

a growing socio-economic gap between small towns and megalopolises. The self-defeating pattern of the present-day centrip- U C

etal urbanization leads to the "geographical compression" of the population into several points on the map. Domestic urban (D DD

planning relies on Soviet developments and follows the arbitrary pattern of the free-wheeling market. Against this background, JO O

it is necessary to search for new scientific fundamentals. The hypothesis, proposed by the author, allows predicting urban 2 2

development activities, changing their direction by influencing certain points in the settlement system, that are known as settle- 2 2

ment points, or small towns and villages having unlocked urban development potential. According to the author's hypothesis, N 2 settlement nodes have a trigger effect (they can trigger changes in the entire settlement system).

© П.В. Скрябин, 2022

Распространяется на основании Creative Commons Attribution Non-Commercial (CC BY-NC)

Materials and methods. Approved area planning schemes and master layout plans were used in this work. Methods for identifying high-potential settlement nodes are proposed. They are a combination of network and scenario-based approaches to projecting urban development activities. This method was used to identify the settlement nodes in southern Siberia (the Baikal-Angarsk settlement area).

Results. Eight settlement nodes, having unlocked development potential, were identified within the boundaries of the Abakan-Yenisei settlement area (Achinsk, Shira, Abakan-Minusinsk, Abaza, Ak-Dovurak, Kyzyl, Irbeyskoye and Kansk). Their urban transformation through 2050 is proposed in compliance with their economic specialization, including the development of the local industry, power generation, recreation and agriculture.

Conclusions. In the present-day environment, urban planning activities should be based on the development of projected scenarios. Projected scenarios describe possible changes to the planning framework of a settlement system, which allows identifying settlement nodes as the points of target urban impacts focused on the rational development of livable areas in southern Siberia, rich in natural resources.

KEYWORDS: urban planning, area planning, projection, scenario, planning framework, planning axes, settlement system, networks, settlement nodes

Acknowledgements. The author is grateful to Professor Andrei Gennadievich Bolshakov (Irkutsk National Research Technical University) and Dr. Andrei Georgievich Vaytens (St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering).

FOR CITATION: Skryabin P.V. A scenario-and-network approach to the urban planning development of the Abakan-Yenisei settlement system. Vestnik MGSU [Monthly Journal on Construction and Architecture]. 2022; 17(2):135-148. DOI: 10.22227/1997-0935.2022.2.135-148 (rus.).

Corresponding author: Pavel V. Skryabin, paulskryabin@yandex.ru.

N N

N N

О О

tv N

city К (V U 3 > (Л

с и to I»

i

<D <u

о ё

о

о о СО <

cd

8 « ™ §

(Л "

со E

E о

CL °

^ с

ю о

s «

о E

СП ^

t- ^

CO CO

■s

E3s

О tn

ВВЕДЕНИЕ

Кризис наблюдаемой сегодня центростремительной урбанизации заключается в концентрации населения и сосредоточении инвестиционных вложений, трудовой активности в нескольких точках на карте, точнее в семи крупнейших городах — мегаполисах (Москва, Петербург, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск) в ущерб градостроительному развитию более благоприятных и обширных территорий. Это вытекает из современной неопределенности градостроительного развития России, в частности системы расселения юга Сибири. Для решения этого вопроса предлагается сценарное планирование, которое позволяет сформировать видение градостроительного развития юга Сибири на основе вариантных сценариев (инерционного и прогрессивного).

Развитию юга Сибири уделяется внимание в правительстве. Так, министр обороны С.К. Шойгу и его советник А.М. Ильницкий озвучили идею формирования в Сибири научно-производственных центров1. Однако не раскрыто градостроительное обоснование этой идеи. В данной статье предлагается альтернативный взгляд, совмещающий сетевой и сценарный подходы для градостроительного развития юга Сибири.

Для выявления перспектив градостроительного развития выделена территория юга Сибири в границах: на севере — Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали, на юге и юго-востоке — государственная граница с Казахстаном, Китаем и Монголией, восточной границей является берег Байкала. В этих границах автором выделены три крупных бассейна расселения, где сформировались

1 Зачем Шойгу поручили построить новую Столицу в Сибири и еще 5 городов. «Русский ковчег». URL: https:// www.youtube.com/watch?v=_zYFjntU9vI

три агломерационные системы, соответствующие трем бассейнам основных сибирских рек (рис. 1):

• Байкало-Ангарский бассейн расселения выделен в треугольнике границ БАМа, Транссиба и западного берега Байкала, охватывает южную часть территории Иркутской области;

• Обь-Алтайский бассейн расселения находится вдоль р. Обь и ее притоков Томи, Катуни и Бии, включая четыре административно-хозяйствующих субъекта (Алтайский край, Новосибирскую и Кемеровскую области, а также Республику Алтай);

• Абакано-Енисейский бассейн расселения расположен вдоль Енисея, включая его притоки — р. Абакан, р. Кан, Абазу, и охватывает территории трех административно-хозяйствующих субъектов (южную часть Красноярского края, республики Хакасию и Тыву).

Рассмотрим применение сценарно-сетевого подхода на примере Абакано-Енисейского бассейна расселения. Эта территория отличается наиболее низкой плотностью расселения, специфическими природно-ландшафтными условиями, а также богатой производственно-энергетической базой, возможностями развития сельского хозяйства (животноводства), а также рекреационной деятельности (отдых, туризм, лечение).

Основная проблема исследуемой территории состоит в противоречии между наличием хозяйственно-экономического потенциала для градостроительной деятельности и слабой градостроительной освоенностью с деградирующей системой расселения. Впрочем, отрицательная динамика градостроительного освоения на протяжении всей истории Сибири (XVI-XXI вв.) наблюдается лишь последние 26 лет и не является характерной для ее регионов.

Цель исследования — определить и обосновать перспективы градостроительного развития Абака-но-Енисейского бассейна расселения в южной части Сибири.

m

Л

Условные обозначения / Legend

Государственная граница / State border

Границы бассейнов расселения Boundaries of settlement systems

Граница системы расселения юга Сибири Boundary of the settlement system of southern Siberia

Оси первого порядка / First order axes

Трансконтинентальные оси i \ транспортно-коммуникационного

' ' каркаса (Байкало-Амурская

и Транссибирская магистраль) Transcontinental axes of the transport framework (Baikal-Amur and Trans-Siberian railroads)

Узлы расселения Settlement system

j) Крупнейшие города Largest cities

^^ Малые города и поселки Small towns and villages

Ядра

агломераций

Agglomeration

kernels

Оси второго порядка / Second order axes Трансграничные оси транспортно-_i коммуникационного каркаса (авто' трассы «Чуйский тракт» и «Енисей»)

Cross-border axes of the transport framework (Chuy and Yenisei highways)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оси третьего порядка / Third order axes

i Региональные транспортные связи Regional transport links

Рис. 1. Границы исследуемой территории — границы бассейнов расселения (Обь-Алтайского, Абакано-Енисейского и Байкало-Ангарского) в составе южно-сибирской системы расселения

Fig. 1. The boundaries of the studied area, or the boundaries of the Ob-Altai, Abakan-Yenisei and Baikal-Angarsk settlement systems within the framework of the south Siberian settlement system

Задачи настоящей работы:

• выявить структурные особенности планировочного каркаса расселения Абакано-Енисейского бассейна расселения на основе исторического контекста;

• построить планировочную модель расселения для изучаемой территории;

• определить перспективы градостроительного развития до середины XXI в. (до 2050 г.) в формате сценарных вариантов.

Литературные источники предлагается разделить на два блока: первый состоит из публикаций,

посвященных специфическому опыту сибирского градостроительства, ко второму блоку следует отнести научно-методологические наработки по закономерностям формирования и развития градостроительных структур.

Особенности формирования и развития сибирских городов изложены в трудах профессора Г.Н. Ту-маника [1]. Влияние внешних транспортных связей на планировочную организацию сибирских городов описывается в диссертации Г.П. Ерохина [2]. Механизмы самоорганизации и принципы управления

r 6

an

ф )

îï

ф 7 л " 7 00 ■ т

s У

с о ф ф

.NJ,

M 2

о о 10 10 10 10

N N N N О О N N

NN

¡г <»

и 3

> (Л

с «

и I»

i

<и <и

о ё

о

о о со < со

8« ™ §

ОТ "

от Е

Е о

£ ° ^ с

ю о

£ « о Е

СП ^ т- ^

от от

«г?

О (О №

системы регионального расселения Западной Сибири изложены в работе Л.П. Фукса [3]. Перспективы развития западносибирской системы расселения отображены профессором Б.И. Оглы [4]. Основы организации систем расселения, исходя из экологической емкости территории (объема пресной воды в реках, площади лесов, вырабатывающих кислород, площади сельскохозяйственных угодий с плодородной почвой, а также суммарной площади пригодных для застройки участков), предложены академиком В.В. Владимировым [5]. Ландшафтно-обоснованная градостроительная деятельность, ориентированная на сообразность природно-экологическим условиям территории, разработана профессором А.Г. Большаковым [6].

Вопросы создания формирования и освоения планировочных каркасов (сетей и решеток) рассмотрены в ряде публикаций зарубежных авторов. Теория центральных мест разработана Вальтером Кристаллером в 1930 годы, получив продолжение в научных трудах географов и экономистов, среди которых известна публикация Лесли Кинга [7] на тему центральных мест в территориальном планировании. Влияние сети транспортных связей на размещение городов и динамику их развития изучено доктором Вашингтонского университета Маркусом Берлиантом [8], Вероникой Кулмер [9], группой исследователей М. Вивиан, Р. Саммерсом и В. Андреасом [10]. Модель природно-экологиче-ского (зеленого) каркаса в региональном масштабе предложена доктором Робертом Гудспидом [11]. Сценарный подход в прогнозировании градостроительной деятельности рассмотрен в публикациях Авена Ури [12], Кнаапа [13], А. Хаки [14] и Джона Ратклиффа [15, 16], Чарльзом Хохом [17], Льюисом Д. Хопкинсом [18], Марией А. Запата [19], Б.Н. Кузык [20]. Интересны работы, посвященные моделированию экологических процессов под действием урбанизации, Алинг Кай [21], исследованию градостроительных сетей С. Андрэ [22], процессам формирования коммуникационных коридоров вдоль планировочных осей Андрэ Брандта [23].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Использованы материалы по историческому развитию поселений Сибири (карты, исторические планы городов), а также Стратегия пространственного развития России до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 № 207) и современные документы территориального планирования по административно-хозяйствующим субъектам, расположенным в границах Абакано-Енисей-ского бассейна расселения. Изученные материалы помогли автору сформулировать применительно к исследуемой территории сценарный и сетевой подходы.

Сетевой подход предполагает градостроительное освоение любой территории как совокупность

определенных пространственных каркасных сеток (транспортной, функциональной и природной), на пересечении осей которых расположены узлы. Метод «каркасных сеток» заключается в выявлении опорных узлов расселения в точках пересечения планировочных осей разного значения, относящихся к разным каркасным сеткам.

Сценарный подход описывает возможные варианты развития планировочного каркаса, рассматривая два возможных сценария — инерционный и прогрессивный. Метод «градостроительной акупунктуры» или метод узловых точек подразумевает способ градостроительного воздействия на опорные узлы расселения, установленные методом каркасных сеток. Такое влияние, обладая триггерным эффектом, вызывает изменения во всей системе расселения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выявлены структурные особенности планировочного каркаса Абакано-Енисейского бассейна расселения на основе исторического контекста. Определены циклы градостроительного освоения Сибири длительностью 150 лет каждый (более подробный анализ циклов градостроительного освоения Сибири изложен в диссертационном исследовании Г.П. Ерохина [1]). Циклы градостроительного освоения Сибири:

1. Речной (1590-1730) характеризуется транспортировкой и перемещением грузов водным путем по сибирским рекам, строительством городов-острогов, которые располагались на берегах крупных рек при впадении в них малых рек и притоков. Город-острог был административно оборонительным центром, окруженным аграрными или промысловыми поселениями на расстоянии часовой пешеходной доступности (пять км).

2. Дорожный (1730-1880) обусловлен строительством транссибирской сухопутной дороги Московско-Сибирского тракта, линия которого изначально повторяла кривую синусоиду изгибов сибирских рек. Позднее линия была спрямлена и дополнена ответвлениями в меридиональном направлении вдоль рек. Из-за этого некоторые города, оставшись в стороне от нового тракта, исчезли с карты Сибири (Пелым, Мангазея, Каинск). В системе расселения выделились ядра расселения — губернские центры с пригородами, окруженные уездами (малыми городами в радиусе одного дня конного пути 100 км).

3. Железнодорожный этап (1880-2030) начался со строительства Транссибирской железнодорожной магистрали, связавшей европейскую часть со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Это привело к возникновению новых городов и угасанию некоторых старых городов. Например, крупнейший сегодня город — мегаполис Новосибирск возник на пустом месте, разрастаясь от крайней восточной опоры же-

лезнодорожного поста через Обь, г. Томск утратил статус губернского центра, г. Колывань исчез, превратившись в поселок. Система расселения приобрела сложную структуру, состоящую из групповых систем поселений, объединенных вокруг одного или двух урбанизированных узлов, а также вокруг агломерационных ядер, среди которых: Новосибирск (на пересечении Транссибом р. Обь), Красноярск (на пересечении Транссибом Енисея), Иркутск (на сближении Транссиба и Ангары), Кызыл, Братск, Кемерово и Новокузнецк вдоль р. Томи, Барнаул и Бийск, Горно-Алтайск, Абакан и Минусинск.

Таким образом, исторически сформировался каркасно-узловой характер сибирской системы расселения с расположением узлов (городов и поселков) на пересечениях транспортных осей разного значения с природными осями (сибирскими реками) разной величины. Различные значение и величина осей определяют типологические отличия этих узлов (типологические особенности сибирских городов подробно изучал Б.И. Оглы [3]).

С помощью сетевого подхода была выявлена структура планировочного каркаса Абакано-Енисейского бассейна расселения. Эта структура формируется тремя каркасными сетями: функциональной, транспортно-коммуникационной и при-родно-экологической.

Функциональная каркасная сеть включает аграрные оси развития сельскохозяйственной деятельности, производственно-энергетические и рекреационные оси (отдых, туризм и лечение). На исследуемой территории выделено две аграрных оси, одна из них имеет развитие в диагональном направлении в пределах плодородных степей Минусинской котловины по линии Аскиз - Минусинск - Краснокаменск. Вторая аграрная ось устанавливается в Тыве в широтном направлении от Кызыла до г. Ак-Довурак. Определены две производственно-энергетические оси, первая протянулась вдоль Транссибирской магистрали (Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс — КАТЭК), вторая вдоль западного берега Енисея от Красноярска до Абакана. Начало развития рекреационной оси наблюдается в западной части Хакасии по линии Шира - Аскиз на основе целебных озер: Беле, Ит-куль, Шира, Тус, Шунет (минеральные воды и отложения целебных грязей в этих озерах имеют целебные свойства).

Транспортно-коммуникационная каркасная сеть включает коммуникационные коридоры, выявленные вдоль транспортных осей. Транспортные оси формируют Т-образный каркас Абакано-Ени-сейского бассейна расселения, в котором автор выделяет ось первого ранга — широтную трансконтинентальную Транссибирскую магистраль, ось второго ранга — меридионально ориентированную трансграничную трассу «Енисей», транспортные

оси третьего ранга — местные и межрайонные транспортные связи.

Природно-экологическая каркасная сеть формируется природными осями, а именно сибирскими реками, среди которых автор выделяет: природные оси первого ранга — основные сибирские реки (в данном случае Енисей), оси второго ранга — это притоки основных рек (Чулым, Кан, Абакан, Туба и Хемчик), а малые реки и ручьи, впадающие в притоки основных сибирских рек, предлагается отнести к природным осям третьего ранга. Вдоль природных осей следует определить экологические коридоры в границах водоохранных зон, так как низины речных пойм имеют особое экологическое значение, например, здесь накапливается ландшафтный материал (семена растений, частицы почвы, важные химические элементы, смываемые со склонов и вершин водораздельных горных хребтов).

Вторым результатом является планировочная модель расселения, построенная на основе сетевого метода. Эта модель описывает типологические особенности узлов расселения, в зависимости от расположения этих узлов на пересечении планировочных осей (функциональных, транспортных и природных), имеющих разное значение. Среди узлов расселения (города и поселки) — крупные узлы расселения с радиусом зоны влияния 240-300 км, средние с радиусом зоны влияния 50-60 км и малые, имеющие радиус зоны влияния 15-20 км.

На сближении или пересечении транспортной оси первого ранга (Транссибирская магистраль) и природной оси первого ранга (р. Енисей) сформировался крупный узел первого порядка — агломерационное ядро (г. Красноярск). На пересечении транспортной оси первого ранга и природной оси второго ранга (р. Чулым, р. Кан) выявляются средние узлы расселения первого порядка — средние и малые города (сегодня это — Ачинск и Канск). На пересечении транспортной оси первого ранга с природной осью третьего ранга (малой реки или ручья) расположены малые узлы расселения первого порядка — малые города и крупные поселки, райцентры, к которым относятся Уяр, Новочерноре-ченский, Лазурный.

На сближении или пересечении транспортной оси второго ранга (трассой «Енисей») и природной оси первого ранга (р. Енисей) формируются крупные узлы расселения второго порядка: Абакан, Минусинск, Кызыл. На пересечениях транспортной связью второго ранга природной оси того же ранга — притока Енисея (р. Абаза) выделяются средние узлы расселения второго порядка (г. Аба-за). На пересечении транспортной оси второго ранга и малой реки или ручья выделяется малый узел расселения второго порядка — крупный поселок, райцентр.

На пересечениях транспортных осей третьего ранга (межрайонные транспортные связи), природ-

< п

I*

кК

О Г И 3

о со § СО

У 1

о СО

и-

^ I § °

о

з (

о?

о §

Е м § 2 § 0

2 6

А Го

> 6 $ (

ф ) щ

Ф 7 л "

. ОН ■ £

(Л п (Я у с о Ф я

20 о

О О 10 10 10 10

N N N N О О N N

NN

¡г <»

и 3

> (Л

с «

и I»

i

<и <и

о ё

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

о о со < со

8« ™ §

ОТ "

от Е

Е о

£ ° ^ с

ю о

£ Ц

о Е

СП ^ т- ^

от от

«г?

О (О №

ных осей второго ранга (крупные притоки Енисея) расположены крупные узлы расселения третьего порядка — райцентры муниципальных районов. На пересечениях с природными осями третьего ранга (малыми реками и ручьями) находятся малые узлы расселения третьего порядка — центры сельских поселений.

Согласно этой модели (рис. 2), становится очевидным, что города и поселки, расположенные на пересечении наиболее значимых планировочных осей, обладают наиболее выгодным экономгеогра-фическим положением. Однако потенциал многих из них сегодня не используется. Например, г. Канск, находящийся на пересечении Транссиба с притоком Енисея, имеет потенциал развития как крупнейший транспортно-производственный узел.

Третий результат исследования — создание двух сценариев возможного градостроительного развития (деградации) Абакано-Енисейского бассейна расселения на период до середины XXI в. (инерционного и прогрессивного).

Инерционный сценарий, интерполируя существующие сегодня явления в градостроительной деятельности на грядущую временную перспективу (следуя утвержденным планам и стратегиям), не предлагает ничего инновационного и революционного. Согласно этому в Байкало-Ангарском бассейне будет нарастать центростремительный процесс усиления трех агломераций:

• Красноярской, радиус влияния которой составляет 60 км (расстояние одночасового автомобильного перегона по трассе), охватывает поселения и города Железногорск, Сосновоборск, Дивногорск, Емельяново и Березовку;

• Абакано-Минусинской, которая расположена по обоим берегам Енисея. Агломерация включает в 60-километровую зону своего влияния поселки Аскиз, Курагино и Саяногорск;

• Кызыльской, состоящей из малого г. Туран на севере, с. Элегест на юге, Сарыг-Сеп на востоке и с. Баян-Кол на западе (радиус влияния 60 км).

В рамках инерционного сценария методом узловых точек выделено три агломерационных ядра — города Красноярск, Абакан и Кызыл с окружающими их пригородами. В остальных малых городах и поселках будет наблюдаться снижение численности населения из-за стагнации градообразующей базы, стремительное обветшание основных фондов (зданий и строений, инженерных и транспортных сетей). Незначительный прирост населения (по утвержденным прогнозам) составит: в Красноярском крае — с 2,9 до 3,0 млн, в Хакасии — с 5,32 до 5,6 млн и в Тыве — с 0,33 до 0,36 млн. Население к 2050 г. будет сконцентрировано вокруг трех агломерационных ядер: Красноярка, Абакана и Кызыла. В связи с этим формирование новых и развитие существующих планировочных осей, а вместе с ними и узлов расселения не предвидится.

Прогрессивный сценарий исходит из антропогенной емкости всей территории Абакано-Енисей-ского бассейна расселения, т.е. суммарной площади потребных территорий для нужд расселения по четырем основным потребностям человека: производственная деятельность (труд), сельскохозяйственная деятельность (еда), рекреационная деятельность (отдых) и сохранение экологического равновесия — компенсаторная зона, что включает:

• экологическую емкость, обусловленную величиной объема пресной воды в реках (175-180 км3 в год) и средней величиной воспроизводства кислорода лесной растительностью (180-200 кг в сутки, или 45,3-50,4 тыс. м3 кислорода с одного гектара в год). Важно также учитывать площадь неприкосновенных для хозяйственной деятельности природных территорий — 891,5 тыс. га. С учетом коэффициента перехода для изъятого из атмосферы кислорода или воды из поверхностных источников 2,5 получим максимально возможную численность населения в границах данной территории, сопоставимую с населением самого большого мегаполиса мира — 22 млн 364 тыс. чел.;

• рекреационную емкость (определяется площадью территории для развития рекреационной деятельности — 55 018,9 тыс. га, учитывая средний показатель рекреационной нагрузки 7 чел./га), которая составит 7 млн 860 тыс. чел.);

• сельскохозяйственную емкость (устанавливается площадью территории для сельского хозяйства 10 511,6 тыс. га и мировым показателем обеспеченности сельскохозяйственными угодьями на душу населения — 0,23), территория в границах Абака-но-Енисейского бассейна расселения способна обеспечить сельхозпродукцией 45 млн чел.;

• производственно-энергетическую емкость (определяется площадью территории для расширенного хозяйственного освоения, в том числе для размещения объектов производства, энергетики, разработки полезных ископаемых), которая составляет 301,1 тыс. га.

В отношении функционального каркаса предлагается рассмотреть развитие его осей. Возможно продление на юг рекреационной оси вдоль планировочной связи Ачинск - Шира - Абаза - Ак-Довурак на основе лечебных озер Хакасии (Шира, Беле, Итколь, Тус, Фыркал, Красное), уникальных ненарушенных хозяйственной деятельностью горных ландшафтов Саян и самобытной культуры сибирских народов. Формирование рекреационной оси целесообразно исследовать в восточной части Тывы вдоль кольцевого маршрута Кызыл - Кунгур-туг - источник Тарыс - Сарыг-Сеп по верховьям Енисея на основе горных озер и целебных геотермальных источников. Одновременно, возможно создание двух параллельных аграрных осей развития сельскохозяйственной деятельности в Республике Тыва по широтным связям Ак-Довурак -

Узел III порядка Центр сельского поселения Third order node Rural settlement centre

Абакан;^*^

КанскГ Ачинск" Kansk, Achinsk

Узел'П-порядка

i_rt -1-Г 1 «о»

Центр|Муници-|^ пального райоНа! | Second'.order node Municipal district centreli^

■^.iSrf

® «

¿m * ^

V

Узел I порядка Областной центр, гядрохагломераций First?Order node ■ RegionaljCentre; agglomeration kern'elCjitliV Красноярск л Krasnoyarsk^

Транспортно-коммуникацион ный каркас Transport framework

^штй

Планировочная ось I порядка ^-Транссибирская магистралЬу ' ' Planning axis of the firstjorder Trans-Siberian railroad^ n'.''

сПланивовочная Абакан

юсьИРпорядка

Йрасса «Енисей» Planning axis of the second order

Yenisei highway

Природно-экологический каркас Natural and environmental framework

< n

8 8 i н

G Г

S 2

o со § СО

z с

y i

J CD

u-

^ I

n °

CD 3 o

=s (

О =? о §

§ 2 n g

S 6

Г œ t ( cc §

CD )

ü

® 7 [

. DO

■ г

s □

s У

с о [[

NN

M 2

о о 10 10 10 10

Условные обозначения / Legend

Широтные планировочные оси первого порядка. Трансконтинентальные Latitudinal planning axes of the first order. Transcontinental

Меридиональные планировочные оси второго порядка. Трансграничные > Longitudinal planning axes of the second order. Cross-border

Границы планировочных районов расселения Boundaries of settlement planning districts

Трансконтинентальные оси транспортно-_| коммуникационного каркаса

Transcontinental axes of the transport framework

Трансграничные оси транспортно-' коммуникационного каркаса

Transborder axes of the transport framework

_ Перспективные до 2050 года Future oriented plans through 2050

Региональные транспортные связи. — Существующие

Present-day regional transport links

Региональные транспортные связи.

--Перспективные

Future oriented regional transport links

Региональные транспортные связи — планировочные оси третьего порядка Regional transport links or planning axes of the third order

Границы бассейна расселения Boundaries of the settlement system

Узлы ландшафтно-экологического каркаса

Зона экологического покоя, включая ООПТ

Nodes of the landscaping and environmental framework Zone of environmental repose, including natural reserves

Экологические коридоры Компенсаторные БУФЕРНЫЕ зоны, по периметру каждого планировочного района расселения Environmental corridors Compensatory protective areas along the perimeter of each settlement planning district

Оси экологического каркаса Водоохранные зоны рек Environmental framework axes Water protection areas

Формирование и развитие новых планировочных районов расселения по инерционному сценарию Formation and development of new planning areas of settlement according to the inertial scenario

Красноярская агломерация Красноярская агломерация Krasn°yarsk a g g 1 o m е г a t i о n

Существующее положение Возможное развитие

The situation at present Potential development pattern

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

EE

Абакан-Минус Abakan-Minus

и н с к i n s k

Абакано-Минусинская агломерация Abakan-Minusinsk agglomeration

Существующее положение Возможное развитие

The situation at present Potential development pattern

Кызыльская агломерация Kyzyl agglomeration

y z y

Существующее положение Возможное развитие

The situation at present Potential development pattern

._ и £ °

^ с m о

8 ! ° I

СП ^

w £

О 3

É i £1

il

О (Л ф ф

во >

Рис. 2. Применение планировочной модели расселения по инерционному сценарию Fig. 2. Application of the settlement planning model according to the inertial scenario

Шагонар - Чадан - Кызыл и Мугур-Аксы - Хан-дагайты - Самагалтай вдоль границы с Монголией на основе плодородных земель обширной Тувинской и Убсунурской котловин. Дополнение функционального каркаса новыми хозяйственно-экономическими осями усилит развитие новых транспортно-коммуникационных коридоров.

Новый меридиональный транспортно-ком-муникационный коридор возможен в случае организации новой трансграничной связи по линии Ачинск - Шира - Абаза - Ак-Довурак - Монго-

лия - Китай, дублирующей трассу «Енисей». Целесообразно создание широтного транспортно-коммуникационного коридора — южного дублера Транссибирской магистрали на базе существующей сегодня связи Казахстан - Барнаул - Новокузнецк - Абакан - Минусинск - Тайшет (на данный момент частично автодорожной, частично железнодорожной).

В прогрессивном развитии природно-экологи-ческого каркаса предлагается выделить экологические коридоры вдоль рек в границах водоохранных

зон с целью сохранения водных ресурсов, способности прибрежных ландшафтов обеспечивать накопление биологически активного материала (семян растений, частиц почвы, ценных минеральных элементов), необходимого для обеспечения экологического баланса. Для сохранения способности лесов насыщать атмосферу кислородом следует определить в качестве узлов природно-экологического каркаса глубинно расположенные участки речных водоразделов, покрытых темнохвойной тайгой,

связав их с природными осями посредством экологических коридоров из вновь создаваемых или сохраняемых лесных насаждений. Природно-эко-логическая каркасная сеть рассматривается как неотъемлемая часть планировочного каркаса.

В планировочном каркасе в результате прогрессивного развития с большей вероятностью произойдет усиление существующих и возникновение новых опорных узлов расселения. Методом каркасных сетей выявлены некоторые опорные

Планировочная модель системы расселения по прогрессивному сценарию Planning model of a settlement system based on the progressive scenario

Транспортно-коммуникационный каркас Transport framework

Прогрессивный сценарий развития Абакано-Енисейского бассейна расселения

Progressive development scenario for the Abakan-Yenisei settlement system

Функциональный каркас Functional framework

Условные обозначения ' Leg

Аграрные оси Agrarian axes Рекреационные оси Recreational axes ^^ Производственно-энергетические оси Production and power generation axes Границы планировочных районов рас-^ селения

Boundaries of settlement planning districts

Условные обозначения / Legend

Трансконтинентальные оси транспортно-коммуникационного каркаса Transcontinental axes of the transport framework

Трансграничные оси транспортно-коммуникационного каркаса Transborder axes of the transport framework

Перспективные до 2050 года Future oriented plans through 2050

Региональные транспортные связи. Существующие

Present-day regional transport links

Региональные транспортные связи. Перспективные

Future oriented regional transport links

Узлы ландшафтно-экологического каркаса

Зона экологического покоя, включая ООПТ

Nodes of the landscaping and environmental framework Zone of environmental repose, including natural reserves

Экологические коридоры Компенсаторные БУФЕРНЫЕ зоны, по периметру каждого планировочного района расселения Environmental corridors Compensatory protective areas along the perimeter of each settlement planning district

Оси экологического каркаса Водоохранные зоны рек Environmental framework axes Water protection areas

Ачинский планировочный район Achinsk planning district

Ачинск Achinsk Существующее положение Возможное развитие

The situation at present Potential development pattern

Канский планировочный район Kansk planning district

К а н с к Kansk

Существующее положение Возможное развитие

The situation at present Potential development pattern

Ширинский и Абразинский планировочные районы Shira and Abaza planning districts

Ш и S h i

Существующее положение The situation at present

р а r a

Возможное развитие Potential development pattern

А A

Ак-Довуракский планировочный район Ak-Dovurak planning district

Существующее положение Возможное The situation at present развитие Potential

к-Довурак development

k-Dovurak pattern

Существующее положение Возможное развитие

The situation at present Potential development pattern

w £ w °

u 3 L_ W

» i

M » »

ш >

Рис. 3. Применение планировочной модели расселения по прогрессивному сценарию Fig. 3. Application of the settlement planning model based on the progressive scenario

узлы расселения, расположенные на пересечении перспективных осей (хозяйственных, транспортных и природных) трех каркасных сетей (функциональной, транспортно-коммуникационной и при-родно-экологической).

На пересечении предлагаемого меридионального транспортно-коммуникационного коридора Ачинск - Шира - Абаза - Ак-Довурак - Монголия -Китай особый стимул градостроительного развития получат имеющиеся узлы расселения (рис. 3):

• г. Ачинск, расположенный на пересечении транспортной оси первого ранга — Транссиба с природной осью второго ранга — р. Чулым. Этот город способен стать средним опорным узлом расселения первого порядка;

• пос. Шира предлагается выделить в качестве среднего опорного узла расселения второго порядка, расположенного на пересечении перспективной трансграничной транспортной оси второго ранга с группой целебных озер на севере Хакасии;

• малый г. Абаза, находящийся на пересечении транспортной оси второго ранга с природной осью второго ранга (р. Абакан - притока Енисея), имеет возможность стать средним опорным узлом расселения второго порядка;

• Ак-Довурак, расположенный на пересечении транспортной оси второго ранга с р. Хемчик (приток Енисея), способен развиваться как средний узел второго порядка.

В случае создания южного дублера Транссибирской магистрали — широтной трансконтинентальной оси первого ранга, на ее пересечении с перспективными природными и хозяйственными осями новое развитие получат опорные узлы: г. Аскиз, г. Абакан и г. Минусинск. Выгодным экономгео-графическим положением в этом случае обладает с. Ирбейское (см. рис. 3):

• Минусинск и Абакан следует рассматривать как потенциальные крупные опорные узлы расселения первого порядка, так как города расположены на пересечении возможной трансконтинентальной оси первого ранга (южный дублер Транссиба) с природной осью первого ранга — р. Енисей;

• пос. городского типа Аскиз имеет потенциал развития как средний узел первого порядка, располагаясь на пересечении перспективной оси первого ранга с природной осью второго ранга — р. Абакан;

• с. Ирбейское является потенциальной точкой формирования среднего опорного узла расселения первого порядка, так как оно расположено на пересечении значимой для будущего развития Сибири транспортной связи Абакан - Тайшет с р. Кан — крупным притоком Енисея.

Опорные узлы расселения формируют в радиусе зоны своего влияния планировочные районы расселения. В случае реализации прогрессивного сценария в границах Абакано-Енисейского бассейна возможно создание еще семи крупных планировочных районов расселения в дополнение к трем агломерациям (выделенным в инерционном сценарии):

• Ачинский планировочный район расселения имеет перспективы формирования вокруг опорного узла — г. Ачинска (Красноярский край), обладающего потенциалом производственного и транспор-тно-логистического узла;

• Ширинский планировочный район обладает перспективами создания вокруг опорного узла — райцентра Шира (Хакасия), имеющего потенциал

рекреационного центра с развитием отдыха и оздоровления на основе многочисленных целебных озер;

• Абазинский планировочный район имеет перспективы формирования вокруг опорного узла — г. Абаза (Хакасия), данный узел способен выполнять функции транспортно-логистического центра и базового рекреационного центра в Западных Саянах;

• Ак-Довуракский планировочный район отличает потенциал формирования с центром в г. Ак-Довурак (Тыва), где целесообразно размещение сельскохозяйственных производств;

• Шагонарский планировочный район следует выделить вокруг пос. Шагонар (Тыва) — потенциального аграрного центра с возможностью развития животноводства и растениеводства;

• Чаданский планировочный район выделяется вокруг опорного узла расселения пос. Чадан (Тыва) — потенциального центра для размещения сельскохозяйственных производств в области животноводства и растениеводства;

• Канский планировочный район предлагается выделить вокруг опорного узла расселения — г Канска с возможностью дополнить сегодняшнюю горнодобывающую промышленность новыми производствами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ

Исследована основа для нового направления, а именно сценарно-сетевых методов планирования градостроительной деятельности: метод каркасных сетей и метод узловых точек. Данные методы были получены в процессе решения поставленных задач. Решены следующие задачи:

• выявлены структурные особенности планировочного каркаса Абакано-Енисейского бассейна расселения, которые обусловлены взаимодействием трех каркасных сетей (транспортно-коммуникаци-онной, функциональной и природно-экологиче-ской), что определяет типологию и расположение узлов расселения;

• построена планировочная модель расселения для изучаемой территории, которая описывает возможные изменения в системе расселения за счет преобразования и развития осей планировочного каркаса;

• составлены сценарии градостроительного развития до середины XXI в. (до 2050 г.) — инерционный и прогрессивный, что позволило определить опорные узлы расселения, обладающие нераскрытым потенциалом, и предложить возможные направления их развития.

Возможные перспективы разработки данной темы лежат в области:

• прогнозирования градостроительной деятельности за счет выявления новых возможностей освоения территории;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• определения узловых точек градостроительной деятельности не только в региональном масшта-

< п

I*

кК

О Г И 3

о С/з § С/3

У 1

о СО

и-

^ I § °

о

=! ( о?

о §

Е м

§ 2

§ 0

2 6

А ГО

> 6

$ (

РТ §

ф ) и

® 7 л "

. ОН ■ £

(Л п (Я у с о ® Ж

о о

О О 10 10 10 10

бе, но и на планировочном уровне городов и поселений с расчетом сценарных вариантов их развития;

• в области установления узловых точек и корректировки консолидированных схем территориального планирования, объединяющих несколько административно-хозяйствующих субъектов (областей, краев и республик, а также нескольких муниципальных районов).

Научный интерес представляет возможность аналогичного исследования применительно к другим подобным территориям, например, Урала, Забайкалья, Дальнего Востока. Для этих регионов также характерна разряженная каркасно-узловая система расселения на обширных пространствах с богатым потенциалом градостроительного освоения и благоприятными условиями.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

N N N N

о о

N N

ci ci К (V U 3 > (Л

с и со N

i - $

ф ф

О ё

о

о о со <

8 « Si §

ОТ " ОТ iE

Е о

CL ° ^ с

ю о

S «

о Е с5 о

СП ^ т- ^

от от

iE 3s

ü (0

1. Туманик Г.Н. Региональные особенности формирования и развития центра крупного (крупнейшего) города Сибири. Новосибирск : НГАХА, 2004. 140 с.

2. Ерохин Г.П. Влияние внешних транспортных коммуникаций на архитектурно-планировочную организацию городов Западной Сибири : дис. ... канд. арх. Новосибирск, 1998. 171 с.

3. Фукс Л.П. Региональное расселение как система: самоорганизация и принципы управления: исследовательская модель расселения на юге Западной Сибири : дис. ... д-ра геогр. наук. СПб., 2007. 390 с.

4. Оглы Б.И., Еремин И.П., Горнева М.И. Формирование перспективной сети населенных мест Западной Сибири // Известия вузов. Строительство и Архитектура. 1976. № 3.

5. Владимиров В.В. Расселение и экология. М. : Стройиздат, 1996. 392 с.

6. Большаков А.Г. Градостроительная организация ландшафта как фактор устойчивого развития территории : дис. ... д-ра архит. Московский архитектурный институт (государственная академия). Иркутск, 2003. 424 с.

7. KingL.J. Central place theory. Reprint. WVU Research Repository, 2020. URL: https://researchrepository. wvu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1007&context=rri-web-book

8. Berliant M., Watanabe A.H. A scale-free transportation network explains the city-size distribution // Quantitative Economics. 2011. Vol. 9. Issue 3. Pp. 1419-1451. DOI: 10.3982/QE619

9. Kulmer V., Koland O., Steininger K.W., Fürst B., Käfer A. The interaction of spatial planning and transport policy: A regional perspective on sprawl // Journal of Transport and Land Use. 2014. Vol. 7. Issue 1. Pp. 57-77. DOI: 10.5198/jtlu.v7i1.374

10. VivianM., Summers R., Andreas W. Nodes and corridors. A review of approaches to Nodes and Corridors planning and its potential application to Edmonton's context. University of Alberta School of Urban & Regional Planning, 2019. 60 p. URL: https://www. edmonton.ca/public-files/assets/document?path=PDF/ Nodes_and_Corridors.pdf

11. Goodspeed R.R., Liu R. Gounaridis D., Lizun-dia C., Newell J. A regional spatial planning model for multifunctional green infrastructure // Environment and

Planning B Urban Analytics and City Science. 2021. DOI: 10.1177/23998083211033610

12. Avin U., Goodspeed R. Using exploratory scenarios in planning practice // Journal of the American Planning Association. 2020. Vol. 86. Issue 4. Pp. 403-416. DOI: 10.1080/01944363.2020.1746688

13. Knaap G.-J., Engelberg D., Avin U., Er-dogan S., Ducca F., Welch T.F. et al. Modeling Sus-tainability Scenarios in the Baltimore-Washington (DC) Region Implications for Methodology and Policy // Journal of the American Planning Association. 2020. Vol. 86. Issue 2. Pp. 250-263. DOI: 10.1080/01944363.2019.1680311

14. Khakee A. Scenario construction for urban planning // Omega. 1991. Vol. 19. Issue 5. Pp. 459-469.

15. Ratcliffe J., KrawczykE. Imagineering city futures: The use of prospective through scenarios in urban planning // Futures. 2011. Vol. 43. Issue 7. Pp. 642-653. DOI: 10.1016/j.futures.2011.05.005

16. Ratcliffe J. Strategic planning policy post-pandemic: the "Great Land Question" // Journal of Property Investment and Finance. 2021. DOI: 10.1108/JPIF-03-2021-0026

17. Hoch C. Utopia, scenario and plan: A pragmatic integration // Planning Theory. 2014. Vol. 15. Issue 1. DOI: 10.1177/1473095213518641

18. Hopkins L.D., ZapataM. Engaging the future: Forecasts, scenarios, plans, and projects. Cambridge, MA : Lincoln Institute of Land Policy, 2007. 23 p.

19. Zapata M.A., Kaza N. Radical uncertainty: scenario planning for futures // Environment and Planning B: Planning and Design. 2015. Vol. 42. Issue 4. Pp. 754-770.

20. Кузык Б.Н. Инновационное развитие России: сценарный подход. М. : Ин-т экономических стратегий, 2009. 31 с.

21. Cai A., Wang J., MacLachlan I., Zhu L. Modeling the trade-offs between urban development and ecological process based on landscape multi-functionality and regional ecological networks // Journal of Environmental Planning and Management. 2020. Vol. 63. Issue 13. Pp. 1-23. DOI: 10.1080/09640568.2020.1723507

22. Sevtsuk A. Analysis and planning of urban networks // Encyclopedia of Social Network Analysis and Mining. 2017. DOI: 10.1007/978-1-4614-71639 43-1

23. Brand A., Drewes J.E. Regional corridor mo- and Planning B. 2021. Vol. 48. Issue 9. Pp. 2691-2709. del: Towards a regional corridor model // Environment DOI: 10.1177/2399808320987844

Поступила в редакцию 3 декабря 2021 г. Принята в доработанном виде 9 февраля 2022 г. Одобрена для публикации 9 февраля 2022 г.

Об авторе: Павел Владимирович Скрябин — кандидат архитектуры, доцент, доцент кафедры градостроительства; Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ);

190005, г. Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 4; РИНЦ ID: 954888, ORCID: 0000-0003-1903-6444; paulskryabin@yandex.ru.

REFERENCES

1. Tumanik G.N. Regional features of the formation and development of the center of a large (largest) city in Siberia. Novosibirsk, Novosibirsk State University of Architecture, 2004; 140. (rus.).

2. Erohin G.P. The influence of external transport communications on the architectural and planning organization of cities in Western Siberia. Novosibirsk, 1998; 171. (rus.).

3. Fuks L.P. Regional settlement as a system: self-organization and management principles: a research model of settlement in the South of Western Siberia. St. Peterburg, 2007; 390. (rus.).

4. Ogly B.I., Eryomin I.P., Gorneva M.I. A promising network of settlements in Western Siberia. News of higher educational institutions. Construction and Architecture. 1976; 3. (rus.).

5. Vladimirov V.V. Settlement and ecology. Moscow, Stroyizdat, 1996; 392. (rus.).

6. Bol'shakov A.G. Urban planning landscape organization as a factor of sustainable territory development. Irkutsk, 2003; 424. (rus.).

7. King L.J. Central Place Theory. Reprint. WVU Research Repository, 2020. URL: https://research-repository.wvu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article= 1007&context=rri-web-book

8. Berliant M., Watanabe A.H. A scale-free transportation network explains the city-size distribution. Quantitative Economics. 2011; 9(3):1419-1451. DOI: 10.3982/QE619

9. Kulmer V., Koland O., Steininger K.W., Fürst B., Käfer A. The interaction of spatial planning and transport policy: A regional perspective on sprawl. Journal of Transport and Land Use. 2014; 7(1):57-77. DOI: 10.5198/jtlu.v7i1.374

10. Vivian M., Summers R., Andreas W. Nodes and Corridors. A review of approaches to Nodes and Corridors planning and its potential application to Edmonton's context. University of Alberta School of Urban & Regional Planning, 2019; 60. URL: https://www. edmonton.ca/public-files/assets/document?path=PDF/ Nodes_and_Corridors.pdf

11. Goodspeed R.R., Liu R., Gounaridis D., Li-zundia C., Newell J. A regional spatial planning model for multifunctional green infrastructure. Environment

and Planning B Urban Analytics and City Science. 2021. DOI: 10.1177/23998083211033610

12. Avin U., Goodspeed R. Using Exploratory Scenarios in Planning Practice. Journal of the American Planning Association. 2020; 86(4):403-416. DOI: 10.1080/01944363.2020.1746688

13. Knaap G.-J., Engelberg D., Avin U., Er-dogan S., Ducca F., Welch T.F. et al. Modeling Sustainability Scenarios in the Baltimore-Washington (DC) Region Implications for Methodology and Policy. Journal of the American Plan- < n ning Association. 2020; 86(2):250-263. DOI: 8™ 10.1080/01944363.2019.1680311 I |

14. Khakee A. Scenario construction for urban ^ K planning. Omega. 1991; 19(5):459-469. S r

15. Ratcliffe J., Krawczyk E. Imagineering city C y futures: The use of prospective through scenarios in M I urban planning. Futures. 2011; 43(7):642-653. DOI: § N 10.1016/j.futures.2011.05.005 & 9

16. Ratcliffe J. Strategic planning policy post-pan- 0 7 demic: the "Great Land Question". Journal of Property a o Investment and Finance. 2021. DOI: 10.1108/JPIF-03- o &

2021-0026 C i

17. Hoch C. Utopia, scenario and plan: A prag- § )

§

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

matic integration. Planning Theory. 2014; 15(1). DOI: o S

10.1177/1473095213518641 S.z

O 2

18. Hopkins L.D., Zapata M. Engaging the future: ^ 0 Forecasts, scenarios, plans, and projects. Cambridge, & — MA, Lincoln Institute of Land Policy, 2007; 23. C g

19. Zapata M.A., Kaza N. Radical uncertainty: e ° scenario planning for futures. Environment and Plan- 0 i ning B: Planning and Design. 2015; 42(4):754-770. & )

20. Kuzyk B.N. Innovative development of Russia: < ^ scenario approach. Moscow, 2009; 31. (rus.). U o

21. Cai A., Wang J., MacLachlan I., Zhu L. Mo- 3 1 deling the trade-offs between urban development and 1 ? ecological process based on landscape multi-function- ? p ality and regional ecological networks. Journal of Envi- $ y ronmental Planning and Management. 2020; 63(13):1- 3 K 23. DOI: 10.1080/09640568.2020.1723507 J? J?

22. Sevtsuk A. Analysis and Planning of Urban g g Networks. Encyclopedia of Social Network Analysis and 2 2 Mining. 2017. DOI: 10.1007/978-1-4614-7163-9_43-1

23. Brand A., Drewes J.E. Regional corridor ment and Planning B. 2021; 48(9):2691-2709. DOI: model: Towards a regional corridor model. Environ- 10.1177/2399808320987844

Received December 3, 2021.

Adopted in revised form on February 9, 2022.

Approved for publication on February 9, 2022.

Bionotes: Pavel V. Skryabin — Candidate of Architecture, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Urban Planning; Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (SPbGASU); 4 2nd Krasnoarmeyskaya st., Saint Petersburg, 190005, Russian Federation; ID RISC: 954888, ORCID:0000-0003-1903-6444; paulskryabin@yandex.ru.

N N

N N

О О

tv N

city

* (V U 3

> (Л

с и to I»

i

- s

CD <u

о S

о

о о CO <

8 « Si §

(Л "

со iE

E О

CL °

^ с

ю о

S «

о E

со ^

T- ^

CO CO

Ü W

iE 35

О (0 №

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.